Оглавление
- Возврат судом иска без рассмотрения: основания по КАС РФ
- Ходатайство по КАС РФ-образец
- Комментарий к статье 194 Кодекса Административного Судопроизводства РФ
- Последствия возврата административного иска
- Основания для прекращения административного судопроизводства
- Статья 129. Возвращение административного искового заявления
- КАС РФ: кто имеет право подавать ходатайство?
- Статья 129. Возвращение административного искового заявления
- Комментарии к статье 254 КАС РФ, судебная практика применения:
- Комментарий 2
- Статья 129. Возвращение административного искового заявления
Возврат судом иска без рассмотрения: основания по КАС РФ
- несоблюдение досудебного порядка урегулирования споров, когда такой порядок должен был быть соблюден в силу закона, например при обжаловании решений налогового органа (ч. 2 ст. 138 НК РФ);
- неподсудность дела данному суду;
- отсутствие подписи в иске;
- подписание и подача искового заявления неправомочным лицом;
- и другие, установленные КАС РФ причины возвращения административного искового заявления, в том числе специальные, по отдельным категориям дел.
Обратите внимание! Для ряда категорий кодексом установлены специальные требования к заявлению. Соответственно, их несоблюдение влечет оставление без движения, а в случае неустранения недостатка — возвращение иска.
Ходатайство по КАС РФ-образец
Важно! Ходатайство в рамках процесса адм. судопроизводства может быть представлено как в письменной, так и в устной форме (подп
9 п. 3 ст. 205 КАС РФ) — см. также нашу статью «Когда возможно устное ходатайство в суде (нюансы)?».
При этом содержание самого ходатайства кодексом не регламентировано, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме с указанием всех значимых для данного типа документов сведений, а именно:
- наименование суда, ф.и.о. и шифр судьи;
- информация о сторонах процесса;
- реквизиты дела: номер и дата;
- сущность представленных истцом требований;
- основания, по которым административное дело должны быть прекращено;
- ссылка на нормы закона, факты или обстоятельства, на которых податель ходатайства основывает свою точку зрения;
- сформулированная просьба к суду о прекращении по вышеуказанным основаниям производства по данному административном делу;
- приложения к ходатайству (например, доверенность на представителя, документация, подтверждающая приводимые подателем ходатайства доводы и др.);
- дата составления ходатайства;
- подпись подателя ходатайства.
Такое ходатайство может быть представлено:
- непосредственно в судебном заседании;
- направлено по почте;
- через канцелярию суда.
***
Итак, ходатайство о прекращении административного дела может быть представлено суду любым из участников процесса. При этом такое прошение может быть как оформлено в письменном виде, так и заявлено устно. Содержание ходатайства не регламентировано КАС РФ, поэтому оно может быть составлено в свободной форме с указанием всех значимых для данного типа документов атрибутов.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Комментарий к статье 194 Кодекса Административного Судопроизводства РФ
Комментируемой статьей установлены основания для прекращения производства по административному делу.
Суд прекращает производство по административному делу в случаях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, если иное не установлено Кодексом.
Отдельными основаниями прекращения производства по административному делу являются отмена или пересмотр оспариваемого нормативного правового акта, решения, после чего они перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из положений ч. 3 комментируемой статьи Кодексом могут быть предусмотрены иные случаи прекращения производства по административному делу.
Например, в соответствии с ч. 2 ст. 214 Кодекса суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если:
— оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца;
— лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Для сравнения: в ст. 220 ГПК РФ в качестве основания прекращения производства по делу также предусмотрено обязательное для сторон решение третейского суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 12.05.2005 N 244-О, положения п. 1 ч. 1 ст. 134 и ст. 220 во взаимосвязи со ст. 253 ГПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего гражданского процессуального регулирования предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, признанного по решению органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами <1>.
———————————
<1> Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 6.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 25 Постановления от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», следует, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (ст. 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абз. 2 — 6 ст. 222 ГПК РФ) <1>.
———————————
<1> БВС РФ. 2012. N 9.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27.06.2013 N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» разъяснил, что положения, содержащиеся в гл. 23 и 26.2 ГПК РФ, по делам об административном надзоре не исключают возможность принятия судом отказа исправительного учреждения, органа внутренних дел или поднадзорного лица от принятого к производству заявления.
При решении вопроса о допустимости принятия такого отказа суду следует выяснять мотивы, по которым заявитель отказывается от своего заявления, не противоречит ли такой отказ закону и не нарушает ли права и свободы поднадзорного лица в том случае, если заявление касается досрочного прекращения административного надзора либо частичной отмены административных ограничений, а также понятны ли заявителю последствия принятия судом отказа от заявления.
В случае если названные выше требования соблюдены, суд на основании ст. 220 ГПК РФ прекращает производство по делу <1>.
———————————
<1> БВС РФ. 2013. N 8.
Последствия возврата административного иска
На вынесение определения о возвращении административного искового заявления судье даются 3 дня со дня приема документов. В нем (определении) содержится:
- причина возвращения;
- способ устранения этого обстоятельства;
- решение о возврате уплаченной госпошлины.
Важно! Если иск был оставлен без движения, то определение о возврате иска выносится после того, как истечет срок, отведенный на устранение нарушений требований ст. 125, 126 КАС РФ. Вынесенное судом определение вручается истцу не позже дня, следующего за днем его вынесения
При этом истец может:
Вынесенное судом определение вручается истцу не позже дня, следующего за днем его вынесения. При этом истец может:
- подать частную жалобу в течение 15 дней (ч. 1 ст. 314 КАС РФ);
- повторно обратиться в тот же суд с тем же иском (ч. 3 ст. 129 КАС РФ).
Перспективными основаниями для оспаривания данного определения являются:
- отсутствие у судьи на момент возвращения иска сведений о получении истцом определения об оставлении искового заявления без движения (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 19.10.2016 по делу № 33-12297/2016);
- безосновательный вывод об отсутствии у истца полномочий на подписание административного искового заявления, когда в доверенности указано право подписывать исковое заявление, а слово «административное» не использовано (апелляционное определение ВС Республики Крым от 04.12.2017 по делу № 33а-10256/2017);
- ошибка в определении судом подсудности (апелляционное определение Саратовского областного суда от 09.11.2017 № 33а-8710/2017).
***
Таким образом, при возвращении административного искового заявления судья ссылается на конкретную норму КАС РФ, разъясняет истцу его права и решает вопрос о возврате уплаченной госпошлины. Указанное определение может быть обжаловано в вышестоящей инстанции.
О составлении других процессуальных документов в рамках административного процесса по КАС РФ – в статьях Образец ходатайства по административному делу и Кассационная жалоба по административному делу – образец.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Основания для прекращения административного судопроизводства
Основаниями для прекращения производства в рассматриваемом случае являются следующие обстоятельства (ст. 194 КАС РФ):
- дело не подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ;
- существует обретшее законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям;
- существует получившую законную силу судебное определение о прекращении судопроизводства по спору между теми же сторонами и по тому же делу в связи с тем, что истец отказался от иска или было утверждено мировое;
- имеется получившее законную силу судебное определение об отказе в принятии иска в рамках КАС РФ;
- истец произвел отказ от иска, что было принято судьей;
- имеется составленное и утвержденное судом мировое соглашение между сторонами;
- смерть физлица, выступавшего стороной по делу в рамках КАС РФ при условии, что данное дело не предусматривает правопреемства;
- завершенный процесс ликвидации организации, выступавшей стороной по адм.делу при условии, что публичное правоотношение не предполагает возможности правопреемства;
- оспариваемый истцом правовой акт отменен или пересмотрен, в связи с чем перестал затрагивать законные права и интересы истца.
Перечисленные основания могут быть указаны соответствующими лицами в ходатайствах о прекращении производства. При этом текст ходатайства должен содержать ссылки на конкретные нормы, факты и материалы, доказывающие основания, на которые податель ходатайства ссылается.
Еще больше информации по теме вы найдете в системе КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Статья 129. Возвращение административного искового заявления
1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если:
1) административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров;
2) дело неподсудно данному суду;
3) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
4) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд;
5) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
6) до вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда от лица, обратившегося в суд, поступило заявление о возвращении административного искового заявления;
7) не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения;
8) имеются иные основания для возвращения административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
2. О возвращении судом административного искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для возвращения административного искового заявления, и способ устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению административного дела, а также решает вопрос о возврате административному истцу государственной пошлины. Определение суда должно быть вынесено в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд или со дня истечения срока, установленного для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом. Копия определения о возвращении административного искового заявления вручается или направляется административному истцу вместе с этим административным исковым заявлением и приложенными к нему документами не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения указанного определения.
3. Возвращение административному истцу административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.
4. На определение суда о возвращении административного искового заявления может быть подана частная жалоба.
5. В случае отмены определения о возвращении административного искового заявления это административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения административного истца в суд.
КАС РФ: кто имеет право подавать ходатайство?
- стороны (т.е. адм. истец и ответчик);
- представители сторон;
- заинтересованные лица;
- прокурор;
- органы, организации и прочие субъекты, обратившиеся в суд за защитой публичных прав и законных интересов.
Обратите внимание! Истец правомочен на отказ от иска (п. 2 ст
46 КАС РФ), что само по себе выступает основанием для прекращения адм. судопроизводства (п. 3 ст. 157, подп. 3 п. 1 ст. 194 КАС РФ), при условии, что отказ от подобного иска допускается по закону.
Все прочие участники процесса также имеют право представить ходатайство о прекращении адм. производства, в котором обязательно должны быть изложены к тому основания.
Статья 129. Возвращение административного искового заявления
1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если:
- 1) административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров;
- 2) дело неподсудно данному суду;
- 3) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
- 4) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд;
- 5) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
- 6) до вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда от лица, обратившегося в суд, поступило заявление о возвращении административного искового заявления;
- 7) не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения;
- 8) имеются иные основания для возвращения административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
2. О возвращении судом административного искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для возвращения административного искового заявления, и способ устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению административного дела, а также решает вопрос о возврате административному истцу государственной пошлины. Определение суда должно быть вынесено в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд или со дня истечения срока, установленного для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом. Копия определения о возвращении административного искового заявления вручается или направляется административному истцу вместе с этим административным исковым заявлением и приложенными к нему документами не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения указанного определения.
3. Возвращение административному истцу административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.
4. На определение суда о возвращении административного искового заявления может быть подана частная жалоба.
5. В случае отмены определения о возвращении административного искового заявления это административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения административного истца в суд.
Комментарии к статье 254 КАС РФ, судебная практика применения:
Возвращение заявления о компенсации
Заявление о компенсации подлежит возвращению, если оно подано ненадлежащим лицом (пункты 1 и 4 части 1 статьи 254 КАС РФ, пункт 1 части 1 статьи 222.6 АПК РФ).
Не имеют права на подачу заявления о компенсации:
лица, требующие присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов, не предусматривающих обращения взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (часть 1 статьи 1 Закона о компенсации);
представители, чьи полномочия на подписание и подачу в суд заявления о компенсации от имени лиц, имеющих право требовать присуждения компенсации, не подтверждены в установленном законом порядке. Следует учитывать, что право представителя обратиться с заявлением о компенсации в порядке части 2 статьи 291.1 АПК РФ должно быть указано в доверенности;
лица, в отношении которых Европейским Судом по правам человека вынесено решение по вопросу приемлемости их жалобы на предполагаемое нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок либо по существу дела (часть 2 статьи 6 Закона о компенсации);
потерпевшие или иные заинтересованные лица, которым деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, обратившиеся с заявлением о компенсации до окончания производства по уголовному делу, если постановление о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, было принято до 25 июня 2013 года (часть 7.1 статьи 3 Закона о компенсации, …);
лица, не подпадающие под действие части 1 статьи 1 Закона о компенсации.
Заявление о компенсации считается поданным с нарушением порядка и сроков и подлежит возвращению, если оно подано:
не через суд, принявший решение;
без предварительного обращения заинтересованного лица с заявлением об ускорении либо с жалобой в порядке части 2 статьи 123 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу;
по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта;
до истечения трех лет со дня поступления в суд первой инстанции искового заявления, административного искового заявления, заявления по делу, производство по которому не окончено;
по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу итогового судебного решения либо со дня вынесения решения по результатам досудебного производства;
до истечения четырех лет с момента начала осуществления уголовного преследования либо с момента признания лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком по уголовному делу, производство по которому не окончено, в случае установления подозреваемого или обвиняемого;
до истечения четырех лет с момента обращения потерпевшим или иным заинтересованным лицом, с заявлением о преступлении по делу, по которому не установлены подозреваемый или обвиняемый;
до истечения четырех лет с момента наложения ареста на имущество лица, если производство по делу не окончено;
по истечении шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта;
ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта (статья 3 Закона о компенсации, статья 250 КАС РФ, статья 222.1 АПК РФ).
Комментарий 2
1. Приостановление производства по административному делу — это урегулированный законом и оформленный определением суда временный, вызванный наличием одного из предусмотренных в законе обстоятельств, которые мешают продолжению рассмотрения административного дела, перерыв в производстве по административному делу.
2. В этот промежуток времени судья (суд) по мере его возможности принимает меры к выявлению факта устранения (устранению) оснований приостановления производства по административному делу. Одним из средств решения данной задачи является направление запросов и т.п.
3. Суд приостанавливает производство по делу в связи с направлением в 250 Конституционный Суд РФ запроса о проверке на соответствие Конституции РФ закона, подлежащего применению в рассматриваемом им конкретном административном деле, то есть закона, который суд должен применить при разрешении спора. Вместе с тем ни Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», ни КАС РФ полномочия судов по направлению в Конституционный Суд РФ запросов о проверке на соответствие Конституции РФ обжалуемых в порядке абстрактного нормоконтроля законов (которые являются предметом спора) не предусмотрены. Суды общей юрисдикции в порядке, установленном главой 21 КАС РФ, сами вправе и обязаны признавать противоречащими федеральным законам, кроме Конституции РФ, законы субъектов Российской Федерации.
———————————По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 10.
4. Ссылка суда на статьи Закона субъекта РФ «О Конституционном Суде субъекта РФ» как на основание для приостановления производства по делу является неправомерной, т.к. нормы этого Закона не относятся к процессуальному законодательству, регулирующему рассмотрение административных дел в судах общей юрисдикции. Суд должен принимать решение на основе собственной правовой оценки соответствия статьи Закона субъекта РФ «О местном самоуправлении в субъекте РФ» федеральному законодательству о местном самоуправлении.
———————————По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 9. С. 10.
5. В случае приостановления производства по административному делу по обстоятельствам, предусмотренным к.с. или ст. 191 КАС РФ, суду необходимо осуществлять контроль за прекращением таких обстоятельств в целях исключения фактов неоправданного увеличения времени нахождения административного дела в производстве суда.
———————————По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 года № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 2.
6. Представителем недееспособного лица может быть опекун или попечитель, порядок назначения которых изложен в комментарий к статье 5 КАС РФ.
7. Поскольку к.с. и ст. 191 КАС РФ увязывают сроки приостановления производства с обстоятельствами, наступление которых обязывает суд возобновить производство, судья должен периодически проверять, не наступили ли эти обстоятельства. Суду следует также разъяснять лицам, участвующим в деле, их обязанность информировать суд об устранении обстоятельств, вызвавших приостановление производства по административному делу.
———————————По аналогии с толкованием гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и 251 разрешении дел в суде первой инстанции» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 10.
8. Наступление указанного обстоятельства должно быть подтверждено доказательствами.
Статья 129. Возвращение административного искового заявления
1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если:
1) административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров;
2) дело неподсудно данному суду;
3) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
4) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд;
5) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
6) до вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда от лица, обратившегося в суд, поступило заявление о возвращении административного искового заявления;
7) не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения;
8) имеются иные основания для возвращения административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
2. О возвращении судом административного искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для возвращения административного искового заявления, и способ устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению административного дела, а также решает вопрос о возврате административному истцу государственной пошлины. Определение суда должно быть вынесено в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд или со дня истечения срока, установленного для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, если иной срок не установлен настоящим Кодексом. Копия определения о возвращении административного искового заявления вручается или направляется административному истцу вместе с этим административным исковым заявлением и приложенными к нему документами не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения указанного определения.
3. Возвращение административному истцу административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.
4. На определение суда о возвращении административного искового заявления может быть подана частная жалоба.
5. В случае отмены определения о возвращении административного искового заявления это административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения административного истца в суд.

Эта тема закрыта для публикации ответов.