Статья 11 нк рф. институты, понятия и термины, используемые в настоящем кодексе

Алан-э-Дейл       30.07.2022 г.

Комментарий к Ст. 11 Налогового кодекса

Комментируемая статья НК РФ посвящена вопросам понятийного аппарата налогового права.

Все институты , термины и понятия, используемые в НК РФ, условно могут быть сведены в четыре основные группы:

1) институты, термины и понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ;

2) специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах;

3) понятия, используемые при регулировании отношений, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей;

4) понятия, используемые в НК РФ и определяемые непосредственно в комментируемой статье 11 НК РФ.
———————————
Под институтом (правовым) понимается обособленная внутри отрасли права группа юридических норм, объединенных определенной общностью признаков регулируемого ими вида однородных общественных отношений. Так, например, в налоговом праве используются такие гражданско-правовые институты, как собственность, поставка, купля-продажа и др.

В отношении институтов, терминов и понятий гражданского, семейного, трудового и иных отраслей законодательства применяется правило, в соответствии с которым они применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено самим НК РФ. Следовательно, при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» ).
———————————
Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.

Специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ, например: «налогоплательщик» — ст. 19, «объект налогообложения» — ст. 38, «налоговая база» — ст. 53, «налоговый период» — ст. 55, «налоговая ставка» — ст. 53 и т.д.

При регулировании отношений по взиманию таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу используются понятия, определяемые в Таможенном кодексе Таможенного союза (ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза) и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле (ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Понятия, определяемые в НК РФ, могут использоваться в этом случае только тогда, когда соответствующей дефиниции нет в таможенном законодательстве.

Ряд понятий и терминов, используемых в налоговых целях, определяется непосредственно в комментируемой статье (ст. 11 НК РФ). Определение этих понятий и терминов в комментируемой статье имеет особое значение для единообразного толкования налоговых норм. Такие определения имеют специально-терминологическое значение. Конституционный Суд РФ уточнил, что нормы-дефиниции, содержащиеся в п. 2 ст. 11 НК РФ, предназначены для применения исключительно в целях налогообложения (Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О ).
———————————
Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 1.

Могут ли ИП выставлять счета-фактуры с учётом НДС при УСН?

ИП, использующие УСН, не платят налог на добавленную стоимость (НДС). Исключением является НДС, оплачиваемый при ввозе товаров в Россию, а также НДС, отчисляемый в связи с осуществлением договора простого товарищества.
Составлять счета-фактуры обязаны только плательщики НДС. Поэтому выставление счётов-фактур предпринимателем, применяющим специальный режим, такой как “упрощенка”, будет свидетельством, что этот ИП — плательщик НДС.
Если ИП будет включать НДС в выставляемые счета, то потребуется исключение суммы налога из состава расходов. Это увеличит налоговую нагрузку на предпринимателя и приведет к подорожанию товаров, работ или услуг, предоставляемых этим ИП.
Упрощенка для ИП является добровольным выбором. Поэтому предприниматели, находящие более выгодной и удобной уплату НДС и желающие выставлять счета-фактуры, могут выбрать для своей деятельности общий режим налогообложения. Если до этого ИП применял упрощенку, то сменить режим он может с начала календарного года. Для этого достаточно уведомить Налоговую службу до 15 января года, в котором будет переход.
Итак, индивидуальные предприниматели не могут выставлять счета-фактуры с учетом НДС при УСН. Чтобы стать плательщиком НДС, предпринимателю нужно сменить особый налоговый режим на общий.

Другой комментарий к Ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 8 Кодекса дано определение понятия налога: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Как указал КС России в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П <*>, налог — это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

———————————
<*> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197.

Следует отметить, что установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» <1> страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами. На это указал Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 22 апреля 2003 г. N 12355/02 <2> (до налоговых органов указанное Постановление доведено письмом МНС России от 23 июля 2003 г. N НА-6-14/813 <3>). Аналогичную позицию высказал КС России в Определениях от 5 февраля 2004 г. N 28-О <4> и от 4 марта 2004 г. N 49-О <5>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

<2> Вестник ВАС РФ. 2003. N 10.

<3> Справочные правовые системы.

<4> СЗ РФ. 2004. N 12. Ст. 1109.

<5> Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. 2004. Ч. 1.

2. В пункте 2 ст. 8 Кодекса дано определение понятия сбора: обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Действующая редакция Кодекса устанавливает только два сбора (оба являются федеральными): сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина (см. комментарий к ст. 13 Кодекса).

В пункте 43 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 судам при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 Кодекса в случае неуплаты, неполной уплаты сбора предписано исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного «сбор». Неуплата сбора, понятие которого определено в п. 2 ст. 8 Кодекса, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса. Если же имеется в виду обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, поименованный «сбор», но подпадающий под определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Кодекса, то неуплата такого сбора при наличии указанных в ст. 122 Кодекса обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей (см. комментарий к ст. 122).

Налоговый кодекс РФ. Пункт 4 Статьи 259. Терминологический комментарий

4) Начисление по объектам , в том числе по объектам , на которые подлежат регистрации в соответствии с , начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его регистрации.

Терминологический комментарий к пункту 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Российская Федерация
Расшифровка термина: «Российская Федерация». Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.

Основные средства
Расшифровка термина «Основные средства». Основные средства – денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного назначения.

Амортизируемое имущество
Расшифровка термина «Амортизируемое имущество». Амортизируемое имущество – имущество организации со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей. Амортизируемое имущество делится на 10 групп в зависимости от срока использования. Максимальный срок использования имущества в целях амортизации свыше 30 лет. Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально–производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты), а также следующие виды амортизируемого имущества:

Закон
Расшифровка термина: «Закон». Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.

Государство
Расшифровка термина: «Государство». Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.

Амортизация
Расшифровка термина «Амортизация». Амортизация – постепенное перенесение стоимости основных фондов на производимые с их помощью продукты или услуги; целевое накопление средств и их последующее применение для возмещения изношенных основных фондов.

Право
Расшифровка термина «Право». Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Особенности постановки на учет

Территориальное отделение ФНС по месту расположения предприятия или по адресу осуществления им деятельности принимает решение в соответствии с представленными документами, на основании которых фирма работает вне территории ее нахождения, в том числе контракта, заключенного с работником, о постановке его на учет. Такая ситуация имеет место в случае возникновения у плательщика затруднений с определением места своей регистрации. Указанное положение определяется в п. 9 ст. 83 НК.

Между тем Минфин выражал мнение о том, что если предприятие не создает место для работы стационарного типа с целью исполнения профессиональных обязанностей сотрудником, то необходимости вставать на учет в отделении ФНС по адресу осуществления деятельности у данной компании не возникает. Данный вывод следует также из ТК и Конституции. Так, по Трудовому кодексу рабочим считается место, куда гражданину необходимо прибыть или где он должен находиться для выполнения своих обязанностей. При этом по ТК оно косвенно либо прямо находится под контролем нанимателя. Конституция, в свою очередь, гарантирует неприкосновенность жилища, а также невмешательство в частную жизнь. Таким образом, в силу ст. 24 и 25 Конституции РФ, гарантирующих неприкосновенность жилища и невмешательство в личную жизнь, жилище надомного работника, где он осуществляет свою трудовую деятельность, не может ни прямо, ни косвенно находиться под контролем работодателя. К аналогичным выводам приходили и суды.

Другой комментарий к Ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации

ФНС России в письме от 06.05.2008 N 03-1-03/1925 пришла к выводу, что суммы налога, предъявленные налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, налогоплательщику НДС, вычетам не подлежат, так как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, первоначально не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 01.04.2008 N 03-07-11/126, от 24.10.2007 N 03-07-11/516, УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 N 19-11/48885.

Однако в письме Минфина России от 11.07.2005 N 03-04-11/149 изложена противоположная позиция, а именно в случае, если поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то вычет сумм налога на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09).

Минфин России в письме от 23.11.2009 N 03-11-06/3/271 разъяснил, что при совмещении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с упрощенной системой налогообложения доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, определяются с применением кассового метода.

В связи с тем что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы определяются нарастающим итогом с начала года, доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход в порядке, указанном выше, также необходимо определять нарастающим итогом с начала года.

Следует учитывать, что организация (индивидуальный предприниматель), являющаяся субъектом упрощенной системы налогообложения, не является плательщиком только тех налогов, которые прямо указаны в статье 346.11 НК. Об этом говорит и Минфин России в письме от 02.02.2005 N 03-03-02-05/7.

Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона N 129-ФЗ.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, т.е. в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, и Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.

Из пункта 4 статьи 346.11 НК также следует, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Надомные работники

В качестве них в соответствии со ст. 310 ТК выступают субъекты, которые заключили контракт на выполнение работы на дому с использованием материалов, механизмов и инструментов, предоставляемых нанимателем либо приобретаемых гражданином самостоятельно за свой счет. По п. 1 ст. 17 ЖК, жилплощадь предназначается для проживания. Однако законодательство допускает ее использование для ведения предпринимательской или профессиональной деятельности лицами, зарегистрированными в ней в установленном порядке. При этом их работа не должна ущемлять интересы иных субъектов, соседей в частности. Кроме того, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным, пожарным и прочим требованиям.

Комментарий к статье 11.2 НК РФ

ФНС России активно развивает информационные технологии с целью предоставления на своем сайте широкого спектра электронных услуг. Электронные услуги, позволяющие узнать в онлайн-режиме информацию о состоянии расчетов по налогам (сборам), пеням и штрафам, на сегодняшний день доступны только физическим лицам.

Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» позволяет налогоплательщику — физическому лицу получать на сайте ФНС России актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества, контролировать состояние расчетов с бюджетом.

Был разработан и Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц», в котором автоматизация функций налогового администрирования и государственной регистрации осуществляется по трем направлениям:
— государственная регистрация юридического лица;
— учет юридического лица в налоговых органах;
— расчеты с бюджетом.

На сайте ФНС России также существует аналогичный электронный сервис для индивидуальных предпринимателей.

Статья 313. Налоговый учет. Общие положения

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • 1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • 2) аналитические регистры налогового учета;
  • 3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.