Подать жалобу в налоговые органы

Алан-э-Дейл       31.12.2022 г.

Заплатят ли за жалобу, если неуплата налогов подтвердится?

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются (статья 139 НК РФ).

Форма подачи жалобы

Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (ст. 139.2 НК РФ).

  1. Фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  2. Обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  3. Наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  4. Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  5. Требования лица, подающего жалобу;
  6. Способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Предлагаем ознакомиться: Транспортный налог на трактор — Тракторист

(Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», приказ Минфина России от 15.01.2015 № 5н «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей», приказ Минфина России от 30.09.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе, в следующих случаях (статья 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ):

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

^К началу страницы

Форма обращения

Ради заработка жаловаться бесполезно. Даже если вас и правда можно подозревать в неуплате налогов, доносчику за это ничего не перепадет.

Но проблемы могут появиться: даже вызов на опрос в инспекцию — не самое приятное мероприятие. А не прийти нельзя.

Поэтому лучше сделать так.

Отчитывайтесь как физлицо. Если подработки нерегулярные или это не бизнес, можно работать без регистрации ИП и раз в год сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ. Пока год не закончился и не наступило 30 апреля следующего года, можете ничего не делать, вы еще ничего не должны государству. На все претензии можете так и отвечать.

Предлагаем ознакомиться: Срок обжалования предписания трудовой инспекции в суд. Обжалование результатов проверки инспекции по труду. Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

И не верьте слухам. Если в статье нет достоверного источника, а новость выглядит резонансной, вызывает возмущение и касается вас, напишите нам — расскажем, как все на самом деле.

Правительство официальные сайты

Оставить претензию можно на официальном сайте налоговой инспекции, воспользовавшись https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/, которая является дополнительным сервисом, предназначенным для юридических и физических лиц. При этом подробное и лаконичное описание сложившейся ситуации ускорит процесс и сократит срок принятия решения. Для этого следует:

  1. Ознакомиться с актуальными условиями подачи.
  2. Выбрать тип лица. Если гражданин обращается от своего имени, то это будет физическое лицо или ИП, если от имени компании – юридическое. Сервисом также предоставляется возможность воспользоваться другим способом подачи жалобы через опцию «Иные формы обращения», если нет возможности соблюсти все требования для подачи онлайн претензии, установленные Ведомством и действующим законом.
  3. Заполнить электронную форму.
  4. Нажать кнопку «Отправить» и получить регистрационный номер.

Чтобы жалоба в налоговую инспекцию не была оставлена без рассмотрения, она должна быть составлена с соблюдением всех правовых норм, а приведенная в ней информация должна быть точной и достоверной. Для этого необходимо заполнить все поля формы, действуя по такому схеме:

  1. Выбрать адресата жалобы, воспользовавшись выпадающим меню «Обратиться в». Гражданин должен обратиться в подразделение региона, где он зарегистрирован, или где им были выявлены нарушения, что стало основанием для заявления. В спорных ситуациях получить консультацию, в какой территориальный орган обратиться при подаче онлайн обращения, можно на клиентской поддержке 7(800)222-22-22.
  2. Предоставить персональную информацию. В налоговых органах не принимаются анонимные обращения, поэтому в заявке следует указать свои личные данные (ФИО, ИНН, контактный номер телефона) и описать текущую ситуацию (не более 4 тыс. символов).
  3. Указать Ведомства, куда тоже были направлены заявления. Если для решения вопроса гражданин обращался в другие органы государственной власти, то эту информацию также следует указать в специальном поле (не более 500 символов).
  4. Предоставить документы. Для подтверждения изложенных фактов к жалобе можно приложить подтверждающие документы (например, ее развернутый вариант на бумажном носителе в виде фотографии или сканкопии). С этой целью следует воспользоваться опцией «Приложить файл», но размер вложения должен быть не более 2 Мб.
  5. Ввести адрес электронной почты. После регистрации на указанный адрес поступит уведомление с номером и датой регистрации, что поможет отслеживать порядок рассмотрения.
  6. Определиться со способом получения ответа. По электронным претензиям Ведомство направляет ответы электронными или обычными письмами. Во втором случае (получение ответа через почту России) станет доступно дополнительное меню, в котором надо будет указать адрес получения.
  7. Ввести проверочный код (капчу).

Регистрация, независимо от канала получения, производится в день поступления, что актуально и при подаче претензии в Ведомство по Интернету. При этом через электронную форму нельзя отправить обращение, не заполнив обязательные поля или указав недостоверные сведения

В связи с этим следует с максимальным вниманием отнестись к предоставлению контактных данных, так как если будет допущена ошибка, гражданин не сможет получить номер регистрации

Предлагаем ознакомиться: Образец жалоба на освещение улиц

Через наш сервис в режиме он-лайн вы можете отправить жалобу в любую налоговую инспекцию, Управление налоговой службы или в Федеральную налоговую службу (центральный аппарат). Для этого достаточно заполнить форму ниже и нажать кнопку «Отправить». После формы идет подробное описание сервиса Прежде всего мы рассмотрим общий порядок оформления жалоб.

Судебный порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц

Когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Обращение в арбитражный суд в соответствии со статьей 4 АПК РФ осуществляется в форме:

  • искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Производство в арбитражном суде первой инстанции

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (п. 2 ст. 197 АПК РФ).

  • не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности;
  • создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ).

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено АПК РФ, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 273 АПК РФ).

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено (ст. 276 АПК РФ).

Как сформулировать, оформить и подать возражения по акту налоговой проверки

Важно «держать в голове» месячный срок на отправку возражений по акту. Он начинает течь с момента вручения акта или с 6-го рабочего дня после отправки акта заказным письмом (п. 6 ст. 100 НК РФ)

Однако, указанный срок не является пресекательным. Это значит, что представлять и дополнять возражения субъект хозяйствования вправе вплоть до дня рассмотрения материалов проверки.

Установленной формы возражений в законодательстве нет. Главное, чтобы заявителя можно было идентифицировать. Для этого прописываются: название (Ф.И.О) субъекта хозяйствования, его ИНН и место нахождения (жительства). Документ нужно озаглавить «Возражения по акту от … № …» (дата и номер указываются присвоенные инспекцией).

В содержательной части возражений требуется определенно выразить: с чем именно не согласен налогоплательщик. Это могут быть отдельные выводы и предложения акта налоговой проверки, а может быть акт в целом. В любом случае, заявителю нужно привести доказательства ошибочности выводов/предложений, включенных в акт. Для обоснования аргументов налогоплательщик может направить в инспекцию документы, подходящие для этой цели

Последнее особенно важно, если налоговый орган вменяет неуплату налогов из-за неполного установления всех обстоятельств спорной хозяйственной операции

Налогоплательщик самостоятельно определяет: как отправить возражения по акту проверки (нарочным или почтовым отправлением).

4-й образец: жалоба на налоговую инспекцию в прокуратуру

Жаловаться нужно в прокуратуру по месту нахождения ИФНС.

Структурно претензия включает три элемента:

  1. Заголовок, где первоначально указывают данные о прокуратуре (полное название с адресом, а также Ф.И.О. и чин руководителя). Следующими будет персональная информация заявителя (его Ф.И.О., адрес регистрации, контакты для обратной связи). Финальными будут данные налоговой — нарушителя ваших прав.
  2. Информативный блок: максимально кратко и точно нужно изложить суть проблемы, описав события, которые привели к спору, нарушения, которые были допущены, а также вашу просьбу к органу прокуратуры.
  3. Заключение. Тут перечисляют прилагаемые к обращению доказательства. Это могут быть свидетельствующие о нарушении аудио- и видеозаписи, документы и т. д. Здесь же обращение датируют и подписывают.

Составляя жалобу в прокуратуру, следует придерживаться делового стиля и четких формулировок, без оскорблений и ненормативной лексики, с указанием только правдивых фактов.

Для подачи претензии существует несколько способов:

  • по почте — заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении или описью вложения соответственно;
  • через установленный в прокуратуре ящик «для обращений и заявлений граждан»;
  • в канцелярию прокуратуры. Здесь на первом и втором экземплярах жалобы проставляют печать, а также отметку и подпись о принятии с присвоением документу входящего номера;
  • через интернет-приемную Генпрокуратуры.

Прокуратура рассматривает поступающие претензии в порядке и сроки, которые установлены Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45. Обычный срок разбора претензии — 30 дней после ее регистрации. Если не требуется дополнительная проверка и изучение поступивших материалов, их разберут за 15 дней. При необходимости обозначенное время продлевается на аналогичное. Подавший жалобу извещается о продлении.

Для заявителя возможны два итога разбора его обращения: позитивный и негативный. Последний означает, что, с точки зрения прокуратуры, ИФНС права. Соглашаться с таким вариантом или нет, решает сам налогоплательщик, его несогласие означает дальнейший поход в суд. Позитивный сценарий означает, что прокуроры выявили нарушение закона и будут принуждать налоговиков к его соблюдению, о чем обратившегося также известят.

Рассмотрение ходатайства

Порядок рассмотрения поданного иска от налогоплательщика регламентируется внутриведомственными нормативами, утверждёнными приказом министра по налогам и сборам от 2001 года. Порядок рассмотрения в данном случае зависит от характера поданного заявления:

  • Жалоба от частного лица, не являющегося руководителем организации или частным предпринимателем.
  • От физического лица, занимающего руководящую должность в коммерческой организации о несогласии привлечения их к административной ответственности за нарушения положений НКРФ.
  • От организаций и физических лиц о несогласии с применёнными к ним мерами санкционного воздействия – штрафам, пени.

Время, отведённое сотрудникам ФНС для разбирательства по поданной жалобе, составляют не более 30 календарных дней с момента её подачи. После разбора заявления и принятия по нему юридического решения, его податель должен быть извещён о принятом решении не позднее, чем в трёхдневный срок. В исключительных случаях срок решением руководства госоргана может увеличиться ещё на две недели. По результатам внутриведомственного разбирательства, относительно поданного гражданином ходатайства, может выноситься одно из таких постановлений:

  • Оставить ходатайство налогоплательщика без удовлетворения.
  • Отменить спорное решение сотрудников нижестоящего отдела ФНС.
  • Остановить производство, начатое в отношении налогоплательщика в соответствии с неправомерным актом.
  • Изменить вынесенное ранее решение, откорректировав его резолютивную часть.

Если в ходе рассмотрения жалобы будут выявлены серьёзные, либо преднамеренные нарушения действующего законодательства со стороны некоего сотрудника, к виновным могут применяться все меры дисциплинарного воздействия. Если нарушения нанесли значительный ущерб государству, организации или частному налогоплательщику, то действия нечистоплотного на руку служащего подпадают под юрисдикцию административного или уголовного законодательства. Порядок обжалования налогового акта предусматривает случаи, когда заявление не может приниматься к рассмотрению:

  • Пропущены отведённые законодательством сроки для опротестования постановления работников налоговой службы.
  • В ходатайстве отсутствует конкретное требование, указание на оспариваемый налоговый акт, либо не представлены обоснования требований или сопутствующая доказательная база.
  • Когда заявление подаёт лицо, не имеющее непосредственного отношения к принятому налоговиками постановлению. В случае, если данный гражданин представляет интересы третьего лица, он должен иметь нотариально заверенную доверенность на совершение определённых действий юридического характера.
  • Если по оспариваемому акту ранее уже был вынесен вердикт судьи, вступивший в силу.

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования — сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

С чего начинаем?

Образец возражения по акту проверки на сайте налоговой

Первый вариант — письменные возражения. Их нужно подать в ту инспекцию, которая проводила проверку.

Вообще проверка проходит так:

  • Налоговая изучает работу и документы предпринимателя. Выездная проверка длится до двух месяцев, но ее могут продлить до четырех или даже полугода — если нужно проверить много документов или ИП не успел их все принести. Камеральная длится три месяца;

Пункт 3 статьи 100 НК
— что должно быть в акте проверки

В последний день ИП получает справку о проведенной проверке. С этого дня инспектор начинает готовить акт с результатами. При выездной проверке на это уходит два месяца, при камеральной — 10 дней. Затем инспекция выдает акт с результатами проверки. В нем — факты нарушения законов, информация о том, что делала налоговая при проверке, предложения, как устранить нарушения. С момента получения есть месяц, чтобы подать письменные возражения;

Если возражений не было, налоговая готовит решение, например, привлечь ИП Починкова к ответственности за неуплату налогов. Решение инспекция отдает в течение пяти дней.

Затем решение вступает в силу. Это происходит через месяц после того, как инспектор вручил решение предпринимателю.

Письменные возражения подаются на акт проверки. Так предприниматель объясняет налоговой, почему он не платил налоги или не подавал декларацию. Возражения можно принести в налоговую или отправить по почте, лучше лично в двух экземплярах. Инспектор отдаст один экземпляр с отметкой о принятии и можно быть уверенным, что возражения не потеряются.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.