Социальное партнерство

Алан-э-Дейл       03.09.2022 г.

Принципы социального партнёрства

Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:

  • Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
  • Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
  • Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
  • Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
  • Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
  • Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
  • Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
  • Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
  • Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
  • Обязательность.  Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
  • Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
  • Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.

Формы и принципы социального партнёрства в организации

Различают следующие формы СП:

  • Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
  • Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
  • Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
  • Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.

Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.

Базовые принципы СП:

  • Каждый из участников имеет право начать переговоры.
  • Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
  • Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
  • Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
  • Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
  • Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
  • Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
  • Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
  • Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.

Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.

Ярлыки

  • аттестация персонала
    (2)
  • безвизовые иностранцы
    (5)
  • безработица
    (8)
  • Бюллетень «Судебная практика по трудовым спорам»
    (2)
  • Верховный Суд РФ
    (1)
  • военнослужащие
    (1)
  • вредные условия труда
    (1)
  • выплаты при увольнении
    (6)
  • дисциплинапная ответственность судьи
    (1)
  • Дисциплинарное судебное присутствие
    (1)
  • должностные инструкции
    (1)
  • дополнительные условия трудового договора
    (3)
  • задержка заработной платы
    (1)
  • заработная плата
    (4)
  • защита трудовых прав
    (35)
  • защита чести достоинства и деловой репутации
    (4)
  • звание «Ветеран труда»
    (1)
  • изменение существенных условий труда
    (4)
  • изучаем гражданское право
    (6)
  • изучаем трудовое право
    (11)
  • инвалиды
    (2)
  • иностранцы
    (3)
  • искусство самозащиты
    (4)
  • истории из жизни
    (3)
  • компенсация за неиспользованый отпуск
    (3)
  • компенсация за несоблюдение сроков судопроизводства
    (1)
  • консультации по трудовому праву
    (20)
  • конфликты на работе
    (5)
  • материальная ответственность
    (4)
  • материальная ответственность главного бухгалтера
    (2)
  • мое творчество
    (2)
  • Моральный вред
    (2)
  • Мосгорсуд
    (1)
  • мотивация персонала
    (1)
  • МРОТ
    (1)
  • невыплата заработной платы
    (2)
  • незаконное увольнение
    (1)
  • новое в законодательстве
    (30)
  • новости
    (2)
  • Нормативно-правовые акты
    (13)
  • образцы исковых заявлений
    (11)
  • оплата труда
    (1)
  • отказ в прием на работу
    (2)
  • отпуск
    (5)
  • отпуск по уходу за ребенком
    (3)
  • охрана труда
    (3)
  • ошибки в документах
    (2)
  • ошибки работника
    (6)
  • ошибки работодателя
    (1)
  • педагогические работники
    (1)
  • перевод работника
    (1)
  • передача должности
    (1)
  • перемещение работника
    (1)
  • поиск работы
    (2)
  • порядок исчисления нормы рабочего времени
    (1)
  • пособие по временной нетрудоспособности
    (1)
  • пособия
    (4)
  • пособия по беременности и родам
    (4)
  • постановления ВАС РФ
    (1)
  • правоохранительные органы
    (1)
  • предпринимательство
    (1)
  • премии
    (1)
  • проверка организации
    (1)
  • проверка трудовой инспекции
    (1)
  • прогул
    (2)
  • прожиточный минимум
    (4)
  • простой
    (1)
  • профсоюз
    (1)
  • работодателю на заметку
    (17)
  • разъяснения ВС РФ
    (2)
  • самореализация
    (1)
  • Северная надбавка
    (1)
  • собственный бизнес
    (2)
  • соглашение сторон
    (2)
  • сокращение штата
    (6)
  • соцзащита
    (4)
  • срок исковой давности
    (1)
  • срочный трудовой договор
    (2)
  • статьи
    (1)
  • статьи по трудовому праву
    (1)
  • субсидии
    (2)
  • суд
    (2)
  • судебная практика
    (2)
  • судебная практика по гражданским делам
    (5)
  • судебная практика по трудовым спорам
    (66)
  • судебный прецедент
    (2)
  • текучесть кадров
    (1)
  • теневые трудовые отношения
    (3)
  • трудовая книжка
    (4)
  • трудовой договор
    (7)
  • трудовой договор с иностранцем
    (1)
  • трудовые отношения
    (11)
  • трудоустройство
    (3)
  • увольнение
    (22)
  • увольнение за появление в состоянии алкогольного опьянения
    (4)
  • увольнение после декретного отпуска
    (1)
  • удлиненные отпуска
    (1)
  • Федеральная служба по труду и занятости
    (1)
  • ФСС
    (4)
  • хамство на работе
    (1)
  • центр занятости
    (5)
  • штраф за нарушение законодательства
    (4)
  • электронное правосудие
    (1)

Основные принципы социального партнерства

С помощью гражданского сотрудничества сглаживаются противоречия социально-трудовой сферы. Невозможно урегулировать господствующую частную собственность, в условиях соперничества труда и капитала.

Без основных принципов, на которых основано социальное партнерство, не достигнуть настоящего эффекта в любой деятельности общества:

  • равноправия между сторонами, вправе каждого инициировать переговорный процесс;
  • взаимоуважения с учетом интересов партнеров;
  • заинтересованности участников в договоренности;
  • государство содействует и укрепляет развитие демократических отношений;
  • фигуранты соблюдают утверждения из законодательства, нормативные акты по трудовому праву, выполняют требования подписанных соглашений;
  • полномочия представителей подтверждают документально протоколом, приказом;
  • рассматриваются любые вопросы из производственной сферы в соответствии с ТК;
  • обязательства принимаются в добровольном порядке, угрозы и принуждения исключены;
  • фискальные, надзорные органы контролируют выполнение коллективного договора;
  • на стороны накладывается ответственность за нарушения в трудовых соглашениях.

Когда нужно проводить индексацию заработной платы? Смотрите тут.

Для следования в соответствии с принципами существует порядок, где властвует закон и право, всегда видны внешние проявления взаимодействий в обществе.

Уровни

Прежде всего, ТК разделяет социальное партнерство по уровням:

  • федеральным – регулирующим отношения;
  • региональным – устанавливающих порядок в районах;
  • отраслевым – управляющим конкретной отраслью;
  • территориальным – функционирующим в населенном пункте;
  • локальным – работающим на определенном предприятии.

Что такое социальное партнерство? Смотрите видео:

Формы

Взаимоотношения на любом уровне должны осуществляться на основании законодательных актов, а деловая, экономическая деятельность представлена в следующих формах:

  • договора составляются в условиях коллективных переговоров;
  • проведение взаимных консультаций в случае споров профсоюза с работодателем;
  • совместное управление предприятием рабочими, профсоюзом во главе администрации;
  • примирение в досудебном порядке работников с работодателями.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Ответственность сторон

Нарушение условий СП предполагает следующую административную ответственность:

  • Штраф в размере 1000-3000 руб. за уклонение от переговоров, касающихся заключения или дополнения коллективного соглашения (согласно 5.28 КоАП).
  • 1000-3000 руб. за то, что работодатель или его представители скрывают или не предоставляют в срок информацию, нужную для ведения переговоров и составления соглашения (согласно 5.29 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за отказ без уважительных причин от заключения коллективного соглашения (5.30 КоАП).
  • 3000-5000 руб. за невыполнение пунктов договора (5.31 КоАП).
  • 1000-3000 руб. от уклонения от примирительных мероприятий в случае возникновения конфликта (5.32 КоАП).
  • 2000-4000 руб. за нарушение соглашений, заключенных в ходе примирения сторон (5.33 КоАП).

ВАЖНО! Если работодатель нарушает положения коллективного договора, игнорирует необходимость примирения, трудящиеся вправе организовать забастовку

Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование

Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:

Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.

Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере. Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.

Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей. Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:

  • Конвенция №98, принятая в 1949 году.
  • Рек. №91 от 1952 г.
  • Рек. №94 от 1952 г.
  • Рек. №113 от 1960 г.
  • Рек. №149 от 1975 г.
  • Рек. №152 от 1976 г.
  • Рек. №151 от 1978 г.
  • Рек. №159 от 1978 г.
  • Конвенция №154 от 1981 г.
  • Рек. №163 от 1981 г.

Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство

Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991. Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России

На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:

  • Раздел II в целом. Все статьи данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
  • Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
  • Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
  • Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
  • Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
  • Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
  • Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
  • Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
  • Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.

Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Второй комментарий к Статье 26 Трудового кодекса

1. Наименование и содержание ст. 26 изменены. Вместо системы социального партнерства она теперь определяет его уровни.

При этом перечень уровней социального партнерства дополнен межрегиональным уровнем. Это связано с созданием федеральных округов и заключением в них соглашений соответствующего уровня.

Упоминание организации заменено указанием на локальный уровень социального партнерства, т.е. на уровень не только организации, но и индивидуального предпринимателя.

2. Перечисленные в ст. 26 уровни социального партнерства складываются в определенную систему. Любая система состоит из взаимосвязанных определенным образом элементов. Состав элементов и их взаимосвязи определяют структуру системы.

В зависимости от уровня определяется содержание социально-партнерских актов:

на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

на межрегиональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

на региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

на локальном уровне устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

3. Практика идет несколько по иному пути. Помимо основ регулирования отношений в сфере труда на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях акты социального партнерства (соглашения) содержат конкретные обязательства сторон и конкретные условия труда работников, трудовые отношения которых регулируются соглашениями соответствующего уровня.

Необходимо иметь в виду и ст. 45 ТК РФ, в соответствии с которой соглашения решают и другие вопросы.

Кроме того, отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на разных уровнях — федеральном, региональном, территориальном.

На локальном уровне социальное партнерство выражается прежде всего в форме коллективных договоров, содержащих не только обязательства сторон, но и нормативные положения, направленные на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а также информационные положения — наиболее важные нормы, воспроизведенные из ТК РФ, других актов трудового законодательства.

4. Существенные изменения в структуре хозяйствующих субъектов и органах их управления (создание крупных объединений, холдингов, корпораций, комплексов, в которые входят несколько самостоятельных организаций — юридических лиц, а также транснациональных компаний и др.) поставили новые вопросы в социальном партнерстве — на уровне соответствующих объединений, корпораций (см., например, Отраслевое тарифное соглашение по угледобывающему комплексу Российской Федерации на 2004 — 2006 годы, соглашения, заключенные в таких корпорациях, как «Газпром», «Лукойл» и др.). В связи с этим следует признать наличие корпоративных соглашений.

Особенности структуры органов местного самоуправления привели к необходимости заключения соглашений на уровне таких органов (так, в г. Москве заключаются окружные трехсторонние соглашения между территориальными органами исполнительной власти округов, окружными советами Московской федерации профсоюзов и окружными объединениями промышленников и предпринимателей).

Уровни, формы и органы социального партнерства

Соцпартнёрство в России имеет несколько уровней, на которых обеспечивается как реализация его принципов, так и непосредственное правовое регулирование трудовых взаимоотношений. При этом для нижестоящих уровней является обязательным соблюдение всех вышестоящих нормативов. К уровням социального партнёрства относят:

  • Федеральный. Это – нормативы и правовые принципы, действующие на всей территории РФ.
  • Межрегиональный. Этот уровень соцпартнёрства предполагает участие в формировании взаимоотношений нескольких субъектов РФ.
  • Региональный. На данном уровне решения принимаются и влияют в рамках одного субъекта федерации.
  • Отраслевой. Этот уровень является обособленным и регламентирует взаимоотношения в отдельных отраслях, в том числе на территории всех субъектов РФ.
  • Территориальный. Данным уровнем регулируются взаимоотношения в пределах одного муниципального образования.
  • Локальный. На предприятиях и отдельных субъектах хозяйствования также могут действовать свои принципы соцпартнерства, при условии соблюдения всех требований, регламентированных на вышестоящих уровнях.

Практическая же реализация принципов соцпартнерства имеет следующие формы:

  • Коллективные переговоры. Стороны соцпартнёрства могут вести переговоры относительно оформления соглашений и коллективных договоров.
  • Взаимные консультации. В рамках соцпартнёрства могут обсуждаться сами трудовые взаимоотношения, гарантии, получаемые сторонами, а также возможные изменения в механизмы регулирования труда, в том числе и законодательные.
  • Участие трудящихся в управлении. Сотрудники имеют возможность получать определенную административную власть в рамках организации.
  • Участие представителей сторон в спорах. Трудовые споры могут разрешаться в соцпартнерстве при участии непосредственных сторон трудовых взаимоотношений.

Важнейшим из практических инструментов, благодаря которым реализуется соцпартнёрство, является коллективный договор.

Основными же органами социального партнёрства в Российской Федерации всегда выступают комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, которые также могут формироваться на различных вышеозначенных уровнях.

Преимущества

Социальное партнёрство в организации выгодно не только для трудящихся, но и для тех руководителей, которые заинтересованы в развитии компании. Главная польза партнерства – создание такой атмосферы, в которой сотрудник чувствует себя ответственным за благополучие предприятия. Компания перестает восприниматься как нечто чужое и враждебное, так как трудящийся принимает непосредственное участие в ее развитии. Все это благоприятно сказывается на лояльности работников, показателях их трудоспособности, инициативности. Работникам СП выгодно потому, что помогает отстаивать законные интересы правовым путем. Несмотря на все выгоды, система соцпартнерства в России развита плохо.

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны (ст. 27 ТК РФ). При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Стороны социального партнёрства

Существует две стороны СП – это трудящиеся и работодатель. Данные группы должны представлять определенные люди, выбранные участниками. Они будут считаться представителями:

  • Трудящихся. Как правило, это профсоюзы. Если сотрудники компании не участвуют в профсоюзах, они могут выбрать своего представителя путем тайного голосования.
  • Работодателя. Это сам руководитель компании или его представители с соответствующими полномочиями. Также руководитель может быть участником некоммерческого объединения предпринимателей. Это союз, цель которого – отстаивание своих интересов перед профсоюзами и государственными структурами.

Главное правило СП – нужно выбрать одно лицо, которое будет представлять интересы всей группы.

Субъектный состав социального партнерства

Было бы неправильным рассматривать субъектный состав социального партнерства исключительно сквозь призму субъектного состава трудового договора. Безусловно, социальное партнерство — это диалог между работодателями и работниками, однако в рамках этого диалога и работодатели, и работники могут принимать различные решения без участия противоположной стороны.

Например:

  • объединение работодателей может выработать единую политику по оплате труда в пределах одной отрасли или региона. Соответственно, принятое решение скажется на условиях диалога, а это означает, что соглашение работодателей будет рассматриваться объединением работников (профсоюзами) с целью устранения возможных противоречий;
  • профсоюзы могут обратиться с законодательной инициативой о принятии нужного работникам нормативного акта.

Поэтому субъектный состав социального партнерства следует определять по количеству задействованных в конкретном правоотношении участников. Так, отношения по типу «работник-работодатель» будут билатеральными (двухсторонними), а отношения, в которые включаются иные участники (государство, профсоюзы, союзы и т.д.) — трехсторонними.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.