Принцип гуманизма в уголовном праве

Алан-э-Дейл       09.11.2022 г.

Оглавление

Что такое гуманизм?

Чтобы разобраться, что такое гуманизм, нужно изучить его правила, идеи и принципы

Это мировоззрение предусматривает доброе отношение, внимание и сочувствие к каждому человеку, уважение его потребностей. Гуманизм закрепляет в обществе необходимость создания возможностей для всестороннего развития личности каждого человека

Сюда входит духовное, физическое и нравственное совершенствование.

Также нормы гуманизма предполагают уважительное отношение к правам человека и его личному достоинству, обеспечение условий для достижения благополучия и счастья. Современное мировоззрение дополняется идеями бережного отношения к окружающей среде, защите экологии и всего живого на планете.

Цель и задачи гуманистической педагогики

Замечание 2

Цель гуманистической педагогики – это гармоничное и полноценное развитие личности, путем формирования гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

  1. Для достижения цели гуманистической педагогики необходимо решение следующих задач:
  2. Формирование у детей общей картины мира, понимание смысла жизни, обозначение своего положения в мире и обществе, осознание собственной уникальности.
  3. Формирование личностных компетенций, которые отражают физическое и духовное развитие каждого ребенка, развитие творческих задатков и потенциала, осознание ответственности за свои жизненные поступки.
  4. Приобщение ребенка к культурным ценностям, формирование уважения к национальной и общечеловеческой культуре. Выработка у ребенка своего личностного отношения к достояниям культуры.
  5. Развитие у ребенка таких гуманистических качеств как доброта, милосердие, взаимоуважение, сочувствие, эмпатия и т.д. Формирование и культивирование интеллигентности как одного из значимых параметров личности.
  6. Развитие свободной интеллектуально и нравственно мыслящей личности, которая способна на адекватную оценку поступков и поведения окружающих, а также на самооценку самого себя. Выработка саморегуляции поведения и деятельности, рефлексии собственного мировоззрения.
  7. Формирование чувства патриотизма, развитие общечеловеческих ценностей, уважения к Родине, ее законам и общечеловеческим правам личности. Достигается путем возрождения национальных традиций, ментальности, рассказами о легендарных воинах прошлого и настоящего, встречами с выдающимися личностями. Развитие у ребенка желания и стремления сохранения престижа и богатства собственной Родины, а также желания встать на защиту своего Отечества.
  8. Формирование положительного отношения к труду, как основного источника благосостояния каждого человека и государства в целом. Воспитывать у ребенка уважительного отношения к своему труду, труду окружающих, к материальным фондам и духовному потенциалу страны.
  9. Формирование правильного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению. Развитие физических качеств, привычки ведения здорового образа жизни.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Решение задач, стоящих перед гуманистической педагогикой дает возможность заложить фундамент по формированию гуманной личности, развитии ее культурных ценностей, способствующих дальнейшему строительству и совершенствованию мира, общества и себя.

Исходя из поставленной цели и задач, принято выделять следующие основные положения гуманистической педагогики:

  • Гуманное отношение к личности каждого ребенка.
  • Уважение основных прав и свобод личности.
  • В процессе обучения предъявления к воспитанникам адекватных и разумных требований.
  • Уважительное отношение к позиции каждого ребенка.
  • Уважение права ребенка быть самим собой.
  • Доведение до каждого ребенка основных целей воспитания.
  • Реализация учебного процесса без применения насильственных методов и средств.
  • Не допущения различного рода унижений в отношении личности ребенка (физических или моральных).
  • Признание права ребенка на отказ от формирования тех личностных качеств, которые по различным причинам противоречат его убеждениям.

Современный гуманизм

Достаточно подробное описание того, что представляет собой данная философская концепция сегодня, даёт Юрий Чёрный в работе «Современный гуманизм». Описывая историю развития гуманизма, он выделяет 3 периода:

  • Возникновение (XIX век – 1930-е годы).
  • Становление (1930-е – 1980-е годы).
  • Обособление светского гуманизма (с 1980-х по сегодняшний день).

Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.

Принципы

Определение

Принципы уголовного права — это закрепленные в законодательстве ключевые идеи, определяющие направленность регулирования отношений и основания применения наказания к нарушителю.

В УК РФ выделено несколько принципов:

  • принцип законности;
  • равенства перед законом;
  • гуманизма;
  • справедливости;
  • запрета двойной ответственности;
  • вины;
  • необходимости;
  • неотвратимости наказания.

Принцип законности

Означает, что борьба с преступными деяниями производится в строгом соответствии с законом, органы власти при реализации своих полномочий обязаны соблюдать законодательство и Конституцию. Уголовное наказание и особенности его применения определяет исключительно Уголовный Кодекс. Все возможные преступления и меры наказания прописаны в УК РФ.

Включает элементы:

  • нельзя применять закон по аналогии;
  • нормы должны быть четко сформулированными;
  • наказание не должно быть тяжелее, чем предусматривали при совершении деяния;
  • привлечение к ответственности происходит в определенном процессуальном порядке;
  • преступность и наказуемость нарушения определяет только Уголовный Кодекс.

Принцип равенства перед законом

Означает, что все граждане независимо от их статуса, религии и национальной принадлежности равны перед законом и обладают равным правом на защиту. За одно и то же деяние, совершенное в одинаковых условиях и при равных обстоятельствах виновные получают одинаковую меру наказания. Каждый участник судопроизводства имеет право на защиту своих прав, ознакомление с материалами дела, участие в судебном процессе.

Принцип гуманизма

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению. Основная цель закона — обеспечивать безопасность. Наказание не должно быть чрезмерным или вызывать страдания, вредить достоинству человека. Целью принудительных мер не должно быть причинение физических страданий или унижение достоинства.

Принцип справедливости

  • За совершение одного и того же преступления при прочих равных условиях назначают одинаковое наказание разным лицам.
  • При выборе меры принуждения следует учитывать индивидуальные факторы совершения правонарушения.
  • Наказание должно быть справедливым, соответствовать характеру и степени общественной опасности проступка, личности виновного.

Принцип запрета двойной ответственности

Нельзя подвергать наказанию дважды за одно и то же преступление. Если  лицо уже осудили ранее или оправдали в ходе судопроизводства, то повторно привлечь его к ответственности за то же самое преступление невозможно.

Принцип вины

Привлечь к ответственности можно только в случае, когда доказана вина обвиняемого по отношению к деянию и наступившим последствиям.

Составляющие принципа:

Вина каждого подозреваемого должна быть доказана судом в надлежащем порядке.
Вина выражается в форме умысла или неосторожности.
Привлекать к ответственности при недоказанности вины запрещено.
Объективное вменение запрещено (применение наказания за невиновное причинение вреда не допускается).

Принцип необходимости

Криминализация охватывает только необходимые сферы и объекты. Произвольно правительство не может ввести наказание за совершение обычных действий, не причиняющих вреда охраняемым интересам.

Принцип неотвратимости наказания

Никто не может быть освобожден от ответственности в случае совершения преступления. Основания освобождения от ответственности только указаны в УК РФ и не могут быть изменены.

Юридические нормы гуманности

Можно проследить тесную связь между справедливостью и гуманизмом, отмечаемую в уголовном кодексе страны. Реальный гуманизм выражается в отношении и к потерпевшему, и правонарушителю, и ко всему обществу. Данный принцип реализуется в защите человека, его интересов и прав от правонарушений. Существует система норм, которая устанавливает юридическую ответственность в виде базы для деятельности полиции, прокуратуры, судебных органов по выполнению такой задачи.

Гуманность проявляется в наделении определенными правами не только жертвы, но и виновника преступления. В данном случае она сливается с принципом юридической ответственности, отталкивается от уважения, человеколюбия, нравственности.

Еще один аспект гуманизма состоит в специфике его соотношения с формальным равенством и неизбежностью юридической ответственности. А в этическом и нравственном плане предполагается милосердие в отношении других людей. Например, в юридической практике существует практика помилования и амнистирования в отношении отдельных субъектов правонарушения.

Принцип гуманизма состоит в основополагающей идее, которая направлена на милосердное, человечное, уважительное отношение к другим людям. В качестве основных его требований выделяют: запрет использования пыток, насилия, обращения, направленного на уничижение достоинства человека.

Примеры гуманизма

Проявление гуманизма в истории наблюдалось через защиту социокультурного многообразия, правового плюрализма, политических и экономических свобод. Люди получили возможность религиозного и морально-нравственного самоопределения личности. Этнокультурную идентичность обеспечило уважение прав и свобод каждого человека.

В истории российской государственности можно найти влияние гуманизма. Есть множество примеров терпимого отношения к разным народам, толерантности к социокультурной идентичности. Например, это касается мусульман и шариата. Также яркими примерами влияния гуманизма служит полиюридизм в жизни народов Севера, Дальнего Востока или Кавказа.

В современном мире гуманизм – это общечеловеческая основа развития общества. Теперь оно развивается на основе принципов человеколюбия. Это даёт возможность признания ценности личности и права человека на свободное развитие и самовыражение.

Представители гуманизма

Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.

Франческо Петрарка (1304-1374)

Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу)

Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства

Он привнёс в литературу следующие идеи:

  • каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима;
  • каждый имеет право на полную физическую и духовную свободу;
  • человек живёт для себя, а не для Бога;
  • каждый имеет свободу выбора и несёт личную ответственность за свои решения;
  • не нужно мечтать о загробной жизни, нужно стремиться к бессмертию в памяти потомков;
  • каждый человек должен стремиться к счастью, опираясь для этого только на собственные силы;
  • не нужно приносить своё счастье в жертву религии, нужно наслаждаться жизнью и любить близких;
  • каждый человек прекрасен внешне и внутренне.

В средние века человека считали «сосудом греха», в котором божественная душа заключена для прохождения земных испытаний всевозможными искушениями. Петрарка же популяризировал идею, что человек – это самое совершенное творение Бога. Будучи созданным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому получает радость от творчества.

Джаноццо Манетти (1396-1459)

Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.

Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.

Лоренцо Валла (1407-1457)

Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.

Одно из важнейших его достижений заключалось в доказательстве того, что «Константинов Дар» – фальшивка. Это документ, который якобы составил император Константин, завещавший папам власть в Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что документ не был составлен лично Константином в III веке, а был сфальсифицирован гораздо позже – в VIII веке.

Эразм Роттердамский (1466-1536)

Дезидерий Эразм из Роттердама называл себя учеником Лоренцо Валлы. Будучи очень образованным человеком, он уделял много внимания популяризации грамотности среди населения. При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования – это и есть путь к достижению всеобщего счастья.

Мишель Монтень (1533-1592)

Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.

Найдено научных статей по теме — 15

Принцип гуманизма в уголовном процессе Украины

Беспалько И

Л.

В работе обращается внимание на необходимость определения особенностей действия общеправового принципа гуманизма в уголовном процессе Украины. Рассматриваются положения, составляющие данный принцип.

Понимание гуманизма как принципа правоотношений

Пенионжек Евгения Владимировна, Жижилева Анастасия Александровна

В статье рассматриваются аспекты становления и развития идеи гуманизма. Анализируются гуманистические воззрения философов.

Реализация принципа гуманизма при назначении наказания

Жидких Ирина Владимировна

В статье проводится анализ принципа гуманизма при назначении наказания, выявляются механизмы реализации данного принципа при назначении наказания, делается вывод о проявлении гуманистических начал на этапах криминализации и пенали

Понятие принципа гуманизма в уголовно-исполнительном праве

Газимагомедов Газимагомед Магомедович

В статье делается анализ принципа гуманизма в уголовно-исполнительном праве в исторической перспективе, определяется его роль и место в уголовно-исправительном праве.

ВОЗМОЖЕН ЛИ «ЧИСТЫЙ» ГУМАНИЗМ КАК ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ?

Галанова Гульнара Эдуардовна

Рецензия на книгу: Нужда и порядок: история социальной работы в России XX века / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой: Сб. науч. ст.

Реализация конституционного принципа гуманизма в уголовном праве

А. В. Захарова

В статье поднимается проблема реализации конституционного принципа гуманизма в уголовном законе, а также в судебной практике при назначении наказаний.

ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА И ДЕМОКРАТИЗМА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

Гришко Александр Яковлевич

гуманизм уголовно-исполнительного права диалектически противоречив: необходимо, с одной стороны, охранять общество от преступных посягательств и в связи с этим стремиться к достижению целей частной и общей превенции, с другой осущ

Принцип гуманизма в уголовном законодательстве Российской Федерации

Бадмаева Баира Батоевна, Дондоков Цырен Сономович

Статья посвящена актуальному на современном этапе принципу уголовного права «гуманизм». Рассматриваются различные точки зрения ученых на содержание данного принципа.

Реализация принципа гуманизма в актах организации объединенных наций

Титова Татьяна Викторовна

В статье отмечается, что фундаментальной основой норм национального права в области прав и свобод человека, несомненно, являются документы ООН.

Принципы милосердия, справедливости и гуманизма: проблемы соотношения

Воронкова Евгения Олеговна

Исследуется взаимосвязь таких принципов права, как милосердие, справедливость и гуманизм.

Отвечает ли принципу гуманизма идея так называемой общей типовой санкции?

Лобанова Любовь Валентиновна

В статье дается оценка нескольким новеллам уголовного законодательства. Указывается на противоречие некоторых из них принципиальным положениям действующего Уголовного кодекса РФ.

Реализация принципа гуманизма в исключительной форме таможенного контроля

Григорян Татевик Вартановна

Показана роль принципа гуманизма в проведении исключительной формы таможенного контроля, направленного на обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза

Принцип гуманизма основа уголовно-исполнительной политики современной России

Шелестюков Виталий Николаевич

Статья освещает основные направления гуманизации российской уголовно исполнительной политики, обозначает основные пути практической реализации принципа гуманизма в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Гуманизм в современном уголовном праве

Уголовное законодательство призвано охранять конституционные свободы человека, его собственности. Кроме этого, задачами являются: обеспечение порядка и гарантия безопасности, охрана внешней среды, профилактика преступлений. Эти задачи решаются с использованием основных и второстепенных принципов, лежащих в основе уголовного права. Один из них – это принцип гуманизма.

Присутствие гуманизма в уголовном праве обозначает, что даже преступник не должен испытывать от наказания тяжелую физическую боль. Страдания, унижение собственного, человеческого достоинства не должны преследовать его даже при совершении заслуженного возмездия.

Общая характеристика гуманизма как принципа

Виновный привлекается к ответственности за совершенное им противоправное действие. Смысл наказания – исправить сознание преступника, внушить, что подобные действия не должны быть присущи человеческому обществу и его членам. Даже тогда, когда применяется серьезное наказание (например, лишение свободы), в нем не должно быть моральных или физических страданий. Это противоречит гуманистическим тенденциям в уголовном законодательстве.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В качестве примера можно рассмотреть статью 44 УК РФ. В ее структуре – градация уголовных наказаний за совершенное преступление от менее серьезных к более строгим. В начале перечня указан штраф, в конце – смертная казнь.

Если цель привлечения виновного к уголовной ответственности достигается путем применения легкой степени наказания, то на деле должна применяться именно она. Более строгие варианты предназначены для тех случаев, когда легкие не дадут достичь нужного эффекта от наказания.

Присутствие гуманизма в уголовном праве имеет важное положительное значение. Это обеспечивает в нем связь объективной и субъективной составляющих: норм уголовных законов и правосознания граждан

Принцип гуманизма

1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. 2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

1. Гуманизм — это нравственная позиция, выражающая признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного процесса. Принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст.2 Конституции РФ, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Издание и применение уголовного законодательства — одна из форм осуществления этой обязанности. Принцип гуманизма в уголовном праве реализуется прежде всего путем защиты человека, его прав и законных интересов, иначе говоря — его безопасности от преступных посягательств. Уголовный кодекс представляет собою юридическую базу для сложной и ответственной работы суда, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов по выполнению этой задачи.

Гуманистическая цель уголовного закона и его направленность на защиту потерпевшего находят свое выражение в первую очередь в формулировании составов преступлений против личности, предусмотренных в УК, а также ряда иных норм и институтов Общей и Особенной частей (например, повышенная охрана интересов несовершеннолетних, беременных женщин, лиц, находящихся в беспомощном состоянии и т.д.). Многие гарантии прав и законных интересов потерпевших устанавливаются Уголовно-процессуальным кодексом.

2. Характеризуя гуманизм как уголовно-правовой принцип, необходимо подчеркнуть, что в нем есть и другой аспект. Уголовный закон имеет дело не только с жертвой преступления, но и с преступником, который также обладает гражданскими правами и обязанностями, является человеческой личностью и защищается законом. Противопоставление участников уголовно-правовых отношений друг другу в том смысле, что к некоторым из них — потерпевшему, свидетелю необходимо проявлять человеческое, гуманное отношение, а к другим, и прежде всего к обвиняемому, этого якобы не требуется, — не соответствует принципам законности, справедливости и гуманизма.

Более того, именно отношение к лицу, совершившему преступление, является общепризнанным в мировой практике показателем реализации в уголовном праве гуманистических принципов.

3. Реализация указанной двуединой направленности принципа гуманизма в УК РФ решается с помощью ряда институтов, обеспечивающих дифференциацию ответственности: применение строгих наказаний к опасным преступникам и более мягких мер — к тем, кто впервые совершил не столь серьезное преступление. Таковы, с одной стороны, статьи об организованной преступности, о наказании рецидивистов, о совокупности преступлений, об отягчающих обстоятельствах, а с другой — об обстоятельствах, смягчающих ответственность, о назначении наказания ниже низшего предела, об условном осуждении, об освобождении от уголовной ответственности и наказания, об амнистии, помиловании и др.

4. Одно из проявлений принципа сформулировано в ч.2 ст.7, не допускающей причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства в качестве целей наказания. Надо отметить, что это положение (в иной редакции) содержалось еще в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 года и затем воспроизводилось во всех Уголовных кодексах России. Однако практика применения уголовных наказаний, особенно за политические преступления, резко расходилась с этой гуманной декларацией.

В связи с вступлением РФ в Совет Европы предстоит дальнейшая гуманизация уголовно-правовой системы (в частности, ограничение, а затем и отмена смертной казни). Понятно, что этот процесс может быть плодотворным лишь при условии всестороннего учета криминальной обстановки в стране, уровня профессионализма работников правоохранительных органов, а также состояния правосознания должностных лиц и граждан

Что такое гуманизм?

Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.

Термин «гуманизм» имеет несколько разных значений. Он может употребляться по отношению к мировоззрению, жизненной позиции, системе устройства общества, философской концепции или общественному движению. Но при этом он всегда сводится к идее человеколюбия. Его ключевая идея заключается в том, что каждый человек имеет полное право самостоятельно определять смысл и форму своей жизни при условии, что он соблюдает данный принцип в отношении других людей.

Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.

Виды гуманизма

Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:

  • Классический. Это система взглядов, возникшая в период Ренессанса как возрождение и переосмысление идей упомянутых выше античных мыслителей. Авторами и сторонниками классического гуманизма были Мишель де Монтень, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Фрэнсис Бэкон, Томас Мор и Эразм Роттердамский.
  • Теистический. Это мировоззрение, основанное на вере в спасение человека Богом. Оно представляет собой альтернативную систему взглядов для верующих людей, поскольку остальные формы гуманизма в той или иной мере поддерживают атеизм.
  • Атеистический (светский). Создателем данной концепции считается Жан-Поль Сартр. Она противопоставляется религиозным учениям, подчёркивая, что человек должен делать всё для достижения счастья в этом мире, не рассчитывая на загробную жизнь. Все представления о добре и справедливости должны формироваться без привлечения идей о существовании божеств и сверхъестественных сил.
  • Коммунистический. Это форма гуманизма, основательно переработанная марксистами с целью показать, что именно коммунизм лучше всего воплощает гуманистические идеи.
  • Научный (натуралистический). Это современная форма гуманизма, идеи которой сосредоточены на необходимости развития личности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации.
  • Нормативный. Основной принцип данной формы гуманизма заключается в том, что каждый человек должен иметь возможность удовлетворить свои потребности. Он не должен подстраиваться под общество, поскольку общество существует для удовлетворения его потребностей, а не наоборот.

Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:

  • Либеральный. По сути, либерализм – это и есть либеральный гуманизм. Важнейшими ценностями в нём считаются человеческая жизнь, права и свободы личности, в частности, право на личное счастье и самореализацию.
  • Социалистический. Эта концепция направлена на достижение общечеловеческого счастья, однако ограничивает свободу выбора отдельной личности. Объяснение этого ограничения состоит в том, что партия или профсоюз могут принять более правильное решение.
  • Эволюционный. Суть этой концепции заключается в «заботе» о потомках, которые должны стать сильнее, умнее и успешнее за счёт продолжающейся эволюции, включающей естественный, а иногда и искусственный отбор. Харари подчёркивает, что этот подход опасен, поскольку может генерировать фашистские идеи.

Принцип гуманизма

Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:

Достойное отношение общества ко всем людям, без учета физического, материального и социального положения.
Выясняя, что такое гуманизм, стоит указать еще один принцип – должно признаваться право каждого человека на то, чтобы быть самим собой.
Важно понимать милосердие, как ступень к гуманизму, который должен опираться не на жалость и сочувствие, а на стремлении помочь человеку интегрироваться в обществе.

Гуманизм в современном мире

В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.

Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.