Светское государство в россии

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Россия — светское государство

Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

  1. нравственное воспитание людей;
  2. психологическая поддержка верующих;
  3. социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);
  4. борьба за мир;
  5. борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;
  6. экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное’ образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние века, в России — до правления Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее время.

Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается «под» государством и не имеет уже определяющего влияния на ход общественного развития.

В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.

Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда.

Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Права человека в секулярном государстве

Одним из наиболее существенных принципов светской страны является провозглашение и гарантия права на свободное мировоззрение. Это право вбирает в себя некоторые виды прав и свобод. К ним относятся:

  • абсолютная свобода мыслей и убеждений, право на выражение собственного мнения по вопросам религиозного характера, включая право придерживаться личного мнения;
  • право на протекцию со стороны государственного аппарата от дискриминации по признаку отношения к религии или мировоззренческим взглядам;
  • право на сохранение автономной национальной культуры, включающую в себя религиозные воззрения.

Альтернативные модели государственного устройства

Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

  • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
  • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

Головной убор

Про баланс прав и интересов граждан есть интересное определение Верховного суда РФ от 15 мая 2003 г. N КАС 03-166. Этим определением ВС признал незаконной норму Приказа МВД о паспортах, в силу которого для получения паспорта гражданин должен предоставить две фотографии лица без головного убора. Эта норма не соответствует статье 28 Конституции РФ и нарушает права мусульманок, так как исповедуемая ими религия запрещает показывать посторонним людям все части тела, кроме овала лица и кистей рук.

С момента принятия данного определения Верховного суда МВД изменило требования к фотографиям на паспорт. Теперь МВД допускается представление фотографий на паспорт в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними без головных уборов.

Это прекрасный образец баланса прав и интересов граждан. Фотография в паспорте нужна для идентификации человека по лицу. По общему правилу фотографии по-прежнему должны быть без головных уборов. Мусульманки могут фотографироваться в хиджабах. Люди, которые постоянно носят очки, обязаны фотографироваться в очках. Во всех случаях фотография в паспорте выполняет свою функцию – идентификация. При этом соблюдается право на вероисповедание.

А вот запрет ношения головных уборов обучающимися в школах Мордовии Верховный суд признал законным (определение от 11 февраля 2015 г. N 15-АПГ14-11). Спор был по поводу одного из пунктов типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия. Решение суда основано на статье 38  закона «Об образовании», которая даёт право образовательным организациям и субъектам РФ устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе запрещать носить головные уборы в школе.

Субъекты РФ или отдельные образовательные организации, которые запрещают головные уборы, не нарушают религиозных прав, потому что этот запрет не про религию. Запрет на головные уборы определяется двумя причинами:

  1. поддержание дисциплины; 2. забота о здоровье обучающихся.

Запрет на головные уборы очень пригодится, если какой-нибудь ученик начнёт паясничать и придёт на урок в ушанке из кроличьего меха. И ему будет жарко, и других учеников это будет отвлекать.

Очевидно, что хиджаб и не подрывает дисциплину и не наносит вред здоровью: это декоративный платок. При этом, разрешение ходить в школу в хиджабе положительно влияет на психологическое здоровье ребёнка, снижает у него и его родителей тревожность и делает пребывание в школе более комфортным.

Администрациям субъектов РФ и школ следует последовать примеру МВД и занять взвешенную, умеренную, мудрую, сбалансированную позицию:

  1. запретить головные уборы по общему правилу;
  2. допустить посещение образовательной организации в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов.

От этого все выиграют и никто не проиграет.

Дискриминация мусульман

Выше я говорил об определении Верховного суда, который подтвердил законность решений некоторых регионов и образовательных организаций на запрет головных уборов в школах. Там речь шла именно о головных уборах, о том, как должен одеваться обучающийся в школе. Вопрос о религиозных ценностях просто выносился за скобки, игнорировался.

Но очень часто приходится слышать заявления о необходимости запретить именно хиджабы, то есть именно религиозный вопрос ставится в центр внимания. Насколько законна такая постановка вопроса?

Призывы запретить хиджаб в школе обычно ограничиваются только хиджабом. Сторонники такого подхода не считают нужным запрещать православные кресты. Следовательно, речь идёт об открытой дискриминации по религиозному признаку.

В 2012 году дьяк русской православной церкви Андрей Кураев на телевидении высказался категорически против запрета ходить в школе в хиджабе. Свою позицию он объяснял очень просто: если сегодня запретить хиджаб в школе, то завтра кто-то догадается, что нательный крест тоже является религиозным символом, что его тоже нужно запретить.

Светское государство имеет следующие особенности:

  • отсутствие в стране обязательной религии;
  • независимость и отделение государственных учреждений от церковных;
  • невозможность влияния религиозных организаций на органы власти, запрет на формирование органов власти религиозными организациями;
  • государственные органы являются некомпетентными в сфере религии, принимают по отношению к ней нейтральную позицию и являются лишь гарантом религиозной свободы;
  • отсутствие власти государства в религиозных и догматических вопросах;
  • нейтралитет государства и его должностных лиц к религиозным организациям, религиозному мировоззрению и культуре;
  • предоставление государством гражданам права молчать о своём религиозном мировоззрении;
  • отказ государства от дифференциации граждан по религиозному критерию;
  • отказ государства от финансирования религиозной деятельности религиозных обществ;
  • отсутствие привязки деятельности учреждений и органов государства к религиозным обрядам;
  • государственные школы имеют светский характер, в них можно преподавать науку религиоведения, но в качестве добровольного предмета;
  • светское государство исключает власть и вмешательство религиозных общин в политику;
  • оно не имеет организационных связей с религиозными объединениями;
  • государство в отношениях со всеми деноминациями руководствуется принципом равноправия;
  • светское государство не предоставляет религиозным общинам институциональной поддержки в осуществлении их миссии, а также не пользуется их помощью при реализации своих целей;
  • государство является носителем, а не создателем общечеловеческих, земных ценностей, не пропагандирует ценности сверхъестественные и религиозные.

Школа – это общественное место

Ещё одним важным признаком светского образования является его публичный характер, что включает открытость образования, его проницаемость для общественного контроля и приоритет общегражданских ценностей.

Это означает, что образование перестаёт быть светским, если оно подчинено уставу, распорядку жизни или системе ценностей, существенно расходящимся с гражданским кодексом и нормами гражданского общежития. Закрытые военные училища, жизнь в которых подчинена воинскому уставу, или партийные школы, устанавливающие особый этический кодекс, не могут быть признаны школами, дающими общегражданское, а, следовательно, и светское образование.

«Светское» от слова «свет» – публичное место. «Выйти в свет» – выйти из дома в общественное место. Моя квартира – это частное место. Публичными, общественными местами являются улица, магазин, поликлиника, автобус, муниципальная школа.

В соответствии с гражданскими нормами на улицах российских городов можно ходить в хиджабе. Мне сложно представить картину, чтобы кто-то на улице сделал женщине в хиджабе замечание, что она своим платком нарушает закон и что она должна его снять.

Если на улице, в магазине, в автобусе и поликлинике нормальным является ходить в хиджабе, значит и в муниципальной школе это должно быть нормой. Если же в школе это запрещено, значит школа живёт по нормам отличным от общегражданских, значит эта школа не является светской.

Базовые виды государства

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Теократическое государство

Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.

Пример 1

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Клерикальное государство

Определение 1

Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.

Пример 2

Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.

Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.

Светское государство

Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.

Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида

Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:

  • в государственное управление;
  • в отношения публично-властного вида;
  • в деятельность органов государственной власти;
  • в деятельность правовых и политических институтов.

Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.

Положение религии в государстве

В Конституции зафиксировано два положения:

  • государственная религия отсутствует, религия не может быть обязательной;
  • государство не участвует в деятельности религиозных организаций, им нельзя делегировать функции органов государственной власти.

Отношения между религией и государством в России можно охарактеризовать, как обоюдное невмешательство. Такие взаимоотношения сложились исторически, в истории государства были разные периоды: прямого влияния религии на государственные вопросы, ущемления интересов сторонников определенных верований, использования религии в государственных интересах, в советские времена были распространены гонения на почве религии и даже террор по отношению к верующим и представителям церкви. Именно на почве такого прошлого определилась значимость соблюдения принципов светского государства, равенства между разными религиями и независимого сотрудничества правительства и представителей духовенства.

Нецерковный не значит светский

Однако наряду с определением светскости как свободы совести существует подход, трактующий светское как атеистическое, враждебное религии. Данная концепция обрела себя во Франции и СССР. Обе страны пережили революции, носящие выраженный антиклерикальный характер. СССР и Франция были единственными странами в Европе, в которых в школах не было религиозного образования (Россия недавно ввела такой предмет в школьную программу – основы религиозных культур и светской этики).


Типы обществ

Если применить вышесказанное к хиджабу, то картина следующая. В клерикальном обществе все женщины обязаны носить хиджаб, в антиклерикальном обществе никто не имеет права носить хиджаб, в светском, кто хочет – тот носит, кто не хочет – тот не носит.

Нетрудно заметить сходство между первыми двумя моделями. Антиклерикализм – это тот же клерикализм только со знаком минус. Идеологический диктат как был, так и остался. Просто вместо церковных, теистических ценностей людям навязывают антицерковные, атеистические ценности.


Типы обществ и свобода

Любая идеология может превратиться в квазирелигию, которая внешне религией не является, но имеет с ней сущностное сходство. СССР был атеистическим государством, но в нём был культ личности Сталина. Культ – это одна из форм религии.

Светскость – это запрет на навязывание любого мировоззрения и любой идеологии. Понимание светскости по формуле «светский = нецерковный» недопустимо. Светскость должна противопоставляться любым посягательствам на свободу личных убеждений, как в форме клерикализма, так и в форме безрелигиозного идеологического абсолютизма.

Согласно статье 13 Конституции РФ «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Эта норма означает, что трактовка светского общества как нецерковного, атеистического является ошибочной. Запрет на религиозное самовыражение в школе – это идеологический диктат. Конституцией он запрещён.

До XX века в России навязывалась религия. В XX веке – навязывался атеизм. Теперь в XXI веке настал черёд третьему, высшему уровню: свободе вероисповедания и совести.


Развитие российского общества

Принципы светской державы

Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.

Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

Современная школа

Пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай в 2014 году стала лауреатом Нобелевской премии мира «за борьбу против подавления детей и молодых людей и за право всех детей на образование». Является самым молодым лауреатом Нобелевской премии за всю историю – получила её в возрасте 17 лет.

Малала Юсуфзай в ООН

В книге «Я — Малала» она описывает своё посещение столицы Пакистана, где познакомилась с женщинами, которые работали докторами и юристами:

«Общаясь с ними, мы понимали, что женщины могут заниматься самыми ответственными профессиями и при этом не порывать с культурой и традициями своей страны. Многие женщины на улицах не только не носили паранджу, но ходили с непокрытыми головами. Глядя на них, я тоже решила следовать современным веяниям и, приходя на собрания, снимала шаль. Тогда я не понимала, что непокрытая голова ещё не делает женщину современной».

Непокрытая голова не делает школу ни современной, ни светской.

Понятие «свобода совести»

Замечание 1 Свобода совести — это естественное право человека формировать свои убеждения. Совесть относится к категории этики. Она определяет способность личности проявлять нравственную выдержку, самостоятельно организовывать для себя моральные обязательства, требовать от себя их исполнения и производить самооценку уже совершенных поступков.

В Конституции свобода совести трактуется как отношение человека к религии и вероисповеданию. Свобода совести подразумевает свободу убеждений и отношения к Богу. Но свободу совести нельзя воспринимать так же как свободу выбора между религией и атеизмом.

Понятие «свобода совести» вводится для обозначения равных прав объекта на индивидуально определенное действие и поведение. В смысле права эти термины являются однозначными. В процессе всего исторического развития человечества изменялись не только содержание и смысл понятия «свобода совести», но и правовой механизм ее реализации и регулирования. В зависимости от исторического хода событий изменялось и понятие воли совести.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Смысл понятия свободы совести 420 руб.
  • Реферат Смысл понятия свободы совести 240 руб.
  • Контрольная работа Смысл понятия свободы совести 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Нарушение свободы совести может привести к:

  • переходу к безальтернативной политической схеме;
  • массовым нарушениям прав человека;
  • росту ксенофобии;
  • насилию и дискриминации.

Различные источники указывают, что свобода совести обладает объемным характером (в философском, юридическом и социальном смысле).

Категория «свобода совести» является основной, центральной при характеристике преступлений в сфере охраны свободы совести. Несмотря на разработанность и кажущуюся простоту данного понятия, остается много дискуссионных вопросов, требующих дополнительного изучения

Важно разграничивать понятия: «свобода совести», «свобода вероисповедания» и «религиозная свобода»

Взаимоотношение между церковью и государством в РФ

Согласно статье 14 второй части Конституции РФ религиозные объединения имеют равенство перед законом. Данное положение необходимо рассматривать шире, чем его буквальное значение. Здесь предполагается равенство как отдельных объединений, так и религий в целом. Анализируя принцип равноправия невозможно избежать вопроса присутствия исторических и социальных условий развития религий в нашей стране. Православие является ведущей конфессией, что в России сложилось в ходе истории. Сегодня большая часть верующих людей в РФ – православные. Подобную особенность отмечает преамбула ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Преамбула отражает положение, что ФЗ был принят при условии действия РФ в качестве светского государства, где признается особое значение православия в истории страны, в ее становлении и развитии. Одновременно с этим необходимо уважение к другим христианским религиям, включая буддизм, ислам, иудаизм, поскольку они составляют неотъемлемый элемент исторического наследия народностей России.

Замечание 4

В основе официальной позиции православной церкви, включая ее отдельных представителей, лежит то, что базовой составляющей отношений государства и церкви в светском государстве должна являться не концепция их противопоставления, а гармония и согласие.

С провозглашением отделения государства от церкви нельзя проводить политику конфессионального безразличия, где власть страны будет находиться в позиции атеизма. Концепция гармонии и согласия с государственной властью должна быть распространена на любую религию и конфессию, которые сотрудничают с ней ради интересов людей и соблюдают Конституцию и законы РФ.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Деятельность религиозных организаций

В нашей стране для церкви и всех религиозных организаций предоставлена свобода в деятельности, не противоречащей законам. Государство не определяет и не навязывает гражданам какого-либо отношения к религии, признает деятельность организаций в данной сфере независимой, не возлагает на эти объединения полномочий государства и органов местного самоуправления.

Принципы светского государства отделяют систему образования от религии, поэтому церковь и другие объединения не участвуют в системе школьного образования. Также они не могут принимать участие на выборах федерального и местного уровня. Деятельность религиозных объединений регламентируется законами федерального уровня.

Ранее деятельность подчинялась Закону 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий», далее был издан новый федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В статье 4 действующего закона обозначен конституционный принцип, который отделяет друг от друга деятельность государства и религии, а также регламентирует отношения между ними.

По данному закону РФ, как государство, обязано обеспечить:

  • невмешательство в отношение граждан к религии, к вопросам формирования отношения детей к религии. Родители вправе самостоятельно воспитывать своих детей, руководствуясь собственными убеждениями и обозначенными правами ребенка, в том числе и на свободу вероисповедания;
  • свободу для религиозных объединений от необходимости участвовать в работе органов государственного и местного управления, государственных учреждений;
  • невмешательство во внутренние вопросы религиозных организаций при условии, что те соблюдают установленные законами нормы;
  • светский характер системы образования на государственном и местном уровнях.

Это означает, что в работе органов государственной власти и местного уровня неуместны религиозные церемонии и обряды, служебное положение и продвижение по карьере для государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и других лиц не могут зависеть от их вероисповедания и отношения к религии.

Принцип отделения религиозных объединений гарантирует:

  • неспособность церкви и других организаций исполнять полномочия органов власти;
  • свободу религиозных деятелей от участия в выборах любого уровня;
  • свободу от участия в деятельности политических объединения, оказания им материальной помощи.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Религиозные организации функционируют отдельно от государственных структур, но это не означает, что они ограничены в конституционных правах. Представители духовенства, как и все граждане, которые являются приверженцами определенной религии, могут участвовать в демократическом процессе в качестве избирателей на выборах государственного и местного значения, политических партий, а также на референдумах общественного значения.

Замечание 1

Государство принимает во внимание просьбы религиозных объединений по объявлению религиозных праздников нерабочими днями. Например, всероссийским выходным днем является 7 января, в этот день православные христиане отмечают праздник – Рождество Христово

Государство отделено от религии в правовом плане, но это не означает, что оно не может оказывать материальную помощь. Государство поддерживает религиозные объединения посредством финансового содействия в содержании и восстановлении значимых зданий, объектов, которые считаются памятниками культуры и истории, а также в предоставлении льгот, например, налоговых. Также государство оказывает помощь в организации образовательной работы религиозных объединений.

Конституция

Противники хиджаба в школе доказывают свою позицию статьёй 14 Конституции РФ, устанавливающей светское государство и законом «Об образовании», оговаривающем его светский характер.

Те, кто считает хиджаб приемлемым в школе, ссылаются на 28 статью Конституции: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Кто прав? Что значит понятие «светский»? Что такое светское общество? Светское государство? Светское образование? Светская школа?

Доктор педагогических наук Фёдор Николаевич Козырев в своей фундаментальной монографии «Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе» провёл детальный анализ этой темы. Рассмотрим вкратце его критерии светского образования.

Пример задания ЕГЭ по вопросу про РФ как светское государство

РФ — светское государство. Какие черты из перечисленных определяют светское государство?

  • ни одна из религий не может становиться государственной или обязательной для всех;
  • ни одна из идеологий не может становиться обязательной для всех или государственной;
  • религиозные организации равноправны и отделены от государства;
  • в РФ признаются общественно-политическое многообразие, плюрализм мнений и принцип многопартийности;
  • РФ гарантирует целостность и неприкасаемость своих границ.

Ответ: 13

Объяснение ответа:

  • ни одна из религий не может становиться государственной или обязательной для всех (да, согласно ст. 14);
  • ни одна из идеологий не может становиться обязательной для всех или государственной (нет, т.к. это идеология не является религией);
  • религиозные организации равноправны и отделены от государства (да, согласно ст. 14);
  • в РФ признаются общественно-политическое многообразие, плюрализм мнений и принцип многопартийности (нет, т.к. это относится к признаку федерализма, а не религии);
  • РФ гарантирует целостность и неприкасаемость своих границ (нет, т.к. это касается военной и внешнеполитической сферы).

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.