Административно-юрисдикционный процесс

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Иные участники и заинтересованные в процессе лица

В качестве заявителя, подающего иск, и в роли ответчика также могут выступать специализированные избирательные комиссии, являющиеся в рамках рассматриваемого в статье процесса одним из важнейших его субъектов.

Помимо сторон участниками в деле могут стать также граждане или организации, заинтересованные относительно его результатов, или имеют к нему какое-либо иное отношение.

Одним из самостоятельных членов разбирательств будет являться такое лицо, как прокурор.

Также принимают участие в подобных рассмотрениях судебных дел:

  • государственные и иные органы;
  • различного типа образования;
  • обычные граждане.

КАС РФ Статья 47. Заинтересованные лица

Представители обозначенных категорий в рамках административного судопроизводства обращаются в судебную инстанцию ради того, чтобы:

  • защитить законные интересы иных конкретных граждан;
  • отстоять интересы и права неопределенного перечня человек.

Помните, что при условии подачи искового заявления от одного из представителей обозначенных категорий, оно должно изменяться под соответствующие требования, касающиеся оформления бумаги.

Целью инициирования административных производств является желание защитить права, законные свободы и личные интересы граждан страны и различных образований, расположенных на ее территории

Этап рассмотрения дела

Важно знать, что рассмотрение дела касательно правонарушения административной природы является ключевой стадией судопроизводства, в пределах которой актуально проявление свойств административно-процессуальной работы. В соответствии с каждым делом законодательным образом определяется подготовительная процедура, а также порядок и период реализации этапа

Необходимо иметь в виду, что дела касательно административных правонарушений изучаются по подведомственности и обычно и присутствии нарушителя. После рассмотрения того или иного дела должностное лицо или соответствующий орган должен вынести или постановление, связанное с наложением наказания административного характера, или постановление о прекращении дела. Стоит дополнить, что принятый документ так или иначе является управленческим актом, носящим индивидуальный характер.

Убеждение и принуждение в государственном управлении

Убеждение — это главный метод деятельности органов исполнительной власти. Сущностью этого метода является использование должностными лицами органов исполнительной власти различных средств воспитания, разъяснения, пропаганды для формирования необходимого поведения управляемого (подвластного).

Принуждение — вспомогательный метод деятельности. Оно используется тогда, когда средства убеждения оказываются неэффективными, т.е. когда нарушаются требования правовых предписаний, установленных в сфере государственного управления.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия для обеспечения правопорядка.

В своей совокупности меры принудительного обеспечения должного поведения управляемых составляют институт административного принуждения. Они выполняют карательную функцию. Административнопринудительные меры применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения и пресечения.

Для административного принуждения характерно следующее:

  • возможно внесудебное применение принудительных мер;
  • эти меры применяются к лицам, не находящимся в непосредственном подчинении у полномочных органов исполнительной власти;
  • они применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющих ведомственных границ (например, правила дорожного движения, требования промышленной безопасности);
  • эти меры применяются уполномоченными органами исполнительной власти и судами (судьями).

По целевому назначению они могут быть разделены на три группы.

  1. административно-предупредительные меры;
  2. административно-пресекательные меры;
  3. административные наказания.

Административного-предупредителъныемеры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, а также предотвращения иных опасных для жизнедеятельности общества явлений (надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр; проверка документов; административное задержание; введение карантина; реквизиция имущества и др.).

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий (применение оружия, специальных средств; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими угрозу для окружающих; непосредственное физическое воздействие и др.).

Административные наказания применяются в случаях совершения административного правонарушения. В статье 3.1. КоАП РФ административное наказание определяется как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения.

Административные наказания применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Законодатель правильно отказался от прежнего термина «административное взыскание», так как новая терминология точнее отражает его сущность и согласуется с определением другой меры государственного принуждения — уголовным наказанием.

В КоАП РФ установлены общие правила, которыми должны руководствоваться суд, орган, должностное лицо при назначении административного наказания. Соблюдение этих правил предполагает при назначении наказания учитывать:

  • возраст, по достижении которого наступает административная ответственность;
  • применение основных и дополнительных административных наказаний;
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
  • обстоятельства, отягчающие административную ответственность и др.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Новый КоАП РФ изменил систему административных наказаний.

Из нее исключены исправительные работы. В то же время появились новые виды наказаний — дисквалификация и административное приостановление деятельности.

В соответствие со ст. 3.2 Кодекса за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

показать содержание

Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;
  • направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;
  • выступает средством реализации охранительной функции административного права;
  • характеризуется множественностью субъектов осуществления;
  • состоит из определенных административных производств;
  • результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно- процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

показать содержание

Понятие и особенности административного процесса

Административный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.

Специфика административного процесса, сформировавшегося в качестве теоретически выделяемой области правоотношений внутри административного права, заключается в том, что в отличие от уголовного или гражданского процесса, где процедура устанавливается исключительно применительно к разрешению спорной ситуации в рамках судопроизводства, административный процесс имеет в своей основе позитивные процедуры, существующие в рамках реализации исполнительных и распорядительных правомочий субъектов государственного управления. Управленческая деятельность органов государственного управления и должностных лиц средствами административного права заключена в определенные процедурные рамки.

Во-первых, это совокупность, система последовательно совершаемых субъектами публичного права действий.

Во-вторых, порядок совершения юридически значимых действий регулируется процессуальными нормами административного права.

В-третьих, административный процесс как деятельность субъектов публичного права состоит из стадий, на каждой из которых участниками процесса совершаются определенные юридические действия, направленные на достижение конкретного юридического результата: принятие акта управления; выдачу юридического документа; предоставление информации и т.п.

В-четвертых, конечной целью и результатом административного процесса является реализация субъектами правоотношений прав и обязанностей на основе соответствующих материальных норм права.

Правоприменительный административный процесс направлен на разрешение на основе соответствующих норм права конкретных жизненных ситуаций, в том числе юридических конфликтов в сфере исполнительной власти. Он включает в себя следующие виды деятельности:

  1. властно-организующая деятельность органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти и должностных лиц;
  2. деятельность физических и юридических лиц по реализации своих прав и законных интересов, а также по исполнению возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления.

Деятельность физических и юридических лиц по реализации принадлежащих им на основе правовых норм субъективных прав и обязанностей, направленная на удовлетворение их законных интересов, является правореализующим процессом, который во многих ситуациях требует одновременной реализации органами государственного управления и органами местного самоуправления их властных полномочий в рамках соответствующих правил, предусмотренных административно-процессуальными нормами.

Иным видом правоприменительного административного процесса является властно-организующая деятельность компетентных органов государственного управления и должностных лиц, а также деятельность судов по реализации возложенных на них функций по осуществлению мер административного принуждения, в том числе по применению мер административного наказания.

Вместе с тем административный процесс имеет место при осуществлении судами функций административной юстиции, т.е. судебного контроля за законностью действий органов публичной власти в отношении граждан и их организаций.

Особенности административно-юрисдикционного процесса

Характерные черты административно-юрисдикционного процесса:

1) деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущность которого составляет либо спор о праве, вытекающем из норм административного права, либо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;

2) содержание деятельности в рамках административно-юрисдикционного процесса составляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому индивидуальному административному делу;

субъект административно-юрисдикционного процесса — орган государственной власти, принимающий властное решение в рамках собственной компетенции. Таким органом является не только суд, но и (в большинстве случаев) орган исполнительной власти, иное уполномоченное лицо;

отношения участников административно-юрисдикционного процесса приобретают особый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми правами и обязанностями. В частности, при рассмотрении индивидуального дела судом стороны находятся в равном процессуальном положении;

результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое властное решение о разрешении спора либо применении (отказе от применения) мер административного принуждения;

при осуществлении административной юрисдикции принуждение — возможный результат разрешения административно-правового спроса. Свое выражение оно находит в применении к виновной стороне соответствующих мер административной или иной юридической ответственности;

цель административно-юрисдикционного процесса — правоохрана, охрана административно-правовых отношений от нарушений. Разрешение споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопорядка, установленных административным законодательством.

Структура и стадии административного процесса

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

  • анализ управленческой ситуации;
  • рассмотрение дела и принятие решения;
  • исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного процесса:

  • регламентируются нормами административно-процессуального права;
  • обусловлены логикой всего производства;
  • направлены на решение конкретных задач;
  • характерен определенный круг участников;
  • определенные сроки совершения;
  • соответствующее процессуальное оформление.

Специфика стадий административно-процессуального производства

Существует несколько стадий внутри каждого административно-процессуального производства. Применительно к ним происходит группировка соответствующих административно-процессуальных норм. Речь идет о возбуждении индивидуальных дел, рассмотрении дел и принятии решений и обжаловании или опротестовании решений по делу, которые приняты уполномоченным органом.

Для каждой стадии важно быть обеспеченной рядом процессуальных норм, которые соответствуют принципам административного процесса. На каждом этапе для участников процессуальных отношений важно совершать ряд конкретных юридических действий, направленных на то, чтобы достигнуть конкретный юридический результат и оформить все соответствующей юридической документацией

На каждом этапе для участников процессуальных отношений важно совершать ряд конкретных юридических действий, направленных на то, чтобы достигнуть конкретный юридический результат и оформить все соответствующей юридической документацией. К примеру, для принятых Правительством РФ правовых актов управления важно быть оформленными постановлениями и распоряжениями

При возбуждении дела относительно административных правонарушений в большинстве случаев необходимо формирование протоколов относительно административного правонарушения. Для суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы относительно решения суда об оспаривании решения органов государственной власти, допустимо выносить определения относительно отмены решения суда первой инстанции и принять новые решения

К примеру, для принятых Правительством РФ правовых актов управления важно быть оформленными постановлениями и распоряжениями. При возбуждении дела относительно административных правонарушений в большинстве случаев необходимо формирование протоколов относительно административного правонарушения

Для суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы относительно решения суда об оспаривании решения органов государственной власти, допустимо выносить определения относительно отмены решения суда первой инстанции и принять новые решения.

Для стадий свойственно в последовательной форме приходить на смену друг другу:

Рисунок 3. Этапы административно-процессуального производства

Исходя из этого, рассмотрение административного процесса и составляющих его видов допустимо в двух ключевых направлениях. С одной стороны, в виде правоприменительной деятельности уполномоченного органа публичной власти, урегулированной рядом административно-процессуальных норм в области правоотношений административного и иного публично материального характера. А с другой стороны, в виде совокупности административно-процессуальных норм, которые регламентируют ряд общественных отношений, которые имеют отношение к определенным задачам и принципам административного процесса, его типам, при регулировании определенных производств в пределах каждого из типов данного процесса для осуществления материальных норм административного права и ряда норм иных направлений публичного права, а также для гарантии законности в работе органов публичной власти.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Специфика судопроизводства

Особенностью всех стадий административного судопроизводства служит то, что судебные органы проверяют лишь законность актов властного характера, бездействий или действий структур власти. Если судебными органами устанавливается, что обжалуемое действие является незаконным, так или иначе он должен удовлетворить требования заявителя и восстановить его права, которые были нарушены. Если – в соответствии с мнением суда – обжалуемое действие является законным, не нарушающим прав истца, то речь пойдет уже об отказе в удовлетворении жалобы.

Одним из принципов административного судопроизводства считается наличие ответственности за правонарушения административного характера. Стоит отметить, что эта ответственность подразумевает признание недействительности или изменение конкретного правового акта, исполнение исковых требований, а зачастую – санкции к должностному лицу. Нередко дело заканчивается смещением его с занимаемой должности.

Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура

Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

Общие черты административно-правонаделительного процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;
  • в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;
  • правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;
  • состоит из административных производств;
  • результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.

Виды производств административно- правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

Понятие, признаки и принципы административного процесса

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

  • вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
  • представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
  • обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
  • целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
  • результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
  • регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
  • обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности — реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины — решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности — административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка — процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты {оперативности) — административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) — административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса — органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Цель административно-юрисдикционного процесса

Имеются следующие различия административно-юрисдикционного процесса и административно-процедурного процесса.

Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленческое регулирование, а разрешение спорной ситуации либо применение санкций. Он связан либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отношении субъекта мер административной ответственности, других принудительных мер. Обстоятельства применения следующие:

  • в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
  • в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения.

Административно-правовой спор — спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами административного права.

Предмет судопроизводства административного характера

Что касается предмета производственного процесса, проходящего в рамках судебного разбирательства, необходимо указать определенные позиции, сформировавшиеся относительно него на сегодняшний день. О каких позициях идет речь, смотрите далее в таблице.

Таблица 1. Предмет судопроизводственного процесса административного характера

Характеристика Описание
Дела данной категории подразумевают отсутствие спора о праве Ввиду обозначенной особенности, административное судопроизводство можно отнести к явлениям уникального характера, так как в нем:отсутствуют спорящие стороны;
имеются только участники, в чем-либо заинтересованные.
Рассмотрение споров определенной категории Второй важный нюанс состоит в том, что в ходе судопроизводства интересующего нас типа, производится рассмотрение споров:административного;
публично-правового характера.
Исполнение роли судебного контроля Административный судебно-производственный процесс выступает своего рода инструментом отслеживания законности действий, предпринимаемых органами государства и муниципальных образований.

Главными сторонами процесса будут выступать противники — истец и ответчик

Правила отказа от исковых заявлений участниками административного судопроизводства

В отличие от процессов, рассматривающийся в рамках гражданско-правовых норм, судебное производство административного типа предполагает наличие особенных правил, которые нужно соблюдать, изъявляя отказ от ранее заявленных ими в суде требований.

Так, если иск отзывают государственные инстанции, какие-либо организации или граждане, изначальной целью которых была защита законных прав и свободы неопределенного перечня человек, выступающих субъектами правоотношений публичного характера, то по существу в этом случае процесс все равно продолжает рассматриваться.

Если же отзыв иска связан с непосредственным выполнением ответчиком всех предъявляемых требований, то суд с радостью данный отказ примет, и производство по делу будет прекращено на все сто процентов.

Процессуальные гарантии прав участников административного процесса

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.