Статья 257. порядок определения стоимости амортизируемого имущества

Алан-э-Дейл       21.10.2022 г.

Реализация НМА

При реализации объекта интеллектуальной собственности по договору отчуждения исключительных прав выручка от реализации признается на дату перехода исключительного права от правообладателя к приобретателю независимо от факта оплаты. Следовательно, если договор об отчуждении исключительного права подлежит государственной регистрации, то доход от реализации учитывается в целях налогообложения на дату такой регистрации, если не подлежит – в момент заключения договора (если стороны не договорятся об ином) (п. 3 ст. 271, п. 1 ст. 39 НК РФ, п. 4 ст. 1234 ГК РФ).

Финансовый результат будет определяться в налоговом учете в соответствии с п. 1 ст. 268 НК РФ. Данной нормой предусмотрено, что доходы от реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить на его остаточную стоимость, определяемую по п. 1 ст. 257 НК РФ, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией (например, на сумму пошлины за государственную регистрацию договора, если расходы на ее уплату в соответствии с договором несет правообладатель). Если в результате такого уменьшения в налоговом учете образуется убыток, он отражается в составе прочих расходов равными частями в течение времени, рассчитанного как разница между сроком полезного использования НМА и сроком его фактического использования (п. 3 ст. 268, ст. 323 НК РФ).

Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 №71а.

НДФЛ

Вычет на фитнес

Федеральным Законом от 05.04.2021 № 88-ФЗ НК РФ, определяющий перечень и порядок предоставления социальных вычетов по НДФЛ, был дополнен пп. 7, посвященным так называемому вычету на фитнес. Этот вычет предоставляется в сумме расходов, уплаченных налогоплательщиком за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные спортивными организациями (ИП), осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности:

  • ему самому;

  • его детям (в том числе усыновленным) или подопечным в возрасте до 18 лет.

При этом и сами физкультурно-оздоровительные услуги, и организации (ИП), оказывающие их, должны отвечать определенным требованиям.

Максимальная сумма годовых затрат на физкультуру и спорт, с которых можно получить налоговый вычет, – 120 000 руб. в год ( НК РФ). Возврату подлежат 13 % от потраченной суммы. В эту сумму не включаются затраты на обучение детей и подопечных (в размере не более 50 000 руб. в год на каждого обучающегося для обоих родителей, опекунов, попечителей) и на дорогостоящее лечение ( НК РФ). Согласно НК РФ размер вычета на дорогостоящее лечение не ограничен.

Согласно Закону № 88-ФЗвычет на фитнес должен был начать действовать с 2022 года. Однако ст. 7 Закона № 305-ФЗ порядок вступления в силу правил об этом вычете скорректирован – они начнут действовать с 01.08.2021, а вот применять его нормы можно будет к доходам, полученным налогоплательщиком начиная с 2022 года.

Личный интерес

Законом № 305-ФЗ скорректирован и НК РФ. Благодаря изменениям налогоплательщики со следующего года в ряде случаев могут не указывать в декларации по форме 3-НДФЛ доходы от продажи недвижимости до истечения 3 и 5 лет владения. В частности, в декларации можно не отражать доходы, если в отношении объекта гражданин пользуется правом на имущественный вычет. При этом стоимость проданной недвижимости или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не должна превышать предельный размер вычета:

  • 1 000 000 руб. – для жилья, садовых домов и земельных участков (абз. 2 НК РФ);

  • 250 000 руб. – для иной недвижимости (абз. 3 и 4 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщикам не нужно будет подавать в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 000 000 руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) – до 250 000 руб.

Налоговый Кодекс РФ 2021 — 2021

  • Указ Президента РФ от 03.04.2002 N 311

    «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»

  • Указ Президента РФ от 05.12.2001 N 1408

    «О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию

    «О бюджетной политике на 2002 год»

Все документы >>>

  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 (ред. от 30.01.2021)

    «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»

  • Постановление Правительства РФ от 30.01.2021 N 82

    «О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и признании утратившими силу постановлений Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 1725 и от 26 декабря 2021 г. N 2287» (вместе с «Правилами заключения (расторжения) соглашения о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, внесения изменений в указанное соглашение и осуществления контроля за его исполнением»)

  • Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2021 N 96-р

    «О проекте федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с переносом чемпионата Европы по футболу UEFA 2021 года»»

Все документы >>>

  • Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2021 года
  • Письмо ФАС России от 02.02.2021 N ТН/6752/21

    «О вступлении в силу приказа ФАС России от 09.09.2020 N 820/20»

  • Письмо ФНС России от 02.02.2021 N БС-4-11/

    «По вопросу обложения страховыми взносами стоимости бесплатного питания работников, осуществляемого в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации» (вместе с «Письмом» Минфина России от 28.01.2021 N 03-15-07/5265)

Все документы >>>

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(с изменениями на 29 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 22 января 2021 года)

____________________________________________________________________

Амортизация основных средств в новой редакции главы 25 НК РФ

Изменения, внесенные в гл.25 НК РФ, затронули порядок учета амортизируемого имущества и начисления амортизации. Прежде всего, частично пересмотренным оказался состав амортизируемого имущества. Во-первых, право собственности теперь не является абсолютно необходимым для того, чтобы имущество было амортизируемым (это, в частности, касается договоров лизинга). Во-вторых, более четко очерчены границы имущества, признаваемого амортизируемым, — стоимость больше 10 000 руб. и срок полезного использования более 12 месяцев. Таким образом, оба важнейших критерия собраны в одном определении. Земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально — производственные запасы, товары, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные и опционные контракты) прежде не относились к амортизируемому имуществу. В соответствии с новой редакцией ст.256 НК РФ перечисленное имущество (к которому добавлены объекты незавершенного капитального строительства) не подлежит амортизации. Кроме того, п.2 ранее содержал перечень имущества, не включаемого в состав амортизируемого, в настоящее время, слегка изменившись по содержанию, данный перечень включает уже виды амортизируемого имущества, которые не подлежат амортизации.

При всей кажущейся одинаковости формулировок можно заметить, что по содержанию категория «амортизируемое имущество» приблизилась к категории «внеоборотные активы». Кроме того, все правила, установленные гл.25 НК РФ для амортизируемого имущества, автоматически распространяются и на те виды, для которых ранее они не действовали (например, в части определения стоимости имущества или учета операций с ним).

Впрочем, и компоненты упомянутого перечня также несколько видоизменились, если буквально рассматривать и анализировать текст новых формулировок. Например, в первоначальной редакции критерием того, какое имущество нужно амортизировать, являлась цель приобретения (для коммерческой или некоммерческой деятельности), а теперь — источник его приобретения (не амортизируется полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет таких поступлений). Кроме того, раньше амортизировалось только имущество, активно используемое для получения прибыли, а теперь амортизируется даже вообще не используемое имущество, так как для освобождения от амортизации необходимо его использование непосредственно в некоммерческой деятельности.

Схожие изменения коснулись имущества (включая дорожные и лесные объекты внешнего благоустройства), приобретенного (созданного) с использованием целевых бюджетных ассигнований или аналогичных средств. Прежде амортизация не начислялась только в части стоимости, приходящейся на величину таких средств, а теперь наличие любой, пусть даже мизерной части бюджетного финансирования означает отсутствие амортизации (кроме случаев приватизации).

Пример. ООО возвело здание общей стоимостью 1 000 000 руб. В процессе строительства оно единовременно получило средства целевого бюджетного финансирования в размере 2% сметной стоимости строительства, т.е. 20 000 руб. Руководствуясь прежней редакцией ст.256 НК РФ, ООО имело право начислять амортизацию на данный объект исходя из его стоимости за вычетом средств бюджетного финансирования, т.е. 980 000 руб. Однако теперь, несмотря на крайне незначительную долю использованных бюджетных средств, формально оно не имеет права амортизировать данное здание вообще.

Являются амортизируемым имуществом, но не подлежат амортизации в целях исчисления налога на прибыль также приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, оплата которых при приобретении производится периодическими платежами в течение срока действия договора. Кроме того, в состав прочих расходов включена списываемая единовременно стоимость исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые дешевле 10 000 руб. Таким образом, согласно новой редакции гл.25 помимо «малоценных» основных средств теперь имеются и «малоценные нематериальные активы».

Новый учет основных средств в 2021 году

С первого января 2021 года разрешено применять в работе новый стандарт по бухгалтерскому учету ОС — ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утвержденные Приказом Минфина РФ от 17.09.2020 № 204н. Обязательными новые правила станут с отчетности за 2022 год, поэтому сейчас можно продолжать вести учет по правилам действующего ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н).

В качестве основных изменений в правилах можно отметить следующие:

  • исключили условие о том, что основным средством можно признать только то имущество, которое не планировали продавать в дальнейшем. Вместо этого объект можно будет переквалифицировать в долгосрочный актив к продаже;
  • отменили лимит по стоимости объекта для признания его основным средством. Теперь лимит можно будет установить самостоятельно в учетной политике. Например, можно предусмотреть лимит как в налоговом учете — 100 тыс. рублей;
  • обязали распределять основные средства по видам и группам. Виды объектов следующие: недвижимость, средства транспортные, машины и оборудование, инвентарь производственный и хозяйственный, другие. В группы надо объединять объекты одного вида, которые используют схожим образом;
  • появилась обязанность проверять основные средства на факт обесценения по стандарту МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».

Другой комментарий к Ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК в целях налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признаются отдельные виды имущества, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

1) находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК);

2) используются налогоплательщиком для извлечения дохода;

3) погашение стоимости осуществляется путем начисления амортизации;

4) срок полезного использования составляет более 12 месяцев;

5) первоначальная стоимость составляет более 20000 рублей.

Несоблюдение какого-либо из данных требований означает, что налогоплательщик не может относить имущество к амортизируемому.

С 01.01.2009 объект концессионного соглашения подлежит амортизации у концессионера в течение срока действия указанного соглашения в порядке, установленном главой 25 НК. Его первоначальная стоимость определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК (абзац 10 пункта 1 статьи 257 НК).

Определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому, по мнению Минфина России, необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства.

Под расходами на объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (письмо Минфина России от 04.12.2008 N 03-03-06/4/94).

Минфин России не разрешает учитывать в составе расходов или в виде амортизационных отчислений суммы, затраченные на внешнее благоустройство, ссылаясь на подпункт 4 пункта 2 статьи 256 НК (см., например, письмо от 07.11.2007 N 03-03-06/1/777).

Минфин России в письме от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203 указывает на то, что в случае если обустройство территории необходимо в соответствии с актами законодательства, то такие расходы учитываются при налогообложении прибыли в соответствии с положениями ст. 260 НК.

В письме от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745 Минфин России отмечает, что в законодательстве отсутствует понятие «благоустройство территории». В связи с этим под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Минфин России приходит к выводу о том, что расходы на благоустройство территории текущего характера, не связанные с коммерческой деятельностью организации, также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК.

В то же время по смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.