Когда и как составляется протокол об административном правонарушении

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Чем отличается постановление от протокола в Беларуси

Законодательство страны обладает разницей в сравнении с законодательством России.

Первое отличие — разделение нормативной базы на два закона. Один КоАП – в нем прописаны принципы, основания привлечения к ответственности, освобождения от нее и дается перечень статей, по которым собственно и привлекают людей.

В Процессуально-исполнительном кодексе об административных нарушениях описываются порядок расследования, составления документов.

Текст закона сформулирован более четко, участники процесса, в том числе свидетели и эксперты, обладают большим объемом прав.

Схема составления документов та же, что и в российском законодательстве.

Однако есть еще то, чем отличается постановление от протокола ГИБДД в РБ.

Шире перечень ситуаций, когда протокол не составляется, и штраф выплачивается на месте совершения нарушения:

  • если размер штрафа не более двух базовых величин;
  • нарушение совершено в ходе судебного разбирательства, о чем делается отметка в протоколе заседания суда;
  • если виновное лицо соглашается с претензиями и обязанностью возместить вред, а также наказанием, которое ему назначат;
  • если нарушение водителя фиксируется средствами видео- и фотосъемки.

Дело начинается и заканчивается постановлением.

Если человек выражает несогласие, им подается заявление, и постановление аннулируется. Затем должностное лицо обязано составить протокол и начать заново все процедуры привлечения к ответственности в общем порядке. Уклонение от оплаты наложенного штрафа приравнивается к несогласию.

Водителю надо подать заявление в ГИБДД в течение месяца со дня получения постановления на руки.

Таким образом, законодательство страны обеспечивает права и обязанности своих граждан.

Протокол должен быть оформлен правильно

Отметим сразу, что при составлении протокола обязательно надо проверить правильность указания даты и места его оформления, корректность описания обстоятельств нарушения, ФИО инспектора или другого должностного лица. Помните, что вы также имеете право делать записи в протоколе. Поэтому не стесняйтесь фиксировать в протоколе любые неправомерные действия или бездействие инспектора, а также ошибки и неточности. Кроме того, вы имеете право сделать запись в протоколе с просьбой о рассмотрении дела по месту вашего жительства.

Если говорить более подробно, то при оформлении протокола о нарушении ПДД обратите внимание на правильность указания следующих сведений:

  • о дате и месте оформления протокола;
  • о сути правонарушения, времени и места его совершения;
  • о должности, фамилии и инициалах лица, составившего протокол.

Все эти сведения могут понадобиться в случаях, если дело дойдет до серьезных разбирательств (например, при обжаловании нарушения или действий инспектора). Так, например, информация о дате и времени правонарушения позволяет запросить съемку видеозаписи с камер видеонаблюдения. Сведения о месте совершения правонарушения помогут запросить информацию о расположении дорожных знаков и разметки. Данные на инспектора, оформившего протокол, могут понадобиться при подаче жалобы на его действия вышестоящему должностному лицу или в суд.

Есть еще один важный момент, который надо иметь в виду, если дело дошло до составления протокола. Речь идет о свидетелях вашего нарушения ПДД. Если свидетели имеются, то вы вправе настаивать, чтобы инспектор внес в протокол информацию о них. К информации о свидетелях относится их ФИО, адреса и телефоны. Данная информация может понадобиться для доказательства в суде невиновности. Если инспектор отказывается внести в протокол информацию о свидетелях, то вы можете сделать в протоколе об этом соответствующую запись. Наличие такой записи позволит вам подать на инспектора жалобу.

Полезно знать, что протокол о правонарушении (в том числе ПДД) содержит графу «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении». Вы можете сделать запись в этой графе, особенно в случае несогласия с вменяемым нарушением. В этом случае вы можете написать, что правил дорожного движения не нарушали и с составленным протоколом не согласны.

И еще один важный момент. Обязательно подпишите протокол. Ваша подпись подтверждает лишь факт ознакомления с протоколом. При отсутствии подписи вам трудно будет впоследствии подтвердить свое несогласие с вменяемым вам правонарушением.

Заполняем правильно протокол о нарушении ПДД

В бешеном ритме современной жизни в большом мегаполисе, когда постоянно находишься в режиме цейтнота, нарушить правила дорожного движения может каждый

Но что делать, если ты не согласен с точкой зрения инспектора ГИБДД? Как правильно заполнить протокол о нарушении правил дорожного движения? На что обратить внимание при его заполнении, а что лучше опустить? Какие записи делать, а какие нет?. Попробуем в общих чертах ответить на эти вопросы в статье, подготовленной адвокатами МГКА «Спарта»?

Попробуем в общих чертах ответить на эти вопросы в статье, подготовленной адвокатами МГКА «Спарта»?

Итак, инспектор составил в отношении Вас протокол о нарушении правил дорожного и требует его подписания и при необходимости внесли в него необходимые замечания своей рукой. Если Вы категорически не согласны с точкой зрения инспектора и твёрдо намерены отстаивать свои права, не спешите вносить запись об отсутствии замечаний, даже несмотря на слова инспектора о том, что в дальнейшем за вами все равно сохраняется право на обжалование.

Во–первых, уточните, закончил ли инспектор заполнение протокола и будет ли он еще вносить в него какие-либо записи? Если инспектор не закончил, верните протокол обратно.

Обязательно обратите внимание на то, соответствуют ли записи в протоколе, сделанные инспектором, действительности. Например, место и время составления протокола, место и время совершения правонарушения

Если имеются несоответствия, отразите это в протоколе в графе «объяснения лица».

Это интересно: Нарушение пдд повлекшее смерть по неосторожности 2020 год

Не стоит ничего записывать под диктовку инспектора, если, конечно, Вы не согласны с изложенными им обстоятельствами совершения правонарушения.

Перед подписью документов, обязательно обратите внимание на графы «свидетели» и «понятые» в протоколах и схеме дорожно-транспортного происшествия. Если инспектор не потрудился их заполнить, попросите инспектора перечеркнуть незаполненные графы

Если данные графы заполнены, но вы не видите вокруг ни свидетелей, ни понятых, требуйте их Вам показать. Если инспектор отказывается это сделать, смело звоните и жалуйтесь на него в дежурную часть Вашего областного управления ГИБДД, на телефон доверия областного управления МВД и дежурному сотруднику прокуратуры. Не лишним будет в это время вести аудио-видеозапись на свой мобильный телефон, чтобы в дальнейшем было проще доказать факт отсутствия свидетелей и понятых. Можете также потребовать у свидетелей и понятых документы, удостоверяющие их личность, чтобы сравнить с данными, указанными в протоколе. Но будьте готовы к тому, что Вам, скорее всего, откажут.

В графе «объяснения лица» изложите свою точку зрения. Напишите «С нарушением не согласен. ПДД не нарушал. Требую помощи адвоката и ознакомления с делом».

В том случае, если сотрудник ГИБДД не объяснил Вам устно Ваши права, в том числе, предусмотренные статьёй 51 Конституции Российской Федерации и статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязательно внесите соответствующую запись в протокол.

Если инспектор остановил Ваш автомобиль в чужом городе, в графе «место, дата и время рассмотрения» внесите запись следующего содержания: «Прошу направить протокол для рассмотрения по месту жительства». Так Вам будет проще его обжаловать.

После заполнения и подписи протокола, получите его копию, а оригинал отдайте инспектору. Никаких записей и дописок после этого инспектором производиться не должно.

После этого забирайте документы и уезжайте. Если инспектор не отдаёт документы, звоните и жалуйтесь в дежурную часть ГИБДД, на телефон доверия, в прокуратуру.

Кроме того, вы имеете право обратиться с письменным заявлением на неправомерные действия сотрудника ГИБДД в прокуратуру и Следственный Комитет.

Комментарий к ст. 27.2 КоАП

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа . По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.

———————————

См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении: обязательные реквизиты и составление

Документ в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:

  • время/место/дата написания;
  • информация о должностном лице;
  • информация о лице, в отношении которого составлялся протокол;
  • информация о потерпевшем лице: ФИО, адрес проживания — если это физлицо; наименование организации, юридический адрес – если речь об юрлице;
  • информация о совершении административного правонарушения с подробным описанием всех событий, объяснением виновного лица и потерпевшего, с объяснениями свидетелей;
  • информация о свидетелях: ФИО, адрес проживания.

Лицо, в отношении которого составляется документ, имеет право дать свою версию произошедших событий. Это нужно отразить в графе «объяснения». Стоит отметить, что правом написания такого документы обладает только должностное лицо. Об этом сказано в официальных нормативно-правовых актах. Перед началом составления ответственный разъясняет всем участникам процесса их права и об их обязанностях, о возможных возникающих в результате открытия административного дела правоотношениях. Всем участникам должны быть предоставлены копии протокола, а также полностью должно быть разъяснено его содержание.

В случае надлежащего оповещения юридического или же физического лица и при их неявке составление документа не отменяется. Его копия и извещение о составлении направляется неявившимся лицам в течение 3 дней. Обязательным условием является наличие двух подписей: должностного лица, которое составило протокол, и лица-нарушителя. В случае отказа правонарушителя подписывать бумагу это фиксируется в присутствие двух понятых и требует их подписей.

Условия составления

Правом написания протокола обладают должностные лица государственных органов в пределах своей компетенции. Протокол имеет стандартизированную форму, образец которой доступен в интернете. Написание и составление такого документа должно происходить немедленно после обнаружения правонарушения. Если дело требует выяснения дополнительных обстоятельств, то протокол должен быть составлен в течение 2 суток с момента обнаружения правонарушения.

Вынесенное постановление можно обжаловать в течение 10 календарных дней, как высшему должностному лицу того органа, которым было вынесено постановление, так и в суде.

во всех свободным строках протокола нужно поставить прочерк во избежание появления там дополнительной информации;
тщательно вычитать все предложения, которые касаются сущности произошедшего;
обратить внимание на нарушенную и записанную норму в протоколе.
при несогласии с версией должностного лица подробно изложить свою позицию в графе «объяснения».

При соблюдении всех простых правил составление не будет являться страшным действием, а станет мощным помощником в доказании своей невиновности или же, наоборот, поможет справедливо наказать нарушителя. Внимательность и аккуратность должны присутствовать всегда при составлении любых юридических документов. Человеческий фактор играет большую роль, поэтому во избежание появления ошибок проверка и перепроверка таких документов – самый важный этап.

Признание протокола недопустимым доказательством

Этот вариант наиболее эффективен, когда протокол – единственное или основное доказательство, что бывает в большинстве случаев нарушения ПДД.

Цель признания протокола недопустимым доказательством – исключение его из материалов дела для принятия решения, с последующим прекращением производства.

В зависимости от того, кто рассматривает дело, ходатайство о признании протокола недопустимым доказательством направляется в ГИБДД или в суд. Заявить ходатайство можно и в процессе – в рамках слушания по делу и, соответственно, рассмотрения протокола наряду с другими материалами. Если ходатайство направляется отдельно, необходимо убедиться, что его зарегистрировали. Чем быстрее будет сделано заявление, тем лучше. Предельный срок – до вынесения по делу постановления.

В ходатайстве обязательно нужно обосновать, почему вы считаете протокол недопустимым доказательством. Исходя из практики, можно назвать хорошими аргументами:

  • использование не поверенного алкотестера, претензии к оборудованию, предназначенному для фиксации нарушений;
  • участие заинтересованных понятых (например, родственников сотрудников ГИБДД, административно задержанных и других зависимых лиц) либо их отсутствие;
  • указание в протоколе свидетелей, которых не было на месте;
  • неразъяснение участникам прав, обязанностей и ответственности;
  • освидетельствование врачом, который не имеет право на его проведение;
  • отсутствие в протоколе записей в обязательных для заполнения графах (например, место, время), а равно расхождение указанных в документе данных с реальными;
  • любые иные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении порядка составления протокола.

Скачать образец жалобы на постановление ГИБДД по делу об административном правонарушении

Комментарий к ст. 28.1 КоАП

1. Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией административного производства и представляет собой совокупность действий, направленных на установление факта административного правонарушения и определения подведомственности дела.

Комментируемая статья раскрывает поводы (источники), из которых полномочные органы или должностные лица получают информацию об административном правонарушении. Весьма важным представляется также законодательная регламентация категорий должностных лиц, уполномоченных применять меры административного производства.

2. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

— если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;

— достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В каждом случае вопрос о достаточности данных для возбуждения дела об административном правонарушении разрешается уполномоченным лицом по своему внутреннему убеждению, но для получения дополнительных сведений и материалов может потребоваться административное расследование.

Частью 4 комментируемой статьи определены действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. Момент возбуждения дела об административном правонарушении зависит от характера правонарушения.

3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено с момента:

— составления первого протокола о применении мер обеспечения административного производства, предусмотренных КоАП;

— составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

— вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

— оформления предупреждения или наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол не составляется;

— составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения (с 1 января 2008 г.);

— вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 (с 1 июля 2008 г.).

Положения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 статьи, связаны с нововведениями, установленными п. 2 и 3 ч. 1 статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

Составление протокола

Протокол фиксации административного правонарушения является документом, который составляется уполномоченным на такое действие лицом. По своей сути доказательством вины или невиновности определенных лиц он не служит – он только содержит описание произошедшего.

Основанием для возможности составления протокола является:

  • Выявление правонарушения и отсутствие полномочий на вынесение решения относительно меры пресечения сразу же после произошедшего;
  • Факт правонарушения оспаривается тем лицом, которое в нем обвиняется;
  • Нарушителем оспариваются определенные моменты, что могут иметь существенное влияние при определении степени вины лица или той меры наказания, которая может быть использована в данном случае;
  • Если лицо отказывается выражать свое согласие или несогласие по факту правонарушения и сопутствующих ему обстоятельств;
  • В ситуации, когда нарушителем выступает субъект, которому на момент самого нарушения еще не исполнилось 16 лет;
  • Если нарушителем выступает должностное лицо, связанное с МВД.

В каких случаях составляется протокол

По закону существуют некоторые случаи, когда при выявлении нарушения выносится не постановление, а составляется протокол:

  1. Рассмотрение дела о правонарушении не входит в компетенцию сотрудника. К примеру, нарушения, влекущие за собой лишение прав, могут быть рассмотрены лишь судом;
  2. Нарушителем является несовершеннолетний;
  3. Лица не согласно с фактом нарушения и отказывается подписывать постановление. Например, когда водитель не согласен с инспектором;
  4. Нарушителями являются сержант, курсант, матрос, старшина, солдат, проходящие службу по призыву до заключения с ними контракта.

Совет: в пустых полях нужно поставить букву «Z» или прочерки, это необходимо для того, чтобы сотрудник не смог внести дополнительные записи в протокол, после его подписания сторонами.

Практика показывает, что некоторые водители по каким-то своим причинам отказываются подписывать протокол. В данном случае в документ вносится соответствующая пометка, которая, в свою очередь, не делает документ недействительным, но играет против водителя.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении

Подать жалобу можно несколькими способами:

Необходимо подтвердить получение жалобы. Если она доставляется в приёмные часы при личном посещении, то нужно составить 2 идентичных экземпляра. Один передаётся секретарю, второй остаётся у заявителя. На нём ставится номер входящего документа и дата регистрации.

Регламентный срок рассмотрения – 30 дней.

На стадии протокола

Этот документ является основным доказательством совершения правонарушения. Если он составлен неверно, то обжаловать наказание будет довольно просто. Поэтому некоторые нарушители предпринимают попытки «запутать» или ввести в заблуждение уполномоченное лицо.

Но это удаётся редко, так как протокол составляют опытные люди, их не так просто сбить с толку. Пока уполномоченное лицо заполняет бланк, нужно сохранять спокойствие.

На стадии внесудебного постановления

Если по данному правонарушению постановление должен вынести руководящий орган, то начинать обжалование следует с вышестоящей организации. Подавать жалобу в прокуратуру не имеет смысла, так как она будет перенаправлена в вышестоящий орган.

Жалоба оформляется по правилам, прописанным в ст. 7 Закона № 59-ФЗ. Она может выглядеть так:

На стадии судебного постановления

У обвиняемого есть право подать жалобу сразу же в начале процесса, на котором будет рассматриваться его дело. Наиболее «популярный» способ – вызвать свидетелей. Как правило, судьи сильно заняты, за день через них проходит поток аналогичных дел. Поэтому судья может допустить ошибку, отказав в вызове свидетелей. На это можно опираться при обжаловании.

Апелляционная жалоба

Подавать в суд высшей инстанции апелляционную жалобу нужно тогда, когда решение суда о применении наказания вступает в свою законную силу. У виновного есть 10 дней на это. Жалоба может выглядеть так:

Если 10-дневный срок пропущен, и принятое постановление вступило в силу, то обжаловать его можно через надзорную инстанцию.

Что учесть при заполнении протокола?

При составлении документа не теряйтесь и постарайтесь сделать следующее:

  • Прочитайте внимательно каждую фразу. Если инспектор неверно интерпретировал ваши действия, схема ДТП изображена неправильно и так далее – пишите свои протесты в специально отведенную графу («Объяснения»).
  • Сделайте собственную фото или видеосъемку всего, что может свидетельствовать в вашу пользу и будет вашей доказательной базой в случае судебных разбирательств.
  • Проверьте, чтобы ваши свидетели (например, попутчики) были внесены в протокол. Если инспектор не сделал этого, внесите их сами в той же графе объяснений.
  • Проставьте прочерки в каждой строчке протокола, чтобы позже в них не появились «дополнительные сведения».
  • Если вы не ставили свою подпись, проверьте, чтобы фраза об этом была в тексте и там же расписались двое понятых. В ином случае в протоколе может внезапно появиться якобы «ваша» подпись.

Самое главное, не забудьте получить свою копию протокола, подписанную уполномоченным лицом, например, инспектором ГИБДД, иначе позже у него может оказаться некая «альтернативная» версия документа.

Дело считается открытым

Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:

  1. Обнаружение лицами, имеющие полномочия составлять акты о такого рода нарушениях, необходимых данных, указывающих на наличие нарушения.
  2. Поступление от правоохранительных органов, госорганов, общественных организаций материалов, которые доказывают факт нарушения.
  3. Сообщение или заявление лиц, сообщение в СМИ, которые содержат данные, указывающие на факт нарушения.
  4. Регистрация нарушения в месте дорожного движения или в области устройства территорий, которые предусматривает законодательство, совершенная некоторым лицом при помощи транспортного средства или строения, оснащенных средствами, которые могут фотографировать и вести видеосъемку.
  5. Подтверждение данных, указанных в заявлении лица, владеющего транспортным средством или объектом недвижимости, о которых говорилось выше, о том, что транспорт или объект собственности находились в момент фиксации у другого лица.

Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:

  • Написан документ осмотра места, где произошедшло нарушение.
  • Составлен первый акт об использовании мер по делу о правонарушении.
  • Составлен акт о нарушении или прокуратурой вынесено постановление об открытии дела по данному факту.
  • Вынесено определение об открытии дела о нарушении при необходимости проведения расследования, согласно условий законодательства.
  • Вынесено постановление по факту рассматриваемого дела о назначении наказания без написания протокола.

Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.

В течение 3 дней протокол о правонарушении должен быть передан судье на рассмотрение. Документ передается в суд незамедлительно после написания, если:

  • Административное наказание предполагает арест лица или его выдворение.
  • Применена мера административного наказания в виде временного запрета на деятельность.

Административные органы, которые имеют право составлять акт об административном правонарушении, указаны в статье 28.3 кодекса, органы, которые могут рассматривать дела о правонарушениях, указаны в главе 23.

Что такое административное правонарушение?

Данное деяние определяется КоАП РФ – кодифицированным законодательным актом. В нём прописывается порядок классификации правонарушения, ответственность и прочее. Согласно положениям этого закона, это противоправный проступок или бездействие, за совершение которого можно привлечь к административной ответственности и применить нормы КоАП РФ.

Согласно КоАП РФ, применяются 3 вида наказания:

  • штраф;
  • предупреждение;
  • административный арест. Как правило, применяют 15 суток, но при рецидиве правонарушения, арест может достичь 45 суток.

Привлечь виновное лицо к ответственности может либо суд, либо уполномоченное должностное лицо. Например, водитель нарушил ПДД, что повлекло за собой причинение лёгкого вреда здоровью третьему лицу. Степень вины и применяемое наказание будет устанавливать суд. Но, если  нарушение ПДД не связано с потенциальным лишением спецправа, решение будет принимать руководитель отделения ГИБДД.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.