Права, смежные с авторскими

Алан-э-Дейл       02.07.2022 г.

Права, смежные с авторскими

Само название прав, о которых пойдет речь, свидетельствует об их близости к авторским.

Творческие личности заинтересованы в том, чтобы их произведения стали известны людям. Причины разные: это и удовлетворение честолюбия, и возможность получить вознаграждение и т.д. Но для того чтобы это случилось, надо довести результат творчества до публики.

Иногда это делает сам автор, но чаще другие лица – исполнители.

Много столетий их труд считался мастерством, но не творчеством, потому что они всего лишь исполняют чужие произведения. И, возникнув в XIX в. (после появления возможности аудиофиксации исполнений), только в XX в. была реализована идея о необходимости охраны тех, кто знакомит общество с достижениями культуры, путем наделения их интеллектуальными правами. Была принята международная (Римская) конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций от 26 октября 1961 г.

Постепенно в законодательство многих (но все же до сих пор далеко не всех) стран, в том числе и России, были включены нормы о смежных правах.

Защита

Свободный гражданский оборот в первую очередь направлен не только на то, что за авторами будут закреплены определенные гражданские права, но и на то, что они будут находиться под строгой правовой охраной. В настоящее время под термином защита в данной сфере предусматривается целая совокупность разнообразных мер, которые обеспечивают нормальную реализацию права, так что сюда входят не только правовые нормы, но и меры экономического, политического и организационного характера, которые помогают в полной мере установить все необходимые условия для того, чтобы субъективные права были реализованы.

Исходя из этого, можно сказать, что защита прав имеет достаточно широкое понимание. Однако, помимо этого, имеется более и узкий смысл данного понятия. В него включаются только непосредственно те меры, которые предусмотрены законодательством. Они направлены на то, чтобы помочь владельцу защитить свои гражданские права в тех случаях, когда они были оспорены или нарушены. К таким правам, к примеру, относится возможность автора обратиться в суд на неправомерные действия нарушителя для восстановления своих законных интересов, а также многие другие.

2. Лицензионный договор на использование объекта смежных прав

По лицензионному договору правообладатель — лицензиар — предоставляет или обязуется предоставить другой стороне — лицензиату — право использования объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Лицензионный договор как договор о передаче смежных прав позволяет лицензиату правомерно использовать объект смежных прав. При этом правообладатель, как правило, получает вознаграждение за предоставленное разрешение, что отражает его экономический интерес в заключении договора. При составлении лицензионного договора в обязательном порядке подлежат согласованию существенные условия договора, к которым Гражданский кодекс относит:

  1. Предмет договора: указание на объект смежных прав, разрешение на использование которого предоставляется.

  2. Способы использования объекта смежных прав. Способы во многом определяются физической природой объекта. Так, например, ретрансляция возможна в отношении сообщений в эфир или по кабелю теле- и радиопередач, но принципиально исключена в для баз данных. Как правило, в лицензионном договоре на исполнение музыки предусматриваются такие способы использования, как воспроизведение записи исполнения, публичное исполнение, прокат экземпляров.

  3. Цена (вознаграждение лицензиара). По общему правилу, лицензионный договор является возмездным. Впрочем, сторонами может быть согласовано и безвозмездное использование объекта смежных прав. Цена определяется по договоренности сторон, это может быть единовременный платеж, периодические платежи, платежи, рассчитанные в зависимости от объема использования и прибыли.

Лицензионный договор заключается в обязательном порядке в письменной форме. В противном случае он будет признан недействительным. Государственной регистрации лицензионный договор на объект прав, смежных с авторскими, не подлежит.

Возможности производителей фонограмм

Несмотря на то что создание звукозаписи не считается формой искусства, от ее качества будет зависеть провал либо успех исполнителя. Это особенно актуально для певцов

Для них важно, чтобы их голос не был на фонограмме хуже, чем при реальном исполнении. Производитель записи может сам или разрешать другим воспроизводить, переделывать, осуществлять прочую обработку, сдавать в прокат, продавать, импортировать ее экземпляры

В данном случае стоит отметить, что проданные и воспроизведенные с ведома создателя фонограммы далее распространяются без выплаты ему вознаграждения и без его ведома. Если говорить о прокате, то использование записи в данной форме всегда находится в ведении производителя, вне зависимости от того, кто будет выступать в качестве собственников экземпляров.

Объекты авторского и смежного права

В первую очередь, следует отметить тесную взаимосвязь между этими категориями. Как выше было сказано, в ряде случаев объектами смежных прав являются произведения, считающиеся всеобщим достоянием. Однако, как правило, созданные продукты дополнительно охраняются законом. В частности, речь идет об авторском праве. Например, нельзя создать фонограмму песни, не используя ее слова и музыку. Последние, в свою очередь, сочиняются поэтом и композитором.

Также невозможно осуществить теле- или радиотрансляцию без участия хореографов, исполнителей, драматургов, декламаторов или другого лица, выступающего в качестве носителя смежного или авторского права. Данный момент регламентирован соответствующими законами. Определенные объекты смежных прав нельзя воспроизводить без разрешения на это создателей и исполнителей. Согласие должно быть при этом оформлено в соответствующем договоре. Закон достаточно жестко регламентирует данную сферу. Например, чтобы транслировать по кабелю или в эфир какой-нибудь спектакль, вещательная компания должна получить согласие не только режиссера-постановщика, но и участвующих в пьесе актеров, и непосредственно автора того литературного произведения, которое легло в его основу.

Субъекты авторского права

В теории права традиционно выделяются субъекты первоначального и производного авторского права. Первоначально право возникает у самого автора, которым может быть только физическое лицо, чьим творчеством было создано произведение. Законом введена презумпция авторства – им считается тот, чье имя указано на экземпляре произведения, пока не доказано обратное (ст. 1257 ГК). Если одно произведение создается творческими усилиями нескольких лиц, возникает соавторство. Оно может быть раздельным, при котором можно определить творческий вклад каждого из соавторов. Тогда у каждого из них есть авторское право на свою часть, имеющую самостоятельное значение, а также на все общее произведение. Классический пример – учебники, написанные авторским коллективом. Если же выделить вклад каждого участника творческого процесса невозможно, соавторство считается нераздельным. При нем у каждого соавтора появляется право лишь на произведение в целом. В качестве примера можно назвать произведения братьев Вайнеров, братьев Стругацких.

Субъектами производного авторского права являются правопреемники автора: его наследники, а при жизни автора – контрагенты по договорам.

Комментарий к Ст. 1308 ГК РФ

1. Одним из способов распоряжения исключительным правом на исполнение является заключение лицензионного договора. В предметы лицензионных договоров о предоставлении смежных прав входят права на исполнения, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания, а также на базы данных и впервые обнародованные произведения, перешедшие в общественное достояние. Смежные права в отношении охраняемых объектов авторского права, как правило, производны от авторских, а следовательно, и взаимозависимы с ними. Так, исполнитель, приобретая у автора право на исполнение охраняемого произведения, осуществляет свои права и распоряжается ими при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-04-17 (Москва и МО)8 (812) 213-46-96 (Санкт-Петербург и ЛО)8 (800) 511-98-59 (Регионы РФ)

При заключении лицензионных договоров в сфере смежных прав необходимо соблюдение прав автора произведения, на основании которых возникли смежные права. Смежные права могут возникать при отсутствии авторских и других смежных прав или прекращении их действия (например, права исполнителя на произведения фольклора, права публикатора, предусмотренные ст. 1338 ГК РФ, возникают в отношении произведения, перешедшего в общественное достояние).

Правовое регулирование лицензионных договоров о предоставлении права использования объекта смежных прав осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках. Классификация лицензионных договоров об использовании смежных прав может быть проведена по тем же критериям, что и авторских договоров, а именно по характеру передаваемых прав: исключительные, неисключительные и другие, по видам объектов — исполнительские, фонограммные и т.д.

2. Существенные условия лицензионных договоров о предоставлении права использования объекта смежных прав совпадают с другими лицензионными договорами. Ими являются условия о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и об объекте, в отношении которого предоставляются права, о вознаграждении за их использование, а именно условия об отчетах лицензиата. Специальными условиями можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав.

3. Форма лицензионного договора о предоставлении права использования объекта смежных прав должна быть письменной без каких-либо исключений. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав не подлежит государственной регистрации, так как для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей, на что указывается в п. 2 ст. 1232, п. 2 ст. 1304 ГК РФ.

Размер вознаграждения исполнителю определяется соглашением. Ставки вознаграждения исполнителям предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 21. Ст. 2529.

4. Новеллами части четвертой ГК РФ являются лицензионные договоры о предоставлении прав изготовителя баз данных и публикатора. Параграфами 5, 6 гл. 71 ГК РФ предоставляется исключительное право изготовителям баз данных, которые не затратили творческого труда на создание объекта, но их усилия по созданию нематериального объекта значительны и могут порождать возникновение исключительных прав, а также публикаторам, которые обнародовали или организовали обнародование произведения, перешедшего в общественное достояние.

Срок действия лицензионного договора не может превышать срока действия исключительного права, например в отношении базы данных не более 15 лет, учитывая возможность обновления базы данных изготовителем базы, что также должно быть оговорено в договоре.

5. При заключении лицензионного договора о предоставлении прав публикатору необходимо определить момент, когда было обнародовано произведение, что дает возможность установить максимальный срок действия лицензионного договора.

Особенности лицензионного договора в отношении прав публикатора определяются:

— особенностями произведений науки, литературы и искусства как объектов авторского права;

— особыми правами публикатора, которые реализуются как основанные на авторских. Так, в случае нарушения запрета автора на обнародование произведения права публикатора не возникают, а соответственно лицензионный договор о предоставлении этих прав является ничтожным.

Понятие и признаки объектов смежных прав по ГК РФ

Объектами смешанных прав являются такие произведения, которые могут использоваться не только лицом, создавшим их, но также и другой стороной. По сути смежное право – это возможность лица, которое не является автором, использовать результат деятельности создателя.

Основным признаком такой категории является, в частности, наличие права использовать произведение одновременно у двух сторон, в рамках достигнутой договоренности. Ещё одной чертой указанной возможности является основание наличия права. Пользоваться таким правом можно только в рамках заключенного договора.

Смежное право примыкает к авторскому, но является ограниченным, в части касающейся распоряжения результатом деятельности. То есть автор может передать возможность использования произведения другому исполнителю.

Субъекты смежных прав

Их перечень четко и исчерпывающе определен в законе.

1. Исполнитель. Это физическое лицо, которое непосредственно исполняет чье-то произведение (артисты) – певцы, музыканты, танцоры и т.п. Иногда автор произведения и исполнитель совпадают, когда, например, А. Розенбаум сам поет свои песни, М. Жванецкий сам исполняет свои юмористические произведения. Кроме артистов, это еще и организаторы исполнения: дирижер и режиссер-постановщик спектакля, которые сами обычно не вовлечены в исполнительский процесс (правда, В. Спиваков, Ю. Башмет порой берут в руки скрипку и одновременно с дирижированием становятся исполнителями). Но без труда дирижера невозможно представить исполнение музыкального произведения оркестром, особенно если это произведение большой формы (симфония, опера и т.п.). Поведение драматических актеров тоже должно быть подчинено общему замыслу, скоординировано.

2. Изготовитель фонограммы (звукозаписывающая организация).

Это лицо, которое впервые записало звучание чьего-либо исполнения или какие-то иные звуки.

3. Организация эфирного и кабельного вещания (далее – вещательная организация) – юридическое лицо, которое сообщает в эфир или по кабелю (осуществляет вещание) радиои телепередачи.

4. Изготовитель базы данных. С развитием производства и введением в экономический оборот баз данных возникла необходимость предоставить правовую охрану тем, кто этим занимается, вкладывая свои силы и средства (финансовые и технические) в их создание. Изготовитель базы данных – это любое (физическое или юридическое) лицо, которое выступило в роли организатора работ интеллектуального (по сбору, обработке и расположению входящих в базу материалов) и технического (само изготовление) характера.

5. Публикатор. Иногда произведения, написанные автором, при его жизни остаются неизвестными. И. Бах, создавший бессмертные произведения, служил простым органистом в церкви. После смерти о нем забыли, и только через 80 лет другой композитор Я. Мендельсон, обнаружив его ноты и опубликовав их, открыл его гений людям. В XX в. в обществе постепенно сформировалось мнение, что труд таких людей должен быть оценен по заслугам в виде предоставления им возможности получать доход от использования опубликованного ими чужого произведения. Публикатором признается гражданин, который сам обнародовал чье-то произведение, ранее «не видевшее свет», или это организовал.

Ответственность за нарушение

За нарушение смежных прав могут наложить крупный штраф

Если нарушили права исполнителя, пострадавший имеет право обратиться в суд. Суд примет меры, подобные мерам относительно нарушения авторских прав. Суд может осуществлять охрану смежного права через принятие следующих мер:

  • охранительные или временные меры,
  • гражданско-правовые средства защиты,
  • уголовные санкции,
  • меры, предпринимаемые на границе,
  • а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.

Статья 1252 ГК РФ рассматривает меры ответственности к нарушителям. Так, пострадавший может требовать и возмещение убытков, и выплату компенсаций. Точный размер компенсации устанавливается судом, определены лишь их рамки:

  • в размере от 10000 рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда,
  • в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Суд может применить ответственность к нарушителям, если есть основание. Основанием становится нарушение смежных прав если доказано, что объект права, используемый ответчиком, является контрафактным.

Кроме этого, в КоАП РФ нарушению этих прав посвящена целая статья. По данному кодексу любое контрафактное использование объекта грозит нарушителю штрафом от 1500 до 2000 рублей с изъятием незаконных копий и орудий правонарушения. К последним могут отнести материалы или оборудование, которые были использованы нарушителем для создания контрафактных материалов. Такие же инструменты административного нарушения будут изъяты и у должных лиц, увеличится только штраф до размера от 10000 до 20000 рублей. Штраф, наложенный на юридических лиц, составит 30000–40000 рублей.

Смежным правом является право исполнителя (музыка, литература, радиовещание и т.д.). Смежное право появляется в момент непосредственно исполнения, субъектом становится исполнитель или заказчик, а объектом становится фиксация исполнения (запись). Использование таких записей без разрешения правообладателя карается законом. Срок действия смежного права по ГК РФ составляет всю жизнь исполнителя и ещё 50 лет. В некоторых случаях действие права продлевается.

Субъекты

Перед тем как перейти к выяснению того, что относится к правам, смежным с авторскими, поговорим еще и о субъектах авторского. Под ними подразумеваются непосредственные создатели. Однако, помимо этого, к субъектам могут быть причислены правопреемники, а также иные лица, которые, согласно закону или договору, приобретают исключительное авторское право.

На самом деле для закона совершенно не имеет значения, является ли субъектом данного права физическое или юридическое лицо, поскольку издатели журналов и газет имеют тот же ряд прав, как человек, который написал книгу у себя дома.

Всегда следует помнить, что все права автора на произведение имеются у него как у создателя непосредственно из-за самого факта создания. Именно этим и отличается авторское право от патентного, так как не требуется проводить предварительную регистрацию или соблюдать иные формальности.

Объекты смежных прав

1. В отношении объекта прав исполнителей нет единства мнений ученых и практиков

Как представляется, в этом вопросе важно определить, что копируют незаконные подражатели («двойники») артистов

Они пытаются воспроизвести особый, присущий именно этому актеру стиль (его манеру поведения, движения, голос, использованные им для создания художественного образа какого-либо персонажа). Следовательно, охраняться должен созданный исполнителем его своеобразный стиль.

Это касается и других субъектов права на исполнение. Исполнения одного и того же музыкального произведения под руководством разных дирижеров будут отличаться друг от друга. Один и тот же спектакль каждый режиссер ставит по-своему. Поэтому нередко в театр (музыкальный или драматический) приглашаются режиссеры и дирижеры «со стороны».

Для облегчения доказывания в случае спора законом введено условие о необходимости фиксации исполнения, т.е. выражения в форме, позволяющей с помощью технических средств его воспроизвести и распространить (п. 1 ст. 1304 ГК). Такое же условие предусмотрено и для результатов труда дирижеров (это исполнение произведения оркестром под его управлением) и режиссеров-постановщиков (сценическое решение драматического произведения, постановка спектакля).

2. Для изготовителя фонограммы объектом охраны выступает сама звукозапись (фиксация звуков, позволяющая воспроизводить их неоднократно).

3. Для вещательной организации – сообщение передачи в эфир или по кабелю (процесс вещания как передача сигнала).

4. Для изготовителя базы данных объектом охраны выступает сама база данных как совокупность определенных материалов, систематизированных таким образом, чтобы их можно было найти и обработать с помощью ЭВМ (абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК). Это своеобразное электронное хранилище информации.

Если при создании базы данных творчески были отобраны и расположены ее элементы, она охраняется нормами авторского права как составное произведение (сборник), а у ее составителя, соответственно, появляется набор правомочий автора. Нетворческие базы данных не могут охраняться в качестве объектов авторского права, но их создание (особенно крупных) требует немалых затрат. При этом извлечь из них необходимые данные (а затем использовать их, в том числе и в коммерческих целях) не представляет большого труда. Нормы § 5 гл. 71 ГК позволили ввести охрану для изготовителей и таких баз данных путем предоставления им не авторских, а смежных прав при условии, что база данных включает не менее 10 тыс. элементов.

5. Объектом охраны прав публикатора является то произведение другого автора, с которым он ознакомил общество. Обязательное условие: произведение должно быть неохраняемым. Следовательно, в отношении него уже истек срок действия авторского права, либо оно никогда не охранялось авторским правом. Последнее возможно хотя бы потому, что условия предоставления охраны в разных странах могут различаться (это допускается международными актами).

Условия правовой охраны

Принцип автоматической охраны распространяется на объекты смежных прав, если выполнены следующие условия охраноспособности:

  • объективность существования объекта;
  • правомерность использования иных охраняемых объектов.

Эти условия охраноспособности объектов смежных прав повторяют условия охраноспособности объектов авторского права, за исключением условия творческого характера, поскольку большинство объектов смежных прав не считаются результатом творческого труда, за исключением исполнений.

Однако и для исполнений это условие никак не влияет на охраноспособность, поскольку любое свое действо любой исполнитель считает творчеством.

Несмотря на то что исполнения имеют очень давнюю историю, творческий характер исполнительской деятельности на международном уровне признан лишь в 1996 г. в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Рассмотрим кратко условия охраноспособности объектов смежных прав.

1. Условие объективности существования объекта означает действительное существование объекта смежных прав в некоторый момент времени.

Эта объективность отличается от объективности объектов авторского права, которые должны быть доступны публике без посредничества автора в любой момент времени.

Объекты смежных прав могут существовать в некоторый момент времени в том или ином месте.

Например, «живые» исполнения существуют лишь в определенном временном интервале, как и передачи вещательных организаций и базы данных в компьютерных сетях.

Однако любые исполнения, вещательные передачи, базы данных могут быть записаны на материальные носители и стать доступными публике в любой момент времени, подобно объектам авторского права.

2. Условие правомерности использования иных охраняемых объектов имеет такой же смысл, как и для тех объектов авторского права, которые создаются с использованием других произведений.

Если для объектов авторского права это условие важно лишь для некоторых видов произведений, то для объектов смежных прав — это необходимое условие правоспособности, поскольку в большинстве случаев смежные права являются вторичными, связанными или смежными по отношению к авторскому праву. Вторичность и взаимосвязанность смежных прав, невозможность их существования в большинстве случаев без авторского права означает, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и охраняться только при соблюдении авторского права на произведения, которые воплощаются в объектах смежных прав

Вторичность и взаимосвязанность смежных прав, невозможность их существования в большинстве случаев без авторского права означает, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и охраняться только при соблюдении авторского права на произведения, которые воплощаются в объектах смежных прав.

Более того, если для создания объектов смежных прав используются иные объекты смежных прав, то и в этих случаях должны быть соблюдены права соответствующих субъектов.

Поскольку возникновение смежных прав в большинстве случаев зависит от соблюдения прав иных лиц, то условия возникновения смежных прав определяются правомерностью использования объектов как авторского права, так и смежных прав.

Причем если возникновение смежных прав у исполнителя зависит только от правомерности использования объектов авторского права, то условия возникновения смежных прав производителей фонограмм, организаций вешания, производителей баз данных зависят от правомерности использования как произведений, так и исполнений.

Таким образом:

  • исполнитель может обладать смежными правами при условии соблюдения исключительного права на исполняемое произведение;
  • производитель фонограммы может обладать смежными правами на фонограмму только при получении разрешения авторов и исполнителей для включения в фонограмму исполнений произведений;
  • организация вещания обязана получить разрешение авторов, исполнителей, производителей фонограмм, производителей иных объектов (аудиовизуальных, мультимедийных произведений и т. д.) для того, чтобы иметь право включить их в свою передачу;
  • производитель инвестиционной базы данных обязан получить разрешения правообладателей любых охраняемых объектов, включаемых в ?азу данных.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.