Статья 108. прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Чрезвычайная билетная ситуация

В Воздушный кодекс (ВК) России предлагается внести поправки, расширяющие перечень случаев вынужденного отказа пассажира от авиаперелета, в которых он может вернуть деньги за билет. Об этом говорится в письме ООП министру транспорта РФ Евгению Дитриху от 19 марта (документ есть у «Известий»).

Общественники просят в п. 2 ст. 108 ВК указать новую причину для возврата авиакомпанией средств пассажиру — введение чрезвычайной ситуации (ЧС) в пункте прилета.

Сегодня основанием для того, чтобы потребовать от перевозчика возврата стоимости воздушной перевозки, являются отмена или значительная задержка рейса по вине авиакомпании, а также болезнь человека (должна подтверждаться документами). Отказаться от перелета, не потеряв деньги, можно и в случае болезни либо смерти близкого родственника.

ЧС-3

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В письме общественной организации подчеркивается, что из-за отсутствия пункта о ЧС многие пассажиры не могли вернуть полную стоимость билета и отказаться от вылета в страны с большим числом заболевших вирусом COVID-19 — до момента официального закрытия авиасообщения с этими государствами.

Председатель ООП Илья Зотов подтвердил «Известиям» отправку письма в Минтранс. По его словам, аналогичное обращение направлено главе комитета Госдумы по транспорту.

Глава ООП пояснил, что в период распространения коронавируса в организацию поступали многочисленные жалобы авиапассажиров. Так, Италия ввела режим ЧС 31 января, но полеты в эту страну РФ ограничила лишь 13 марта, и россияне не могли вернуть всю сумму, потраченную на билеты. В Китае режим ЧС с наивысшим уровнем опасности был объявлен 25 января, а авиасообщение между КНР и РФ сохранялось до 1 февраля. По словам Ильи Зотова, речь идет о десятках тысяч пассажиров, которые не имели права отказаться от поездки и теряли деньги либо были вынуждены рисковать здоровьем.

ЧС-1

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Внесение изменений в ст. 108 ВК позволит защитить права пассажира на безопасный отдых и расширит возможности для возврата средств для граждан, которые опасаются за свою жизнь, — говорится в обращении в Минтранс.

В ведомстве на момент публикации комментарий не предоставили.

Комментарий к Статье 108 Воздушного кодекса России

В зависимости от обстоятельств полета различают вынужденное и добровольное расторжение договора воздушной перевозки.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

Пассажир имеет право отказаться от полета в аэропорту отправления или в любом аэропорту по пути следования и получить обратно уплаченную им сумму за перевозку или за ее неиспользованную часть в случаях:

отмены или задержки рейса, указанного в билете;

невыполнения воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете;

несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставления ему места на рейс и дату, указанные в билете;

возвращения воздушного судна, не выполнившего рейс, в аэропорт отправления;

несостоявшейся отправки пассажира из аэропорта трансфера рейсом, указанным в его билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым должен прибыть пассажир в аэропорт трансфера, в том числе в случаях перевозки до/от аэропорта трансфера по разным билетам;

невозможности отправки пассажира рейсом, указанным в билете, в связи с уменьшением предельной коммерческой загрузки, нарушением брони;

несостоявшейся отправки пассажира рейсом, указанным в билете, вызванной досмотром, если при досмотре багажа и личном досмотре пассажира не было обнаружено веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах;

замены указанного в расписании типа воздушного судна другим;

перерыва рейса вследствие вынужденной посадки воздушного судна;

невозможности отправки пассажира, имеющего билет с открытой датой вылета (независимо от вида оплаты за билет), из аэропорта трансфера, остановки или аэропорта обратного вылета в течение 24 часов с момента предъявления билета перевозчику, а также из начального аэропорта по билету «на посадку»;

изменения тарифов или правил их применения против действовавших на день отправления пассажира из начального аэропорта, указанного в билете;

болезни пассажира или члена его семьи, следующего с ним на воздушном судне;

неправильного оформления билета перевозчиком;

несостоявшейся отправки пассажира по другим причинам, кроме перечисленных, по вине перевозчика, а также по причинам, не зависящим от перевозчика, но признанным им уважительными, в том числе при перевозках в прямом смешанном сообщении несколькими видами транспорта по единому билету;

опоздания прибытия наземных видов транспорта, доставляющих пассажиров в аэропорт.

Согласно статья 108 ВЗК РФ, пассажир имеет право добровольно отказаться от полета из начального аэропорта, трансфера, остановки или из другого аэропорта посадки воздушного судна по расписанию и получить обратно уплаченные за перевозку деньги в размере, предусмотренном правилами применения тарифов. Пассажир, добровольно отказавшийся от дальнейшего полета в промежуточном аэропорту посадки воздушного судна по расписанию, если посадка или остановка в этом аэропорту не предусмотрена его билетом, обязан заявить об этом в данном аэропорту и предъявить билет для возврата денег или заявить о желании продолжать полет другим рейсом.

Комментарий к ст. 120 ВозК РФ

  1. 1

    По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения — домашний арест (ст. 107) и заключение под стражу (ст. 108) — сопряжены с принудительным пребыванием обвиняемого, подозреваемого в ограниченном пространстве, с изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных или иных трудовых обязанностей, невозможностью свободного передвижения и общения с неограниченным кругом лиц, т.е. данные меры физически (против воли и желания заинтересованных лиц), непосредственно ограничивают право на свободу и личную неприкосновенность, гарантированное ст. 22 Конституции РФ. По этой причине они избираются и применяются только судом в состязательной процедуре и на конкретный, специально установленный срок. Общность данной группы мер пресечения была подтверждена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 06.12.2011 N 27-П по делу о проверке конституционности ст. 107 УПК РФ в связи с жалобой гражданина Эстонской Республики А.Т. Федина.

    Остальные меры пресечения — психологически-принудительные — ограничивают свободу обвиняемого (подозреваемого) психическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, не посягают на само ядро прав, гарантированных статьей 22 Конституции РФ, и обычно связаны с некоторыми условиями их осуществления, а также сопряжены с ограничением права, предусмотренного статьей 27 Конституции РФ (ч. 1), — свободно передвигаться, выбирать место пребывания на территории РФ. Психологически-принудительные меры избираются и применяются в пределах сроков предварительного расследования и судебного разбирательства и при согласии заинтересованных лиц (а иногда только при их ходатайстве). «Добровольный» характер исполнения данных мер позволяет избирать их в розыскной процедуре (органам уголовного преследования без предварительного судебного разрешения), поскольку дача согласия (или отказ в этом) в какой-то степени уравнивает стороны. Однако это подобие равноправия «сторон» не гарантирует от злоупотреблений, поэтому последующий судебный контроль над избранием мер пресечения (ст. 125 УПК) трудно переоценить.

    Психологически-принудительные меры пресечения регулируются Стандартными минимальными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 N 45/110. Согласно п. 3.4 этих Правил не связанные с тюремным заключением меры, которые накладывают какое-либо обязательство на обвиняемого (подозреваемого) и которые применяются до формального разбирательства или суда или вместо них, требуют согласия обвиняемого (подозреваемого).

  2. 2

    Сущность психологически-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого (подозреваемого) возлагается моральное обязательство надлежащего поведения.

  3. 3

    Все психологически-принудительные меры пресечения обеспечиваются угрозой применения более строгой меры пресечения в случае процессуальных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого (ст. 110).

Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира

1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным «пунктом 2» настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с «подпунктом 1» настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;

4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

3. В целях «пункта 2» настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира

1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

  • 1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;
  • 2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
  • 3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;
  • 4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

3. В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Спасение утопающих

На фоне обострения ситуации с распространением коронавируса с 23 марта российские власти ввели жесткие ограничения на международное авиасообщение. Отменены все перелеты, кроме 146 маршрутов — между Москвой и столицами других государств. Если у пассажира билет в одну из столиц, куда еще открыты полеты, требовать компенсации стоимости невозвратного билета он не сможет.

Для того чтобы россияне могли вернуться из-за границы, авиакомпании продолжат выполнять чартерные рейсы. Наиболее уязвимы в этой ситуации оказались туристический бизнес и авиаперевозчики. Потенциальные потери последних из-за закрытия международных линий замглавы Минтранса, руководитель Росавиации Александр Нерадько 17 марта оценивал в сумму более 100 млрд рублей.

В S7 Airlines сообщили «Известиям», что в сложившейся ситуации авиакомпания, вне зависимости от тарифа, позволяет пассажирам гибкие условия перебронирования. Купленные до 4 марта билеты еще можно успеть обменять на более поздние даты вылета или другие направления из маршрутной сети авиакомпании (эти условия действуют до 4 апреля). Перевозчик также ввел специальные сертификаты: их можно использовать для возврата полной стоимости авиабилета. Деньги останутся на личном депозите пассажира, их можно будет потратить на новое путешествие в течение одного года. В обоих случаях придется заплатить сбор в 1 тыс. рублей (для всех билетов тарифа «Базовый»), добавили в авиакомпании.

ЧС

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Пассажиров Nordwind описанная ситуация с невозвратом денег не коснулась: регулярных рейсов в Европу компания не выполняла, а туристов из КНР возили чартерными рейсами по заказу туроператора, сказал «Известиям» представитель перевозчика. Он добавил, что сегодня на все билеты на регулярные рейсы, купленные с 14 марта по 15 апреля включительно (без ограничения даты вылета), действуют особые правила возврата и обмена. Это можно сделать, заплатив сбор 900 рублей за перелет по РФ или €10 — за границу.

У Utair также действует программа изменения даты вылета за рубеж, но денег компания не удерживает, сказали в пресс-службе перевозчика. Пассажирам предоставляется возможность однократно обменять билет на любую дату без изменения направления — вплоть до 31 декабря 2020 года. При обмене билета отмененного рейса на даты вылета после 1 июня необходимо будет доплатить разницу между тарифами, но сборы и штрафы взиматься не будут.

В других крупных авиакомпаниях на запросы «Известий» не ответили.

— Предложение Объединения пассажиров абсолютно логичное. В перспективе такая мера позволит поднять доверие к перевозчикам и спрос на их услуги, — сказал «Известиям» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

ЧС-2

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

C этой точкой зрения согласна член Общественной палаты Елена Сутормина. Она подчеркнула, что люди, как правило, покупают авиабилеты за несколько месяцев до вылета, поэтому у пассажиров должна быть возможность вернуть деньги в такой ситуации, как введение режима ЧС.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, однако, отметил: невозвратные тарифы вводились перевозчиками как раз для того, чтобы переложить риски на пассажиров и за счет этого снизить стоимость билетов.

— У авиакомпаний ситуация на рынке перевозок и так катастрофическая, поэтому для некоторых из них такие условия — если их ввести сейчас — могут стать неподъемными, — считает он.

По его мнению, в перспективе предложенная поправка возможна, но дополнительные риски всё равно будут заложены в стоимость перелета.

Петр Шелищ считает, что перекладывать всю ответственность на потребителя неправильно. Невозврат денег, который произошел в такой ситуации, не спасет авиакомпании, а только затянет агонию отдельных игроков рынка. Объемы финансовых потерь перевозчиков таковы, что им нужны масштабные меры поддержки, которые может обеспечить только государство, уверен он.

Суточный график работы трудовой кодекс время отдыха дежурного

В то же время согласно части четвертой указанной статьи продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда. Иными словами, если по условиям труда это необходимо, то продолжительность работы в ночное время можно не сокращать.

Список работ, по которым такое сокращение не производится, должен определяться коллективным договором, локальным нормативным актом. Это требование содержится в части четвертой ст. 96 ТК РФ. В соответствии с частью первой ст.

108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Из ст.

В то же время статья 104 ТК РФ позволяет в случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, ввести суммированный учет рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды, но не более одного года) не превышала нормального числа рабочих часов. Отмечу, что применение суммированного учета не зависит от особенностей оплаты труда сотрудников, поэтому, если по условиям производства невозможно соблюсти ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени, то суммированный учет рабочего времени должен применяться вне зависимости то того, получает работник оклад или у него почасовая оплата. Таким образом, Трудовой кодекс РФ позволяет установить работникам, не относящимся к перечисленным в ст.

О круглосуточных дежурствах

Теперь рассмотрим, какие дополнительные выплаты могут полагаться работнику, работающему по суточному графику. Сюда относятся:

  • оплата ночных часов работы:
  • оплата сверхурочных часов работы;
  • оплата праздничных часов работы.

Поскольку совершенно ясно, что в 24 часовую непрерывную смену будут входить и ночные часы, то они соответственно требованиям трудового законодательства и должны быть оплачены. Ночными часами в Трудовом Кодексе определено время с 22 часов вечера до 6 часов утра следующих суток.

То есть за одну 24 часовую смену получается 8 ночных часов. Как правило, доплата за ночные часы устанавливается в виде процентной надбавке к основной ставке за час. Это обязательная доплата. Оплата сверхурочных часов работы зависит от принятого учетного периода времени.

Если это месяц, то подсчет и оплата должна производиться в конце каждого месяца.

Каков перерыв на отдых между ночными и суточными (выходными) дежурствами?

Норма времени в каждом месяце будет разная, поскольку разным будет количество рабочих дней по «стандартной» 5 дневной рабочей неделе. Количество часов отработанных в каждом конкретном месяце не должно превышать установленную норму. Теперь можно произвести нехитрые подсчеты:

  1. В среднем в месяце 30 дней, при графике сутки через двое периодичность цикла составляет трое суток.
  2. Соответственно за месяц выходит примерно 10 рабочих смен. Умножаем это количество на 24 и получаем примерно 240 рабочих часов за месяц.
  3. Если посмотреть производственный календарь, который устанавливает количество допустимых рабочих часов, то можно увидеть, что даже самый большой по количеству рабочих часов месяц не превышает нормы в 200 часов.

Какое время отдыха положено при работе в 24 часа?

Таким образом, можно сделать вывод, что 24 часовая рабочая смена также разрешена.

Суточный график предполагает непрерывное нахождение на рабочем месте в течение 24 часов, то есть он будет включать в себя как ночные так и дневные рабочие часы.

Отдых при суточном графике работы Естественно, что при 24 часовой рабочей смене график работы будет отличаться от привычной 5 дневной недели с 8 часовым рабочим днем.

В данном случае для работников будет устанавливаться особый график. Очень часто практикуются графики сутки через двое или сутки через трое. На первый взгляд, и первый, и второй являются допустимыми, поскольку соблюдается предписание Трудового Кодекса продолжительности междусменного отдыха, которое гласит, что он должен быть вдвое длиннее продолжительности рабочей смены.

В данном случае продолжительность смены составляет 24 часа (сутки), а продолжительность отдыха 48 или 72 часа.

Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки пассажира

1. В случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;

3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;

4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

2. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

3. В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Понятие и классификация времени отдыха

Время отдыха для работника с точки зрения трудового права – это все остальное время помимо рабочего. Ст. 106 ТК РФ определяет его как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Таким образом, время отдыха работника должно быть неприкосновенным для работодателя. Зачем работнику нужно время для отдыха, пожалуй, объяснять излишне. Наемный работник – это человек со своими биологическими потребностями: спать, есть, отдыхать; это личность, которой необходимо духовное развитие, удовлетворение своих социокультурных потребностей, неформальное общение;

наконец, это нередко семейный человек с соответствующими обязанностями в отношении родных и близких. Время отдыха – время, которое работник проводит так как сочтет нужным, его использование, в общем-то, не регламентируется законодательством за редким исключением. Целями правового регулирования времени отдыха являются:

  1. обеспечение законодательного ограничения рабочего времени;
  2. создание условий для реального использования работниками свободного времени для отдыха (право на оплачиваемый отдых).

Среди признаков времени отдыха применительно к трудовым отношениям можно выделить следующие:

  • работник свободен от выполнения своих трудовых обязанностей;
  • это освобождение носит временный, а не постоянный характер;
  • конкретный вид времени отдыха и условия его предоставления работодателем закреплены в законе, коллективном договоре, соглашении или непосредственно в трудовом договоре с конкретным работником.

Право на отдых предусмотрено как нормами национального права, например, ст. 37 Конституции РФ, так и нормами международного права: ст. 24 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 77 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция МОТ № 47 «О сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю» 1935 г., Рекомендация МОТ № 116 «О сокращении продолжительности рабочего времени» 1962 г. и т.д.

ТК РФ провозглашает право на отдых как принцип правового регулирования труда (ст. 2 ТК РФ) и как одно из основных прав работника (ст. 21 ТК РФ).

Право на отдых гарантируется всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы работодателя. Для отдельных категорий работников с учетом специфики труда законом предусмотрен ряд особенностей использования времени отдыха.

Эти особенности, в частности, установлены на основании Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 87 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы». Данный нормативный акт передает определение этих особенностей соответствующим федеральным органам исполнительной власти (отраслевым министерствам), которые вправе издавать положения, касающиеся времени отдыха работников по согласованию с Минздравом РФ. В таком порядке, например, было принято Положение, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 № 10 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации РФ» (далее – Положение об авиадиспетчерах).

Конкретные виды времени отдыха перечислены в ст. 107 ТК РФ:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

Названные виды времени отдыха условно можно разделить на две группы: кратковременный отдых (первые четыре из указанных видов) и относительно длительный отдых (отпуска). Кратковременный отдых обычно не оплачивается, за исключением специальных перерывов, предусмотренных статьями 109 и 258 ТК РФ. Длительный отдых, наоборот, обычно оплачивается, исключение составляет отпуск без сохранения заработной платы (административный отпуск), предусмотренный ст. 128 ТК РФ.

ПРЕТЕНЗИЯ

Я, (фамилия, имя пассажира) имею заключенный с Вашей авиакомпанией договор перевозки, подтверждаемый купленным мною билетом (может быть оформлен в электронном виде) (серийный номер), на рейс ________ по маршруту _______________ с датой вылета ____________.

Однако вплоть до настоящего времени авиакомпания свои обязательства по перевозке меня как пассажира в пункт назначения не выполнила, чем нарушила соответствующие положения п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации.

При этом, учитывая фактический период задержки (указывается время в часах), авиакомпания в нарушение соответствующих требований п.92 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее — ФАП), не обеспечила доведение до пассажиров рейса информации о задержке или отмене рейса и о причинах задержки/отмены рейса (данная информация должна доводиться визуальным и/или акустическим способом).

Кроме того, в нарушение требований п. 99 ФАП мне не было обеспечено бесплатное предоставление услуг, оказание которых для перевозчика в названных условиях (ввиду задержки/отмены рейса) является соответствующей обязанностью (далее указывается вид неоказанных услуг в зависимости от фактических обстоятельств:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа).

Принимая во внимание названные обстоятельства, я на основании ч. 2 ст

795 ГК РФ отказываюсь из-за задержки рейса от перевозки, в связи с чем, прошу вернуть мне провозную плату, т.е. денежную сумму, уплаченную за билет.

С учетом соответствующих положений ст. 314 ГК РФ деньги прошу вернуть в семидневный срок.

При уклонении авиакомпании от исполнения данной обязанности я оставляю за собой право дополнительно на основании ст. 395 ГК РФ требовать уплаты процентов за пользование моими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.

Также считаю, что в результате виновного бездействия со стороны авиакомпании и допущенного нарушения моих прав как потребителя мне был причинен моральный вред, право на компенсацию которого, я имею на основании ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

С учетом изложенного, сумма моих претензионных требований составляет _________ рублей.

Подпись, дата

Примечание: претензию при невозможности вручения полномочному представителю перевозчика следует направить по адресу места нахождения авиакомпании (указаны в Реестре лицензий эксплуатантов, размещенном на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации): http://www.favt.ru/favt_new/sites/default/files/reestr_licenzii.rtf.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.