Санпин 42-128-4690-88. санитарные правила содержания территорий населенных мест от 05.08.1988 № 4690-88

Алан-э-Дейл       06.05.2022 г.

Ответственность за санитарное содержание территорий населенных мест

6.1. В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении надзор за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также мест общего пользования и пляжей осуществляется органами милиции совместно с органами санитарного надзора.
6.2. Исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются:

  • титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года;
  • нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год;
  • список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств;
  • состав инспекции по охране окружающей среды;
  • мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств;
  • организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.

6.3. Учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны:

  • своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов;
  • проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест;
  • оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники;
  • обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета;
  • принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.

6.4. Предприятиям по уборке следует:

  • своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий;
  • составлять на каждую спецмашину маршрутные графики со схемой движения;
  • корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями;
  • обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков;
  • в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю.

6.5. Специалисты учреждений санэпидслужбы должны обеспечивать выполнение следующих задач:

  • участвовать в подготовке проектов решений исполкомов местных Советов народных депутатов по организации санитарной очистки в населенном пункте;
  • рассматривать и согласовывать материалы по размещению и проектированию полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, схемы санитарной очистки городов и др.;
  • изучать и анализировать заболеваемость населения в связи с санитарным состоянием населенных мест;
  • давать предложения руководителям органов жилищно-коммунального хозяйства о проведении рейдов проверки чистоты и уборки территории в зависимости от эпидемической ситуации;
  • проводить один раз в год, а при необходимости и чаще, инструктажи и занятия по санитарному минимуму для специалистов жилищных органов и предприятий по организации системы сбора, удаления и вывоза отходов, с учетом эпидемической ситуации;
  • проводить обучение общественных санитарных инспекторов в соответствии с планом, создавать советы общественных санитарных инспекторов и руководить их работой.

6.6. При организации планово-регулярной уборки территории населенных мест следует руководствоваться:

  • Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. М., ОНТИ АКХ, 1982;
  • Инструкцией по организации и технологии механизированной уборки территорий населенных мест. М., Стройиздат, 1980;
  • Ветеринарно-санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и использовании их для корма скота. М., МСХ СССР, 1970.

Главный государственный санитарный врач СССР,
Заместитель министра
здравоохранения СССР А.И.Кондрусев

——————————————————————————————*1. СниП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» (утверждены Госстроем СССР).
*2. «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила)» N 3183-84 (утвержден Главным госсанврачом СССР 29 декабря 1984 г.).

Выбор расположения

Санитарные организации строго отслеживают расстояние от выгребной ямы до фасада жилых и нежилых помещений, а также колодцев и других водоемов на участке. Разработаны специальные нормы, в которых указаны стандартные требования. Они прописаны в Санитарных правилах содержания населенных территорий № 42-128-4690-88 и СНиП 30-02-97:

Минимальное допустимое расстояние от фасада жилого дома – 15 метров

Обратите внимание, что если подвал превышает площадь здания, то отсчет ведется от подвальной стены;
От нежилых помещений и построек, расположенных на другом участке должно выдерживаться 10 метров или более (по возможности). Если эти нормы не выдержаны, то владелец соседнего участка имеет право подать в суд

В качестве наказания предусмотрены штрафные санкции;
Если на участке есть колодец или скважина, то от них выдерживается расстояние 20 метров. Здесь нормы расходятся, т. к., метраж зависит от уровня грунтовых вод. Чем он выше – тем больше расстояние. Если местность болотистая, то выгребную яму не допускается обустраивать. При этом, на песке минимальное допустимое расстояние – 50 метров. Это обусловлено большой пропускной способностью песка;
От дороги, забора должно быть не меньше 1 метра.

Схема расположения выгребной ямы

Вне зависимости от расстояния, перед началом подготовки котлована, рассчитывается его глубина. Нижняя граница ямы должна находиться на 50% ниже уровня питьевой грунтовой воды. Эти сведения можно получить в местной геологической организации.

Допустимые нормы глубины

Здесь:

  • 1 – верхний слой грунта (чернозем);
  • 2 – щебневая засыпка котлована для уплотнения;
  • 3 – стоки;
  • 4 – щебневая подушка на дне ямы.

Особенности подводок для газа

При подключении газовых плит, колонок и других видов оборудования также используют гибкие подводки. В отличие от моделей для воды они имеют желтый цвет и не проходят проверку на экологическую безопасность. Для фиксации используется концевая стальная или алюминиевая арматура. Различают следующие виды приспособлений для подключения газовых приборов:

  • шланги из ПВХ, которые армированы полиэфирной нитью;
  • из синтетической резины с оплеткой из нержавеющей стали;
  • сильфонные, выполненные в виде гофрированной трубки из нержавеющей стали.

Холдинг «Сантехкомплект» предлагает инженерное оборудование, арматуру, сантехнику и приспособления для ее подключения к коммуникациям. Ассортимент представлен изделиями и материалами известных зарубежных и отечественных производителей. При оптовых закупках действуют скидки, а качество продукции подтверждено сертификатами установленного образца. Для информационной поддержки и помощи за каждым клиентом закрепляется личный менеджер. Возможность оформления доставки в пределах Москвы и в другие регионы РФ позволяет оперативно получить приобретенный товар без лишних хлопот.

3. Обезвреживание отходов

3.1. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

3.2. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы — на сливные станции или поля ассенизации.

Промышленные, неутилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов*. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

___________

* 1. СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» (утверждены Госстроем СССР) 2. «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила)» № 3183-84 (утвержден Главным госсанврачом СССР 29 декабря 1984 г.).

3.3. На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Работы на полигоне следует вести в полном соответствии с Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, согласованной с Минздравом СССР и утвержденной Минжилкомхозом РСФСР в 1981 г.

3.4. Отведенные для полигонов (свалок) участки должны отвечать следующим основным требованиям:

территория участка должна быть доступна воздействию солнечных лучей и ветра;

уровень грунтовых вод должен быть не ближе 1 м от основания полигона; при более высоком уровне грунтовых вод необходимо устройство дренажа или водоотвода;

не допускается расположение участка на берегах рек, прудов, открытых водоемов и в местах, затопляемых паводковыми водами.

3.5. Все помещения сливных станций должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Полы производственных помещений должны быть водонепроницаемыми и иметь уклоны, обеспечивающие сток жидкости в приямок. Полы следует регулярно промывать водой и содержать в чистоте. Бытовые и административные помещения должны иметь обособленный от производственных помещений вход.

Общие положения

1.1. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».
1.2. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
1.3. Для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин, бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов.
Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.
1.4. Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
1.5. Планово-регулярная или заявочная система очистки должна осуществляться транспортными предприятиями системы Минжилкомхоза или ведомственного специального автотранспорта аналогичного предназначения.
1.6. В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию.
1.7. Мощность автотранспортных предприятий определяется органами коммунального хозяйства с учетом фактического развития жилого фонда, исправности автотранспорта и других местных условий конкретного населенного пункта.
1.8. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.
1.9. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств, необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.
1.10. Каждый рейс автомашины должен отмечаться в путевом листе администрацией полигона по складированию бытовых отходов.
1.11. При осуществлении удаления отходов методом «самовывоза» должна применяться талонная система.
1.12. Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.
1.13. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается.
1.14. Площадки для строительства мусороперегрузочных станций должны отводиться на промышленно-складских территориях или окраинах городов с санитарно-защитными зонами от жилых и общественных зданий не менее 100 м.

Распространенные нарушения установки канализации в частном доме

Несоблюдение санитарных зон – довольно распространенная ошибка, которую «закладывают» еще на этапе
проектирования инженерной сети.

На ограниченной территории частного домовладения располагают не только очистные сооружения, но и устройства водоснабжения. В таких случаях обеспечить нормативные требования санитарных зон не так-то и просто.

При использовании недостаточно защищенных подземных вод, охранный пояс должен составлять не менее 20 метров – трудновыполнимая задача, при условии устройства на этом же участке еще и индивидуальных канализационных систем. Из-за данных ограничений нередко возникают нарушения, выявляемые СЭС.

К расстоянию от выгребных ям до инженерных коммуникаций имеются такие требования:

  • От водопровода, сделанного из асбестоцементных труб, до септиков и сливных ям должно быть расстояние не менее 5 метров.
  • До газовых труб должно быть расстояние не менее 5 метров.
  • Также учитывайте требования:
  • Применяемые при обустройстве отстойников стройматериалы (кирпичи, доски, блоки) должны отличаться плотностью.
  • При использовании чугунных труб диаметром не более 200 мм – 1,5 метра.
  • При наличии труб из чугуна диаметром более 200 мм – 3 метра.
  • Нельзя допускать, чтобы стоки находились выше отметки в 35 см от поверхности грунта, так как могут возникнуть негативные последствия.
  • Расстояние от септика до летней кухни должно быть более 5 метров.
  • В том случае, когда суточный объем стоков достигает 8 кубометров, дистанцию следует увеличить до 8 метров.
  • Если водосток в сутки равен 3 кубам, то трубы необходимо располагать как можно ближе к грунтовым водам на расстоянии в 40-50 метров.
  • Трубы обычно монтируют вверх, относительно течения подземных вод.
  • В случае, когда рядом с частным домовладением находится артезианский источник, то расстояние от скважины до выгребной ямы должно быть не менее 20 метров.
  • Когда частный дом располагается недалеко от школы или детского дошкольного учреждения, тогда расстояние должно составлять не менее 20 метров.
  •  Общее правило для всех частных домовладений – выгребная яма должна располагаться так, чтобы расстояние от колодца до ямы составляло 50 метров.
  •  Расстояние от границы земельного участка до ямы — не менее 1,5 метра.

В том случае, когда у домовладельцев нет возможности соблюдать расстояние сливной ямы от дома и источников питьевой воды, специалисты рекомендуют делать колодцы или каптажи одновременно для нескольких домов. При этом необходимо соблюдать 2,5-5 метра отступа от запрещенных зон.

Также учитывайте, что на территории РФ, вне зависимости от региона проживания, действуют требования СанПиН 42-128-4690-88 для выгребных ям. Заметьте, когда в частном доме отсутствует централизованная канализационная система, то разрешается расположение выгребной ямы на земельном участке. Главное требование к такой яме — водонепроницаемость. При возникновении вопросов относительно обустройства выгребной ямы, владельцу загородной недвижимости следует обращаться в местные административные органы власти.

Перечислим, какие требования для септиков действуют в России.

Минимальные расстояния от септика до ближайших объектов должны составлять:

  • До жилого дома – 5 метров.
  •  До границы участка — 4 метра.
  • До подземной газопроводной трубы — 5 метров.
  •  До водоема со стоячей водой (например, озеро, пруд) – 30 метров.
  • До проточного водоема (например, реки, ручья) — 10 метров.
  •  До колодца с питьевой водой – 50 метров.
  • До деревьев – 3 метра.
  • До кустарников – 1 метр.
  • До края дороги – 5 метров.
  •  До соседского забора — 2 метра,
  • До забора, который огораживает участок от проезжей части, — не менее 5 метров.

Как правило, 5-7 метров — самое оптимальное расстояние от частного дома до септика. Учитывайте, чем дальше находится септик от дома, тем сложнее будет бороться в дальнейшем с засорами. Главный документ, который содержит основные требования по строительству септиков – СНиП №2.04.03-85. Он содержит главные нюансы по строительству наружных сетей канализации и локальных очистных сооружений

Также обратите внимание на СанПиН №2.1.5.980-00. В нем прописаны расстояния от очистного устройства до других объектов на участке

Кроме того, там вы найдете нормы, регулирующие границы охранных и санитарных зон вокруг поверхностных водных объектов. А СанПиН номер 2.2.1/2.1.1.1200-03 гарантирует санитарно-защитный контроль всех объектов, которые могут нанести угрозу окружающей среде.

СанПин: эксплуатация выгребной ямы

В нормах и правилах по выгребным ямам также указаны определенные стандарты по ухода за стоками. Независимо от типа помойного стока, его 2 раза в год нужно очищать стерилизующими смесями. Это делается после ассенизаторской чистки, чтобы была возможность на некоторое полностью нейтрализовать действие болезнетворных бактерий.

Для стерилизации используется специальный химический раствор на основе кислоты, щадящие соединения или самодельные смеси. Категорически запрещено применять хлористую известь в чистом виде. При смешении с водой или другими химическими веществами, она выделяет опасный газ. Он не имеет запаха, но способен стать причиной сильнейшего отравления и ожога верхних дыхательных путей.

Смеси для стерилизации

Для домашнего самостоятельного обслуживания используется смесь, в которую входит:

  1. Хлорная известь;
  2. Креолин;
  3. Нафтализол и некоторые другие соединения.

Каждые две недели обязательно проводится чистка, а каждый сезон осмотр выгребного резервуара. Яма может очищаться самостоятельно, при помощи ассенизаторской машины или очищаться биоактиваторами.

  1. При самостоятельной очистке в резервуар устанавливается дренажный или фекальный насос, который выкачивает отходы в цистерну для дальнейшей утилизации. После осушения стока, его стенки очищаются от наростов и ила железными щетками, сама яма промывается чистой водой;
  2. В ассенизаторской чистке работа выполняется специальной машиной, которая оборудована цистерной и насосом. Шланг от насоса опускается в сток и производится выкачка. Для того, чтобы была возможность провести машинную очистку, глубина резервуара должна быть менее 3 метров;

    Процесс ассенизаторской чистки

  3. Наиболее удобными считаются биоактиваторы. При постоянном использовании они решают проблему потребности ассенизаторской чистки, заражения грунта, неприятного запаха и т. д. Здесь в сток помещают активные микроорганизмы, которые перерабатывают отходы в продукты, безопасные для окружающей среды. Многие хозяева частных домов в дальнейшем используют эти жидкие продукты в качестве удобрений. Вместо биологических активаторов можно использовать химические реагенты, но они разъедают пластик и металл.

1. Общие положения

1.1. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

1.2. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

1.3. Для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин, бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов.

Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.

1.4. Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

1.5. Планово-регулярная или заявочная система очистки должна осуществляться транспортными предприятиями системы Минжилкомхоза или ведомственного специального автотранспорта аналогичного предназначения.

1.6. В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию.

1.7. Мощность автотранспортных предприятий определяется органами коммунального хозяйства с учетом фактического развития жилого фонда, исправности автотранспорта и других местных условий конкретного населенного пункта.

1.8. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.

1.9. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств, необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.

1.10. Каждый рейс автомашины должен отмечаться в путевом листе администрацией полигона по складированию бытовых отходов.

1.11. При осуществлении удаления отходов методом «самовывоза» должна применяться талонная система.

1.12. Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладении не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.

1.13. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается.

1.14. Площадки для строительства мусороперегрузочных станций должны отводиться на промышленно-складских территориях или окраинах городов с санитарно-защитными зонами от жилых и общественных зданий не менее 100 м.

Штрафы за нарушения

За любые нарушения строительства или эксплуатации выгребной ямы законодательством Российской Федерации предусматривается штраф.

При этом его размер будет зависеть от серьезности нарушения, а также от количества ранее зафиксированных случаев игнорирования нормативных документов.

Схема суточного объёма стоков

Например, нормы предусматривают, что яма с фильтрующим дном может быть обустроена только в том случае, если суточный объем стоков не превышает 1 м3.

В противном случае хозяину земельного участка грозит штраф.

Его размер определит суд, потому как именно в судебном порядке будет решаться вопрос избрания меры наказания.

Но, следует понимать, что это серьезное нарушение экологических норм, поэтому размер штрафа может достичь нескольких тысяч рублей.

Колодец с фильтрующим дном

Если же жалоба поступила от соседей, обнаружен единичный факт нарушения правил эксплуатации выгребной ямы, то владельцу первым делом будет выписано предупреждение с настоятельной рекомендацией устранить проблему.

Если санитарные нормы эксплуатации выгребной ямы будут нарушаться и далее, есть риск получить штраф. Максимальный штраф за выгребную яму без дна составляет 500руб. (согласно КоАП РФ, Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

При этом его размеры могут увеличиваться, особенно в тех случаях, когда владелец частного участка игнорирует предупреждения и штрафные санкции не первый раз.

Нужно следить за состоянием выгребной ямы

Помимо штрафа, который может достигать 500 рублей, суд может обязать переделать, перенести сливную яму или полностью ее устранить.

Это актуально в тех случаях, когда нарушено расстояние выгребной ямы от соседей по СНиП.

Ввиду этого, строительство лучше изначально проводить с учетом всех норм и расстояний.

Расположение выгребной ямы, схема

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.