Председатель конституционного суда российской федерации: порядок назначения, сроки, полномочия и обязанности

Алан-э-Дейл       30.04.2022 г.

Новость подробнее

6 июля 2021 года Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление №32-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

6 июля 2021 года Конституционный Суд РФ защитил интересы малочисленных коренных народов Севера.

Дело о проверке конституционности части 1 ст. 3 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и части 1 ст. 19 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассматривалось в связи с жалобой гражданина Андрея Федоровича Данилова. Постановление ​основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

История вопроса

Андрей Данилов – представитель саамов, одного из коренных малочисленных народов Севера. Он обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области с просьбой разрешить ему охоту в целях ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, но получил отказ. Суды, в которых А.Данилов пытался оспорить это решение, указали, что заявитель трудоустроен и получает стабильный доход, живет в благоустроенной квартире в городе Оленегорске, который не относится к территориям традиционного проживания коренных малочисленных народов, а одна лишь принадлежность к саамам не может служить основанием для предоставления ему права на охоту на особых условиях. Также суды сочли не относящимся к традиционному и образ жизни А.Данилова, несмотря на его занятие традиционным природопользованием – собиранием дикоросов и традиционными ремеслами – изготовлением сувениров, изделий культового и хозяйственного назначения, инвентаря, музыкальных инструментов и строений жилищ национального вида – кувакс. 

Позиция Суда

Требования о необходимости соблюдения мест традиционного проживания и ведения традиционной деятельности для распространения гарантий прав коренных малочисленных народов справедливы и исходят из необходимости сбережения их образа жизни. Однако они могут препятствовать получению этих гарантий тем представителям этноса, кто не живет постоянно на прежних местах, переехал в город (в том числе вынужденно), не может вести исторически сложившийся образ жизни, но при этом сохраняет связь с землей предков, следует их обычаям и передает их будущим поколениям. Такая связь может выражаться в осуществлении традиционной хозяйственной деятельности, к которой, в том числе, относятся  художественные промыслы и народные ремесла, строительство национальных жилищ и пр. Соответственно, жизнь вне мест традиционного проживания и деятельности не свидетельствует о том, что представитель малочисленного народа утратил  данный статус или прервал связь со своим народом и культурой. 

Сложные климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность этих народов требуют особой государственной политики, оберегающей культуру, образ жизни и среду их обитания. Необходимо соблюдать интересы населения, для которого охота не может рассматриваться исключительно как средство жизнеобеспечения и основа существования и должна также пониматься как гарантия сохранения самобытности и культуры. Право на охоту на особых условиях должно учитывать контекст вовлеченности лица в иные проявления традиционного образа жизни.

Законодателю надлежит уточнить основы реализации права на охоту в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления хозяйственной деятельности представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Обязательным элементом должен быть механизм, позволяющий учесть мнение представителей общин.

КС РФ подчеркнул, что данное право на охоту может быть реализовано надлежащим образом лишь при бережном отношении к природным богатствам и к животным и при условии соблюдения правил охоты.

Дело А.Данилова подлежит пересмотру. 

Пресс-служба Конституционного Суда РФ

Деловое свидание, встреча

Первоначально председатель Конституционного суда избирался судьями суда сроком на три года. Однако в 2009 году такие выборы были отменены, а председатель стал назначаться Советом Федерации . Также до 2020 года председателем суда может быть назначен только судья Конституционного суда. В 2020 году это требование было снято.

В настоящее время председатель Конституционного суда назначается Президентом России и назначается Советом Федерации сроком на шесть лет.

По истечении срока полномочий Председатель Конституционного Суда может быть повторно назначен на свою должность. Максимальное количество сроков, в течение которых председатель может занимать должность, не установлено.

На председателя Конституционного суда не распространяется ограничение, согласно которому лицо, достигшее 70-летнего возраста, не может быть судьей.

Состав КС Российской Федерации

До 2020 года в состав суда входило 19 судей, у каждого из которых имелось право принимать решение по разным вопросам, но для этого  требовалось присутствие не меньше 2/3 судей. Но с начала 2020 года внесены существенные изменения, поэтому КС состоял из 15 судей.

После всенародного голосования, которое проходило 1 июля 202 года, в состав КС входит только 11 судей, к которым относится и председатель судебного органа. Но еще 4 судьи продолжают осуществлять полномочия, поскольку они прекращают деятельность исключительно при наличии законных оснований. Не будет происходить назначение новых судей до того момента, пока в составе не останется 11 человек. Уже с 1 ноября осталось только 12 судей.

Список

 Обозначает действующих председателей

Председатель Владение Срок владения Альма-матер Ref.
1 LL.D. Валерий Зорькин (род. 1943) 29 октября 1991 г. — 6 октября 1993 г. 1 год, 342 дня Московский Государственный Университет
LL.D. Николай Витрук (1937–2012) 6 октября 1993 г. — 13 февраля 1995 г. 1 год, 130 дней Томский государственный университет
2 LL.D. Владимир Туманов (1926–2011) 13 февраля 1995 г. — 20 февраля 1997 г. 2 года, 7 дней Институт внешней торговли
3 LL.D. Марат Баглай (род.1931) 20 февраля 1997 г. — 21 февраля 2003 г. 6 лет, 10 дней Ростовский Государственный Университет
4 LL.D. Валерий Зорькин (род. 1943) 21 февраля 2003 г. — действующий президент 17 лет, 290 дней Московский Государственный Университет

Международные связи

    Конституционный Суд Российской Федерации поддерживает связи со значительным числом судебных органов конституционного контроля зарубежных стран. Эти контакты выражаются как в участии Суда в деятельности международных объединений конституционных судов, так и в обмене двусторонними визитами для взаимного изучения опыта осуществления конституционного судопроизводства.     Конституционный Суд Российской Федерации является полноправным членом Всемирной конференции по конституционному правосудию (с 2009 года), Конференции европейских конституционных судов (с 1996 года) и Ассоциации азиатских конституционных судов (с 2011 года), а также одним из учредителей в 1997 году Евразийской ассоциации органов конституционного контроля, ранее – Конференция органов конституционного контроля стран новой демократии, и участником двусторонних соглашений о сотрудничестве с высшими судами Алжира, Болгарии, Венгрии, Израиля, Индонезии, Италии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Монголии, Республики Корея, Таджикистана, Турции и Эфиопии. Среди регулярных форм двустороннего сотрудничества необходимо отметить также участие в Диалоге судей высших судов России и Германии.     Делегации Конституционного Суда Российской Федерации посетили с визитами высшие суды Австрии, Азербайджана, Алжира, Армении, Белоруссии, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Германии, Израиля, Италии, Кипра, КНР, Литвы, Македонии, Марокко, Молдавии, Монголии, Перу, Польши, Португалии, Республики Корея, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Украины, Франции, Хорватии, Черногории, Чехии, Швейцарии, а также Европейский Суд по правам человека.    В свою очередь, Конституционный Суд Российской Федерации принял приглашенные им делегации высших судебных органов Абхазии, Австрии, Азербайджана, Алжира, Армении, Белоруссии, Бразилии, Венгрии, Германии, Израиля, Индонезии, Италии, Казахстана, Киргизии, Кипра, КНР, Македонии, Молдавии, Монголии, Перу, Польши, Португалии, Республики Корея, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Таджикистана, Турции, Украины, Франции, Хорватии, Черногории, Чехии, Швейцарии, Эфиопии, а также Европейского Суда по правам человека.   Представители Конституционного Суда Российской Федерации участвуют в различных международных двусторонних и многосторонних встречах, конференциях, семинарах по проблемам конституционного права и конституционного правосудия. В этих целях, помимо указанных выше стран, они посетили Аргентину, Бразилию, Боснию и Герцеговину, Венесуэлу, Грузию, Египет, Индию, Индонезию, Казахстан, Латвию, Узбекистан, Финляндию, ЮАР.    Конституционным Судом Российской Федерации регулярно проводятся различные международные форумы, в том числе совместно с другими организациями. Среди наиболее крупных мероприятий, прошедших в последние годы, можно отметить Международный Симпозиум по верховенству права (Санкт-Петербург, 2013 год); Международную научно-практическую конференцию «Современный конституционализм: вызовы и перспективы», посвященную 20-летию принятия Конституции Российской Федерации (Санкт-Петербург, 2013 год); Международную конференцию «Совершенствование национальных механизмов имплементации Европейской Конвенции по правам человека», организованную совместно с Советом Европы (Санкт-Петербург, 2015 год); Международную конференцию «Современная конституционная юстиция: вызовы и перспективы», посвященную 25-летнему юбилею деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (Санкт-Петербург, 2016 год); Международную конференцию «Конституционное правосудие: доктрина и практика» (Санкт-Петербург, 2017 год); Международную конференцию «Конституция в эпоху глобальных перемен и задачи конституционного контроля» (Санкт-Петербург, 2018 год) и Международную конференцию Конституционная идентичность и универсальные ценности: искусство соразмерности(Санкт-Петербург, 2019 год), объединившие руководителей и судей конституционных судов и эквивалентных органов всех континентов, представителей национальных органов по защите прав человека и межгосударственных организаций. 

Слухи об упразднении

Регулярно на различных новостных порталах появляется информация об упразднении КС, но она не подтверждается официально. 18 ноября в Госдуме прошло третье чтение относительно закона, на основании которого планируется упразднение Конституционных и уставных судов в регионах РФ.

Данный законопроект №1024648-7 предполагает внесение корректировок в ФЗ «О судебной системе», где приводится информация обо всех судах, функционирующих на территории РФ. Вместо стандартных региональных КС будут организованы советы, работающие при местных законодательных органах.

Закон вступает в силу 28 ноября, а именно через 10 дней после опубликования в открытых источниках. Поэтому с 28 ноября 2020 региональные КС перестают принимать к рассмотрению и производству новые дела. Они обязаны завершить текущие дела. Региональные власти имеют право немного корректировать точную дату упразднения, поскольку учитывается количество оставшихся дел. До упразднения судьи работают в судах, а также сохраняют все гарантии и обеспечение, которое им полагается по закону.

Региональные КС функционируют примерно в 15 регионах страны, к которым относится Санкт-Петербург, Башкирия и Татарстан. Правительство Ингушетии еще ранее планировало упразднить КС, так как деятельность данного судебного органа считалась малоэффективной.

Это обусловлено тем, что суд признал закон о границе с Чечней нарушающим положения Конституции, после чего на всей территории проходили протесты. Люди высказали свое недовольство по поводу того, что с ними не обсуждался данный вопрос.

Полномочия

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде России» Председатель Суда имеет следующие полномочия:

  • руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда России, созывает их и председательствует на них;
  • вносит в Конституционный Суд вопросы для рассмотрения на его заседаниях;
  • представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и делает заявления от его имени в соответствии с полномочиями Конституционного Суда;
  • обеспечивает общее руководство для аппарата Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуру руководителя аппарата и руководителя Секретариата Конституционного Суда, Секретариат, размер и структуру аппарата.

Председатель Конституционного Суда также приносит присягу Президента России . Но это традиция, а не обязанность председателя суда. Конституция или другое федеральное законодательство не требует, чтобы присяга приносилась кем-либо в частности, а просто ее приносил президент.

В каких случаях полномочия судьи Конституционного суда РФ могут быть прекращены?

Исполнение обязанностей судьи приостанавливаются в случае получения судебного решения на лишение его свободы, при заведении на него уголовного дела, а также ввиду его нездоровья и невозможности в связи с этим выполнять обязанности. Полномочия судьи могут быть прекращены при нарушении процедуры, которая производится при назначении на должность, при наступлении предельного возраста семидесяти лет, самостоятельного заявления об отставке, если теряется гражданство страны, при наличии обвинения в совершении уголовного деяния и вынесении в отношении него обвинительного приговора, совершении действий, которые влекут за собой ущерб достоинству и чести лица, при осуществлении занятий, которые недопустимы с занимаемой должностью, отсутствии на заседаниях. Судья лишается своих прав, если не участвует более двух раз подряд в голосовании без уважительных на то причин, становится недееспособным, объявляется умершим или безвестно отсутствующим. При наступлении одного из вышеперечисленных условий президенту страны направляется принятое Конституционным судом представление, служащее уведомлением о наличии освободившейся вакансии.

Статус судей и их ограничения

Конституционный судья независим, что закреплено законодательно. Его статус характеризуется несменяемостью, неприкосновенностью и гарантией прав. Он не может занимать какие-либо ещё государственные и общественные должности, осуществлять предпринимательскую и коммерческую деятельность, за исключением преподавания, науки и другого творчества. Также исключается его принадлежность к политическим партиям и движениям, материальная поддержка, принятие участия в политических акциях и избирательных кампаниях, к тому же он не может публично высказываться по вопросам, которые являются предметом рассмотрения суда.

Принципы деятельности

Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам. К этим принципам относится:

  • Независимость. Во время принятия решения судьи КС должны учитывать исключительно собственные полномочиями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами. Они не имеют право представлять интересы государственных органов, общественных объединений, партий, движений, а также государственных, общественных или частных предприятий. Судьи не могут представлять интересы граждан или компаний, социальных групп или наций. Каждое решение выражает правовую позицию судей на основании требований Конституции, поэтому они не имеют право учитывать собственное мнение, политические пристрастии или вероисповедание. Не допускается какое-либо воздействие на свободу волеизъявления. Судьи не могут пользоваться чужими указаниями, а также вмешательство в их деятельность приводит к привлечению к уголовной ответственности.
  • Коллегиальность. Решение по любому делу, которое рассматривается судьями КС, принимается исключительно коллегиально. Для этого привлекается несколько судей, участвующих в изучении и рассмотрении материалов дела во время проведения судебных заседаний. Для принятия решения требуется не меньше 2/3 судей от общего количества, если осуществляется пленарное заседание. Если же проводится заседание палаты, то требуется присутствие как минимум ¾ от общего состава. Во время расчета кворума не учитываются судьи, которые были отстранены от рассмотрения материалов дела или судьи, у которых по разным причинам приостановлены полномочия.
  • Гласность. Все дела, рассматриваемые КС, рассматриваются исключительно открыто. Поэтому любой человек имеет право присутствовать на заседании. Исключением выступают ситуации, предусмотренные законодательством. Все решения оглашаются публично, причем даже при условии, если они приняты на закрытом заседании.
  • Устность. Все разбирательства, которые проводятся судьями КС, осуществляются в устном виде. Судьи запрашивают от сторон объяснения, прослушивают показания экспертов или свидетелей, а также вслух читают информацию из полученных документов. Оглашению подлежат исключительно документы, которые были представлены суду заранее и касаются рассматриваемого дела.
  • Использование русского языка. Конституционное судопроизводство осуществляется только на русском языке. Если среди участников имеется иностранец, не понимающий по русскому, то он может давать объяснения на родном языке, а также привлекать к разбирательству переводчика.
  • Непрерывность заседаний. По каждому делу проводится непрерывное судебное заседание, поэтому оно может занимать много времени. В качестве исключения выступает время, которое предназначено для отдыха участников заседания или для подготовки к дальнейшей дискуссии. Иногда требуется перерыв для устранения обстоятельств, которые выступают в качестве препятствия для нормального проведения разбирательства.
  • Состязательность и равноправие участников. У каждого участника заседания имеются равные права и привилегии для отстаивания собственных прав и свобод.

Внимание! Одновременно в КС рассматривается только одно дело, поэтому до принятия решения невозможно изучать материалы по другим делам.

Еще по теме 10.2 Численный состав Конституционного суда РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного суда РФ, срок полномочий. Порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного суда РФ:

  1. 10.1. Конституционный суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его место в российской судебной системе. Полномочия и принципы деятельности Конституционного суда РФ
  2. 6.2 Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, его состав, порядок образования и судебные полномочия
  3. 10.4 Председатель Конституционного суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ
  4. 11.1 Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации, его место в судебной системе Российской Федерации. Состав, порядок образования, полномочия этого суда. Юридическое значение принимаемых им решений
  5. 5.4 Полномочия судьи районного суда
  6. 2.2. Изучение нормативных правовых актов, решений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, ознакомление с судебной практикой, методической литературой
  7. 8.5 Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Их состав, порядок формирования, полномочия
  8. 10.5 Аппарат Конституционного Суда РФ
  9. 8.3 Пленум Верховного Суда РФ. Состав, полномочия, порядок формирования Пленума. Разъяснения Пленума по вопросам судебной практики, их значение
  10. 8.7 Заместители председателя Верховного Суда РФ, председатели судебных коллегий. Их полномочия
  11. 9.5.2.1 Президиум, судебные коллегии федерального арбитражного суда округа. Порядок их формирования, компетенция. Судебные составы федерального арбитражного суда округа
  12. 13.4 Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции. Судебный департамент при Верховном суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия
  13. 8.1 Верховный Суд Российской Федерации — судебный орган, возглавляющий системы гражданских и военных судов общей юрисдикции. Состав и структура Верховного Суда РФ. Порядок формирования
  14. Разъяснения Верховного Суда РФ к главе 12 КоАП Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 11.11.2008 г. п. 6.
  15. 2.1.1. , как отрасль публичного права, включает, прежде всего, правовые нормы об основах конституционного строя Российской Федерации, конституционных правах человека и гражданина в Российской Федерации и о федеральных органах власти России.
  16. 6.4 Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, их права и обязанности, порядок назначения на должность. Организация работы и аппарат суда субъекта Российской Федерации
  17. 5.1 Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его состав. Порядок образования. Его полномочия и роль в судебной системе
  18. Конституционное право

Срок назначения судьи Председателя, заместителя председателя и его порядок в Конституционном Суде.

В России из числа судей КС совет федерации под управлением Президента назначают Председателя и заместителя Председателя на шестилетний срок.

Замечание 1

Рассмотрение назначения судьи КС РФ ведется в течение некоторого времени после представления Президента, которое равно четырнадцати дням, Советом Федерации.

Процедура назначаемости судьи КС РФ происходит в индивидуальном порядке при помощи тайного голосования. Кандидат, получивший самое большое количество голосов, становится судьей КС РФ.

Когда освобождается вакансия судьи КС РФ, Президент предоставляет Совету федерации назначение на него в течение месяца.

Присяга принимается в особом порядке судьей КС РФ, который установил Совет Федерации, помогает ему председатель СФ.

Ее содержание подтверждает то, что судья должен выполнять прямые обязанности честно и добросовестно, а Конституция РФ должна стать для него единственной, которой он должен подчиняться.

История появления

Впервые функции КС были возложены на Комитет конституционного надзора СССР еще в 1989 году. С 1991 года начинает функционировать республиканский КС РСФР, деятельность которого регламентировалась законом РСФСР «О КС». На Съезде народных депутатов было избрано 13 судей. До 1993 года представители данного судебного органа занимались урегулированием конституционного кризиса. Для этого судьи вели переговоры с президентом страны и чиновникам Верховного Совета.

В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

Теперь этот орган не может самостоятельно оценивать или рассматривать дела, касающиеся конституционности действий должностных лиц или политических партий. После этого было назначено 6 новых судей. За этот период было рассмотрено около 200 дел, касающихся конституционности принятых законов. Примерно 30 исков было удовлетворено, поэтому неконституционными признавались статьи УПК.

Примерная структура жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации

​​​​

Примерная структура жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации

I. Заявитель (указываются следующие данные о заявителе и его представителе в случае наличия такового):
1. Фамилия, имя, отчество заявителя–гражданина; наименование организации-заявителя;
2. Гражданство;
3. Адрес места жительства гражданина; адрес места нахождения организации;
4. Иные данные о заявителе, если это необходимо для определения заявителя;
5. Фамилия, имя, отчество и адрес представителя заявителя.

II. Наименование и адрес государственного органа, издавшего нормативный акт, конституционность которого обжалуется.

III. Точное наименование, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке нормативном акте.

IV. Нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

V. Конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации.

VI. Описание обстоятельств, свидетельствующих о применении судом обжалуемых норм в конкретном деле заявителя.

VII. Позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации (описание и аргументация предполагаемого нарушения положений Конституции Российской Федерации).

VIII. Требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации.

Дата
.
Личная подпись заявителя-гражданина; подпись представителя организации по должности, печать организации.

Подпись  представителя заявителя  (при его наличии). 

Приложение: 

1. текст обжалуемых норм акта, применением которых были нарушены права заявителя; 

2. судебные решения (копии), подтверждающие применение обжалуемого нормативного акта судом при разрешении конкретного дела и исчерпание всех других внутригосударственных средств судебной защиты;

3. документы,  подтверждающие полномочия представителя: 

для представителя по закону – документ, подтверждающий, что лицо является представителем по закону (свидетельство о рождении, постановление о назначении опекуна);  

для представителя органа или организации по должности – копия документов, подтверждающих замещение им должности, позволяющей выступать от имени органа или организации без доверенности;  копия  учредительных документов организации-заявителя; 

для иного представителя  — доверенность, подтверждающая право представлять доверителя в Конституционном Суде, документы о наличии статуса адвоката или степени кандидата или доктора юридических наук; 

4. документ об уплате государственной пошлины либо ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины (уменьшении  размера, отсрочке/рассрочке уплаты) и документы, подтверждающие основания для такого ходатайства; 

5. одна копия жалобы и  документов, указанных в пунктах 1 – 4. 

 

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.