Оглавление
- Краткое предисловие от Евгения Севастьянова
- Образец соглашения о создании служебного произведения
- Что такое служебное произведение, права автора
- Шаг 4. Платить за права
- Комментарий к Ст. 1295 ГК РФ
- Что это — служебное произведение?
- Что будет, если исключительное право не забрать
- Как забрать исключительное право у работника
- Что такое исключительные права
- Способы использования продукта
Краткое предисловие от Евгения Севастьянова
Сколько жареных петухов клюют Вас ежегодно?
Когда у нас принято задумываться о юридических вопросах? Правильно! Когда уже “жареный петух клюнул в голову”.
Готов утверждать, что каждый предприниматель сталкивался с ситуациями, когда отсутствие надлежащим образом оформленных юридических документов приводило к значительным убыткам в бизнесе и стрессам
И что же случилось на этот раз: Очередной менеджер по продажам “смылся” с клиентской базой? Большую часть бизнеса увёл партнёр, пока Вы были в отпуске? Недобросовестный контрагент нашёл “дыры” в вашем договоре и теперь грозится подать в суд? А лучший сотрудник перешёл к конкурентам и наладил выпуск клона продукции, выпускаемой в вашей компании?
Сердечные отношения как хорошая возможность получить неожиданный удар под дых
Сердечные отношения как хорошая возможность получить неожиданный удар под дых
Среди бизнесменов бытует мнение, что главное — это сердечные отношения, а суды все “продажные”, и поэтому бессмысленно соблюдать юридические формальности. На самом деле все три утверждения ложны
. Если все документы оформлены надлежащим образом, то выиграть спор в суде — дело техники.
Вот что я предлагаю делать, желательно, совместно с грамотным юристом:
- провести аудит и составить список юридических рисков в вашем бизнесе;
- расставить приоритеты каждому риску;
- заранее предусмотреть, как предотвратить наступление этих событий и минимизировать от них ущерб; подготовиться заранее, “подстелить соломку”.
В дополнение к вышеперечисленному считаю, что очень важно каждому сотруднику доносить ваши принципы относительно «кому принадлежат служебные произведения» максимально чётко. Мой принцип такой: всё, что создано в рабочее время и по рабочим заданиям — принадлежит моей компании. Кратко рассказываю, как я добиваюсь соблюдения этого принципа в разделе «Безопасность: не ждите покуда грянет гром»
Наличие принципа ни в коем случае не отменяет необходимости соблюдения и юридической стороны
. Кратко рассказываю, как я добиваюсь соблюдения этого принципа в разделе «Безопасность: не ждите покуда грянет гром». Наличие принципа ни в коем случае не отменяет необходимости соблюдения и юридической стороны.
Я понимаю, что многие бизнесмены по-прежнему надеются на “авось”. Поэтому я попросил своего брата, — юриста с 8-ми летним стажем работы начальником юридического отдела крупной компании — поделиться своим опытом с подписчиками блога “Открытой Студии”.
В статье найдёте живые примеры дел из реальной судебной практики
(канцелярщина также встречается — не обессудьте, таковы суровые юристы). И, быть может, именно после этого Вы поймёте, по какому тонкому лезвию ходите каждый день.
Передаю слово Дмитрию
* * *
Азбука начинается с буквы «С»
Образец соглашения о создании служебного произведения
--------------------------------------------------------------------------¬¦ Соглашение ¦¦ о создании служебного произведения N 1 ¦¦ ¦¦г. Москва 8 июня 2011 г.¦¦ ¦¦ Клименкин Олег Павлович, далее именуемый "Работник", и генеральны馦директор Общества с ограниченной ответственностью "Эхо" Пелицын Евлампи馦Вольдемарович, далее именуемый "Работодатель", настоящим Соглашение즦установили следующее: ¦¦ 1. Работодатель поручает Работнику в рамках исполнения егдолжностных обязанностей написать книгу на тему "Особенност覦документального оформления дачного участка в собственность". Объем книг覦- 12 печатных листов. Срок сдачи рукописи - 22 августа 2011 г. ¦¦ 2. Работнику выплачивается вознаграждение в размере 10 000 руб.¦¦(Десять тысяч рублей). ¦¦ Вознаграждение выплачивается однократно с удержанием налогов ⦦соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации н妦позднее пяти дней с момента передачи рукописи в печать с учетом положени馦п. 2 ст. 1295 Гражданского кодекса. ¦¦ Выплата иных дополнительных вознаграждений Работнику н妦предусматривается. ¦¦ 3. Исключительные права на данное служебное произведение принадлежат¦¦Работодателю в полном объеме в отношении использования его любым способо즦(включая воспроизведение (без ограничения тиража); запись в цифрово馦форме, распространение, импорт, прокат, перевод и иную переработку,¦¦практическую реализацию, доведение до всеобщего сведения, включая¦¦использование в открытых и закрытых сетях, включение в базы данных 覦мультимедийную продукцию, регистрацию товарных знаков) и в любой форме нদтерритории Российской Федерации в течение всего срока действия¦¦исключительных прав с правом их передачи полностью или частично, в то즦числе с правом выдачи лицензий любым лицам на условиях, определяемых псобственному усмотрению Работодателя. ¦¦ 4. Работодатель вправе без ограничений распоряжаться принадлежащи즦ему исключительным правом на служебные произведения любым н妦противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, ⦦том числе: ¦¦ - путем его отчуждения по договору другому лицу (договор оᦦотчуждении исключительного права); ¦¦ - предоставления другому лицу права использования результатদинтеллектуальной деятельности в установленных договором пределах¦¦(лицензионный договор). ¦¦ Согласия Работника на такую передачу (предоставление) не требуется. ¦¦ 5. Работник разрешает Работодателю осуществлять обнародовани妦служебных произведений любым способом по усмотрению Работодателя с¦¦указанием имени Работника. ¦¦ 6. Положения настоящего Соглашения вступают в силу и действуют с¦¦момента заключения с Работником Трудового договора. ¦¦ 7. В случае расторжения Трудового договора от 12 января 2011 г. N 123¦¦до подписания акта приемки-передачи служебного произведения настояще妦Соглашение утрачивает силу. ¦¦ 8. В случае расторжения Трудового договора от 12 января 2011 г. N 123¦¦после подписания акта приемки-передачи положения настоящего Соглашения¦¦продолжают действовать. ¦¦ ¦¦ Подписи сторон ¦¦ ¦¦ Работодатель Работник ¦¦ ООО "Эхо", 115533, г. Москва, Клименкин Олег Павлович ¦¦ Пролетарский пр-т, д. 38, 115533, г. Москва, Нагатинская наб.,¦¦ тел. 8-499-612-55-09, д. 12, корп. 1, кв. 19, ¦¦ факс 8-499-612-55-10 паспорт серии 44 98, номер 802654, ¦¦ ИНН 7725678904, выдан ОВД "Сабурово" ¦¦ КПП 772501001, г. Москвы 13.04.2003, ¦¦ р/с 4070281040000012599 ИНН 772524898923, ¦¦ в АКБ "Сладко" г. Москвы, страховое свидетельство ¦¦ к/с 30101810200000000836, обязательного пенсионного ¦¦ БИК 048142836 страхования 025-621-844 46 ¦¦ ¦¦ М.П. Печать ¦¦ ООО ¦¦ "Эхо" ¦¦ ¦¦Пелицын (Е.В. Пелицын) Клименкин (О.П. Клименкин)¦L--------------------------------------------------------------------------
Что такое служебное произведение, права автора
Из статьи 1295 ГК РФ следует, что служебное произведение – это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Таким образом, они создаются по заданию работодателя. И именно работодатель “заказывает музыку” – контролирует процесс создания. В рамках трудового договора он обладает правом поощрять, привлекать к дисциплинарной ответственности и т.п.
Чтобы определить, является ли произведение служебным, необходимо исследовать: относилось ли задание работодателя на создание произведения к трудовым обязанностям работника.
ля того чтобы определить, является ли созданное работником произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, относилось ли задание работодателя к трудовым обязанностям. Если не входило, то даже использование автором для создания произведения материалов работодателя не стане основанием считать произведение служебным. Причем при спорах именно работодатель обязан доказать, что в рамках трудовой деятельности создано именно служебное произведение. Главное доказательство в таком случае – должностная инструкция.
Автор служебного произведения (работник) получает набор личных неимущественных прав:
- авторства (признаваться автором)
- на имя (использовать или разрешать использование произведения под своим именем, псевдонимом, анонимно)
- на вознаграждение
- неприкосновенность произведения
Все эти права принадлежат автору, если иной вариант не предусмотрен трудовым договором или гражданско-правовым соглашением.
Шаг 4. Платить за права
Гражданский кодекс говорит, что работодатель должен платить автору за служебные произведения. В нашем примере, за каждый макет дизайнера.
По закону стоимость определяет компания и сотрудник, поэтому непонятно, сколько платить и как. Вот рубль можно платить или мало? В законе ничего об этом нет.
Постановление Верховного суда: 19.06.15 № 15 и 29.05.06 № 9
Одно из решений — считать, что компания всё выплатила в зарплате. Получается, компания ничего дополнительно не платит, а если начинается суд, говорит, что вознаграждение зашито в зарплату. Проблема в том, что с такой позицией не согласен Верховный суд.
У юристов нет единого совета, как лучше поступать. Самое надежное — составлять отдельный договор на вознаграждение за служебные задания, установить сумму и платить. Но получается, что такой договор надо делать почти для каждого сотрудника, делить фонд зарплаты на саму зарплату и оплату за задания. Это занимает много времени и ресурсов.
Комментарий к Ст. 1295 ГК РФ
1. Статья 1295 ГК РФ регулирует особенности правового режима произведений, созданных работником в соответствии с трудовой функцией и служебным заданием работодателя.
Основанием для квалификации произведения как служебного являются: наличие трудовых отношений между автором и работодателем и отнесение к числу трудовых обязанностей работника создания произведений. В случае возникновения спора относительно того, является ли конкретное произведение служебным, в качестве доказательств рассматриваются трудовые договоры, служебные инструкции, приказы, распоряжения о поручении работнику выполнения конкретного задания — создания произведения. В отсутствие указанных доказательств произведение не признается служебным. Бремя доказывания служебного характера произведения по сложившейся практике возлагается на работодателя.
2. По общему правилу исключительные права на служебное произведение принадлежат работодателю, за автором же сохраняются личные неимущественные права в полном объеме, если трудовым договором или иным договором не предусмотрено иное. В случае если работодатель начнет использовать произведение, у работника возникает право на вознаграждение, которое определяется в соответствии с договором между автором и работодателем. В науке гражданского права и трудового права идет спор о правовой природе указанных договоров, являются ли они трудовыми или гражданско-правовыми. Видится, что несмотря на указание в п. 1 комментируемой статьи на «трудовой договор», соответствующие отношения не входят в предмет трудового права. Прежде всего, исходя из предмета гражданского права, определенного в п. 1 статьи 2 ГК РФ, следует сделать вывод о том, что в данном случае стороны договора (независимо от его наименования) определяют особенности возникновения имущественных гражданских прав — исключительных прав на произведение, права на получение вознаграждения, соответственно, речь идет о правах гражданских, и значит, даже содержащаяся в трудовом договоре норма о распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности также является договорной, гражданско-правовой локальной, а не трудовой нормой. Не случайно Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства об авторском и смежных правах» исключил из подсудности мировых судов споры по поводу служебных произведений, к подсудности которых в соответствии со ст. 23 ГПК РФ отнесены все трудовые споры, за исключением споров о восстановлении на работе и коллективных трудовых споров.
Способ определения вознаграждения, устанавливаемого по соглашению между автором и работодателем, может быть любым: единовременная выплата, процент от продаж и т.д. В случае возникновения спора и разрешения его в судебном порядке представляется, что размер определенного вознаграждения в соответствии с решением суда не может быть менее минимальных ставок авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений, установленного Постановлением Правительства РФ в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 1286 ГК РФ.
3. Автор, создавший служебное произведение, не вправе реализовывать исключительные права и после прекращения трудовых отношений с работодателем. В случае передачи служебного произведения третьему лицу и использования третьим лицом такого произведения, работодатель вправе предъявить требования как к бывшему сотруднику о взыскании суммы неосновательного обогащения по основаниям гл. 60 ГК РФ, в том числе основанные на ничтожности сделки по передаче произведения для использования третьему лицу в размере вознаграждения, полученного автором, так и к незаконному пользователю. Представляется, что более адекватным является предъявление требований к незаконному пользователю с применением положений ст. 1301 ГК РФ, поскольку незаконный пользователь отвечает без учета вины и размер ущерба не подлежит доказыванию.
4. В качестве исключения из общего правила о том, что в случае если исключительные права принадлежат автору, то только последний вправе использовать произведение либо разрешить использование другим лицам, п. 3 комментируемой статьи установлено право работодателя использовать служебное произведение определенными способами, в том числе работодателю предоставлено и неимущественное право автора — обнародовать произведение. Реализация указанных прав является правомерным действием и не влечет за собой возникновения обязанности на стороне работодателя оплатить использование произведения.
Что это — служебное произведение?
Служебным произведением является произведение литературы, искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1295 ГК РФ, п. 39.1 Постановления N 5/29). В качестве служебных произведений могут быть созданы:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.
Для определения того, является ли созданное работником по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо установить, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Но прежде нужно понять, а что такое трудовые отношения и как они возникают.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с требованиями ТК РФ. Вместе с тем из ст. 56 ТК РФ следует, что трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, на основании которого работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя.
Таким образом, если работник создал произведение в рамках трудовых обязанностей, регулируемых трудовым договором (соглашением к договору), то оно является служебным. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное: исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения (п. 39.1 Постановления N 5/29).
Пример 1. Физическое лицо, заключая трудовой договор с работодателем (учреждением культуры), принимается на штатную должность костюмера. Его трудовыми обязанностями согласно трудовому договору является создание костюмов для действующих лиц в спектаклях, тематику которых определяет работодатель. В служебном задании указываются название произведения и краткое описание сюжета, размер и материал. Для его выполнения работодатель предоставляет соответствующее оборудование, организует рабочее место, обеспечивает безопасность труда, то есть создает необходимые условия для реализации работником своей трудовой функции (ст. 22 ТК РФ).
Поскольку работа над художественным продуктом осуществляется в пределах трудового договора и согласно выданному служебному заданию, результат интеллектуальной деятельности костюмера является служебным произведением.
Приведем другой пример.
Пример 2. Режиссер-постановщик, работающий по трудовому договору в драматическом театре, в свободное от основной работы время поставил спектакль «Красная шапочка» в детском театре. Из условий трудового договора, заключенного с драмтеатром, не вытекает, что созданные в свободное от основной работы время произведения также являются служебными для драматического театра.
Таким образом, для драмтеатра постановка спектакля «Красная шапочка» не является служебным произведением.
Или вот еще пример.
Пример 3. Главный бухгалтер дворца культуры в рабочее время, используя писчие принадлежности и компьютер работодателя, придумал сценарий к празднику и продал исключительное право на него дому культуры. Узнав об этом, работодатель стал оспаривать исключительные права на этот сценарий.
Поскольку в трудовые обязанности работника не входило создание произведений, сценарий праздника не является служебным произведением для дворца культуры, поэтому последний не вправе претендовать на исключительное право на него (ст. 1295 ГК РФ).
Что будет, если исключительное право не забрать
Делая творческую работу, сотрудник становится автором её итога. Штатный разработчик написал код — он навсегда его автор. Итог работы закон называет произведением и относит к нему фото, видео, рисунок, текст, программу, музыку. Полный список — в ст. 1225 ГК РФ.
Автор имеет право использовать произведение. А ещё продать или разрешить пользоваться за деньги. То есть продавать программу по лицензии изначально может только разработчик. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.
Чтобы работодатель мог зарабатывать на произведении, у работника выкупают исключительное право. Какой именно пункт проверить в договоре с работником, расскажем ниже. А пока, вот три сценария, когда предприниматель теряет деньги, потому что не купил права.
Сотрудник сам заработает на произведении
Разработчик запустит продажу программы по лицензии и станет вашим конкурентом. Иллюстратор продаст рисунки другому заказчику, и ваш продукт потеряет уникальность. Дизайнер оформит в вашем фирменном стиле личный сайт и переманит покупателей
Неважно, что работник каждый месяц получал зарплату, а работодатель оплатил графический редактор для создания логотипа. Если исключительные права не выкуплены, не поможет даже суд
Вот грустный пример про ошибку работодателя.
Штатный разработчик написал программу для переписки врачей с пациентами Medsenger. Потом уволился и программу унёс с собой. Дальше открыл фирму вместе с двумя коллегами, зарегистрировал программу в Роспатенте и начал продажи.
Работодатель пошёл в суд. Он требовал запрет продажи и компенсацию в 5 000 000 ₽. Программисту он платил зарплату, значит, права выкупил. А готовый продукт получился благодаря всему штату фирмы. Например, название придумал продакт-менеджер.
Но выяснился нюанс, которого хватило, чтобы работодатель проиграл суд. По трудовому договору разработчика брали на создание электронных медкарт, про другие программы речи не было. Формально мессенджер он создал не на работе. Поэтому исключительных прав у работодателя нет.
Работодатель не получит компенсацию за украденное произведение
За скопированные фото и программы без лицензии с нарушителя можно спросить от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Размер компенсации определяет суд — она зависит от ценности произведения. Но в суде спросят: покажите документ, где сказано о покупке прав на произведение? Если окажется, что фирма не купила права, в компенсации откажут.
Представим, что программа Medsenger из предыдущего примера осталась у работодателя. Он успешно зарабатывает на ней. Но выясняется, что программу скопировали конкуренты и теперь тоже неплохо зарабатывают.
Правообладатель оригинальной программы идёт в суд. Просит 5 000 000 ₽ и запрет на торговлю. Но опять всплывает факт, что права не выкуплены. Правообладатель остаётся без компенсации. А вот конкурент без проблем дальше торгует подделкой.
Сотрудник спросит компенсацию с вас
Компенсацию может потребовать и работник. Он автор, и исключительные права никому не продавал. Зарплата не в счёт — это уже говорили. Ещё у сотрудника появится суперспособность запретить вам зарабатывать на произведении.
Если бы программа Medsenger осталась у работодателя, штатные программисты могли отсудить те же 5 000 000 ₽ и запретить дистрибуцию.
Как забрать исключительное право у работника
Произведение штатного работника считается служебным по ст. 1295 ГК РФ.
Выкуп прав на служебное произведение
Хорошая новость в том, что исключительные права работника автоматом переходят работодателю, даже если в трудовом договоре ни слова об этом. Плюс автор соглашается на обнародование: публикацию фотографий на сайте, передачу дизайна заказчику.
Главное, чтобы произведение было итогом трудовых обязанностей. Обязанности работника должны быть прописаны в одном из документов:
— трудовом договоре,
— должностной инструкции,
— техзадании на конкретный проект.
Но если в трудовом договоре написано, что исключительные права не переходят, так оно и будет. Поэтому исправьте формулировки, особенно если творческая работа ваших сотрудников стоит дорого. С новыми работниками заключайте договоры с нужными условиями. Со старыми подпишите допсоглашения к трудовым договорам.
Формулировки для трудового договора
Для надёжности можно прямо указать в трудовом договоре, что работодатель получает исключительные права работника, а работник — вознаграждение за них.
Условие о покупке прав по трудовому договору выглядят примерно так:
А об оплате так:
Передача прав по акту
Для ещё большей подстраховки передачу исключительных оформляют актом. С актом работнику труднее доказать, что программу или фотосет он не продавал.
Три года, чтобы воспользоваться выкупленным произведением
У работодателя есть три года, чтобы начать использовать служебное произведение. Иначе исключительные права вернутся автору. К примеру, если работодатель так и не запустил в продажу ткань с картинками, через три года права снова у штатного художника. Теперь он может продать рисунок снова, хотя уже получил зарплату и авторский гонорар.
Статья актуальна на 28.01.2021
Что такое исключительные права
Что защищают авторские права
Есть закон о защите интеллектуальной собственности — это четвертая статья Гражданского кодекса. Она защищает автора. Мы писали целую статью о том, кто такой автор и какие права под защитой, заглядывайте за подробностями.
Главное, что надо знать — у автора есть исключительные права. Они появляются с момента создания произведения. Дизайнер сохранил макет в Фотошопе — всё, у него исключительные права на макет.
Дизайнер Иван работает в веб-студии «Маркиза».
Иван нарисовал плакат, теперь он может продать его кому угодно, сжечь и развеять пепел над рекой Ганг или подарить.
А может отдать на конкурс и заработать на призе миллион. Если на плакате заработает «Маркиза», она нарушит закон.
Чтобы ничего не нарушать, права надо забрать себе. Подвох в том, что права сами по себе не переходят. Частая ошибка работодателей — думать, что раз они платят зарплату, а дизайнер работает в штате, значит, права автоматически переходят к ним. Это не так.
Не важно сколько получает дизайнер, если нет подходящих документов, права остаются у него. Это плохо
Способы использования продукта
Произведением считаются самые различные продукты интеллектуальной и творческой деятельности. Статья 1259 ГК РФ относит к таким продуктам следующий перечень:
- Любые литературные произведения в прозе и стихах, включая киносценарии и пьесы для театра, мюзиклы и тексты для радиопостановок.
- Уникальные номера хореографии, циркового искусства и пантомимы.
- Все музыкальные произведения и текст, который используется вместе с ними.
- Видео и аудиоконтент (фильмы, ролики, трейлеры, радиопостановки).
- Картины, скульптуры, комиксы, графика, дизайн интерьеров, одежды и т.д.
- Креативные решения в декоративно-прикладной сфере.
- Архитектурные и градостроительные, ландшафтные проекты.
- Фотографии и другие объекты зафиксированной любыми способами реальности (селфи, слайд-шоу и т.д).
- Работы, имеющие научное значение: географические карты, эскизы, планы и т.д.
- Другие произведения.
Понятие «другие» означает, что при желании и необходимости таковым может быть признан любой уникальный продукт интеллектуальной и творческой деятельности с выраженными признаками эксклюзивного авторского креатива.
Справка! Изобретения и рационализаторские предложения, научно-технические разработки регламентируются патентным законодательством.
Таким образом, произведение как продукт может иметь самое широкое применение в разных областях. Каким образом может быть использован каждый отдельный продукт, оговаривается исключительно в условиях договора.
Например, для литературных произведений оговаривается:
- география распространения печатной версии (регион, страна или весь мир);
- возможность перевода на иностранные языки;
- создание сценария и экранизация;
- использование в радиопостановках;
- возможность переуступки другим лицам и т.д.

Эта тема закрыта для публикации ответов.