Оглавление
- Принципы проведения местного референдума
- Нюансы проведения
- Проведение референдума
- Реакции
- Состоявшийся референдум
- Как проходит референдум
- Опросы мнений
- Порядок голосования
- Понятие и история
- Статья 4. Основные термины и понятия
- Комиссия для проведения референдума
- Инициатива проведения
- Предлагаемое консультативное всероссийское голосование
Принципы проведения местного референдума
Назначает местный референдум представительный орган муниципального образования (если его нет, либо его решение не принято, то эту функцию берет на себя суд). Этот орган имеет право отказа в назначении референдума, однако только в случае нарушений нормативных правовых актов (которые регулируют подготовку/ проведение референдума) в процессе выдвижения инициативы его проведения. Если такой референдум был назначен судом, то его организацией занимается избирательная комиссия муниципального образования, а проведением — исполнительный орган госвласти субъекта страны (допускаются иные органы, на которые суд возложил обеспечение его проведения).
Замечание 3
Голосование на референдуме может проводиться только в воскресенье.
Предпраздничные и нерабочие праздничные дни, а также в день, который следует после нерабочего праздничного дня и воскресенье, которое объявлено рабочим днем, не допускаются для этой цели. Решение о назначении дня местного референдума должно быть официально опубликовано в СМИ (в срок не менее 45 дней до назначенного дня голосования).
Согласно законам субъектов государства, уставами муниципальных образований может назначаться срок, на протяжении которого нельзя проводить местный референдум по вопросу, имеющему такую же смысловую составляющую, как у недавно проведенного. Такой срок может длиться не более двух лет, начиная с дня, в который были официально опубликованы результаты референдума.
Пример 2
Статья 5 Закона Свердловской области №20-03 содержит в себе норму, имеющую отсылки к уставам муниципальных образований. Согласно ей, срок в 2 года можно устанавливать только относительно референдумов, проводимых в Свердловской области. Подобное вполне соответствует принципам, которые учитывают местные традиции и которые заложены в законодательстве местного самоуправления.
Установление прочих обстоятельств, которые могут исключить назначение/проведение местного референдума, не является допустимым. Согласно законодательству субъекта Российской Федерации, не позже, чем за 25 дней до установленного дня голосования на референдуме уполномоченный орган может перенести это голосование согласно уставу муниципального образования на более поздний срок, который, однако, не должен превышать 90 дней ради его совмещения с голосованием на выборах в государственные органы власти или органы местного самоуправления, а также с днем голосования на другом референдуме.
Инициаторами референдума могут выступать:
- граждане РФ, которые обладают правом участвовать в местном референдуме и проживают на территории того муниципального образования, в котором он должен состояться;
- избирательные и прочие общественные объединения, чьи уставы позволяют участвовать в выборах/референдумах и которые зарегистрированы в должном порядке, а также в сроки, которые предусмотрены федеральным законом;
- представительный орган муниципального образования совместно с главой местной администрации.
Проведение местного референдума не может быть инициировано представительным органом и главой муниципального образования раздельно друг от друга — важна именно их совместная инициатива. При этом стоит учитывать факт вероятности сомнения в правильности того, что инициатором референдума является представительный орган. В таких случаях продолжение процедуры оформления выдвижения инициативы проведения референдума не имеет смысла, ведь именно этот орган выносит решение о его назначении. И в таком случае возникает вопрос — сможет ли он отвергнуть свою собственную инициативу? Скорее всего — нет. Поэтому считается целесообразным исключение представительного органа из числа тех, кто может выдвигать инициативы проведения референдумов местного значения.
Чтобы инициатива проведения референдума была выдвинута гражданами, в ее поддержку формируется инициативная группа. Ее может организовать как отдельный гражданин, так и целая группа граждан РФ, которые имею право на участие в подобных мероприятиях. Количественный состав такой инициативной группы устанавливается законом того субъекта государства, в котором будет проводиться референдум.
Замечание 4
Во всяком случае, граждане имеют право образовать подобную инициативную группу, состоящую не менее чем из 10 человек, которые обладают правом участия в местном референдуме. Чтобы назначить этот референдум, инициативная группа представляет в муниципальную избирательную комиссию подписи участников предполагаемого мероприятия в качестве поддержки инициативы его проведения.
Нюансы проведения
Участники местного референдума – это все граждане, находящиеся на территории его проведения постоянно или преимущественно. Участвовать в мероприятии, как и в выборах, можно только на добровольной основе. Форма голосования – закрытый и тайный. Для соблюдения честности проводимой процедуры возможно только наблюдение, в том числе и со стороны иностранных граждан.
Вопрос в бюллетене референдума должен предполагать закрытый ответ. Чаще всего это «да» или «нет». Вопросы с развёрнутыми ответами не могут быть вынесены на референдум. Это и обуславливает наличие всего двух пунктов, в одном из которых необходимо поставить крестик или галочку. Если по итогам референдума необходимо издание нового закона или корректировка уже существующего, то органы власти не имеют права в отказе. Итоги мероприятия – это опубликование принятого решения. Сроки опубликования, если они не указаны в документе, определяются законом и не превышают семи дней.
Проведение референдума
Российский референдум назначается исключительно на выходной день, при этом он должен быть непраздничным. Новость о будущем проведении референдума и выносимые на голосование вопросы публикуются в официальных источниках (газете или на интернет-сайте) не менее чем за 45 дней до его проведения.
Каждый гражданин, пришедший на участок, должен предъявить паспорт и зарегистрироваться. Ему выдаётся индивидуальный бюллетень, где необходимо отметить вариант ответа на поставленный вопрос. Так как голосование тайное, то для каждого участвующего в референдуме оборудуется закрытое место (кабинка), для принятия спокойного взвешенного решения и фиксации результата. Для подсчёта голосов, все бюллетени граждане должны опустить в специальные урны. Далее, комиссия проводит подсчёт голосов и утверждает итоги.
Реакции
Ряд иностранных лидеров поздравили президента Путина по телефону, в том числе президент Азербайджана Ильхам Алиев , премьер-министр Индии Нарендра Моди , президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев , президент Таджикистана Эмомали Рахмон и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев .
США сказали , что это было «обеспокоены сообщениями российских усилий правительства по манипулируют результат недавних голосов по конституционным изменениям.» Европейской службы внешних действий говорит , что «ожидать все сообщения и утверждения о нарушениях, в том числе принуждение избирателей, многократное голосование, нарушение тайны голосования и утверждений полицейского насилия в отношении журналиста , который присутствовал , чтобы наблюдать, чтобы быть должным образом исследовано «.
Обвинения в мошенничестве и принуждении
Forbes и The Moscow Times обсудили утверждения о фальсификации, представленные физиком Сергеем Шпилкиным, который утверждал, что 22 миллиона голосов могут быть фальсифицированными, и утверждал, что тактика аналогична той, которая использовалась как на выборах в законодательные органы 2011 года, так и на президентских выборах 2018 года , для которых он ранее публиковал статистические данные. доказательства предполагаемого мошенничества.
Associated Press сообщило , что призы были предложены в качестве поощрения для голосования, что избиратели с российскими паспортами из Восточной Украины были отвозят через границу в голосовании, что в ходе досрочного голосования несколько урн были без присмотра в ночное время , и что в Москве, некоторых журналистов и активистов заявили, что смогли проголосовать как онлайн, так и лично, чтобы продемонстрировать отсутствие гарантий против манипуляций.
«Голос» , независимый российский наблюдатель за выборами, заявил, что избирательный процесс был «сфальсифицирован с самого начала» и «несправедливо искажен шумной односторонней пропагандистской кампанией».
The New York Times сообщила, что сотрудники финансируемых государством библиотек в Санкт-Петербурге жаловались на то, что их учреждения приказали им голосовать и в какой день. Газета также предположила, что «референдуму предшествовала длительная пропагандистская кампания» и что общественный дискурс был сосредоточен в основном на патриотических элементах законопроекта, таких как память о погибших во время Второй мировой войны , сохранение русского языка и пенсионная защита. Спорные элементы, такие как обнуление предыдущих президентских сроков Путина и ослабление независимости судебной власти, почти не упоминались в официальных сообщениях или публичных выступлениях.
Состоявшийся референдум
Референдум считается состоявшимся, если в нём участвовало не менее четверти всего населения, на территории которого он проводился. Вопрос, вынесенный на голосование, считается решённым, если в его пользу проголосовало более половины участников. Когда наблюдатели выявляют во время проведения референдума нарушения закона либо ними были замечены фальсификации при проведении подсчёта, которые могут изменить результат голосования, то такая процедура признаётся недействительной. Лица, заинтересованные в обжаловании результатов, могут обратиться в суд, если у них имеются доказательств, подтверждающих нарушение закона. Любой гражданин имеет на это право. Референдум и его итоги не могут быть обжалованы позднее, чем через месяц после его проведения.
Как проходит референдум
Референдум проходит аналогично выборам. Для его проведения организуют избирательные участки, формируют избирательные комиссии, привлекают к участию в нем независимых наблюдателей для проверки законности действий должностных лиц и граждан, ответственных за регистрацию голосующих и подсчет голосов.
Он должен содержать следующие реквизиты:
- вопрос, по поводу решения которого проводят референдум;
- графы «за» и «против»;
- подробное описание правил заполнения бюллетеня.
Бюллетени должны быть напечатаны на русском языке.
Бюллетень референдума 1993 года
Голосование проводят с 8-00 до 20-00 в день, назначенный Президентом. Об этом дне и месте проведения голосования население информируют посредством СМИ.
Голосование на референдуме
По завершении голосования избирательные комиссии на местах проводят подсчет голосов, после чего предоставляют результат в Центризбирком. Тот, в свою очередь, принимает решение в зависимости от итогов голосования. Может быть принято одно из двух решений:
- о принятии нормативного акта, выражающего положительное решение вопроса, вынесенного на референдум;
- о непринятии такого нормативного акта.
По завершении голосования проводят подсчет голосов
Опросы мнений
Результаты опроса показывают большой разброс в прогнозах явки и окончательном решении по поправкам. Эксперты объясняют различие несколькими факторами: особенностями формулировки вопросов и изначальной ориентацией на разные аудитории. Часть населения выражает недоверие к данным опросов — долгосрочная тенденция к снижению доверия к данным опросов общественного мнения. Тем не менее, последний опрос, проведенный 15 июня государственным ВЦИОМом, показал, что 83% респондентов знали дату всероссийского голосования, 68% респондентов заявили о своем намерении голосовать, 17% не планировали голосовать.
Дата (даты) проведения | Опросчик | Для поправок | Против поправок | Затрудняюсь ответить / не уверен | Вести | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
22–24 мая 2020 г. | 44% | 32% | 24% | 12% | ||
22 мая 2020 | 61% | 22% | 17% | 39% | Только те, кто планирует голосовать | |
24–27 апреля 2020 г. | 47% | 31% | 22% | 16% | ||
24–26 апреля 2020 г. | 35% | 26% | 37% | 2% | ||
17 апреля 2020 г. | 50% | 26% | 24% | 24% | ||
2 апреля 2020 | 37% | 25% | 34% | 12% | ||
19–25 марта 2020 г. | 40% | 34% | 26% | 6% | ||
19–25 марта 2020 г. | 45% | 41% | 14% | 4% | Приведен образец переформулированного вопроса, в котором упоминается поправка, позволяющая Путину повторно баллотироваться в 2024 году. | |
11 марта 2020 г. | 46% | 16% | 38% | 49% | ||
10 марта 2020 г. | Президент Владимир Путин поддержал поправку к Конституции об изменении сроков полномочий Президента России и отказался проводить внеочередные выборы в законодательные органы. | |||||
7 марта 2020 г. | 29% | 17% | 52% | 23% | ||
3 марта 2020 г. | 55% | 12% | 33% | 30% | Только те, кто планирует голосовать | |
20–26 февраля 2020 г. | 25% | 10% | 37% | 12% | ||
12 февраля 2020 г. | 46% | 16% | 38% | 30% | ||
29–31 января 2020 г. | 72% | 13% | 15% | 59% |
Опрос на выходе
Дата (даты) проведения | Опросчик | Количество респондентов | Для поправок | Против поправок | Затрудняюсь ответить / не уверен | Вести | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
25–28 июня 2020 г. | WCIOM | 163 100 | 76% | 23,6% | 29,4% | 51,9% |
Порядок голосования
Избирательный участок в Камчатском крае
В ответ на пандемию COVID-19 по рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) были приняты меры по предотвращению распространения заболевания . Эти меры включают продление периода голосования до пяти дней, проверку на лихорадку с помощью термометра на входе в избирательные участки, обеспечение работников избирательных участков средствами индивидуальной защиты и поощрение социального дистанцирования .
Кроме того, на заседании Центральной избирательной комиссии (ЦИК) 2 июня было предложено несколько вариантов голосования: вне участковой избирательной комиссии (УИК), привязанной к адресу регистрации через схему «Мобильный избиратель»; вне избирательного участка (на прилегающих территориях), а также бесконтактное голосование из дома. В рамках этого плебисцита не требуется уважительной причины для голосования из дома, и УИК согласовывает с избирателем предпочтительное время. Эти варианты голосования доступны не только 1 июля, но и с 25 по 30 июня. Прием заявок открыт до 21 июня, для этого необходимо подать заявку (в том числе по телефону) на голосование в выбранном месте — в Территориальную избирательную комиссию (ТИК), УИК, Многофункциональный центр общественных услуг (МФЦ) или через портал Госуслуги. Также предусмотрены меры безопасности для тех, кто голосует из дома: члены комиссий и наблюдатели не заходят в квартиры и дома. Они будут носить средства индивидуальной защиты, а также должны будут предоставить избирателю комплект с маской, перчатками, ручкой и дезинфицирующим средством.
Дистанционное электронное голосование (РЭВ), доступное в регионах Москвы и Нижнего Новгорода, впервые было опробовано на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Прием заявок был открыт до 14.00. 21 июня. Голосование проходило с утра 25 июня до конца дня 30 июня. Избиратели, зарегистрировавшиеся на порталах mos.ru и gosuslugi.ru после 5 июня, не смогут принять участие в электронном голосовании во избежание «фальсификации» голосования. Только те пользователи, которые успешно прошли проверку и сопоставление с данными в Государственной автоматизированной системе «Выборы», будут допущены к голосованию. Аккаунты с недавно измененными номерами телефонов также будут заблокированы. Для дистанционного электронного голосования созданы единый портал 2020og.ru и специальная территориальная комиссия.
На участках для голосования за рубежом будет выбран специальный режим голосования. Каждое посольство и консульство самостоятельно определят, можно ли провести голосование до 1 июля.
Наблюдать и контролировать голосование могут три категории участников: члены комиссии с решающим голосом, наблюдатели и представители СМИ. Участковые комиссии формируются заранее, наблюдатели могут быть отправлены на общероссийское голосование региональными общественными палатами по заранее поданным заявлениям, а представители СМИ должны иметь договор с редакционной коллегией, заключенный не позднее двух месяцев до назначения голосования. Сообщается, что на этапе предварительного голосования ЦИК будет публиковать ежедневные данные о явке избирателей, а голоса «за» и «против» будут подсчитаны только после окончания голосования 1 июля.
Понятие и история
Понятие
Организацию государственного устройства нашего государства, а также способы управления им определяет его основной закон – Конституция. В соответствии с положениями ст. 3 этого нормативно-правового акта единственный носитель суверенитета и источник власти в России – ее народ.
Ни понятия власти, ни понятие суверенитета при этом Конституция не содержит. Правда, суверенитет расшифровывает Конституционный суд в своем постановлении от 07.06.2000 № 10-П по делу о проверке соответствия общефедеральной Конституции Конституции Республики Алтай. Впрочем, целостного определения Конституционный суд в этом постановлении не дает, а лишь перечисляет характерные особенности суверенитета. К ним он причисляет следующие:
- независимость, самостоятельность и верховенство госвласти;
- полнота всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной);
- независимость России при общении с другими государствами.
По мнению Конституционного суда, все эти особенности в целом и образуют суверенитет, который формирует правовой статус российского государства внутри него самого и на международной арене. Каких-либо иных расшифровок понятия действующее законодательство и судебная практика не содержит.
Ст. 3 Конституции РФ
Что касается власти, носителем которой является народ, определение этого термина, очень часто встречающегося в основном Законе, тоже не содержит ни один нормативный акт. Однако ст. 3 Конституции указывает, каким образом народ свою власть реализует:
- Через представителей. Под ними понимаются выборные органы власти и должностные лица всех уровней (Президент, федеральный парламент и региональные парламенты, губернаторы).
- Непосредственно. Единственным способом непосредственной реализации власти народом является референдум.
Процесс голосования на референдуме мало отличается от процесса голосования на выборах
История в современной России
Референдум – относительно новый для России демократический институт. Ни в Российской Империи, ни в СССР он предусмотрен не был.
Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года
После этого 25 апреля 1993 года был проведен еще один референдум – о доверии находившемуся на тот момент на должности Президента Борису Ельцину. В ставшей на тот момент самостоятельным государством РСФСР процедура также не была предусмотрена ни одним нормативным актом.
На законодательном уровне референдум закрепили с принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Процедура принятия стала третьим в истории страны референдумом, поскольку проходила в форме всенародного голосования. После принятия основного закона всенародное голосование не было организовано ни разу.
Впервые в истории России референдум был законодательно закреплен после принятия Конституции 1993 года
Статья 4. Основные термины и понятия
1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона применяются следующие термины и понятия:
1) агитация по вопросам референдума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума путем внесения подписей в подписные листы или иным способом либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вопрос (вопросы) референдума;
2) адрес места жительства — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина;
3) бюллетень — бюллетень для голосования на референдуме;
4) вопрос референдума — вопрос государственного значения, по которому предлагается провести или проводится референдум;
5) инициативная агитационная группа — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях проведения агитации по вопросам референдума;
6) инициативная группа по проведению референдума — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума;
7) кампания референдума — деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума либо со дня официального опубликования решения о назначении всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации либо со дня официального опубликования решения о назначении референдума по проекту нормативного акта или вопросу референдума, вынесенным на референдум в соответствии с международным договором Российской Федерации, до дня представления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом;
8) комиссия референдума — комиссия, осуществляющая подготовку и проведение референдума, обеспечивающая реализацию и защиту права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и входящая в систему комиссий референдума, установленную частью 2 статьи 24 настоящего Федерального конституционного закона;
9) подписной лист — лист, который предназначен для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума;
10) политическая партия — политическая партия, имеющая в соответствии с законодательством Российской Федерации о политических партиях право участвовать в референдуме;
11) право на участие в референдуме — конституционное право граждан Российской Федерации голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума;
12) участники референдума — граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о референдуме правом на участие в референдуме.
Комиссия для проведения референдума
Муниципальная избирательная комиссия проводит подготовку, проведение референдума, подсчитывает голоса и определяет результаты. Всё это проводится в максимально открытом для граждан виде. Сейчас всё чаще стали устанавливать камеры наблюдения, фиксирующие моменты проведения референдума, подсчёт голосов. Наблюдать за ходом мероприятия может каждый.
Комиссия формируется и работает согласно соответствующим законам. Её численность зависит от количества участков, на которые делится территория проведения референдума, и числа избирателей на них. Чаще всего они совпадают с участками выборов, так как для удобства проведения последних проводится тщательная подготовка.
Инициатива проведения
В различных субъектах Российской Федерации условия для проведения местного референдума разные. Если инициатива принадлежит представительному органу, то не менее трети или половины депутатов должны высказаться за его организацию. Но в большинстве случаев проведение референдума провозглашается при квалифицированном большинстве. То есть при 2/3 голосов.
Если проведение референдума требуют местные жители, то должна быть оформлена официальная бумага в представительном органе. В приложении к прошению или заявлению необходимо прикрепить подписи граждан. Их количество не должно составлять менее пяти процентов от числа избирателей субъекта, на территории которого планируется провести местный референдум.
Граждане могут объединиться в инициативную группу либо создать общественное объединение. Если оно хочет провести референдум, это означает, что ему необходимо пройти сложную процедуру регистрации в органах юстиции. Только через полгода после этого объединение сможет обратиться к представительному органу с требованием проведения референдума.
Предлагаемое консультативное всероссийское голосование
Терминология
Действующая Конституция Российской Федерации была принята «всенародным голосованием» 12 декабря 1993 года . Это официальный термин, имеющий юридическое значение. Поправки или новая конституция также могут быть приняты «всенародным голосованием».
Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. |
Конституция Российской Федерации вступает в силу с момента ее официального опубликования по результатам всенародного голосования. |
— Конституция РФ, разд. 2, арт. 137 с. 1 |
Статья 3 Конституции России 1993 г. гласит:
Высшим непосредственным выражением власти народа референдум и свободные выборы. |
Высшим прямым выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. |
— Конституция РФ, разд. 1, арт. 3 шт. 3 |
Глава 9 говорит:
|
|
—Конституция Российской Федерации, гл. 9, арт. 135 с. 2–3 |
Таким образом, «референдум» ( русский : референдум , латинизированный : референдум ), «свободные выборы» ( русский : свободные выборы , латинизированный : свободные выборы ) и «всенародное голосование» ( русский язык : всенародное голосование , латинизированный : всенародное голосование ) предусмотрены Конституция. Явка не менее 50% является обязательной для «всенародного голосования» в соответствии со статьей 135 Конституции России 1993 года.
Федеральный конституционный закон о референдуме был принят в 1995 году периода А кампании, 50% + явка и международные демократические избирательные стандарты являются обязательными для проведения референдума. Результаты референдума являются обязательными и не могут быть изменены, если не будет проведен новый референдум. Консультативный референдум в России не предусмотрен.
Обсуждение
С другой стороны, заявление Путина о том, что «окончательное решение» будет принято только после процесса голосования, можно истолковать как означающее, что само голосование не будет иметь обязательной силы. Однако согласно Конституции это не так: результаты общенационального голосования должны применяться как есть. Это означает, что референдум будет проводиться как дополнительная конституционная процедура (во многом как онлайн-опрос). Критики обвинили Путина в организации «конституционного переворота» и стремлении ускорить внесение изменений в политическую систему страны без прохождения надлежащих процедур, включая референдум.
Всероссийское голосование
Обновление Конституции требует ни референдума, ни о созыве Учредительного собрания, но «Всероссийское голосования» ( русское : общероссийское голосование , латинизируются : obshcherossiyskoye golosovaniye ) в предусмотренной статье 2 проекта закона о внесении изменений и дополнений в русском Конституция. Путин ввел этот термин впервые, и это не юридический термин с четким определением. Общероссийское голосование не предусмотрено конституцией, не упоминается ни в федеральных законах, ни в региональных законах, ни в иных правовых документах.

Эта тема закрыта для публикации ответов.