Оглавление
- Содержание протокола участников ООО
- Какие могут быть последствия
- На кого распространяются новые правила
- Что необходимо для заверения: документы
- Другой комментарий к статье 67.1 ТК РФ
- Комментарий к Ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ
- Вопросы по применению ст. 67.1 ТК
- Комментарий к Ст. 67.1 Конституции Российской Федерации
- Параметры статьи 67.1 ТК
- Нотариальное удостоверение решений собраний
Содержание протокола участников ООО
Общие требования
В протоколе должны быть указаны:
- дата, время и место проведения собрания;
- подробные сведения об участниках собрания;
- результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
- информация о лицах, проводивших подсчет голосов;
- информация о лицах, голосовавших против (если они попросили внести запись об этом в протокол).
Протокол собрания для внесения изменений, связанных с уставом
В протоколе для внесения изменений в устав должны быть приняты следующие решения:
- Внести изменения в устав ООО (содержание изменений, их суть).
- Утвердить устав в новой редакции (лист изменений к уставу).
- Подготовить и направить в ИФНС документы для регистрации изменений в устав.
Протокол собрания для внесения изменений, не связанных с уставом
В протоколе для внесения изменений, не связанных с уставом, должны быть приняты следующие решения:
- Внести изменения (содержание изменений, их суть).
- Подготовить и направить в ИФНС документы для регистрации изменений.
Какие могут быть последствия
Мы, со своей стороны, призываем задуматься о последствиях таких «не удостоверенных надлежащим образом» решений, которые могут всплыть позже.
Допустим регистрация прошла, а пройти она может, в том числе, по следующим причинам. Во-первых, на некоторые регдействия не требуется обязательная подача в регорган протокола ОСУ или решения ЕУ. Во-вторых, при регистрации изменений инспекторы вряд ли листают уставы по всем поступающим на регистрацию компаниям. В-третьих, допустим даже, если у общества было принято нотариальное решение об альтернативном подтверждении будущих решений, то как инспектору это вообще проверить?
Соответственно, последствия не верно оформленных решений могут всплыть не при регистрации, а потом, при оспаривании и признании легитимными тех или иных решений. Особенно болезненно это будет в отношении решений о смене руководителей и решений, связанных с изменениями в составе участников. Проблема в том, что все неудостоверенные решения, принятые после 25 декабря, могут оказаться ничтожными завтра.
На кого распространяются новые правила
- Пункт 3 статьи 67.1 ГК РФ распространяется только на общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Поэтому организаций любых других организационно-правовых форм эти правила не касаются.
- В самом Обзоре говорится только про общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества не упоминаются. Со стороны ЦБ комментариев пока не было, поэтому по-прежнему ориентируемся на Письмо Банка России от 18 августа 2014 года № 06-52/6680 и от 11 января 2016 года № 03-31-2/28, в котором говорится, что решения единственных акционеров не требуют нотариального удостоверения.
- Подпункт 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ, и Обзор говорят только о решениях участников, но не учредителей. Статья 67.1 озаглавлена «Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах», а на момент принятия решения о создании никакого общества ещё нет, есть только граждане и юридические лица, которые планируют что-то учредить.
- В значительной части уставов, зарегистрированных после 2014 года (по крайней мере, всем нашим клиентам, мы регистрировали именно такие уставы) есть положения об альтернативном способе подтверждения решений ОСУ. Поскольку Президиум Верховного Суда не видит разницы между решением общего собрания и решением единственного участника, то это означает, что положения устава о подтверждении ОСУ должны распространяться на РЕУ (решения единственного участника). Но, как мы знаем, практика у нас порой идет в разрез логике, поэтому, все же предлагаем добавить в устав положения об альтернативном способе удостоверения решений в более расширенной интерпретации и охватить формулировкой решения единственного участника в том числе, а не только решения общего собрания участников.
Что необходимо для заверения: документы
В нормативно-правовых актах не отображается порядок нотариального заверения документа, но разработаны рекомендации. С ними можно ознакомиться в Письме ФНП «О направлении …» от сентября 2014 года.
Согласно рекомендациям, при внеочередном или плановом собрании, обращаться в нотариальный орган должен представитель ООО из руководящего состава, к примеру, генеральный директор.
Одновременно с этим Устав компании может наделять подобными полномочиями совет директоров. Помимо этого, допускается обращение к регистратору одного из членов сформированной ревизионной комиссии, при условии наличия у него правомочий.
Для регистрации формируется заявление в произвольном виде, в котором указывается:
- время и календарная дата
- точный адрес проведения мероприятия
К составленному надлежащим образом заявлению, необходимо приложить:
- Устав компании
- оформленную выписку из ЕГРЮЛ
- документальное подтверждение наличия полномочий по представлению интересов компании в нотариальном органе. К примеру, сформированный протокол о назначении единоличного исполнительного органа
- перечень участников Общества
Если в Уставе отсутствуют ограничения, то допускается возможность проведения собрания непосредственно в нотариальном органе. Во время мероприятия нотариус берет на себя обязанность по удостоверению личности каждого из участников, из-за чего паспорт нужно иметь при себе, в противном случае могут быть последствия.
По завершению собрания нотариус оформляет и выдает подлинное свидетельство относительно удостоверения своего юридически значимого действия.
Другой комментарий к статье 67.1 ТК РФ
1. О понятии «уполномоченный работодателем его представитель» см. ст. ст. 16, 57, 67 ТК и комментарии к ним.
2. Комментируемая статья устанавливает правовые последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом, наступающие как для приступившего к работе в порядке фактического допуска физического лица, так и для работника, неосновательно осуществившего допущение к работе.
3. Фактическое допущение к работе представляет собой волевой акт двух сторон — лица, поступающего на работу в качестве работника, и работодателя, действующего лично или через уполномоченного на то его представителя.
Единственным обстоятельством, порочащим в данном случае фактическое допущение к работе как правоустанавливающий юридический факт, является то, что этот допуск был осуществлен ненадлежащим субъектом, т.е. в трудовом договоре отсутствует волеизъявление стороны, являющейся работодателем, а стало быть, отсутствует и сам трудовой договор. Устранения этого порока достаточно для того, чтобы фактическое допущение к работе было основанием для возникновения трудового правоотношения.
4. Поскольку работник, осуществивший фактическое допущение к работе, не обладает полномочиями по найму работников, его действия сами по себе не могут служить основанием для возникновения трудового правоотношения с физическим лицом, допущенным к работе, и соответственно, не порождают обязанности работодателя оформить договор с этим лицом в письменной форме. Однако, если эти действия будут одобрены работодателем или его уполномоченным на это представителем, трудовое отношение следует считать возникшим с момента фактического начала работы допущенного к ней физического лица. Одобрение может быть осуществлено посредством письменного оформления с этим лицом трудового договора.
5. Доказательством намерения физического лица, неосновательно допущенного к работе, вступить в трудовое правоотношение являются его действия после допуска, осуществляемые в качестве работника (выполнение количественно и качественно определенной меры труда, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка и т.д.), либо готовность к осуществлению таких действий (данное лицо в соответствии с действующим внутренним трудовым распорядком регулярно является к обусловленному рабочему месту в ожидании поручений от работодателя по выполнению конкретной работы).
6. В случае неосновательного допущения к работе трудовые отношения с допущенным к работе лицом не возникают, однако работодатель обязан оплатить этому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу). Размер оплаты отработанного времени (выполненной работы) может определяться применительно к условиям оплаты труда, установленным по соответствующей трудовой функции (должности). Если неосновательно допущенное к работе лицо не выполняло никакой реальной трудовой деятельности, но при этом в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка находилось на месте, определенном для него по факту допуска в качестве рабочего места, это время оплачивается по правилам, установленным для оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника (см. ст. 157 ТК и комментарий к ней).
7. Действия работника, осуществившего фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем, носят виновный и противоправный характер и, следовательно, могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок, являющийся основанием для привлечения этого работника к дисциплинарной ответственности (см. ст. ст. 192, 193 ТК и комментарии к ним). В том случае, когда вследствие неосновательного допущения к работе работодатель претерпел прямой действительный ущерб, виновный работник может быть привлечен к материальной ответственности (см. гл. 39 ТК и комментарий к ней).
Комментарий к Ст. 67.1 Гражданского кодекса РФ
1. Нормы комментируемой статьи указывают на сочетание общего и специального порядка управления хозяйственным обществом или товариществом. Особенности управления отдельными видами корпораций определяются нормами специальных законов. Вопросы, отнесенные к ведению того или иного органа управления, наряду со специальными предписаниями могут быть конкретизированы также учредительными документами.
Положения п. 2 комментируемой статьи направлены на детализацию полномочий общего собрания участников хозяйственного общества. Они отражают общий перечень вопросов, решения по которым могут быть приняты данным органом.
2. Решения общего собрания участников оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем собрания. Специальным требованием к протоколу является необходимость подтверждения факта проведения общего собрания. В частности, путем подписания протокола всеми участниками общества. Данная форма подтверждения факта проведения собрания предусмотрена лишь для общества с ограниченной ответственностью и только при наличии специального предписания на этот счет в учредительных документах организации. Во всех остальных случаях речь идет о двух основных формах:
— о нотариальном заверении — это наиболее распространенная форма. Нотариус удостоверяет не столько факт проведения собрания, сколько достоверность подписи под протоколом. Достоверность подписи косвенно подтверждает и факт проведения собрания. Однако наиболее эффективным в данном случае является нотариальное удостоверение подписи каждого из участников;
— о заверении реестродержателем. Данная форма применяется в отношении акционерного общества, которое перепоручило ведение реестра акционеров специализированной организации. Специализированная организация может быть привлечена лишь по договору на оказание услуг по подсчету голосов и заверению документов.
3. Одной из особенностей управления корпорацией выступает подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности результатами независимой аудиторской проверки, причем для акционерного общества она является обязанностью, для общества с ограниченной ответственностью — и правом, и обязанностью. В частности, акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.
Общество с ограниченной ответственностью для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вправе, а в случаях, предусмотренных законом, обязано ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Такой аудит также может быть проведен по требованию любого из участников общества.
Определяющим критерием отбора аудитора (аудиторской организации) является его независимость — отсутствие:
— родственных связей;
— трудовых отношений;
— иных отношений аудитора с участниками и органами управления корпорацией.
Порядок выбора аудитора и необходимость проведения проверки определяется в соответствии с учредительными документами организации. Данное право предоставлено участнику общества, обладающему долей в уставном капитале не менее 2%, или любому участнику общества. Исключение из данного правила предусмотрено лишь для акционерного общества, в которых право инициирования аудиторской проверки и отбора аудитора возникает у акционера, обладающего 10% и более процентов акций. Установленный барьер может быть преодолен и посредством сложения долей нескольких акционеров, имеющих намерение проверить достоверность сведений, содержащихся в представленной на утверждение собранию отчетности.
4. Судебная практика:
— Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. 107);
— Определение ВС РФ от 05.08.2016 N 303-ЭС16-8692 по делу N А73-8151/2015 (о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решений общего собрания участников общества, решений регистрирующего органа).
Вопросы по применению ст. 67.1 ТК
Как расшифровывается понятие уполномоченного представителя организации-нанимателя?
Данный термин упоминается в статьях 16, 57 и 67 ТК. Его наиболее полное определение даётся в той части Постановления Пленума ВС №2 от 17.03.04, которая посвящена заключению трудовых договоров. Согласно ей, данное лицо наделяется полномочиями найма на следующих основаниях:
- актуальные положения законодательства;
- профильные нормативные акты;
- учредительная документация организации-нанимателя;
- локальные нормативные акты;
- положения заключённого с ним трудового договора.
Если оно в соответствующем порядке имеет права найма персонала, то считается, что оно является полномочным представителем нанимателя в данной области его деятельности.
Какое наказание может понести сотрудник, неправомерно пригласивший на работу физическое лицо?
Ответственность по данному нарушению определяется на основе:
- статьи 5.27 КоАП – мерой наказания является административный штраф от 3 до 5 тыс. руб. для рядовых сотрудников и от 10 до 20 тыс. руб. — для лиц руководящего уровня;
- статьи 419 ТК – мерой наказания может быть материальная, дисциплинарная или даже уголовная ответственность, а её тяжесть определяется соответствующими статьями профильного законодательства;
- статей 192, 193 ТК – в них указан порядок привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности;
- статей 233, 238 и 239 ТК – в них прописаны основания для взыскания с сотрудника компенсации в материальной форме;
- статей 15, 24, 56, 151 и главы 25 ГК (первой части), а также главы 59 ГК (второй части) – в них указаны пределы гражданско-правовой ответственности.
Перечисленные источники, за исключением ст. 5.27 КоАП, устанавливают общие основы ответственности сотрудников, в том числе за неправомерное принятие на работу. Мера наказания в конкретном случае зависит от индивидуальных моментов: материальных последствий для нанимателя, упущенной выгоды для работника и т.д.
Какой размер денежной компенсации положен сотруднику, который добросовестно работал в организации по приглашению лица, не имевшего надлежащих полномочий?
Эта величина не определена законом и рассчитывается исходя из типовых расценок, установленных данным нанимателем. Также этот вопрос может быть урегулирован по соглашению сторон. Стоит подчеркнуть, что даже если сотрудник не выполнял работу, но был готов приступить в надлежащем порядке к её выполнению, то положенная ему компенсация рассчитывается на основе разделов ст. 157 ТК, посвящённых нюансам оплаты времени простоя по вине нанимателя.
Комментарий к Ст. 67.1 Конституции Российской Федерации
Ранее в Конституции не были установлены особенности правопреемственности. Также было установлено, что Россия является светским государством, а вопросы веры не нашли отражения в главном законе страны.
В конституцию добавлена ст. 67.1. В ч. 1 говорится о том, что РФ является правопреемником Советского Союза на своей территории, а также в отношении членства в международных организациях, их органах, в международных договорах, в отношении предусмотренных этими договорами обязательств и активов СССР за границей.
В ч. 2 ст. 67.1 указано, что Россия, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
В ч. 3 ст. 67.1 говорится, что РФ чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.
В ч. 4 ст. 67.1 подчеркивается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Государство обеспечивает приоритет семейного воспитания и берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г
№ 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» большое внимание уделил вопросам семейной политики, исходя из того, что центральная ценность для семейного законодательства — интересы несовершеннолетних детей
При этом законодатель исходит из того, что благополучие ребенка неразрывно связано с благополучием семьи и им определяется.
Законом о поправке к Конституции РФ устанавливается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (ч. 4 ст. 67.1).
Новые конституционные положения показывают необходимость совершенствовать правила о приемной и патронатной семье.
Нравственное воспитание ребенка наиболее эффективно именно в рамках семьи. В этой связи необходимо активное развитие и использование социально ориентированных организаций, которые могли бы осуществлять социальное, психологическое консультирование с целью адаптации семьи к новому члену.
Здесь стоит отметить, что прорабатываются отдельные предложения вводить обязательное социально-психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание ребенка, ограничение численности передаваемых в семью детей.
Сейчас этого предела нет. На уровне правительства предусмотрено, что количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, восемь человек
Однако к изменениям в данной сфере нужно подходить крайне осторожно, чтобы не нарушить права детей, возможность близких родственников принять детей в семью
Параметры статьи 67.1 ТК
В её начале говорится, что возможна ситуация, когда физическое лицо получило допуск к работе от сотрудника организации, не имевшего для этого надлежащих полномочий. В данном случае возможно, что представитель нанимателя с надлежащим объёмом полномочий или сам наниматель отказываются признавать факт начала официальных трудовых взаимоотношений. Получается, что введённый в заблуждение сотрудник добросовестно отработал определённое время, но руководство организации-нанимателя не готово заключать с ним трудовой договор и продолжать дальнейшие взаимоотношения в трудовой сфере. В этой ситуации статья указывает, что наниматель в любом случае должен оплатить этому сотруднику фактически выполненную им работу (отработанное время).
Также статья прописывает параметры ответственности, которую несёт сотрудник организации, ошибочно выдавший допуск к работе, не имея на то достаточного объёма полномочий. Он несёт ответственность, в том числе материального характера, в соответствии с порядком, прописанным в ТК и профильных законах федерального уровня.
Итак, рассмотренная статья ясно описывает последствия ситуации, когда физическое лицо приступило к работе по приглашению сотрудника, не имеющего для этого необходимых полномочий. Также она иллюстрирует результаты этого события как для физического лица, так и для данного сотрудника.
Нотариальное удостоверение решений собраний
Одно из основных положений сейчас — то, что принятие решений участников об увеличении уставного капитала и состав участников, принявших решение, подлежат нотариальному удостоверению . Представляется, что эта норма является специальной по отношению к ст. 67.1 , которая позволяет участникам ООО подтверждать принятие решений либо путем подписания протокола всеми участниками — т. е. решение принимается единогласно, и в решении пишется, что нотариального удостоверения не требуется, все участники были и проголосовали за, — либо согласно уставу ООО , если соответствующий механизм предусмотрен.

Эта тема закрыта для публикации ответов.