Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Уважение и учет интересов

Помимо принципа равноправия ст. 25 ТК РФ упоминает также и принцип уважения и учета интересов сторон социального партнерства. Материальным олицетворением этого принципа является договор, призванный регулировать трудовые правоотношения. Регулирующая роль договора проявляется в согласовании волеизъявлений работников и работодателей.

Естественно, что волеизъявление стороны — это наиболее благоприятный для этой стороны вариант развития отношений, и не факт, что волеизъявление, к примеру, работника, не будет противоречить воле работодателя. То есть задача договора — нивелировать противоречия в волеизъявлениях сторон до степени их приемлемости для каждого участника договора.

Полномочия представителей

С юридической точки зрения принцип полномочности представителей сторон социального партнерства — это в некотором смысле юридический нонсенс, поскольку само понятие представителя в гражданском праве уже включает в себя условие наличия у него полномочий, предоставленных либо в силу закона, либо в силу наделения. Соответственно, отсутствие полномочий влечет за собой недействительность любого акта или действия, осуществленного неуполномоченным представителем.

Тем не менее, принцип полномочности представителей присутствует в ст. 24 ТК РФ, хотя целесообразность его включения в текст статьи может быть подвергнута критике.

Нюансы

Право вести коллективные переговоры, подписывать соглашения от имени сотрудников на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях получают соответствующие профсоюзы либо их объединения. Если на той или иной ступени присутствует несколько таких структур, то от каждого из них выбирается участник. Из них образуется единая структура. Она создается с учетом числа участников каждого профсоюза или объединения. Если договоренность об образовании единого органа не была достигнута, то право вести переговоры предоставляется профессиональному союзу, в котором состоит наибольшее количество членов.

Коллективный договор

Он представляет собой нормативный акт, которым регулируются социально-трудовые отношения на предприятии, заключаемый представителями работодателей и работников. При недостижении согласованности по отдельным разделам проекта соглашения на протяжении 3-х месяцев с даты начала переговоров участникам необходимо подписать договор на условиях, по которым достигнуто согласие, составив при этом протокол разногласий. Последние могут впоследствии вноситься в повестку других переговоров. Коллективный договор может подписываться на предприятии в целом, в его филиалах или иных структурных подразделениях. В последних случаях в качестве представителей нанимателя выступают руководители этих отделений.

Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование

Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:

Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.

Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере. Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.

Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей. Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:

  • Конвенция №98, принятая в 1949 году.
  • Рек. №91 от 1952 г.
  • Рек. №94 от 1952 г.
  • Рек. №113 от 1960 г.
  • Рек. №149 от 1975 г.
  • Рек. №152 от 1976 г.
  • Рек. №151 от 1978 г.
  • Рек. №159 от 1978 г.
  • Конвенция №154 от 1981 г.
  • Рек. №163 от 1981 г.

Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство

Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991. Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России

На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:

  • Раздел II в целом. Все статьи данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
  • Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
  • Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
  • Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
  • Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
  • Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
  • Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
  • Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
  • Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.

Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.

Общие правила

После того, как будет определено, какая организация является органом социального партнерства от нанимателя и сотрудников, участники переговоров не позднее 2-х недель с даты получения запроса должны передать необходимую информацию для их ведения. Все субъекты, задействованные в процессе, не имеют права разглашать сведения, ставшие им известны, если они считаются тайной, охраняемой законом. Лица, нарушившие данное предписание, привлекаются к уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой, административной ответственности. Порядок, место, сроки проведения коллективных переговоров определяются их участниками.

Преимущества

Социальное партнёрство в организации выгодно не только для трудящихся, но и для тех руководителей, которые заинтересованы в развитии компании. Главная польза партнерства – создание такой атмосферы, в которой сотрудник чувствует себя ответственным за благополучие предприятия. Компания перестает восприниматься как нечто чужое и враждебное, так как трудящийся принимает непосредственное участие в ее развитии. Все это благоприятно сказывается на лояльности работников, показателях их трудоспособности, инициативности. Работникам СП выгодно потому, что помогает отстаивать законные интересы правовым путем. Несмотря на все выгоды, система соцпартнерства в России развита плохо.

Государственное содействие

Выше мы уже говорили, что государство, как регулирующий участник социального партнерства, принимает на себя роль арбитра в нивелировании противоречий между интересами работников и работодателей. Эта «арбитражная» роль государства состоит в обеспечении деятельности комиссий по регулированию трудовых правоотношений.

Этой функцией роль государства в социальном партнерстве не исчерпывается. Соблюдая принципы, провозглашенные статей 24 ТК РФ, государство не вправе издавать нормативные акты, которые в той или иной мере ущемляли бы интересы и законные права сторон социального партнерства.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Принципы социального партнёрства

Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:

  • Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
  • Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
  • Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
  • Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
  • Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
  • Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
  • Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
  • Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
  • Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
  • Обязательность.  Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
  • Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
  • Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.

Действие соглашения

Коллективный договор может заключаться на период не больше 3-х лет. Он вступает в действие с даты его подписания участниками, либо со дня, определенного в условиях. Стороны могут продлить срок, но не более чем на 3 года. Действие положений документа распространяется на всех сотрудников конкретного предприятия, его филиала либо другого структурного подразделения. При изменении названия компании, расторжении контракта с руководителем действие коллективного договора сохраняется. В случае реорганизации (преобразовании, слиянии, разделении, присоединении, выделении) он обладает силой на протяжении всего ее периода. При изменении типа собственности предприятия коллективный договор продолжает действовать в течение 3-х мес. с даты перехода прав к другому субъекту. В указанных двух последних случаях любой из участников соглашения может направить другому предложение о заключении нового акта либо продлении действующего на период до 3-х лет. При ликвидации предприятия соглашение сохраняет силу на весь ее срок.

Стороны социального партнёрства

Существует две стороны СП – это трудящиеся и работодатель. Данные группы должны представлять определенные люди, выбранные участниками. Они будут считаться представителями:

  • Трудящихся. Как правило, это профсоюзы. Если сотрудники компании не участвуют в профсоюзах, они могут выбрать своего представителя путем тайного голосования.
  • Работодателя. Это сам руководитель компании или его представители с соответствующими полномочиями. Также руководитель может быть участником некоммерческого объединения предпринимателей. Это союз, цель которого – отстаивание своих интересов перед профсоюзами и государственными структурами.

Главное правило СП – нужно выбрать одно лицо, которое будет представлять интересы всей группы.

Ответственность

Субъекты, которые формируют органы социального партнерства в сфере труда, на период проведения переговоров не могут подвергаться дисциплинарному взысканию, переводиться на другое место ведения профессиональной деятельности и увольняться по инициативе нанимателя без предварительного согласия структуры, которая их уполномочила на участие. Исключение составляют ситуации, когда осуществляется расторжение договора за нарушение, за которое предусмотрено освобождение от должности. Представители, уклоняющиеся от участия в переговорах по изменению, заключению соглашений или договора либо неправомерно отказывающиеся от подписания уже согласованного документа, подвергаются штрафу. Его размер и порядок взимания устанавливаются федеральным законом. Субъекты, которые виновны в непредоставлении сведений, необходимых для ведения переговоров и контроля соблюдения соглашения.

Система соцпартнерства

Систему социального партнерства составляют следующие уровни (ст. 26 ТК РФ):

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.

Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Социальное партнерство в труде

Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе (ст. 36 ТК РФ). В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Роль государства

Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Политика социального партнерства

Партнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

Значение соцпартнерства

Значение социального партнерства в трудовой сфере состоит в том, что оно приводит разрозненные интересы работников и работодателей к общему значению. При этом прямое вмешательство государства без оснований невозможно. В итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению.

Примеры соглашений и договоров с соцучреждениями

Наиболее часто встречаются договора и соглашения о социальном партнерстве, когда одной из сторон является социальное учреждение. Это может быть детский сад, школа, колледж, техникум, институт.

При этом обе стороны такого соглашения получают для себя очевидную выгоду: образовательное учреждение получает дополнительную площадку для развития своих воспитанников, а, например, предприятие — будущие кадры в свой штат.

Компенсации и гарантии субъектам, принимающим участие в переговорах

Лица, из которых формируются органы социального партнерства в сфере труда, на время обсуждения вопросов, включенных в повестку собрания, освобождаются от основной профессиональной деятельности. При этом им гарантируется сохранение средней з/п на период, устанавливаемый участниками переговоров. Однако он не должен превышать 3-х мес. Все расходы, которые касаются участия в переговорах, должны быть компенсированы в определенном законодательством, коллективным соглашением порядке. Участники при необходимости могут привлечь к процессу экспертов, посредников, специалистов. Расходы, связанные с этим, возлагаются на приглашающих участников, если другое не установлено в соглашении.

Порядок ведения переговоров

Органы социального партнерства – представители работников, работодателей – могут свободно выбрать вопросы регулирования. На некоторых предприятиях действует более одного первичного профсоюза. Для вступления в переговоры, эти органы социального партнерства формируют единую структуру. Ее образование осуществляется по принципу пропорциональности участия в соответствии с числом членов каждого профсоюза. Если с момента начала переговоров единая структура не была создана, то представительство должна осуществлять первичная профорганизация. При этом в ней должно быть не менее половины сотрудников предприятия. Если ни одна структура не состоит из такого количества служащих, то на общем собрании тайным голосованием определяется первичный профсоюз. Ей и поручается формирование органа, который будет представлять интересы работников. При этом за прочими профструктурами закрепляется право направить своих членов на переговоры до момента непосредственного подписания договора.

Ответственность сторон социального партнерства

Статьями 54, 55 ТК установлено что: 1) представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения; 2) лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров; 3) лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением — подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Данная ответственность конкретизируется ст.ст. 5.28-5.31 КоАП.

Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения предусмотрена ст. 5.28 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Субъектом правонарушения по этой статье является работодатель или лицо его представляющее.

Ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.29 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.

Ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения предусмотрена ст. 5.30 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.

Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрена ст. 5.31 и влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Субъектом этого правонарушения является работодатель или лицо его представляющее.

Следовательно, нормами ст. 5.28-5.31 КоАП установлена ответственность лишь для одной стороны социального партнерства — работодателя или его представителей и только при заключении и исполнении коллективного договора.

Кроме того, поскольку ни работодатель, ни лицо его представляющее, не являются непосредственными участниками коллективных переговоров о заключении соглашений, они не могут быть субъектами ответственности за отказ их заключить.

Таким образом, объективная сторона данного проступка не охватывает посягательств на порядок заключения соглашений.

показать содержание

Уровни

Органы социального партнерства формируются на нескольких ступенях. В частности, выделяются:

  1. Федеральные структуры. На этом уровне устанавливаются основы регулирования взаимоотношений, возникающих в рамках профессиональной деятельности.
  2. Региональные структуры. На этой ступени определяются основы регламентирования трудовых отношений в пределах конкретного субъекта страны.
  3. Отраслевые структуры. На данном уровне устанавливаются основы для конкретного сектора экономики.
  4. Территориальные структуры. На этой ступени формируется нормативная база, регламентирующая взаимодействия в муниципальном образовании.
  5. Структуры внутри предприятия. На этой ступени формулируются взаимные обязательства в рамках профессиональной деятельности нанимателя и сотрудников.

Заключение

Структуры социального партнерства играют существенную роль в установлении отношений в сфере профессиональной деятельности. они уполномочены вести переговоры для обеспечения соблюдения интересов сторон при их взаимодействии. Особое значение имеет их участие в обсуждениях, касающихся изменения, дополнения проектов и подписания коллективных договоров и соглашений. В этих документах прописываются ключевые принципы, правила взаимодействия нанимателя и сотрудников предприятия. Органами социального партнерства являются комиссии — структуры, формируемые непосредственно для осуществления указанных выше функций. Законодательство предусматривает определенный порядок взаимодействия субъектов. Оно должно основываться на принципе равноправия участников. Вступая в трудовые отношения, субъектам приходится сталкиваться с разными нормами. Вне зависимости от того, выступает ли гражданин обычным служащим предприятия или его руководителем (нанимателем), ему необходимо разбираться в положениях действующего законодательства, знать свои обязанности, ответственность и права. Существуют различные методические материалы, в которых можно найти все нормы, используемые в рамках профессиональной деятельности. Кроме этого, в РФ действуют разные курсы подготовки кадров. В стране действуют ВУЗы, где, кроме прочего, в программу обучения включена юридическая дисциплина, изучающая органы социального партнерства (это МТИ (Московский технологический институт например)).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.