Понятие налога и сбора

Алан-э-Дейл       02.07.2022 г.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Сравнение налога и сбора

1 Цель поступления в бюджет Не имеет определенного целевого назначения Предназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям
2 Законодательное установление Налог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементы Элементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера.
3 Регулярность уплаты Налог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностью Имеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик
4 Время уплаты Привязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированы Не имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства
5 Окончание платежей Пока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налоги Платится один раз
6 Расчет суммы Зависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготы Сумма зафиксирована и является равной для всех
7 Подход законодателя Вводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подход Для суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу
8 Последствия уплаты Уплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездное Уплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право
9 Последствия неуплаты Принудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларацией Государственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата
10 Форма Исключительно денежная Если законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной

Функции

Функции налогов и сборов, которые следуют из определения и разработаны наукой налогового и финансового права, таковы:

  • фискальная — именно за счет них формируется бюджет и внебюджетные фонды, аккумулируются и формируются доходы государства, необходимые для реализации социально-значимых и экономических программ;
  • распределительная — при помощи этих платежей государство перераспределяет средства и ресурсы из производственной сферы в социальную;
  • стимулирующая — за счет установления определенного порядка взимания этих обязательных платежей государство оказывает влияние на процесс воспроизводства. Практическая реализация этой функции осуществляется за счет введения льгот, различных систем налоговых ставок и вычетов, санкций и преференций;
  • контрольная — заключается в отслеживании правильности уплаты и расчета, своевременности поступлений, так как законодательно устанавливается единый порядок и он должен соблюдаться всеми налогоплательщиками.

Нетрудно заметить, что основная функция — фискальная, остальные являются дополнительными и коррелируют друг с другом, осуществляются одновременно, то есть их разделение носит достаточно условный характер. В науке нет единого мнения относительно этого вопроса, однако чаще всего приводится именно этот список задач, с которым согласны большинство ученых.

Понятие системы налогов и сборов

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой!) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ;
  • могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Отличие системы налогов от налоговой системы.

Анализ гл. 2 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что под системой налогов и сборов законодатель подразумевает совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории Российской Федерации (гл. 2 НК РФ).

На сегодняшний день исчерпывающий перечень налогов и сборов установлен ст. 13–15 НК РФ, а также гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ. Именно в этих статьях поименованы те налоги и сборы, которые могут устанавливаться и вводиться на территории Российской Федерации

Важно подчеркнуть, что элементами системы налогов и сборов являются налоги и сборы, поименованные в законодательстве и имеющие потенциальную возможность быть установленными на территории Российской Федерации

Все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ, несмотря на кажущиеся различия, обладают единством в подходах по их установлению и введению, единой структурой юридического состава, то есть единым набором элементов налогообложения и сборов, единым подходом к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей и, наконец, единым механизмом государственного понуждения, обеспечивающим надлежащую уплату этих налогов и сборов. Все это позволяет судить о системе налогов и сборов не как о наборе не согласованных между собой платежей, а как о взаимосвязанной целостной системе, обладающей определенным строением.

Наряду с понятием «система налогов и сборов» в научной литературе часто используется и понятие «налоговая система». Несмотря на кажущееся сходство терминов «система налогов и сборов» и «налоговая система», смешивать их нельзя. Налоговая система Российской Федерации – это система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм. Система налогов и сборов в различных государствах формируется с учетом территориального устройства, состояния экономики, потребностей бюджета и, наконец, с учетом существующих традиций организации налогообложения в государстве.

Важнейшее значение для типизации налоговой системы государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство. Особенности правовой конструкции системы налогов и сборов во многом определяются национальным и административно-территориальным устройством. По этому основанию можно выделить три типа систем налогов и сборов: федеративных, конфедеративных и унитарных государств.

В Российской Федерации в силу ее федеративного устройства система налогов и сборов формируется по федеративному типу. Названный тип системы базируется на основе налогового федерализма – системы принципов, обеспечивающих оптимальное сочетание единства экономического пространства государства с известной степенью самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Анализируя экономическую сущность налоговой системы, порядок распределения налогового бремени между налогоплательщиками, в мировой практике принято выделять англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную налоговые системы. Вместе с тем в основе такой классификации лежат не особенности правовой регламентации налоговой системы, а экономические условия, формирующие налоговую систему определенным образом.

По этой классификации налоговую систему Российской Федерации можно отнести к латиноамериканской модели, базирующейся прежде всего на косвенных налогах.

Статья 15. Местные налоги и сборы. К местным налогам и сборам относятся:

Налоговым периодом признается календарный год. Для организаций установлено 3 авансовых платежа – по итогам 1, 2 и 3 кварталов.

ООО « » имело два земельных участка кадастровой стоимость 12 000 000 руб. и 5 150 000 руб. Исходя из этих данных земельный налог за период 2008г. составил 75 500 руб.

Итак, общая сумма региональных и местных налогов ООО « » за 2008г. составила 102 131 руб.

3 Совершенствование налоговой системы в части региональных и местных налогов

3.1 Анализ налоговой нагрузки на ООО « »

ООО « » находится на общей системе налогообложения. Следовательно уплачивает в бюджет федеральные, региональные и местные налоги, среди которых:

– Налог на добавленную стоимость;

– Налог на прибыль;

– Налог на доходы физических лиц;

– Единый социальный налог;

– Налог на имущество организаций;

– Транспортный налог;

– Земельный налог.

Расчет с бюджетом по НДС на предприятии ООО « » ведется в соответствии с главой 21 НК РФ. В целях исчисления НДС  используется метод начисления. ООО « » отчитывается по НДС ежеквартально, так как сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета налога в течение квартала не превысила 2 млн руб. в месяц. По данному налогу предприятие льгот не имеет. По данным 2008г. по предприятию начислен НДС к уплате в бюджет в сумме 92 892 руб.

Налог на прибыль начисляется и уплачивается на предприятии в соответствии с главой 25 НК и ПБУ 18/02.

Объектом налогообложения признается прибыль как разница между доходами и расходами, сформированными согласно нормам главы 25 НК РФ.

Налог на прибыль начисляется и уплачивается на предприятии ООО « » в соответствии с главой 25 НК и ПБУ 18/02, при этом формирование суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет, осуществляется поэтапно, путем выявления расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета (постоянные и временные разницы). В результате применения правил ПБУ 18/02 текущий налог на прибыль предприятия в 2008 г. составил 46 796 руб.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Так как ООО « » в данном случае является налоговым агентом, перечисляя сумму НДФЛ за своих работников в бюджет, то в результате 2008г. ООО « » перечислило в бюджет за своих работников сумму НДФЛ равную 58 657 руб.

По Единому социальному налогу объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, являются выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу работников по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Указанные вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не являются объектом налогообложения. По итогам 2008г. ООО « » перечислило в бюджет сумму ЕСН равную 85 265 руб.

Расчеты с бюджетом по налогу на имущество ООО « » осуществляло в соответствии с главой 30 НК РФ и Законом Приморского края от 28.11.2003 №82-КЗ «О налоге на имущество организаций». Налоговая  база  по налогу на имущество определяется  как  среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. По бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия ООО « » за 2008 г. налоговая база составила 149539 руб., сумма налога за налоговый период – 3290 руб.

Транспортный налог является региональным налогом, поэтому устанавливается законами субъектов РФ. Налоговая база по налогу зависит от мощности двигателя транспортного средства в л.с. Как мы уже упоминали ООО « » в настоящее время не имеет

Налоговые режимы

Пересчитывая такое большое количество налогов, можно действительно сильно испугаться или хотя бы удивиться – когда же вы успеваете все платить? Но по факту, на существующих 15 налогов, есть 5 видов специальных режимов, каждый из которых существенно упрощает жизнь.

Безусловно, государство не может позволить себе терять какие-либо средства, просто так снимая обязанности платить налог. Но режимы способны объединить какие-то из них вместе, а некоторые и вовсе обнуляются, переходя в единую, установленную для всех сумму.

Сегодня, предприниматели и ИП могут воспользоваться: общим, упрощенным, единым, единым с/х и патентным видом налогообложения. В целом, система налогообложения довольно систематизирована и открыта.

Стать автором

Стать экспертом

(по Налоговому кодексу РФ).

  1.  Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.
  3. Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.
  4. Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.
  5. Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
  6. Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.
  7. Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.
  8. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
  9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
  10. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.
  11. Принцип единства системы налогов и сборов.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Понятие налоговой системы

Предыстория

Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 де­кабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность нало­гов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

Определение понятия «на­логовая система», существовавшее ранее на легитимной основе, непонятно почему в аналогичной ст. 2 НК было подменено тер­мином «система налогов и сборов».

Заметим, что существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Попробуем подойти к не­му с позиций теории систем.

Система ― множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, причем по крайней мере два эле­мента являются объектами.

В данном ракурсе налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, так называемого процессного подхода, а путем выделения элементов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи.

Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить:

  • два элемента субъектного характера (на­логовые администрации и налогоплательщиков);
  • два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги).

Налоговая система — это основанное на определенных принци­пах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:

  • законодательства о налогах и сборах;
  • совокупности на­логов и сборов (система налогов и сборов);
  • плательщиков налогов и сборов;
  • налоговых адми­нистраций.

Логическим завершением данного определения является оче­видный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов.

В налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных эле­ментов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объект­ным элементам (законодательству, налогам).

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать об­ратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в част­ности обжаловать решения налоговых администраций, через изби­рательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирую­щей функцией налогового платежа — фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налого­вого законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутрисистемных, так и внешнесистемных факторов (воздей­ствий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управле­ния процессом налогообложения:

  • федеральный (на уровне РФ);
  • ре­гиональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, го­родов федерального значения);
  • местный (на уровне муниципальных образований).

Однако, в рамках территориальных образований на уровне субъектов и муни­ципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

Налоги и сборы составляющие налоговую систему РФ, их перечень и порядок установления

Гл. 2 Ст. 12 НК РФ

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов:

1. Федеральные налоги – налоги, которые устанавливаются настоящим кодексом РФ и обязательным к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам относятся:

a. Налог на добавленную стоимость

b. Акцизы

c. НДФЛ

d. Налог на прибыль организации

e. Налог на добычу полезных ископаемых

f. Водный налог

g. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

h. Государственная пошлина

2. Региональные налоги – налоги, которые устанавливаются настоящим кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся:

a. налог на имущество организаций;

b. налог на игорный бизнес;

c. транспортный налог.

3. Местные налоги – налоги, которые устанавливаются настоящим кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих Муниципальных образований.

a. земельный налог;

b. налог на имущество физических лиц.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

  1. Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
  2. Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
  3. Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.

ВАЖНО!
Полный перечень налогов и их виды, принципы налогообложения закреплен в НК РФ, то есть на федеральном уровне. Региональные и местные власти не могут вводить новые обязательства, однако вправе регулировать порядок обложения по отдельным обязательствам (ставки, объекты обложения, льготы, вычеты, отчетные периоды, авансовые расчеты).. Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия

Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Подробнее в статье «Действующая классификация налогов с примерами».

Фискальная система государства: кратко об истории

Налоги и налоговая система РФ на территории нашего государства стали зарождаться довольно давно. Однако структура, наиболее характерная современным реалиям, была организована лишь в 1991 году. В тот момент был принят закон, который так и назывался: «Об основах налоговой системы в России». Данный норматив вводил в действие множество фискальных обременений, таких как НДС, НДФЛ (в то время подоходный налог), акцизы на табак и алкоголь и другие сборы.

Уже в 1998 году была утверждена , а через два года, в 2000, законодатели приняли . Так, стал главной правовой основой налоговой системы РФ Налоговый кодекс. Норматив детально определял порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Преобразования коснулись не только самой налоговой системы страны, но и органов, осуществляющих контроль. Так, в 1990 году была создана Государственная налог. инспекция, на которую были возложены функции по контролю и сбору фискальных платежей. Затем ее переименовали в службу. Но уже 1998 году службу упразднили, а взамен было создано специальное Министерство по налогам и сборам.

Однако и это не последнее изменение. В 2004 году чиновники решили передать бюджетные полномочия в Минфин РФ. Контрольная же функция была передана в ФНС — службу, которая действует и по сей день. Следовательно, единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства финансов России и ФНС.

Реализация на практике

Все теоретические понятия имеют значения при применении их на практике. Что относится к налогам и сборам, определить достаточно просто на основании представленного выше понятия.

В России, например, в этот список также включаются:

  • страховые взносы;
  • акцизы;
  • государственная пошлина.

Приведем таблицу, в которую включены все обязательные платежи в соответствии с уровнями системы налогообложения.

Федеральный уровень

Региональный

Местный

Страховые взносы

Акцизы

НДС

На прибыль организаций

На доходы физлиц (НДФЛ)

Государственная пошлина

На добычу полезных ископаемых

Водный

Сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсов

На имущество организаций

Транспортный

На игорный бизнес

На имущество физлиц

Земельный

Торговый

Следует различать основные понятия в этой отрасли. В России, согласно действующим нормативным актам, все перечисления в бюджет осуществляются на основании определенных принципов и включены в одну систему. Система налогов и сборов и налоговая система — это не одно и то же.

Второе понятие более общее и включает в себя первое. Налоговая система — это система урегулирования нормами законодательных актов общественных взаимоотношений, возникающих по поводу взимания обязательных платежей. Первое же понятие представляет собой совокупность всех обязательных платежей, построенную по определенным принципам.

Принципы построения системы налогов и сборов:

  • принцип единства — основывается на положении о едином экономическом пространстве в РФ, оно не должно нарушаться;
  • принцип подвижности налогообложения — позволяет оперативно изменять одну или некоторые составляющие в целях наибольшей эффективности;
  • принцип стабильности — несмотря на мобильность, система должна быть стабильной и обеспечивать единообразное применение норм на основании законов, которые могут быть приняты только в определенном порядке;
  • принцип трехуровневого построения (уже описан выше);
  • гласность — обеспечивается обязательным опубликованием законов;
  • принцип однократного обложения — никто не обязан перечислять средства дважды по одному основанию.

Таковы основные теоретические положения о системе налогообложения в России. Все понятия и определения можно найти в законодательстве или вывести путем толкования из практики и подзаконных актов.

Общая и особенная части НП

Подобное разделение обусловлено, в первую очередь, разнообразием и спецификой налоговых отношений, а также имущественным характером. Потому налоговое право разделяется на 2 крупные части:

  1. Общую.
  2. Особенную.

В первую часть входят нормы налогового права, закрепляющие:

  • главные принципы;
  • правовые формы и способы в правовом регулировании налоговых отношений;
  • состав налоговой системы;
  • общие условия формирования и введения налогов и сборов;
  • систему госорганов, производящих налоговую деятельность, разграничение их компетенции в этой сфере;
  • основы налогово правового статуса прочих субъектов;
  • формы и способы налогового контроля и пр.

Нормы из общей части действуют во всех налогово-правовых отношениях относительно всех остальных институтов, субинститутов и налогово-правовых норм.

В особенной части НП конкретизируются положения общей его части. Сюда входят нормы, в деталях регламентирующие разновидности налогов и сборов.

Во всем многообразии налогово-правовых норм непременно возникают коллизии/разночтения, однако во всей совокупности они составляют единую систему со своими внутренними закономерностями и тенденциями.

Вывод

Система налогового права на основании действующих налоговых отношений даёт возможность для правильного применения финансово-правовых норм, а потому способствует укреплению законодательства и выполнению НП регулирующей и охранительной функций.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

  • по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

  • законодательство РФ о налогах и сборах;
  • законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;
  • нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

  1. специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;
  2. законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;
  3. федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;
  4. федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;
  5. отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.