Бюджетное право и бюджетное устройство российской федерации

Алан-э-Дейл       02.07.2022 г.

Основные термины бюджетных процессов и отношений

Определение 11

Бюджетные ассигнования – это предельный объем денег, который предусмотрен для исполнения бюджета.

Определение 12

Бюджетные обязательства – расходы, которые должны быть исполнены.

Определение 13

Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и их исполнение.

Определение 14

Получатель бюджетных средств – орган государственной власти, внебюджетный фонд, орган местного самоуправления, местная администрация, казенное учреждение, обладающее соответствующими правами.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Бюджетное право: понятие, предмет и нормы

В процессе формирования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления возникают сложные и разнообразные общественные отношения. Эти отношения регламентируются нормами финансового права, которые в совокупности образуют бюджетное право. Бюджетное право — основной и самый крупный раздел финансового права, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе Российской Федерации. Именно с бюджетного права начинается Особенная часть финансового права.

Предметом бюджетного права являются отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием системы денежных фондов государства и местного самоуправления. Предмет бюджетного права составляет целая группа норм, которые закрепляют и регулируют:

  • бюджетное устройство Российской Федерации;
  • состав доходов и расходов бюджетной системы;
  • сбалансированность бюджетов;
  • права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области бюджета;
  • бюджетный процесс;
  • ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Таким образом, бюджетное право можно определить как подотрасль финансового права, включающую в себя систему норм и принципов, регулирующих общественные отношения по формированию, рас-пределению и использованию централизованных денежных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны, а также устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В юридической литературе имеются различные определения бюджетного права, схожие по своему содержанию. Они характеризуют бюджетное право как совокупность правовых норм, регулирующих бюджетное устройство, структуру бюджетной системы, порядок распределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней; регламентирующих бюджетный процесс и бюджетные права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. То есть основным отличием бюджетного права является объем регулируемых общественных отношений, составляющих его предмет.

Нормы бюджетного права, входящие в систему финансово- правовых норм, классифицируются по общим основаниям. Наиболее ярко бюджетные нормы проявляются в характере воздействия на участников отношений. Так, уполномочивающие нормы содержат конкретные предписания органам государственной власти и местного самоуправления в отношении формирования доходов и осуществления расходов бюджета, порядка составления проекта бюджета, управления государственным долгом, применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Запрещающие нормы в категоричной форме предписывают субъектам (в том числе и органам власти различного уровня) не совершать определенные действия. Например, бюджетным учреждениям запрещено получать кредиты у кредитных организаций, физических и юридических лиц, а предоставление бюджетных кредитов не допускается в случае наличия задолженности по предыдущим кредитам.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы Российской Федерации, состав доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, порядок составления и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, осуществ-ление государственного и муниципального финансового контроля в бюджетной сфере и иные отношения.

Нормы бюджетного права находят свое закрепление в различных законодательных и подзаконных актах.

Сбалансированность бюджета

Данный принцип соблюдения баланса бюджетных средств основан на правиле равенства расходов доходам и поступлениях для финансирования дефицита. То есть формирование планового бюджета должно быть продумано и ориентировано на допущение наименьшего объема дефицита финансовых ресурсов.

Это крайне важный принцип для создания равновесного бюджета. Для его формирования необходимо проводить тщательный анализ структуры расходования бюджетных средств в текущем финансовом году, учитывать тенденции изменений в экономике, а также закладывать потенциальные риски. Однако достаточно часто дефицит бюджета имеет место, и в таком случае причины могут быть как в переоцененных доходных статьях, так и в недооцененных расходах.

Положение об эффективности использования бюджетных средств

Рассматривая принципы функционирования бюджетной системы, следует отмечать, что они направлены на создание стабильной системы с возможностью постоянного повышения эффективности её функционирования. Данное положение обращается к тому, что необходимо создавать не только максимально возможные доходные части бюджета, но распределять и направлять бюджетные ассигнования с максимальным рациональным эффектом.

Следует отметить, что в понятие эффективного распределения и освоения бюджетных ресурсов входит не только направление их в производственные сферы, но и для социальной сферы также подходит данный принцип. Средства должны быть выделены в таком объеме, который позволил бы покрыть основные проблемные области, при этом повысив качество жизни населения.

Понятие бюджета и функционирование бюджетного устройства

Каждая страна формирует определенный план расходования финансовых ресурсов и доходов на определенный период. Этот план и является бюджетом. Процедура работы с бюджетом — многоступенчатая. Производится оценка всех текущих и возможных факторов воздействия на социально-экономическую сферу, и в зависимости от предполагаемых изменений, а также с целью поддержания приоритетных направлений развития государства расписывается бюджетный документ.

Бюджетное устройство подразумевает под собой основополагающие правила (принципы) организации бюджета, в соответствии с которыми происходит взаимодействие между субъектами бюджетного процесса, осуществляется формирование и расходование финансовых средств из бюджета.

Принципы организации бюджетной системы содержат сущностные положения того, как должна функционировать указанная система. Таких принципов выделяют несколько, они в совокупности позволяют говорить об эффективности всей системы финансов страны.

Источники бюджетного права

К источникам бюджетного права относятся нормы Конституции Российской Федерации, бюджетное законодательство и подзаконные нормативные акты. В Конституции Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы бюджетного устройства государства. Так, ст. 71, 72 определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов в отношении бюджета; ст. 101, 104, 106, 114 устанавливают основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля его исполнения, а также полномочия органов государственной власти в области бюджетной политики. Кроме того, конституционные нормы определяют основные принципы и формы взаимоотношений государства и административно-территориальных образований в области бюджета, устанавливают средства защиты прав и законных интересов субъектов бюджетной деятельности.

Если финансовое законодательство как термин еще не сформировалось, то в области бюджета уже с конца XIX в. действует понятие бюджетного законодательства. Принятие в 1998 г. Бюджетного кодекса Российской Федерации стало принципиально новым этапом в развитии и совершенствовании бюджетного законодательства. Бюджетный кодекс Российской Федерации установил общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение и статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Статья 2 Бюджетного кодекса закрепляет структуру бюджетного законодательства Российской Федерации, в которую входят:

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетных государственных внебюджетных фондов;
  • законы субъектов Российской Федерации о бюджете и бюджете территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах;
  • иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие соответствующие бюджетные правоотношения.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются ко всем отношениям, возникшим после введения актов в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации или федеральным законом. К источникам бюджетного права относятся: указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции.

Однако данные нормативные правовые акты не входят в понятие бюджетного законодательства и не должны противоречить его нормам. Особое место среди нормативных правовых актов занимают акты Министерства финансов Российской Федерации, касающиеся практической организации бюджетной деятельности (порядка учета, отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы, введения режима сокращения расходов федерального бюджета и др.).

Источником бюджетного права являются и международные до-говоры Российской Федерации, которые применяются непосредственно к бюджетным правоотношениям, за исключением случаев, когда международным договором предусмотрено, что для его применения требуется издание внутригосударственных актов. Если же международным договором установлены иные правила по сравнению с бюджетным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. В сфере бюджетного регулирования за последние годы стали применяться различные международные нормы и правила. Так, Россия перешла на единую бюджетную классификацию (группировку доходов и расходов бюджета), применяемую в странах Европейского союза. Счетная палата Российской Федерации вошла в Европейскую ассоциацию парламентских органов контроля, Пра-вительство и Министерство финансов Российской Федерации исполняют рекомендации по использованию кредитов Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, закрепленные как в уставах этих организаций, так и в заключаемых с ними международных кредитных соглашениях.

Самостоятельность бюджетов

Построение системы государственного управления предполагает разделение органов власти на уровни, каждый из которых будет иметь определенную самостоятельность в принятии решения по бюджетному процессу. В данном случае принципы бюджетной системы Российской Федерации учитывают права и обязанности органов федеральной власти и местного уровня.

Это означает, что органы власти должны самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность его использования. Они наделены правом самостоятельно организовывать бюджетный процесс. Также подразумевается, что каждый уровень власти, в соответствии с законодательством, имеет право устанавливать налоги и сборы, которые пойдут в бюджет определенного уровня. Недопустимо самостоятельно вводить действия по налогам и сборам и другим платежам, которые могут в текущем финансовом периоде повлиять на ранее утвержденный бюджет с изменением его состояния в худшую сторону.

Структура консолидированного бюджета

Определение 3

Консолидированный бюджет – все бюджеты одной территории, исключение составляют бюджеты государственных внебюджетных фондов и межбюджетные трансферты между этими бюджетами. Интегрировать бюджет необходимо для того, чтобы спрогнозировать и проанализировать бюджетные показатели. Такой вид бюджета обязательно должен быть представлен в вышестоящие органы исполнительной власти, депутатскому корпусу в составе законопроекта о бюджете. Законодательно консолидированный бюджет не утверждается.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Межбюджетные трансферты между ними не учитываются. Региональный бюджет и бюджеты муниципальных образований этого региона составляют консолидированный бюджет субъекта России.

Рисунок 2. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.