Нюансы применения штрафа по ст. 122 нк рф при подаче «уточненки»

Алан-э-Дейл       02.07.2022 г.

Оглавление

Напомним

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган декларации факта неотражения (неполноты отражения) сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в инспекцию «уточненку» в порядке, установленном названной статьей.

Если налогоплательщиком в поданной им декларации обнаружены недостоверные сведения, а также ошибки, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в декларацию и представить в инспекцию «уточненку» в установленном порядке. При этом уточненная декларация, направленная после истечения срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Наказание

Статья 122 Налогового Кодекса состоит из 3 пунктов.

Все они касаются наказаний:

При неуплате налога (неполной или частичной) гражданин наказывается штрафом в размере 20% от невыплаченной суммы.Обратите внимание: это относится к ситуациям, не подходящим под статьи 129.3 и 129.5 НК.

Штраф возрастает до 40% от суммы, если плательщик нарушил закон умышленно.
Не считается виновным ответственный плательщик консолидированной (объединенной) группы компаний, если нарушение произошло из-за членов консолидированной группы, которые сообщили неверные сведения. В этом случае виновный привлекается по статье 122.1.

Комментарий к Ст. 122.1 НК РФ

Положения о консолидированной группе налогоплательщиков отражены в гл. 3.1 НК РФ.

Участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ для участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

А ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.

Обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков изложены в п. 3 ст. 25.5 НК РФ. Участники консолидированной группы налогоплательщиков обязаны представлять ответственному участнику группы расчеты базы по налогу на прибыль, данные регистров налогового учета и иные документы (пп. 1 п. 5 ст. 25.5 НК РФ). За непредставление участником консолидированной группы налогоплательщиков указанных сведений или сообщение недостоверных данных, если такие действия приведут к неуплате налога на прибыль ответственным участником группы, ст. 122.1 НК РФ установлена ответственность.

Статья 122.1 НК РФ применима к участникам консолидированной группы налогоплательщиков и состоит из 2-х пунктов.

Пункт 1 применяется при сообщении участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщении данных), приведших к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником. Штраф составляет 20% от неуплаченной суммы налога.

Пункт 2 предусматривает штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога за деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122.1 НК РФ, но совершенные умышленно.

При этом, если неуплата или неполная уплата сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков возникла в результате неправомерных действий (бездействия) ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ст. 122 НК РФ привлекается ответственный участник КГН.

Если неуплата или неполная уплата сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков возникла в результате сообщения недостоверных данных (несообщения данных) ответственному участнику КГН, к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ст. 122.1 НК РФ привлекается соответствующий участник КГН (Письмо Минфина России от 10 апреля 2013 г. N 03-03-06/2/11763).

Как рассчитать пени за несвоевременную уплату налога на прибыль и авансовых платежей по нему

Пени за неуплату и несвоевременную уплату налога на прибыль и авансовых платежей рассчитываются по правилам ст. 75 НК РФ.

Если вы применяете основную ставку налога на прибыль – 20%, то пени рассчитываются отдельно для федерального и регионального бюджетов (п. 3 ст. 58, п. 1 ст. 284 НК РФ).

При просрочке в 30 календарных дней или менее либо если недоимка возникла до 30 сентября 2017 г. (включительно), пени для каждого бюджета рассчитайте по следующей формуле (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.08.2017 N 03-02-07/1/48936).

Если просрочка составляет более 30 календарных дней, пени для каждого бюджета рассчитайте в два этапа (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ).

Сначала определите сумму пени за первые 30 календарных дней (включая выходные и нерабочие праздничные дни) просрочки по формуле:

Затем рассчитайте сумму пени за 31-й и последующие календарные дни просрочки (включая выходные и нерабочие праздничные дни):

Сложите пени за первые 30 календарных дней просрочки и за последующие дни. Это будет итоговой суммой, которую нужно уплатить в соответствующий бюджет.

Если ставка рефинансирования в периоде просрочки менялась, пени за периоды с разной ставкой нужно рассчитывать отдельно.

Пример расчета пени по налогу на прибыль, который уплачен позже установленного срока

По итогам года организация рассчитала налог на прибыль в размере:

45 000 руб. к уплате в федеральный бюджет;

255 000 руб. к уплате в региональный бюджет.

Исчисленные суммы налога уплачены 30 апреля.

Сумму налога за год организация должна была перечислить в бюджеты не позднее 28 марта (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ). Следовательно, период просрочки составляет 32 календарных дня.

Ставка рефинансирования Банка России в этом периоде составила 9% (условно).

Расчет пени:

в федеральный бюджет 459 руб. 00 коп. ((45 000 руб. x 9% / 300 x 30) + (45 000 руб. х 9% / 150 х 2));

в региональный бюджет 2 601 руб. 00 коп. ((255 000 руб. x 9% / 300 x 30) + (255 000 руб. х 9% / 150 х 2)).

Как начисляются пени за неуплату и несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль

Пени за неуплату и несвоевременную уплату авансовых платежей начисляются по правилам ст. 75 НК РФ. Поэтому рассчитывайте их так же, как пени по налогу на прибыль. Однако нужно учесть следующие особенности.

Пени за неуплату авансового платежа начислите до наиболее ранней из дат:

для квартального авансового платежа:

– даты его фактической уплаты;

– установленной даты уплаты налога;

для ежемесячного авансового платежа, который перечисляется в течение отчетного периода:

– даты его фактической уплаты;

– установленной даты уплаты квартального авансового платежа.

Это следует из п. 3 ст. 75, п. 2 ст. 286 НК РФ, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

По итогам отчетного (налогового) периода авансовый платеж (налог) к уплате может оказаться меньше, чем сумма авансовых платежей, которые подлежали уплате. В этом случае пени за несвоевременную уплату авансов подлежат соразмерному уменьшению (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Поясним механизм такого уменьшения на примере ежемесячных авансовых платежей. Его применяют налоговые органы.

Пени рассчитываются на основе ежемесячных авансовых платежей, которые определяются исходя из прибыли за квартал, деленной на 3. Уплаченные ежемесячные авансовые платежи учитываются при расчете суммы пени. Такой порядок уменьшения следует из Писем Минфина России от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15, ФНС России от 13.11.2009 N 3-2-06/127.

Пример соразмерного уменьшения пени по ежемесячным авансовым платежам по налогу на прибыль

Размер ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате в IV квартале, составил 1 000 000 руб.

Платеж по сроку уплаты 28 октября организация перечислила своевременно, а платежи по срокам уплаты 28 ноября и 28 декабря не были уплачены.

Сумма налога за IV квартал составила 1 500 000 руб.

Для расчета пеней применяются ежемесячные платежи в размере 500 000 руб. (1 500 000 руб. / 3 мес.).

Пени по ежемесячному платежу по сроку уплаты 28 ноября не начисляются (500 000 руб. x 2 мес. – 1 000 000 руб. = 0 руб.).

Пени за несвоевременную уплату авансового платежа по сроку уплаты 28 декабря нужно начислить на 500 000 руб.

Если организация по итогам года получила убыток, то пени, начисленные на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, инспекцией сторнируются (п. 1 ст. 285 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.11.2011 N ЕД-4-3/18934). Суммы излишне уплаченных пеней можно зачесть или вернуть на основании ст. 78 НК РФ.

Ответственность предпринимателя за неуплату налогов

Бизнесмены рассчитывают налог самостоятельно. В результате появляется искушение подкрутить окончательный результат в свою пользу. Чтобы отбить такое желание у махинаторов, законодательством предусмотрены административные, уголовные и налоговые наказания.

Административная ответственность за неуплату налогов индивидуальным предпринимателем подразумевает:

  • штраф размером от 2 до 5 минимальных зарплат;
  • при повторении нарушения штрафные санкции увеличиваются в два раза.

Налоговый вид наказания за неисполнения обязательств включает меры:

  • Когда предпринимателем осознанно уменьшается налогооблагаемая база, его оштрафуют на 20% от суммы долга перед государством.
  • Штраф увеличат до 40%, если в действиях налогоплательщика обнаружат корыстный умысел.
  • Неприятности сулит опоздание при подаче налоговой декларации. Просрочка менее 6 месяцев карается 5% штрафом от суммы сбора за каждый месяц неуплаты. Если прошло более полугода, а деньги не выплачены, придется дополнительно внести в бюджет сумму в размере 30% налогового сбора и дополнительные 10% за каждый просроченный месяц.

Фальсификация расчетных данных или уклонение от уплаты налогов предусматривает уголовное наказание. Оно применяется, когда речь идет о суммах, превышающих минимальный уровень оплаты в 200 раз.

В этом случае применяются:

  • штраф, увеличенный в 200–700 раз от минимального тарифа оплаты;
  • лишение полугодового дохода;
  • арест на 6 месяцев;
  • лишение свободы на два года.

Привести декларацию в порядок дадут и по прошествии времени, отведенного для предоставления данных в налоговую. Такая возможность предоставляется, когда ошибки делались неосознанно и гражданин не имеет иных налоговых долгов.

Письмо Федеральной налоговой службы от 14 ноября 2016 г. № ЕД-4-5/21472@ “О порядке применения статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации”

21 ноября 2016

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу применения штрафных санкций, предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога при представлении налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Согласно статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Пунктом 9.1 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточенной налоговой декларации (расчета).

При этом, согласно пункту 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума от 30.07.2013 № 57) бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в не перечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состава правонарушения, установленного статьей 122 Кодекса. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

Пунктом 20 Постановления Пленума от 30.07.2013 № 57 предусмотрено, что в силу статьи 122 Кодекса занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

В этой связи, исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса при представлении налоговой декларации с суммой налога к доплате.

При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 Кодекса рассматривается в отношении неисчисленной ранее суммы налога по налоговой декларации.

Данная позиция отражена в письме ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Учитывая изложенное, в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период, расчет суммы штрафа необходимо производить на основании последней уточненной налоговой декларации без учета предыдущих налоговых деклараций в отношении неисчисленной ранее суммы налога по налоговой декларации.

Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 класса Д.В. Егоров

Спорные моменты, связанные с расчетом суммы штрафа по ст. 122 НК РФ Позиция Минфина

Минфин в Письме от 13.09.2016 N 03-02-07/1/53498 указывает: Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение правонарушения по основанию, предусмотренному п. 4 ст. 81 НК РФ, при условии уплаты недоимки по налогу на прибыль организаций и пеней после представления в налоговый орган соответствующей уточненной налоговой декларации.

Получается, что если нарушено условие, прописанное в п. 4 ст. 81 НК РФ (уплата недоимки и пени до подачи «уточненки»), то налогоплательщик не может быть освобожден от ответственности по ст. 122 НК РФ. Аналогичные разъяснения представлены в Письме от 05.12.2016 N 03-02-08/71886.

Однако обращают на себя внимание ранее выпущенные разъяснения чиновников, в которых уточняется: неуплата недостающей суммы налога и пени до представления «уточненки» не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности без установления соответствующего состава налогового правонарушения, поскольку сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, не свидетельствует о занижении налоговой базы (Письмо Минфина России от 04.02.2013 N 03-02-07/1/2279). Обоснование тому следующее

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена налоговая ответственность. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Основанием для привлечения лица к ответственности является установление факта совершения им данного правонарушения по решению налогового органа, вступившему в силу (ст. 108 НК РФ). В соответствии с п. 6 названной нормы лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке

Обоснование тому следующее. Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена налоговая ответственность. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Основанием для привлечения лица к ответственности является установление факта совершения им данного правонарушения по решению налогового органа, вступившему в силу (ст. 108 НК РФ). В соответствии с п. 6 названной нормы лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность доказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Соответственно, если до представления уточненной декларации налогоплательщик не уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, то этот факт не является основанием для привлечения к ответственности без установления соответствующего состава налогового правонарушения. При этом инспекция должна учесть имеющиеся у нее сведения о наличии сумм излишне уплаченных этим налогоплательщиком налогов, подлежащих зачету (возврату).

Комментарии к статье

Данная статья имеет некоторые особенности, о которых необходимо помнить:

  1. Необходимо в обязательном порядке учитывать сумму уже уплаченных налогов. Если гражданин переплатил в прошлом месяце, «лишняя» сумма учитывается в этом, даже если о ней не было заявлено. Иными словами, отмечаются только не поступившие деньги, а не неотмеченные на бумаге.Стоит отметить: также долг может быть погашен из сумм, которые подлежат возврату гражданину: это могут быть как излишки налога, так и неправомерно взысканные штрафы, пени.
  2. Если ответственное лицо в консолидированной группе компаний не оплатило сумму полностью из-за ошибки одного из участников, оно не является виновным и не штрафуется. Наказание применяется к непосредственному виновному.
  3. Статьи 122 и 120 не могут применяться одновременно.
  4. Наказанием является выплата штрафа. Он вычисляется как процент от неуплаченной части.

Статья 122 НК РФ с комментариями отвечает за неуплату налогов в казну РФ – полную или частичную. Если будет доказано, что вина лежит на конкретном плательщике, а не вызвана действиями одного из членов консолидированной группы, ему придется выплатить штраф. Сумма будет зависеть от конкретной задолженности и составляет 20-40%.

Смотрите видео, в котором разъясняются последствия неуплаты налогов согласно статьи 122 НК РФ:

Позиция Конституционного Суда РФ

Возможность установить конституционно-правовой смысл абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ и внести единообразие в практику применения этой нормы и норм ст. 122 НК РФ появилась у Конституционного Суда РФ при рассмотрении жалобы ООО «Чебаркульская птица». Однако из анализа вынесенного Определения от 10.03.2016 № 571-О (далее – Определение) следует, что Суд этой возможностью воспользовался не в полной мере.

На вопрос о допустимости взимания пеней с налогоплательщика, чье требование о возмещении сумм налога оказалось впоследствии необоснованным, КС РФ ответил утвердительно и недвусмысленно, хотя и небесспорно: решение налогового органа о возмещении налога может быть квалифицировано как письменное разъяснение о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, что в силу п. 8 ст. 75 НК РФ исключает начисление пеней на сумму недоимки.

В то же время изложенная в Определении позиция о правомерности наложения штрафа за необоснованное возмещение налога весьма туманна.

Указав, что нормы о публичной ответственности подлежат применению в соответствии с их буквальным смыслом, исключая расширительное толкование объективной стороны вменяемого правонарушения, КС РФ отметил, что объективную сторону предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ правонарушения образует неуплата или неполная уплата налога (сбора) в результате неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика.

Эти рассуждения наталкивают на мысль о том, что, по мнению КС РФ, необоснованное возмещение налога не является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ. Поскольку излишнее возмещение не свидетельствует о неуплате или неполной уплате налога, предусмотренная ст. 122 НК РФ санкция не может быть применена к налогоплательщику, требование которого о возмещении впоследствии было признано необоснованным.

Такой вывод был бы оправданным, если бы КС РФ ограничился приведенными правилами толкования и применения норм о публичной ответственности. Но далее в Определении указано, что привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, включая ответственность по ст. 122 НК РФ, допустимо, лишь если установлены состав правонарушения и вина налогоплательщика как его неотъемлемый элемент. На этом основании Суд заключает, что абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ, признающий суммы налога, излишне возмещенные на основании решения налогового органа, недоимкой, сам по себе не предопределяет привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение того или иного правонарушения, а следовательно, не может рассматриваться как нарушающий конституционные права.

Таким образом, КС РФ не исключает возможности привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ в случае необоснованного возмещения налога, хотя и обращает внимание на то, что санкция может быть применена только при установлении его вины. Имеются в виду ситуации, когда ошибка налогового органа, признавшего возмещение налога правомерным, была обусловлена противоправными и виновными действиями самого налогоплательщика

В дальнейшем именно такую позицию КС РФ занял в Постановлении от 24.03.2017 № 9-П.

Перспективы налоговых споров

Учитывая тенденции, наметившиеся в последнее время в арбитражной практике, можно уверенно рассчитывать на положительный исход судебных разбирательств, если до таковых дойдет дело. Однако этого может и не случиться. На необходимость учета налоговыми инспекциями приведенной выше правовой позиции Пленума ВАС указывает ФНС в недавнем Письме от 14.11.2016 N ЕД-4-15/21472@ <1>. Высшие налоговики разъясняют также момент, связанный с представлением в инспекцию нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период: в этом случае расчет суммы штрафа нужно производить на основании последней «уточненки» без учета предыдущих деклараций в отношении не исчисленной ранее суммы налога по налоговой декларации.

<1> Аналогичную позицию высшее налоговое ведомство высказывало и ранее (см. Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).

Исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ при представлении уточненной декларации с суммой налога к доплате. При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога по налоговой декларации.

Н.В. Фирфарова

К. э. н.,

редактор журнала

«Налоговая проверка»

Условия освобождения от ответственности по ст. 122 НК РФ

Пункт 4 ст. 81 НК РФ конкретизирует ситуацию, связанную с подачей «уточненки» после истечения срока представления налоговой декларации и срока уплаты налога. Налогоплательщик в таком случае освобождается от ответственности, если «уточненка» направлена:

  • после проведения выездной проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога;
  • до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении контролерами факта неотражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной проверки по данному налогу за данный период.

Условием освобождения от ответственности в таком случае является факт уплаты недоимки по налогу и пеней до представления уточненной декларации. Об этом свидетельствует пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ.

Когда налогоплательщик не виноват и штраф должны отменить

Отмена штрафа из-за невиновности — это не отмена всего долга по налогам. Недоимку и пени надо оспаривать отдельно, уже не ссылаясь на невиновность — или платить, если предприниматель с ней согласен. Но даже если отбить только штраф, итоговая сумма долга перед налоговой станет меньше, иногда существенно.

В Налоговом кодексе есть три обстоятельства, при которых налогоплательщик не виноват в нарушении закона. Но быть невиновным можно и по любой другой причине — ст. 111 НК РФ.

1. Стихийное бедствие и чрезвычайное обстоятельство

Налоговая не может штрафовать за неуплату налогов и несдачу отчётов, если так вышло из-за пожара, аварии или пандемии. Если о форс-мажоре и так известно на всю страну, никакие справки не нужны. На пожар или аварию в офисе надо предоставить документы.

Пример

2. Предприниматель не мог думать о налогах и отчётах из-за болезни

Это работает только для ИП. Организации по такому основанию не освобождают.

Бывают болезни и состояния, из-за которых человек не может нормально думать. Это ментальные расстройства, кома, высокая температура, очень сильные боли. Для подтверждения болезни нужна справка. Болезнь должна быть в отчётный период.

Физические недомогания не считаются. В таком случае дела по налогам можно перепоручить представителю. Но любую болезнь должны засчитать за смягчающее обстоятельство. 

3. Выполнение рекомендаций из писем Минфина, ФНС и других госорганов

Госорганы разъясняют спорные моменты по налогам. Ещё налогоплательщик может задать госоргану вопрос от себя, а у своей налоговой запросить мотивированное мнение.

Если предприниматель следовал рекомендациям из письма госоргана, а инспекция истолковала спорный вопрос по-своему, штрафа быть не должно. Основание не применяется, если разъяснение основано на неполной или недостоверной информации.

Пример

Недоимка навсегда или до уплаты

В то же время практика складывается таким образом, что на доначисление собственно сумм налогов и налоговых санкций, на начисление пеней на сумму задолженности давность совершения правонарушения не влияет (см., например, Постановление АС МО от 05.04.2018 № Ф05-3596/2018 по делу № А40-72521/2017).

Имеется в виду, что недоимка по налогу не является мерой ответственности и не может рассматриваться в качестве санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговых обязательств, следовательно, трехгодичный срок, указанный в ст. 113 НК РФ, к недоимке по налогу не применим (см. также Постановление АС УО от 21.12.2017 № Ф09-7380/17 по делу № А07-1853/2017, Определение ВС РФ от 31.08.2015 № 305-КГ15-9866 по делу № А40-89643/2014). Иное противоречило бы, например, абз. 2 НК РФ, который предусматривает, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Укажем также, что в гражданском законодательстве есть такое понятие, как срок исковой давности. На основании ст. 196 ГК РФ в общем случае он составляет три года. Но к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательно ( ГК РФ). То есть понятие исковой давности не распространяется на взыскание налоговой задолженности (см. Письмо Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.