Какова роль службы охраны труда в деятельности суот?

Алан-э-Дейл       21.11.2022 г.

Социально-экономическая группа

Подобные мероприятия, связанные с охраной труда, содержат в себе меры госстимулирования работодателей по повышению уровня безопасности трудовой деятельности их сотрудников. В частности, это следующее:

  • Установление льгот, компенсаций тем работникам, условия деятельности которых признаны вредными и опасными.
  • Защита конкретных социально незащищенных категорий трудящихся.
  • Обязательное соцстрахование трудового коллектива.
  • Выплата материальных компенсаций при получении производственных травм, диагностировании профессиональных заболеваний.

Социальная сущность охраны труда — поддержание трудоспособности, нормального состояния здоровья экономически активных категорий граждан на максимально высоком уровне. Также это полноценная соцзащита не только пострадавших на производстве работников, но и членов их семей.

Экономическая сущность охраны труда состоит в том, что она предполагает минимизацию потерь социума при осуществлении им производственной деятельности. Это достигается путем предотвращения профессиональных заболеваний, травматизма на производстве.

Учет микроповреждений

Документировать и расследовать производственные травмы и профзаболевания, отражающиеся на состоянии здоровья и работоспособности пострадавшего сотрудника, работодателям приходилось и раньше. Но теперь в ТК РФ появится новая статья 226 «Микроповреждения (микротравмы)». Микротравмы – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности. Требуется вести учет микроповреждений (микротравм) работников в специальном журнале. Учет микротравм позволит работодателю выявлять потенциальные риски травмирования, свести к нулю профессиональные риски и обеспечивать улучшение условий труда. Работодатели будут утверждать локальным нормативным актом порядок учета микротравм работников.

Схема учета микротравм следующая. Сотруднику, который получил микротравму, нужно будет обратиться к своему руководителю, чтобы он зарегистрировал случившееся и рассмотрел, по каким причинам работник пострадал. Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего работника к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю, представителю работодателя.

При обращении пострадавшего к медицинскому работнику организации последний сообщает о микроповреждении (микротравме) работника оповещаемому лицу. Начальник должен убедиться, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь или медицинская помощь. Затем оповещаемое лицо незамедлительно информирует любым общедоступным способом специалиста по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда, о микроповреждении (микротравме) работника.

Специалист по охране труда в течение суток должен рассмотреть обстоятельства и причины, приведшие к возникновению микротравмы. У сотрудника запрашивают объяснение, проводят осмотр места происшествия. Пострадавший работник имеет право на личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы). Затем составляется справка и вносится запись в журнал. Потом формируются мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).

При подготовке перечня соответствующих мероприятий рекомендуется учитывать:

  • обстоятельства получения микротравмы, включая используемые оборудование, инструменты, материалы и сырье, приемы работы, условия труда, и возможность их воспроизведения в схожих ситуациях или на других рабочих местах;
  • организационные недостатки в функционировании системы управления охраной труда;
  • физическое состояние работника в момент получения микротравмы;
  • эффективные меры по контролю;
  • механизмы оценки эффективности мер по контролю и реализации профилактических мероприятий.

Минтруд уже разработал проект приказа с рекомендациями по учету микротравм работников и опубликовал на портале regulation.gov.ru. В приложениях к приказу приведены рекомендуемые образцы: справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к возникновению микроповреждения (микротравмы) работника; журнала учета микроповреждений (микротравм) работников.

Когда применять профстандарт

Профстандарты нужно обязательно применять в двух случаях, которые прописаны в Трудовым кодексе РФ:

  • если за выполнение работ по этим должностям предоставляют компенсации и льготы, либо установлены ограничения (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);
  • требования к квалификации установлены в Трудовом кодексе РФ и других федеральных законах, иных нормативных актах Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).

В остальных случаях требования профстандартов носят рекомендательный характер.

Профстандарты перечисляют минимальные требования к квалификации и компетенции работника по конкретной должности. Здесь предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы.

Специалисты по охране труда в ближайшее время должны будут пройти проверку на соответствие требованиям профстандарта. Законодательство пока не регламентирует этот порядок, поэтому каждый работодатель может определить его самостоятельно. Процедуру закрепляют локальным нормативным актом.

Провести оценку на соответствие стандарту работодатель может, создав специальную комиссию. Итогом работы такой комиссии станет отчет о соответствии работников профстандарту, а также рекомендации по обучению работников, чья квалификация не соответствует требованиям.

Профстандарт ввели, чтобы актуализировать требования к квалификации специалистов по охране труда. Он дополняет во многом устаревшие, но все еще действующие Единый тарифно-квалификационном справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Сейчас эти документы содержат свыше 5500 профессий рабочих и 2000 должностей служащих.

Уволить сотрудника только на том основании, что он не соответствует требованиям профстандарта, нельзя. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Если работник не соответствует требованиям обязательного профстандарта, то работодателю необходимо организовать мероприятия, чтобы довести его квалификацию, знания и умения до уровня, заявленного в стандарте. Например, направить на обучение. Однако несоответствие требованиям профстандарта может стать косвенным поводом для увольнения сотрудника. Работодатель начнет подробную процедуру аттестации, по итогам которой у него появится законное основание расторгнуть трудовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Что будет, если требования профстандарта проигнорировать

Если работодатель проигнорирует требования о применении профессиональных стандартов, его могут привлечь к административной ответственности. В этом случае юридическое лицо оштрафуют на сумму до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Судебная практика показывает, что работодателя могут привлечь к ответственности за каждое отдельно взятое нарушение (постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-12). Если при этом обнаружат несоответствие трудовых договоров требованиям закона (профстандарта), то работодателю может грозить штраф до 100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ). Это касается всех действующих трудовых договоров с работниками, включая оформленных до 1 июля 2016 года.

Обязанности нанимателя

Обязанности работодателя можно распределить на группы в зависимости от того, перед кем эти обязательства наступают.

Что обязан делать работодатель как субъект правоотношений

Как сторона трудового права, работодатель должен соблюдать и выполнять следующие обязательства:

  1. Неукоснительно следовать трудовому законодательству, действующему на данный момент в стране.
  2. Соблюдать нормы, предписанные в различных нормативных документах по трудовому законодательству:
    • нормативных актах;
  3. локальных документах;
  4. федеральных законах, региональных и муниципальных постановлениях;
  5. колдоговорах;
  6. индивидуальных трудовых договорах;
  7. дополнительных соглашениях.

Обязанности работодателя перед государственными контролирующими органами

Эти обязанности нельзя отнести к тем, что возникают непосредственно перед работниками, однако, их соблюдение направлено на организацию благоприятной работы наемного персонала. Итак, работодатель в отношении органов управления и контроля обязан исполнять все предписания, которые выдаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющих госнадзор и контроль над надлежащим исполнением норм ТК РФ.

Обязанности работодателя перед своими сотрудниками

Нанимая сотрудников, работодатель берет на себя достаточно большое количество обязательств. Их немало по той причине, что они должны гарантировать соблюдение прав наемных работников, которые также зафиксированы в ТК РФ (ст. 21). Их можно свести к нескольким группам, отличающимся по принципу предпринимаемых действий:

  • обязанности, связанные с соблюдением норм ТК в отношении сотрудников;
  • обязанности, имеющие отношение к организации, охране и оплате труда;
  • обязанности, регламентирующие оформление рабочей документации;
  • обязанности по обеспечению работы всем необходимым.

Рассмотрим некоторые обязательства лица, предоставляющего работу, перечисленные в соответствующем перечне из ст. 22 ТК РФ.

  1. Наниматель должен обеспечить нанятым сотрудникам оговоренную заключенными соглашениями работу.
  2. Предоставляя возможность труда, наниматель обязан обеспечить рабочее место, оборудование, материалы, сырье, специальную документацию, инструментарий и другие факторы, которые будут необходимыми для полноценной деятельности в рамках трудового соглашения.
  3. Организованные условия и принципы соблюдения безопасности труда должны отвечать требованиям, установленным в трудовом законодательстве для данной отрасли деятельности.
  4. Оплата за труд одинаковой ценности должна быть равной.
  5. Различия в оплате должны быть обусловлены объективными факторами, предусмотренными ТК РФ: квалификацией, стажем сотрудника, уровнем должностных обязанностей, их количеством и пр.
  6. Оплата вознаграждения за труд должна производиться в установленные колдоговором или индивидуальных договорах сроки, если они не противоречат требованиям ТК РФ.
  7. Сотрудникам должен быть обеспечен отдых в качестве перерыва для принятия пищи, выходных дней в соответствии с регламентом, ежегодных отпусков и пр.
  8. Для предусмотренных законом категорий работников должен быть обеспечен особый режим труда: например, сокращенное рабочее время, облегченный труд и т.п.
  9. Локальные акты, принимаемые на предприятии, должны быть доведены до сведения персонала, что подтверждается личной подписью каждого работника об ознакомлении с ними.
  10. Работник должен быть оформлен в соответствии с требованиями законодательства, поэтому обязанность работодателя – заключить с ним трудовой договор.
  11. Заключение колдоговора и ведение коллективных переговоров также лежит на плечах работодателя.
  12. Если выявлены нарушения организации труда и его безопасности, либо о таком заявил работник, наниматель в обязательном порядке должен рассмотреть эти проблемы и принять необходимые меры для их устранения.
  13. В случае нанесения работнику вреда по вине работодателя на последнем лежит обязанность возмещения лечения, а также компенсации за моральный ущерб (в рамках действия ТК РФ).
  14. Работодатель обязательно должен обеспечить социальное страхование для всех своих сотрудников.

Это важно знать: Работа по договору без трудовой книжки пенсионерам

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несоблюдение своих обязанностей для работодателя чревато административным наказанием – штрафом. Штрафные санкции предусмотрены ТК РФ, а также НК и иногда ГК РФ

Мнение эксперта

Лебедев Сергей Федорович

Юрист-практик с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Большой опыт в защите в суде.

Самые серьезные нарушения своих обязанностей могут лишить работодателя права деятельности и занятия определенных должностей на тот или иной срок.

Кто отвечает за охрану труда, если в организации больше сотрудников

Под производственной деятельностью понимают совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Из этого следует, что производственная деятельность — деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. Такой вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136.

Порядок создания службы охраны труда в организации определен в Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14. Этот документ не является нормативно-правовым актом, так как не зарегистрирован Минюстом России. Он носит рекомендательный характер.

Службу охраны труда организуют в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы. Унифицированной формы приказа о создании службы охраны труда нет. Такой приказ составляют в свободной форме.

Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет работодатель. Структура, а также численность службы охраны труда будут зависеть от количества работников, характера условий труда и других факторов.

Чтобы рассчитать численность работников службы охраны труда, необходимо учесть:

  • численность работников организации;
  • численность работников, которые заняты во вредных или опасных условиях труда;
  • количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации (отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения);
  • среднемесячную численность вновь принимаемых работников;
  • количество несчастных случаев за год;
  • процент планируемых невыходов работников службы охраны труда в год (по болезни или другим причинам);
  • расстояние между производственными подразделениями.

Бесплатные вебинары по охране труда

Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты

Посмотреть видео

Когда отдельные производственные подразделения удалены друг от друга на расстояниеот 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более — коэффициент 1,4.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.

Как рассчитать численность работников службы охраны труда в организации

Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

«Чтобы рассчитать численность работников организации, воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1. Определите нормативную численность работников службы охраны труда (Чн).

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности по таблицам (приведенным в Рекомендациях) в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

Шаг 2. Определите списочную численность работников (Чсп).

Списочная численность работников службы охраны труда (Чсп) устанавливается по формуле:

Чсп = Чн x Кн, где:

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяется по формуле:

% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Пример расчета

  • среднесписочная численность работников организации — 1002 человека;
  • численность работников, занятых во вредных условиях труда, — 145 человек;
  • количество самостоятельных структурных подразделений — 38 человек;
  • среднемесячная численность вновь принимаемых работников — 20 человек;
  • количество несчастных случаев за год — не более 5 человек.

Нормативная численность (Чн) = 3,27 чел. (при расчете использованы таблицы, приведенные в Рекомендациях).

Чсп = 3,27 x 1,1 = 3,597 ~= 3,6 чел., где 1,1 — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно).

Штатная численность работников службы охраны труда в организации (Чип) соответствует списочной численности».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Образцы. Приказ и Дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должностей 458.9 КБ

Скачать

Когда необходимо создавать службу охраны труда?

Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

  • численность работников превышает 50 человек;
  • работодатель ведет производственную деятельность.

К сведению

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

Обратите внимание!

Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!

Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Когда необходимо создавать службу охраны труда?

Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

  • численность работников превышает 50 человек;
  • работодатель ведет производственную деятельность.

К сведению

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

Обратите внимание!

Оказывать услуги в области охраны труда могут только аккредитованные организации. Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

Нормы ч. 3 ст. 217 ТК РФ распространяются только на работодателей, численность работников которого не превышает 50 человек.

Если численность работников превышает 50 человек, работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации (письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673). Руководствоваться нормами ч. 3 ст. 217 ТК РФ в этом случае нельзя!

Таким образом, у любого работодателя, включая малые предприятия и микропредприятия, индивидуальных предпринимателей, должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда.

Если у работодателя нет ни службы охраны труда, ни специалиста по охране труда и никто не выполняет их функции, он может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Например, отсутствие штатной единицы специалиста по охране труда в организации, численность работников которой превышает 50 человек, является нарушением требований ч. 1 ст. 217 ТК РФ. Это может послужить основанием для привлечения должностных лиц и организации к административной ответственности (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.