Статья 117 конституции российской федерации

Алан-э-Дейл       09.09.2022 г.

Что произошло 15 января 2020 года?

Послание Путина к Совфеду транслировалось во всех крупных городах. ОНФ позаботился, чтобы речь президента показывали в музеях, библиотеках, выставочных центрах, кафе, барах, аэропортах, больницах, на огромных медиаэкранах и даже на Эльбрусе и Международной космической станции. Мало кто догадывался, что это обращение закончится отставкой кабмина.

15 января по время послания Федеральному собранию Владимир Путин внес несколько предложений об изменении Конституции.

Некоторые из них касаются изменения роли премьера. Президент предложил дать Госдуме право утверждать председателя правительства, чью кандидатуру предлагает глава государства.

В случае принятия поправок Госдума также сможет по представлению премьера утверждать всех вице-премьеров и министров. Президент после этого лишится права отклонять утвержденных Госдумой глав министерств и будет обязан их утвердить.

В ходе послания Федеральному глава государства заявил о необходимости внести изменения в Конституцию и запретить чиновникам, депутатам, министрам и судьям иметь иностранное гражданство. Многие спикер Госдумы Вячеслав Володин, заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев сообщили о готовности организовать голосование по вопросам поправок в основной закон Российской Федерации.

Случаи отставки правительства в российской практике

Российской практике известен всего один случай отправки Правительства в отставку по ч. 1 ст. 117 Конституции. В сентябре 2007 г. Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков подал Президенту заявление о своей отставке, что повлекло отставку всех членов высшего исполнительного органа государства.

По инициативе президента правительство распускали только пять раз: в 1993 году Борис Ельцин отправлял в отставку кабинет министров Виктора Черномырдина, в 1998 году — правительство Сергея Кириенко. В 1999 году ушли в отставку Евгений Примаков и Сергей Степашин, а в 2004 году Путин распустил правительство Михаила Касьянова.

Основанием же для отставки всего Правительства вследствие прекращения исполнения полномочий Председателем Правительства может также являться и невозможность исполнения Председателем Правительства своих полномочий (в связи с состоянием здоровья, с его несогласием с политикой Президента, с совершением действий, не совместимых с занимаемой должностью). Эти случаи досрочного прекращения полномочий Правительства не содержатся в Конституции, но также предусматриваются Законом о Правительстве РФ (ст. 7).

Госдума выражает недоверие правительству РФ

Moтивированное предложение

 о выражении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации недоверия Правительству Российской Федерации

Мы, нижеподписавшиеся депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, на основании ст. 149 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вносим на обсуждение Государственной Думы вопрос о недоверии Правительству РФ.

Год работы Правительства Российской Федерации выявил его полную недееспособность.

Правительство не смогло воспользоваться уникально благоприятной для России внешнеторговой конъюнктурой (сальдо торгового баланса в 2004 году составило 87 млрд. долл.) и ускорить экономический рост, придать ему устойчивость, уменьшить пропасть между богатыми и бедными. Напротив действия Правительства привели к замедлению экономического развития, непониманию и неверию граждан и инвесторов в проводимую политику.

Правительство не приняло ни одного принципиального решения для реформирования монополий, тарифы которых душат экономику, провалило пенсионную реформу, создало нестабильность в банковском секторе и на финансовых рынках. Аграрный сектор по итогам года не показал роста производства, ухудшилось финансовое положение сельхозпроизводителей.

Граждане и предприниматели не могут понять, куда идет страна. Капиталы вновь побежали за границу.Инфляция по итогам 2004 года составила I 1,7%, намного превысив правительственные ориентиры, а в январе текущего года подскочила до 2,5 % в месяц, уже опрокинув намеченную на год планку в 8-8,5%. Рост цен бьет по карману наиболее незащищенных социальных слоев — пенсионеров, студентов, матерей-одиночек, молодых семей, усугубляя имущественное неравенство. По официальным данным доходы десяти процентов самых богатых граждан в 14,4 раза превысили доходы десяти процентов самых бедных. В 2003 году это соотношение составляло 13,8 раза.

Подготовка, проведение через парламент и реализация ФЗ № 122 от 22 августа 2004 года показало стране всю глубину некомпетентности Правительства, нежелание слушать иное мнение, просчитывать последствия принимаемых решений, учитывать реальные интересы основных социальных слоев и профессиональных групп российского общества. Особый цинизм этих действий в том, что они проводятся в канун 60-летия Победы и под лозунги о борьбе с бедностью. Результатом стала неразбериха, существенное снижение жизненного уровня миллионов людей, рост социальной напряженности во многих городах страны. Люди вынуждены выйти на улицы и площади для отстаивания своих интересов. В особенно сложном положении оказались военнослужащие, которым дисциплина не позволяет присоединиться к митингующим, и члены их семей. Лишив их льгот, Правительство «забыло» заложить в бюджет адекватную компенсацию.

Вместо признания ошибок и оперативного их исправления Правительство ищет стрелочников — ими стали региональные власти — и подстрекателей.

Правительство Российской Федерации последовательно ведет линию на перенос основных социальных обязательств государства на регионы и местное самоуправление и одновременно перераспределяет налоговые поступления в пользу федерального бюджета. Передав с этого года территориям более 40 новых расходных полномочий, Правительство другой рукой изъяло у них как минимум 80 млрд. руб. доходных источников. Федерализм как система государственного устройства, закрепленная в Конституции России, вновь сменяется стремлением принимать все решения из Москвы, порождая напряженность в отношениях «центр — регионы». Это угрожает самой целостности нашего государства.

Правительство в своих действиях все дальше отходит от статьи 7 Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию социальным государством.

Проведение дальнейших реформ в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ, привлечение дополнительных инвестиций в экономику невозможно без консолидации общества, без понимания сути проводимых Правительством и Президентом Российской Федерации реформ. В противном случае раскол между народом и властью лишь углубится,

В сложившейся ситуации мы считаем, что только отставка Правительства Российской Федерации и изменение социально-

экономической, финансовой и федеративной нолитики может спасти страну от новых потрясений.

На основании п. 3 статьи 117 Конституции Российской Федерации предлагаем Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

Приложение: подписи депутатов Государственной Думы на 7 листах.

Мнение эксперта

После того, как Дмитрий Медведев озвучил решение правительства уйти в отставку, эксперты высказали свое мнение по поводу дальнейших назначений. Владимир Слатинов, представляющий Институт гуманитарно-политических исследований считает, что президент не будет медлить и новые назначения будут произведены в ближайшее время.

Владимир Путин уже предложил на должность премьер-министра главу ФНС РФ Михаила Мишустина. Его кандидатуру будут рассматривать в Госдуме.

Дмитрию Медведеву президент страны предложил должность зампредседателя Совбеза. На новом посту бывший премьер-министр займется вопросами безопасности и обороноспособности.

Эксперт уверен, что правительство достаточно серьезно обновится, причем наибольшие изменения коснуться социально-экономического блока. Учитывая большое количество претензий к здравоохранению, обновлений в этой сфере неизбежны. Также Слатинов добавил, что серьезные преобразования будут произведены в социальном блоке.

Спецэфир об отставке российского правительства смотрите в следующем видео:

Возможно вам также будет интересно узнать о том, что Кадыров назначил исполняющего обязанности главы Чечни

Когда случалось подобное в истории России?

Медведев стал абсолютным рекордсменом в новейшей российской истории по времени работы во главе кабинета министров — больше семи лет и восьми месяцев (2 тыс. 808 дней с момента утверждения на пост председателя правительства 8 мая 2012 года).

Нынешнее правительство под председательством Медведева было сформировано 18 мая 2018 года. В этом составе — 10 заместителей председателя правительства, в том числе один первый вице-премьер, и 22 министерства. Таким образом оно работало меньше всех правительств за 20 лет правления Путина.

Для отставки правительства существует несколько оснований:

  1. Добровольно;
  2. В связи с инаугурацией нового президента;
  3. По инициативе главы государства;
  4. В связи с отставкой председателя правительства;
  5. В связи с вотумом недоверия Госдумы, принятым либо по инициативе большинства депутатов, либо в ответ на вопрос о доверии кабинету, поставленный перед Госдумой премьер-министром.

Новый председатель правительства назначается президентом России с согласия Государственной Думы. По его предложению президент назначает заместителей председателя правительства и федеральных министров. Также на основании предложения председателя правительства РФ, направленного в течение недельного срока после его назначения, глава государства утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.