Оглавление
- Зачатки Конституции
- Внесённые изменения
- Торг
- Роль конституции в стране
- Последние поправки
- Функции
- История Конституции в нашей стране
- Что содержит главный закон страны
- Дополнительная информация
- Значение Конституции РФ в жизни страны
- Суперпрезидентская республика
- Что гарантировано гражданам России
- Сколько раз современную Конституцию меняли?
- О последних изменениях
- История создания Конституции РФ 1993 года
- Зачем и для чего нужна Конституция в РФ
- Что из вопросов по конституции решает Госдума
- А сколько всего было Конституций?
- Структура
- Заключение
Зачатки Конституции
Некое подобие конституционной монархии в России можно было наблюдать еще в начале XVII века. Так, власть царя Василия Шуйского ограничивала так называемая крестоцеловальная запись – документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста. Этот документ в числе прочего гарантировал представителям всех сословий законное судебное разбирательство, защиту от произвола, запрещал преследование родственников виновных и т.д. Принятие царем такой присяги, как ясно из названия, сопровождалось целованием креста.
Были и такие самодержцы, которые сами хотели ввести в России конституцию. К примеру, Александр I в начале своего правления мечтал дать своим подданным конституционное устройство, которое гарантировало бы им личную свободу и гражданские права. Здесь важную роль сыграл известный русский реформатор, законотворец Михаил Сперанский. В 1809 году он разработал «План государственного преобразования». В нем шла речь о введении конституционной монархии, ограниченной властью парламента, публичном ведении всех судебных дел, свободе печати и отмене крепостного права. Однако молодой император довольно быстро охладел к идеям о преобразованиях, а Сперанского и вовсе отправил в ссылку из-за его чрезмерной самоуверенности и излишне смелых проектов. В итоге лишь в 1830 году, уже при Николае I, под руководством Сперанского было разработано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 года до конца правления Александра І. А в 1832 году был составлен 15-томный «Действующий свод законов Российской империи». В годы царствования царя-реформатора Александра II Россия была как никогда близка к принятию конституции. Ее проект уже был подготовлен министром внутренних дел с Михаилом Лорис-Меликовым, однако в 1881 году накануне подписания манифеста о проведении реформ Александр II был убит народовольцами, и конституционный процесс был прерван.
После Февральской революции Временное правительство начало разрабатывать проект Конституции Российской демократической республики. Однако ему не суждено было воплотиться в жизнь: как мы все прекрасно знаем, в 1917 году к власти пришли большевики и Россия была провозглашена советской республикой.
Внесённые изменения
В нашу Конституцию уже не единожды вносились правки.
Изменялись, например, названия субъектов РФ. Три региона — Ингушетия, Северная Осетия и
Калмыкия изменили свои полные наименования в 1996 году. Тогда же указами Президента были внесены
поправки в 65 главу Конституции. Также наименования меняли Чувашия и Югра в 2001 и 2003 годах
соответственно.
Менялись не только названия, но и составы субъектов. Так, в 2004 году в состав Пермского края
вошел Коми-Пермяцкий автономный округ (АО), в 2005 году в состав Красноярского края вошли
Таймырский и Эвенкийский АО. Затем в 2006 году в Камчатский край Корякский АО, в том же году в
состав Иркутской области вошел Усть-Ордынский Бурятский АО. В 2007 году объединились Читинская
область и Агинский Бурятский АО в состав Забайкальского края. Последние изменения в составе РФ
были в 2014 году: тогда в состав страны вошел Крым.
Больше исправлений в Конституцию РФ не вносилось.
Торг
И началась «война правок», а точнее, проектов Конституций. В 1993 г. число вариантов уже достигло десятка: проект христианско-демократической партии, проект конституционных демократов, два коммунистических проекта (с предложением сохранить советскую социалистическую республику)… Но главные проекты предложили Конституционная комиссия при Верховном Совете и Конституционное совещание президента Ельцина. Во многом они были похожи (президентский вариант повторял часть положений проекта Конституционной комиссии), но по ключевому вопросу разнились — по вопросу о власти.
Проект Конституционной комиссии (работу возглавлял депутат, юрист О. Румянцев) предлагал Конституцию смешанной, парламентско-президентской республики, в которой президент и парламент имеют примерно равные полномочия. Таким образом, два политических института не доминируют друг над другом, но в конфликтных ситуациях уравновешивают влияние оппонента. Президентский проект, напротив, предлагал введение президентской республики с такими полномочиями президента, каких не было на тот момент ни в одной президентской республике мира (так что такую республики называют также «суперпрезидентской»). В этой системе парламент — фактически законосовещательный, а не законодательный орган, — в случае конфликта обречен на поражение; президент же вправе влиять на работу всех ветвей власти.
Б. Н. Ельцин. (novayagazeta.ru)
Несмотря на некоторые робкие попытки и призывы, договориться и выработать общий проект президенту и парламенту не удалось. Вопрос о Конституции стал важнейшей причиной трагического обострения кризиса. Борис Ельцин показал себя непримиримым политиком, готовым открыто нарушать конституционные нормы. Предложение Р. И. Хасбулатова (председателя Верховного Совета) вынести на референдум три варианта Конституции (ельцинский, парламентский и коммунистический) президент отверг и стал готовить ликвидацию Съезда народных депутатов и Верховного Совета.
Историки до сих пор спорят, по чьей вине дошло до силового решения конфликта, гибели по меньшей мере пятидесяти человек и переворота. Одни считают виновником амбициозного Ельцина, другие указывают на депутатов, «не оставивших президенту выбора». Так или иначе, основные факты этой драмы известны. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий (они потом и штурмовали парламент), Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ № 1400 о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Так как этот указ нарушал Конституцию, депутаты объявили его незаконным (вполне справедливо) и продолжили работать. Двоевластие продолжалось до 4 октября: стороны не признавали правомерность действий друг друга. После штурма Дома Советов и ареста Хасбулатова и Руцкого осталась одна власть — победил Б. Н. Ельцин.
Дом Советов, октябрь 1993 г. (topwar.ru)
Проект Конституционной комиссии был отброшен. Окружение президента и отдельные эксперты спешно дорабатывали президентский проект. Возможно, как раз на этом этапе появилась в ст. 81 оговорка о двух президентских сроках «подряд» (в проекте Конституционной комиссии Верховного Совета этого слова не было). По мнению О. Румянцева, это Ельцину «принесли на блюдечке» А. Собчак и С. Шахрай. Сам Шахрай приписывал это слово себе: «не помню уже, почему написал «подряд», так у меня в голове сидело». Секретарь Конституционного совещания А. Котенков вообще говорил, что слово «подряд» предложил написать сам Ельцин.
Вместе со словом «подряд» появились и другие положения в пользу президента: был снят верхний возрастной ценз для кандидата в президенты, ослаблены позиции Госдумы. Последние правки Ельцин сам внес 8 ноября 1993 г. — придал президентским указам и распоряжениям статус обязательных к исполнению законов, добавил право председательствовать на заседаниях правительства. За месяц до референдума проект был наконец обнародован.
Роль конституции в стране
В жизни страны этот документ имеет большое значение, как уже говорилось. Благодаря этому документу представителям власти становится проще реализовать национальные идеи. Члены Правительства показывают, какой они видят государственность, которая постоянно обновляется.
В жизни страны и управлении государством у Конституции всегда была своя роль, предназначение. Это юридический акт, обладающий всеми чертами и свойствами, присущими Основному Закону. В системе права у документа ключевое, приоритетное значение.
Закреплённые в тексте идеи и принципы определяют характер следующих явлений:
- Общество.
- Экономика.
- Политика.
- Государство.
- Право.
- Социальная сфера.
Роль Конституции в развитии общества становится эффективнее, если сам документ максимально приближается к национальным идеям и их реализации.
Но государство и народ не признают документ, если текст Конституции противоречит национальным идеям, как-либо с ними расходится.
Благодаря Конституции общественная жизнь становится более упорядоченной. Она направлена на регулирование взаимоотношений между гражданами и Правительством. Становится легче определить, какое место занимает человек в том или ином обществе.
Также закрепляются основополагающие принципы по следующим направлениям:
- Право.
- Функции государственных органов.
- Методы, формы действия контролирующих учреждений.
Справка! Конституция определяет не только особенности внутреннего регулирования, но и мировую политику, отношения с различными странами.
Последние поправки
Голосование за поправки в Конституцию прошло 1 июля 2020 года путем референдума. Конституция была обновлена и вступила в действие 4 июля 2020 года. Изменения коснулись 22 статей.
Приведем характеристику поправок.
По отношению к президенту:
- Одно лицо может занимать должность президента не больше двух сроков — из пункта 3 статьи 81 было исключено слово «подряд».
- Президентом может стать человек, проживающий в России не менее 25 лет (раньше было достаточно 10 лет) и не имеющий счетов и вкладов в иностранных банках.
- Если Госдума трижды отклонит кандидатуру премьер-министра, президент может распустить нижнюю палату парламента или назначить премьер-министра самостоятельно.
- Президент может назначать на должность и освобождать от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти.
- Президент назначает генерального прокурора и его заместителей, а также региональных прокуроров.
- Президент в праве стать сенатором Совета федерации пожизненно.
По отношению к Совету Федерации:
- В Совет Федерации может войти до 30 человек, назначенных президентом. Семь из них могут стать сенаторами пожизненно.
- Совет Федерации не дает согласие на утверждение генерального прокурора, его заместителей и региональных прокуроров, а проводит консультации с президентом по их кандидатурам.
По отношению к Государственной Думе:
- Государственная Дума утверждает кандидатуру премьер-министра, а не дает президенту согласие на нее.
- Государственная Дума утверждает вице-премьеров и министров.
- Государственная Дума может выдвигать обвинение в адрес президента для лишения его неприкосновенности.
По отношению к судебной системе:
- Количество судей Конституционного суда сократилось с 19 до 11.
- Президент может предложить Совету Федерации прекратить полномочия судей Конституционного, Верховного, кассационных и апелляционных судов. Раньше эту процедуру могли осуществлять сами судьи.
- Конституционный суд может проверять конституционность законов по жалобам россиян только в случае, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.
- Конституционный суд по запросу президента должен проверять конституционность законопроектов до их принятия, а также конституционность законов субъектов РФ.
Другие поправки:
- Права иметь иностранные счета и вклады лишились помимо президента депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, судьи Конституционного суда и Верховного суда, а также главы субъектов.
- Органы местного самоуправления и органы государственной власти вошли в систему публичной власти и взаимодействуют друг с другом.
- Россия стала правопреемником СССР.
- Дети стали главным приоритетом политики России. Государство взяло на себя обязанности родителей в отношении сирот.
- В совместном ведении Российской Федерации и субъектов оказалась защита брака как союза мужчины и женщины.
- Русский язык стал языком «государствообразующего народа».
Функции
Конституция РФ как особый документ выполняет ряд особых функций. Среди них
следующие:
- утверждение государственного устройства: установление государственной формы, системы органов
власти; - определение границ государства: закрепляет список регионов, входящих в состав РФ, их
официальные названия и статус; - предоставление гаранта прав и свобод всех жителей страны;
- определение принципов составления всех законодательных документов в стране.
Важно. Так как Конституция имеет высшую юридическую
силу, никакой закон или другой государственный документ не может иметь противоречия ни с одним
её положением
При возникновении какой-либо спорной ситуации, окончательное решение должно
приниматься в соответствии с положениями Конституции.
История Конституции в нашей стране
Примерно с 17-18 веков Россию можно считать Конституционным государством. Первые официальные документы, которые в дальнейшем вошли в первую Конституцию были приняты в 18 веке.
Исторический факт: При правлении Анны Иоановны власть ограничивалась «кондициями» — документами, схожими с Конституционными законами. Эта реформа считается первой попыткой создания единого акта, включающего в себя ограничения государственной власти и появление прав у отдельных категорий граждан.
Этап первый
К началу 19 века существовало уже несколько проектов нового законодательного акта, однако императоры не очень торопились вводить документы в силу и рассматривать их сущность: это бы ограничило власть правителя и могло подорвать его авторитет.
Этап второй
Несколько столетий потребовалось для того, чтобы в России появилась первая официальная Конституция. Лишь в июле 1918 года на 5 Всероссийском Съезде Советов. Произошло принятие первого документа, который официально назывался «Основной закон РСФСР».
Он сразу напечатался в «Собрании Узаконений РСФСР». В то время политика страны была направлена исключительно на улучшение условий труда, повышение их квалификации и производительности, поэтому основные статьи включали в себя права и обязанности работников.
Этап третий
Вторая Конституция СССР пришла на смену первой в 1925 году. Была принята в мае на 7 Всероссийском Съезде Советов. Небольшие поправки были связаны с изменением территориального деления страны, а основные статьи остались в прежнем виде.
Этап четвертый
«Сталинская Конституция» — нормативно-правовой акт, принятый в 1936 году частично изменил идеологию и был направлен на построение социализма. В феврале 1935 года И. В. Сталин созвал Конституционную комиссию с целью создания нового закона, суть которого заключалась в изменении политического строя.
Более демократичный документ мог привлечь мировые общественные организации для общего противостояния набиравшему популярность движению – фашизму. Здесь появились такие понятия как свобода слова, совести, чести, достоинства, обеспечение старости работавших людей.
Этап пятый
Предпоследней редакцией современной Конституции стал закон, издавшийся в 1978 году. Одновременно с ней вступила в силу Декларация Верховного Совета РСФСР. «Сталинская» Конституция сменилась на «Брежневскую».
Изменилась структура документа и появились новые главы. Понятие «развитый социализм» превращало государство в общенародное, но классовое разделение так и продолжало считаться актуальным. Политический режим был назван «социалистической демократией», появились новые права на жилище, образование и бесплатную медицину. В Конституции 1978 года впервые было провозглашено, что РСФСР – суверенное государство.
Что содержит главный закон страны
В социальной и правовой действительности любая Конституция становится самостоятельным явлением. Поэтому она обладает совокупностью основных черт, юридических свойств. Благодаря этому выражается индивидуальность документа, качественное своеобразие высшего закона государства. Эти черты помогают подчеркнуть правовую природу любой Конституции.
Конституционное право тоже занимает отдельное место. Механизм конституционного регулирования определяется основными чертами и юридическими свойствами.
Их список включает:
- Основа правовой системы.
- Стабильность.
- Верховенство.
- Реальность.
- Преемственность.
- Перспективность.
- Итоговый характер для подписаний.
- Легитимность.
Некоторые черты лучше раскрывают роль Конституции в процессах жизни общества, государства.
К таким чертам относят:
- Стабильность.
- Реальность.
- Народность.
- Основополагающий характер.
Основополагающий характер означает, что Конституция регулирует самые важные явления, связанные с обществом и государством, их взаимодействием.
Внимание! О стабильности документа говорят длительность действия, устойчивость в высокой степени.
Дополнительная информация
Значение Конституции РФ в жизни страны
- Подробности
- Опубликовано 11.12.2018 11:01
Конституция – это главный нормативно-правовой акт, в котором закреплены главные нормы конституционного права. Именно в ней установлены конституционно-правовые нормы, которые носят общий характер и являются основополагающими.
Конституция является юридическим документом, основой государственности, законности и правопорядка. И именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. К тому же Конституция является политическим документом, потому что регулирует политические отношения в обществе.
Конституция, действующая в нашей стране, является конституцией демократического правового государства, она воплощает волю многонационального российского народа и признает высшей ценностью человека его права и свободы. В ней закреплены начальные принципы и роль государства, функции, которые оно призвано выполнять и основные формы и методы деятельности. Поэтому Конституция необходима для существования современного государства. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения. Благодаря Конституции все социальные слои общества согласованно взаимодействуют.
Конституция – это в своем роде уникальный учредительный правовой акт, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Россия — федеративное государство, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе. В ч. 2 ст. 5 Конституции РФ сказано: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная Конституция.
Конституция России имеет очень большое значение в жизни страны. Через Конституцию государство реализует свою национальную идею и то, каким оно видит обновляемую государственность. Конституции отведена своя роль в жизни страны и своё предназначение. Она является юридическим актом, которому присущи все черты и свойства Основного закона. Конституция занимает ключевое, приоритетное место в системе права нашей страны. В ней закреплены идеи и принципы, которые определяют характер общества, основные принципы экономики, политики, государства и права, социальной сферы. И чем ближе Конституция к национальной идее, тем эффективнее ее роль в развитии общества.
Если Конституция имеет расхождение с национальной идеей, игнорирует ее или идет против нее, то у нее практически нет никаких шансов на признание со стороны народа и государства.
Роль Конституции в жизни страны заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь, регулирует взаимоотношения человека с государством и определяет место человека в обществе. В ней закреплены основополагающие принципы права, функции государственных органов, методы и формы их деятельности. Конституцией определены характер и пределы государственного регулирования всех основных сфер жизни страны: экономической, политической, социальной, духовной. Помимо этого Конституция регулирует особенности внешней политики государства, а также международное и внутригосударственное право.
Суперпрезидентская республика
Конституция 1993 г. отразила текущий исторический момент, когда президент завоевал и закрепил за собой чрезвычайно серьезные полномочия: право определять внутреннюю и внешнюю политику, подписывать федеральные законы, возглавлять государство и армию, предлагать председателя правительства (практически назначать) и утверждать министров, назначать председателя ЦБ, генерального прокурора и судей, высшее командование, дипломатов, руководителей федеральных ведомств, увольнять их, досрочно и довольно легко распускать парламент в случае конфликта (а вот импичмент депутатам инициировать гораздо труднее), и другие права.
Марка, 1995 г. (Pinterest)
Критики Конституции уже тогда говорили о «перекосе» Конституции в пользу президента как о серьезнейшем недостатке этого Основного закона; говорили о «неограниченном президентском правлении» и предназначении документа «под конкретного человека» (Ельцина). История показывает, что сомнения в этой модели не напрасны, так как она нарушает принцип разделения властей. В конечном итоге от реализации этого принципа зависит соблюдение всех гражданских прав и свобод, а также остальных конституционных принципов (принципа светского государства, правового государства, демократии, социального государства и др.).
Идея разделения властей проста — не допустить концентрации власти в одних руках и злоупотребления властью. Чтобы все это работало, нужна система сдержек и противовесов: обеспеченная правом возможность ветвей власти контролировать друг друга, но оставаться при этом независимыми. Конституция 1993 г. оставила таких сдержек совсем немного. Главное — права Госдумы, не дававшие России ступить на авторитарный путь. В 1990-е гг. нижняя палата парламента еще пользовалась этими правами: депутаты пытались не утверждать предложенных Ельциным премьер-министров, оспаривать законодательные инициативы, а в мае 1998 г. 177 парламентариев даже попробовали инициировать импичмент. В 2000-е годы это прекратилось: наступило время преобладания одной внутренне дисциплинированной политической партии. Последние серьезные нормы-сдержки президентской власти депутаты перестали использовать — пропрезидентское большинство в законодательной власти гарантирует полное согласие Госдумы, правительства и президента.
Что гарантировано гражданам России
Чтобы узнать о своих правах и свободах, нужно открыть главу документа «Права и
свободы человека и гражданина». В ней закреплены такие важные
гаранты:
- равенство каждого перед законом и судом: не важны раса, пол, язык, национальность,
социальное положение, происхождение, вероисповедание и отношение к религии в целом,
принадлежность к каким бы то ни было общественным объединениям и т.п.; - право на жизнь;
- право на охрану государством достоинства человека (никто не может подвергаться пыткам,
насилию, физическому и психологическому, и т..д.); - свобода и личная неприкосновенность;
- право на неприкосновенность личной жизни, сохранение личных или семейных тайн, защиту чести
и доброго имени (любая слежка, прослушка и т.д. невозможны без особого решения суда,
запрещено распространение какой-либо личной информации без согласия человека); - жилище человека также неприкосновенно (проникновение в жилье без согласия его владельца или
без специального постановления невозможно); - право определять и указывать свою национальность, как и не делать этого, кроме того, каждый
вправе свободно пользоваться любым языком; - человек имеет свободу в своих передвижениях: он может свободно передвигаться как по
территории страны, так и покидать ее; - право на свободу совести и вероисповедания;
- право на свободу мысли и слова, запрет на любую цензуру;
- право на организацию общественных объединений;
- право граждан на участие в политической жизни страны, как самостоятельно, так и через
представителей власти; - права граждан на экономическую свободу (свобода предпринимательской деятельности);
- право частной собственности;
- право на свободный труд;
- право на семью, семья защищается государством;
- государство обязуется осуществлять социальные выплаты;
- право на охрану здоровья и получение медицинской помощи;
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на образование;
- право на интеллектуальную собственность и свободу во всех видах творчества;
- защита прав и свобод происходит в суде;
- презумпция невиновности человека;
- право на двойное гражданство.
Это список прав и свобод, охраняемых главным документом нашего государства.
Важно. В Конституции обозначены кроме прав, еще и
обязанности граждан России
Среди них такие, как уплата налогов, защита Отечества, сохранение
экологии, а также признание прав и свобод других людей.
Сколько раз современную Конституцию меняли?
За всю историю действующей Конституции власти приняли 15 законодательных актов,вносящих поправки в ее текст.
Первым стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года о корректировке названий двух республик — Ингушетии и Северной Осетии — Алании. Впоследствии большинство поправок коснулось именно этой статьи в связи с переименованием(объединением) субъектов Федерации и включением в состав РФ Республики Крым и Севастополя.
Конституция.
culture.ru
Последние изменения внесли 27 марта 2019 года,когда президент РФ Владимир Путин подписал указ о переименовании Кемеровской области в Кемеровскую область — Кузбасс.
Другим важнейшим изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет,а депутатов Государственной думы — с 4 до 5 лет. Соответствующие изменения в ст. 81 и 96 приняли 30 декабря 2008 года.
Анна Карпова
О последних изменениях
Инициаторами любых корректировок в документе могут выступать только следующие лица:
- Группа из минимум 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы.
- Законодательные органы регионов.
- Правительство.
- Государственная Дума.
- Совет Федерации.
- Президент.
В виде Федеральных Законов оформляют любые изменения, связанные с Конституцией. Госдума и Совет Федерации должны одобрить этот проект, минимум на 2/3 голосов.
Только по решению Конституционного собрания вносятся поправки в главы, которые связаны с основами конституционного строя, правами и свободами гражданина. То же касается самого порядка изменения документа. Конституционное собрание созывается, если предложение поддержали 3/5 от Совета Федерации или Государственной Думы.
История создания Конституции РФ 1993 года
В июне 1990 года перед I Съездом народных депутатов РСФСР остро встал конституционный вопрос. Члены Съезда понимали, что для перехода страны от социализма к демократии Конституция РСФСР 1978 года не подходила, из-за чего было решено заняться подготовкой новой Конституции.
Для этого была создана Конституционная комиссия при Верховном Совете, которую возглавил председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин.
Спустя некоторое время стало ясно, что усилия Конституционной комиссии ни к чему не приводят. Слишком разное видение наилучшего устройства страны было как между народными депутатами и их председателем Ельциным, так и между ними самими, из-за чего проект Конституции, не был принят ни на первом, ни на втором съезде.
К началу 1993 г. число вариантов уже достигло десятка, однако особенно среди них выделялись только два: один из проектов Конституционной комиссии при Верховном Совете под руководством депутата О. Румянцева и проект Конституционного совещания президента Ельцина. Эти два проекта были похожи по многим пунктам, но по одному из важнейших вопросов — вопросу власти — сильно отличались.
Проект Конституционной комиссии предлагал создание парламентско-президентской республики, в рамках которой президент и парламент имели бы примерно равные полномочия и в конфликтных ситуациях могли бы уравновешивать друг друга.
Проект же Бориса Ельцина предлагал введение «суперпрезидентской» республики, в которой парламент станет фактически законосовещательным органом при президенте, а не законодательным, и в спорных ситуациях будет обязан подчиняться главе государства.
Несмотря на многочисленные попытки, выработать общий проект президенту и парламенту так не удалось, из-за чего политический кризис получил трагический исход. Заручившись поддержкой МВД и подмосковных дивизий, Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ о прекращении работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов.
Так как этот указ был прямым нарушением Конституции, депутаты объявили действия Ельцина незаконным и продолжили заседание в здании Дома Советов. Стороны не признавали правомерность действий друг друга, из-за чего 4 октября последовал штурм Дома Советов и арест нескольких депутатов.
Борис Ельцин и его окружение одержали победу и остались одни на политической арене. Они спешно доработали «президентский проект» Конституции и представили его на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
За принятие Конституции проголосовало 58,4 процентов избирателей, принявших участие в голосовании и новая Конституция Российской Федерации вступила в действие со дня опубликования 25 декабря 1993 года.
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Зачем и для чего нужна Конституция в РФ
Закрепление существующего государственного строя – главная задача, с которой разработана Конституция.
В этом документе даются точные определения для следующих понятий:
- Государственность.
- Нация.
- Государственно-сохраняющие ценности политического бытия.
Здесь устанавливаются основы государственного строя, определяется его устройство
Это особенно важно для стран, где проживает большое количество народов. Отдельно устанавливаются области компетенции Государства, которые допускают такое регулирование
Документ распространяется на все юридические акты вне зависимости от того, с какими сферами деятельности они связаны.
Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94
Что из вопросов по конституции решает Госдума
Здесь всего несколько пунктов:
- Обвинения против Президента, чтобы отрешить его от должности.
- Объявление амнистии.
- Назначение на должность, либо освобождение от неё Уполномоченного по правам человека.
- Председатель счётной палаты и половина её аудиторов могут быть назначены, либо смещены с должностей представителями ГосДумы.
- То же касается Председателя Центрального Банка, если он допустил какие-либо нарушения.
- Каждый год государственная Дума заслушивает отчёт Правительства обо всей работе, проделанной в разных направлениях.
- Решение вопросов, связанных с доверием в адрес Правительства.
- Дача согласия на назначение Председателя Правительства.
Порядок изменения и пересмотра документа содержится в заключительных главах. В этих же главах описывают порядок, согласно которому временно изымают из действия отдельные положения Конституции.
Некоторые разделы посвящены самому Правительству РФ и тому, как оно должно действовать для разрешения тех или иных вопросов. Остальные направления регулируются органами власти, которые тоже действуют на основе Конституции.
А сколько всего было Конституций?
Иосиф Сталин на групповых снимках.
CC0
Конституция СССР 1936 года известна как «сталинская» и «Конституция развитого социализма». В отличие от первой Конституции,у всех граждан советского государства впервые появились равные права. Ввели всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Прописали право на труд и отдых,материальное обеспечение в старости и при болезни,право на бесплатное образование.
Конституция провозгласила свободу слова,совести,печати,собраний и митингов,неприкосновенность личности и тайна переписки.
Конституция СССР 1977 года действовала с 7 октября 1977 года до распада СССР,став последней Конституцией Советского Союза. Она сохраняла принципы прежних конституций,увеличила срок управления для верховных и местных Советов,из ранее принятой Конституции СССР за гражданами осталось право референдума.
В эту Конституцию вносили изменения,самым значимым из которых стали отмена однопартийности,снятие КПСС с руководящей должности и введение должности президента СССР.
Михаил Горбачев
Юрий Абрамочкин/МАММ/МДФ/russfoto
Структура
Главный документ нашей страны состоит из:
-
вступительного слова (представлено как речь от народа России, где
поясняются главные принципы составления Конституции, ее базиса); -
Раздел первый. Основные
положения (главная часть документа, состоящая из 9 глав, определяющих
основное содержание документа; среди них есть такие, как Основы конституционного строя,
Права и свободы человека и гражданина, Федеративное устройство и главы, посвященные описанию
состава, работы верховных органов власти); -
Раздел второй — заключение, в нем собраны принципы действия Конституции на
территории страны, описан порядок внесения изменений в её тексте и т.п.
Текст документа не велик. В нем описаны лишь основные, принципиально важные для страны и ее
граждан положения.
Заключение
Больше всего текста посвящено различным свободам и гарантиям для граждан, которые находятся на территории государства. При этом отдельно говорится, что и сами граждане могут контролировать работу органов власти, до определённой степени.
Запрещается устанавливать какие-либо серьёзные препятствия для свободного передвижения товаров и услуг на территории государства. Это касается и установление всевозможных пошлин, сборов. Президент не может баллотироваться на третий срок.
И ему запрещено создавать идеологию, которая бы стала обязательной к исполнению для всех граждан. Тогда Правительство и сами граждане имеют право возразить и предпринять ответные меры.

Эта тема закрыта для публикации ответов.