Конституционные основы правового статуса президента российской федерации

Алан-э-Дейл       27.07.2022 г.

Оглавление

Ответственность президента за совершённые деяния

Несмотря на то что президент является лицом неприкосновенным, он так же, как и любой гражданин страны, отвечает за свои действия перед законом. В частности, Конституционный суд РФ вправе призвать его в качестве ответчика, если принятый им акт может вступать в противоречия с Основным Законом страны. Президент может отвечать и в случае подачи против него гражданского иска в обычном суде, если изданный им акт ущемляет имущественные интересы отдельных юридических или физических лиц.

О возможности предъявления президенту обвинения в государственной измене и иных тяжких преступлениях уже было сказано выше. В этих случаях мерой наказания может являться его отстранение от власти с последующим применением к нему всех обычных уголовных законов.

Основания прекращения полномочий Президента РФ

Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей возможно в связи:

1) с истечением срока его пребывания в должности (в тот момент, когда принесена присяга вновь избранным Президентом);

2) досрочное прекращение полномочий в случае:

    • его отставки;
    • стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
    • отрешения от должности.

Отставка предполагает свободное волеизъявление Президента. Полномочия временно переходят к Председателю Правительства.

Отрешение от должности предполагает принудительные действия, указанные в ст. 93 Конституции РФ. В этих случаях выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента. Председатель Правительства становится временно исполняющим обязанности Президента РФ в случаях смерти Президента, длительной болезни, когда она не носит стойкого характера, при досрочном прекращении обязанностей Президента в связи с отставкой или стойкой неспособностью выполнять свои обязанности по состоянию здоровья.

Временно исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах. Так, он не вправе

  • распускать Государственную Думу,
  • назначать референдум, а также
  • вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Эти ограничения вытекают из того, что исполняющий обязанности Президента получает свой мандат не непосредственно от народа.

Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности. Подобного рода институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков.

Начало процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

    1. заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;
    2. заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти.

Отрешение Президента РФ от должности прекращает исполнение им своих обязанностей.

Пошаговый механизм импичмента

Отрешение президента от должности — процедура сложная, проходит в несколько этапов.

Таблица 2. Алгоритм продвижения обвинения

Этап Описание
Предварительная оценка действий Президента При возникновении прецедента парламентарии проверяют правомерность решений главы государства. Подобная инициатива возможна при согласии не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Обвинение должно базироваться на конкретных доказательствах и сопровождаться пояснительной запиской.
Создание специальной комиссии Инициативная рабочая группа, созданная постановлением Государственной Думы, анализирует аргументированность выдвинутой претензии. Она включает в себя 15 человек, в том числе председателя и его заместителя. Деятельность комитета схожа с функционированием следственных органов. Главные задачи — рассмотрение материалов и последующее их опровержение либо верификация. В комиссии должно быть одинаковое количество представителей различных фракций. Члены этой структурной единицы вправе запросить необходимую информацию от государственных органов и требовать объяснений. Резолюция о выдвижении обвинительного приговора должна быть одобрена большинством голосов методом поименного опроса. Затем в течение 7 дней заключение направляют в Совет Думы. Впоследствии оно включается в повестку заседания.
Обсуждение вопроса депутатами Государственной Думы Если комиссия приняла решение о наличии состава преступления, последующее решение выносят парламентарии. Для дальнейшего продвижения обвинительного приговора нужно согласие 300 человек. Решением Конституционного Суда установлено, что при определении необходимого количества лиц, речь идет не о реально избранном, а конституционно установленном числе. В течение 5 дней Постановление должно быть направлено в Совет Федерации и Верховный Суд. С момента выдвижения обвинения депутаты Государственной Думы не могут быть распущены.
Рассмотрение дела Верховным Судом После подтверждения приговора депутатами судьи дают заключение о наличии факта государственной измены либо улик, демонстрирующих тяжкие преступления. Возбуждение уголовного дела находится в ведении исключительного ВСР.
Вывод Конституционного Суда На этом этапе рассматривается соблюдение предыдущими инстанциями следственной процедуры.
Финальный вердикт Совета Федераций Именно эта стадия является решающей при вынесении обвинительного приговора. Для отрешения от должности требуется не менее 2/3 голосов.

Правомерным является прекращение процедуры на любом этапе

Особенности процедуры

По мнению некоторых законодателей, этот механизм содержит непроработанные моменты:

  1. Узкий диапазон оснований для импичмента. Прописано лишь 2 причины — тяжкое преступление либо государственная измена. Не тяжкие правонарушения не приводят к уходу с поста. Не предусмотрены следующие нюансы — нарушение Конституции РФ, присяги и законов.
  2. Маленький временной отрезок для изучения дела. Если присутствует факт измены, но сроки на его рассмотрение истекли, Президент остается на посту.
  3. Смешение 2-х независимых понятий. Поскольку государственная измена трактуется на основании ст.275 УК РФ, политическая ответственность главы государства приравнена к уголовно-правовой обычного гражданина.
  4. Ввиду того, что Президент несет ответственность в качестве лидера государства и должностного лица, санкции по возбужденным делам возможны лишь после его смещения с должности.

До момента отрешения от должности главу государства нельзя принудительно доставить в суд или возбудить против него уголовное дело. По окончанию процедуры импичмента он будет нести правовую ответственность как физическое лицо

Возможности президента в сфере законодательной власти

Этот важный аспект его деятельности регламентируется 84-й статьёй Конституции РФ. Она предусматривает обязанность президента назначать выборы в Государственную думу, на рассмотрение которой ему предоставлено право внесения законопроектов, рассматриваемых внеочередным порядком. Полномочия российского президента дают ему возможность назначать для решения особо важных вопросов всенародный референдум, являющийся прямым выражением народной воли.

Для более полного соответствия Конституции требованиям текущего момента, президент наделён правом инициировать внесение в неё определённых поправок и изменений. На него же возлагается обязанность своей подписью придавать вновь разработанным федеральным законам их обязательную силу.

Конституция, расширившая президентские права

В результате принятия в декабре 1993 года новой редакции Конституции России был издан указ, а позже и приложение к нему, послужившие основанием для признания недействующими и не подлежащими исполнению прежние законы о Верховном Совете и Съезде народных депутатов, Конституционном суде и целом ряде иных актов, входивших в противоречие с положениями новой Конституции и ограничивающих президентскую власть. Именно эта редакция Конституции предоставила главе государства значительно более широкие полномочия, чем предшествующий ей Основной Закон в редакции 1978 года с изменениями, внесёнными в 1992 году.

Согласно ныне действующей Конституции, срок полномочий президента РФ исчисляется со дня его инаугурации и до истечения всего периода правления либо его досрочной отставки. Статья № 81 Основного Закона страны устанавливает шестилетний период его правления. Следует отметить, что в соответствии с прежним законодательством, срок полномочий президента был равен четырём годам, но на основании поправок, внесённых в конституцию в 2008 году, был издан закон, продлевающий его до шести лет. Это положение имеет законную силу и в наши дни.

Взаимоотношения президента и правительства

Рассматривая полномочия президента, предоставленные ему Конституцией, начнём с тех законов, на основании которых он может осуществлять координацию действий правительства РФ. Прежде всего, это право президента назначать премьер-министра. Делает он это по своему усмотрению, но согласуя с мнением Государственной думы. Кроме того, имея право присутствовать и выступать на всех правительственных заседаниях, он получает возможность определять общее направление политики. В данном случае реализуются полномочия президента в исполнительной власти. Это обеспечивает более эффективную работу высших органов руководства.

Полномочия президента включают в себя право отправлять в отставку неугодное ему правительство. Согласно Основному закону, для этого требуется либо заявление самого правительства, либо выражение недоверия ему со стороны Государственной думы. В любом из этих случаев президент вправе прервать деятельность данного состава правительства. Также полномочия президента в сфере правительственной деятельности предусматривают его право назначать и смещать с постов высших должностных лиц федерального уровня.

Из истории президентства в России

Должность президента РСФСР была утверждена четверть века назад путём всеобщего референдума, проведённого в марте 1991 года. Его результаты послужили основанием для принятия закона, регулирующего и регламентирующего деятельность главы государства и очерчивающего круг его полномочий. Отдельным правовым актом была установлена процедура избрания президента. В том же году был разработан и внесён ряд важных изменений и дополнений в Основной Закон страны ― Конституцию РСФСР, а вскоре принят и правовой акт, устанавливающий порядок вступления президента в его должность.

В декабре 1991 года, когда на правительственном уровне было принято решение о переименовании РСФСР в Российскую Федерацию, появилось современное название высшей государственной должности ― президент РФ, и были внесены соответствующие поправки в Конституцию. Однако в тот период полномочия президента значительно отличались от нынешних. Например, установка политического курса государства всецело предоставлялась Съезду народных депутатов, а не президенту, как в настоящее время. И таких примеров можно привести достаточно много.

В период, последовавший за учреждением президентской должности, глава государства всецело зависел от Верховного Совета, его Президиума и Съезда народных депутатов, вместе представлявших законодательную ветвь власти. Действия президента Ельцина, направленные на усиление исполнительной власти, и его политические разногласия с представителями законодательной ветви послужили причиной возникшего в 1992-1993 году острого конституционного кризиса. Его следствием стало упразднение института Съездов народных депутатов и деятельности Верховного Совета, а также установление в стране личной власти президента.

Президент ― верховный главнокомандующий вооружённых сил

Как было сказано выше, на главу государства возлагаются обязанности обеспечения его обороноспособности. В связи с этим полномочия президента РФ дают ему право определять главные особенности оборонной политики страны и руководить всеми её вооружёнными силами, включая самые различные воинские формирования и организации.

На утверждение президента поступают все планы, связанные с вопросами гражданской обороны государства, а также дислокацией войск и размещением военных объектов. В его же ведении находится подписание международных договоров по вопросам совместной обороны и коллективного противодействия агрессии.

Приказы и директивы главы государства, являющегося в то же время и высшим военачальником вооружённых сил, обязательны к исполнению всеми войсковыми формированиями, находящимися в подчинении Министерства обороны и Генерального штаба. Полномочия президента РФ дают ему также право назначать и снимать высших представителей командного состава Российской армии.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций глава государства уполномочен издавать указы о введении военного положения в стране, но для придания этому акту юридической силы своё решение он обязан направить на рассмотрение Совета Федераций.

Вопросы российского гражданства

Полномочия президента распространяются и на вопросы, связанные с гражданством РФ. На основании Основного Закона страны он вправе предоставить гражданство (или отказать в его предоставлении) иностранцам, бывшим гражданам СССР, а также лицам, по тем или иным причинам не имеющим гражданства. Сюда же относится рассмотрение дел о восстановлении гражданства и выходе из него.

Президенту принадлежит право принятия окончательного решения в случаях возникновения проблем с двойным гражданством, предоставление которого находится в его прямой компетенции. И, наконец, исключительной его прерогативой можно назвать решение вопросов о предоставлении (или отказе в предоставлении) политического убежища иностранцам. Эти полномочия он имеет на основании международных соглашений, подписанных целым рядом государств.

Социальные и правовые гарантии бывшего президента

Когда срок полномочий президента РФ заканчивается, то после своей отставки он имеет целый ряд социальных гарантий. Это, прежде всего, регулярная пожизненная пенсия, составляющая 75% от его оклада в период пребывания в должности. В случае кончины президента члены его семьи обеспечиваются ежемесячным содержанием в размере шести минимальных размеров пенсий, установленных на тот период.

Особый акцент в законе делается на неприкосновенности президента после окончания его полномочий. В частности, говорится о том, что его запрещено привлекать к ответственности за действия, имевшие место в годы пребывания его в должности президента, а по делам, имеющим отношение к его государственной деятельности, нельзя задерживать, арестовывать, подвергать обыску или личному досмотру.

Прекращение полномочий президента РФ

Глава государства может быть отстранён от власти в случае совершения им тяжких противоправных действий, предусмотренных настоящим законодательством. Решение об этом принимается Советом Федераций на основании обвинительного материала, собранного против него представителями Государственной думы. Основным его поводом может послужить заключение Верховного суда о действиях президента, заключающих в себе признаки государственной измены.

При этом прекращение полномочий президента может произойти лишь в том случае, если в поддержку обвинения против него было подано не менее чем две трети голосов представителей каждой из палат Совета Федераций и одной трети депутатов Госдумы. Также обязательным условием является заключение специально созданной комиссии. Согласно этой же статье Конституции, прекращение полномочий президента РФ должно произойти на основании решения Совета Федерации, принятого не позже трех месяцев после обвинительного заключения, представленного Государственной думой.

Президент Российской Федерации: срок, полномочия, президенство в других странах, Беларусь, Украина, Литва, Казахстан

Президент – самая высокая и ответственная должность в государстве. Это руководитель страны, который принимает ключевые решения, обладает широкими полномочиями и держит ответ за свои действия перед всем ее населением.

Должность Президента в странах с республиканской и смешанной формой правления всегда является выборной и имеет фиксированный срок полномочий, который устанавливается конституцией.

В республиках с президентской формой правления Глава государства избирается путем проведения прямых (Российская Федерация, Франция) либо косвенных (США) выборов.

В республиках, где ключевую роль в политической жизни играет парламент, Президент избирается либо последним, либо специально созданной коллегией из числа его членов. В данном случае, несмотря на то, что президент является главой государства, непосредственно управлением страной занимается премьер-министр.

В данной статье мы рассмотрим на какие же сроки избираются Президенты в различных странах и чем возможные различия обусловлены.

На сколько избирается Президент РФ?

Начнем с Российской Федерации. На сколько же избирается президент РФ? Президент России избирается на шесть лет. Однако, так было не всегда. Изначально, Президент РФ находился у власти в течение четырех лет, но с 2008 года конституционно срок полномочий был увеличен до шести. Впервые данное положение было применено на президентских выборах 2012 года.

Президентом России согласно Конституции может стать гражданин РФ в возрасте не моложе 35 лет и постоянно проживающий на территории государства не менее десяти лет. Один и тот же человек не может находиться на данной должности более двух сроков подряд.

Российский Президент избирается населением РФ в ходе прямого, равного и тайного ания. Итак, Президент Российской Федерации избирается на шесть лет.

На сколько избирается Президент Республики Беларусь?

В Беларуси Президент избирается на пять лет и данную должность может занимать гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, проживающий на ее территории не менее десяти лет непосредственно до избирательного процесса. Интересно, что в согласно Конституции Президентом может стать лицо, родившееся исключительно в Республики Беларусь.

В 2004 году в государстве был проведен референдум, одним из итогов которого стало снятие каких-либо ограничений на количество президентских сроков. Необходимо отметить, что соответствующие изменения в законодательстве были одобрены Советом Республики лишь в 2006 году. В Беларуси Президент избирается на пять лет.

На сколько избирается Президент Украины?

В Украине Президент также избирается в ходе всеобщих, прямых и равных выборов гражданами страны путем тайного ания сроком на пять лет.

Стать главой украинского государства может любой гражданин Украины не моложе 35 лет, имеющий право принимать участие в ании и живущий на ее территории непосредственно перед выборами не менее десяти лет.

Обязательным условием для всех кандидатов является знание украинского языка.

Один и тот же человек не может быть избран Президентом более чем на два срока подряд. Итак, в Украине Президент руководит страной в течение пяти лет.

На сколько избираются Президенты в других странах?

Президентом Казахстана может быть избран гражданин, родившийся в стране, не младше сорока лет, обладающий знанием казахского языка и проживающий на территории государства не менее 15 лет непосредственно перед выборами. Срок полномочий казахского лидера – пять лет.

В Литовской республике также Президент избирается сроком на пять лет. Однако, проживать на территории Литвы, в отличие от других стран, он должен не менее трех лет до выборов.

Согласно американской конституции Президентом может стать только гражданин США по рождению. Избирается американский президент на пять лет и не может занимать данную должность не более двух раз. При этом, если какое-либо лицо являлось Президентом более двух лет (из-за смерти или отставки предыдущего руководителя страны), то оно в будущем может быть избрано только один раз.

Во Франции срок президентских полномочий до 2002 года составлял семь лет, затем он был сокращен до пяти. С 2008 года внесены поправки в Конституцию, согласно которым никто не может избираться Президентом более двух раз подряд.

Таким образом, мы видим, что несмотря на значительную схожесть Конституций различных стран в части касающейся сроков президентских полномочий, все-таки присутствуют отличия, которые определяют политический образ каждого государства.

Порядок выборов Президента Российской Федерации

Президент РФ избирается гражданами РФ путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании сроком на 6 лет по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в РФ государства или территории принятой в РФ части государства. Президенту РФ в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Данное положение применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента РФ, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции РФ, вносящей соответствующее ограничение (4 июля 2020 г.), и не исключает для него возможность занимать должность Президента РФ в течение сроков, допустимых указанным положением (ч. 3.1 ст. 81 Конституции РФ).

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты двумя способами:

  1. политическими партиями;
  2. в порядке самовыдвижения, в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в ЦИК РФ.

Политические партии, представленные в Государственной Думе и/ или в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее, чем в 1/3 субъектов РФ могут выдвинуть своего кандидата без сбора подписей.

Кандидаты от иных политических партий и самовыдвиженцы для регистрации должны предъявить в Центральную избирательную комиссию не менее 100000 и 300000 подписей избирателей в свою поддержку соответственно.

Избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не получил более 50% голосов избирателей, то проводится повторное голосование (второй тур выборов) по двум кандидатурам, получившим в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Во втором туре президентских выборов избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов (то есть больше, чем другой кандидат).

Президент РФ вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ. Торжественная церемония вступления в должность Президента РФ именуется инаугурацией.

Отдельная группа президентских полномочий

Кроме всего перечисленного выше, существуют полномочия президента Российской Федерации, выделяемые в особую группу, включающую в себя как нормативные, так и индивидуальные акты. К ним следует отнести его право объявлять чрезвычайное положение в случае попыток свержения законного правительства, возникновения конфликтов на национальной или межрелигиозной почве, а также спровоцированных ими массовых беспорядков. Как введение в стране или отдельных её частях военного положения, так и введение чрезвычайного положения требует от президента согласования с Советом Федерации.

В сферу полномочий президента входит также и такая форма высшего поощрения, как присуждение различных правительственных наград. В его компетенции находится утверждение статуса различных уже существующих наградных знаков и учреждение новых. В отдельных, наиболее торжественных случаях, президент лично производит награждение.

Нельзя обойти стороной и ещё одну важную прерогативу главы государства ― помилование. Этим актом президент вправе частично или полностью освободить осуждённого от наказания, вынесенного ему в соответствии с приговором суда, или заменить его на более мягкое. Одной из форм помилования является снятие судимости с лица, уже отбывшего срок наказания. Следует заметить, что этот акт всегда имеет индивидуальный характер и применим исключительно к какому-либо конкретному лицу или к определённой группе.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.