Конституция российской федерации. основы конституционного строя рф

Алан-э-Дейл       02.05.2022 г.

Оглавление

Материальный и формальный смысл конституции

Определение 3

Конституция в смысле материальном представляет собой комплекс правовых норм, которые регулируют основы общественного устройства, государственного устройства и положения гражданина в них, где нормативно-правовые акты по своей юридической силе равны между собой. Конституция в смысле формальном – правовой акт (значительно реже – несколько правовых актов), который имеет наивысшую юридическую силу среди актов внутреннего права и изменяется в усложненном по сравнению с иными законодательными актами порядке.

Но, как и в любых правилах, существуют исключения.

Пример 1

В Великобритании конституция носит лишь материальный смысл. Это связано с тем, что в государстве отсутствует акт высшей юридической силы, который может изменяться в особом порядке, более усложненном. Здесь основы государственного устройства, общественного устройства а также правовой статус гражданина определяется на основе не только законодательными нормами, но и правовыми обычаями, судебными прецедентами, доктринальными правовыми источниками.

Замечание 1

В некоторых странах в то же время используются нормы, имеющие чисто формальный характер, потому что включены в текст закона

С точки зрения права материального, они не являются нормами особой важности

Вывод 1

При употреблении определения «Конституция», чаще всего подразумевается юридическая конституция в формальном смысле.

Федерация

Федеративное устройство России строится на основе признаков единства и целостности территории. Суть федерального принципа состоит во вхождении в состав страны нескольких субъектов, наделенных равными правами. Некоторые субъекты, согласно Конституции, имеют название «государство», но независимыми государствами ни один из субъектов России не является.

Конституционные характеристики России с области устройства государства, имеют следующие особенности: в состав страны включены равноправные субъекты; республики, входящие в состав Федерации, имеют собственную Конституцию, другие субъекты – устав и законодательство; целостность государства; единство системы власти государства; равноправие и самостоятельное определение людей, проживающих в стране, разграничение предметов ведения и полномочий власти и территориальных субъектов; взаимные отношения с федеральными органами установлены на базе равноправия.

Федеративная страна состоит из следующих объектов:

  • Область;
  • Автономная область;
  • Республика;
  • Край;
  • Город федерального значения;
  • Округ.

Замечание

Определение «федерация» противоположно «унитарному государству», в котором осуществляется централизованное управление, а единицы его территории не наделены признаками собственной государственности, и характеризуется только представителями местного самоуправления. В России унитарными считаются только республики, входящие в ее состав.

Структура и форма Конституции РФ

Под формой понимают способ внешнего выражения текста, структуру его содержания. То есть, бывают внутренние и внешние формы. Стандартная форма – единый законодательный акт. Внутренняя форма – это и есть структура конституционно-правовых норм.

В большинстве Конституций можно выделить такие элементы:

  1. Преамбула или введение.
  2. Перечисление основных положений.
  3. Заключительные положения.
  4. Переходные.
  5. Дополнительные.

Органы власти часто используют различные приложения, если их содержание не связано с какими-либо частями основного документа, но должно быть упомянуто.

Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94

Торг

И началась «война правок», а точнее, проектов Конституций. В 1993 г. число вариантов уже достигло десятка: проект христианско-демократической партии, проект конституционных демократов, два коммунистических проекта (с предложением сохранить советскую социалистическую республику)… Но главные проекты предложили Конституционная комиссия при Верховном Совете и Конституционное совещание президента Ельцина. Во многом они были похожи (президентский вариант повторял часть положений проекта Конституционной комиссии), но по ключевому вопросу разнились — по вопросу о власти.

Проект Конституционной комиссии (работу возглавлял депутат, юрист О. Румянцев) предлагал Конституцию смешанной, парламентско-президентской республики, в которой президент и парламент имеют примерно равные полномочия. Таким образом, два политических института не доминируют друг над другом, но в конфликтных ситуациях уравновешивают влияние оппонента. Президентский проект, напротив, предлагал введение президентской республики с такими полномочиями президента, каких не было на тот момент ни в одной президентской республике мира (так что такую республики называют также «суперпрезидентской»). В этой системе парламент — фактически законосовещательный, а не законодательный орган, — в случае конфликта обречен на поражение; президент же вправе влиять на работу всех ветвей власти.

 Б. Н. Ельцин. (novayagazeta.ru)

Несмотря на некоторые робкие попытки и призывы, договориться и выработать общий проект президенту и парламенту не удалось. Вопрос о Конституции стал важнейшей причиной трагического обострения кризиса. Борис Ельцин показал себя непримиримым политиком, готовым открыто нарушать конституционные нормы. Предложение Р. И. Хасбулатова (председателя Верховного Совета) вынести на референдум три варианта Конституции (ельцинский, парламентский и коммунистический) президент отверг и стал готовить ликвидацию Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Историки до сих пор спорят, по чьей вине дошло до силового решения конфликта, гибели по меньшей мере пятидесяти человек и переворота. Одни считают виновником амбициозного Ельцина, другие указывают на депутатов, «не оставивших президенту выбора». Так или иначе, основные факты этой драмы известны. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий (они потом и штурмовали парламент), Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ № 1400 о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Так как этот указ нарушал Конституцию, депутаты объявили его незаконным (вполне справедливо) и продолжили работать. Двоевластие продолжалось до 4 октября: стороны не признавали правомерность действий друг друга. После штурма Дома Советов и ареста Хасбулатова и Руцкого осталась одна власть — победил Б. Н. Ельцин.

Дом Советов, октябрь 1993 г. (topwar.ru)

Проект Конституционной комиссии был отброшен. Окружение президента и отдельные эксперты спешно дорабатывали президентский проект. Возможно, как раз на этом этапе появилась в ст. 81 оговорка о двух президентских сроках «подряд» (в проекте Конституционной комиссии Верховного Совета этого слова не было). По мнению О. Румянцева, это Ельцину «принесли на блюдечке» А. Собчак и С. Шахрай. Сам Шахрай приписывал это слово себе: «не помню уже, почему написал «подряд», так у меня в голове сидело». Секретарь Конституционного совещания А. Котенков вообще говорил, что слово «подряд» предложил написать сам Ельцин.

Вместе со словом «подряд» появились и другие положения в пользу президента: был снят верхний возрастной ценз для кандидата в президенты, ослаблены позиции Госдумы. Последние правки Ельцин сам внес 8 ноября 1993 г. — придал президентским указам и распоряжениям статус обязательных к исполнению законов, добавил право председательствовать на заседаниях правительства. За месяц до референдума проект был наконец обнародован.

Особенности норм Конституции Российской Федерации

Нормы Конституции (конституционные нормы) обладают как основными свойствами, присущими правовым нормам в целом, так и рядом особенностей.

Нормам Конституции присущи учредительный характер и высшая юридическая сила. Они создают нормативную основу, предопределяют содержание норм всех других отраслей права. Это обусловлено тем, что они содержат политико-юридические решения наиболее важных проблем общества и государства, объективно требующих признания за ними высшего авторитета.

Действующая Конституция установила иерархию собственных норм. Однако установление о том, что никакие другие ее положения не могут противоречить главе об основах конституционного строя (ст. 16), не означает различий в их юридической силе по отношению к иным правовым актам, а свидетельствует лишь о приоритете положений гл. 1 в системе конституционных норм. Все нормы Конституции обладают высшей юридической силой — это свойство принадлежит Конституции в целом.

Нормы Конституции обладают самой большой информационной насыщенностью, универсальным, многоцелевым характером. Множеству конституционных норм может соответствовать и множество социальных установок, вариантов поведения, содержаний законодательного и (или) подзаконного регулирования общественных отношений. На основании одной конституционной нормы может быть принят не один, а несколько правовых актов.

Особенностью конституционных норм является их стабильность. Она обусловлена устойчивостью тех основных общественных отношений, которые регулируют эти нормы, и предполагает их действие в течение длительного исторического периода развития общества и государства. Достаточно сказать, что в отличие от большинства федеральных законов в Конституцию поправки не вносились.

Нормы Конституции направлены на регулирование отношений между всеми субъектами права, в том числе и такими специфическими субъектами, как народ, государство в целом, части государства. Конституционные нормы содержат единый масштаб оценки поведения субъектов права, исходят из необходимости равного подхода к каждому из них. Они трансформируют социальные свободы в государственно-нормированные, государственно-защищенные возможности субъектов, выступая в качестве меры социальной свободы.

Многие нормы Конституции характеризуются особым механизмом реализации. Они реализуются не только в конкретных правоотношениях, но и в отношениях общего характера, или в правовых состояниях (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе и др.).

Специфика конституционно-правовых норм связана и с их структурой. Трехэлементная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) является ее общей моделью. Структура одних норм Конституции соответствует данной модели, структура других представлена в виде ее различных модификаций, с меньшим числом элементов, часть которых содержится в иных правовых актах.

Так, некоторые нормы Конституции содержат только диспозицию. Условия их применения настолько очевидны, что нет надобности в их специальном закреплении в Конституции. Например, норма Конституции, предусматривающая, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства» (ст. 2), имеет абсолютный характер. Поэтому устанавливать гипотезу этой нормы нет практической надобности.

Отсутствие во многих нормах Конституции санкций не означает, что отвергается сама возможность государственного принуждения в случае нарушения таких норм. Это свидетельствует лишь о специфике конституционной ответственности, сравнительно редком ее применении. Санкции устанавливаются, как правило, иными отраслями права, принятыми во исполнение норм Конституции.

Социальная страна

Конституционная характеристика РФ, как социального государства, заключается в направлении политики и деятельности на обеспечение условий, которые обеспечат достойный уровень жизни граждан. Показатель социальности Российского государства включает спектр следующих показателей:

  • Охрана труда и здоровья людей, проживающих в стране;
  • Гарантированный минимум оплаты труда;
  • Поддержка семей, отцовства, материнства и детства;
  • Поддержка пожилых людей и инвалидов;
  • Постоянное развитие системы социальной службы;
  • Бесперебойная выплата пенсий и пособий;
  • Комплекс гарантий социальной защиты.

Дополнительная информация

Значение Конституции РФ в жизни страны

Подробности
Опубликовано 11.12.2018 11:01

Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.

Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.

Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.

Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия — федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.

Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.

Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.

Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

Найдено научных статей по теме — 15

Элементы и форма канадской конституции

Ившина Ирина Николаевна

В статье дается классификация источников конституционного права Канады, которые в совокупности составляют неписаную Конституцию Канады.

О новых формах реализации конституционного права на информацию

Спиридонов Андрей Алексеевич, Евсиков Кирилл Сергеевич

Рассмотрена трансформация права на свободу информации в конституционно -правовой институт, а также существующие подходы к исследованию данного правового явления.

Пределы пересмотра конституции: формальный и содержательный аспекты

Троицкая А.А.

На основе анализа конституций различных государств и практики органов конституционного контроля в статье раскрывается значение пределов пересмотра конституции как гарантий сохранения основных конституционных ценностей в ходе разви

Решение Конституционного Суда как форма реализации идеи законопроекта

Фомичева Ольга Анатольевна

Решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматриваются как целеполагание к законотворческому процессу.

Судебный нормоконтроль как форма конституционализации законодательства

Кузьмин Андрей Георгиевич

В статье рассматривается судебный нормоконтроль как средство разрешения противоречий в нормативно-правовой системе государства с позиции его влияния на конституционализацию отечественного законодательства.

Форма собственности в современной конституционной экономической модели

Мазаев Владимир Дмитриевич

С момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года прошло более 20 лет, но вопрос о месте и роли категории конституционной формы собственности остается дискуссионным.

Конституционная концептуализация формальной и фактической справедливости

Пресняков М. В.

Цель. Изучение процессов формирования в конституционно-правовом пространстве моделей формальной и фактической справедливости. Методы.

Форма правления и разделение властей: конституционно-правовые взаимосвязи

Червонюк В. И., Варнавский А. Г.

Форма правления характеризует организацию верховной власти страны, а сформулированный и существующий в виде неписанной нормы конституционного права или получивший формально юридическое (текстуальное) закрепление в основном законе

Конституционная аксиология как форма системного анализа конституционализма

Ковалев Игорь Павлович

В статье сделан анализ конституционной аксиологии в контексте феномена конституционализма и его содержания. Исследованы элементы системы ценностей современного конституционализма, доказано их универсальность и иерархичность.

Модели разделения властей и форма правления (конституционно-правовой аспект)

Чепрасов Константин Викторович

Статья посвящена анализу моделей принципа разделения властей с точки зрения их конституционного закрепления в государствах с различной формой правления.

Конституционный формат территории в странах Содружества Независимых государств

Нифанов А. Н.

В данной статье представлен авторский анализ конституций стран СНГ на предмет выявления в них норм о территории с учетом комплексного подхода к определению последней.

Общественный контроль (надзор) как форма реализации конституционных прав человека

Либанова Светлана Эдуардовна

Обосновывается, что реализация закрепленного в Конституции РФ приоритета признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека не состоится без выполнения государством задач по развитию гражданского общества.

Формальная конституция и конституционная практика в России: варианты взаимодействия

Аничкин Евгений Сергеевич

В статье исследуются основные варианты взаимодействия формальной Конституции РФ с конституционной практикой: гармония, конфликт, коррекция.

Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой политики государства

Захарова Лариса Николаевна

В статье проводится исследование сущности и смысла конституционно-правовой политики как особой разновидности правовой политики. Выделяются основные признаки конституционноправовой политики, дается определение последней.

Конституции программные и констатирующие

Определение 8

Программные конституции – социалистические конституции, которые определяют основные цели строительства социализма и коммунизма. (В Китае, Конституцией которого указана цель построения социализма, по мнению руководителей потребуется около 100 лет).

Определение 9

Констатирующие конституции – конституции, не содержащие программных положений о преобразовании общества.

Но большая часть программных конституционных норм – констатирующие, а такие конституции содержат программные элементы и целевые установки (введения, преамбулы). Различают конституции федеративных государств, унитарных государств, федеральных субъектов. В очень редких случаях конституции в автономиях политического характера (Автономная Республика Крым на территории Украины).

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Основы конституционного строя РФ

Общие принципы конституционного строя РФ, закрепленные в ст. 1–16 Конституции РФ, таковы:

  • Приоритет человеческих прав и свобод: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства.
  • Народовластие, суверенитет народа — признание народа единственным источником власти.
  • Федерализм — децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.
  • Демократия.
  • Республиканская форма правления.
  • Полнота суверенитета РФ.
  • Равноправие субъектов РФ.
  • Единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения.
  • Экономическая свобода.
  • Разделение властей. Законотворческая деятельность, исполнение законов и контроль за соблюдением законности производится различными органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий. Таким образом, выделяются 3 вида власти: законодательная, исполнительная и судебная соответственно.
  • Существование органов местного самоуправления.
  • Идеологический и политический плюрализм. Установлен запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей). В обществе разрешено политическое многообразие, провозглашена свобода политических мнений и действий, многопартийность.
  • Светское государство, отсутствие государственной религии: ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным.
  • Приоритет закона. Россия является правовым государством, в котором установлено верховенство закона в общественных отношениях.
  • Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом. Подписанные и прошедшие ратификацию РФ международные договоры обладают более высокой юридической силой, чем внутреннее законодательство. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. О том, как соотносятся по юридической силе нормы Конституции РФ и международного права, читайте в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Многообразие и равноправие форм собственности, признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.).
  • Особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя. Так, ст. 135 Конституции РФ гласит, что основы конституционного строя России не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре Конституции РФ будет поддержано не менее чем 3/5 от числа голосов ФС РФ, то созывается Конституционное собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает ее новый проект, который потом выносится на всенародное голосование.

Наглядная схема основ конституционного строя РФ представлена ниже.

Осуществление правосудия только судом

Только суд, выступая от имени государства, может осуществлять правосудие. Число служб, которые могут заниматься судебным делом, ограничено. Например, товарищеские, религиозные суды, суд офицерской чести не имеют права выносить приговоры, это прерогатива организаций, относящихся к судебной власти. Решения перечисленных судов носят порицательный, морализирующий характер. Недопустимо создание каких-либо чрезвычайных судов.

Замечание 1

Суд обладает исключительным правом отправлять правосудие, деятельность суда подчиняется особому правовому порядку, создающему преимущества для объективного и справедливого рассмотрения дел, которым не обеспечена никакая другая форма государственной деятельности.

Никто не может присваивать себе полномочия суда, применяя при этом государственное принуждение от имени Российской Федерации. Принцип действует во всех судебных инстанциях, например, отменить или изменить судебное решение может только вышестоящий суд и никакой другой орган. Это подчеркивает не только исключительность, но и полноту судебной власти. Решения суда, которые вступили в законную силу, обязательны для всех.

Писаная и неписаная конституция

Конституция по форме выражения классифицируется на писаную и неписаную.

Определение 4

Фома выражения конституции – способ организации и представления конституционных норм и ее институтов.

Конституция писаной формы выражения представляет собой законодательный акт, которые были провозглашены в качестве основных законов государства.

Неписаная конституция выражена совокупностью законодательных актов, прецедентов и правовых обычаев. Из-за правовых обычаев такая конституция и относится к категории неписаных.

Замечание 2

Совокупность актов и правовых норм закрепляют основные положения уже существующего государственного строя, но в качестве основополагающих законов они формально не объявлены.

Вывод 2

В настоящее время такие конституции отсутствуют в принципе, поскольку не существует на данный момент государств, в которых конституции были бы полностью неписанными. Даже являющаяся классической страной неписаной конституции, в ее состав входит множество писаных актов. Поэтому различия в вышеуказанных конституциях заменяют на различия, присущие формальной и материальной конституции.

Конституции дарованные: принятые учредительным собранием и одобренные на референдуме

Определение 5

Дарованная конституция – конституция, которая предоставляется стране уже полностью структурированной и народ не принимает участия в процессе осуществления конституционных процедур.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Дарованные конституции подразделяются на:

  • Принятие монархом конституции для своего государства самостоятельно, без разделяя права с иными лицами в процессе ее принятия. К таким конституциям следует отнести Конституцию Бельгии, принятой в 1831 году и прекратившей своё действие в 1994 г.; Конституция Канады 1867 года; Конституция Японии 1889 года; Иорданского Хашимитского Королевства, принятой в 1952 году. Также Президентом Пакистана в 1962 году даровалась Конституция.
  • Колониальные конституции. Суть заключалась в снижении обострения национально-освободительной борьбы. Государство создавало конституцию для своей колонии и преподносило ее в качестве дара с той целью, чтобы жители не требовали независимости. То есть речь не идет о реальном отделении и независимости колоний, а просто о предоставлении конституций для зависимых от государства колоний. Первыми такими конституциями были конституции, разработанные англичанами для зависимой от нее колонии – Индии. Они утверждались английским парламентом и подписывались королем. Франция была дарован Алжиру закон о «Статуте Алжира» 1948 года, а США – Конституцию Кубы в 1901 году.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.