Статья 33. принцип сбалансированности бюджета

Алан-э-Дейл       12.04.2022 г.

Концепции сбалансированности бюджета

Современные концепции сбалансированности бюджета предполагают три основные модели:

  1. Бюджет должен быть сбалансированным ежегодно.
  2. Бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла.
  3. Сбалансированность бюджета является второстепенным аспектом бюджетного процесса.

Данные концепции исходят из разных теоретических обоснований:

  1. Концепция ежегодной сбалансированности бюджета повсеместно применялась до середины XX века, когда государства добивались равенства доходов и расходов, порой даже тогда, когда можно было обойтись без жестких мер. Исходная предпосылка – позволяет государству проводить более ответственную политику, «жить по средствам».
  2. Концепция сбалансированности бюджета в пределах экономического цикла появилась в результате развития теории Кейнса, который обосновал возможность использования дефицита бюджета для стимулирования экономики. При экономическом спаде государство должно сократить налоги и увеличить расходы – бюджет становится дефицитным, но государство компенсирует падение спроса. Во время фазы подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышения ставок налогообложения или роста налоговых поступлений. Избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса. Бюджет может быть дефицитным даже несколько лет, но по итогам экономического цикла он становится сбалансированным. Применяется большинством стран в практике государственного регулирования экономики.
  3. Концепция вторичности сбалансированности бюджета исходит из утверждения, что основной задачей является стимулирование экономического роста. Отвергается принцип «жить по средствам» – если доходов бюджета не хватает для финансирования расходов, то необходимо использовать заемные средства. Государственный кредит способен компенсировать разрыв в доходах и расходах, а также привлечь сбережения для инвестирования в экономику. Данная концепция применяется в США, где государственный долг превысил величину годового ВВП, а государство уже давно живет не по средствам.
Сбалансированность бюджета

Концепция сбалансированности бюджета

Преимущества

Недостатки

Вывод

Ежегодная сбалансированность бюджета

Повышенная ответственность государства

Долги на накапливаются

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Повышение вероятности безработицы в условиях макроэкономической нестабильности

Замедление экономического роста

Неоптимальное планирование государственных расходов

Требуется более строгий контроль развития экономики

Подходит для стран с переходной экономикой

Сбалансированность бюджета в пределах экономического цикла

Высокая эффективность антициклического регулирования

Умеренное стимулирование экономического роста

Сбалансированная бюджетно-фискальная политика

Инфляция не увеличивается выше порогового значения 2-5%

Не учитывается вероятность того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по продолжительности и глубине

Сложно прогнозировать цикличность развития экономики

Наиболее рациональная концепция, сочетающая все инструменты макроэкономического регулирования

Подходит для любых стран

Сбалансированность бюджета вторична

Постоянное стимулирование экономического роста

Привлечение инвестиций

Сохранение устойчивого дефицита бюджета

Постоянный рост расходов бюджета

Сокращение инвестиций в реальный сектор экономики

Снижение количества производительных рабочих мест

Рост государственного долга

Бесперспективность концепции доказана негативным опытом США

Недостатки превалируют над преимуществами

Не подходит для современных развитых стран

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход

Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Первичный дефицит, общий дефицит и долг

Значение «дефицит» отличается от «долга», который представляет собой накопление годового дефицита. Дефицит возникает, когда расходы правительства превышают поступления, которые оно взимает. Дефицит можно измерить с учетом или без включения процентных платежей по долгу в качестве расходов.

Первичный дефицит определяется как разница между текущей госрасходов на товары и услуги и общий доход тока от всех видов налогов за вычетом трансфертных платежей . Тотальный дефицит (который часто называют дефицит бюджета или просто «дефицит») является основным дефицитом плюс процентные платежи по долгу.

Следовательно, если относится к произвольному году, это государственные расходы и налоговые поступления за соответствующий год, тогда
т{\ displaystyle t}граммт{\ displaystyle G_ {t}}Тт{\ displaystyle T_ {t}}

Первичный дефицитзнак равнограммт-Тт.{\ displaystyle {\ text {Первичный дефицит}} = G_ {t} -T_ {t}. \,}

Если — прошлогодний долг (долг, накопленный до прошлого года включительно), и — процентная ставка, привязанная к долгу, то общий дефицит за год t равен
Dт-1{\ displaystyle D_ {t-1}}р{\ displaystyle r}

Общий дефициттзнак равнор⋅Dт-1+граммт-Тт{\ displaystyle {\ text {Общий дефицит}} _ {t} = r \ cdot D_ {t-1} + G_ {t} -T_ {t} \,}

где первое слагаемое справа — это процентные платежи по непогашенной задолженности.

Наконец, долг этого года можно рассчитать из долга прошлого года и общего дефицита этого года, используя ограничение государственного бюджета :

Dтзнак равно(1+р)Dт-1+граммт-Тт.{\ displaystyle {D_ {t}} = (1 + r) D_ {t-1} + G_ {t} -T_ {t}. \,}

То есть долг после государственных операций в этом году равен тому, что был годом ранее, плюс общий дефицит в этом году, потому что текущий дефицит должен быть профинансирован за счет заимствований посредством выпуска новых облигаций.

Экономические тенденции могут влиять на рост или сокращение бюджетного дефицита несколькими способами. Повышение уровня экономической активности обычно приводит к более высоким налоговым поступлениям, в то время как государственные расходы часто увеличиваются во время экономических спадов из-за более высоких затрат на программы социального страхования, такие как пособия по безработице . Изменения налоговых ставок, налоговой политики, уровней социальных льгот и других решений государственной политики также могут иметь серьезные последствия для государственного долга. Для некоторых стран, таких как Норвегия , Россия и члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), поступления от нефти и газа играют важную роль в государственных финансах.

Инфляция снижает реальную стоимость накопленной задолженности. Однако, если инвесторы ожидают инфляции в будущем, они потребуют более высоких процентных ставок по государственному долгу, что приведет к удорожанию государственных займов. Общее заимствование = бюджетный дефицит в этом году

ТОП-10 стран с самым большим бюджетом

У каких стран самый большой бюджет?

Десятка государств, имеющих самый большой госбюджет (в $ млрд., 2019 год):

1. США — 3422.

2. Китай — 2948.

3. Германия — 1334.

4. Франция — 1252.

5. Великобритания — 1066.

6. Япония — 933.

7. Италия — 845.

8. Бразилия — 616.

9. Канада — 550.

10. Австралия — 445.

15. Россия — 304.

57. Украина — 39.

60. Казахстан — 36.

Как видим, только 5 стран имеют бюджет, превышающий триллион американских долларов. За исключением Китая, все остальные — близкие политические и военные союзники США. Впрочем, как и во всей первой десятке. Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада — партнеры по НАТО. Япония имеет статус ключевого военного союзника США вне НАТО, Австралия давний партнер, да и с Бразилией устанавливаются тесные контакты.

Доходы и расходы бюджета

Бюджет, как основной инструмент системы государственных финансов, позволяет сопоставлять потребности государства и размер средств для их удовлетворения. Бюджет состоит из доходной и расходной части.

Доходы и расходы бюджета РФ

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Формирование государственного бюджета осуществляется посредством доходов и расходов, которые отражают процесс перераспределения валового национального продукта в соответствии с целями и задачами государственной политики.

Доходы бюджета формируются из налоговых и неналоговых поступлений за счет перераспределения национального дохода. Доходы бюджета отражают выполнение фискальных и экономических задач государства. За счет доходной части финансируется реализация задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета отражают процесс перераспределение доходов бюджета путем использования по различным направлениям государственной политики.

Госбюджет по странам мира

Государство Национальная валюта (Тикер) ЦБ Доходы ($ млрд.) Расходы ($ млрд.) Дефицит или профицит (%, 2017 год)
1 Австрия Евро (EUR) ЕЦБ 197,8 201,9 -2,07
2 Бельгия Евро (EUR) ЕЦБ 249,7 260 -4,12
3 Беларусь Белорусский рубль (BYN) НББ 22,8 22,54 +1,2
4 Болгария Болгарский лев (BGN) БНБ 19,53 20,31 -3,99
5 Великобритания фунт стерлингов (GBP) Банк Англии 1077 1120 -3,99
6 Венгрия Венгерский форинт () НБ Венгрии 63,63 66,96 -5,23
7 Германия Евро (EUR) ЕЦБ 1598 1573 +1,57
8 Греция Евро (EUR) ЕЦБ 95,36 98,08 -2,85
9 Дания Датская крона (DKK) НБ Дании 173,5 175,5 -1,15
10 Эстония Евро (EUR) ЕЦБ 9,77 9,89 -1,22
11 Ирландия Евро (EUR) ЕЦБ 85,41 87,22 -2,11
12 Испания Евро (EUR) ЕЦБ 492,4 535,9 -8,83
13 Италия Евро (EUR) ЕЦБ 884,5 927,8 -4,89
14 Исландия Исландская крона (ISK) ЦБ Исландии 9,96 9,73 +2,31
15 Кипр Евро (EUR) ЕЦБ 7,67 7,87 -2,60
16 Латвия Евро (EUR) ЕЦБ 10,13 10,43 -2,96
17 Литва Евро (EUR) ЕЦБ 21,18 21,63 -2,12
18 Люксембург Евро (EUR) ЕЦБ 27,6 27,38 +0,8
19 Мальта Евро (EUR) ЕЦБ 4,29 4,35 -1,39
20 Молдова Молдавский лей () НБ Молдовы 2,79 3,02 -8,24
21 Нидерланды Евро (EUR) ЕЦБ 344,8 340,2 +1,34
22 Норвегия Норвежская крона (NOK) Норвежский банк 214,3 198 +7,61
23 Португалия Евро (EUR) ЕЦБ 92,99 96,83 -4,12
24 Польша Злотый (PLN) НБ Польши 90,8 102,2 -12,55
25 Румыния Румынский лей () НБ Румынии 58,5 65,54 -12,03
26 Россия Российский рубль (RUB) Банк России 253,9 287,5 -13,23
27 Словакия Евро (EUR) ЕЦБ 37,09 38,52 -3,85
28 Словения Евро (EUR) ЕЦБ 20,2 20,97 -3,46
29 Украина Гривна (UAH) НБУ 35,6 38,91 -9,29
30 Финляндия Евро (EUR) ЕЦБ 136,8 140,7 -2,85
31 Франция Евро (EUR) ЕЦБ 1334 1412 -5,84
32 Черногория Евро (EUR) ЕЦБ 1,62 1,95 -20,37
33 Чехия Чешская крона (CZK) НБ Чехии 83,62 83,93 -0,37
34 Хорватия Хорватская куна (HRK) Хорватский НБ 25,79 26,92 -4,38
35 Швеция Шведская крона (SEK) Банк Швеции 274,8 269,9 +1,79
36 Швейцария Швейцарский франк (CHF) НБ Швейцарии 223,5 222,1 +1,08
Океания
37 Австралия Австралийский доллар (AUD) РБ Австралии 461 484,9 -5,18
38 Новая Зеландия Новозеландский доллар (NZD) РБ НЗ 73,2 71,9 +1,78
Азия
39 Азербайджан Азербайджанский манат () ЦБ АР 9,85 10,4 -5,58
40 Армения Армянский драм (AMD) ЦБ Армении 2,53 2,91 -15,01
41 Вьетнам Вьетнамский донг (VND) ГБ Вьетнама 54,59 69,37 -27,07
42 Гонконг Гонконгский доллар (HKD) КДУГ 66,19 62,86 +5,04
43 Грузия Лари () НБ Грузии 4,26 4,85 -13,84
44 Израиль Шекель (ILS) Банк Израиля 92,82 102,1 -9,99
45 Индия Индийская рупия (INR) РБ Индии 544,4 725,0 -33,17
46 Индонезия Индонезийская рупия (IDR) Банк Индонезии 130,6 154,8 -18,52
47 Ирак Иракский динар (IQD) ЦБ Ирака 63,97 76,35 -19,35
48 Иран Иранский риал (IRR) ЦБ Ирана 77,22 86,26 -11,70
49 Казахстан Тенге () НБ РК 34,13 37,89 -11,01
50 Киргизия Сом (KGS) НБ КР 2,05 2,3 -12,19
51 Китай Китайский юань (CNY) НБ КНР 3312 3787 -14,34
52 Кувейт Кувейтский динар (KWD) ЦБ Кувейта 52,87 61,39 -16,11
53 Малайзия Малайзийский ринггит (MYR) БНМ 51,23 60,26 -17,62
54 ОАЭ Дирхам ОАЭ () ЦБ ОАЭ 83,44 112,4 -34,70
55 Пакистан Пакистанская рупия (PKR) ГБ Пакистана 45,64 59,28 -29,88
56 Республика Корея Южнокорейская вона (KRW) Банк Кореи 351,6 338 +3,87
57 Саудовская Аравия Саудовский риял (SAR) АДО СА 260 294,9 -13,42
58 Сингапур Сингапурский доллар (SGD) ДКУС 53,4 56,49 -5,78
59 Таджикистан Сомони (TJS) НБ Таджикистана 2,21 2,31 -4,52
60 Таиланд Тайский бат (THB) Банк Таиланда 82,00 107,00 -30,48
61 Туркмения Новый туркменский манат (TMT) ЦБ Туркмении 4,43 4,7 -6,09
62 Турция Турецкая лира (TRY) ЦБ ТР 173,9 190,4 -9,48
63 Узбекистан Узбекский сум (UZS) ЦБ РУ 20,11 19,92 +0,95
64 Филиппины Филиппинское песо (PHP) ЦБ Филиппин 44,74 53,55 -19,69
65 Шри-Ланка Шри-ланкийская рупия (LKR) ЦБ ШЛ 12,64 16,66 -31,80
66 Япония Японская йена (JPY) Банк Японии 1678 1888 -12,51
Северная Америка
67 Доминиканская Республика Доминиканское песо (DOP) ЦБ ДР 11,18 12,77 -14,22
68 Канада Канадский доллар (CAD) Банк Канады 623,7 657,4 -5,40
69 Куба Кубинское песо (CUP) ЦБ Кубы 52,36 60,57 -15,67
70 Мексика Мексиканское песо (MXN) Банк Мексики 292,8 314,9 -7,54
71 Панама Бальбоа (PAB) НБ Панамы 12,6 13,56 -7,61
72 США Доллар США (USD) ФРС 6028 6807 -12,92
Южная Америка
73 Аргентина Аргентинское песо (ARS) ЦБ АР 123,3 161,1 -30,65
74 Бразилия Бразильский реал (BRL) ЦБ Бразилии 618,8 779,5 -25,96
75 Чили Чилийское песо (CLP) ЦБ Чили 56,73 64,89 -14,38
Африка
76 Алжир Алжирский динар (DZD) Банк Алжира 52,08 70,74 -35,82
77 Египет Египетский фунт (EGP) ЦБ Египта 35,54 55,09 -55,00
78 Марокко Марокканский дирхам (MAD) Банк Марокко 26,63 30,71 -15,32
79 Нигерия Найра (NGN) ЦБ Нигерии 13,97 22,15 -58,55
80 Тунис Тунисский динар (TND) ЦБ Туниса 9,39 11,61 -23,64
81 ЮАР Рэнд (ZAR) ЮАРБ 92,38 103,3 -11,82

Государственные расходы

Государственные расходы — это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.

Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фондов государственных предприятий и организаций).

В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства.

Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных).

В отношении экономических результатов расходы делятся на производительные и непроизводительные.

По характеру потребностей: чрезвычайные и обыкновенные.

По целевому назначению расходы делятся на текущие и капитальные расходы.

По общественному назначению расходы делятся на расходы на социальные цели, внешнеэкономические расходы, экономические расходы, расходы на оборону, расходы на управление.

По уровням управления расходы классифицируются на расходы федерального бюджета, субъектов федерации и местные расходы.

В действующей бюджетной классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:

  • функциональному назначению;
  • экономическому назначению;
  • ведомственному назначению.

Функциональная группировка состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства.

В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран. Международный валютный фонд (МВФ) предлагает наиболее общую функциональную классификацию расходов (рис. 3.5).

Экономическая группировка — это группировка расходов бюджета по экономическому признаку, то есть сведение расходов в единые экономические категории по однородным признакам.

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей. В общем виде экономическая классификация расходов бюджета представлена на рис.3.6.

Текущие расходы — это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала.

Капитальные расходы включают:

  • возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов;
  • безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.

Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита.

Показатель «чистого кредитования» включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Ведомственная группировка формирует расходы бюджета по ведомственному признаку, то есть денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к определенным функциональным разделам.

Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.

Принцип — сбалансированность

Принцип сбалансированности означает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования за счет поступлений и доходов, в том числе собственных, заемных средств банков и привлеченных средств коммерческих кредитов.

Принцип сбалансированности используется при выборе рационального варианта проектируемого элемента для заданной системы, функционирующей в условиях противодействия, и предполагает необходимость учета той области множества вариантов противодействия, в которой система в целом способна выполнить поставленную перед ней задачу.

Принцип сбалансированности ( или принцип пропорциональности) формулируется следующим образом: составляющие производства ( либо объекта недвижимости) должны сочетаться между собой в определенной пропорции. Если объемы капитальных вложений превосходят объемы работ в данный период времени, например на строительстве объекта, то происходит замораживание капитала и снижение общей эффективности проекта. Аналогичная ситуация возможна, когда в данный момент времени денежных средств недостаточно для строительства объекта недвижимости, что хорошо известно инвесторам нового строительства. В связи с этим нормативными документами в составе проектной документации на строительство объекта предусматривается разработка календарных графиков строительства объекта, чтобы получить максимально возможный эффект от реализации проекта.

Принцип сбалансированности — все составляющие объекта недвижимости должны сочетаться в определенной пропорции для достижения его максимальной стоимости.

Принцип сбалансированности бюджета и государственных внебюджетных фондов означает, что объем запланированных расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых и неналоговых поступлений, а также заемных средств

Важно, чтобы произведенные заимствования не превышали возможностей бюджета или внебюджетного фонда по обслуживанию и погашению государственного долга.
 . Принцип сбалансированности рисков: самые рискованные инвестиции должны финансироваться за счет собственных средств.

Принцип сбалансированности рисков: самые рискованные инвестиции должны финансироваться за счет собственных средств.

Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетами расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования их дефицита.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эколого-экономической сбалансированности — размещение и развитие материального производства на определенной территории — должен осуществляться в соответствии с ее экологической техноемкостью.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип сбалансированности бюджета выражается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип сбалансированности предприятия гласит: любому виду производства соответствуют оптимальные сочетания факторов производства, при которых достигается максимальная прибыль.

Используйте принцип сбалансированности рисков: наиболее рискованные капиталовложения обязательно финансировать только за счет собственных возможностей.

Использование принципа сбалансированности позволяет: создавать модели противодействия, необходимые для проектирования; ограничивать область неопределенности вариантов противодействия; обеспечивать в определенном смысле равнопрочность элементов системы относительно противодействия; упрощать исследования за счет исключения ряда условий не по окончательному расчету, а в соответствии с принципом сбалансированности.

ТОП-10 стран с дефицитом бюджета

Даже такие экономические гиганты как США и Китай — 1-я и 2-я экономики мира — не могут свести бюджет без дефицита. При этом американцы предпочитают не прибегать к помощи ЗВР. Вместо проедания своих золотовалютных резервов они предпочитают наращивать внешний долг — $23 трлн. на ноябрь 2019 года по данным Минфина этой страны!

Экономисты при оценке дефицита и профицита бюджета часто сравнивают параметры в сравнении с ВВП, чтобы видеть, какую нагрузку он несет для экономики в целом.

ТОП-10 стран с бюджетным дефицитом (в % к ВВП за 2017 год), за исключением стран, вроде Южного Судана (-62,5%), Восточного Тимора (-70%) …, которые не представляют интерес для инвесторов:

  1. Венесуэла -38,1.
  2. Бруней -21,6.
  3. Оман -13,0.
  4. Бахрейн -11,3.
  5. Алжир -10,6.
  6. Куба -10,1.
  7. Египет -9,8.
  8. Катар -8,1.
  9. Таиланд -8,0.
  10. Бразилия -7,8.

Понимание сбалансированного бюджета

Фраза «сбалансированный бюджет» обычно используется в отношении официальных государственных бюджетов. Например, правительства могут выпустить пресс-релиз, в котором говорится, что у них есть сбалансированный бюджет на предстоящий финансовый год , или политики могут проводить кампанию, обещая сбалансировать бюджет после прихода к власти.

Краткая справка

Когда доходы превышают расходы, возникает профицит бюджета; когда расходы превышают доходы, возникает дефицит бюджета. Хотя ни один из них не является технически сбалансированным бюджетом, дефицит, как правило, вызывает большее беспокойство.

Термин « профицит бюджета » часто используется в связи со сбалансированным бюджетом. Профицит бюджета возникает, когда доходы превышают расходы, а сумма профицита представляет собой разницу между ними. В бизнес-среде компания может реинвестировать излишки обратно в себя, например, для расходов на исследования и разработки ; выплачивать их сотрудникам в виде премий; или распределять их среди акционеров в качестве дивидендов.

В государственных учреждениях профицит бюджета возникает, когда налоговые поступления за календарный год превышают государственные расходы. С 1970 года правительство Соединенных Штатов получало профицит бюджета только четыре раза. Это происходило в течение последовательных лет с 1998 по 2001 год.

Дефицит бюджета , напротив, является результатом затрат затменных доходов.Дефицит бюджета обязательно приводит к увеличению долга, поскольку для покрытия расходов необходимо занимать средства.Например, государственный долг США, превышающий 27 триллионов долларов по состоянию на ноябрь 2020 года, является результатом накопленного за многие десятилетия бюджетного дефицита.1

Консолидированная финансовая система

Сбалансированность государственного бюджета при его формировании достигается посредством следующих методов:

  • Лимитирования расходов с учетом объемов централизуемых доходов и особенностей социально-экономических возможностей.
  • Совершенствования механизма распределения поступлений между бюджетами на разных уровнях, а также адекватного установления расходных полномочий.
  • Выявления и мобилизации финансовых запасов по доходной части.
  • Формирования эффективной системы бюджетного контроля и оказания помощи в секторе межбюджетных отношений.
  • Планирования направлений расходов, оказывающих положительное влияние на повышение доходов и способствующих одновременно решению задач социально-экономического характера, стоящих перед обществом, с максимальной эффективностью при минимальных затратах.
  • Сокращения масштаба государственного сектора в экономике путем разумной приватизации госсобственности.
  • Жесткой экономии посредством исключения из расходной части лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью.
  • Применения наиболее эффективных видов заимствования, способствующих поступлениям с финансовых рынков.

Дефицит

Отрицательное сальдо может обуславливаться разными причинами. В некоторых случаях государство сознательно увеличивает дефицит. Это делается для стимулирования экономической деятельности и совокупного спроса во время производственного спада. В такие периоды власть принимает специальные решения, исполнение которых направлены на повышение уровня занятости или снижение налогов. В результате увеличиваются затраты и уменьшается прибыль, что приводит к дефициту. Такое отрицательное сальдо называют структурным. Существует также циклический дефицит. На него не так сильно влияют налоги в бюджет. Такой дефицит обуславливается общим снижением производства, происходящего в кризисные моменты, и выступает в качестве результата циклического экономического развития. Кроме этого, выделяют пассивный и активный дефицит. Последний создается при превышении затрат над прибылью, а первый — при понижении налоговых тарифов и прочих отчислений, что, в свою очередь, является результатом снижения темпов роста экономики, недоплат и прочего.

Расходы государственного бюджета

Структура основных расходов государственного бюджета:

Зарплата работников бюджетной сферы, т.е

людей, чьим работодателем выступает государство (полицейские, военнослужащие, медики государственных больниц и др.).
Социальные выплаты и монетизация льгот (пособия по безработице, помощь многодетным семьям, ветеранам и др.).
Закупки государством товаров и услуг.
Транзакции из государственного в частный сектор.
Обслуживание госдолга (погашение кредитов, бондов, выплата процентов по ним).
Обеспечение безопасности государства (финансирование армии, правоохранительных органов).
Представительские расходы (расходы на содержание посольств и других диппредставительств за рубежом и др.).
Строительство дорог и других объектов важной инфраструктуры государственного значения.
Пополнение ЗВР.
Расходы на медицину, спорт, государственные СМИ.. Классификация расходов государственного бюджета по целям расходования:

Классификация расходов государственного бюджета по целям расходования:

  • экономические;
  • социальные;
  • военные;
  • внешнеполитические;
  • внешнеэкономические;
  • содержание управленческого аппарата;
  • прочие.

Обучение трейдингу в Академии Masterforex-V

Для понимания логики финансового рынка и получения стабильного заработка на нем необходимы теоретические и практические навыки. Академия Masterforex-V обеспечивает качественное обучение трейдингу.

Ознакомьтесь с рядом авторских работам в открытом доступе:

  • ;
  • Торговая стратегия Билла Вильямса или как за год увеличить торговый депозит в 20 раз?
  • Masterforex-V: Точки безошибочного для трейдера открытия сделок по форексу;
  • Чарльз Доу: теория теханализа и ноу-хау Masterforex-V;
  • Беспроигрышные счета трейдеров Masterforex-V и их стратегии.

Кликните на ссылку снизу и начните свое обучение прямо сейчас!

Доходы государственного бюджета

Рассмотрим детальней, из чего складываются доходы государственного бюджета.

Слово «бюджет», «доходы» и «расходы» хорошо знакомы каждой семье. Доход семейного бюджета состоит из зарплаты работающих членов, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и т.д.

Чтобы завершить финансовый период без значительного перерасхода, т.е. чтобы не ходить с протянутой рукой «до зарплаты», необходимо четко понимать: сколько ваша семья получит, скажем, за месяц, и на что вы можете эти деньги потратить. Т.е. правильно составить бюджет.

Если при составлении бюджета вы сразу видите, что дохода не хватит, а сокращать уже нечего (если не заплатить за аренду могут выселить, не заплатить за электричество — отключат и т.д.), значит, нужно заранее поискать дополнительный источник дохода. Это может быть продажа части имущества (бытовой техники, одежды, ювелирных украшений, автомобиля, квартиры ….) или получение займа (ссуды под залог, банковского кредита).

Госбюджет похож на семейный бюджет по планированию, только его масштабы куда значительней, и для удобства его планируют сразу на год, внося по мере необходимости корректировки.

Итак, из чего состоит доходная часть государственного бюджета:

  1. Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и многие другие.
  2. Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности и прочие.
  3. Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
  4. Эмиссия фиатных денег.
  5. Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
  6. Приватизация госсобственности.
  7. Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
  8. Прибыль от деятельности государственных компаний.

Т.е. если вы продали квартиру или автомобиль, вы заплатили налоги, получили прибыль с операций на фондовом рынке — тоже заплатили налоги (примечание — налоговое законодательство в разных странах отличается, поэтому где-то они больше или меньше за то же самое, а где-то вообще отсутствуют). Получили зарплату — заплатили налог, наследство — снова заплатили налог, оплатили счет за мобильный телефон — тоже заплатили налог (и сотовая компания со своей стороны заплатила налоги — НДС, налог на прибыль и т.д.).

Налоги — важная составляющая доходов бюджета любого государства.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.