В какие сроки нужно дать ответ на претензию по закону?

Алан-э-Дейл       05.07.2022 г.

Управляющие организации

Регулирование деятельности компаний в области ЖКХ обеспечивается специальными нормативными актами. В частности, правилами оказания коммунальных услуг от 2006 года, принятыми постановлением Правительства.

Срок ответа на обращение граждан в управляющую компанию предписан в частности, данными правилами. Отрезок времени, данный на решение вопроса, предусмотрен почти для каждого случая.

Например, на передачу информации дается 5 дней, на принятие претензии или отказа в ее рассмотрении – 2 дня с мотивировкой отказа. Длительность рассмотрения претензии не может превышать 20 дней.

Сроки рассмотрения обращения гражданина

Согласно ст. 12 ФЗ № 59, обращение, оформленное в письменном виде и поданное в органы государственной, местной власти, должностному лицу предприятия, организации рассматривается в течение 30 календарных дней с момента регистрации заявления (жалобы) канцелярией или секретариатом.

Но есть в этом правиле исключения:

  • обращение по вопросу нарушения законодательства в сфере миграции рассматривается не больше 20 дней;
  • в исключительных случаях (например, исполнителю нужно проверить факты, поданные заявителем, которые могут содержать государственную тайну) срок рассмотрения обращения может быть пролонгирован на срок не более, чем на 30 дней. При этом уполномоченное лицо обязано проинформировать заявителя о продлении срока рассмотрения его заявления.

Разъяснение положений Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»

Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 59-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В соответствии со ст. 8 Закона № 59-ФЗ письменные обращения направляются гражданами непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Срок рассмотрения письменных обращений граждан, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, согласно ст. 12 Закона № 59-ФЗ, составляет 30 дней со дня регистрации обращения.

Однако есть и исключения, так, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 59-ФЗ в исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Статьей 5 Закона № 59-ФЗ закреплены права гражданина при рассмотрении обращения, к ним относится право:

  1. представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  2. знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  3. получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  4. обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  5. обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

За нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан должностные лица государственных органов и органов местного могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административное наказание в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Меры ответственности

Чтобы гарантировать гражданам своевременное получение аргументированного ответа, законодатель ввел специальную норму в КоАП РФ. По ст. 5.59 КоАП РФ назначаются санкции по следующим правилам:

  • ответственность наступает не только за нарушение срока рассмотрения обращений, но и за иное несоблюдение порядка, в том числе направление отписок или необоснованного отказа в предоставлении информации;
  • наказание назначается должностным лицам ведомств и учреждений, наделенных публичными функциями;
  • за каждый факт нарушения штраф составит от 5 до 10 тыс. руб.

По указанной статье грозит наказание и за несвоевременный ответ на обращение, поданное объединением граждан, в том числе юридическими лицами.

Чтобы привлечь виновных лиц к ответственности, необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:

  • регламентированный срок на предоставление ответа отсчитывается с даты регистрации устного, письменного или электронного обращения, поэтому при просрочке даже на 1 день можно подавать жалобу на неправомерные действия чиновника;
  • пожаловаться на нарушение срока можно вышестоящему должностному лицу, однако для привлечения к административной ответственности необходимо обращаться в прокуратуру;
  • должностные лица прокуратуры должны провести проверку по существу, т.е. запросить официальные данные о дате регистрации обращения гражданина и сроке ответа;
  • если для соблюдения срока была направлена формальная отписка, т.е. без ответа по существу поставленных вопросов, ответственность также будет наступать по ст. 5.59 КоАП РФ;
  • если нарушение срока подтвердилось в ходе проверки, составляется административный протокол;
  • протокол и доказательства совершения проступка направляются в суд для разбирательства дела по существу.

Рассматривать дела, связанные с нарушением порядка рассмотрения обращений, вправе только суд. При этом, даже наложение административного штрафа не устраняет обязанности дать ответ на поставленные вопросы.
Читайте: Дисциплинарные взыскания, их виды и порядок применения

Принудительное исполнение санкции происходит через приставов, которые могут удержать сумму штрафа с заработка должностного лица.

Помимо административного наказания, виновным должностным лицам могут грозить и дисциплинарные меры воздействия. Так как надлежащая работа с обращениями граждан входит в должностные и функциональные обязанности чиновников, они могут получить замечание, выговор. При повторных нарушениях указанного порядка может применяться наиболее строгая мера дисциплинарного воздействия – увольнение по требованию работодателя. Также факты административных проступков могут стать препятствием для повышения по государственной или муниципальной службе.

Избежать наказания по ст. 5.59 КоАП РФ чиновник сможет только в следующих случаях:

  • если заблаговременно уведомил заявителя о продлении срока проверки еще на 30 дней (надлежащим уведомлением будет направление его по почте, либо через официальный онлайн-сервис);
  • если на учреждение, в котором работает должностное лицо, не возложены публичные функции;
  • если чиновник был не уполномочен на рассмотрение заявлений граждан по своим функциональным обязанностям (в этом случае наказание понесет руководитель, нарушивший порядок распределения обращений в своем учреждении).

В отдельных случаях заявления и обращения граждан могут оставаться без рассмотрения по существу (например, если запрашиваются сведения, охраняемые государственной или иной тайной). Однако и в этих ситуациях заявителю должно быть направлено уведомление с указанием причин, почему на его обращение не последует аргументированный ответ. Нарушение этого правила также повлечет администратвиные санкции по ст. 5.39 КоАП РФ.

Сроки рассмотрения обращений граждан и ответственность за их превышение

В соответствии вышеназванным законом, срок рассмотрения обращения гражданина составляет 30 календарных дней.  Именно столько отведено органам публичной власти для принятия решения и дачи официального ответа.  Если ответственные лица нарушили предусмотренные законом сроки ответа на обращение граждан, они имеют право на привлечение должностных лиц к административной ответственности.  За данное правонарушение в КоАП предусмотрено наказание в виде штрафа, сумма которого может составлять от пяти до десяти тысяч рублей.

Для того, чтобы государственные служащие, допустившие превышение сроков рассмотрения заявления, были привлечены к ответственности, необходимо обратиться с соответствующей жалобой.  Подавать ее следует в вышестоящую инстанцию или иной констатирующий орган, полномочия которого позволяют привлекать к ответственности конкретного государственного служащего.

Если из-за позднего ответа на обращение гражданина последним были понесены какие-либо убытки, он имеет право на подачу искового заявления в суд с требованием о компенсации.  Также может быть потребовано возмещение морального ущерба, если таковой имел место быть, в денежном эквиваленте.

Общие положения ФЗ 59

Федеральный Закон №59 о порядке рассмотрения обращений граждан регламентирует права граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы управления с заявлениями, предложениями, жалобами и другими документами. Данный закон гласит, что в соответствии с конституцией РФ граждане имеют право обращаться в муниципальные, местные и государственные органы и организации, которые осуществляют публичные функции по управлению. Заявления могут подаваться лично и удалённо, посредством заказных писем.

Закон подразделяет обращения на:

  • индивидуальные;
  • коллективные;
  • от объединений граждан;
  • от юридических лиц и организаций.

Гражданские обращения не должны нарушать права и свободы других граждан и осуществляются только добровольно. Рассмотрение заявлений проводится в бесплатном порядке.Федеральный Закон об обращении граждан предусматривает следующие права заявителей:

  • предоставление необходимых материалов по истребованию, для чего необходимо составить соответствующее обращение;
  • ознакомление с документами и материалами, относящимися к рассматриваемому обращению, при условии, что это не нарушает конфиденциальность гражданской и государственной информации;
  • получение письменных ответов на вопросы, составляющие предмет обращения;
  • обжалование принятых решений и постановлений, а также бездействия судебных и административных органов;
  • прекращение рассматриваемого дела, при адресации соответствующего заявления в орган, ведущий текущее дело.

59-ФЗ также предусматривает сохранение конфиденциальности всех обращающихся граждан и предоставляет гарантии безопасности заявителей от преследования органов управления и должностных лиц за критику в их адрес.

Данный Федеральный Закон предписывает алгоритм рассмотрения гражданских обращений, направленных в органы местного самоуправления и государственные организации, а также устанавливает сроки рассмотрения поданных документов. Все заявления должны быть рассмотрены в течении 30 дней с момента регистрации. Судебные органы или должностные лица вправе продлить срок рассмотрения при наличии существенных причин на срок не более месяца, о чём требуется уведомить всех участников дела.

В Статье 7 Федерального Закона изложены требования к оформлению обращений и к информации, которую требуется изложить в заявлении. По положениям данной статьи заявитель обязан указать в обращении название и адрес органа или должностного лица, которому направляется документ и свои контактные данные: ФИО и адрес. Это необходимо как для идентификации личности просителя, так и для того, чтобы отправлять ему необходимые извещения и документы, которые он может при необходимости востребовать.

В статье 10 59-ФЗ излагаются требования к должностным лицам и органам управления по обработке получаемых обращений. Они обязаны:

  • объективно рассматривать текущую ситуацию, исходя из полученных материалов, а при необходимости, запрашивать у заявителя дополнительные факты и документы.
  • принимать меры по восстановлению свобод, прав и интересов граждан, если они были нарушены или ущемлены.
  • отвечать на адресованные им вопросы в письменном виде и выдавать заявителям необходимую информацию.
  • извещать заявителя при отправке его обращения в другие компетентные органы.

В статье 11 текущего закона устанавливаются меры по обработке обращений, которые нарушают требования к их оформлению.

Пример жалобы на бездействие прокуратуры

Прокурору Ульяновской области

432000, Ульяновская область,

г. Ульяновск, пер. Крылова, 19

от Евстигнеевой Марины Вячеславовны,

адрес: 432025, Ульяновская область,

г. Ульяновск, ул. Совхозная, 259-49,

тел. 7985356266146

Жалоба на бездействие прокуратуры

Поводом подготовки настоящего обращения стало бездействие подчиненных Вам сотрудников прокуратуры г. Ульяновск по непринятию мер по надлежащему рассмотрению жалобы на действия сотрудников Комитета молодежной политики Администрации г. Ульяновска.

16.11.2016 г. в прокуратуру г. Ульяновска мной направлена жалоба на отказ Комитета молодежной политики в ознакомлении с материалами об исключении из программы «Молодая семья» моей семьи в составе 3-х человек: Евстигнеева Максима Анатольевича, 1987 г.р., Евстигнеевой Марины Вячеславовны, 1989 г.р., и Евстигнеевой Анны Максимовны, 2010 г.р. Мы обратились в Комитет, подготовив письменное заявление об ознакомлении с указанными материалами на основании ст. 24 Конституции Российской Федерации, однако, нам было необоснованно отказано со ссылкой на внутреннюю переписку и конфиденциальность сведений.

10.01.2017 г. после получения отказа Комитета в письменной форме нами направлена жалоба в прокуратуру г. Ульяновска о привлечении к административной ответственности должностных лиц Комитета за необоснованный отказ в предоставлении возможности ознакомиться с материалами в отношении нашей семьи (по ст. 5.39 КоАП) или вынесению представления на имя председателя Комитета. Однако, как последовало из ответа за подписью помощника прокурора Г.В. Андреевой № 1-556436 от 20.01.2017 г., указанным должностным лицом в нарушение Закона № 59-ФЗ и приказа Генеральной прокуратуры 30.01.2013 г.

№ 45 наша жалоба направлена для рассмотрения в Комитет молодежной политики.

Поскольку не допускается направление жалобы в тот орган, на который поступила жалоба, действия сотрудников прокуратуры являются незаконными и противоречат Законам Российской Федерации.

Руководствуясь вышеизложенным, прошу провести проверку бездействия сотрудников прокуратуры г. Ульяновска по не принятию мер по фактам, изложенным в жалобе Евстигнеевых на Комитет молодежной политики, привлечь виновных сотрудников к дисциплинарной или административной ответственности за нарушение норм Федерального закона № 59-ФЗ. О принятых мерах сообщить заявителю.

15.02.2017 г.

Евстигнеева М.А.

Как подать жалобу в прокуратуру порядок подачи жалобы в прокуратуру

Жалоба в прокуратуру онлайн через интернет

Многие прокуратуры имеют свой сайт. Именно поэтому они могут принять жалобу в электронной форме.

Обязательно такое обращение должно иметь:

  1. ФИО заявителя.
  2. Адрес места жительства и прописки.
  3. Обратный адрес электронной почты.
  4. Номер телефона для связи.

По сути, на сайте вы найдете форму, по которой можно направить жалобу. Поэтому проблем с составлением документа не должно возникнуть.

Письмо-жалоба в прокуратуру

Прежде чем отправлять жалобу, следует подумать, в какую прокуратуру ее лучше направить. Согласно части 1 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» система подразделяется не только по назначению, но и по территориальному действию:

  1. Генеральная прокуратура РФ.
  2. Субъектов РФ – краевые и областные.
  3. Городские и районные учреждения.

Но все же, если вы не знаете, куда обратиться, то подать обращение можно в любую прокуратуру вашего города. Если обращение подано не в тот орган, его перенаправят по необходимому адресу прокуратуры, которая может в рамках компетенции решить и рассмотреть его. Там уже на вашу жалобу должны поставить номер, печать и подпись (как правило, принимает и подписывает документ представитель, получивший его).

Еще одна форма обращения в прокуратуру – заказное письмо. На него также обязаны вам дать ответ. Кроме того, вы получите уведомление о том, что ее приняли. Заметьте, ответ от прокурора или его заместителей должен быть аргументирован, то есть объяснять отказ или любое другое решение.

Жалоба в прокуратуру анонимно

Анонимные жалобы не рассматриваются прокуратурой. Если в обращении содержится информация о подготавливаемом противоправном деянии, то заявление отправляют на рассмотрение в госорганы, которые могут его рассмотреть и предотвратить.

Действия госорганов

После того, как адресат обращения рассмотрим его и проанализирует, наступит момент для действий. Решение проблем, обозначенных в обращении, может протекать следующим образом:

  • выезд уполномоченных сотрудников на место, с которым связано обращение;
  • запрос сведений, способствующих разрешению проблемы, в прочих государственных органах (исключение составляют суды и органы дознания);
  • принятие мер, призванных восстановить или защитить ущемленные права гражданина, а также отстоять его законные интересы.

Впоследствии представители госорганов обязуются разобраться в сообщенной им проблеме

Госорганы, в которые были посланы запросы с целью ознакомления с дополнительной информацией, обязаны предоставить ее на протяжении двух недель после получения запроса. Исключение составляют данные, разглашение которых запрещено на уровне ФЗ (к числу таких документов относятся документы, содержащие врачебную тайну).

Как составляется жалоба в прокуратуру

Обратиться в прокуратуру может любой человек, независимо от гражданства, объединение граждан (коллективная жалоба). При этом как жалоба в прокуратуру квалифицируется только просьба заявителя оказать содействие в восстановлении прав и свобод заявителя или третьих лиц.

Жалоба обязательно должна содержать:

  • наименование органа прокуратуры, куда направляется жалоба, или должность либо фамилию, имя, отчество должностного лица такого органа;
  • сведения о заявителе: его Ф.И.О., адрес регистрации  по месту жительства (обязательно), адрес почтовый (если отличается от регистрации), номер факса (при наличии) и телефона, электронную почту;
  • жалоба обязательно должна быть подписана. И датирована.

Сам текст жалобы не должен быть объемным. Излагаются факты (желательно, с учетом хронологии), какие права заявителя или третьего лица нарушены, какие действия должны быть предприняты органами прокуратуры для устранения нарушенных прав.

Чаще всего причинами обращения с жалобой в прокуратуру являются: незаконное увольнение, невыплата заработной платы (в этих случаях можно одновременно направить жалобу в трудовую инспекцию), отказ в возбуждении уголовного дела, отказ должностных лиц органа власти предоставить информацию или оказать государственную услугу (до или одновременно с подачей административного иска об оспаривании решения органа власти или на действия должностного лица).

Терминология

Федеральный закон о сроках рассмотрения обращений граждан, прежде чем устанавливать их права и обязанности их контрагентов, возникающие на фоне обращений, определяет некоторую используемую в нем терминологию. Перечисленные в нем термины знакомы каждому человеку, но не все знают, как они трактуются именно законодателем.

Так, нормативный правовой акт определяет под понятием «обращение» действия гражданина или иного лица, который в письменной форме или путем применения электронно-цифровых носителей направил в государственный или иной орган жалобу, заявление, предложение и тому подобное. Другими словами, любой документ, требующий ответа, как бы он ни назывался, в рамках рассматриваемого закона будет считаться обращением.

Другое понятие, вытекающее из первого и использующееся в названном нормативном документе, зачастую применяющееся в повседневной жизни, — это предложение. Под этим словом законодатель подразумевает рекомендацию, которую направил гражданин или юридическое лицо в государственный орган с целью побудить должностных лиц внести какие-либо поправки, корректировки или изменения в нормативно-правовые акты, а также с целью усовершенствования деятельности государственных органов и всего общества в целом.

Заявление как таковое с учетом понятий, определенных законодательным органом и перечисленных в законе, — это просьба гражданина или организации. Суть такой просьбы может заключаться в оказании содействия государственными или муниципальными органами в соблюдении и реализации его законных гражданских прав, конституционных прав.

В заявлении может быть указано и о защите конституционных свобод других граждан, даже не являющихся родственниками заявителя

Помимо перечисленного к категории заявлений относятся обращения граждан, срок рассмотрения которых установлен законодательно, и в которых человек просит устранить какие-либо нарушения законов, обращает внимание на несовершенство государственных органов и некачественную работу должностных лиц

Последний вид обращения, указанный в глоссарии федерального закона, — жалоба. Это слово также известно многим и подразумевает просьбу и одновременно требование гражданина или юридического лица о защите их нарушенных прав, пресечении на них посягательств со стороны либо третьих лиц, либо государственных служащих.

Если нарушен срок

Нарушение сроков рассмотрения обращений граждан влечет установленную законами России ответственность. Если такая ситуация происходит, то гражданин вправе написать жалобу в вышестоящую инстанцию, а также в прокуратуру. Обычно, если сроки нарушены, то надзорный орган принимает меры, чтобы ответ был предоставлен гражданину незамедлительно.

Таким образом, нарушение сроков рассмотрения обращений граждан – это правонарушение, которое карается государством. Зная эти аспекты, можно с легкостью защитить себя от произвола недобросовестных государственных служащих.

Если срок был нарушен, то необходимо обратиться в прокуратуру, которая, если соблаговолит не нарушить сроки, может провести проверку по обращению и вынести постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении.Ст. 5.59 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Данное деяние влечёт наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Перечень, ранее описанных мною обращений в различные ведомства, носит исчерпывающий характер. За всё время был лишь один случай, когда моё заявление было рассмотрено в срок, установленный законом. И это при условии, что срок составляет от 33 до 73 дней и его сложно назвать недостаточным. Крайне маловероятно, что с обращениями других граждан ситуация кардинально отличается.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.