Соавторство в научной статье

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Оглавление

Сколько соавторов может быть у одной статьи?

Количество авторов в совместной публикации ничем не ограничено, кроме требования их непосредственного участия в получении новых результатов. В зависимости от области научного знания и сложности проводимых исследований, количество соавторов может насчитывать от нескольких человек до сотен и даже тысяч.

В соответствии с данными Thomson Reuters Web of Science, начиная с 2009 года, резко выросло число работ с количеством соавторов более тысячи человек, например, в области изучения элементарных частиц. Конечно, все они не могут быть перечислены в печатной версии издания, поэтому редакции научных журналов все чаще рекомендуют ограничивать число соавторов. Учитывая все более возрастающую роль библиометрических показателей в оценке эффективности научной работы российских ученых, особенно когда речь идет об учете индекса Хирша в зарубежных базах цитирования, Скопус соавторство является идеей весьма продуктивной.

Два пути в поиске подходящего соавтора

Путь 1. Самостоятельно. Для этого можно обратиться в любой университет мира (благо, теперь адреса электронной почты есть на их сайтах) и предложить написать статью совместно с их ученым. Лучше, если у вас уже будет какой-то задел по статье (предварительные гипотеза, результаты и т.д.).

Хорошо также использовать очное участие в международной конференции и личное знакомство с интересными учеными.

Путь 2. При посредничестве организаций, которые предлагают услуги в публикации статей с привлечением соавторов. Таких посредников в интернете много. Среди них есть и добропорядочные и откровенные мошенники.

К сожалению, не редки случаи публикации статей посредниками в «мусорных» журналах или журналах, исключенных из WoS или Scopus. Поэтому, если сомневаетесь в посреднике или журнале, лучше предварительно обратитесь за помощью в их проверке к надежному научному консультанту. Хотя бы ко мне. Запись на бесплатную консультацию по этой ссылке.

Взаимная выгода в соавторстве

Бывает случай, когда один из ученых ведет активную научную работу по направлению, схожему с направлением, по которому второй ученый уже защитился, но при этом «сбавил» обороты в научных исследованиях и уже некоторое время не публиковался.

Отношения между учеными могут быть приятельскими, и при этом тому, кто непрерывно «фонтанирует» научными идеями, уже становится жалко времени и денег на очередную крупную публикацию. В этом случае, может возникнуть полезный симбиоз между учеными – один полностью оплачивает публикацию, но имеет косвенное к ней отношение. Второй ученый находит где и что опубликовать, и делает это бесплатно, за счет второго «соавтора». То есть он получает способ воплотить свои новые идеи в публикации, добавив спонсора, хотя при этом спонсор, как правило, адекватный ученый и имеет публикации по той же теме, или хотя бы наработки, которые отдаются соавтору, которой выполняет всю работу по созданию и «пристраиванию» публикации в журнал или же в коллективную монографию.

От этого никто не страдает, и все довольны – материал, который долго лежал без дела и ждал вдохновения у спонсора, попадает, что называется «в струю», обретает новую жизнь и воплощение в маститых журналах и монографиях, от этого в выигрыше все, начиная от спонсора, предоставившего свой давно забытый материал, и заканчивая исполнителем, оформившем все, как полагается, как на данном этапе модно в науке на настоящий момент и в соответствии со всеми требованиями к публикации.

При этом даже заимствования материала спонсора могут быть минимальными. Спонсор знает потенциал своего соавтора и не лезет с правками – это и хорошо, ничего не затрудняет работу, материал перерабатывается, как того требует момент, и новое научное исследование активного соавтора, который и готовит весь материал, выходит в свет.

При желании спонсор может кое-что поправить в итоговой вычитке, как правило, материал от этого только выигрывает, за счет новых речевых оборотов или оттачивания остроты предложенных идей. В самом деле, тут в выигрыше все – мертвый груз, ждущий своего часа воплощается в жизнь и публикуется, преломляясь в новом научном исследовании, тем самым принося обоюдную выгоду. Спонсор, как правило, дает хороший материал, который можно взять за основу, и второй соавтор, обладая высокой скоростью исполнения, по инерции, в русле на тот момент выполняемого исследования, реализует все полезные идеи в нужном для себя ключе. Всем все нравится, это хороший и быстрый тип взаимодействия.

Как определить личный вклад каждого соавтора?

Вклад каждого из соавторов определяется на основании данных, предоставляемых ими научному изданию. Личная доля участия определяется не большим количеством текста статьи, а решается совместно всеми авторами публикации.

Вклад соавторов в создание статьи может заключаться в:

  • генерации идеи исследования;
  • постановке задачи исследования;
  • выполнении рутинной работы по систематизации материала;
  • анализе результатов исследования и подготовке данных;
  • написании текста статьи.

В западном научном сообществе существуют несколько моделей определения авторского вклада, но этические нарушения в этой сфере по-прежнему нередки.

Виды соавторства

Для разграничения прав и обязанностей отдельных авторов в авторском коллективе законодательством выделяются различные виды соавторства: раздельного и нераздельного. При раздельном соавторстве каждая часть произведения является самостоятельной по отношению к произведению в целом. Самым лучшим примером этого вида соавторства является учебник, где главы написаны разными авторами. В случае раздельного соавторства каждый автор может использовать принадлежащую ему часть по своему усмотрению, вплоть до отказа от совместной публикации, если иное не предусмотрено взаимным договором.

Другое дело нераздельное соавторство, когда произведение является единым целостным образованием. В этом случае ни один из авторов не имеет права единолично запретить его использование без достаточных на то оснований.

В то же время следует отметить, что авторские права неотделимы от авторской ответственности. Если при раздельном соавторстве каждый из авторов несет ответственность за свою структурно выделенную часть работы, то при нераздельном соавторстве все авторы несут солидарную ответственность за опубликованный материал.

Кто не может стать соавтором, а какого соавторства лучше избегать?

В соавторстве нельзя указывать:

  • спонсоров публикации – ученый, выплативший гонорары исследователям за подготовку и написание научного труда, не может претендовать на авторство, если не участвовал в создании работы;
  • лиц, составивших только техническое задание к статье – достаточно выразить им благодарность за помощь;
  • людей, обращавшихся за помощью к третьим лицам – например, к переводчикам.

Некоторые недобросовестные авторы и компании поставили написание статей на коммерческую основу и предлагают ученым, не участвовавшим в создании научного труда, стать соавторами за деньги. К сожалению, покупка соавторства пользуется спросом, ведь одновременно заниматься преподаванием, вести исследования, да еще и заниматься публикацией статей нелегко. При этом наличие опубликованной работы в международных издательствах повышает авторитет ученого и является необходимым условием защиты кандидатской и докторской диссертации.

Несмотря на привлекательность такого предложения, ученым нужно избегать подобного сотрудничества. Покупать соавторство недопустимо и нарушает этику ученого. Также стоит отметить, что если станет известно о том, что место среди соавторов было приобретено за деньги, то могут быть серьезные последствия:

  • пострадает репутация автора;
  • снизится рейтинг ученого;
  • к исследователю могут применить санкции.

Помимо репутационных рисков, автор может пострадать и материально. Нет никакой гарантии, что после оплаты соавторства ученого действительно включат в состав авторов, а сама работа будет издана в хорошем журнале, входящем в Web of Science или Scopus.

Когда возникает соавторство

Закон предоставляет защиту любому произведению, в том числе созданному одним гражданином или коллективом авторов. Возможны следующие варианты возникновения прав сразу с нескольких лиц:

  • если общим творческим трудом создано единое произведение, образующее неразрывное целое;
  • если соавторы принимали участие в работе над коллективным произведением, каждая из частей которого имеет самостоятельное значение;
  • если возникновение смежных прав на совместное исполнение связано с его созданием членами творческого коллектива.

Совместная работа над новым произведением может осуществляться по собственной инициативе граждан, либо по условиям авторского договора. В первом случае каждый автор может участвовать в использовании, распоряжении или защите прав. При оформлении авторского заказа необходимо создать новый объект, после чего права на него возникнут у заказчика.

Соавторство на произведение возникает независимо от того, обладает ли оно неразрывный и цельный характер, либо каждая из его частей имеет самостоятельное значение. Также закон не содержит ограничений для возникновения авторских прав в зависимости от пропорционального соотношения части и целого произведения. Например, даже создание небольшого отрывка текста в большом произведении не лишает соавтора прав. Однако при распределении денежного вознаграждения этот факт будет учитываться, в том числе и при разрешении судебных споров между авторами.

В какой последовательности приводить имена соавторов?

Существует несколько подходов к определению последовательности указания авторов научной статьи.

  1. Самый простой способ – указать авторов в алфавитном порядке, ориентируясь на первую букву их фамилий: этот способ используют, если вклад авторов равноценен.
  2. Второй способ – это указать авторов в порядке убывания их вклада в работу.
  3. Согласно третьему подходу указываются первый и последний авторы статьи: такой способ применяют для трудов авторских коллективов, состоящих из большого количества участников.
  4. Четвертый способ предписывает указывать авторов в соответствии с их вкладом в статью, выраженным в процентах. Процент авторского участия также измеряется с использованием различных систем.

Статус первого автора имеет большое значение для ученых, к тому же автор статьи – это один из важнейших параметров, используемых в библиографическом поиске. Обычно при публикации статьи ее авторство указывается на основании рукописи, отправленной в издание.

Порядок указания авторов в предоставляемых материалах определяют сами ученые, работавшие над статьей. Если при определении первого автора наблюдается конфликт интересов, то решение о последовательности приведения авторов принимает издатель.

Где искать соавтора для научной статьи?

Существует два возможных пути поиска соавтора – самостоятельный и посреднический.

В первом случае автор сам обращается в университеты по всему миру и предлагает написать коллективную работу. Сделать это несложно, ведь найти электронный адрес любого высшего учебного заведения легко в интернете на официальном сайте. Вместе с предложением лучше сразу отправлять наброски по будущей статье – гипотезы, результаты исследований, тезисы.

Помимо университетов, самостоятельно найти соавтора для научной публикации можно:

Второй способ – посредничество организаций, предлагающих услуги по привлечению соавторов. Найти таких посредников можно в интернете. Этот путь быстрее и требует от ученого меньше усилий на поиск, но велик риск попасть на мошенников, которые публикуют научные труды в сомнительных журналах с низким рейтингом.

Чтобы убедиться, что работа будет опубликована в авторитетном издательстве, попросите посредническую организацию назвать 3-4 журнала, куда будет отправлена статья, и проверьте, входят ли издательства в Scopus или WoS. Еще можно обратиться к научным консультантам, которые подскажут надежных посредников.

Соавторство в статьях Scopus и Web of Science

Стать соавтором статьи Scopus можно, пригласив к сотрудничеству российского или иностранного коллегу, разделяющего ваши научные интересы. Для отечественных ученых преимущества такой работы очевидны:

  • работа в соавторстве позволяет написать экспертную статью на стыке наук, где каждый из авторов отвечает за свою часть исследования;
  • совместная работа позволяет не только разделить расходы, но и равномерно распределить нагрузку между соавторами.

Соавторство в Scopus или Web of Science позволяет авторам иметь в своем активе статьи, доступные мировому научному сообществу. Соавторы статьи могут находиться в разных странах, а работа над публикацией вестись в режиме онлайн. Также совместная работа дает возможность начинающим исследователям быть опубликованными, если соавтором станет признанный в своей области ученый.

Соглашение о соавторстве

Сценаристам, писателям и другим создателям интеллектуальной собственности рекомендуется заключать соглашение о соавторстве. В нем обычно отражено следующее:

  • разграничение обязанностей или зон ответственности;
  • доли в доходах;
  • порядок использования результатов творческой работы;
  • условия и правила распоряжения исключительными правами;
  • возможность одного из соавторов выступать в интересах другого, в том числе при общении с продюсерами, издателями и прочими третьими лицами.

Соглашение помогает разрешать сложные и конфликтные ситуации, когда один из участников творческого процесса создает больший объем произведения. В некоторых случаях документально оформленная договоренность позволяет урегулировать вопросы имиджа и славы, а не денег. Например, в них часто указывается, чье имя должно стоять первым в титрах или списке авторов. Юридически такое определение не дает каких-либо преимуществ, но вот на репутации и узнаваемости может сказаться.

Опытные сценаристы и юристы, специализирующиеся на интеллектуальной собственности, советуют заключать соглашение до того, как начнется работа. Это позволит избежать недоговоренностей, подозрений и очистит эмоциональный фон для продуктивной и эффективной работы.

В качестве наглядного примера давайте рассмотрим совместное производство несколькими странами киноленты о рассекреченных агентах ФСБ в США и Великобритании, вынужденных вернуться в Россию.

Очевидно, что масштаб идеи предполагает вовлечение нескольких авторов, специализирующихся на темах разведки, жизни в США и Европе, России. Аналогично для съемок фильма придется выезжать на натуру во всех трех странах. Если не составить соглашение до того, как будет начат проект, то вот только ряд вопросов, которые вызовут конфликты, а может, и вовсе приостановят производство:

  • в какой валюте будет рассчитана смета картины;
  • кто будет оплачивать перерасход средств в случае его возникновения;
  • источники финансирования и ответственные за них стороны;
  • кто приобретает права и на какой территории;
  • совместное или делимое владение правами будет после создания киноленты;
  • кто отвечает за копирование и хранение материалов.

Это только верхушка того, что придется решать в соавторстве. Избегайте конфликтов и судебных разбирательств, лучше сосредоточьтесь на создании эффектных и захватывающих сценариев и фильмов!

Способы защиты прав соавторов

Необходимость в защите прав может возникать по причине нарушений со стороны остальных авторов, либо третьих лиц. Неправомерные действия соавтором могут заключаться в следующем:

  • попытка присвоения единоличного авторства – при публикации произведения, размещении знака правовой охраны;
  • распоряжение правами по договору уступки или лицензии без согласия остальных авторов;
  • нарушение правил распределения денежного вознаграждения, установленных законом или соглашением.

Чтобы подтвердить свои права на произведение или его часть, соавтор вправе предъявить иск в суд. Доказательствами участия в совместной творческой деятельности может выступать переписка со вторым автором, удостоверенный нотариусом экземпляр произведения, оригинальный материальный носитель, и т.д.

В состав способов защиты входит предъявление письменной претензии о запрете на неправомерное использование прав, взыскание убытком и компенсации, конфискация контрафактных материальных носителей с чужим произведением. Соавтор может обратиться в суд независимо от аналогичных действий остальных автором.

При возникновении смежных прав на совместное исполнение, возможность защиты принадлежит каждому члену коллектива (группы) исполнителей. Хотя закон предоставляется право на осуществление смежных прав руководителю коллектива, использовать разрешенные варианты защиты может каждый из исполнителей.

Охрана программ для ЭВМ, баз данных и продуктов искусственного интеллекта

Программы для ЭВМ и базы данных охраняются как произведения, но при этом выведены из такой категории объектов (). Согласно в отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя

При этом важно понимать, что если в отношении этих объектов была осуществлена регистрация, то должны быть зарегистрированы и договоры об отчуждении соответствующего исключительного права

Программы для ЭВМ не могут рассматриваться в качестве изобретений (). Однако, как отметил Виталий Калятин, они могут быть частью технического решения, способного к патентной правовой охране. Он рассказал о том, что в зарубежной практике наличие вычислительного устройства в системе дает хорошие шансы на получение патента. В России же получение патентов на такие технические решения носит пока единичный характер. По мнению эксперта, легче всего запатентовать такое решение в рамках правил Европейского союза (в частности, по сравнению с английской и американской моделями патентования).

Виталий Калятин рассказал, что одной из особенностей исключительных прав на программы для ЭВМ является то, что нормы о прокате не применяются к программам, кроме случая, когда такая программа является основным объектом проката. Это значит, что если заключается договор проката автомобиля, то не требуется получения согласия правообладателя на прокат ПО, которое установлено в автомобиле. Однако, если речь идет о прокате компьютеров в интернет-кафе, то очевидно, что целью проката является предоставление арендатору в пользование программ, установленных на компьютерах, поэтому в таком случае необходимо получить согласие правообладателя программ на прокат (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 «»).

Стоит подчеркнуть, что в России охраняются только электронные базы данных, как это следует из их понятия ()

Однако, например, в Европейском союзе могут охраняться любые базы данных (библиотечные, базы данных генетического материала и пр.), на что обратил внимание Виталий Калятин. Он отметил также, что при рассмотрении вопросов о признании материала базой данных, потребовавшей значительных материальных затрат на свое создание (), суды основываются на том, что нельзя считать за расходы на создание базы данных затраты компании, которые не были связаны непосредственно с созданием базы, а касаются основной деятельности лица

Например, не рассматриваются в качестве расходов на создание базы данных расходы телефонных компаний на хранение номеров, поскольку эти компании в любом случае вынуждены хранить эти данные. Расходы авиакомпаний на размещение табло с информацией о рейсах также не расцениваются как расходы на создание отдельной базы данных.

Говоря о продукции искусственного интеллекта, эксперт подчеркнул, что ключевым фактором для определения правообладателя такой продукции является степень контроля лица за таким искусственным интеллектом. При этом указанная продукция также не подлежит оценке по критериям качества, как упоминалось ранее в отношении иных объектов авторских прав. Даже если искусственный интеллект создает какие-либо примитивные объекты, они тоже будут охраняться законом.

Целью правовой охраны такой продукции является стимулирование творческой деятельности. Так как речь идет о стимулировании творчества человека, создающего соответствующие программы по контролю за искусственным интеллектом, то предоставлять авторскую правовую охрану искусственному интеллекту, по мнению эксперта, не нужно.

В каком порядке располагать соавторов в работе?

При составлении списка авторов в коллективной работе возникает немало сложностей, ведь последовательность указания исследователей в списке очень важна. При этом руководствуются одним из следующих принципов:

  1. Если вклад соавторов в совместную работу одинаковый, то фамилии ученых указывают в алфавитном порядке.
  2. По степени участия исследователей в создании научного труда, в порядке от того, кто внес больший вклад.
  3. В процентном соотношении высчитывают вклад каждого ученого в статью и приводят их в порядке убывания.
  4. На рейтинг влияют области исследований, страны проживания соавторов.
  5. На западе авторов указывают по возрасту, пожилых в конце списка.
  6. В некоторых странах последние места в перечне отводят приглашенным к совместному написанию авторам.

Личный вклад каждого ученого в статью определяется не объемом написанного текста, а другими важными качествами:

  • кому принадлежит основная идея исследования;
  • кто обозначил цели и задачи работы;
  • кто занимался систематизацией данных;
  • кто анализировал полученные данные и обрабатывал их;
  • кто писал основной текст.

Для ученых очень важен статус первого автора, ведь по нему всегда ведется библиографический поиск. Поэтому последовательность указания авторов часто становится предметом споров и разногласий между исследователями. Соавторы должны самостоятельно составлять порядок указания авторов, отправляя статью на публикацию. Если же ученые не могут договориться между собой, решение о последовательности приведения авторов в списке принимает издательство.

Использование

Произведение, созданное коллективным творческим трудом, будет использоваться соавторами совместно, если иное не предусмотрено договором между ними. Возможны следующие варианты совместного использования исключительных прав:

  • оформление соглашения между соавторами;
  • использование части произведения, имеющей самостоятельно значение, по собственному усмотрению ее автора (если иное не определено договором между соавторами);
  • осуществление смежных прав на совместное исполнение руководителем группы исполнителей (при его отсутствии, все члены коллектива имеют право на совместное использование, если иное не указано в соглашении);
  • если элемент совместного выступления имеет самостоятельное значение, он может использоваться исполнителем по своему усмотрению (если иные правила использования не будут указаны в соглашении исполнителей).

По договору авторского заказа передается материальный носитель с вновь созданным произведением или иным объектом. Все исключительные права сразу переходят к заказчику, а их самостоятельное использование соавторами возможно только в случае, предусмотренном в договоре. Однако даже при таком варианте создания и передачи прав, авторство на произведение сохранится, так как является неотчуждаемым.

4. Признаки творчества в авторском праве.

5. Что такое соавторство? Виды соавторства.

Произведение, охраняемое авторским правом, может быть результатом творческой деятельности двух и более лиц. Такие лица признаются соавторами. Чаще всего соавторство возникает при создании фильмов, программ для ЭВМ, музыкальных произведений с текстом.

Важно, что соавтором признается только лицо, внесшее творческий вклад в создание произведения. В частности, соавторами не будут лица, которые:

  • оказали только техническую, консультационную или организационную помощь;
  • финансировали создание произведения;
  • содействовали оформлению авторских прав на произведение

Соавторство влияет на порядок использования произведения и распоряжения исключительным правом на него. По общему правилу, каждый из соавторов вправе использовать произведение самостоятельно. Однако распоряжаться правами соавторы могут только совместно. Иное может быть предусмотрено соглашением между ними.

Существуют два вида соавторства:

  1. Делимое соавторство возникает, когда произведение состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Соответственно, у каждой части есть свой автор. Пример делимого соавторства – музыкальное произведение, мелодию для которого написал композитор, а слова сочинил поэт.
  2. Неделимое соавторство возникает, когда произведение включает части, имеющие самостоятельное значение. Например, роман “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

 6. Оригинальные и производные произведения.

Слово “original” в переводе с английского означает “первоначальный, исходный”. Такое значение лучше всего объясняет понятие “оригинальное произведение“, т.е. произведение, созданное автором полностью самостоятельно, а не на основе какой-либо другой работы.

Производное произведение – это произведение, созданное на основе оригинального путем его творческой переработки. Чаще всего мы сталкиваемся с такой разновидностью производного произведения, как художественный перевод книг. Перевод, особенно стихов, требует не просто хорошего знания языка, но и творческих усилий по адаптации текста, поиску правильного контекста. Поэтому переводчик приобретает независимые авторские права на созданный им перевод.

Важно знать, что автор производного произведения вправе осуществлять и защищать свои авторские права только при условии, что переработка оригинального произведения была законна. Для этого необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем оригинального произведения

7. Копирайт: юридическое значение.

В России знак охраны авторского права имеет исключительно информационное значение. Он означает лишь декларацию того, что произведение охраняется авторским правом. Его наличие не доказывает авторство, не является условием правовой охраны, не свидетельствует о регистрации авторских правах. С юридической точки зрения, копирайт лишь предупреждает третьих лиц о наличии авторских прав на произведение.

Какого соавторства следует избегать?

Прежде всего, такого, которое предлагается купить. В интернете такие предложения звучат как «приглашение купить место в уже готовой статье».

К сожалению, эта практика написания коллективных научных статей уже поставлена на коммерческую основу. И, к сожалению же, пользуется спросом. Загляните на сайт одного из таких посредников – «Scopus.su«. Аппетиты посредника растут. Кстати, на момент публикации данного материала сайт вдруг стал недоступен из-за неуплаты за хостинг:

Что еще раз подтверждает наличие высоких рисков при работе с подобными компаниями.

Еще год назад соавторское место в статье у этого посредника стоило 10 тыс. руб. Сегодня –  от 25 тыс. руб.

Еще один сомнительный факт про этого посредника – заявление о том, что «Scopus.su« является официальным представителем Scopus (это читается на обложке главной страницы):

При этом сам Scopus ни раз официально заявлял, что единственным его представителем, в т.ч. в России, является Elsevier.

Еще одними известными «продавцами» авторских мест в готовых публикациях являются компания «Международный издатель» (Москва, Россия) и «Международная редакция» из Харькова (Украина).

Год назад «Международный издатель» «продавал» одно такое место за 19 тыс. руб. в статьях для журналов 3 и 4 квартилей (Q3 и Q4) и от 25 тыс. руб. для журналов Q2 и Q1.

В этом году 63 тыс. руб. и 56 тыс. руб. для Q2 и Q1 и 49 тыс. руб. и 42 тыс. руб. для Q3 и Q4.

В рамках подготовки этой публикации я решила выступить в роли «тайного покупателя» и оговорить возможность покупки места в одной из двух выбранных статей у «Международного издателя»:

При этом, перед тем как подписывать договор, я просила ознакомить меня с названием статьи (чтобы понять, как она вписывается в мои «научные интересы») и перечнем предполагаемых журналов для публикации (чтобы не попасть в журнал, который исключен из базы WoS или Scopus). Желание мое, как мне казалось, было вполне законно и оправдано немаленькими суммами за услугу места в соавторах.

Запрашиваемую информацию мне так и не предоставили. Но при этом дважды напоминали о необходимости сначала заключить договор и сделать оплату…

Еще: обратите внимание на оговорки «Международного издателя» о теме статьи и названии научного издания (выделено на рис. красной рамкой), которые могут быть предоставлены «соавтору» только после оплаты! Мне покупать «кота в мешке» не захотелось

Но судя по сайту «Международного издателя», данная услуга пользуется спросом…

Однако обращаться к их услугам я очень не советую!

К чему еще, кроме потенциально мусорной публикации и потерянных денег, может привести такое «соавторство»?

— к снижению рейтинга ученого,

— к санкциям в отношении исследователя,

— к репутационным рискам.

Задумайтесь над этим, прежде чем выбирать такой путь!

Виды соавторства

Создатели сценариев, книг, музыкальных композиций работают в одном из двух видов соавторства – делимом и неделимом.

Делимое предполагает возможность отделения и использования части произведения. Например, если киноальманах собран из разных короткометражных фильмов, которые снимались отдельно друг от друга, независимыми режиссерами, то такие «части» могут воспроизводиться отдельно.

В неделимом соавторстве результат творчества не может быть разделен на части. Никакая из них, независимо от того, кто над ней работал, не может использоваться без других частей. Например, Тэрри Россио и Тэд Эллиотт являются сценаристами «Шрека», но ни одна из сюжетных линий полнометражного анимационного фильма не может использоваться отдельно – кино можно посмотреть только полностью, тогда оно будет иметь смысл в контексте.

Ответ

Тот факт, что часть произведения была создана единолично одним из авторов при условии, что остальное создавалось авторами вместе, не исключает соавторства на все произведение. Законодатель не выделяет понятия совместного творческого труда. В судебной практике также аспект совместности рассматривается крайне редко.

Однако, если оба гражданина вложили в созданное произведение свой творческий труд, то произведение признается созданным в соавторстве, вне зависимости от объема такого труда, вложенного каждым из соавторов. При этом факт соавторства устанавливается на момент времени до обнародования произведения. В пользу установления соавторства в рассматриваемой ситуации говорит и правовая позиция Верховного суда, согласно которой соглашение о соавторстве может быть достигнуто на любой стадии создания произведения, соответственно, второй соавтор может включиться в работу над произведением в любое время до обнародования такого произведения.

Заключение

Соавторство молодого ученого в научной статье со своим научным руководителем – это хороший старт научной карьеры юного исследователя. Для самого научного руководителя на первых порах будет не легко со своим молодым соавтором, но и задача руководителя состоит в том, чтобы научить своего подопечного писать хорошие статьи.

А уже опытные ученые, занимающиеся смежными работами, но из разных предметных областей, могут объединить усилия и хорошо дополнить друг друга и выпустить значительный междисциплинарный научный труд.

Так что выбор за вами – с кем и с какой целью становиться соавтором научной работы.

Заключение

При написании научных статей Scopus и Web of Science в соавторстве следует учитывать ряд вопросов: нравственные, этические, имиджевые и т.д.

Традиционно в отечественной науке сложилось мнение о том, что научные работы должны быть в единоличном авторстве, однако, если посмотреть на сегодняшнюю статистику международных журналов, большинство статей написано именно авторским коллективом.

При умелой кооперации благодаря соавторству в скопус и веб оф сайнс можно не только сэкономить силы и время при написании и публикации статьи, то и в итоге получить качественное исследование и хорошо цитируемую научную работу.

Желаю всем творческих успехов и качественных публикаций!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.