Статья 12.17. непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

Алан-э-Дейл       06.11.2022 г.

Другой комментарий к статье 20.17 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» к охраняемым объектам относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

Проникновение на охраняемый объект с нарушением пропускного режима рассматривается в качестве самовольного и влечет за собой применение к нарушителю административного наказания, предусмотренного комментируемой статьей.

2. Порядок пропускного режима различается в зависимости от статуса охраняемых объектов. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» под пропускным режимом понимается порядок прохода лиц, проезда транспортных средств, проноса и провоза вещей на охраняемые объекты, устанавливаемый соответствующими лицами, замещающими государственные должности в федеральных органах государственной власти, совместно с федеральными органами государственной охраны.

В соответствии с п. 9 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 2 августа 1996 г. N 1136 (в ред. Указа Президента РФ от 21 ноября 2001 г. N 1343), ФСО организует по согласованию с федеральными органами государственной власти, а также заинтересованными учреждениями и организациями пропускной режим на охраняемых объектах и осуществляет на них в установленном порядке пропуск лиц, транспорта и грузов, оформляет и выдает пропуска в охраняемые зоны, здания, помещения и на отдельные мероприятия с участием объектов государственной охраны.

3. При осуществлении ведомственной охраны согласно Федеральному закону «О ведомственной охране» под пропускным режимом подразумевается порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов. Обеспечение пропускного режима в указанных случаях возлагается на работников ведомственной охраны, исчерпывающий перечень их прав и обязанностей определен ст. 11 — 12 Федерального закона «О ведомственной охране». Права и обязанности федеральных органов государственной охраны, а также условия применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками указанных органов установлены ст. 14, 15, 24 — 27 Федерального закона «О государственной охране».

Применительно к Правилам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 г. N 264 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 866), под пропускным режимом понимается установленный порядок пропуска персонала, посетителей, командированных лиц, транспортных средств, предметов, материалов и документов через границу охраняемой зоны, в (из) здания, сооружения, помещения.

4. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями, начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями (см. п. 1, 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).

Комментарий к статье 11.17 КоАП РФ

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте. Непосредственный объект посягательства составляют установленные правила поведения граждан на указанных видах транспорта.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах; самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде; выбрасывание мусора или иных предметов на железнодорожные пути и платформы либо за борт судна морского или внутреннего водного транспорта; курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта; нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна; невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений командира (капитана) судна.

Пассажиры при следовании на транспортном средстве обязаны соблюдать определенные правила. В частности, пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средствами, вокзальными помещениями, бережно относиться к имуществу транспортных организаций.

3. В юридической литературе указывается, что субъектом данного правонарушения является гражданин — пассажир <110>. На наш взгляд, это не совсем верно, поскольку и в законодательстве <111>, и в теории пассажиром принято считать лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет <112>. Представляется, что правильнее считать субъектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, физических лиц, достигших 16-летнего возраста <113>.

———————————
<110> См., например: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. Юристъ, 2002.
<111> Например, согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ пассажиром является лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира.

КП: примечание.

Учебник В.А. Егиазарова «Транспортное право» включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2007 (издание четвертое, переработанное и дополненное).

<112> См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов (3-е изд., стер.). Юстицинформ, 2005.
<113> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. Изд-во «Проспект», 2006.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Комментарий к Статье 7.17 КоАП РФ

1. В качестве объекта правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают отношения собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Следовательно, данная статья направлена на защиту имущества, относящегося к любым формам собственности.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях, направленных на уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба.

Под уничтожением понимается приведение имущества в полную негодность, исключающую возможность его использования по назначению, а под повреждением — уменьшение его хозяйственной целости, которая может быть восстановлена в результате ремонта (реставрации) поврежденного имущества.

Следует обратить внимание на разграничение между административным правонарушением, приведенным в статье 7.17 КоАП РФ, и преступлением, наказуемым по ст. 167 Уголовного кодекса

Критерием разграничения является размер причиненного вреда. При причинении значительного ущерба это преступление (см. примечание к ст. 158 УК РФ).

При определении значительности ущерба учитываются не только стоимость уничтоженного или поврежденного имущества, но и некоторые другие обстоятельства (в первую очередь материальное или финансовое положение потерпевших — физических или юридических лиц). Оценочный характер ущерба нередко вызывает определенные трудности его конкретизации в судебной практике.

3. Субъекты правонарушения — физические лица, т.е. граждане, достигшие 16 лет.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Статья 17.14 КоАП РФ. Нарушение законодательства об исполнительном производстве

  1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
  2. Неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника — влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.
    2.1. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной трети стоимости эмиссионных ценных бумаг, подлежащих взысканию, но не более одной второй стоимости таких ценных бумаг.
  3. Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к статье 17.7 КоАП РФ

В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК прокурор — это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следователь — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 41 ст. 5). Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5). Что касается должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, то в соответствии со ст. 22.1 и 22.2 КоАП дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 КоАП, от имени органов, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 22.1 КоАП. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 22.1 КоАП, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 6 июня 2003 г. по делу N 86-В03-9, административная ответственность налагается за умышленное неисполнение законных требований прокурора, т.е. требований, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Данное разъяснение верно и для других должностных лиц, указанных в комментируемой статье.

Полномочия прокурора установлены различными законодательными актами, прежде всего Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (с послед. изм.), а также уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; полномочия следователя и дознавателя — различными статьями УПК; полномочия должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, — соответственно, различными статьями КоАП. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в невыполнении требований, вытекающих из данных полномочий.

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются граждане и должностные лица, к которым обращены данные требования.

С субъективной стороны непредставление информации может быть совершено только умышленно в силу прямого указания КоАП.

Другой комментарий к Ст. 17.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В настоящей статье устанавливается ответственность за невыполнение законных требований парламентариев (членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы).

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрел возможность привлечения к административной и уголовной ответственности должностных лиц и других работников органов государственной власти, избирательных комиссий и комиссий референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений за нарушение положений указанного Федерального закона, в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации, нарушение положений Закона, регулирующих вопросы неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

2. Комментируемая статья Кодекса более четко определила состав административного правонарушения и меры ответственности, разделив деяние на две составляющие. Часть 1 статьи предусматривает ответственность за невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований парламентария либо создание препятствий в осуществлении его деятельности. Объектом правонарушения являются отношения, возникающие в связи с исполнением членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы своих парламентских функций.

Субъектами правонарушения могут быть только должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений, т.е. практически любое должностное лицо.

Объективная сторона характеризуется как действием, так и бездействием. Невыполнение должностным лицом законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, как правило, выражается в бездействии, а создание препятствий в осуществлении деятельности парламентариев подразумевает совершение конкретных действий.

Следует отметить, что слова «невыполнение» и «препятствие» подразумевают, в определенной степени, наличие умысла в действиях должностных лиц.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность должностного лица за несоблюдение сроков предоставления информации члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы. Под информацией законодатель понимает документы, материалы, ответы на обращения.

4. Анализ нормативных правовых актов, касающихся порядка рассмотрения обращений, т.е. парламентских запросов (запросы Совета Федерации, Государственной Думы) и запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (депутатские запросы), позволяет предложить следующее толкование содержащихся в них норм:

Федеральный закон о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы является основной нормативной базой, регламентирующей указанную форму деятельности парламентариев. Право Совета Федерации и Государственной Думы на направление парламентского запроса персонифицировано, т.е. запрос может быть направлен конкретным должностным лицам (например, Председателю Правительства РФ или членам Правительства, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ и другим должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления). Это положение распространяется и на депутатские запросы. В то же время законом установлено, что ответы на депутатские запросы должны быть даны в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок и подписаны тем должностным лицом, которому они направлены, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

5. Объект правонарушения тот же, что предусмотрен ч.1 ст.17.1. Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и бездействии. Форма вины в данном случае не играет существенной роли

Правонарушение может быть совершено в форме умысла и неосторожности

6. Статья 43 Закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы устанавливает, что за проявление неуважения к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Федеральному Собранию РФ или к установленным указанным законом правилам, наступает ответственность, предусмотренная административным законодательством

Следует обратить внимание на тот факт, что Кодекс такого административного правонарушения не содержит

Комментарий к статье 12.17 КоАП РФ

1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. В определенных Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), случаях приоритет в движении предоставляется маршрутным транспортным средствам. Трамвай имеет преимущество в движении не только на перекрестках, но и на перегонах при пересечении трамвайного полотна с дорогой вне перекрестков.

Полосы движения для маршрутных транспортных средств могут обозначаться дорожными знаками 5.9, 5.10.1 — 5.10.3. В этих случаях запрещается движение иных транспортных средств по специально выделенной полосе.

Правила предоставляют маршрутным транспортным средствам приоритет при отъезде от обозначенного знаком остановочного пункта.

В соответствии с указанными Правилами правом преимущественного проезда обладают транспортные средства с включенными специальными сигналами. Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Другие водители при приближении таких транспортных средств должны освободить полосу движения, снизить скорость или остановиться. Сопровождаемые транспортные средства также пользуются преимуществом при движении.

3. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, имеет квалифицирующий признак — наличие на наружных поверхностях транспортного средства с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом специальных цветографических схем, надписей и обозначений. Цветографические схемы транспортных средств определены ГОСТ Р 50574-93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных и специальных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 548 «Об утверждении требований к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан» определен исчерпывающий перечень оперативных служб, транспортные средства которых должны иметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы («пожарная охрана», «милиция», «скорая медицинская помощь», «аварийно-спасательная служба» и «военная автомобильная инспекция»). При этом транспортные средства оборудуются также устройствами для подачи специальных световых сигналов и оборудованием, необходимым для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.

4. Субъектами правонарушения являются водители транспортных средств.

5. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.

6. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела по ч. 2 данной статьи рассматриваются также судьями в случаях, если указанные должностные лица передадут дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1). Составы административных правонарушений, содержащиеся в ч. 1 данной статьи, могут рассматриваться и сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.