Статья 12.37. несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Алан-э-Дейл       13.02.2023 г.

Наказание за оставление места аварии

Действия водителя после совершения ДТП регламентированы пп. 2.5 и 2.6 Правил дорожного движения, а наказание за их нарушение прописано в КоАП и УК Российской Федерации. Применение санкций того или иного кодекса зависит от степени тяжести наступивших последствий.

Привлечь к ответственности можно и водителя, который спровоцировал ДТП маневром и уехал, невзирая на то что авария с участием других машин произошла по его вине.

При наличии пострадавших

Совершив ДТП, водитель должен прекратить движение, поставить знак, указывающий на аварийную остановку, вызвать экстренные службы, попытаться оказать помощь раненым людям, дождаться приезда инспектора. Сокрытие с места аварии, если погибли или пострадали люди, квалифицируется по ст. 264 УК РФ:

При нанесении тяжкого вреда здоровью в соответствии с п. «б» ч. 2 максимальное основное наказание назначается в виде лишения свободы до 7 лет, дополнительно подсудимого могут лишить права на получение некоторых должностей и занятие определенной деятельностью, как правило, суд лишает возможности работать водителем.

За смерть одного человека и оставление места аварии предусмотрено наказание по п. «б» ч. 4 с основным наказанием до 12 лет лишения свободы и специальным наказанием до 3 лет. За смерть нескольких людей водитель, покинувший место ДТП, наказывается на основании п. «б» ч. 6, где максимальный срок — 15 лет лишения свободы и до трех лет запрет на занятие определенной судом деятельностью.

Если в ДТП люди пострадали по собственной вине, а в действиях скрывшегося водителя иных нарушений ПДД, кроме оставления места происшествия, не выявлено, он не подлежит привлечению к ответственности по ст. 264 УК РФ. Тем не менее побег с места аварии наказуем. Если пострадавшие получили незначительные травмы, а в действиях водителя не усматривается состава преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ, беглец будет наказан по ч. 2 ст. 12.17 КоАП. Штраф за оставление места ДТП не предусмотрен. Судья может лишить виновника прав сроком от одного до полутора лет либо подвергнуть административному аресту на срок до 15 суток.

Довольно сложно квалифицировать действия скрывшегося водителя по ст. 125 УК РФ. Оставление в опасности можно вменить лишь в том случае, если водитель, причастный к ДТП, был единственным, кто мог вызвать неотложную помощь. При мгновенной смерти потерпевшего ст. 125 неприменима, т. к. объект преступления отсутствует: человек уже мертв. Максимальное наказание за оставление в опасности — до года лишения свободы.

ДТП без пострадавших

Совершив ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, причастный водитель должен дождаться прибытия сотрудника ГИБДД. Обязанность оставаться на месте происшествия распространяется на всех водителей, чьи транспортные средства участвовали в аварии. Степень виновности каждого определяется сотрудником ДПС. Покинув место аварии, даже невиновный в ее совершении водитель будет привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 Административного кодекса. Штраф по этой статье не предусмотрен, на усмотрение судьи в отношении скрывшегося водителя применяется административный арест до 15 суток либо лишение права управления транспортным средством на срок от 12 до 18 месяцев. Примером может служить ДТП, произошедшее на парковке супермаркета или офисного здания. Обнаружив на стоянке автомобиль с повреждениями, необходимо вызвать ГИБДД, чтобы избежать лишения водительских прав.

В каком случае наказания не будет

При аварии, совершенной в населенном пункте, есть возможность вызвать медиков или отправить пострадавших в медучреждение попутным транспортом. В отдаленной и малонаселенной местности время прибытия экстренных служб может исчисляться часами. При отсутствии других автомобилей закон обязывает причастного к ДТП водителя самостоятельно доставить раненых в лечебное учреждение. Если человек уехал с места ДТП, выполняя свои обязанности по доставке потерпевших в больницу, наказание ему не грозит, т. к. он выполнял требования ст. 2.6 ПДД.

Доставив людей в больницу, водитель должен вернуться на место ДТП для объяснений обстоятельств происшествия.

Обстоятельством, исключающим наказание за отъезд с места аварии, является оформление Европротокола. С 2009 года водители вправе самостоятельно оформить происшествие при соблюдении условий:

  • авария без пострадавшего;
  • нет споров о виновности;
  • все участники имеют действующий полис ОСАГО;
  • ущерб не превышает установленной законом суммы.

Зафиксировав факт происшествия, заполнив необходимые документы, причастные водители вправе покинуть место аварии, уведомив страховые компании.

Срок действия требования инспектора ДПС по страховке

От 10 дней до 3 месяцев.

Если в отношении водителя составляется требование о прекращении правонарушения, то обычно в нём указывается конкретный срок. В течение этого времени автолюбитель должен застраховать свою ответственность в рамках ОСАГО, иначе он рискует оказаться за решёткой.

Какими могут быть сроки в требовании:

  • 10 дней – по истечении которых постановление о правонарушении за езду без ОСАГО вступает в законную силу, и требование ИДПС также становится законным, а неисполнение такого предписания может послужить причиной для ареста водителя,

Также в требовании может быть указан иной срок – свыше 3 месяцев и даже стоять «бессрочно». Однако в части законности требования больше подходит именно 3-месячный срок.

Правомерно ли наложение ареста за езду без ОСАГО в 2021 году?

Нет, но на практике это активно применяется.

Но вначале рассмотрим, в каких случаях и на каких основаниях автовладельцам может грозить административный арест за отсутствие полиса ОСАГО. Затем расскажем, почему требование ИДПС прекратить правонарушение в 2021 году незаконно. И, наконец, выясним, что же делать попавшимся водителям и какие перспективы ожидают их на практике.

И начнём мы с распутывания клубка под названием «арест за управление автомобилем без ОСАГО»:

  • так вот, прекращение противоправных действий – это, по факту, указание водителю застраховать автогражданскую ответственность (ведь она отсутствует),

Но при чём здесь арест?

И среди мер ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ:

  • штраф от 2 000 до 4 000 рублей,
  • арест на срок до 15 суток,
  • обязательные работы сроком до 120 часов.

Таким образом, на практике в 2021 году за езду без ОСАГО водители действительно рискуют загреметь под арест на несколько суток.

Некоторые могут усмотреть тут двойное наказание – но это не так! Административные правонарушения разные по своей сути. Штраф в 800 рублей выписывается водителю за управление автомобилем без ОСАГО, а арест назначается судом за невыполнение тем же водителем законного требования сотрудника полиции в отведённый для этого срок. Такая же практика действует и в борьбе с чрезмерной тонировкой.

Официальный ответ из ГИБДД

Теперь рассмотрим, что думают по этому поводу те, кто фиксирует правонарушения в области страхования и выносит постановления с требованиями к водителям.

Один из депутатов ЛДПР усомнился в законности новой практики арестов за езду без ОСАГО. Чтобы прояснить ситуацию он обратился к главе Госавтоинспекции. Ответ не заставил себя долго ждать – в ГИБДД подтвердили возможность применения полицейскими ч. 1 ст. 19.3 КоАП за управление автомобилем без страховки.

Вот официальный ответ от начальника ГИБДД Михаила Черникова:

Однако, в разъяснении нет ни слова о форме выражения требования инспектора ДПС прекратить противоправные действия за езду без ОСАГО. То есть наиболее спорный вопрос оставили без комментариев (но ниже будут комментарии от нас).

Но вы должны понимать, что в ГИБДД не уполномочены подтверждать законность той или иной правоприменительной практики. Такие полномочия имеются лишь у Верховного Суда. А в Госавтоинспекции могут разве что выразить мнение по тому или иному вопросу – что и было сделано в официальном ответе на запрос депутата ЛДПР.

Позиция Верховного Суда

Устоявшаяся судебная практика свидетельствует о том, что суды встают на сторону ГИБДД. Рассчитывать на успешное обжалование по неисполнению требования инспектора ДПС крайне сложно.

Однако, в пример можно привести одно решение Верховного Суда в пользу водителя. Правда, оно не по ОСАГО, а по тонировке (что, в общем-то, схоже по привлечению к ответственности).

ВС РФ признал арест автолюбителя незаконным. Только это произошло не из-за факта незаконности требования ИДПС об устранении правонарушения, а ввиду отсутствия сроков устранения тонировки. Вдобавок было нарушено право задержанного водителя на привлечение его адвоката (Постановление ВС РФ по делу №9-АД 19-7 от 18.04.2019 года). Но хоть гражданин и добился морального удовлетворения, до этого ему пришлось отсидеть трое суток.

За что точно накажут, если едешь без номеров или они скрыты?

Далее рассмотрим ситуации, когда вас вряд ли спасёт отсутствие знаков или инспекторы посчитают их скрытыми.

Если у меня нет переднего номера?

Накажут штрафом в 5 000 рублей или отберут водительские права на 1-3 месяца.

Да, если вы едете на автомобиле без переднего номерного знака, а впереди пост ДПС – готовьтесь к составлению протокола об АП. Отсутствие регзнака на переднем бампере видно издалека. Вам повезёт только в случае, если инспектор ГИБДД отвлёкся и не заметил вашу машину в транспортном потоке.

Например, показательно решение московского суда, которым водитель был лишён прав на 1 месяц за езду без переднего номера (Постановление по Делу № 5-12.2-1482/16).

Отсутствует задний номер

Тоже «вилка» – штраф или лишение прав.

Даже если у вас есть передний номерной знак, а задний отсутствует – нарушение остаётся нарушением. Во-первых, закон обязывает водителей устанавливать оба регномера. А, во-вторых, это ещё раз подтверждает Пленум Верховного Суда № 20 от 25.06.2019 года.

Другое дело, что обнаружить отсутствующий задний номер сложнее, чем передний. А всё потому, что инспекторы ДПС видят ваш автомобиль спереди. Но бывает, что машина без номера выезжает с парковки или со стоянки задом. Логично, что в таких случаях автоинспектор вправе остановить ТС и составить протокол за езду без регзнаков по ст. 12.2.2 КоАП РФ.

Если нет бампера и номера?

Тоже передвигаться на авто нельзя.

  • Но, во-первых, за отсутствие бампера штрафуют крайне редко (и всего на 500 рублей).
  • А во-вторых, отсутствие регномеров гораздо более серьезное правонарушение, и вам выпишут протокол за езду без регистрационных знаков по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ. То есть шанс отделаться 500 рублями крайне невысокий.

Что делать? Закрепите номер в том месте, где он должен стоять при наличии бампера

Неважно, как чем вы его закрепите, главное надёжно – иначе регистрационный знак отвалится, а вас оштрафуют или лишат прав за его отсутствие (ещё и дубликат делать)

Номер потерялся

Неважно, где и при каких обстоятельствах – управлять автомобилем без номерных знаков запрещено. Как избежать наказания:

Как избежать наказания:

  1. Как только обнаружили, что номер утерян (например, после ДТП), остановите транспортное средство. Далее можно позвонить жене, отцу или другу – чтобы они захватили дубликат номерных знаков у вас дома и привезли вам. Затем останется прикрутить этот дубликат спереди или сзади, после чего спокойно ехать на авто по своим делам.
  2. Не ехать дальше, а вызвать эвакуатор. Удовольствие не из дешёвых, например – средний прайс по Москве 1 500 рублей за эвакуацию легкового автомобиля. Но зато так вы гарантированно не нарвётесь на штраф в 5 000 рублей, и у вас не заберут права за езду без регзнаков.
  3. Обратиться с заявлением в ближайший пункт ГИБДД. То есть вам разрешат беспрепятственно доехать до дома на автомобиле без номеров. Никуда в другое место заруливать нельзя. А дома вам останется поставить дубликат знака.

На заметку! Не факт, что после посещения ГИБДД вас не остановят на дороге. Патруль может быть за следующим поворотом, и вам предстоит доказывать, что вы действительно направляетесь домой менять номерные знаки.

Видоизмененные номера

Государственные регистрационные знаки создаются по ГОСТу, и если у вас вместо номера, например, автоматическая система со «шторками» – это нарушение, за которое грозит ответственность в виде штрафа 5 000 рублей или лишение в/у.

Что относится к видоизменённым регзнакам:

  • Рамка-перевертыш;
  • Откидная конструкция;
  • Рамка со «шторкой»;
  • Рамка с ИК-лучами;
  • Нано-плёнка и др.

Сам факт оборудования автомобиля такими рамками уже образует состав правонарушения. И если вас остановят инспекторы ДПС, заглянут в салон и увидят, что вы можете скрывать и всячески видоизменять номера – не удивляйтесь, если на вас составят протокол по ч. 2 ст. 12.2 Кодекса. Будет достаточно сомнения инспектора ДПС. Особо дотошные инициируют административное расследование и отправят ТС на экспертизу, где с 99% вероятностью обнаружат все ваши махинации (если рамки установлены).

Одним словом, если у вас есть лишние права, то можете попробовать поездить с такими «номерами». Логично, что это незаконно и наказывается по всей строгости закона!

Комментарии к статье 12.37 КоАП РФ, судебная практика применения

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.37 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, регулируемые Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — закона «Об ОСАГО»). Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждено Банком России 19.09.2014 N 431-П.

Ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ

В ч. 1 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных в п. 1 статьи 16 закона «Об ОСАГО» условий ограниченного использования транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан. Такими условиями Законом признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году. Соответствующие ограничения указываются в страховом полисе.

Ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

В ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в статье 4 закона «Об ОСАГО», и в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности в нарушение положений ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения, устанавливающей запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ содержит состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в невыполнении предусмотренной ст. 4 закона Об ОСАГО обязанности по страхованию гражданской ответственности, либо в управлении транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

10 дней для страхования с момента возникновения права на автомобиль

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им.

Рекомендуем статью «Сколько можно ездить без полиса ОСАГО?», содержащую ответы на вопросы:

Могу ли я, по истечении срока действия полиса ОСАГО (договора ОСАГО) еще месяц ездить без полиса? Предусмотрена ли законодательством какая-либо возможность ездить без полиса ОСАГО в течении определенного времени, например, если я купил автомобиль и перегоняю его в свой город?

Разграничение правонарушений по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ, необходимо отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 12.3 КоАП РФ, ответственность по которой наступает в случае, когда владельцем транспортного средства обязанность по страхованию гражданской ответственности выполнена, однако у водителя, управляющего данным транспортным средством, отсутствует при себе полис обязательного страхования.

Субъектами правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, являются владельцы транспортных средств. Административной ответственности по ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ подлежат также водители, управляющие транспортными средствами, владельцы которых не выполнили обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.

Субъективная сторона указанных правонарушений характеризуется умышленной виной. При этом водителями, управляющими соответствующими транспортными средствами, административное правонарушение может быть совершено только с прямым умыслом, о чем свидетельствует указание в диспозиции статьи на заведомость знания виновного об отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Судебная практика по статье 12.37 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Определение N 51-О12-32 от 11.07.2012 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 15-АД16-7 от 30.05.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Определение N 72-О13-22СП от 17.04.2013 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 37-АД09-2 от 16.11.2009 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Решение Верховного суда: Определение N 19-КГ12-15 от 30.11.2012 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ16-14059 от 31.10.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Постановление N 58-АД17-7 от 17.07.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2014 по делу N А27-7151/2013

Метки:Безопасность дорожного движения, Безопасность, Доказательство, Транспорт, Хозяйственная деятельность, Западно-Сибирский округ

Дата:28 января 2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2014 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Отческой Т.И.

судей Ильина В.И.

Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово (650025, Кемеровская область, город Кемерово, Кузнецкий проспект, 65, ИНН 4207014720, ОГРН 1034205022191) на постановление от 16.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Колупаева Л.А., Ходырева Л.Е.) по делу N А27-7151/2013 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СтройКом» (650003, город Кемерово, Ленинградский проспект, 28, 1, ИНН 4205183730, ОГРН 1094205015816) к отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.

В заседании с использованием средств аудиозаписи принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «СтройКом» — Тарасова А.С. по доверенности от 01.04.2013 N 42 АА 0768948.

Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СтройКом» (далее — ООО «СтройКом», общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово (далее — отдел, административный орган) от 23.05.2013 N 42 ЮР 100029, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 12.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Решением от 10.07.2013 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных ООО «СтройКом» требований отказано.

Постановлением от 16.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, поскольку административным органом доказаны событие административного правонарушения и наличие в действиях ООО «СтройКом» состава административного правонарушения.

В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, просит оставить постановление от 16.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции, заслушав представителя общества, поддержавшего доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что 25.04.2013 в 08 часов 27 минут при осуществлении повседневного надзора сотрудниками административного органа было выявлено событие административного правонарушения, выразившееся в допущении загрязнения дорожного покрытия проезжей части по проспекту Ленинградский, 27, при выезде строительной техники со строительной площадки, в результате чего водитель Ефименко Н.А. и прораб ООО «СтройКом» Сенк В.В. были привлечены к административной ответственности.

02.05.2013 в 00 часов 05 минут при осуществлении повседневного надзора сотрудниками административного органа было повторно выявлено событие административного правонарушения, выразившееся в допущении загрязнения дорожного покрытия проезжей части по проспекту Ленинградский, 27, при выезде строительной техники со строительной площадки, в результате чего водители Никитин М.М., Гарбузов О.Н., Шайхутдинов Р.М., Чернов А.А. и прораб ООО «СтройКом» Сенк В.В.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.