Конституционные принципы осуществления судебной власти

Алан-э-Дейл       22.01.2023 г.

Литература

  1. Аболонин Г.О. Гражданское процессуальное право США. М.: Волтерс Клувер, 2010.
  2. Арапов Н.Т. Проблемы теории и практики правосудия по гражданским делам. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1984.
  3. Арбитражный процесс в СССР. Понятие, основные принципы / Отв. ред. А.А. Мельников. М.: Наука, 1985.
  4. Беляев И.Д. Лекцiи по исторiи русскаго законодательства. М.: Типо-Лит. С.А. Петровского и Н.П. Панина, 1879.
  5. Великая реформа: К 150-летию Судебных уставов: В 2-х т. / Под ред. Е.А. Борисовой. М.: Юстицинформ, 2014. Т. 1: Устав гражданского судопроизводства.
  6. Давтян А.Г. Гражданское процессуальное право Германии: основные институты: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002.
  7. Декреты советской власти. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1957.
  8. Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.
  9. Кудрявцева Е.В. Гражданское судопроизводство Англии. М.: Изд. дом «Городец», 2008.
  10. Курс Цивiльного процесу. Пiдручник / За ред. проф. В.В. Комарова. Харкiв: Право, 2011.
  11. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во полит. лит., 1969. Т. 33.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография «Правосудие в современном мире» (под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой) включена в информационный банк согласно публикации — Норма, Инфра-М, 2012.

  1. Правосудие в современном мире: Монография / Под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: НОРМА; Инфра-М, 2013.
  2. Пучинский В.К. Принципы буржуазного гражданского процессуального права. М.: Изд-во УДН, 1988.
  3. Смыкалин А.С. История судебной системы России: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013.
  4. Советский гражданский процесс: Учебник / Под ред. А.А. Добровольского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  5. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968.
  6. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят лет. Петроград: Сенат. тип., 1914. Т. 1.
  7. Судебные уставы 20 ноября 1864 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные Государственной канцелярией. 2-е изд., доп. СПб., 1867. Ч. 1.
  8. Тихиня В.Г. Гражданский процесс: Учебник. 2-е изд., перераб. Минск: ТетраСистемс, 2013.
  9. Филиппов М.А. Судебная реформа в России. СПб., 1871. Т. 1: Судоустройство. Ч. 1.
  10. Шерстюк В.М. Производство в арбитражном суде первой инстанции: Учебное пособие. М.: Проспект, 2014.
  11. Шерстюк В.М. Развитие принципа осуществления правосудия только арбитражным судом // Хозяйство и право. 2004. N 2.
  12. Щеглов В.Н. Гражданское процессуальное правоотношение. М.: Юридическая литература, 1966.
  13. Эндрюс Н. Система гражданского процесса Англии: судеб. разбирательство, медиация и арбитраж / Под ред. Р.М. Ходыкина. М.: Инфотропик Медиа, 2012.

Комментарий к статье 337 ГПК РФ

1. В кассационном порядке может быть проверена законность и обоснованность только решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, кроме решений мировых судей, обжалуемых в апелляционном порядке.

Не меняется положение и в случае, если кассационные жалоба, представление, поданные в установленный срок или после восстановления пропущенного срока, поступят в суд кассационной инстанции после рассмотрения дела по другим жалобам (ч. 1 ст. 370 ГПК). В этом случае для лица, подавшего такую жалобу, представление, решение считается не вступившим в законную силу.

Решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке: 1) решения районных судов — в областной и соответствующий суд (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд городов Москвы, Санкт-Петербурга, суд автономной области, автономного округа); 2) решения гарнизонных военных судов — в окружной (флотский) военный суд, что соответствует ст. 14 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» <1>; 3) решения областного и соответствующего суда — в Верховный Суд РФ; 4) решения окружных (флотских) военных судов — в Верховный Суд РФ, что соответствует ст. 9 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»; 5) решения Военной коллегии и Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ — в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

———————————
<1> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.

2. В отличие от ст. 283 ГПК РСФСР, допускавшей подачу кассационных жалоб (протеста) непосредственно в кассационную инстанцию, ч. 2 комментируемой статьи прямо предписывает, что кассационные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Прежней оговорки о возможности подачи жалобы (представления) и в суд кассационной инстанции настоящий закон не содержит.

Если жалоба, представление поступят непосредственно в кассационную инстанцию, они подлежат возврату с разъяснением, куда их надо подавать. Представляется, что возврат жалобы, представления, поступивших непосредственно в кассационную инстанцию, должен производиться с сопроводительным письмом, в котором заявителю разъясняется порядок подачи жалобы, представления. Вынесение в таком случае соответствующего определения недопустимо, поскольку это не предусмотрено ГПК, и нецелесообразно, так как неизбежно возникнет вопрос о возможности его обжалования. Следует также считать неправильным направление таких жалобы, представления в суд первой инстанции. Суд второй инстанции не должен связывать ни себя, ни суд первой инстанции даваемыми при таком направлении указаниями, поскольку не исключены возврат таких жалобы, представления или оставление их без движения.

Хотя комментируемая статья и названа как определяющая порядок подачи кассационных жалобы и представления, фактически она указывает лишь суд, в который следует подавать жалобу, представление, и суд, в который обжалуются решения соответствующего суда первой инстанции. Поэтому при применении этой нормы следует учитывать: 1) правила ст. 336 ГПК о праве подачи кассационных жалобы, представления (см. комментарий к этой статье); 2) правила ст. 338 ГПК о сроке подачи кассационных жалобы, представления (см. комментарий к этой статье); 3) правила ст. 339 ГПК о содержании кассационных жалобы, представления (см. комментарий к этой статье); 4) правила ст. 340 ГПК о подаче кассационных жалобы, представления с их копиями и копиями прилагаемых документов по числу лиц, участвующих в деле (см. комментарий к этой статье); 5) правила об оплате кассационных жалоб государственной пошлиной в соответствии с гл. 25.3 НК, ст. ст. 88, 89 ГПК, а также положений ст. ст. 45, 46 ГПК об освобождении прокурора, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, обращающихся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, от уплаты судебных расходов.

3. Указанный выше порядок (кроме правил о сроке подачи, содержании жалобы, представления и об уплате государственной пошлины) распространяется на порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора на определения судов первой инстанции (см. комментарий к ст. 373 ГПК).

Назначение дела к судебному разбирательству

Приняв исковое заявление и осуществив действия по подготовке Дела к судебному разбирательству, судья выносит соответствующее определение (ст. 113 АПК). Хотя определения о принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству являются самостоятельными судебными актами, АПК предоставляет (ст. 106) право объединить эти определения в одном. На практике в подавляющем большинстве случаев так и происходит — в одном определении, объединенном названием — «определение о принятии искового заявления», — фактически содержатся два определения — о принятии искового заявления и о подготовке дела к судебному разбирательству.

В определении о подготовке дела к судебному разбирательству указывается о действиях по подготовке дела, назначении дела к судебному разбирательству, времени и месте его разбирательства. В случае отмены кассационной или надзорной инстанциями вынесенного судебного акта (решения, определения об оставлении иска безрассмотрения, прекращении производства по делу) и направления дела на новое рассмотрение, судья, вновь рассматривающий дело, должен также вынести определение о подготовке дела к судебному разбирательству.

Время судебного разбирательства (конкретный день и час) должно определяться судьей с учетом времени, необходимого на извещение о заседании лиц, участвующих в деле, и на совершение ими тех действий по подготовке, которые возложил на них суд, с одной стороны, и соблюдения двухмесячного срока рассмотрения спора (ст. 114 АПК) — с другой. Оптимальным временем назначения дела является 3-4-недельный срок с даты вынесения определения о подготовке дела к судебному разбирательству, с тем чтобы при возникновении необходимости оставался еще месячный резерв для отложения рассмотрения дела. Назначая час судебного разбирательства, судья должен также ориентироваться на другие, назначенные им на этот день дела, с тем чтобы рассмотрение разных дел по времени не наслаивалось друг на друга.

Определение о принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении (ч. 2 ст. 113 АПК). Надлежащее извещение о времени и месте разбирательства — одна из важнейших предпосылок оперативности судебного разбирательства. С учетом сложности определения конкретного места расположения многих участников предпринимательской деятельности, проблема вручения определений часто становится важнее самого существа спора.

Высший Арбитражный Суд РФ ориентирует арбитражные суды на желательность организовать взаимодействие с органами связи на федеральном и региональном уровнях по вопросу совершенствования порядка предоставления почтовых услуг судебным органам, поскольку общий порядок оказания почтовых услуг зачастую создает неопределенность относительно того, извещены ли участвующие в деле лица надлежащим образом о времени и месте разбирательства.

О важности надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте разбирательства свидетельствует и то, что отсутствие такого извещения является основанием к отмене судебного акта апелляционной (ст. 158 АПК) и кассационной (ст

176 АПК) инстанциями.

Хотя ст. 113 АПК говорит о возможности извещения лиц, участвующих в деле, только путем направления определения о подготовке дела к судебному разбирательству заказным письмом, тем не менее доказательством надлежащего уведомления на практике является и получение определения непосредственно в суде надлежаще уполномоченными представителями лиц, участвующих в деле, под расписку (ст. 142 АПК).

Следует иметь в виду, что подготовка к судебному разбирательству не заканчивается вынесением определения о подготовке и направлении его лицам, участвующим в деле. В течение времени между направлением определения и началом судебного разбирательства судья вправе продолжить совершение подготовительных действий, в том числе по заявлениям и ходатайствам лиц, участвующих в деле.

Определение о подготовке дела к судебному разбирательству должно быть направлено лицам, участвующим в деле, как и любое другое определение, принятое в виде отдельного акта, в соответствии со ст. 142 АПК в пятидневный срок после его вынесения.

показать содержание

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В РФ.

Конституционное судопроизводство – процессуальная деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел в пределах его компетенции.

Конституционное судопроизводство начинается с запроса уполномоченных лиц в Конституционный Суд РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд рФ обладают: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации ФС РФ; 3) Государственная Дума ФС РФ; 4) члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы ФС РФ в количестве 1/5 от общего числа членов соответствующей палаты Федерального Собрания; 5) Правительство РФ; 6) Верховный Суд РФ; 7) Высший Арбитражный Суд РФ; 8) органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционное судопроизводство осуществляется в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ, принятые на заседаниях, правомочны только в присутствии не менее чем от общего числа судей Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ осуществляет свои полномочия в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда.

На пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ основных законов субъектов РФ; 2) дает толкование Конституции РФ; 3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) решает иные вопросы по регламентированию деятельности Конституционного Суда РФ.

На заседаниях палат Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Федерации и органов государственной власти ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционное судопроизводство всегда осуществляется коллегиальным составом судей в открытых судебных заседаниях. Допускается транслирование заседаний Конституционного Суда рФ по особо значимым вопросам.

В результате судебного разбирательства Конституционный Суд выносит постановление. Постановления Конституционного Суда РФ носят нормативный характер и являются источником конституционного права, т. е. на них должны опираться все субъекты правоотношений при истолковании Конституции и законов РФ.

Комментарий к статье 12 ГПК РФ в действующей редакции

Статьей 12 ГПК РФ в действующей редакции закреплены три принципа гражданского судопроизводства: принцип состязательности; принцип равноправия сторон; принцип судейского руководства гражданским процессом. Рассмотрим эти принципы подробней.

Принцип состязательности сторон означает, что лица вправе отстаивать свою позицию в возникшем споре, используя возможность обоснования своей позиции и критики позиции противостоящей стороны, представления доказательств (в том числе, письменных доказательств) и участия в их исследовании. Состязательность предполагает, что стороны сами выбирают способ защиты нарушенного права (по этому вопросу: «Защита ответчика»), сами собирают и представляют в суд необходимые доказательства. Стороны могут выбрать форму участия в судебном заседании (лично или через представителя). Именно стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Принцип равноправия сторон предполагает, что стороны имеют равные возможности при обращении в суд, при выборе способов и средств защиты нарушенных прав, процессуально в гражданском процессе стороны не имеют преимуществ друг перед другом. Принцип равноправия недостаточно закрепить юридически, гораздо большую роль играет личность судьи в обеспечении реализации этого принципа на практике. Так, судья не должен давать какой-либо стороне преимуществ при осуществлении правосудия. Все действия судья должны быть в рамках процессуального закона, исключающие возможность заподозрить его в необъективности и предвзятости, избежать отвода (статья 16 ГПК РФ).

Принципам равноправия и состязательности сторон корреспондирует третий принцип – судейского руководства гражданским процессом. Руководство процессом означает, что именно суд определяет, когда и какое действие будет совершенно; организует рассмотрение дела, извещает стороны; разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; определяет, какие обстоятельства подлежат доказыванию. Суд обеспечивает порядок в судебном заседании, предупреждает стороны о последствиях совершения или не совершения каких-то процессуальных действий.

Полное и надлежащее выполнение принципов, закрепленных в статье 12 ГПК РФ, позволяет выполнить задачи, стоящие перед судом, и восстановить нарушенные права и законные интересы лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве.

Президиум суда субъекта РФ

В президиум суда субъекта РФ входит председатель суда, заместитель председателя суда, а также другие судьи. Состав утверждает Президент России по представлению Председателя Верховного Суда и в случае наличия положительного заключения квалификационной судейской коллегии.

Президиумом суда государственного субъекта рассматриваются гражданские и уголовные дела (при равных полномочиях). Кроме того, в его ведении находятся иные вопросы.

Президиум суда субъекта РФ:

  • рассматривает вопросы по кассационным жалобам на законные решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда государственного субъекта и вопросам по новым либо только что возникшим обстоятельствам;
  • утверждает составы судебной коллегии по уголовным/гражданским вопросам из количества судей данного суда;
  • изучает материалы по судебной практике и статистике;
  • заслушивает отчёты председателей коллегий суда об их деятельности, разбирает вопросы деятельности аппарата суда;
  • выполняет другие полномочия согласно федеральному законодательству.

Заседания президиума происходят не реже 2-х раз за месяц. Постановления президиума принимаются в виде открытого голосования его членами, участвовавшими в голосовании, затем они идут на подпись председателю.

Определенные полномочия имеют должностные лица суда государственного субъекта.

Председатель суда субъекта России обладает всеми компетенциями этого судебного органа. Вместе с тем он:

  • выполняет деятельность по организации суда и работе коллегий;
  • утверждает правила внутреннего распорядка судебного органа;
  • собирает президиум суда и выполняет роль председателя на заседаниях;
  • распределяет функции между заместителями и судьями;
  • организует деятельность по повышению квалификации членов судейства и сотрудников аппарата суда;
  • организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
  • дает в квалификационную судейскую коллегию государственного субъекта представления об аттестации судей и о приостановлении/прекращении их полномочий;
  • дает в квалификационную судейскую коллегию государственного субъекта представления о дисциплинарном взыскании с судей;
  • организует деятельность судебного органа по приёму граждан и разбору предложений, заявлений, жалоб;
  • руководит работой аппарата суда;
  • выполняет другие функции по организации работы судебного органа.

Заместители председателя суда государственного субъекта параллельно с реализацией полномочий судей:

  • руководят деятельностью судебных коллегий и аппарата суда согласно распределению обязанностей;
  • могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда;
  • при отсутствии председателей коллегий суда по гражданским/уголовным вопросам выполняют ряд их функций.

При отсутствии председателя суда субъекта РФ один из заместителей осуществляет его полномочия.

Председатели судебных коллегий суда субъекта РФ наряду с осуществлением полномочий судьи реализуют следующие функции:

  • главенствуют на заседаниях определенных судебных коллегий либо назначают председателей из имеющихся членов коллегий;
  • руководят деятельностью конкретных коллегий суда;
  • определяют судебные составы, занимающиеся рассмотрением дел на коллегиальных заседаниях;
  • предоставляют в президиум суда отчёты о работе конкретных судебных коллегий;
  • по праву могут требовать из районных судов дела с целью исследования и обобщения судебных практик.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Состязательность и равноправие сторон

     5. Состязательность и равноправие сторон.
Статья 123 Конституции РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на
основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судьей
независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и
должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того,
устанавливается, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не
допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по
делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от
явки в суд).

Устность, участие граждан в суде

В судебном заседании заслушиваются показания сторон, экспертов, свидетелей, оглашаются документы

Судья воспринимает сведения непосредственно, это очень важно. В вышестоящих судах при проверке судебных решений материалы могут оцениваться без оглашения, так как обстоятельства дела не устанавливаются

Граждане могут принимать участие в отправлении правосудия в качестве присяжных или арбитражных заседателей.

Замечание 6

Принцип участия граждан в судебном разбирательстве имеет своей целью привлечение народа к осуществлению власти, в том числе и судебной.

Институт судебных заседателей призван сделать судебную власть прозрачной, судебные акты более устойчивыми.

Вывод 1

Принципы правосудия являются основой для всех предписаний законодательства, регулирующих судебную систему. Это – результат практики развития и совершенствования правосудия в России, который нашел свое отражение в нормах Конституции РФ.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Гласность, состязательность и равноправие сторон

Определение 4

Гласность судебного разбирательства – это форма контроля за деятельностью судов со стороны общественности.

Дела рассматриваются при свободном присутствии всех желающих, исключение составляют дела особой категории. Кроме того открытость судов играет профилактическую, воспитательную роль. Каждый суд стремиться продемонстрировать объективность и беспристрастность, строгое следование процедурам, равное и уважительное отношение ко всем участникам процесса.

Стороны в судебном заседании наделены равными правами для отстаивания перед судом своей позиции.

Замечание 4

Принцип состязательности реализуется при помощи правил, которые способствуют установлению истины.

Суд не инициирует производство, он разрешает поставленные субъектами вопросы.

Перед судом все равны. Дела рассматриваются в одинаковом процессуальном порядке, для сторон не создается преимуществ или ограничений.

В качестве одной из сторон может выступать прокурор, его правозащитная функция заключается в том, что он может возбуждать дела в защиту других лиц. Это делается тогда, когда гражданин не в состоянии себя защитить, то есть выравнивается правовой статус, обретаются равные права на защиту в суде.

Замечание 5

Принцип равенства обеспечивает одинаковые права для свидетелей, переводчиков, экспертов.

Осуществление правосудия только судом

Только суд, выступая от имени государства, может осуществлять правосудие. Число служб, которые могут заниматься судебным делом, ограничено. Например, товарищеские, религиозные суды, суд офицерской чести не имеют права выносить приговоры, это прерогатива организаций, относящихся к судебной власти. Решения перечисленных судов носят порицательный, морализирующий характер. Недопустимо создание каких-либо чрезвычайных судов.

Замечание 1

Суд обладает исключительным правом отправлять правосудие, деятельность суда подчиняется особому правовому порядку, создающему преимущества для объективного и справедливого рассмотрения дел, которым не обеспечена никакая другая форма государственной деятельности.

Никто не может присваивать себе полномочия суда, применяя при этом государственное принуждение от имени Российской Федерации. Принцип действует во всех судебных инстанциях, например, отменить или изменить судебное решение может только вышестоящий суд и никакой другой орган. Это подчеркивает не только исключительность, но и полноту судебной власти. Решения суда, которые вступили в законную силу, обязательны для всех.

Право на пользование квалифицированной юридической помощью

10. Право на пользование квалифицированной
юридической помощью.
В соответствии с этим конституционным принципом каждый
задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет
право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно
задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Право пользования квалифицированной юридической
помощью гарантируется также сторонам в конституционном судопроизводстве, при
рассмотрении гражданских дел, а также при рассмотрении споров в арбитражном
суде, где в качестве представителя стороны может выступать адвокат.

В последнее время происходят серьезные изменения
всей судебной системы, затрагивающие и принципы осуществления судебной власти.
Это началось с конца 1991 г., когда на первом Всероссийском съезде судей,
обсуждавшем вопросы судебной реформы, была сформулирована ее концепция.
Соответствующую практическую работу ведет и координирует Министерство юстиции
РФ.

Среди всего, что ставит своей целью судебная
реформа, можно, в частности, выделить (суммируя сказанное) следующее:

признание права каждого лица на разбирательство
его дела судом присяжных заседателей, права обжалования в суд неправомерных
действий должностных лиц;

установление судебного контроля над законностью
применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

организацию судопроизводства на принципах
состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

совершенствование системы гарантий независимости
судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости и
т.д.

В Российской Федерации действуют: а) федеральные
суды; б) конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации,
составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик,
краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды автономной
области и автономных округов, районные суды, военные и специали­зированные
суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

в)
Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные
суды субъектов РФ, составляющие систему фе­деральных арбитражных судов.

К
судам субъектов Российской Федерации относятся:

а) конституционные (уставные) суды субъектовРФ;

б)
мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъ­ектов РФ.

17
декабря 1998 г. был принят Федеральный закон «О мировых су­дьях в Российской
Федерации»*, согласно которому мировые судьи рассматривают в первой инстанции:

уголовные
дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное
наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

дела о расторжении брака, если между супругами
отсутствует спор о детях;

дела о разделе между супругами совместно нажитого
имущества;

дела по имущественным спорам при
цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, и другие
дела.

* СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

Мировые
судьи осуществляют свою деятельность в пределах судеб­ных участков, которые
создаются законами субъектов РФ из расчета численности населения на одном
участке от 15 до 30 тыс. человек.

Мировые
судьи назначаются (избираются) на должность законода­тельным (представительным)
органом власти субъекта РФ либо изби­раются на должность населением
соответствующего судебного участка в, порядке, установленном законом субъекта
РФ. Срок полномочий мировых судей также устанавливается законом субъекта РФ: он
не может превышать пяти лет.

До
назначения (избрания) на должность мировых судей дела, от­носящиеся к их
компетенции, рассматриваются районными судами.

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.