Оглавление
- Комментарий к Ст. 28.4 КоАП РФ
- Комментарий к Статье 25.11 КоАП РФ
- Комментарий к ст. 28.7 КоАП РФ
- Возбуждение административного дела
- Другой комментарий к Ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
- Кто такой прокурор?
- Может ли прокуратура приносить протест на постановление?
- Другой комментарий к Ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
- Участие в рассмотрении дела
- Комментарий к статье.
- Комментарий к статье 29.6. КоАП РФ:
- Комментарий к Статье 28.4 КоАП РФ
Комментарий к Ст. 28.4 КоАП РФ
1. Комментируемой статьей предусмотрен перечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре РФ» прокурор вправе возбудить любое дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП или законом субъекта РФ.
Процессуальные действия, осуществляемые прокурором в соответствии с комментируемым Кодексом, регламентированы ст. 25.11 (см. комментарий к ст. 25.11).
Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения ст. 28.4 и ст. 28.8 Кодекса, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.
При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.
В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ.
При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК РФ.
2. Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором без составления протокола об административном правонарушении и считаются возбужденными с момента вынесения прокурором соответствующего постановления. При вынесении данного постановления прокурор должен выяснить: образует ли действие характер административного правонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения к административной ответственности, установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение, и т.д.
Сведения, которые должны быть указаны в вынесенном прокурором постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, идентичны сведениям, указываемым в протоколе об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2).
Комментарий к Статье 25.11 КоАП РФ
1. Возможности прокурора участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях обусловлены правовым статусом органов прокуратуры.
2. Статья 28.4 комментируемого Кодекса содержит перечень дел, которые возбуждаются прокурором. Кроме данного перечня устанавливается, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена комментируемым Кодексом или законом субъекта РФ.
3. О возбуждении дела прокурор выносит постановление, отвечающее требованиям, которые предъявляются к протоколу об административных правонарушениях.
4. Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административных правонарушениях, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, они не вправе обжаловать вынесенные по делу постановления. В этих условиях возрастает значение прокурора как субъекта, обладающего правом приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
5. Поскольку в соответствии с частью 2 статьи 30.11 КоАП право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрения жалобы или протеста на такое постановление принадлежит Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям, прокурорам субъектов РФ и их заместителям, указанные лица вправе истребовать дела об административных правонарушениях для проверки после вступления постановления или решения в законную силу (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5).
Комментарий к ст. 28.7 КоАП РФ
1. Административное расследование проводится после выявления административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.3 (нарушение законодательства о рекламе), 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52 (нарушение законодательства о выборах и референдумах), ст. 15.27 (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), ст. 14.6, 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 (административные правонарушения в области антимонопольного законодательства), 15.3 — 15.13 (административные правонарушения в области налогов и сборов), 15.25 (административные правонарушения в области валютного законодательства), 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15 (административные правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей), 16.1 — 16.22 (административные правонарушения в области таможенного дела), 8.1 — 8.23 (административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды), 14.16 — 14.19, 15.13 (административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), 12.1 — 12.37 (административные правонарушения в области дорожного движения), 11.1 — 11.29 (административные правонарушения на транспорте), 8.32, 11.16, 20.4 (административные правонарушения в области пожарной безопасности) КоАП.
Административное расследование в указанных случаях может производиться при проведении предусмотренных КоАП процессуальных действий, требующих значительных временных затрат: экспертизы (см. комментарии к ст. 26.4, 26.5), сбора и фиксации вещественных доказательств (см. комментарий к ст. 26.6), истребования сведений и оценки доказательств (см. комментарии соответственно к ст. 26.10, 26.11), а также в указанных случаях при выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1).
2. При необходимости проведения административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении; указанное дело считается возбужденным с момента вынесения определения (см. п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП).
Применительно к ч. 2 комментируемой статьи о должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2, 3 ст. 28.3, см. п. 2 комментария к указанной статье.
3. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором см. комментарий к ст. 28.4. По смыслу ч. 1 ст. 28.4 КоАП прокурор вправе возбудить дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.35 (незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию), 12.36 (воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств) и 15.10 (неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда) КоАП. По факту выявления других административных правонарушений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, прокурор вправе возбудить дело при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенном прокурором немедленно после выявления факта совершения указанного правонарушения, должно быть указано о проведении административного расследования.
4. Под местом совершения административного правонарушения по смыслу ч. 4 комментируемой статьи подразумевается место выявления факта его совершения, наличие состава административного правонарушения (в том числе и вина лица) должно быть подтверждено или опровергнуто при осуществлении административного расследования и последующих, предусмотренных КоАП, процессуальных действий по делу.
5. По окончании административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 28.9 КоАП указанное постановление выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело, до передачи дела на рассмотрение, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП.
Возбуждение административного дела
Поводом для возбуждения производства является обнаружение факта правонарушения или сообщение об этом.
Основанием для этого могут быть:
- результаты проверок прокурорского надзора
- поступившие в прокуратуру обращения
В последнем случае это могут быть материалы правоохранительных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, физических и юридических лиц.
Кроме того, поводом, для начала возбуждения производства могут быть сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные об административном правонарушении. (ч. 1 ст. 28.1 КоАП).
Предостерегая дальнейшее нарушение закона, прокурор требует привлечения к ответственности лиц, преступивших закон.
Другой комментарий к Ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. При осуществлении возложенных на прокуратуру функций по надзору за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона, прокурор согласно ст.22, 25 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» вправе возбудить любое дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта РФ, статьей установлены случаи, когда дела об административных правонарушениях, возбуждаются прокурором.
2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором в предусмотренные сроки выносится мотивированное постановление. Право вынесения указанного постановления дано только прокурору и его заместителю. При вынесении мотивированного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор должен выяснить: образует ли действие (бездействие) характер административного правонарушения; какое конкретное предписание закона нарушено; установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение; истек ли срок привлечения к административной ответственности; какой орган или должностное лицо вправе привлечь виновного к административной ответственности.
3. Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол в этом случае не составляется.
Кто такой прокурор?
Прокуратура имеет иерархичную структуру, которая возглавляется генеральным прокурором Российской Федерации.
Само понятие прокурор означает управлять, ведать чем-либо, заботиться.
Наряду с полномочиями, законодательством предусмотрены и некоторые ограничения, касающиеся прокуроров.
Так, например, они не имеют права быть членами органов государственной власти, в том числе и выборных. Также, они не могут быть членами общественных объединений, которые занимаются политической деятельностью.
Каковы полномочия?
Процесс административного производства включает этапы:
- Возбуждение.
- Составление протокола.
- Расследование.
- Рассмотрение.
- Обжалование.
- Исполнение.
Возбуждение и исполнение являются обязательными этапами. Обычно, остальные этапы присутствуют в процедуре производства, но существует два случая, когда после возбуждения дела сразу идет исполнение — это вынесение предупреждения, или штрафа.
На каждом из приведенных этапов прокурор имеет полномочия, позволяющие осуществлять свои задачи.
Являясь защитником прав и свобод, прокурор получает множество жалоб и обращений, которые сообщают о случаях, приведших к нарушению законодательства.
Прокурор рассматривает их, проводит с пострадавшими разъяснительную работу о процедуре их защиты. Далее осуществляется проверка достоверности изложенных фактов, и принимаются меры, которые направлены на недопущение преступлений в отношении прав и свобод гражданина. Нарушившие закон лица несут предусмотренную законом ответственность, или возмещают причиненный ущерб.
Может ли прокуратура приносить протест на постановление?
Обжаловать или опротестовать административное постановление прокурор может независимо от участия в деле, на основании статьи 25.11 КоАБ РФ.
В статье 29.9 КоАБ РФ определено, что для осуществления протеста выносится постановление о назначении административного наказания, или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается статьей 30.2 КоАБ РФ. Указанный порядок применяется в случае принесения протеста прокурором.
Прокурор может направить протест в орган, принявший постановление, либо оспорить незаконное решение через суд.
На этапе исполнения прокурор осуществляет функцию контроля.
Участвуя в рассмотрении дела прокурор может:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84 |
- инициировать возбуждение производства;
- запрашивать и знакомиться со сведениями, необходимыми в рамках рассмотрения дела;
- выносить постановление, снимающее административное наказание с лиц, которые были незаконно задержаны по решению несудебных органов;
- выносить протесты на правовые акты, принятые в рамках административного производства, в том случае, если они нарушают закон;
- предоставлять доказательства;
- предоставлять заключения и выводы;
- заявлять ходатайства и принимать участие в процессе рассмотрения дела.
Другой комментарий к Ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
Данная статья должна рассматриваться в совокупности со ст.24.6 КоАП РФ, посвященной прокурорскому надзору за законностью производства по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, следует учитывать ст.30.10 КоАП РФ, в соответствии с которой прокурор вправе опротестовывать не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление, а также ст.30.11, предоставляющую ему право опротестовывать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов. Такое право принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.
Участие в рассмотрении дела
Поступившие обращения о нарушении законодательства рассматриваются должностными лицами.
Далее прокурор принимает решение:
- О возбуждении административного дела.
- Об отказе в возбуждении дела.
- О направлении материалов дела в государственные органы для проведения расследования и принятия решения по его итогам. Направление материалов может быть осуществлено как после вынесения постановления о возбуждении дела, так и без вынесения постановления.
Вынесение постановления должно быть немедленным, как только выявлен факт административного проступка. Если есть необходимость, выясняются дополнительные обстоятельства, информация о физических и юридических лицах, в отношении которых возбуждается дело, то в таком случае на подготовку постановления выделяется двое суток с того момента, когда было выявлено правонарушение.
Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно включать информацию, указанную в статье 28.2 КоАП:
- число, месяц, год и место вынесения;
- должность, классный чин, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление;
- данные о субъекте о правонарушения;
- данные об объекте правонарушения — ФИО, адрес. Если имеются свидетели, то указывается их адрес места жительства;
- место, время, в которое было совершено правонарушение, а также действия, относящиеся к правонарушению;
- статья законодательства, которой предусмотрена ответственность;
- пояснения субъекта правонарушения. Если субъектом является юридическое лицо, пояснения дает его законный представитель;
- допустимо внесение и других данных, необходимых для рассмотрения дела.
Если хотя бы одно из этих требований не выполнено, и данные в документе отсутствуют, это может быть основанием для обжалования постановления.
Расследование является необязательным этапом и назначается в случае необходимости. В процессе расследования собираются дополнительные материалы, назначаются и проводятся экспертизы.
Максимальный срок для этого этапа — один месяц. В процессе расследования прокурор запрашивает для изучения необходимые сведения, для получения объективной картины правонарушения. Также он вправе ходатайствовать, предоставлять доказательства, заключения и выводы.
Рассмотрение включает в себя подготовку, следствие и вынесение постановления о наложения административного взыскания. Во время подготовки назначается дата, время и место заседания, на котором будет рассмотрено дело. Чаще всего рассмотрение дел привязывается к месту нарушения законодательства.
Комментарий к статье.
1. Комментируемой статьей предусмотрен перечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре РФ» прокурор вправе возбудить любое дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП или законом субъекта РФ.
Процессуальные действия, осуществляемые прокурором в соответствии с комментируемым Кодексом, регламентированы ст. 25.11 (см. комментарий к ст. 25.11).
Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения ст. 28.4 и ст. 28.8 Кодекса, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.
При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.
В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ.
При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК РФ.
2. Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором без составления протокола об административном правонарушении и считаются возбужденными с момента вынесения прокурором соответствующего постановления. При вынесении данного постановления прокурор должен выяснить: образует ли действие характер административного правонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения к административной ответственности, установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение, и т.д.
Сведения, которые должны быть указаны в вынесенном прокурором постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, идентичны сведениям, указываемым в протоколе об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2).
Поделиться с друзьями
Ссылки по теме:
Комментарий к статье 29.6. КоАП РФ:
1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.
В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.
2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).
Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).
Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.
Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.
3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.
4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.
5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).
6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).
Комментарий к Статье 28.4 КоАП РФ
1. В настоящей статье предусмотрен перечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре РФ» прокурор вправе возбудить любое дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП или законом субъекта РФ.
2. В установленные сроки о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное постановление. При вынесении данного постановления прокурор должен выяснить: образует ли действие характер административного правонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения к административной ответственности, установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение, и т.д.
Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол не составляется.

Эта тема закрыта для публикации ответов.