Статья 15 нк рф. местные налоги и сборы

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Другой комментарий к Ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации

В статье 15 Кодекса установлен перечень местных налогов:

1) земельный налог регулируется гл. 31 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» <*>;

———————————
<*> СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4840.

2) налог на имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» <*>, введенным в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета от 9 декабря 1991 г. N 2004-1 <**>.

———————————
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 362.

<**> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 363.

Комментарий к статье 15 НК РФ:

Комментируемая статья устанавливает перечень местных налогов, а также местный сбор — торговый сбор.

В Российской Федерации установлены два местных налога: земельный налог, регулируемый главой 31 НК РФ, и налог на имущество физических лиц, регулируемый главой 32 НК РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ торговый сбор может быть введен в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, после 01.07.2015. В муниципальных образованиях, расположенных вне территории данных городов, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

При введении торгового сбора устанавливается его ставка в пределах, обозначенных в главе 33 НК РФ, а также могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Иные обязательные элементы торгового сбора регулируются главой 33 НК РФ непосредственно.

В настоящее время торговый сбор введен только в городе Москве, на территории которого он действует с 01.07.2015 (Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе»).

В Письме Департамента экономической политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 разъяснено, что торговый сбор — это фиксированный обязательный платеж, который взимается с конкретного объекта торговли. При этом уплаченный торговый сбор можно вычесть непосредственно из суммы налога на прибыль, единого налога по упрощенной системе налогообложения (если объект налогообложения — доходы) или НДФЛ. Таким образом, уплата торгового сбора не приведет к росту налоговой нагрузки для большинства добросовестных налогоплательщиков.

Так, для индивидуальных предпринимателей пункт 5 статьи 225 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке 13 процентов, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.

Для организаций пункт 10 статьи 286 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Данные нормы не применяются в случае непредставления индивидуальными предпринимателями и организациями в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Следует учитывать, что, как пояснено в Письме Департамента экономической политики и развития г.Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15, вычесть торговый сбор из всей суммы налога на прибыль неправомерно. Налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Это означает, что торговый сбор может быть зачтен только в счет региональной части налога на прибыль.

Ставки для имущества

Что касается налога на имущество, то схема сложнее. Дело в том, что в отношении недвижимости физических лиц налоги местные РФ сейчас взимает в рамках переходной модели, обусловленной некоторыми реформами в законодательстве. Долгое время соответствующий платеж исчислялся, исходя из инвентаризационной стоимости имущества. Согласно поправкам в НК РФ с 2020 года в основе определения налогооблагаемой базы будут лежать уже кадастровые расценки, которые в целом близки к рыночным. Однако рассматриваемые поправки в НК РФ допускают переход некоторых российских регионов к новой модели уже сейчас. Каковы, таким образом, особенности возможных сценариев исчисления налога на имущество?

Первый вариант — регион еще не осуществил практических шагов к переходу на новый режим налогообложения. В этом случае при исчислении соответствующего налога будут использоваться старые нормы, которые были заложены в НК РФ. Если стоимость недвижимости не более 300 тыс. руб., то предельная ставка не может быть больше 0,1%. Если от 300 до 500 тыс., то минимальное значение ставки — 0,1%, максимальное — 0,3%. Если имущество стоит дороже 500 тыс. руб., то минимальная ставка — 0,3%, максимальная — 2%. Соответствующие величины в рамках зафиксированных в НК РФ интервалов вправе устанавливать муниципалитет.

Второй вариант — регион принял соответствующие нормативные акты, позволяющие приступить к практической реализации нововведений, предусмотренных отмеченными поправками в НК РФ. В этом случае до 2020 года будет действовать переходная формула исчисления имущественного сбора.

Сначала определяется общий размер налогооблагаемой базы — кадастровая стоимость жилья. Вычисляется соответствующий показатель органами Росреестра и заносится в базу данных, доступ к которой будет возможен через интернет.

Затем в отношении цифры, отражающей кадастровую стоимость недвижимости, применяется установленный законом вычет, базируемый на площади объекта. Для квартир это 20 кв. м, для комнат — 10 кв. м. Далее высчитывается базовая сумма к уплате, исходя из ставки, которая также утверждается муниципалитетом. Ее интервал — 0,1-0,3%. Однако можно отметить тот факт, что регион вправе обнулить ставку. Следующим шагом применяется понижающий коэффициент, который используется для облегчения налогового бремени для граждан в переходный период до 2020 года. Он умножается на цифру, составляющую разницу между сбором, исчисленным по новой формуле, и налогом, который определяется на базе прежних формул, которые мы привели в первом сценарии. Результат вычислений добавляется к цифре, которая получится, если подсчитать налог по старой схеме. Это и будет сумма, подлежащая уплате в местный бюджет.

Величина коэффициента в 2015 году — 0,2, в 2016-м — 0,4. Но уже в 2019-м он использоваться не будет. К 2020 году все регионы РФ должны будут перейти на модель исчисления налоговой базы по недвижимости, исходя из ее кадастровой стоимости.

Такова схема исчисления имущественных сборов в рамках российской модели налогообложения. Она сложнее, чем механизм, принятый, к примеру, в Беларуси: там ставка фиксированная — 0,1%. Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты, определение стоимости объекта налогообложения идет в РБ по несколько иным, по ряду признаков более сложным, чем в России, схемам. В принципе, можно отметить, что и местные налоги и сборы РБ совершенно не совпадают с теми, что установлены в РФ. Например, такие платежи, в соответствии с Налоговым Кодексом Беларуси, формируют налог на владение домашними собаками, а также сборы — курортный и с заготовителей.

Комментарий к Статье 18 НК РФ

Статья 18 Налогового кодекса называет специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождаются от уплаты отдельных налогов и сборов. Согласно данной статье к специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

Другой комментарий к Ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации

С 01.01.2009 налогоплательщики, использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на всю сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Указанный порядок учета убытков применяется начиная с составления налоговой декларации за 2009 г.

Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, исчисляется при определении налоговой базы по итогам налогового периода. При этом указанная разница включается в расходы только при исчислении налоговой базы по итогам следующих налоговых периодов. В случае если такая разница образовалась в 2008 г., то данная сумма может быть включена в расходы при исчислении налоговой базы за налоговый период 2009 г. и отражена по строке 220 разд. 2 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденной Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н (см., например, письмо Минфина России от 08.10.2009 N 03-11-09/342).

Комментарий к статье 346.18 НК РФ

Если объектом налогообложения являются доходы, то в этом случае налоговая база по единому налогу — это денежное выражение доходов организации. Сумма квартального авансового платежа рассчитывается по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Ставка налога для упрощенцев, которые выбрали доходы в качестве объекта налогообложения, составляет 6 процентов. Доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания квартала, полугодия, 9 месяцев.

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то в этом случае налоговая база по единому налогу — это денежное выражение разницы между доходами и расходами. Сумма единого налога за отчетный период рассчитывается исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала года. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов, налог взимается по ставке 15%.

На практике возможна ситуация, когда расходы окажутся больше доходов. Если отрицательный результат будет получен по итогам 1 квартала, 1 полугодия или 9 месяцев, то перечислять квартальные авансовые платежи по единому налогу организации (предпринимателю) не нужно.

Если же такая ситуация сложится по итогам года, то придется заплатить в бюджет минимальный налог. Величина минимального налога составляет 1% от суммы полученных доходов (п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ). Минимальный налог уплачивается только по итогам налогового периода (календарного) года. Сумма минимального налога, уплаченная организацией за налоговый период, в котором получен убыток, присоединяется к сумме убытков, перенесенных на будущее.

Сумму полученного убытка можно будет учесть при расчете единого налога в следующем году, но только при условии, что налоговая база (разница между доходами и расходами) будет уменьшена не более чем на 30%

Обратите внимание: теперь в Кодексе четко прописано, что убыток уменьшает налоговую базу, рассчитанную по итогам налогового периода. То есть поспорить за свое право уменьшать на сумму убытка авансовые платежи по итогам отчетных периодов не получится

Если за один год списать полученный убыток не удастся, то оставшаяся часть убытка переносится на последующие годы. Учтите, что списывать убыток можно только в течение 10 лет.

Организации и предприниматели, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, должны помнить, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, не может быть меньше 1 процента от величины доходов. Иными словами, если единый налог оказался меньше минимального налога, то в бюджет надо уплатить минимальный налог — 1 процент от суммы полученных доходов (п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ).

В последующих налоговых периодах разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой единого налога, рассчитанного в общем порядке, можно включить в расходы при исчислении налоговой базы.

В случае налоговой проверки необходимо будет подтвердить правомерность уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущие годы применения упрощенной системы налогообложения. Для этого следует хранить документы, которые подтверждают размер этого убытка, в течение всего срока применения «упрощенки». Такими документами являются:
— первичная учетная документация (накладные, счета-фактуры, платежные поручения, чеки ККТ и т.д.);
— Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
— налоговые декларации.

Другой комментарий к Ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации

В статье 13 Кодекса установлен перечень федеральных налогов и сборов:

1 — 4) налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог регулируются соответственно гл. 21, 22, 23 и 24 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» <*>;

———————————
<*> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3341.

5) налог на прибыль организаций регулируется гл. 25 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» <*>;

———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3413.

6) налог на добычу полезных ископаемых установлен и регулируется гл. 26 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» <*>;

———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. 1. Ст. 3429.

7) ранее действующий налог на наследование или дарение был установлен и регулировался Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» <*>, введенным в действие с 1 января 2002 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 12 декабря 1991 г. N 2021-1 <**>. В связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, с 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» <***> признаны утратившими силу как п. 7 ст. 13 Кодекса, так и указанный Закон РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»;

———————————
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 12. Ст. 593.

<**> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 12. Ст. 594.

<***> СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2717.

8) водный налог установлен и регулируется гл. 25.2 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в ст. 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» <*>;

———————————
<*> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3219.

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов установлены и регулируются гл. 25.1 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» <*>;

———————————
<*> СЗ РФ. 2003. N 46. Ч. 1. Ст. 4444.

10) государственная пошлина регулируется гл. 25.3 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» <*>.

———————————
<*> СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377.

Следует отметить, что указанные в п. 2 ст. 18 Кодекса специальные режимы предусматривают следующие федеральные налоги, не указанные в комментируемой статье (см. комментарий к ст. 18 Кодекса):

1) единый сельскохозяйственный налог;

2) единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

3) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Комментарий к Ст. 346.18 НК РФ

Статья 346.18 НК РФ устанавливает порядок определения налоговой базы для тех, кто выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, а также доходы, уменьшенные на величину расходов.

Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. Соответственно, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам, определяемым с учетом положений ст. 105.3 НК РФ.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ).

Расходы учитываются только как фактически понесенные расходы с начала конкретного налогового периода.

Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26.3 НК РФ, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Таким образом, принцип пропорционального распределения расходов, то есть распределения расходов пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов, применяется только при условии невозможности разделения расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов установлен ст. ст. 346.15, 346.16, 346.17 НК РФ.

Следует обратить внимание, что в определенных в п. 6 ст

346.18 НК РФ случаях налогоплательщик уплачивает минимальный налог. Такая ситуация будет иметь место, когда за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Правила переноса убытков определены в п. 7 ст. 346.18 НК РФ:

налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со ст. 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со ст. 346.15 НК РФ; налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение

10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток; налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в

предыдущем налоговом периоде убытка; убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой

год из последующих девяти лет; если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких

убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены; в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации; убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.

Другой комментарий к Ст. 18 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Кодексом согласно п. 7 его ст. 12 устанавливаются специальные налоговые режимы. В соответствии с п. 1 ст. 18 Кодекса специальные налоговые режимы устанавливаются Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Исходя из положений п. 7 ст. 12 и п. 1 ст. 18 Кодекса допустимым и возможным содержанием специальных налоговых режимов является:

установление федеральных налогов, не указанных в ст. 13 Кодекса;

установление особого порядка определения элементов налогообложения;

освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 — 15 Кодекса;

определение порядка введения в действие и применения специальных налоговых режимов.

2. Пунктом 2 ст. 18 Кодекса предусмотрены специальные налоговые режимы:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) установлена гл. 26.1 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» <*> и изложенной с 1 января 2004 г. в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» <**>;

———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 53. Ч. 1. Ст. 5023.

<**> СЗ РФ. 2003. N 46. Ч. 1. Ст. 4443.

2) упрощенная система налогообложения установлена гл. 26.2 части второй Кодекса, введенной в действие с 1 января 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» <*>;

———————————
<*> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3021.

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности установлена гл. 26.3 части второй Кодекса, введенной в действие одновременно с гл. 26.2 Кодекса с 1 января 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции установлена гл. 26.4 части второй Кодекса, введенной в действие с 10 июня 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» <*>.

———————————
<*> СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2174.

Комментарий к Статье 15 НК РФ

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и настоящим Кодексом.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налог на доходы физических лиц

Среди видов федеральных налогов представленная разновидность занимает первое место по значимости и финансовой составляющей. Именно НДФЛ занимает более половины полученных налоговых отчислений в стране.

Отвечая на вопрос: НДФЛ – какой налог (федеральный или региональный) – можно смело утверждать, что представленный вид сбора носит повсеместный характер, а значит, федеральный. Сбор представляет собой процентную ставку от всех получаемых гражданами России доходов – основная заработная плата, подработки, полученный доход от продажи имущества (с определенными условиями оплаты), а также выигрыши и прочие поступления на счета.

НДФЛ – это федеральный налог, который не следует путать с местным или региональным сбором. В отношении его установлена процентная ставка в размере:

  • 9% — на полученные дивиденды до 2015 года в отношении физических лиц, а также на доходы по ипотечным покрытиям до 2007 года;
  • 13% — ставка действует на полученные доходы от различных видов трудовой деятельности;
  • 15% — на полученные дивиденды до 2015 года, налогоплательщиками выступают организации-резиденты России;
  • 30% — ставка действует на все доходы для нерезидентов России;
  • 35% — на определенные виды выигрышей и призов.

В представленной ситуации устанавливается календарный год в качестве отчетного периода. Подача декларации о полученных доходах осуществляется до 30 апреля следующего за отчетным периодом.

Федеральный налог НДФЛ имеет определенные отличия для граждан и организаций, что представлено в таблице.

Физическим лицам Индивидуальным предпринимателям Юридическим лицам
Плательщики Резиденты России и нерезиденты Физические лица, зарегистрировавшие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя — Российские организации;— Индивидуальные предприниматели;— Нотариусы, занимающиеся частной практикой;— Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;— Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ
Налоговая база — Вознаграждения, полученные не от налоговых агентов;— Суммы от продажи собственности, если во владении физическое лицо было менее 3 лет;— Суммы, полученные от источников, находящихся заграницей;выигрыши и призы;— Суммы от продаж рукописей, картин и прочих предметов, полученных физическим лицом по факту наследования;— Суммы, полученные на основе договора дарения. — Весь полученный доход от предпринимательской деятельности.— Доход = выручка – расходы, подтвержденные документально. Все доходы от деятельности, полученные налогоплательщиком
Порядок расчета Ставка налога * налоговая база (сумма дохода) — С подтверждением расходов: доход * 13%.— Без подтверждения расходов: Выручка * 20%. Налогооблагаемая база = полученный доход – налоговые вычеты.Налог = налогооблагаемая база * ставка налога
Налоговые ставки Действуют вышеуказанные ставки — 13% — используется при расчете полученной прибыли;— 20% — используется при отсутствии возможности документального подтверждения расходов — 20% на налог от прибыли в определенных структурах;— 13% — на доход с документальным подтверждением расходов
Уплата налога Подача декларации – до 30 апреля, оплата налогов – до 15 июля Подача декларации – до 30 апреля года, последующего за отчетным периодом.Авансовые платежи вносятся:— Не позднее 15 июля за период с января по июнь текущего года;— Не позднее 15 октября за период июль-сентябрь;— Не позднее 15 января за период октябрь-декабрь. До 1 апреля необходимо подать налоговую декларацию

Выше уже было сказано, что относится к федеральным налогам и сборам, а также особенности расчета выплат с учетом налоговых вычетов. Необходимо разобрать, что входит в перечень налоговых вычетов федеральных налогов РФ. Здесь выделяют:

  • стандартные налоговые вычеты – эти суммы прописываются в статье 218 НК РФ федеральных налогов, отождествляют вычет на ребенка и на налогоплательщика;
  • социальные – статья 2019 НК РФ – расходы на благотворительность, обучение и прочие направления;
  • инвестиционные – статья 219.1 НК РФ – при осуществлении инвестиционной деятельности налогоплательщиком;
  • имущественные – статья 220 НК РФ – возможность вернуть 13% суммы от приобретенной недвижимости при уплате налогов ранее;
  • профессиональные – статья 221 НК РФ – авторские вознаграждения и прочие доходы от профессиональной деятельности;
  • вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами – статья 220.1 НК РФ.

Все федеральные налоги прописаны в НК РФ – документ регулярно претерпевает изменения, о чем следует помнить при подаче декларации.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.