Глава 26 кодекса российской федерации об административных правонарушениях. предмет доказывания. доказательства. оценка доказательств. адвокат по административным делам

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Другой комментарий к Ст. 26.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Сущность вещественного доказательства, в отличие от личных доказательств, состоит в непосредственном материальном отображении, запечатлении следов административного правонарушения.

2. Вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении являются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Орудия совершения административного правонарушения — это все предметы, которые были использованы правонарушителем для достижения противоправного результата, независимо от основного назначения предмета.

Предметы, на которые было направлено противоправное деяние, неоднородны и многочисленны. Поэтому круг предметов, могущих стать вещественными доказательствами, заранее определить невозможно.

3. В ч.2 данной статьи закреплены процессуальные аспекты вещественных доказательств. В частности, в ней установлено, что вещественные доказательства должны быть описаны в протоколе об административном правонарушении, протоколах осмотра, в случае необходимости сфотографированы и приобщены к делу особым постановлением лиц, производящих административное расследование, или определением судьи.

Как видно, процессуальная форма вещественных доказательств включает в себя три момента:

1) должен быть процессуально оформлен факт обнаружения или получения предмета уполномоченным должностным лицом. Обычно вещи изымаются в ходе какого-либо процессуального действия (осмотр помещения, взятие проб и образцов и др.). Предметы могут быть представлены лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, потерпевшим, свидетелем, другими участниками производства по делу об административном правонарушении;

2) вещественное доказательство должно быть осмотрено и подробно описано, и если есть в том необходимость, сфотографировано. Осмотр вещественного доказательства чаще всего производится при осуществлении изъятия орудия и предмета совершения административного правонарушения;

3) точная процессуальная фиксация факта приобщения предмета к делу в качестве вещественного доказательства необходима. Это обусловлено тем, что такие предметы нередко представляют определенную ценность.

4. Вещественные доказательства хранятся до вынесения постановления о назначении административного наказания. Они могут быть возвращены их владельцам до разрешения дела, если это возможно без ущерба для производства по делу, Вещественные доказательства, подверженные быстрой порче, если они не могут быть возвращены владельцу, сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению.

Комментарий к ст. 26.4 КоАП

1. Назначение экспертизы по делу об административном правонарушении требуется, когда в процессе его производства возникает необходимость в использовании специальных познаний. Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», определение о назначении экспертизы может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего, прокурора, защитника.

2. При решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учетом объема и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу (часть 1 статьи 25.1, часть 2 статьи 25.2, часть 4 статьи 26.4 КоАП РФ), необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом (п. 12).

3. Правовое положение эксперта как участника административного производства определено в ст. 25.9 КоАП. Пленум Верховного Суда Российской Федерации также указал, что поскольку статьей 25.9 КоАП РФ эксперту не предоставлено право истребовать доказательства для производства экспертизы и выяснять у участников производства какие-либо обстоятельства, все необходимые для производства экспертизы данные должны быть установлены и собраны судьей, назначившим экспертизу, и предоставлены эксперту.

4. Существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы является нарушением, влекущим невозможность использования доказательств. Однако не является нарушением порядка назначения и проведения экспертизы неисполнение обязанностей, изложенных в части 4 статьи 26.4 КоАП РФ, если лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было надлежащим образом сообщено о времени и месте ознакомления с определением о назначении экспертизы, но оно в назначенный срок не явилось и не уведомило о причинах неявки, либо если названные лицом причины неявки были признаны неуважительными (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5).

5. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Это обусловлено тем, что заключение эксперта является видом доказательств, а в соответствии со ст. 26.11 КоАП судья, орган, должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению и никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Однако заключение эксперта как одно из важных доказательств по делу об административном правонарушении не может быть произвольно проигнорировано, и в силу этого несогласие с заключением должно быть мотивировано.

Комментарий к статье 7.26. КоАП РФ:

1. Данная новая статья направлена на сохранение картографо-геодезических материалов и данных для удовлетворения потребностей государства, граждан и юридических лиц в этой продукции.

2. Объект правонарушения — право собственности государства на картографо-геодезические материалы и данные (подробнее см. комментарий к ст. 7.25).

Согласно Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии» граждане и должностные лица — пользователи материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда РФ обязаны обеспечивать сохранность полученных во временное пользование вышеуказанных материалов и данных, возвращать их в установленные сроки, не разглашать содержащиеся в них сведения, составляющие государственную тайну (п. 9 ст. 9).

3. Субъектами данного правонарушения являются пользователи вышеуказанных материалов и данных, т.е. граждане, юридические лица и их должностные лица, а равно работники юридических лиц, осуществляющие управленческие функции.

4. Объективная сторона правонарушения заключается в небрежном хранении и вследствие этого утрате картографо-геодезических материалов и данных в любом виде, на любых носителях. Утрата может заключаться не только в потере материалов и данных, но и в их порче, делающей невозможным их использование по прямому назначению.

Материалы и данные государственного картографического фонда РФ, отнесенные в установленном порядке к составу Архивного фонда РФ, хранятся в соответствии с законодательством РФ об Архивном фонде РФ. Нарушение правил хранения этих архивных материалов, повлекшее их утрату, должно квалифицироваться по данной статье.

Картографо-геодезические материалы и данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или отнесенные к конфиденциальным, должны учитываться, храниться, передаваться и использоваться по правилам, установленным для таких сведений. Нарушение этих правил в зависимости от обстоятельств и последствий может повлечь уголовную ответственность по ст. 284 УК РФ либо административную ответственность по ст. 13.14 Кодекса.

5

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется, как правило, виной в форме неосторожности, приведшей к небрежному хранению материалов и данных

6. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименования географических объектов (ст. 23.58).

Полномочиями по возбуждению дел наделены должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Комментарий к Ст. 26.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья определяет обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, закрепляет содержание предмета доказывания. Выяснение указанных в анализируемой статье обстоятельств является обязанностью судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

2. Основным подлежащим доказыванию вопросом является вопрос о наличии события административного правонарушения. Отвечая на него, необходимо прежде всего установить, имело ли место противоправное деяние, предусмотренное Кодексом или принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если юридический состав правонарушения предусматривает наступление вредных материальных последствий (материальный состав), надо определить, имеются ли такие последствия, а также существует ли причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями. Когда объективная сторона юридического состава данного административного правонарушения определяется и иными факторами (временем, местом, способом, характером совершения деяния, его повторностью, неоднократностью, злостностью, систематичностью), необходимо установить, присущи ли они фактически совершенному деянию. При положительных ответах на все эти вопросы можно говорить о наличии события административного правонарушения.

3. В процессе производства по делу об административном правонарушении необходимо установить лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), и способность этого лица быть субъектом данного правонарушения. Административная ответственность наступает лишь по достижении 16-летнего возраста на момент совершения проступка. При длящемся правонарушении возраст определяется на момент его окончания. Лицо считается достигшим того или иного возраста в ноль часов суток, следующих за днем его рождения. Обстоятельством, исключающим возможность лица быть субъектом правонарушения, является его невменяемость (в момент совершения противоправного деяния). При рассмотрении дела необходимо также выяснить, является ли лицо специальным субъектом данного правонарушения.

4. Установив событие и лицо, совершившее противоправное деяние, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны выяснить, виновно ли данное лицо

Для этого необходимо на основе оценки всех обстоятельств дела установить, имелись ли в действиях (бездействии) этого лица умысел или неосторожность. Когда юридический состав данного правонарушения в качестве обязательных признаков его субъективной стороны предусматривает определенные цель и (или) мотив совершения правонарушения, они также подлежат выяснению

Если указанные цель и (или) мотив не доказаны, то ответственность за данное правонарушение исключается.

5. Комментируемая статья обязывает судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело, выяснить не только характер правонарушения, личность виновного, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Такие обстоятельства предусмотрены ст. ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, могут признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве. Выяснению подлежат также характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

6. При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу. Такие обстоятельства предусмотрены ст. 24.5 КоАП РФ. К ним, кроме указанных выше, относятся: действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного взыскания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, и некоторые другие. При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое дело подлежит прекращению. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны выяснить и иные обстоятельства, значимые для правильного его разрешения (например, вопрос о целесообразности освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения), а также причины и условия совершения этого правонарушения.

Другой комментарий к Ст. 26.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Как вытекает из смысла и содержания данной статьи, следует выделять две группы вещественных доказательств, образующих понятие документы.

К первой группе относятся документы, сведения которых изложены или удостоверены организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами. Сущность излагающих (фиксирующих) документов заключается в том, что в них сообщаются сведения об обстоятельствах, имеющих значение по делу (характеристики, протоколы собраний, письма, заявления, объяснения граждан).

К числу удостоверяющих документов относятся такие, которые официально подтверждают те или иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Например, удостоверяющими являются документы, по которым устанавливается личность, подтверждается наличие прав и обязанностей: паспорт, лицензия, свидетельство о праве собственности, договоры. При необходимости по поводу содержания документа могут быть сделаны запросы выдавшим его органам.

Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты (печать, подписи и т.д.). В отношении бухгалтерских документов разработаны специальные способы их проверки (например, камеральная и выездная налоговая проверка). Если возникают сомнения в подлинности документов, они подлежат тщательной проверке и исследованию. В этих целях может быть проведена экспертиза.

Ко второй группе доказательств относятся протоколы, которыми удостоверяются обстоятельства и факты, установленные при осмотре помещений, административном задержании, при изъятии проб и образцов, и т.д, а также протокол об административном правонарушении. Данная группа доказательств характеризуется особым способом их получения: они могут быть получены только путем совершения процессуальных действий. Сведения, содержащиеся в протоколе, должны быть закреплены в порядке, предусмотренном КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным на совершение процессуального действия. В частности, формы, основные атрибуты протокола об административном задержании определены в ст.27.4; протокола об административном правонарушении — в ст.28.2.

Протоколы, которыми удостоверяются обстоятельства и факты, установленные в ходе процессуальных действий, являются самостоятельным видом доказательств. Эти доказательства содержат данные, непосредственно воспринятые уполномоченным на то должностным лицом, обнаруженные и наблюдавшиеся ими самими. Если в протоколе фиксируются сведения, полученные от других лиц (объяснения потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого составлен протокол), то они относятся к соответствующему виду доказательств (объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей).

2. Наиболее распространенными являются письменные документы (печатные и рукописные). Однако в связи с научно-техническим прогрессом и созданием новых средств фиксации информации все большее распространение получает неписьменная документация — фото-, киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных, иные носители информации. Таким образом, для отнесения предмета к документу не имеет значения материал, из которого он изготовлен (например, бумага или магнитофонная лента). Доказательством по делу об административном правонарушении такой документ становится в случаях, если зафиксированные в нем сведения имеют значение по делу.

3. В принципе любой документ может стать вещественным доказательством, он обладает каким-либо из признаков, предусмотренных ст.26.6 КоАП РФ.

На практике часто бывает трудно разграничить документ и вещественное доказательство. Их различие состоит в том, что доказательственное значение документа определяется его содержанием, а доказательственное значение вещественного доказательства — его физическими признаками. Например, лицензия на осуществление конкретного вида деятельности сама по себе является официальным документом. Однако в случае подделки лицензии она выступает в качестве вещественного доказательства.

Процессуальная природа фото-, киноизображений и т.д. содержит в себе элементы условности и элементы копирования. Поэтому отнести их к какому-либо доказательству очень трудно. Здесь усматривается смешанный характер доказательства.

Комментарий к статье 13.26. КоАП РФ:

1. Цель данной статьи — обеспечить своевременное вручение судебных извещений гражданам и юридическим лицам, являющимся участниками гражданского, уголовного или административного процесса, и тем самым способствовать транспарентности правосудия, своевременному рассмотрению судьями соответствующих дел, защите прав и законных интересов как лиц, привлекаемых к ответственности, так и потерпевших, а также других лиц, участвующих в процессе судопроизводства.

2. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере осуществления функций и полномочий, возложенных Конституцией РФ и законодательными актами РФ на судебную систему.

КоАП РФ (см. ст. ст. 4.5, 24.1, 25.1, 28.2, 28.5, 28.8, 29.6, 29.7 и др.) содержит ряд процессуальных норм, определяющих процессуальные сроки, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях. Несоблюдение этих норм влечет негативные юридические последствия, в том числе нарушение порядка и сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях в связи с нарушением порядка или сроков доставки судебных извещений.

Как показывает судебная практика, операторами почтовой связи нередко нарушаются установленные соответствующими нормативами сроки доставки судебных повесток, а также сообщений суду о доставке (вручении) такого судебного извещения или невозможности его вручения.

3. Согласно ст. 4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (с изм. и доп.) порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ныне — это Министерство связи и массовых коммуникаций РФ). В указанной выше ст. 4 ФЗ «О почтовой связи» оговорено, что особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства РФ.

К сожалению, КоАП РФ не содержит в разделе IV положений о процессуальных сроках и о судебных извещениях и вызовах. В то же время ГПК РФ (см. гл. 9 и 10), АПК РФ (см. гл. 10 и 12), УПК РФ (см. гл. 17) с большей или меньшей полнотой разрешают эти вопросы. На наш взгляд, наиболее четкими являются нормы гл. 10 ГПК РФ (ст. ст. 113 — 120).

В Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» не определены особенности порядка доставки судебных извещений. Не указаны эти особенности и в Постановлении Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».

Таким образом, следует ожидать издания нового нормативного правового акта по данному вопросу, который согласно ФЗ «О почтовой связи» должен быть принят уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует отметить, что Приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 г. установлены особые правила и сроки приема, хранения почтовых отправлений, связанных с судебными извещениями.

4. Объективная сторона административного правонарушения по данной статье — недоставление или нарушение установленных сроков доставки судебных документов оператором почтовой связи.

5. Субъект правонарушения — должностное лицо федерального почтового предприятия (учреждения), обеспечивающего оказание услуг почтовой связи (см. примечание к ст. 2.4 Кодекса). К ответственности может быть привлечено и соответствующее юридическое лицо.

6

Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности

7. Дела об административных правонарушениях по данной статье согласно п. 1 ч. 2 ст. 23.68 Кодекса рассматривают старшие судебные приставы территориальных органов (по субъектам РФ) Федеральной службы судебных приставов (см. Положение об указанной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 (с изм. и доп.).

Протоколы об административных правонарушениях по данной статье составляют судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов (п. 77 ч. 2 ст. 28.3).

Комментарий к Статье 26.3 КоАП РФ

1. Комментируемая статья раскрывает понятие одного из наиболее важных доказательств по делу об административном правонарушении. Правовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, отражено в ст. 25.1 КоАП, потерпевшего — в ст. 25.2, свидетелей — в ст. 25.6. Во всех случаях Кодекс закрепляет право указанных лиц давать объяснения по существу разбираемого дела. В отношении свидетелей это право является и обязанностью. Кроме того, при получении показаний свидетелей следует помнить, что свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

2. Форма сообщения сведений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, может быть как письменной, так и устной. В то же время ч. 2 комментируемой статьи содержит требование обязательной фиксации указанных сведений и раскрывает основные варианты такой фиксации.

Комментарий к Ст. 26.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, вправе истребовать сведения, необходимые для его разрешения. Законодатель не ограничивает это право возможностью истребовать сведения лишь в государственных и муниципальных органах, организациях, учреждениях. Помимо таких субъектов любой формы собственности, судья, орган, должностное лицо могут истребовать необходимые сведения также в общественных объединениях (как наделенных правами юридического лица, так и не имеющих такого статуса) и у граждан. Какие сведения истребуются, решают сам судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело. Об истребовании сведений они выносят определение.

2. Если в ходе подготовки дела к рассмотрению выяснится, что для обеспечения его полного и всестороннего рассмотрения следует получить дополнительные документы и иные доказательства, судье, органу, должностному лицу необходимо их истребовать.

Согласно комментируемой статье истребованные сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня, когда получено определение об их истребовании, а если совершенное правонарушение влечет административный арест или административное выдворение — незамедлительно. Однако далеко не каждый субъект, у которого истребуются сведения, знает, какие правонарушения влекут административный арест или административное выдворение, и способен в необходимой степени оценить полноту и конкретность изложенных в его ответе материалов. В связи с этим в сопроводительном письме к определению (или даже в самом определении) целесообразно указать не только срок направления запрашиваемых сведений, но и примерные структуру ответа и перечень вопросов, которые должны быть в нем отражены (а также сроки и форму уведомления о невозможности представить истребованные сведения).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

3. При невозможности представления истребуемых сведений организация обязана в трехдневный срок письменно уведомить об этом лицо, вынесшее определение. Закон не уточняет срок и форму уведомления гражданами судьи, органа, должностного лица о невозможности представления истребуемых сведений. Что касается срока такого уведомления, то здесь, видимо, целесообразно придерживаться трех дней, установленных законом для организаций. Возможная форма уведомления (письменная, устная при личной явке, по телефону) может быть определена самим судьей, органом, должностным лицом.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.