Что и как может проверить полиция в организации или у ип

Алан-э-Дейл       06.05.2022 г.

Содержание

Статья 13 ФЗ-3 «О полиции» регламентирует права, предоставленные полицейским для исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 13 пункт 1

Права полиции согласно статье 13:

  • требовать от физических и юридических лиц прекращения действий, нарушающих работу государственных и муниципальных органов;
  • осуществлять проверку личных документов при подозрении в совершении преступлений или на пребывании в розыске;
  • вызывать в отделение полиции подозреваемых в уголовном деле и проходящих по делам административных нарушений;
  • запрашивать от государственных органов данные о подозреваемых в совершении преступлений;
  • посещать расследуемый объект недвижимости при предъявлении удостоверения личности;
  • патрулировать населенные пункты и улицы страны, выставлять стационарные посты для сохранения общественного порядка;
  • требовать от людей покинуть место преступления, если они мешают проводить оперативно-розыскные работы;
  • заполнять протокол в случае административных правонарушений, сбор доказательств и применение мер в отношении нарушителей;
  • проводить поисковые операции;
  • наблюдать за социальной реабилитацией недавно освободившихся граждан;
  • осуществлять принудительное сопровождение граждан в помещения временного размещения для правонарушителей;
  • сопровождать граждан, находящихся под алкогольным опьянением или наркотической зависимостью;
  • согласно законодательству РФ осуществлять личный досмотр граждан;
  • требовать от предприятия продукцию для проведения независимой экспертизы;
  • при наличии веских оснований останавливать транспортное средство для проверки;
  • организовывать мероприятия по объяснению правил дорожного движения;
  • проверять оружейные склады и магазины при подозрении в совершении преступления;
  • проверять достоверность предоставленного пакета документов для получении лицензии;
  • обеспечивать безопасность граждан, предотвращать антитеррористические действия;
  • в случаях необходимости участвовать в налоговых проверках;
  • беспрепятственно использовать возможности СМИ и телекоммуникаций;
  • проводить проверки физических и юридических лиц, занимающихся продажей наркотических средств.

Статья 13 пункт 2

Согласно закону, останавливать транспортные средства и организовывать мероприятия по разъяснению гражданам ППД вправе только специально уполномоченные сотрудники полиции.

Статья 13 пункт 3

Федеральный орган исполнительной власти определяет порядок исполнения полицейскими своих прав. Это возможно в случае, если порядок не регулируется президентом РФ.

Статья 13 пункт 4

Физические и юридические лица обязаны выполнить предписание, протокол или другой документ, выданный полицией, не позднее чем через 1 месяц с момента его получения.

Личный досмотр граждан

Сотрудники правоохранительных органов вправе проводить личный досмотр граждан, а также их личных вещей при наличии информации о перевозимом оружии, наркотиков и других законодательно-запрещенных вещей. Полицейские вправе участвовать в досмотре пассажиров и их багажа на железнодорожном вокзале, аэропорту и других транспортных путях. Сотрудники правоохранительных органов вправе изъять у пассажира предметы, запрещенные для перевозки в ручной клади.

Проверка документов

Согласно статье 13 полицейские вправе потребовать от физического и юридического лица предоставления необходимых для расследования документов. Все запрашиваемые акты предоставляются в оригинале с приложенными к ним копиями.

В случае необходимости сотрудники полиции вправе запросить у государственных органов нужные им документы для расследования уголовного дела или административного нарушения.

Какие бывают виды?

Внешний вид документа может отличаться. На лицевой стороне обложки имеется надпись «Служебное удостоверение (с новой строки) МВД России». Однако, служащие центрального аппарата МВД не имеют на обложке этой надписи.

Также документ различается по типу обложки:

  • мягкая;
  • с двойным картоном.

Мягкие

Такие изготавливаются с использованием поролоновой вставки между картонной стороной и переплетным материалом. Внешняя сторона – выпуклая, объемная на вид.

С двойным картоном

В данном случае, вместо поролона используется двойной картон. Он меньше размера картонной стороны и чуть толще. За счет такого сочетания, образуется фаска на лицевой стороне обложки. Поверхность плоская, без выпуклостей.

Какая должна быть печать?

В оригинале присутствуют две печати, подтверждающие подлинность документа, — красная и голографическая, в виде наклейки.

Печати на удостоверении сотрудника полиции имеют следующие опознавательные знаки:

  1. цвет чернил – красный. Другая печать – в виде голографической наклейки, с изменяющимся при наклоне изображением;
  2. место размещения. Голография – в левом нижнем углу фото, обязательно захватывая и фотографию, и часть документа. Красная – в правой стороне, захватывающая графы «ФИО сотрудника», «Должность» и «Начальник (заместитель)»;
  3. внешний вид. Обе печати выглядят как окружность, в которую вписан герб России. По внешнему краю размещена надпись «Министерство внутренних дел Российской Федерации»;
  4. размер печати. Этот пункт вызывает больше всего вопросов. Согласно ГОСТу Р 51511-2001 ее размер должен быть 40 мм в диаметре. На практике, она гораздо меньше. Это связано с тем, что размер печати для удостоверений регламентируется внутренними документами МВД (для служебного пользования). Согласно им, допустимый размер печати – 25 мм.

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел

1. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:

1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;

2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;

3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;

4) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;

5) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

6) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие;

7) выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

8) выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленной законодательством Российской Федерации.

2. Сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), обязан не допускать случаи принуждения сотрудников к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций.

3. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом «О полиции».

4. Иные требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут содержаться в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел, утверждаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Что если документ сотрудника просрочен?

Исходя из п. 4 ст. 10 ФЗ «О полиции», служебное удостоверение представителя власти является документом подтверждающим его полномочия.

При этом, действительно оно или просрочено – никак не влияет на осуществление им своих служебных полномочий.

Конечно, ситуация, когда полицейский предъявляет просроченное удостоверение, не должна остаться без внимания.

Гражданин вправе обратиться в дежурную часть и удостовериться, что данный сотрудник действительно там работает и осуществляет, в данный момент, свои служебные обязанности.

В тоже время, истекший срок годности никак не освобождает гражданина от выполнения законных требований полиции. И тем более, гражданин, не вправе оказывать сопротивление, угрожать или применять физическую силу к данному сотруднику.

Алгоритм действий в ситуации следующий:

  1. Внимательно ознакомиться со всеми данными. По возможности, переписать их себе. Полицейский обязан предъявить удостоверение в развернутом виде и на достаточное для изучения время, не препятствовать гражданину в записи данных с него;
  2. Выслушать причину обращения и, по возможности, выполнить требования;
  3. Если в обоснованности требований или в подлинности (помимо просроченной даты действия смущают и другие знаки) возникают сомнения – позвонить в дежурную часть и уточнить является ли данный человек действующим сотрудником;
  4. Нельзя – угрожать, применять физические действия в отношении полицейского, переходить на личности.

В любом случае, просрочено удостоверение или нет, данный сотрудник находится при исполнении.

Рядовым гражданам не часто приходиться сталкиваться с удостоверениями сотрудников полиции

По этой причине, важно заранее ознакомиться с его внешним видом, случаях, при которых возникает необходимость предъявления, и отличительных чертах оригинального документа

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Как выглядит документ полицейского?

Служебное удостоверение сотрудника полиции выглядит следующим образом:

  • левая половина содержит фотографию, официальную эмблему государственного органа, индивидуальный номер сотрудника, дату окончания срока годности, наклейку с голографическим эффектом;
  • на правой половине размещен номер документа (идентичен индивидуальному номеру сотрудника), должность, личные данные (ФИО), печать подразделения, где проходит служба, штрих-код, дата, когда документ был выдан, подпись руководителя отдела;
  • на цветной фотографии должен быть изображен сотрудник в форме, на белом (светлом) фоне;
  • индивидуальный номер сотрудника состоит из одной буквы (вначале) и нескольких цифр;
  • обозначение органа МВД, в котором служит сотрудник должно быть указано полностью, включая название региона, края, республики или области;
  • номер в правой части и индивидуальный код в левой – полностью совпадают;
  • в правой части документа расположена надпись «Служебное удостоверение»;
  • в правой половине, внизу, имеется надпись о праве ношения табельного оружия;
  • подпись руководителя отдела должна иметь расшифровку фамилии начальника.

В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации

Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения.

Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере

  • от 100 до 300 рублей на граждан;

  • от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц;

  • от 3 000 руб. до 5 000 руб. на юридических лиц.

Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;

  • на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;

  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если Вы решили отказать сотрудникам полиции в предоставлении запрошенных документов, имейте в виду, что документы могут быть получены путём проведения иных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, в том числе с привлечением сил специального назначения. Поэтому не следует при отсутствии на то серьезных причин отказывать сотрудникам в предоставлении документов. В любом случае, при наличии у Вас сомнений и вопросов по поводу поступившего запроса из полиции, иного контролирующего или правоохранительного органа, звоните мне круглосуточно.

Рекомендации для граждан

Итак, порядок действий сотрудников полиции при проверке документов предполагает обязательное наличие оснований, указанных в статье 13 Закона «О полиции». На практике доказать, что вас остановили просто так и подозрения беспочвенны, довольно затруднительно. Полицейские практически всегда могут сослаться на необходимость рейда в связи с опасным преступником, сбежавшим из-под ареста, и по этой причине потребовать паспорт.

С другой стороны, нет ничего страшного в том, что ваши документы проверят представители власти. Если вы не причастны к правонарушениям, бояться здесь нечего. В то же время, не следует забывать о праве граждан на вежливое и уважительное отношение – полицейский не вправе грубо обращаться с человеком, вырывать у него из рук документы, вести себя вызывающе, беспричинно повышать тон и оскорблять.

Кроме того, что сотрудник полиции при обращении к гражданину обязан представиться, он должен выслушать пояснения гражданина по поводу случившегося. Если составляется протокол о задержании, то задержанный вправе делать заявления о несогласии с действиями органов власти, в том числе в письменном виде прямо в протоколе.

Вопрос:
Могут ли изъять паспорт сотрудники полиции?

Прямо об этом в законе «О полиции» не сказано, но в соответствии со ст. 19.17 КОАП РФ изъятие документа, удостоверяющего личность, должностным лицом недопустимо и влечет назначение штрафа до 300 рублей. Если у вас забрали паспорт, такие действия незаконны и их следует обжаловать в суд в порядке КАС РФ.

Вопрос:
Имеют ли право сотрудники полиции фотографировать паспорт?

В нормативных актах прямого ответа на этот вопрос нет, но общие положения Закона «О полиции» наделяют полицейских правом на обработку персональных данных граждан, что, по сути, означает возможность фиксации личных сведений о людях. Способами фиксации являются фотографирование и ксерокопирование, поэтому нередко в отношении задержанных сотрудники делают копию паспорта, чтобы приобщить к материалам. В таких действиях нарушений закона не усматривается.

Смотрите на видео советы адвоката, как вести себя, когда полицейский останавливает для проверки документов на улице:

Отказ гражданина предоставить паспорт в ответ на просьбу полицейского не влечет каких-либо негативных последствий, и это не является основанием к ответственности по ст. 19.3 КОАП РФ, ведь обязанности носить всегда с собой документ не отражено ни в одном законе.

Цель полицейского при проверке документов – сравнить личность с тем, кто в розыске, ориентировке, числится без вести пропавшим и т.д. Это означает, что теоретически можно показать любой другой документ, где есть фотография и ФИО гражданина (к примеру, водительское или пенсионное удостоверение, хотя таковые не относятся прямо к документам, удостоверяющим личность). И только лишь в том случае, если человек без документов очень уж похож на опасного преступника или есть другие основания считать его причастным к нарушению закона, его могут доставить в отдел для установления личности.

Ничего опасного в том, что гражданин передал паспорт в руки представителю власти, нет, и практика складывается таким образом, что временное нахождение документа в руках у полицейского не является изъятием. Обычно полицейский, ознакомившись с содержанием, возвращает его обратно владельцу, и здесь никаких нарушений в действиях должностного лица не имеется. А вот если возвратить паспорт отказываются – может наступить ответственность по ст. 19.17 КОАП РФ (см. выше).

Гласные и негласные мероприятия

Законных причин для самостоятельного появления в офисе «людей в форме» может быть несколько. Так, полицейские могут действовать в рамках возбужденного уголовного дела, обеспечивая его оперативное сопровождение, либо выполняя отдельное поручение следователя. Соответственно, в первом случае группу полицейских будет возглавлять непосредственно следователь, а во втором полномочия сотрудников полиции будет подтверждать письменное поручение следователя. На практике в рамках уголовного дела полицейским часто поручают самостоятельное проведение обысков и выемок, а также допросы и доставление лиц для допроса. Нередко причиной для появления полиции служит расследование налоговых преступлений (см. «Налоговые преступления: за что «сажают» бухгалтеров») или проверка информации о совершении таких преступлений. Поводом для проверки зачастую становятся связи организации или ИП с так называемыми фирмами-однодневками.

Кроме работы в рамках уголовного дела полицейские могут действовать и на «доследственной» стадии, проводя оперативно-розыскные мероприятия. Эти действия проводятся на основании различных материалов, поступивших в ОВД (это могут быть заявления граждан, информация СМИ, рапорт самих полицейских и т.п.). При этом существуют как негласные (об их проведении проверяемого не уведомляют), так и гласные оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

К негласным ОРМ относятся:

  • наблюдение, которое устанавливается за сотрудниками организации для выяснения их маршрутов передвижения, круга общения, бизнес-партнеров и т.д. с целью выявления незаконной деятельности;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи (например, просмотр электронной почты);
  • оперативное внедрение (например, для сбора необходимой информации сотрудник полиции устраивается на работу в проверяемую компанию) и т.д.

Что касается гласных мероприятий (тех, которые требуют открытых взаимоотношений с владельцами бизнеса или работниками проверяемой организации), то на практике полицейские чаще всего появляются у коммерсантов для проведения обследования, опроса или изъятия документов и предметов.

Подробная информация о каждом из приведенных выше ОРМ и тактике поведения при них приведена ниже в таблице. Сейчас же остановимся на общих правилах общения с вдруг появившимся на пороге проверяющими. Ведь действия, которые стоит предпринять, встречая проверяющих из полиции, одинаковы и почти не зависят от причины проверки.

Какие документы предъявляют полиции

Сотрудники полиции имеют право проверять документы не только у граждан, но и у должностных лиц, общественных объединений, организаций (лицензии, разрешения на определенный вид деятельности и т.д.).

Что касается населения, то, по смыслу закона, проверяются документы, удостоверяющие личность, к числу которых относится:

  • общегражданский паспорт. В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт или иной документ, в котором указано гражданство лица.
  • заграничный, дипломатический или служебный паспорт (на основании .
  • паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный законом или международным договором для иностранцев – в соответствии со ст. 10 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
  • разрешение на временное проживание, вид на жительство (для граждан, не имеющих гражданство).

Перечень не носит исчерпывающий характер, и на практике к документам такого рода относятся:

  • временное удостоверение личности гражданина РФ на срок, в течение которого проходит оформление паспорта;
  • свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14 лет;
  • удостоверение личности офицера или государственного служащего;
  • военный билет солдата;
  • удостоверение беженца и т.д.

Основные положения с изменениями

Теперь в ФЗ-229 Об исполнительном производстве детально прописан порядок взыскания денежных средств в банках, компаниях, где трудоустроен должник. При этом делается акцент на том как защитить граждан-должников от исполнительного произвола и ошибок. А именно, при аресте, изъятии и ином взыскании денег, валюты ответчика четко контролируется неприкасаемость социальных выплат и допустимого взыскательного лимита.

Какие обязательства возникли у работодателя должника

То есть не «в слепую» урезать от всей начисленной зарплаты должника-работника, а с учетом требований статей 99 и 101 Закона

В расчетной ведомости (о выплате зарплаты или иного дохода должнику) фирма обязана указывать коды видов доходов, которые нельзя взыскивать (инструкции о том как правильно вносить эти коды сейчас разрабатывает Банк РФ).

Если деньги получает работник в банке (не в кассе предприятия), то работодатель должен банку, куда поступают зарплатные деньги, предоставить полный расчет уже совершенных удержаний. Так можно будет миновать двойных вычитаний.

Обязанности, установленные за банками

По зарплатным счетам. Банк руководствуется сведениями о списанных суммах, которые указаны в расчетных документах работодателем. Самостоятельное взыскание сверх указанных сумм не допускается. Соответственно блокировать (не выдавать) такие средства («очищенные» от взыскательных мер) банк не может.

По специальным (на которые поступают госпособия, соцвыплаты и т.п.) и стандартным денежным счетам (вклады, депозиты, расчетные, прочее). Прежде чем исполнять требование судебного пристава, финансовое учреждение производит расчет тех средств, которые можно заблокировать (арестовать или удержать). А потом с соответствующими средствами проводит манипуляции. При этом порядок такого расчета и манипуляций определяет Минюст РФ, согласуя с Банком России (что соответствует духу статьи 3 Закона Об исполпроизводстве). А те деньги, на которые установлен исполнительный иммунитет, должны в полном объеме поступить в распоряжение клиента.

Оповещение пристава или взыскателя. О произведенных удержаниях финансовая организация в течение 3 дней извещает пристава или истца (в зависимости от того кто инициировал процедуру), что позволяет соблюдать принцип своевременности при исполнении решения суда, предусмотренный статьей 2 ФЗ №229-ФЗ.

Действия судебного пристава при изъятии денег

При обнаружении запаса наличных денег, пристав вправе их конфисковать с составлением акта. Наличность может быть обнаружена по месту жительства, работы, в банковской ячейке ответчика. Отнятые, в соответствии со статьей 33 Закона, рубли или валюта без промедления (не позднее следующего банковского дня) сдаются на спецдепозит и уже не принадлежат бывшему владельцу. У должника есть возможность отстоять часть или даже всю сумму. Но нужно документально подтвердить, что финансы, которых он лишился, ничто иное как социальные выплаты, пособия, компенсации, тому подобное.

О доходах, подлежащих иммунитету

Поправки в закон об исполнительном производстве расширили список доходов, на которые не должно обращаться взыскание. Это суммы:

  • единовременной помощи в связи с утратой вещей первой необходимости;
  • пособий лицам, здоровью которых причинен вред различной степени;
  • выплат членам семьи гражданина, погибшего в результате чрезвычайной ситуации.

О полномочиях пристава

Расширены полномочия работников ФССП. С целью выяснения финансового состояния должника приставы вправе требовать от налоговых органов данные, которые нужны для полного исполнения предписаний в исполнительном листе:

  • о количестве, видах банковских счетов;
  • о движении национальной или иностранной валюты на счетах;
  • о суммах денег, которые имеются на остатках в банках;
  • об имуществе (его стоимость, место нахождение, факте регистрации и пр.);
  • о подаваемых декларациях и уплачиваемых суммах налогов;
  • любую иную информацию, которой располагает ФНС.

При этом налоговая инспекция не сможет отказать в предоставлении таких данных даже ссылаясь на налоговую тайну.

Таким образом, приставу будет сложнее оправдать свое бездействие и не будет оснований для возврата испол.документа заявителю ввиду отсутствия информации о должнике, его имуществе, как это предусмотрено в статье 46 ФЗ-229.

Проверяем проверяющих

Прежде чем пропустить полицейских на территорию, необходимо проверить их служебные удостоверения и переписать оттуда все данные, в том числе срок действия. Если полицейский отказывается предоставлять документы или не дает списывать данные с удостоверения, сообщите об этом в дежурную часть по телефону 02. Также по телефону 02 можно сообщить о предъявлении сотрудником просроченного удостоверения либо удостоверения на иное лицо.

Все звонки по этому номеру автоматически фиксируются и передаются для реагирования в соответствующие инстанции. Поэтому звонок с жалобой по этому телефону, обычно, оказывает дисциплинирующее воздействие на сотрудников полиции. Попутно можно выяснить, действительно ли данные лица являются сотрудниками полиции, не были ли они недавно уволены, узнать телефон их непосредственного руководителя.

В идеале как только с проходной поступает сигнал о появлении полицейских с намерением получить доступ на территорию компании, руководитель (или иное лицо, выполняющее его функции) должно сразу же связаться с адвокатом (иным лицом, обеспечивающим юридическую поддержку бизнеса) и вызвать его на место, сообщив о том, что проходит полицейская проверка. Соответственно, подбором такого специалиста лучше озаботиться заблаговременно, чтобы в час Х просто набрать нужный номер.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.