Распятие на кресте: 55 фактов казни

Алан-э-Дейл       02.05.2022 г.

Оглавление

Христа казнили на кресте, чтобы унизить Его

Многие верующие, да и неверующие спрашивают: как распяли Иисуса Христа? Распяли Его обычным принятым способом в Древнем Риме. Руки и ноги пригвоздили к столбу, при этом руки прибили гвоздями к перекладине распятия.

Крест избрали в качестве орудия казни потому, что распятие на кресте в Древнем Риме считалось распространенной формой наказания, на которое обрекались рабы и самые отъявленные преступники. Именно поэтому легко ответить на вопрос: кто был распят вместе с Иисусом? Это разбойники.

Казнь рабов, участвовавших в восстании Спартака. Гравюра. В Древнем Риме смерть на кресте считалась позорной. Она применялась в отношении самых отъявленных преступников, например, бунтовщиков. Именно поэтому Христа распяли

Необходимо отметить, что по еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, осудив Его на такую смерть. Но почему Иисуса распяли на кресте?

Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать, за что распяли Спасителя. По приговору Синедриона, утверждённого Понтием Пилатом, Христа казнили за богохульство и подстрекательства к мятежу. Это тяжкие преступления в Древнем Риме, отсюда и выбор орудия казни.

Смерть Христа сопровождалась великими знамениями

Распятие Господне сопровождалось великими знамениями. С того часа дня, как Спаситель был распят, то есть с полудня (шестого часа), солнце померкло и наступила тьма по всей земле и продолжалась до третьего часа дня (девятого часа), то есть до самой смерти Спасителя.

Маттиас Грюневальд, Изенхеймский алтарь (1513 — 1515). Кольмар. Музей Унтерлинден. Перед смертью Иисус Христос сказал: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул:

Это начальные слова из 21 псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя.

Это предсмертный вопль послужил причиной волны новых насмешек над Спасителем со стороны его врагов.

Иисус Христос скончался около девятого часа или три часа по нашему времени.

Предчувствуя свою смерть и страдая от жажды, Иисус сказал «жажду». После этого один из римских воинов наколол на копьё губку и, смочив её в уксусе, поднёс к Его губам. После этого Спаситель сказал:

то есть исполнилось обетование Божие, совершилось искупление человеческого рода и примирение его с Богом через смерть Мессии.

После этого Он громким голосом произнес:

И, преклонив главу, предал дух.

Так выглядела завеса, отделяющая Святая Святых. После смерти Христа она разорвалась на две части в знак того, что отныне нет преграды между Богом и человеком

В это время Завеса в Храме, которая закрывала святое святых, порвалась на двое, что символизирует собой прекращение действие Ветхого Завета и начало действия Нового Завета.

Кроме того, смерть Иисуса Христа сопровождалась землетрясением и воскресением мертвых, которые вошли в Иерусалим и явились многим его жителям.

При этом сотник Лонгин, который руководил казнью, а также его воины испугались, увидев всё это и стали говорить: «Истинно, человек этот был Сын Божий». Народ же стал расходиться, ударяя себя в грудь.

Крест-якорь и крест-буква: раннее христианство

Путь креста к статусу главного символа христиан был долгим и тернистым. В первые века существования христианства в Римской империи куда более распространенными были другие символы — агнец или пастух с агнцем — символ Спасителя или Иисуса и его паствы; хлеба и рыба — те, что Христос чудом умножил; птица с веткой в ключе или лавровый венок — символы воскресения; рыба или рыбы — потому что древнегреческое слово «ихтус» («рыба») использовалось христианами как акроним греческих слов «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Ученые находят эти символы в катакомбах, местах захоронения христиан, где также проводились собрания и молитвы.

На ихтусе стоит остановиться подробнее.

Как должен выглядеть православный крестик

Итак, православный нательный крестик должен выглядеть… Постойте, ничего он не должен: это материальный символ веры, который может принимать различные формы. Да, некоторые каноны есть, но они настолько размыты и условны, что ошибиться при выборе православного символа веры практически невозможно!

Вопреки распространенному заблуждению, православная церковь признает кресты самых разных форм:

Четырехконечные. Эти самые простые кресты, состоящие всего из двух скрещенных перекладин, зачастую называют у нас латинскими. Многие люди однозначно считают их католическими. Это неверно: православная церковь не столь категорична в этом вопросе, тем более что креститель Руси князь Владимир владел именно таким крестом. И еще: можно носить православный крест без распятия, надписей и прочих символичных элементов. Просто гладкий четырехконечный крест – этого достаточно!

Смотреть все золотые подвески «Крест» в каталоге SUNLIGHT

  • Шестиконечные. В таких крестах добавляется еще одна планка – наклонная нижняя. Существуют различные трактовки ее значения: по разным источникам, она символизирует внутренний баланс человека, путь его к духовности или весы, на которых взвешиваются грехи и благодеяния человеческие.
  • Восьмиконечные. Это канонические православные кресты. По сравнению с шестиконечными, они имеют дополнительную верхнюю планку меньшей длины, нежели основная поперечная. Она именуется титлом и служит символом таблички, некогда прибитой над главой распятого Господа. По православной традиции, на ней начертаны литеры IHЦI, что при расшифровке церковнославянской аббревиатуры дает фразу «Иисус Назарянин, царь Иудейский». Этим крестом со времен Иоанна Грозного украшают купола церквей, его ставят на могилах прихожан РПЦ, используют в государственной символике.

Канонический православный крест с распятием Иисуса Христа визуально несколько отличается от католического. Пробежимся по основным различиям:

  • Фигура Христа. В православной традиции распятие более оптимистичное и жизнеутверждающее. Христос изображается уже воскресшим, с раскрытыми объятиями и одухотворенным взглядом. Католический Спаситель будто бы застигнут на стадии мук или уже мертвым: он бессильно обвисает на кресте, явно страдая.
  • Нюансы. На католических распятиях на голове Христа часто красуется терновый венец, в православии он обычно отсутствует. И самое главное, обо что было сломано множество теологических копий – ноги Христа. В православной традиции Спаситель получает по гвоздю на ногу (всего четыре), по католической – один гвоздь на обе ноги. Иногда православные священники-ортодоксы отказываются освящать крестики, руководствуясь именно этим признаком. Неужели от того, что Иисус прибит тремя гвоздями, он перестает быть Спасителем человечества?
  • Надписи. Об одной надписи (она красуется на титле, то есть верхней перекладине, или просто вверху креста) мы уже говорили – церковнославянское IHЦI или русское ИНЦИ. На католическом кресте аналогичная аббревиатура написана по-латыни INRI. На обоих крестах могут присутствовать всевозможные дополнительные символы и декоративные элементы, но только на православном крестике с обратной стороны написано: «Спаси и Сохрани».

Рубрика «вопрос-ответ»

Что делать с крестом после установки памятника?

Мнение эксперта
Геннадий Геннадьевич Лопырёв
Директор ритуального агентства

Необходимо рассмотреть разные варианты, все они реализуются в условиях стандартной могилы на городском кладбище:

  • демонтировать, отдать работникам погоста, у них есть возможность утилизировать такие изделия;
  • сжечь – если нет других способов;
  • разобрать на отдельные элементы, прикопать в земле у могилы;
  • демонтировать, убрать в цветник – здесь часто предусматривается место для креста, дерево в конечном счете перегниет на земле.

Почему крест ставят в ноги покойнику?

Мнение эксперта
Ремонтников Владимир Петрович
Религиовед, историк

Существуют разные мнения, одно из них – создание опоры для покойника. Когда он станет подниматься во время всеобщего воскрешения, то будет, за что ухватиться. Если же крест располагается у изголовья, так можно удариться головой о его основание.

Можно ли крепить фото к кресту?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

На традиционной модели креста нельзя располагать фотографию умершего. Это надругательство над святыней. Рекомендуется изначально выбирать другие варианты: стела, совмещенная с крестом, или модель с отдельно стоящим крестом, гранитный вариант с подножием. Фото умершего должно быть ниже перекрестия. Его устанавливают у основания или отдельно – на могильной плите, если на крестообразной конструкции не предусмотрена такая возможность.

Крест — традиционный символ христианства

Можно ли изготовить крест своими руками? Его нужно освящать?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Самостоятельное изготовление начинают после благословения батюшки. Нужно узнать обо всех особенностях, т. к. для этого необходимо поститься по определенным дням. Распятие – обязательный элемент православного креста, но его может не быть, если священнослужитель дал свое позволение. Освящать крестообразные конструкции на могиле специально не нужно, батюшка это сделает на похоронах.

Какие кресты ставят на могилу православным? Цвет имеет значение?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

В современном мире уже давно стал привычным выбор шестиконечный вариант. Для истинно верующих предпочтительным является восьмиконечный. Другие варианты не встречаются на могилах православных. Цвет изделия не принципиален. Можно устанавливать конструкции из светлого, темного дерева, черного металла, серого камня – существует большое количество разновидностей. Для умершего гораздо важнее молитва близких, нежели цвет распятия.

Могила с крестом

Почему покойников хоронят ногами к кресту?

Мнение эксперта
Ремонтников Владимир Петрович
Религиовед, историк

Мнения священнослужителей, богословов расходятся. Кто-то убежден, что распятие должно быть над головой, но большинство сходятся во мнении, что его устанавливают в ногах. Считают, что это более логичный подход: когда придет момент всеобщего воскресения верующих, умерший сможет подняться, сделав упор на конструкцию в ногах.

Почему ставят крест на могиле в принципе?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Распятие над умершим знаменует принадлежность к православной вере. Его необходимо устанавливать всякий раз, когда хоронят христианина. Так представители других конфессий и просто проходящие люди смогут узнать, что здесь похоронен православный верующий. Кроме того, крестообразная конструкция символизирует духовную опору, вечность, куда стремится душа покойного.

Кого еще изображают на иконе?

Икона «Распятие Господа нашего Иисуса Христа» неизменно содержит в своем сюжете фигуру Богородицы. Как правило, Богоматерь изображается иконописцами по правую руку от Иисуса.

Кроме Богоматери сюжет образа нередко дополняют фигуры:

  • Иоанна Богослова;
  • разбойников, взятых Иисусом на небо;
  • римских солдат.

Часто в верхней части образа изображаются небесные силы в виде ангелов. В сложных иконописных работах, наполненных деталями, позади распятия прописываются скалы, символизирующие случившееся при казни землетрясение. На настенных фресках сюжет нередко дополняют выписанные в верхней части по краям символические солнце и земля.

Сложность исполнения и наполненность деталями характерны для старых образов, несших просветительскую миссию. В конце средних веков икона Иисуса Христа «Распятие» деталями уже не перегружается, акцент делается на центральной фигуре, то есть на самом главном событии, о котором повествует сюжет образа.

Миф № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.

Не надо обращать внимания на такие вещи. Мы не язычники. Бывает, что в автомобиле упала иконка, и какое-то время спустя пробилось колесо или ещё что-нибудь случилось. Человек думает: вот, Господь меня предупреждал. А на самом деле не надо ездить на лысой резине.

Порвалась у тебя цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Пойди к ювелиру, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.

Если постоянно придавать всему мистическое значение, можно скатиться в оккультизм. Я таких людей вижу каждый день, и мне их жалко. Вместо того чтобы прийти в храм помолиться, исповедаться, они озираются вокруг: тут у меня цепочка упала, тут у меня ещё что-то случилось… Вместо молитвы к Богу, общения с Ним, они постоянно наблюдают за «приметами»

А бес над такими людьми просто смеётся — он им посылает всё новые и новые моменты, на которые они будут обращать внимание

Если ты боишься примет, приди в храм, исповедуйся, причастись, послушай проповедь священника или архиерея. И ничего не бойся.

Крест с распятием

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Господа Иисуса Христа на кресте относится только к V веку. Это распятие на дверях церкви святой Сабины в Риме. Однако долгое время — до IX века включительно — Спаситель изображался в длинном одеянии как бы стоящим перед крестом, не только воскресшим, но и торжествующим. Только в Х веке появились изображения собственно распятия.

Крест «терновый венец»

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Венец Христа, изображённый на нём, символизирует победу и награду: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).

Крест старопечатный «плетеный»

Византийское плетение заимствовалось славянами и стало частью их церковного искусства. Наиболее часто изображения «плетёных» крестов встречаются в болгарских старопечатных книгах.

Крест схимнический, или «Голгофа»

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где впоследствии был распят Христос. Возле изображения Голгофы прописаны буквы «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Буквы «К» и «Т» — подписи к копию воина и трости с губкой.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа, «НИКА» — Победитель, на титле или около неё: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий — или «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский, в самом верху: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.

Путь Иисуса Христа на Голгофу, куда Он нес Свой крест.

Перед тем, как распять Иисуса Христа, римские солдаты жестоко избили Его. Сначала Его били кожанными плетьями с металлическими наконечниками, которые оставляли глубокие полосы на теле при каждом ударе. Затем на голову Иисуса Христа одели терновый венец, сплетенный из острых колючек, и стали бить Его по голове палкой.

После этих издевательств солдаты повели Христа к месту казни, на холм под названием Голгофа. На Него возложили большой деревянный крест, чтобы Он нес его туда. Но, обессиленный после страшного избиения, Иисус смог донести его только до городских ворот. Поэтому солдаты позвали человека по имени Симон Киринеянин и заставили его помогать Иисусу нести крест.

Каноническая иконография

Со временем, как это обычно и происходит, иконография обрастает определенными подробностями. В основном они заимствованы из Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как стремление к большему историзму (в евангельском смысле). Христос теперь обнажен (хотя присутствует непременная набедренная повязка, из соображений соблюдения приличия). Раны источают кровь, а из раны на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин. 19:34), тут стремление точно передать евангельское событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию, согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы, это символ того, что кровью Христовой омыт первородный грех прародителей. Над крестом присутствует табличка, которая в разных иконах в той или иной мере передает суть надписания, упомянутого в Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией иконографии, она просто гласит: «Царь Славы».

Мозаика. Византия. XII век. Греция. Монастырь Дафни

В отличие от первоначального варианта иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта деталь также не случайно внесена в образ – зритель должен осознавать, что Спаситель действительно умер за наши грехи, а значит, и действительно воскрес. Однако и в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой. Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью. Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран византийского культурного ареала. Он закрепился в православной иконографии в качестве канона.

Фреска. Распятие. Фрагмент. Сербия. 1209 год. Студенецкий монастырь

В то же время в Западной Церкви после отпадения Рима образ распятия Господня стал меняться, и это касается как внешних деталей, так и внутреннего смысла.

Популярное за 7 дней

Псалом, раскрывающий тайны. Читающий его обретает мудрость
08.10.21 11:24

Кому бесы не могут причинить никакого вреда
11.10.21 10:07

Покров Пресвятой Богородицы: об особом смысле праздника, свадебном сезоне, наиболее значимых традициях
13.10.21 20:52

София Киевская. Мозаики
14.10.21 15:39

Бывают ли несчастливые числа?
13.10.21 17:39

Рок-музыка: от откровенного сатанизма до христианских тем
11.10.21 11:45

Покров – день, когда рай спустился на землю
14.10.21 09:42

Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, или Как понять «небесную арифметику»?
08.10.21 12:25

Текст службы Покрова с переводом и поясениями
13.10.21 14:44

14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
13.10.21 23:15

А в других христианских странах есть свои старообрядцы?

Скольжение по тонкому льду. Карикатура Джона Тенниела на папу Пия IX и Первый Ватиканский собор, вызвавший раскол Католической церкви. 1869 год — Wellcome Collection

В других странах тоже существуют группы религиозных консерваторов, не признающие реформы Церкви. Например, в католицизме в XIX веке появились старокатолики — группа западных церквей, не принявших решения Первого Ватиканского собора 1870 года, а точнее догмат о непогрешимости папы римского и о непорочном зачатии Девы Марии. В XX веке в католичестве из-за неприятия либеральных реформ Второго Ватиканского собора произо­шел новый раскол, который возглавил архиепископ Марсель Лефевр.

В истории христианства и других религиозных традиций было множество подобных консервативных расколов. Но вряд ли найдутся события, схожие по масштабам с расколом на Руси, потому что реформы Никона в итоге разделили не только Церковь, но и народ.

  • Боченков В. В. Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви, советский период (1918–1991 гг.)  М., 2019.
  • Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. М., 2009.
  • Кожурин К. Я. Повседневная жизнь старообрядцев. М., 2014.
  • Кожурин К. Я. Протопоп Аввакум. Жизнь за веру. М., 2013.
  • Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало раскола. М., 2010.
  • Пулькин М. В. Самосожжения старообрядцев (середина XVII–XIX в.). М., 2013.
  • Пыжиков А. В. Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года. М., 2016.
  • Расков Д. Е. Экономические институты старообрядчества. СПб., 2012.
  • Урушев Д. А. Русское старообрядчество: традиции, история, культура. М., 2017.
  • Урушев Д. А. Святая Русь. Подлинная история старообрядчества. М., 2017.
  • Юхименко Е. М. Старообрядчество: история и культура. М., 2016.
  • Житие протопопа Аввакума. СПб., 2019.

Даниил Семикопов

Через смерть на кресте Христос искупил первородный грех человечества и открыл тем самым ему врата в Царство Небесное

Не составляет труда также узнать, на какой горе произошла казнь. Это Голгофа — постоянное место казней в Иерусалиме. В настоящее время он включена в комплекс Храма Гроба господня и её фото размещено во многих книгах и туристических справочниках.

Астрономы утверждают, что Христа казнили 3 апреля 33 года в возрасте 33 года.

Можно установить и год распятия, а также во сколько лет Иисус умер. Астрономические вычисления говорят о том, что казнь произошла 3 апреля 33 года примерно в три часа дня. Было ему тогда 33 года.

Фильм Закон Божий. Святая Елена. Воздвижение Креста Господня. На 2 минуте 20 секунде автор говорит о том, что император Византии Константин Великий повелел своей жене Елене отправится в на место казни Христа и отыскать останки креста для почитания.

Эти знания необходимы для того, чтобы иметь возможность отвечать на вопросы скептиков. Дело в том, что некоторые из них спрашивают: был ли распят Иисус Христос и в каком возрасте? Место распятия Иисуса Христа в своё время обнаружила святая Елена.

Ею же обретён крест, на котором был распят Иисус Христос. После смерти Спасителя крест стал символом христианства. Значение же распятия для человечества огромно, ведь через муки на кресте Иисус Христос искупил первородный грех Адама и открыл для людей врата в Царство Небесное.

Христа распяли на Голгофе, потому, что это лобное место (место проведения казней)

После того, как Синедрион вынес свой приговор, а Понтий Пилат его утвердил, Христа привели на Голгофу.

На этом пути Спаситель выдержал множество издевательств, а также бичевание. Казнили Его на горе Голгофа. Существует икона, на которой изображён сюжет казни на Голгофе.

Голгофа — в переводе это название означает череп.

Так холм назвали из-за его формы или же потому, что на нём лежали не погребённые черепа казнённых. Кроме того, богословы утверждают, что в этой горе хранился череп Адама и другие его останки.

Таким образом, Христа распяли на том месте, где упокоился первый человек на Земле, принесший человечеству первородный грех.

Восхождение на Крест. Русская икона, XVI век. На иконе изображена голова Адама, над которой воздвигнут крест, на котором казнят Иисуса Христа

Господь сам нёс орудие своей казни — крест на лобное место (место проведения казней). На Голгофе Христос отказался принять одурманивающую смесь из кислого вина и смирны. Дело в том, что судили и казнили Его по иудейскому закону, а он требовал предоставить казнённым эту смесь для облегчения их страданий.

Таким образом, Христос показал, что он готов перенести все страдания и не требует их облегчения, так как добровольно принял на себя человеческие грехи.

Иисус Христос отказался принять перед казнью одурманивающую смесь вина и смирны.

Распятие Иисуса Христа сопровождалось издевательствами, которые над Ним чинили римские солдаты. Спаситель при этом не проявлял признаков гнева или агрессии.

Он молился за своих мучителей и произнёс: «Отче! Прости им, потому что они не знают, что делают». Это произошло во время распятия.

Порденоне. Распятие Христа. (1520 — 1522). Кремона. Кафедральный собор. Вместе с Христом казнили двух разбойников. При этом на табличке, прибитой к столбу распятия Понтий Пилат написал: «Иисус Назорей Царь иудейский»

Вместе с Христом распяты два разбойника. Одного повесили на крест по правую сторону от него, а другого — по левую. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал:

(Ис. 53, 12)

На табличках, которые прибивали на столб над головой распятых, обычно указывалась вина казнённых. Понтий Пилат приказал написать на ней по-еврейски, по-гречески и по-римски:

Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили:

Но Пилат ответил:

Как выглядит образ?

То, как выглядит икона Христа Спасителя «Распятие», не однозначно, образ пишется по-разному. Авторы используют различные художественные приемы, которые, безусловно, имеют свой смысл.

Первое, чем отличаются образы – фон. Одни авторы используют темные, мрачные тона, другие прописывают распятие на золотом. Темный фон одновременно подчеркивает трагизм произошедшего и передает действительные события, ведь при распятии Иисуса померкло солнце.

Золотой фон используется иконописцами чаще. Этот оттенок является символом торжества, самого акта спасения человечества через жертву Иисуса. Символизирует он и величие подвига Спасителя во имя людей, его победу над смертью. Победа Иисуса символично выражается и еще в одной детали – черепе в земле, прописанном в основании распятия.

Кроме Христа, на иконе изображаются и другие персонажи, дополняющие ее сюжетную линию. Их количество тоже не остается постоянным. На каждом образе канонически присутствует лишь Богоматерь, остальные фигуры и их число меняются. Различны и размеры изображенных

Разница в размере передает их статус, значение и важность

Анкх на иконе и монограмма Троицы: кресты раннего Средневековья

Кресты — пока что еще не свободные от влияния формы античных монограмм Христа — существовали в мозаиках поздней Античности и раннего Средневековья. Мозаика из баптистерия кафедрального собора итальянского города Альбенга датируется второй половиной V века. На ней схематически изображена Троица в виде тройного повторения хризмы (монограммы Христа Хи Ро). Троекратное повторение греческих букв Альфа и Омега обозначает могущество Господа. Первая и последняя буквы греческого алфавита упоминаются в библейском стихе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22: 13). Сидящие вокруг двенадцать голубей — символы двенадцати апостолов, основоположников христианской церкви на земле. Голуби будут появляться и на других памятниках итальянского искусства, например на кресте XII века в мозаике в римской базилике Святого Климента.

Похожая по стилю мозаика из римской базилики Санта-Пуденциана, созданная около 385 года, демонстрирует уже не хризму, но настоящий крест, украшенный драгоценными каменьями. На мозаике 549 года из равеннской базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе в центре драгоценного креста располагается изображение Спасителя.

На первых дошедших до нас иконах, которые сегодня хранятся в монастыре Святой Екатерины на горе Синай, кресты есть в руках у святых, апостолов и у самого Спасителя (распятие изображено на Священном Писании).

Уже по тому, как крест органично встраивается в повествование мозаик и икон, очевидно, что к IV–VI векам распятие стало частью христианской литургии. Некоторые исследователи видят преемственность между главным христианским религиозным символом и анкхом, символом вечной жизни в египетской традиции (позднее он будет заимствован коптами и станет одним из вариантов креста в Африке).

Действительно, на некоторых фаюмских портретах — погребальных раскрашенных досках, которые прикреплялись к саркофагам с мумиями и впервые найдены в регионе недалеко от современного Каира, — есть образы, очень похожие на те, что мы видим на ранних иконах. К примеру, на некоторых портретах, датируемых III–IV веками, нарисованы женщины, держащие анкх в точности так же, как святые на синайских иконах.

Смерть Христа сопровождалась великими знамениями

Распятие Господне сопровождалось великими знамениями. С того часа дня, как Спаситель был распят, то есть с полудня (шестого часа), солнце померкло и наступила тьма по всей земле и продолжалась до третьего часа дня (девятого часа), то есть до самой смерти Спасителя.

Маттиас Грюневальд, Изенхеймский алтарь (1513 — 1515). Кольмар. Музей Унтерлинден. Перед смертью Иисус Христос сказал: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»

Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул:

Это начальные слова из 21 псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя.

Это предсмертный вопль послужил причиной волны новых насмешек над Спасителем со стороны его врагов.

Иисус Христос скончался около девятого часа или три часа по нашему времени.

Предчувствуя свою смерть и страдая от жажды, Иисус сказал «жажду». После этого один из римских воинов наколол на копьё губку и, смочив её в уксусе, поднёс к Его губам. После этого Спаситель сказал:

то есть исполнилось обетование Божие, совершилось искупление человеческого рода и примирение его с Богом через смерть Мессии.

После этого Он громким голосом произнес:

И, преклонив главу, предал дух.

Так выглядела завеса, отделяющая Святая Святых. После смерти Христа она разорвалась на две части в знак того, что отныне нет преграды между Богом и человеком

В это время Завеса в Храме, которая закрывала святое святых, порвалась на двое, что символизирует собой прекращение действие Ветхого Завета и начало действия Нового Завета.

Кроме того, смерть Иисуса Христа сопровождалась землетрясением и воскресением мертвых, которые вошли в Иерусалим и явились многим его жителям.

При этом сотник Лонгин, который руководил казнью, а также его воины испугались, увидев всё это и стали говорить: «Истинно, человек этот был Сын Божий». Народ же стал расходиться, ударяя себя в грудь.

Краткий пересказ истории распятия Иисуса Христа известен каждому христианину

Кратко знать историю распятия Иисуса Христа обязан каждый христианин. Дело в том, что это событие, а также смерть и последующее Воскресение Спасителя — это краеугольные камни христианской веры.

Христос своей смертью на кресте искупил первородный грех человечества, который принёс в мир Адам. Воскреснув, он открыл закрытые из-за этого греха врата в Царство Небесное. Об этом православные вспоминают каждый раз во время Страстной недели.

Христос перед Каиафой. Н. П. Шаховской. Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Кон. XIX века. Россия. Санкт-Петербург. В начале дело Христа рассмотрел первосвященник Иудеи Каифа. Именно ему принадлежит идея о казни Спасителя

Скорбный путь Иисуса на Голгофу начинается с предательства его Иудой. После того как Его по слову предателя схватили, Его привели к Анне, тестю первосвященника Каиафы. После допроса Христа у Анны Иисуса отправили на допрос к Каиафе, где Синедрион искал Его вину.

Несмотря на то, что Понтий Пилат не нашел вины Христа, он утвердил смертный приговор.

Первосвященник обвинил Спасителя в богохульстве, и так как это преступление лежало вне пределов его юрисдикции, он отправил Иисуса к Понтию Пилату, римскому наместнику Иудеи в то время.

«Что есть истина?» (Христос и Пилат). Николай Ге, 1890 год. Несмотря на то, что римский наместник Иудеи Понтий Пилат вины Христа не нашло, он утвердил смертный приговор Синедриона

Понтий Пилат не нашёл вины Христа, однако его вынудили утвердить приговор Синедриона и приговорить Спасителя к смертной казни через распятие.

Не удалось Его освободить ему и в честь праздника Пасхи, так как народ иудейский и первосвященники потребовали отпустить вместо него разбойника Варраву.

Синедрион
(древнегреч.) судебный совет старейшин

Необходимо помнить о том, что Понтий Пилат, пытаясь избежать того, что Сын Божий будет осуждён им, отправил его к царю Галилеи Ироду Антипе, который никакого решения не принял. При этом в насмешку он приказал одеть Христа в белы одежды — символ невинности.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.