Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Алан-э-Дейл       05.05.2022 г.

Юридическая сторона вопроса

Среди норм, посредством которых осуществляется регулирование общественных отношений, особое место занимают те, контроль над исполнением которых берут на себя правоохранительные и иные госорганы. Такие нормы устанавливают особенности ответственности несовершеннолетних, совершивших проступки, предусмотренные УК, ГК и КоАП. Правила поведения для всех граждан, в том числе не достигших 18-ти лет, фиксируются, таким образом, в законодательных актах. Ими регламентируется правовая ответственность несовершеннолетних. Юридические нормы обязательны для исполнения всеми, они охраняются государством. Их соблюдение способствует установлению порядка в обществе. Именно поэтому особую нетерпимость вызывают различные отклонения граждан, не достигших 18-ти лет, от установленных предписаний.

В каком порядке происходят разбирательства

Рассматривание дел, в которых присутствуют участники, не достигшие 18 лет, имеют свои определенные нюансы.

Правомочными органами выполняется:

  • устанавливается, определяется характер, было ли совершение правонарушения
  • идентифицируется человек как основное действующее лицо
  • выясняются отягчающие или облегчающие обстоятельства в деле
  • определяются данные его личностной характеристики
  • имущественные положения
  • учитывают заботу родителей
  • рассматривают вопрос с его занятостью учебой
  • насколько нарушитель обеспечен обязательными документами
  • привлекаются законные представители

Административные производства не носят состязательных характеров с присутствием профессиональных защитников, но их привлечение не возбраняется. Возможно проведение заседаний со свидетелями, экспертами, психологами, переводчиками.

По определённым срокам, в пределах 15 суток, должны рассмотреть все данные по правонарушению и вынести решение относительно наказания или оправдания, оно подлежит обжалованию в течение 10 дней.

Мотивации подростков

Каким образом подростки встают на преступный путь? Зачастую тяга к нарушению закона формируется на основании обычной лени, недисциплинированности, отсутствия желания исполнять простые просьбы и рекомендации взрослых. Следствием плохой успеваемости становится обеднение знаний, навыков, умений. Ученик начинает заметно отставать от одноклассников. Вследствие этого портятся отношения с ними. Чтобы как-то компенсировать дефицит общения, подросток ищет таких же, как он, «отстающих». В результате начинают формироваться группы недисциплинированных учеников, которые во взрослой среде принято называть «трудными». Дети начинают прогуливать школу, заниматься вымогательством, кражами. Вырастая, некоторые из них решают прекратить все эти занятия, стараются стать полезными для общества. Другие же, наоборот, продолжают вращаться в преступном мире, расширяя диапазон и опасность своих деяний.

Воспитательные меры

Несовершеннолетние, совершившие противоправные действия, могут быть переданы под надзор их родителей либо лиц, заменяющих их. За подростком может быть также установлено наблюдение общественного объединения либо трудового коллектива с их согласия. В особых случаях ответственность несовершеннолетнего наступает в виде направления его в лечебно-воспитательное заведение, за исключением профилакториев для больных наркоманией. Злостные нарушители общественного порядка или граждане, совершающие особо опасные проступки, могут быть помещены специальные учреждения. Несовершеннолетние 11-14 лет направляются в спецшколы, 14-18-ти лет – в профессионально-технические спецучилища. Данная мера может быть установлена КДН условно с испытательным сроком в 1 год. Городские (районные) Комиссии могут обращаться в органы попечительства и опеки с предложениями о лишении несовершеннолетних прав самостоятельно распоряжаться собственной стипендией или заработком.

Каков возраст привлечения к административной ответственности?

6546

Каков возраст привлечения к административной ответственности?

К административной ответственности может быть привлечено лицо, которое к моменту совершения административного правонарушения достигло возраста 16-ти лет. К моменту достижения этого возраста у несовершеннолетних лиц уже есть паспорт, так как его обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются — граждане), достигшие 14-летнего возраста (Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828).

Достижение возраста 16-ти лет не говорит о наступлении совершеннолетия, поскольку способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-ти летнего возраста.

В связи с этим КоАП РФ предоставляет лицам, не достигшим возраста 18-ти лет, некоторые послабления. Так, в отношении несовершеннолетних КоАП РФ предусматривает, что:

а) совершение такими лицами административного правонарушения признается обстоятельством, которое смягчает ответственность;

б) в отношении этих лиц не может применяться такой вид административного наказания как административный арест.

В соответствии со ст. 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от 16-ти до 18-ти лет, отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Исключение составляют дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), и дела о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом).

Поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи (п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ);

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16-ти до 18-ти лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ).

К таким мерам могут относиться меры воспитательного воздействия или помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

назад
вперёд

Административная ответственность за одно правонарушение и должностного и юридического лица

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение лица физического. Равно привлечение к административной (уголовной) ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение юридического лица. Другими словами, по одному и тому же факту выявленных нарушений в деятельности юридического лица допускается привлечение к административной ответственности должностного лица (например, руководителя) соответствующего предприятия, организации.

Пример. Организация (общество) Управлением Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности  по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию  в виде административного штрафа. Управлением установлено, что в нарушение положений статьи 16 закона о защите прав потребителей в договор с гражданином-потребителем включены условия, нарушающие его права.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридического лица (организации) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение должностного лица (например, руководителя данной организации).

Выбор меры административного наказания к юридическому и должностному лицу

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

«При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности».

В каком порядке привлекаются

В юриспруденции существует, кроме возрастных ограничений и возможности отвечать за свои поступки, правосубъективность, разделенная на понятия в которых выясняется:

  • способен ли человек действовать на основании своих прав
  • возможности людей сознательно существовать, критерием этого является дееспособность конкретных лиц

Растущий уровень совершенных преступлений, обладание способностью осознать свои деяния, какую опасность они представляют в общественных отношениях, позволили законодателям определить, с какого возраста можно человека привлекать за нарушения.

Должны соблюдаться следующие правила:

  • административная ответственность может наступить при минимальном возрасте в 16 лет
  • граждане, кому нет восемнадцати, могут быть освобождены от юридических преследований

Правомочным учреждением на основании федерального законодательства, возможно проявления снисхождения к несовершеннолетнему с выбранной мерой пресечения.

Решаются подобные вопросы соответствующей комиссией на уровне властей:

  • общефедеральных
  • субъективных

Если квалификация уголовных дел и осуществление правосудия проходит согласно единого кодекса, регионы наделены правом вносить свои корректирующие нововведения в административные решения, если они не противоречат закону. Когда нарушитель не достиг совершеннолетия, рассмотрение его проступка может проходить на уровнях любой комиссии.

Административная юрисдикция вправе в этом случае выдвигать в качестве субъектов учреждения с правомочиями:

  • исполнительной власти
  • коллегиальных органов
  • комиссий, работающих с делами граждан, не достигших совершеннолетия
  • мировых судов

Иногда в судебных инстанциях приходится рассматривать дела с административным направлением, где минимум принадлежит к фигурантам несовершеннолетним. Следует отметить, что после вынесенного определения по административному правонарушению, не зависимо, каким должностным лицом оно вынесено не будет осуществляться отметка, что лицо было судимо.

Исключения

Административная ответственность не наступает:

  • В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Общественная польза намного превышает над вредом и действие, при этом условии, не является противоправным.
  • Если деяние влечет за собой наступление уголовной ответственности (например, физический ущерб).
  • В случае, если лицо не может отдавать отчет своим действиям вследствие того или иного болезненного состояния.
  • При недостижении правонарушителя возраста административной ответственности(шестнадцати лет).

К несовершеннолетним могут применяться дальнейшие меры воздействия:

  • Принуждение публично извиниться перед потерпевшим. Данная мера уместна, если правонарушение было незначительно и несовершеннолетний, который будет привлекаться по таким деяниям, полностью сожалеет и раскаивается. Извинение может быть принесено публично, на заседании комиссии либо при личном разговоре.
  • Вынесения предупреждения. Несовершеннолетнего в письменном виде предупреждают о всевозможных наказаниях в случае продолжении подобного поведения.
  • Вынесения выговора. Выговор может быть как обычным, так и строгим. Данное постановление отправляется по месту учебы или работы несовершеннолетнего. Действует на протяжении года, после чего снимается, в случае отсутствия продолжения неправомерного поведения.
  • Наложение штрафа. Этот вид воздействия используется только при условии, что подросток, которого будут привлекать к ответственности, получает собственную стипендию либо зарплату.
  • Возмещение принесенного ущерба. Опять же уместно относительно работающих несовершеннолетних и вдобавок, сумма конретного ущерба не должна превышать половины минимального оклада.
  • Установление над несовершеннолетним наблюдения родителей, трудового коллектива, общественной организации с их согласия.
  • Направление в ПТУ. Сама суровая мера. Задействуют её только при регулярных нарушениях правопорядка, когда прошлые меры не дали никакого результата. Также больные наркоманией подлежат направлению в специальные лечебные учреждения.Данное направление является принудительным, так как решение принимает только комиссия о делах несовершеннолетних. Подобные дела рассматриваются только с участием прокурора. Согласие родителей при этом не требуется.

https://youtube.com/watch?v=EMD-w4DI4g8

Ответственность и наказание

Наказание за административные проступки в отличие от деяний, зафиксированных в уголовном кодексе, является предупредительной, а не карательной мерой воздействия. К ответственности, согласно законодательству, могут быть привлечены лица старше 16 лет вне зависимости от гражданства, социального положения, рода деятельности или других факторов. Если правонарушитель не достиг соответствующего возраста, ответственность за его действия ложится на плечи родителей или законных опекунов.

Наиболее распространенное наказание за мелкие и средние административные проступки — штраф

Существует несколько видов наказания, причем конкретные санкции определяются в зависимости от тяжести проступка, степени вины гражданина и последствий его деяний.

  1. Предупреждение. Самый легкий вид наказания, которое по сути представляет собой выговор и предупреждение о том, что при повторном проступке к гражданину будут применены более строгие меры. Выносится в форме документа с подписью и печатью должностного органа.
  2. Штраф. Наиболее распространенный вид санкций за большинство правонарушений – с виновного стягивается определенная сумма, которая идет в пользу государства. Сумма штрафных санкций прописывается в законе, но может меняться и устанавливаться в индивидуальном порядке.
  3. Конфискация. Конфискации подлежит предмет или орудие, с помощью которого был совершен проступок. Подобное наказание назначается исключительно в судебном порядке.
  4. Лишение определенных прав. Обычно этот вид наказания распространяется на автовладельцев, которые нарушают правила дорожного движения – они подлежат лишению водительского удостоверения на определенный срок.
  5. Арест. Задержание и временное лишение свободы гражданина, совершившего правонарушение, назначается судом, а максимальный срок изоляции обычно составляет 15 суток.
  6. Общественные работы. Правонарушителя, совершившего административный проступок, могут привлечь к выполнению общественно полезных работ во время, свободное от основной деятельности.
  7. Выдворение. Иностранцы, которые находятся на территории РФ нелегально или нарушают законодательство страны, могут быть выдворены за ее пределы.
  8. Приостановление деятельности. Наказание, которое касается лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – за административные проступки их могут лишить возможности работать на срок не более 3 месяцев.

Максимальный срок административного ареста составляет 15 суток, но в некоторых случаях он может быть продлен

Если проступок был незначительным и не повлек за собой каких-либо неприятных последствий, наказание может отсутствовать – в таких случаях должностные лица обычно ограничиваются устным предупреждением или беседой. Следует отметить, что в законодательство регулярно вносятся изменения, поэтому наказание за определенный проступок и срок давности могут меняться.

Административный штраф

Основные моменты

Прежде чем приступить к рассмотрению основного вопроса изначально рекомендуется ознакомиться с базовыми теоретическими сведениями и российским законодательством.

Благодаря этому можно исключить вероятность попадания несовершеннолетних лиц и их родителей либо опекунов в различные неловкие ситуации.

Необходимые термины

Территориальные органы социальной защиты, в области профилактики безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних подростков, уже в персональном порядке осуществляют проверку по отношению к родителям потенциальных правонарушителей. Подобные семьи обязательно должны состоять на соответствующем учете.

В первичные обязательства родителей обязательно по законодательству России входят такие области ответственности за своих несовершеннолетних детей, как:

Воспитание детей и наличие осведомленности Относительно его месторасположения и увлечениях
Предоставление свободного доступа К получению образования
Дача достойного материального обеспечения
Подача персонального примера Формирование здравого психологического климата в кругу семьи и отсутствие факта жестокого обращения с детьми

В случае обнаружения правонарушений по заданным критериям, территориальный орган социальной защиты должен принять решение относительно инициации процедуры лишения родительских прав (в качестве вынужденной меры).

По завершению проверки родителей могут привлечь к ответственности на основании ст. 5.35 КоАП РФ.
Российским законодательством предусмотрена ответственность для родителей и в том случае, когда их несовершеннолетний ребенок был пойман в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения.

Биологические родители либо законные представители ребенка обязательно несут ответственность согласно ст. 20.22 КоАП РФ.

Дела детей, которые не достигли совершеннолетнего возраста, могут быть изучены в специальных комиссиях различного уровня.

Причем самими субъектами административной юрисдикции согласно российскому законодательству могут быть:

Территориальные органы Исполнительной власти
Коллегиальные органы Наиболее распространены в случае изучения правонарушений несовершеннолетними детьми
Комиссия по делам несовершеннолетних детей
Судебные органы В данном случае речь может идти исключительно и мировых судьях

Будет ошибочно полагать, что судебные органы не занимаются изучением административных дел, и это считается ключевой особенностью и различием от уголовных типов правонарушений.

Как показывает практика, с помощью судебных органов проходит существенное число подобных дел, в частности:

  • при ДТП;
  • мелких драк;
  • мелкого воровства и так далее.

Иными словами тех дел, которые не несут за собой нанесение серьезного ущерба.

Мнение депутатов на этот счет

Депутаты в скором будущем предлагают собраться вместе на заседании с целью рассмотрения сложного вопроса.

По этой причине, такая инициатива предоставляет возможность не только подвигнуть одуматься трудных подростков, но и существенно минимизировать риски совершения тяжких преступлений.

Многие дискуссии и различные споры политиков всех уровней могут завершиться только в том случае, если Государственная дума официально примет новый законопроект, в котором будут подробно описаны ситуации для наступления административной ответственности, а также со скольки лет наступает административная ответственность за нарушение ПДД и иные деяния.

Само наказание будет напрямую зависеть непосредственно от таких факторов, как:

  • физическая возможность;
  • осознанность действий;
  • характер выявленного правонарушения.

Новый законопроект включает в себя разъяснения относительно того, что в случае использования к детям каких-либо мер воздействия, на них не может распространяться административная ответственность.

Причем мерами воздействия могут выступать:

  • персональные публичные извинения (при не достижении 16-летнего возраста);
  • официальное предупреждение;
  • вынесение строго выговора.

Оптимальная мера напрямую зависит от степени тяжести совершенного административного правонарушения.

Правовое регулирование

Основным нормативно-правовым документом по данному вопросу принято считать:

ст. 2.3 Отображает возраст, с которого лицо может быть привлечено к административной ответственности
ст. 5.35 и 20.22 Отображает порядок привлечения к ответственности родителей либо законных представителей ребенка за совершенное им противоправное действие
ст. 2.1 Дает подробное разъяснение понятию “административная ответственность”

Указанный перечень нормативных актов не является исчерпывающим, однако включает в себя все необходимые базовые сведения оп данному вопросу.

Немного о главном

Какой минимальный предел возраста, с которого наступает административная ответственность? Сразу же следует сказать о том, что в данном случае санкции для граждан менее строгие, чем в уголовном законодательстве. Так вот, по административному законодательству за совершение определенных правонарушений к ответственности привлекаются лица, достигшие шестнадцати лет.

Более того, если ребенку еще нет 16 лет, то к ответственности за правонарушение привлекают его родителей или иных законных представителей. В большинстве случаев, подросток начинает вести асоциальный образ жизни лишь по причине того, что видел точно такое же поведение взрослых, и это стало для него нормой.

Предпосылки к нарушению закона

Достаточно распространены случаи, когда подростки стремятся переложить свою вину на других людей, пытаясь снять ее с себя. Это вполне объяснимо. Совершать проступки не так страшно, как нести ответственность. Несовершеннолетних толкают на нарушение закона разные обстоятельства. Это может быть негативное влияние окружения, сложная ситуация в семье. Тем не менее следует знать, что модель поведения в конечном итоге подросток выбирает самостоятельно в большинстве случаев. Освобождение от ответственности несовершеннолетних предусмотрено в случае недоказанности его вины. Так, подросток может нарушить закон по принуждению, под давлением, угрозой причинения ущерба его здоровью или его близким людям.

Не допускается

Применять административные санкции к подросткам до 16 лет. Это противоречит всем нормам закона. В отношении подростка четырнадцати лет не может быть возбуждено административное производство. Более того, если последний все-таки совершил противоправные действия (например, курил в общественном месте или употреблял алкоголь), то ответственность за это будут нести его родители. Данное правило обусловлено тем, что законные представители должны более строго заниматься воспитанием своего ребенка и показывать ему правильный пример поведения в обществе. Следует также отметить, что не всегда под данную категорию нарушителей подпадают трудные подростки из неблагополучных семей. Очень часто дети добропорядочных и обеспеченных граждан совершают не только проступки, но и преступления. Они должны помнить о том, что административная ответственность несовершеннолетних наступает с возраста 16 лет.

Административная ответственность несовершеннолетних

По отношению к несовершеннолетним правонарушителям действующее законодательство предусматривает правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН).

Именно КДН принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных

несовершеннолетними. Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения — отягчающим вину обстоятельством. Причем, эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст

6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением виновных в этом лиц к административной ответственности.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два — это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

В ст. 2.3 КоАП РФ установлена возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение.

В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

КДН рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.

35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

Если это курение кальяна или вейпа

Что касается вопроса, можно ли курить несовершеннолетним электронные сигареты или кальян, то ответ не так неоднозначен. Согласно закону, запрещено употребление продукции, содержащей табак, а как известно, в вейпах и многих смесях для кальяна табака нет. Значит фактически даже тем, кто не достиг 18 лет, можно покупать и употреблять кальян и электронные сигареты.

Но в 2021 году был представлен законопроект, в котором предлагается расширить список, добавив к табачной продукции изделия, содержащие никотин, то есть приравнять вейпы и кальян к обычным сигаретам.

На федеральном уровне закон пока не введен, но некоторые регионы уже приняли поправки, касающиеся продажи подобных гаджетов несовершеннолетними. Например, в Москве в феврале 2021 года вступил в силу закон, запрещающий продавать электронные устройства для курения лицам младше 18 лет.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.