Статья 90 конституции российской федерации

Алан-э-Дейл       26.07.2022 г.

Оглавление

Полномочия во взаимоотношениях с Федеральным Собранием

В круг полномочий главы государства входит назначение референдумов и выборов в Государственную Думу, это реализуется посредством взаимодействия с Федеральным собранием. Президент вправе расформировать Государственную Думу, если депутаты не приняли предложенного кандидата на пост Председателя Правительства три раза подряд. То же самое произойдет при выражении недоверия правительству три месяца подряд. В данном случае Президент полномочен не принимать решение ГД, либо заявить об отставке действующего Правительства. Если это повторяется снова в течение установленного срока, то Президент отстраняет Правительство или расформировывает Государственную Думу.

Итоговые доклады по проведению парламентских расследований, имеющих отношение к нарушенными правами граждан в массовом масштабе и с грубостью, сперва рассматриваются Федеральным Собранием, и только после этого адресуются Главе государства.

Значительной властью Президент наделен и в сфере законодательного процесса, что гарантирует с его стороны принятие законов, которые направлены на соблюдение и защиту основных прав и свобод человека, на охрану суверенитета РФ, ее независимости и целостности. Глава РФ может вносить законопроекты в Думу, подписывать и опубликовывать ФЗ, обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, главных направлениях внутренней и внешней политики страны. Он может наложить запрет на принятый закон, а затем вернуть его снова на рассмотрение. Поводом для отклонения закона может стать категорическое несогласие с главными положениями закона или его конкретными главами, разделами, статьями, несоблюдением регламента проведения, обсуждения и принятия закона. С помощью исполнения данных полномочий Президент может предоставить и гарантировать целостное правовое пространство в стране.

Глава РФ может регулярно встречаться, совещаться или консультироваться с руководством палат Федерального Собрания по предмету важных внутригосударственных политических и актуальных законопроектов.

Он определяет представителей в Думе и Совете Федерации, наделив их соответствующими полномочиями. В некоторых случаях такие представители могут быть назначены, чтобы поучаствовать в определенных законопроектах, которые вносятся от имени Президента в Государственную Думу.

Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений

В сфере международных отношений функции и полномочия Президент РФ реализует через:

  • руководство внешней политикой страны и направление инструкции министру иностранных дел;
  • проведение переговоров;
  • налаживание прямого контакта с президентами других стран;
  • визиты в другие страны;
  • подписание международных договоров.

Но подписание таких договоров подлежит ратификации Федеральным Собранием, которая осуществляется принятием ФЗ обеими палатами Федерального Собрания и подтверждается специальной грамотой, подписанной Президентом РФ.

Вышеперечисленные полномочия Президент реализует самостоятельно без каких-либо специальных для этого документов, но ему можно наделить полномочиями для подписания международного договора субъект, предоставив ему от своего имени соответствующий документ.

Исполняя функции и полномочия Президента РФ, он принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей, в которых указано, что послу поручено представлять интересы своего государства в РФ. Отзывные грамоты останавливают действие полномочий посла другого государства в РФ. После консультаций с необходимыми комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он избирает послов РФ в международных организациях и других странах.

Полномочия в области утверждения правовых актов

Правовыми актами Президента выступают указы и распоряжения. Указы бывают нормативные и ненормативные.

Нормативные Указы издаются Президентом РФ в области общего ведения государства или совместно с его субъектами.

Пример 3

Указ Президента от 21.07.1997 № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления РФ политического убежища»

Ненормативные указы издаются по предмету:

  • награждений орденами и медалями РФ;
  • обеспечения политическим убежищем;
  • присвоения воинских и высших специальных званий конкретным субъектам.

Президент должен включать в конституционный текст поправки и изменения при помощи официального публикования актов, утвержденных ст.136 и 137 Конституции РФ. Согласно ч.2 ст.137 Конституции РФ, при смене названия субъекта страны обязательство вносить эти изменения в текст ст.65 Конституции РФ, что осуществляется указом Президента, основываясь на решении субъекта РФ, утвержденного в установленном порядке.

Президенту можно издавать указы по восполнению недостатков в правовом регулировании вопросов, которые требуют законодательного решения, если они не перечат Конституции РФ и ФЗ, но действительны они лишь до утверждения необходимых актов.

Решения Президента РФ ненормативного характера, как правило, осуществляются по вопросам:

  • оперативным;
  • кадровым;
  • организационным.

Но организационные вопросы Администрации также бывают нормативные.

Указы и распоряжения Главы государства должны не противоречить Конституции РФ и ФЗ. Их соблюдение и исполнение обязательно в стране.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Президент ― верховный главнокомандующий вооружённых сил

Как было сказано выше, на главу государства возлагаются обязанности обеспечения его обороноспособности. В связи с этим полномочия президента РФ дают ему право определять главные особенности оборонной политики страны и руководить всеми её вооружёнными силами, включая самые различные воинские формирования и организации.

На утверждение президента поступают все планы, связанные с вопросами гражданской обороны государства, а также дислокацией войск и размещением военных объектов. В его же ведении находится подписание международных договоров по вопросам совместной обороны и коллективного противодействия агрессии.

Приказы и директивы главы государства, являющегося в то же время и высшим военачальником вооружённых сил, обязательны к исполнению всеми войсковыми формированиями, находящимися в подчинении Министерства обороны и Генерального штаба. Полномочия президента РФ дают ему также право назначать и снимать высших представителей командного состава Российской армии.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций глава государства уполномочен издавать указы о введении военного положения в стране, но для придания этому акту юридической силы своё решение он обязан направить на рассмотрение Совета Федераций.

Конституция, расширившая президентские права

В результате принятия в декабре 1993 года новой редакции Конституции России был издан указ, а позже и приложение к нему, послужившие основанием для признания недействующими и не подлежащими исполнению прежние законы о Верховном Совете и Съезде народных депутатов, Конституционном суде и целом ряде иных актов, входивших в противоречие с положениями новой Конституции и ограничивающих президентскую власть. Именно эта редакция Конституции предоставила главе государства значительно более широкие полномочия, чем предшествующий ей Основной Закон в редакции 1978 года с изменениями, внесёнными в 1992 году.

Согласно ныне действующей Конституции, срок полномочий президента РФ исчисляется со дня его инаугурации и до истечения всего периода правления либо его досрочной отставки. Статья № 81 Основного Закона страны устанавливает шестилетний период его правления. Следует отметить, что в соответствии с прежним законодательством, срок полномочий президента был равен четырём годам, но на основании поправок, внесённых в конституцию в 2008 году, был издан закон, продлевающий его до шести лет. Это положение имеет законную силу и в наши дни.

Виды нормативных правовых документов

Условно все нормативные правовые акты можно разделить на 4 группы:

  1. международные акты;
  2. законы;
  3. подзаконные акты;
  4. региональное законодательство.

Международные правовые акты регулируют отношение России с другими странами. Для обычных людей это не очень интересно, поэтому раскрывать их подробно мы не будем.

Законы являются основными НПА, которые регулируют основные отношения внутри России. Они принимаются путем референдума или выносятся законодательным органом РФ (Федеральное собрание).

Все законы можно условно разделить на 3 вида (распределение по значимости):

  1. Конституция;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы и кодексы.

Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы, подзаконные акты и региональное законодательство должны соответствовать основному закону России.

Федеральных конституционных законов в России всего около 150. Они более точно описывают основные принципы российского законодательства, указанные в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». Этот закон был принят в исполнение статьи 87 Конституции РФ, в которой указано, что в случае агрессии или непосредственной угрозе в отношении России, Президент РФ вводит режим военного положения. А вот правила введения данного режима, как он ограничивает и защищает права и жизни местных жителей, прописывает Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ.

Третий вид законов – это федеральные законы и кодексы. Нормы, которые они регулируют, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Примерами могут служить Налоговый и Семейный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый федеральный закон или кодекс регулирует определенную сферу деятельности в полной мере.

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов, то есть они необходимы для реализации законодательных норм и их уточнения. Все подзаконные акты можно условно разделить на 3 вида (по значимости):

  1. акты Президента РФ;
  2. акты Правительства РФ;
  3. нормативно-правовые акты ведомств и министерств.

Акты Президента РФ – это указы и распоряжения, которые издает президент. Они обязаны соответствовать всем нормам, указанным в законах и Конституции. Например, Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239, который вводит меры безопасности для людей из-за коронавируса. Он является обязательным к исполнению, так как уточняет правила действия в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Или же Распоряжение Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп (в редакции от 24.10.2018), которое регулирует основные правила в отношении назначения и выплат стипендий Президента России.

К актам Правительства РФ относятся постановления и распоряжения Правительства России. Эти нормативные правовые акты имеют высший приоритет в отношении всех региональных НПА и актов федеральных органов исполнительной власти. Они регулируют те или иные действия в отношении конкретного вопроса, являются обязательными для исполнения и имеют юридическую силу в регулировании действий других ведомств и министерств. Например, Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р, которое ограничивает въезд иностранцев на территорию России из-за коронавирусной инфекции и обязывает ФСБ, Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти контролировать данное поручение. Или же Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257, которое утверждает положение о защите интересов кредиторов в делах о банкротстве.

Третий вид подзаконных актов – это разного рода ведомственные акты. К ним могут относиться, например, распоряжение председателя Совета Федерации РФ или постановление Государственной думы РФ. Ведомственные акты должны полностью соответствовать нормам Конституции, законов и подзаконным актам по подчиненности (актам Президента РФ и Правительства РФ).

Региональное законодательство – это разного нормативные правовые документы местных органов власти. Например, Постановление Правительства г. Москвы или другого субъекта РФ. Их юридическая сила распространяется только в отношении определенной территории. Чаще всего региональные НПА издаются на основании распоряжений Президента РФ, Правительства РФ и других ведомств и министерств.

Издание указов и распоряжений, кто занимается этим?

По статье № 90, в Российской Федерации издает и принимает указы Президент России. Принятые законы входят в список обязательных для исполнения, и исполняются по всей территории государства. При этом законы и указы, которые хочет принять глава державы, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным утверждениям.

Указы могут носить нормативный и ненормативный характер. Нормативные законы вступают в действие сразу после их подписания. В течение 7 дней распространяются по всей территории страны.

Все нормативные акты строятся на политической иерархии. Все зависит от юридической силы документа. Царит над любым правовым, нормативным актом Конституция России, поэтому указы должны быть подзаконными и не противоречить правилам Конституции.

Сфера государственного управления

Глава государства принимает непосредственное участие в формировании и деятельности правительственных органов. Он уполномочен утверждать в должности Председателя Правительства РФ, однако он не может принимать такое решение единолично. Поэтому назначение кандидата на данную должность возможно только после согласования с ГосДумой.

Руководствуясь рекомендациями Председателя Правительства РФ, Президент может назначать или освобождать от должности его заместителей и федеральных министров. На заседаниях Правительства Президент может занять место Председателя.

Замечание 4

Президент РФ имеет право отправить в отставку правительство. Отставка Председателя равносильна отставке всего правительства. Президент уполномочен представлять парламенту кандидатуры на высокие должности или сообщать о кандидатах, которых нужно освободить от должностей.

К таким должностям относятся судьи высших судов, Генеральный прокурор РФ, которые назначаются по решению Совета Федерации. Председатель Банка России назначается депутатами Госдумы.

Президентом РФ самостоятельно назначаются:

  1. Судьи федеральных судов.
  2. Полномочные представители.
  3. Члены Центральной Избирательной Комиссии РФ.
  4. Администрация Президента.
  5. Любые назначения, которые не противоречат действующему законодательству.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Замечание 5

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. Он имеет право определять приоритетные задачи военной политики. В его полномочия входит утверждение военной доктрины, назначение и освобождение от должностей высшего командования ВС. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.

В случае военного конфликта, Президент вводит военное положение на основании Федерального конституционного закона «О военном положении». Объявление войны и мира является прерогативой парламента РФ. Президент уполномочен оперативно использовать вооруженные силы РФ, находящиеся за пределами территории России.

Прекращение полномочий президента РФ

Глава государства может быть отстранён от власти в случае совершения им тяжких противоправных действий, предусмотренных настоящим законодательством. Решение об этом принимается Советом Федераций на основании обвинительного материала, собранного против него представителями Государственной думы. Основным его поводом может послужить заключение Верховного суда о действиях президента, заключающих в себе признаки государственной измены.

При этом прекращение полномочий президента может произойти лишь в том случае, если в поддержку обвинения против него было подано не менее чем две трети голосов представителей каждой из палат Совета Федераций и одной трети депутатов Госдумы. Также обязательным условием является заключение специально созданной комиссии. Согласно этой же статье Конституции, прекращение полномочий президента РФ должно произойти на основании решения Совета Федерации, принятого не позже трех месяцев после обвинительного заключения, представленного Государственной думой.

Вопросы российского гражданства

Полномочия президента распространяются и на вопросы, связанные с гражданством РФ. На основании Основного Закона страны он вправе предоставить гражданство (или отказать в его предоставлении) иностранцам, бывшим гражданам СССР, а также лицам, по тем или иным причинам не имеющим гражданства. Сюда же относится рассмотрение дел о восстановлении гражданства и выходе из него.

Президенту принадлежит право принятия окончательного решения в случаях возникновения проблем с двойным гражданством, предоставление которого находится в его прямой компетенции. И, наконец, исключительной его прерогативой можно назвать решение вопросов о предоставлении (или отказе в предоставлении) политического убежища иностранцам. Эти полномочия он имеет на основании международных соглашений, подписанных целым рядом государств.

Полномочия по взаимодействию с Правительством РФ

Президент вправе:

  • избирать Председателя Правительства с разрешения Государственной Думы;
  • возглавлять заседания Правительства;
  • отправить в отставку Правительство РФ без участия Государственной Думы;
  • по согласованию с Председателем Правительства определить на должность или освободить от нее заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • выставлять на рассмотрение Государственной Думе кандидата на место Председателя ЦБ России;
  • поднимать вопрос перед Думой о снятии с поста Председателя ЦБ.

Указом Президента РФ от 13.05.2000 был создан институт компетентного представителя в федеральном округе, который назначается Президентом, и ответственным перед ним.

К задачам этого представителя относятся:

  • формирование работы в федеральном округе во внешней и внутренней политике, которая сформирована и адресована Главой РФ органам государственной власти;
  • контролировать реализацию решений федеральных органов государственной власти;
  • предоставлять Президенту доклады связанные с обеспечением национальной безопасности, а также политическим, социальным и экономическим положением в федеральном округе.

Президент организует и председательствует в Совете Безопасности РФ. В его структуру входят министры обороны, внутренних и иностранных дел, руководитель Службы внешней разведки, руководитель ФСБ и др.

Глава государства создает Администрацию Президента, которая исполняет все положенные ей права и обязанности.

Взаимоотношения президента и правительства

Рассматривая полномочия президента, предоставленные ему Конституцией, начнём с тех законов, на основании которых он может осуществлять координацию действий правительства РФ. Прежде всего, это право президента назначать премьер-министра. Делает он это по своему усмотрению, но согласуя с мнением Государственной думы. Кроме того, имея право присутствовать и выступать на всех правительственных заседаниях, он получает возможность определять общее направление политики. В данном случае реализуются полномочия президента в исполнительной власти. Это обеспечивает более эффективную работу высших органов руководства.

Полномочия президента включают в себя право отправлять в отставку неугодное ему правительство. Согласно Основному закону, для этого требуется либо заявление самого правительства, либо выражение недоверия ему со стороны Государственной думы. В любом из этих случаев президент вправе прервать деятельность данного состава правительства. Также полномочия президента в сфере правительственной деятельности предусматривают его право назначать и смещать с постов высших должностных лиц федерального уровня.

Внутренняя политика

Глава страны является «лицом» нации. Поэтому он обязан участвовать в различных торжественных мероприятиях, проходящих как на территории страны, так и за её пределами. Контактируя с мировым сообществом, он выступает от имени своего народа.

Президент имеет право присваивать почетные звания РФ, высшие воинские звания. Он вручает государственные награды Российской Федерации. Именно он гарантирует соблюдение Конституции, а также гражданских прав и свобод на территории РФ.

Президент РФ уполномочен определять правовой статус личности. Он предоставляет политическое убежище и решает вопросы о предоставлении гражданства. Он имеет право помиловать осужденных.

Замечание 3

Президент координирует взаимодействие органов государственной власти, поскольку существует проблема «сотрудничества» между тремя её ветвями.Данная деятельность соответствует ч. 2 ст. 80 Конституции РФ. Президент ни в одну из них не входит, хотя его полномочия больше присущи исполнительной власти.

В частности, он осуществляет контроль за работой федерального центра и каждого субъекта РФ. Он разграничивает полномочия и разрешает противоречия между ними. Если разногласия возникают между субъектами РФ, Президент также разрешает ситуацию при помощи согласительных процедур.

Социальные и правовые гарантии бывшего президента

Когда срок полномочий президента РФ заканчивается, то после своей отставки он имеет целый ряд социальных гарантий. Это, прежде всего, регулярная пожизненная пенсия, составляющая 75% от его оклада в период пребывания в должности. В случае кончины президента члены его семьи обеспечиваются ежемесячным содержанием в размере шести минимальных размеров пенсий, установленных на тот период.

Особый акцент в законе делается на неприкосновенности президента после окончания его полномочий. В частности, говорится о том, что его запрещено привлекать к ответственности за действия, имевшие место в годы пребывания его в должности президента, а по делам, имеющим отношение к его государственной деятельности, нельзя задерживать, арестовывать, подвергать обыску или личному досмотру.

Деятельность парламента

Президент РФ самостоятельно назначает сроки проведения выборов в Государственную Думу. Он уполномочен принимать решение о её созыве или роспуске в соответствии со случаями, предусмотренными Конституцией РФ.

Замечание 6

Президент имеет право проявлять законодательную инициативу. Это выражается во внесении законопроектов на рассмотрение членов Государственной Думы. Он может полностью или частично отклонить принятый парламентом закон (так называемое, полное и частичное вето). 

Президент РФ подписывает и обнародует принятые законы. Он ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланиями, которые касаются положения страны, внутри- и внешнеполитических вопросов. Данная деятельность существенно влияет на законотворческую деятельность парламента.

Возможности президента в сфере законодательной власти

Этот важный аспект его деятельности регламентируется 84-й статьёй Конституции РФ. Она предусматривает обязанность президента назначать выборы в Государственную думу, на рассмотрение которой ему предоставлено право внесения законопроектов, рассматриваемых внеочередным порядком. Полномочия российского президента дают ему возможность назначать для решения особо важных вопросов всенародный референдум, являющийся прямым выражением народной воли.

Для более полного соответствия Конституции требованиям текущего момента, президент наделён правом инициировать внесение в неё определённых поправок и изменений. На него же возлагается обязанность своей подписью придавать вновь разработанным федеральным законам их обязательную силу.

Нормативно правовые акты, указы, распоряжения, постановления: виды

Период действия законов определяется после момента их вступления в силу. Так документ может начать действовать во время принятия и опубликования, или по истечению установленного срока.

Поэтому из-за срока годности их разделяют на 2 вида:

  • Временный, периодичный акт.
  • Акт, действующий неопределенно или длительно.

Конкретно правовые акты разделяются на 3 основные группы. Каждая из них имеет свой срок действия, полномочия и распоряжения. Существует: закон, подзаконный акт, международный закон.

  • Закон издает высший орган государственной власти, который обладает высшей юридической силой. Акт могут принять только уполномоченные органы власти. В редких случаях закон может быть принят из-за гражданского референдума. Вносить правки, менять закон может только его создатель, то есть высший орган. Как правило, законы регулируют и развивают социальное, экономическое, военное положение общества и государства.
  • Подзаконный акт это документ, которые подробно прописывает действия закона. Он выстраивает иерархическую модель с целью прописать нормы так, чтобы они соответствовали прописанным нормам в высших источниках юридической силы. Также являются основой для более низких правовых актов. К подзаконным актам относятся: общефедеральные, муниципальные и акты субъектов федерации.
  • Международные законы принимаются вне определенного государства, а с помощью множество стран, которые после будут обязаны соблюдать принятый международный закон. Документ является частью национальной правовой системы.

Полномочия в сфере обороны и безопасности

Как главнокомандующий Вооруженными Силами, Президент может:

  • ввести военное положение в стране или ее регионе, оповестив об этом Совет Федерации и ГД, в случаях какой-либо агрессии или угрозы, направленной в адрес государства;
  • ввести режим ЧП в стране или ее конкретном регионе с немедленным оповещением Совета Федерации и ГД, в случаях и обстоятельствах, которые предусмотрены ФЗ и Конституции;
  • утвердить военную доктрину РФ;
  • назначить или отстранить высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Более развернуто его полномочия в этой сфере перечисляются в ст.4 ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне». Так, он может утвердить:

  • разработки, планы строительства и совершенствования Вооруженных Сил РФ, войск и их формирований, а также органов;
  • планы ядерных и иных особых испытаний и проведение конкретных из них;
  • назначение служащих на воинские должности, которые подразумевают награждение воинскими званиями высших офицеров, временное отстранение от службы или увольнение, как предусмотрено ФЗ.

Помимо этого Президент утверждает:

  • структуру, состав Вооруженных Сил РФ, иных войск и их формирований;
  • численность штата военных Вооруженных Сил, иных войск и формирований, органов и гражданского персонала;
  • принятие решений о размещении или перемещении Вооруженных Сил, иных войск и формирований;
  • общевоинские уставы, положения:
    • о Боевом знамени воинской части;
    • о Военно-морском флаге РФ;
    • о военных советах, комиссариатах;
    • о военно-транспортном обязательстве;
  • положения:
    • о Министерстве обороны РФ и федеральных органах исполнительной власти;
    • о представителях в сфере управления иными войсками, формированиями и органами;
  • об определении вопросов координации работы органов исполнительной власти субъектов РФ и федеральных в сфере обороны.

Президент России издает указы:

  • о призыве граждан РФ на военную службу, сборы;
  • об увольнении со службы граждан РФ, которые проходили службу по призыву, предусмотренному ФЗ.

Ответственность президента за совершённые деяния

Несмотря на то что президент является лицом неприкосновенным, он так же, как и любой гражданин страны, отвечает за свои действия перед законом. В частности, Конституционный суд РФ вправе призвать его в качестве ответчика, если принятый им акт может вступать в противоречия с Основным Законом страны. Президент может отвечать и в случае подачи против него гражданского иска в обычном суде, если изданный им акт ущемляет имущественные интересы отдельных юридических или физических лиц.

О возможности предъявления президенту обвинения в государственной измене и иных тяжких преступлениях уже было сказано выше. В этих случаях мерой наказания может являться его отстранение от власти с последующим применением к нему всех обычных уголовных законов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.