Гражданский кодекс российской федерации (часть первая) от 30.11.1994 n 51-фз ст 225 (ред. от 28.06.2021)

Алан-э-Дейл       16.07.2022 г.

Признаки бесхозяйной вещи

Бесхозяйной считается вещь, которая не имеет собственника, или собственник которой не известен. Это может быть движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги. Отсутствие собственника означает принятие мер по его установлению (подача объявлений, владение вещью как собственной).

Брошенные собственником (когда точно известно, кто это) или оставленные им движимые вещи могут быть также признаны бесхозяйными (например, вещи, которые не указаны прямо в договоре купли-продажи, но оставленные вместе с предметом такого договора). Отказ может быть выражен в письменной форме (в ходе переписки, например), в форме бездействия (непринятие мер по возвращению такого имущества в свою собственность). То есть в указанном случае намерение собственника оставить вещи должно явно вытекать из обстоятельств, при которых новый владелец получил их.

Найденные другим лицом вещи, или находка, не являются бесхозяйными. Владелец должен сообщить о находке, в том числе в органы полиции или местного самоуправления (когда он не знает собственника и других лиц, которые могли бы ее получить). Право собственности на находку приобретается по истечении 6 месяцев с даты обращения в уполномоченные органы и при условии отсутствия обращения собственника за вещью.

Не требуется признание вещи бесхозяйной в судебном порядке и установления права собственности на нее, когда движимые вещи найдены на своем земельном участке, и стоимость их не превышает 5 МРОТ, брошенные лом металлов, бракованная продукция и другие отходы. Если собственник земельного участка начинает их использовать, предпринимать меры по их сохранности и т.п., собственность на них возникает автоматически в силу закона.

Не будут бесхозяйными вещи лица, которое признано безвестно отсутствующим или умершим, ведь они перейдут в порядке наследования новым собственникам.

Что значит «бесхозяйное» имущество?

21.01.2016 21:09

Анапский отдел

Заявители, обращаясь в Анапский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с разными вопросами, связанными с государственной регистрацией прав, нередко задают вопрос о бесхозяйном имуществе. И консультация специалиста, как правило, помогает людям разобраться в существе вопроса.

С 1 января 2015 года вступил в силу Приказ Министерства экономического развития России от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В соответствии с установленным Порядком на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Процедура принятия на учет включает в себя следующие стадии:
— прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей;
— правовая экспертиза документов;
— внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Кто вправе обращаться с соответствующим заявлением в Росреестр? Это:
— органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органы местного самоуправления муниципальных районов (в случае нахождения объекта недвижимости на территории нескольких муниципальных образований, с заявлением вправе обратиться любой из органов местного самоуправления, на территории которого находится часть объекта, но с обязательным указанием наименования другого муниципального образования);
В соответствии с пунктом 7 Порядка к заявлению должны прилагаться такие документы, как:
— документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник не известен);
— заявление собственника (собственников) об отказе от права собственности;
— копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права у лица, отказавшегося от своего права собственности на объект недвижимости.
Порядок представления документов одинаков для подачи любого заявления о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав и, в случае подачи документов в электронном виде, образы документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего документ. Также предусмотрена возможность одновременной подачи заявления о принятии на учет объекта недвижимого имущества с заявлением о государственном кадастровом учете этого объекта.
Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (Росреестром). В случае, если соответствующее заявление подано одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете (ГКУ) объекта, то этот срок исчисляется со дня осуществления ГКУ.
После принятия решения в адрес заявителю и лицу, отказавшемуся от права собственности, выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной Порядком форме (приложение 2). В случае принятия решения в отношении объекта, который не имеет собственника (либо собственник которого неизвестен) выдается (направляется) сообщение по иной форме (приложение 3). О выдаче (направлении) любого из указанных сообщений соответствующая запись вносится в книгу учета входящих документов.
Порядком также предусмотрены случаи, когда принятие на учет объекта недвижимого имущества может быть приостановлено, что и указано в пунктах 19-20 Порядка, а также основания для принятия решения об отказе в принятии на учет (пункт 22). В подобных случаях в адрес заявителя и (лица отказавшегося от права собственности) направляются соответствующие сообщения. Кроме того, в случае получения соответствующего заявления, процедура принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного может быть прекращена.
Главой 5 Порядка регламентированы основания и порядок снятия объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного. В числе прочих оснований предусмотрена возможность обращения в Росреестр лица, которое отказалось от права собственности, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение.

Приостановление процесса

Возможно ли вообще это сделать? Впрочем, застопорить процедуру на определенном этапе вполне реально. Законодательством предусмотрены случаи, когда процесс постановки на учет может прекратиться. К таким ситуациям относится, например, установление факта о том, что недвижимость не бесхозяйна. Это может быть выяснено в процессе изучения поданных документов. При обращении заинтересованным лицом не было предоставлено заявление законного владельца о том, что он отказывается от недвижимости, или бумаги составлены таким образом, что из их содержания не следует, что хозяин открестился от права собственности и распоряжения. Также в ЕГРП может присутствовать запись о том, что права на данный объект обременены или ограничены. При этом заинтересованное лицо не могло не знать об этой ситуации. Производство в отношении документов допустимо прекратить в том случае, если в орган, рассматривающий обращение, поступили документы об аресте владельца или официальном запрете ему на совершение сделок с данной недвижимостью. Процедура приостанавливается не больше, чем на месяц.

Имеет ли право юридическое лицо оформить в свою собственность земельный участок на основании признания его бесхозяйным, если о месте нахождения владельца ничего не известно уже много лет?

Мнения судей по этому вопросу разделились.
Некоторые юристы считают это невозможным. Так, по смыслу ст 225 ГК РФ и ст 234 ГК РФ, в силу приобретательной давности право собственности переходит лишь на чье-либо или на бесхозяйное имущество.
Если в качестве объекта владения рассматривается самовольное строение, то, соответственно, земельный участок, на котором оно возведено, захвачен неправомерно, либо строительство происходило без необходимого разрешения.

Таким образом, нарушено условие о добросовестности и открытости владения имуществом, предусмотренное как основание перехода собственности по праву приобретательной давности.
Однако Высший арбитражный суд озвучил иное мнение: самовольную постройку можно оформить в собственность, в случае добросовестного, открытого и непрерывного владения ею в течение 15 лет, если сохранение этого сооружения не угрожает жизни и здоровью людей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

После этих разъяснений ВАС, был разработан следующий подход к решению спорных ситуаций: судьи считают оформление такой постройки в собственность возможным, если у заявителя имеются вещные права на соответствующий участок.
Право собственности является абсолютным вещным правом. Помимо него существуют и ограниченные вещные права.

На практике возникают сложности с определением того, насколько добросовестным является владение самовольной постройкой. Ведь оно может считаться таковым, только если владелец не знал об отсутствии оснований для возникновении права собственности на это сооружение. То есть гражданин, использующий постройку, должен быть уверен, что имеет на это право.

Если же сооружение возведено незаконно, то как может быть возможна добросовестность владения.
Получается, чтобы признать право собственности на имущество на основании приобретательной давности, нужно доказать, что гражданин использующий самовольное строение, не знал и не должен был знать о незаконности его возведения. Это возможно, например, если земельный участок был самовольно захвачен не владельцем, а другим лицом без его ведома.

На основании ст 225 ГК РФ, бесхозяйной признается лишь вещь, которая не имеет собственника. Допускается также признание вещи бесхозяйной, если собственник отказался от прав на нее либо он попросту неизвестен.
Если личность владельца земельного участка известна, а не установлено только место его нахождения, то признать участок бесхозяйным на этом основании не представляется возможным.

Тогда право собственности может перейти к новому владельцу даже при условии, что до этого оно принадлежало другому лицу.
Таким образом юридическое лицо может стать собственником участка, о местоположении хозяина которого давно ничего неизвестно. Только не на основании признания его бесхозяйным, а на в силу приобретательной давности.

Комментарий к статье 227 Гражданского Кодекса РФ

1. Статьи 227 — 229 ГК установили специальные правила в отношении находки. Находка — это движимая вещь, выбывшая из владения собственника или иного управомоченного на владение лица помимо их воли вследствие потери и кем-либо обнаруженная. Квалифицирующим признаком находки является случайность как потери, так и нахождения. Этим находка отличается от брошенной вещи. С учетом этого же невозможно возникновение права собственности на находку в силу приобретательной давности, так как отсутствует реквизит добросовестного владения (см. коммент. к ст. 234 ГК).

В п. 1 комментируемой статьи сформулированы первоочередные публично-правовые обязанности лица, нашедшего потерянную вещь. Присвоение находки является нарушением указанных юридических обязанностей (хотя и не преступлением), характеризуется безвозмездностью и недобросовестностью, а потому не дает нашедшему защиты от последующего виндикационного иска собственника (см. коммент. к ст. 301 ГК) и, кроме того, лишает его права на возмещение расходов и вознаграждение.

2. Пункт 2 комментируемой статьи рассчитан на случаи, когда лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны. В такой ситуации нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления. Заявление должно быть сделано, по-видимому, в тот орган местного самоуправления, на территории которого произошла пропажа. Однако вещь может быть найдена в другом месте. Кроме того, лицо, потерявшее вещь, может не знать, где точно произошла пропажа. Поэтому заявление, сделанное и в иной орган местного самоуправления, равно как и в несколько органов, следует считать поданным надлежащим образом. В то же время если такое заявление сделано явно неразумно и недобросовестно (например, в отдаленном регионе, где явно не могло быть никаких сведений о находке), предметом обсуждения может стать вопрос об отказе в защите права по мотивам п. 3 ст. 10 ГК (см.: Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении: Практические вопросы. М., 2004; коммент. к ст. ст. 227 — 229 ГК).

3. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен вопросу о хранении потерянной вещи на время поиска лица, имеющего право получить ее. В рассматриваемой ситуации основанием хранения выступает закон (см. коммент. к ст. 906 ГК), поэтому права и обязанности хранителя определяются общими нормами о хранении, если ст. ст. 227, 229 ГК не устанавливают иного.

4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает пределы ответственности лица, нашедшего потерянную вещь, за ее утрату или повреждение. Минимальность этих пределов можно объяснить тем, что хранение в данном случае, хотя и установлено законом, осуществляется скорее по моральным, чем по юридическим мотивам.

Другой комментарий к статье 225 ГК РФ

1. Ранее действовавший закон не определял правового положения бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция закреплялась Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29.06.25 «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР. Январь 1925 — май 1926 гг. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Великой Отечественной войны в отношении брошенного, трофейного и другого имущества, выбывшего из владения собственников и находившегося в незаконном владении не управомоченных на то лиц. Позднее она потеряла свое значение, на практике не применялась и была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие бесхозяйной вещи, которое требует уточнения. Данное понятие имеет значение для случаев, когда по закону такие вещи могут быть обращены в собственность любых лиц. Тогда к бесхозяйным можно отнести такие вещи, которые имели собственника и от которых собственник добровольно отказался — брошенные вещи (см. коммент. к ст. 226, 236). В других случаях вещь тоже может не иметь собственника, как, например, имущество умершего до принятия наследства, но оно не считается бесхозяйным. Нельзя считать бесхозяйными вещи, которые не могут быть объектом частной собственности, — вещи, изъятые из оборота, имущество публичного права, предназначенное для общественного пользования.

Вещь, собственник которой неизвестен, также, как правило, подчиняется другим правилам, меняя на основании закона прежнего собственника на нового, что предусмотрено в п. 2 и в указанных в нем статьях ГК.

3. В п. 3 комментируемой статьи определены особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом, и оно может взять его во владение. Такое имущество может найти в этот период нового собственника на основании приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета (СЗ РФ, 2003, N 38, ст. 3668).

Комментарий к статье 225 ГК РФ

1. В п. 1 дано определение бесхозяйной вещи, которое включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (см. подробнее: Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1982; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 173 — 191).

Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности: пока иная принадлежность имущества не доказана, предполагалось, что собственником имущества является государство. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное (эта презумпция прямо законом не установлена, но вытекает из смысла п. 3 ст. 10 ГК). Это традиционное правило, известное еще римскому праву: «Ничья вещь переходит к первому, кто захватил ее». В порядке исключения сегодня продолжает сохраняться презумпция права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (см. коммент. к п. 2 ст. 214 ГК).

2

Пункт 2 имеет важное интерпретационное значение, поскольку позволяет установить очередность применения к бесхозяйным движимым вещам различных норм ГК. Подчеркивается, что комментируемая статья подлежит субсидиарному применению, т.е

не подлежат применению в вопросе о принадлежности бесхозяйных движимых вещей ст. ст. 226, 227, 228, 230, 231, 233 ГК.

3. Пункт 3 посвящен порядку приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь на территории всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК).

4. В п. 4 комментируемой статьи, являющемся новеллой 2009 г., содержится описание процедуры приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Необходимость появления данной нормы была вызвана следующим. В соответствии со ст. 79 Закона об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

В городах федерального значения выявляемые объекты бесхозяйного имущества зачастую не могли находиться в муниципальной собственности в силу того, что они не могли использоваться для осуществления полномочий по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований. Таким образом, до внесения дополнения в виде п. 4 в комментируемую статью объекты, которые выявлялись как бесхозяйные, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи должны были быть приняты органами местного самоуправления, а затем переданы в собственность городов федерального значения. Такая процедура была признана не только весьма продолжительной по времени, но и влекущей дополнительные расходы публичных финансовых средств, которые нельзя признать эффективными.

Урегулирование вопроса в досудебном порядке

Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение. Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.

Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:

  • до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
  • собрать определенный перечень актов, а также написать исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
  • заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
  • внести сумму обязательной госпошлины;
  • подать акты на рассмотрение в суд.

Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.

https://youtube.com/watch?v=g6Dfusyl7w4

Другой комментарий к статье 225 ГК РФ

1. Ранее действовавший закон не определял правового положения бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция закреплялась Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29.06.25 «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР. Январь 1925 — май 1926 гг. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Великой Отечественной войны в отношении брошенного, трофейного и другого имущества, выбывшего из владения собственников и находившегося в незаконном владении не управомоченных на то лиц. Позднее она потеряла свое значение, на практике не применялась и была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие бесхозяйной вещи, которое требует уточнения. Данное понятие имеет значение для случаев, когда по закону такие вещи могут быть обращены в собственность любых лиц. Тогда к бесхозяйным можно отнести такие вещи, которые имели собственника и от которых собственник добровольно отказался — брошенные вещи (см. коммент. к ст. 226, 236). В других случаях вещь тоже может не иметь собственника, как, например, имущество умершего до принятия наследства, но оно не считается бесхозяйным. Нельзя считать бесхозяйными вещи, которые не могут быть объектом частной собственности, — вещи, изъятые из оборота, имущество публичного права, предназначенное для общественного пользования.

Вещь, собственник которой неизвестен, также, как правило, подчиняется другим правилам, меняя на основании закона прежнего собственника на нового, что предусмотрено в п. 2 и в указанных в нем статьях ГК.

3. В п. 3 комментируемой статьи определены особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом, и оно может взять его во владение. Такое имущество может найти в этот период нового собственника на основании приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета (СЗ РФ, 2003, N 38, ст. 3668).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.