Психолого-педагогическая экспертиза ребенка для суда

Алан-э-Дейл       10.11.2022 г.

Оглавление

Какие факторы состояния ребенка отражает психолого-педагогическая экспертиза для суда?

  • Привязанности ребенкаК кому из родителей он испытывает большую привязанность и доверие.
  • Отношения к каждому из родителейОпределение стрессовых реакций (тревожность, страх) по отношению к родителям.
  • Психологический фон в семьеОпределение уровня психологического комфорта между ребенком и родителями.
  • Уровень внушаемостиОпределение влияния авторитетных для ребенка лиц на его решения.
  • Уровень психологического развития

Участились случаи, когда недобросовестные работники экспертных центров пользуются тем, что большинство родителей не знает, как проводится психолого-педагогическая экспертиза, и нарушают протокол. В подобных экспертизах за один сеанс тестируются сразу ребенок вместе с двумя родителями. С ними проводят беседы, используют различные проективные методики.

Такая система позволяет вынести заключение, но это заключение не может быть полностью достоверным, так как в присутствии двух родителей невозможно адекватно оценить отношение ребенка к каждому из супругов, а также обратную связь от родителей к ребенку. На основании неполных данных выносится неверное заключение, вследствие чего ребёнок может быть помещен в психотравмирующую среду.

Правильная судебная психолого-педагогическая экспертиза ребенка проводится:

  • С ребенком в присутствии родителя
  • С каждым родителем в отдельности без ребенка
  • С двумя родителями без ребенка

Только всестороннее исследование реакций всех участников судебного разбирательства способно дать объективные данные.

Протокол экспертизы предписывает вести видеонаблюдение за процессом применения методик и бесед.

Последующая оценка записи даст дополнительные штрихи к общей картине.

Центр медицинской экспертизы «СудМед» предлагает свои услуги для организации и проведения экспертизы. Компания на протяжении 10 лет занимает особое место на рынке проведения независимых экспертиз и оценок. Полученный практический опыт, понимание внутренних процессов и знание законных требований к проведению экспертиз делает центр медицинских экспертиз «СудМед» гарантом быстрого и объективного результата.

Если в суде рассматривается дело по определению места жительства несовершеннолетнего, родители которого проживают раздельно, экспертиза не вправе подготовить заключение с окончательным выводом — матери или отцу следует передать ребенка на воспитание. Ибо это не может являться целью исследования.

Суд будет рассматривать все аспекты, многие из которых не находятся в компетенции педагога-психолога. Например, материальное положение сторон. Но в ходе экспертизы методики позволяют выявить:

  • эмоциональную привязанность несовершеннолетнего к каждому из членов семьи;
  • их отношения;
  • личностные особенности родителей и самого несовершеннолетнего.

Возможно экспертное заключение по вопросу, могут ли индивидуальные особенности и стиль воспитания матери или отца оказать негативное влияние на развитие ребенка. Оно делается с учетом возрастных и личностных особенностей несовершеннолетнего.

Виды судебно-психологической экспертизы

Экспертиза классифицируется по разным признакам:

  • По количеству экспертов, участвующих в обследовании – единоличная (с подэкспертным работает один специалист) и комиссионная (анализом занимается группа специалистов);
  • По очерёдности – первичная, проводимая первый раз, и повторная, назначаемая в случаях появления подозрений по поводу правильности первичного заключения. Повторные обследования может проводить другой специалист;
  • По полноте результатов – основная, позволяющая получить ответы на ключевые вопросы, и дополнительная, назначаемая в тех ситуациях, когда выводы первичного анализа недостаточно полно раскрывают обозначенные вопросы;
  • По специализации экспертов – гомогенная, проводимая специалистом в каком-либо одном направлении, и комплексная, в которой участвует несколько узконаправленных экспертов.
  • По отношению обследуемых лиц к судебному разбирательству – обследованию могут подвергаться пострадавшие, обвиняемые, свидетели и т.д.
  • По характеру вопросов – исследования могут назначаться для выявления аффекта, особенных психологических отклонений и т.д.

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний

К данному анализу прибегают в тех ситуациях, когда нужно установить душевное состояние подозреваемого. То есть, не пребывал ли он подчас совершения противозаконных действий в состоянии аффекта.

Аффект представляет собой кратковременное сильное волнение, которое является своеобразной реакцией организма на невозможность найти выход в чрезвычайных ситуациях. Данное состояние смягчает вину подсудимого и позволяет сократить срок отбывания в местах лишения свободы.

Психологическая экспертиза ребёнка для суда

Обычно такая экспертиза назначается в ходе бракоразводного процесса, когда родители не могут прийти к мирному решению вопроса, с кем останется ребёнок. Цель экспертных мероприятий – помочь суду разобраться, с кем из родителей должен проживать ребёнок. При этом учитываются такие факторы, как негативное влияние родителя на психологическое развитие ребёнка, пожелания самого ребёнка по поводу места проживания и т.д.

Вопросы при психологической экспертизе ребёнка для суда

В процессе исследования эксперты обязаны определить:

  • Какие психологические особенности характерны для несовершеннолетнего?
  • Есть ли у ребёнка предрасположенность к внушаемости?
  • Кому из родителей он отдаёт предпочтение в плане психологической привязанности?
  • Как с психологической точки зрения ребёнок относиться к отчиму/мачехе?
  • Как часто несовершеннолетний пожелает видеться с отцом/матерью, если он останется проживать с матерью или отцом соответственно?
  • Расставание с кем из родителей способно более отрицательно сказаться на психологическом состоянии ребёнка?
  • Имеются ли у него отставания в психологическом развитии?
  • Как ребёнок воспринимает скандалы в семье?
  • Кто для ребёнка является примером для подражания: мать или отец?
  • Как он на самом деле относится к отцу/матери?
  • Проживание с кем из родителей станет наиболее благоприятным для психики ребёнка?
  • Было ли оказано влияние третьих лиц на решение ребёнка проживать с конкретным родителем?

Место экспертизы в системе психодиагностических методов

В современной психологии и, прежде всего, в практической психологии понятие экспертизы является одним из наиболее употребляемых и одновременно одним из наименее определенных. Его используют в самых различных значениях и словосочетаниях: экспертиза судебно-психологическая и психолого-психиатрическая, экспертиза гуманитарная, психолого-педагогическая и педагогическая, экспертные методы, техники и процедуры оценивания, экспертиза текста и процесса, экспертиза авторских программ, учебников и учебно-методических комплексов, экспертиза инновационной деятельности и результатов опытно-экспериментальной работы, экспертиза педагогической и управленческой деятельности и т.д. (7, 13, 32, 35, 61, 151, 170, 215, 216, 279). Это, безусловно, и требует выявления ее специфики и места в ряду других исследовательских методов психологии. Решение данной задачи предусматривает, прежде всего, сопоставление понятий экспертизы с ближайшим и родовым понятием психодиагностики.

В современной отечественной справочной и учебной литературе по психодиагностике предлагаются различные ее определения. В одних акцент ставится на двойственной природе психодиагностики: она рассматривается и как теоретическая дисциплина и как сфера практической деятельности психолога (162)

В других — основное внимание уделяется представлению психодиагностики как области научного знания и определению предмета ее изучения. Так в «Словаре-справочнике по психологической диагностике» Л

Ф. Бурлачука и С. М. Морозова дается следующее определение: «Психологическая диагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» (229, с.114). Развернутое определение, интегрирующее оба указанных подхода, предлагается в одном из недавно изданных учебных пособий по психодиагностике под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой: «Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности» (39, с.З).

Для определения предмета психодиагностики Ю. М. Забродин вводит новое понятие «психологическая модель личности» (76). От адекватности этой модели целям конкретного психодиагностического обследования и положениям общей теории психологии зависит валидность применяемых психодиагностических методов и достоверность получаемых с их помощью результатов. Поэтому порядок выбора или разработки подобных моделей является одной из ключевых проблем теории психодиагностики. Опираясь на принципы системности и комплексности исследователь предлагает в качестве обобщающей следующую формулировку: «предмет психодиагностики — это описание конкретного человека в терминах общей (генерализованной) психологической модели, полученное в ходе целенаправленной оценки индивидуальных особенностей психической регуляции деятельности и поведения обследуемого, объединенных в модифицированную модель личности, которая определяет порядок интерпретации указанных оценок, соответствует структуре генерализованной модели, конкретным целям и методам психодиагностического обследования, а также задаче прогнозирования параметров деятельности и поведения субъекта в различных обстоятельствах его жизни и при их изменении» (76, с.36). По оценке Ян тер Лаака (125) в американских справочниках диагностика рассматривается как процесс оказания помощи людям в решении их проблем. При этом выделяются четыре составляющих этого процесса: сбор информации, интерпретация информации, обобщение информации, попытка решения проблемы. В немецкой психологической литературе психодиагностики определяется очень широко: она рассматривается как научная дисциплина, использующая процедуры измерения для оценки характеристик индивидов, групп, организаций, ситуаций и даже объектов. Информация такого рода представляется в форме заключений или рекомендаций. Во многих последних изданиях при определении психодиагностики акцент делается на процессе принятия решения.

Когда назначается психологическая экспертиза для суда?

Суд назначает психологическую экспертизу в случаях, когда для прояснения обстоятельств судебного дела нужно выяснить психоэмоциональное состояние лиц, являющихся субъектами правовых отношений.

В уголовном процессе помощь эксперта по психологии необходима при решении широкого спектра задач. В частности, чтобы установить, каким образом состояние обвиняемого повлияло на его действия, не было ли оказано на него воздействие третьих лиц, можно ли доверять показаниям свидетелей, насколько адекватно жертва воспринимает ситуацию.

В гражданских делах психолога привлекают с целью подтвердить или опровергнуть право определенных лиц совершать сделки. При решении семейных споров может потребоваться анализ личности каждого из участников процесса, их взаимоотношений и системы ценностей.

Экспертиза ребенка для суда — особенности назначения и проведения.

           Очевидно, что необходимость такой экспертизы (экспертиза ребенка для суда) назревает тогда, когда родители или лица их замещающие не могут договориться о том, с кем будет жить их ребенок.

Бывают случаи, когда такая договоренность существует. При этом ребенок некоторое время проживает с одним из родителей.

            Однако второй родитель решает забрать ребенка или увеличить частоту и продолжительность встреч. 

В этом случае, как правило, без вмешательства суда не обойтись. Суду же, в свою очередь, для решения иска по существу без сведущего в психологии эксперта не обойтись.  

Тогда Определением суда назначается экспертиза ребенка для суда, или судебная психологическая экспертиза ребенка.

Как назначается и проводится психологическая экспертиза ребенка для суда?

        Существует два варианта проведения психологической экспертизы детско-родительских отношений по определению места жительства ребенка при разводе родителей или их раздельного проживания. 

Судебная психологическая или психолого-педагогическая экспертиза ребенка

          Первый вариант — после возбуждения гражданского судебного производства обратиться в суд с ходатайством о назначении судебной психологической экспертизы, в котором обосновать её необходимость и поставить вопросы для разрешения эксперту.

Суд после рассмотрения указанного ходатайства, при отсутствии возражений, выносит определение о назначении экспертизы в том учреждении и у того эксперта, которые указаны в ходатайстве, и ставит круг вопросов необходимых для разрешения исковых требований.

             После завершения экспертных исследований судебный эксперт-психолог или комиссия экспертов составляет заключение судебной психологической экспертизы и передает его непосредственно в суд.

В этом случае данное заключение будет принято судом и рассмотрено наряду с другими фактическими доказательствами по делу.

Инициативная психологическая или психолого-педагогическая экспертиза ребенка

         Второй вариант — провести данную экспертизу инициативно, по частному запросу физического лица, желающего обратиться с иском в суд, обратившегося в суд или ответчика по указанному иску. В этом случае эксперт составляет заключение несудебной экспертизы и передает его непосредственно заказчику — физическому лицу, обратившемуся в экспертное учреждение для проведения экспертизы.

            После получения данного заключения заказчик может использовать его по своему усмотрение, в том числе предоставить в суд.

   Недостаток данного варианта в том, что суд, на свое усмотрение, может принять это заключение, а может, без объяснения причин, отказать в принятии указанного заключения для рассмотрения в судебном заседании, поскольку судом данное экспертное исследование не назначалось и непосредственно судом вопросы эксперту-психологу не ставились.

Вопросы для психолого педагогической экспертизы ребенка по гражданскому делу

  • Является ли микроклимат в семье благоприятным для воспитания и развития ребенка?
  • Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?
  • Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?
  • К кому из родителей ребенок привязан больше?
  • Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?
  • Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?
  • Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?
  • Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?
  • Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?
  • Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе (отчиму)?
  • Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
  • Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
  • Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
  • Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?
  • Каков уровень тревожности ребенка?

ВАЖНО! Качество судебно-психологической экспертизы зависит от правильной постановки вопросов для экспертного разрешения. Все вопросы детально обговариваются на предварительной консультации

Внимание

Уважаемая Марина! В соответствии со ст. 79 ГПК РФ (Назначение экспертизы) установлено следующее: 1

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Принцип независимости

Независимая психологическая экспертиза ребенка позволяет получить все данные и быть уверенным в их точности. Но как обеспечить объективность информации для суда? Для этого нужно соблюдать ряд простых правил:

  • Сотрудники не могут быть заинтересованы в получении конкретного результата.
  • У них не должно присутствовать каких-то личных связей с ребенком и с заказчиками экспертизы.
  • Основа для анализа ребенка – собранные данные.
  • Не допускается искажение информации экспертом по психологическим проблемам ребенка .
  • Сотрудники должны быть полностью объективны при выполнении экспертизы.

Но зачем нужно соблюдать все эти правила?

  • Необходимо предоставить достоверную информацию для суда.
  • Исключить возможность искажения данных экспертизы с различными целями.
  • На основании полученных данных часто выносится итоговое решение.
  • При наличии недочетов заключение может быть отклонено судом.
  • Отчет удается легко оспорить, достаточно подготовить рецензию на него.

Поэтому для проведения медико-психологической экспертизы ребенка для суда нужно выбрать полностью независимую компанию. Тогда она сможет предоставить все интересующие параметры.

Судебно-психологическая экспертиза ребенка: особенности

Лицензия на осуществление медицинской деятельности

Один из самых частых случаев в психологической экспертной практике — формирование негативного отношения ребенка к одному из родителей.

Такое возможно, если один из членов семьи часто показывает свои негативные эмоции по отношению к супругу в присутствии ребенка

Это может происходить как преднамеренно (с целью создать более тесную связь с ребенком, или отомстить супругу), так и неосознанно (невнимание взрослых к душевному равновесию своих чад — ссоры и ругань при детях, высказывание обид, обвинений)

Тем не менее, отец или мать ранят психику ребенка, на протяжении долгого времени настраивая ребенка против другого родителя.

Как это скажется при проведении психологической экспертизы ребенка?

Исследование детско-родительских отношений проводят специалисты-психологи в несколько этапов. Задача эксперта — определить истинные привязанности и потребности ребенка. Несомненно, долгое навязывание взрослым своего мнения влияет на решения ребенка. Это может привести к неестественному поведению у несовершеннолетних — диссонанс между желаниями и интересами.

Психолог беседует и наблюдает за поведением обоих родителей, за совместной деятельностью ребенка с отцом и с мамой. На основании исследований, эксперт делает выводы о психологических особенностях матери и отца ребенка, об устойчивости психики и отношении ребенка.

Эксперт должен быть не предвзятым, а потому не иметь знакомства с одним из родителей или со всей семьей до проведения экспертизы — это может повлиять на объектность его оценки.

Любое намеренное воздействие родителя на ребенка, с целью повлиять на его решение относительно общения или проживания с родителем, будет выявлено хорошим специалистом. Это будет отражено в экспертном заключении.

Психологическая экспертиза ребенка: предпосылки и последствия развода

Чаще всего уход одного из супругов влечет за собой ухудшение материальных и бытовых условий. В основном остается женщина с детьми. Без мужа женщина берет на себя несвойственные ей обязанности. Это ведет за собой неорганизованность воспитания. Прежде всего, страдают отношения матери и ребенка, они становятся напряженными и невротическими.

Повседневные трудности сопровождаются отрицательной реакцией ребенка: вспышки гнева, раздражительность, повышенная ранимость, чувства изоляции и отчуждения, фобии, соматовегетативные расстройства, чувства вины, беспокойства.

В таких ситуациях мать считает, что вправе наказать ребенка, унижая, оскорбляя, обвиняя его в непонимании. Нередко родитель прибегает к применению физических наказаний.

Когда родители заняты процессом развода и выяснением отношений, дети остаются одни, воспитание становится материальным. В силу своей незрелости, дети остаются психологически заброшенными. Ограничивая общения с ребенком, мать не задумывается, как и где проводит время ребенок. Это проводит к различным формам девиантного поведения: неумение доброжелательно общаться с ровесниками, агрессивность, вредные привычки.

Острое протекание семейных конфликтов особенно проявляется в подростковом периоде, в период кризиса. Подростки становятся неуверенными, пассивными, присутствует самообвинение. Типичное поведение — это мелкие правонарушения, кражи, эпизодическое употребление алкоголя, самовольное оставление учебы, жестокость, эгоизм, отсутствие интереса к окружающим, увлечение крайностями моды (татуировки, пирсинг и т.п.).

Мать и ребенок, находящиеся в системе разрыва семьи, нуждаются в психологической поддержке. Комплекс психокоррекционных занятий, прежде всего, будет направлен на десоциализацию детей и подростков и оказание эмоциональной поддержки оставшегося родителя.

Психологическая экспертиза ребенка по отношению к отцу, к матери, экспертиза обоих родителей — поможет определить степень невротических и поведенческих расстройств, установить привязанности ребенка, определить порядок общения и проживания ребенка. Консультация психолога-эксперта в Санкт-Петербурге: 340-00-35 

  1. Психологическая экспертиза – от 15 000 руб.
  2. Досудебное психологическое исследование (заключение специалиста) – от 13 000 руб.
  3. Комплексная психолого-педагогическая экспертиза – от 20 000 руб.
  4. Досудебное комплексное психолого-педагогическое исследование (заключение специалистов) – от 17 000 руб.
  5. Психологическое консультирование – от 1000 руб в час.

Задачи психологической экспертизы

В каких случаях поможет проведение психологической экспертизы?

Получение компенсации морального вреда

Судебно психологическая экспертиза человека для получения компенсации морального вреда. Исследование проводится для установления психического состояния лица в период, последовавший после психотравмирующего события, качественных и динамических характеристик такого состояния (глубины, стойкости, длительности).

Признание сделок недействительными

Экспертиза проводится для признания сделок недействительными с пороками воли. При наличии обоснованного сомнения в нарушении волеизъявления стороны — не было ли у стороны сделки сформировано неправильное представление о ее существе, не действовала ли сторона в условиях принуждения.

Определение места проживания ребенка

Психологическая экспертиза ребенка при разводе родителей востребована при определении места проживания ребенка. А также в ряде сопутствующих вопросов. Педагогическая экспертиза ребенка и родителей определяет:

  1. порядок участия в воспитании отдельно проживающего родителя,
  2. целесообразность усыновления,
  3. лишение или ограничение родительских прав,
  4. восстановление в родительских правах,
  5. установление опеки и попечительства,
  6. установление действительного отношения и привязанности ребенка к каждому из родителей (опекунов, усыновителей), влияния состояния, личных качеств (индивидуально-психологических особенностей) родителей, опекунов, их действительного отношения к ребенку, стиля воспитания и прочих психологических факторов на всестороннее развитие ребенка.

При рассмотрении каких споров требуется экспертиза

В полной семье в роли законных представителей ребенка выступают оба родителя, между которыми могут возникать разногласия по вопросам воспитания. Если их не удается решить мирным путем, одна из сторон вправе обратиться в суд. Первой инстанцией, куда семейное законодательство рекомендует обращаться, являются органы опеки. Однако их решение можно оспорить в суде, если кто-то из родителей с ним не согласен.

Перечислим наиболее часто рассматриваемые гражданские дела, в которых важно выявить интересы ребенка для вынесения решения:

  • Ст. 59 СК РФ об изменении имени и фамилии несовершеннолетнего. Обязательное согласие ребенка требуется с 10 лет. До этого возраста между супругами могут возникать споры, особенно если они совместно не проживают.
  • Ст. 65 СК РФ об осуществлении родительских прав. В ней говорится о возможных разногласиях по вопросам воспитания и месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании матери и отца.
  • Ст. 66 СК РФ о реализации прав на участие в воспитании несовершеннолетнего одного из родителей, не проживающего совместно с ребенком.
  • Ст 69 СК РФ о лишении родительских прав. Эта исключительная мера применяется к матери и отцу, злоупотребляющим своими правами и жестоко обращающимся с детьми. Факт физического или психологического насилия должен быть установлен с помощью медико-психолого-педагогической экспертизы.

Судебные споры по поводу детей

Все услуги СИНЭО сертифицированы ГОСТ Р ИСО 9001-2015

В ряде случаев родители обращаются за судебной психолого-педагогической экспертизой по поводу детей, но не из-за детей. Их скрытые мотивы могут быть различны, но они часто сводятся к:

  • разделу совместно нажитого в процессе семейной жизни (материального имущества и детей);
  • незаконченным отношениям с бывшим супругом, желанием сохранять контакты, пусть даже в форме обращения в отдел опеки или судебной тяжбы;
  • неудовлетворительным отношениям в браке, обиде, как следствие, желанию унизить, нанести моральную боль другому родителю, а самому «выиграть», получив удовлетворение от унижения другого;
  • оправданию себя, своей жизненной позиции, поступков;
  • желанию вернуть ушедшего супруга, повлиять на него с помощью судебной тяжбы или посредством увещеваний специалистов органа опеки.

На рассмотрение психолого-педагогического эксперта могут быть выставлены вопросы:

  1. индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционального состояния;
  2. особенности родительской позиции;
  3. особенности детско-родительских отношений: отношения каждого из родителей к ребенку, отношение ребенка к родителям как к паре, к каждому в отдельности;
  4. взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и социальным окружением;
  5. содержание конфликта между родителями.

Определяющим фактором в судебной психолого-педагогической экспертизе является необходимость учитывать социально-психологические особенности семейного конфликта, множества психологических, клинико-психологических, социально-психологических факторов, влияющих на психологическое состояние и развитие ребенка.

Важным условием является обеспечение ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.