Представительный орган муниципального образования: принцип формирования, компетенция, прекращение деятельности

Алан-э-Дейл       02.07.2022 г.

Модели организации местной власти

Первая модель предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.

Вторая модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти — он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа. Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках. В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий.

Третья модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе. Это разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.

Четвертая модель предусматривает, что представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципального образования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава местной администрации и как его руководитель. Такая модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.

Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

Шестая модель предусматривает, что представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов. Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.

Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера,
  • собрания,
  • выборы,
  • голосование,
  • слушания,
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает, исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

References

  1. Avetisyan I.A. Problemy’ povy’sheniya effektivnosti gosudarstvennogo i munitsipalnogo finansovogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii / I.A. Avetisyan // Problemy’ razvitiya territorii — Territory Development Issues. 2015. N 2 (76). S. 120 — 134.
  2. Dzhagaryan A.A. Predstavitelny’y organ v sisteme munitsipalnoy predstavitelnoy demokratii: nekotory’e voprosy’ pravovogo statusa / A.A. Dzhagaryan, N.V. Dzhagaryan // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2010. N 33 (214). S. 16 — 26.
  3. Zubarev S.M. O sovremennom etape reformy’ nadzornoy deyatelnosti v Rossiyskoy Federatsii / S.M. Zubarev // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina — Bulletin of the Kutafin Moscow State Law University. 2018. N 1 (41). S. 13 — 23.
  4. Karasev A.T. Nekotory’e voprosy’ kontrolya predstavitelny’kh organov munitsipalny’kh obrazovaniy za deyatelnostyu politsii / A.T. Karasev, A.R. Gizdatov, A.S. Morozova // Vestnik YuUrGU. Seriya: Pravo. 2018. Т. 2018 — Bulletin of the SUSU. Series: Law. 2018. Vol. 2018. N 1. S. 83 — 87.
  5. Kozlova L.S. Pravovy’e osnovy’ organizatsii munitsipalnogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii / L.S. Kozlova, T.D. Sadovskaya, A.V. Chaplinsky // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskie i pravovy’e issledovaniya — Bulletin of the Tyumen State University. Socioeconomic and Legal Research. 2011. N 3. S. 123 — 127.
  6. Munitsipalny’y kontrol v Rossiyskoy Federatsii: Materialy’ nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Voronezh, 28.02.2012): Sb. nauch. st. / Pod red. T.M. Byalkinoy Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta — Voronezh: publishing house of the Voronezh State University, 2012. 168 s.
  7. Nozdrachev A.F. Reforma gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i munitsipalnogo kontrolya / A.F. Nozdrachev, S.M. Zyryanov, A.V. Kalmykova // Zhurnal rossiyskogo prava — Russian Law Journal. 2017. N 9 (249). S. 34 — 46.
  8. Sobolevskaya Yu.V. Kontrolny’e organy’: urovni kompetentsii / Yu.V. Sobolevskaya // Voprosy’ gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya — Issues of State and Municipal Administration. 2013. N 4. S. 113 — 132.

Депутат представительного собрания

Депутатом представительного органа является гражданин:

достигший 18 лет;

  • избранный на основе всеобщего, равного и прямого голосования;
  • уполномоченный представлять в нем интересы избирателей, населения МТО.

Рекомендуем! Основные вопросы, связанные с проведением муниципальных выборов, регулируются законом «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ…» от 26.11.1996 № 138-ФЗ.

Избирают депутатов, как мы уже говорили, на срок не менее 2 и не более 5 лет. Конкретный период указывается в уставе МТО. Депутаты приступают к исполнению своих обязанностей с момента своего избрания (пп. 2, 3 ст. 40 закона № 131-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 40 закона № 131-ФЗ депутаты могут осуществляют свою деятельность:

  • На постоянной основе в совете депутатов и получать за это денежное вознаграждение.
  • Без отрыва от основной работы. В этом случае они получают зарплату по месту основной деятельности и, как правило, вознаграждение за исполнение депутатских обязанностей.

Важно! Законодатель устанавливает, что количество постоянно работающих депутатов не может превышать 10% от общего числа избранных граждан (если общее количество депутатов менее 10 человек, то это 1 депутат). Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются с началом работы представительного органа в обновленном составе

В некоторых случаях депутат может быть лишен своего статуса досрочно (пп. 10, 10.1 ст. 40 закона № 131-ФЗ)

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются с началом работы представительного органа в обновленном составе. В некоторых случаях депутат может быть лишен своего статуса досрочно (пп. 10, 10.1 ст. 40 закона № 131-ФЗ).

Больше узнать о депутатах можно в системе КонсультантПлюс: чтобы зайти в систему оформляйте бесплатный пробный доступ или подключайте систему на постоянной основе (здесь можно заказать прайс).

Литература

  1. Аветисян И.А. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации / И.А. Аветисян // Проблемы развития территории. 2015. N 2 (76). С. 120 — 134.
  2. Джагарян А.А. Представительный орган в системе муниципальной представительной демократии: некоторые вопросы правового статуса / А.А. Джагарян, Н.В. Джагарян // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. N 33 (214). С. 16 — 26.
  3. Зубарев С.М. О современном этапе реформы надзорной деятельности в Российской Федерации / С.М. Зубарев // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. N 1 (41). С. 13 — 23.
  4. Карасев А.Т. Некоторые вопросы контроля представительных органов муниципальных образований за деятельностью полиции / А.Т. Карасев, А.Р. Гиздатов, А.С. Морозова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2018. Т. 2018. N 1. С. 83 — 87.
  5. Козлова Л.С. Правовые основы организации муниципального контроля в Российской Федерации / Л.С. Козлова, Т.Д. Садовская, А.В. Чаплинский // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2011. N 3. С. 123 — 127.
  6. Муниципальный контроль в Российской Федерации: Материалы научно-практической конференции (г. Воронеж, 28.02.2012): Сб. науч. ст. / Под ред. Т.М. Бялкиной. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2012. 168 с.
  7. Ноздрачев А.Ф. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля / А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова // Журнал российского права. 2017. N 9 (249). С. 34 — 46.
  8. Соболевская Ю.В. Контрольные органы: уровни компетенции / Ю.В. Соболевская // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. N 4. С. 113 — 132.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в случаях:

  • принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования. Как правило, с мотивированной инициативой о самороспуске может выступить группа депутатов численностью не менее половины от установленного числа депутатов представительного органа путем подачи письменного заявления. Заявление подписывается каждым из указанных депутатов. Решение о самороспуске обычно принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов представительного органа;
  • вступления в силу решения соответственно Верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
  • преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. ч. 3, 4 — 7 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;
  • утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
  • увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного по рассмотренному нами выше второму варианту, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

показать содержание

Понятие и сущность представительного органа

Представлять интересы населения призван орган, именуемый представительным, в состав которого входят депутаты. Основная роль данного органа – осуществление местной власти в интересах населения народными избранниками. На местном уровне данный орган обычно именуется думой, собранием.

Представительный орган действует коллегиально. Он может приступать к своим полномочиям при наличии не менее двух третей от той численности, которая установлена уставом города или района.

Депутаты осуществляют свою деятельность путем заседаний, на которых должно присутствовать не меньше половины от общего числа. Заседания проводятся не менее одного раза в квартал, за исключением случаев внеочередных заседаний по инициативе мэра.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел),
  • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование),
  • следить за порядком,
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан,
  • распоряжаться собственностью муниципалитета,
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы,
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

Исходя из того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, и его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений,
  • утверждение бюджета,
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена,
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности,
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным,
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги,
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня,
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня,
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Полезное видео: Структура и принципы местного самоуправления

Библиографический список

  1. Антипьев К.А. Местное самоуправление в оценках жителей Пермского края (по результатам социологического исследования) // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 11.
  2. Бурмистров С.А. Пределы контроля органов государственной власти в сфере муниципального самоуправления: проблемы делегирования государственных полномочий // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 4.
  3. Бялкина Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2006. N 10.
  4. Гомола А.И., Гомола И.А., Борисова Е.В. Правовые основы государственного и муниципального управления. М., 2009.
  5. Коняхин В.Г. К вопросу о компетенции представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 10.
  6. Садчикова И.Э. Конституционно-правовое обеспечение формирования и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации (по материалам муниципальных образований Московской области): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.
  7. Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Новосибирск, 1997.

О компетенции представительных органов местного самоуправления

Не все полномочия органов местного самоуправления могут быть переданы на другой уровень муниципалитетов. Например, не могут быть переданы правомочия собственника имущества унитарного предприятия иному муниципальному образованию. Данный запрет установлен в ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях«. Не должны передаваться по соглашению полномочия Совета депутатов, определенные п. 10 ст. 35 Закона N 131-ФЗ, так как они являются исключительными. Кроме того, депутаты избраны народом и это конкретно им население доверило осуществлять от своего имени местное самоуправление.

Закрепляя исключительные полномочия представительного органа, Федеральный закон N 131-ФЗ устанавливает ряд изъятий из его компетенции. Статья 35 запрещает представительному органу или отдельным депутатам (группам депутатов) управлять и (или) распоряжаться средствами местного бюджета в процессе его исполнения, за исключением тех средств, которые предназначены самому представительному органу. Установлено также ограничение на реализацию некоторых исключительных полномочий представительного органа. Нормативно-правовые акты представительного органа об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов, а также об осуществлении расходов из средств местного бюджета вносятся на рассмотрение представительного органа только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Современная модель организации представительной власти, как известно, принципиально отличается от модели, действовавшей в советский период. Одна из главных отличительных особенностей современной модели — наличие механизмов вертикального и горизонтального партнерства в процессе разделения и осуществления власти и, в частности, координация, предполагающая согласование действий, учет позиций сторон.

Большое значение имеет вопрос о соотношении полномочий представительного и исполнительных органов муниципального образования. Принцип разделения государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) зачастую не только фактически, но и юридически переносится на местное самоуправление. Так, Е.С. Шугрина указывает <3>, что «принцип разделения властей в первую очередь означает ограничение сосредоточения власти в одних руках, применение механизмов сдержек и противовесов. Такие механизмы, необходимые на федеральном уровне, только усложнили бы работу органов местного самоуправления и затруднили бы оперативное принятие решений». Стоит согласиться также с мнением И.Э. Садчиковой <4>, которая считает, что «конституционный принцип разделения властей касается по аналогии и местного самоуправления. Представительные и исполнительные органы наделяются в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ (ст. 14) и уставами муниципальных образований собственной компетенцией. И так же, как и на других уровнях власти, между ветвями власти нередко идет борьба. Нужен механизм сдержек и противовесов, выравнивающий силы властей».

<3> См.: Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Новосибирск, 1997. С. 53.<4> См.: Садчикова И.Э. Конституционно-правовое обеспечение формирования и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации (по материалам муниципальных образований Московской области): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 97.

В целом можно сделать вывод, что вопросы компетенции представительных органов муниципальных образований со стороны субъектов РФ законодательно еще не совсем проработаны. В законах субъектов Федерации часто указывается, что перечень предметов ведения местного самоуправления составляет его компетенцию. Значительная часть действующих законов содержит очень расплывчатые определения полномочий указанных органов. Кроме того, многие положения попросту дублируются. И, как справедливо отмечает Т.М. Бялкина <5>, в будущем без теоретической проработанности рассмотренных вопросов и их надлежащего нормативного закрепления в процессе определения компетенции представительных органов местного самоуправления наше законодательство рискует и впредь находиться в состоянии подобной неопределенности <6>.

<5> См.: Бялкина Т.М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 18.<6> См.: Коняхин В.Г. К вопросу о компетенции представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 10. С. 31.

Порядок формирования представительного органа

Депутаты избираются на местных выборах, которые бывают прямыми или косвенными. Путем прямых выборов формируется большинство членов представительного органа. Граждане принимают участие в выборах по достижению совершеннолетия.

Для формирования муниципальных районов предусмотрены косвенные выборы. Суть этих выборов в том, что граждане выбирают лишь депутатов поселений, входящих в состав района. А депутаты района формируются из общего состава избранных глав или депутатов в поселениях.

Таким образом, отсутствует необходимость в проведении дополнительных выборов с участием граждан на территории муниципального района.

Это касается и городской округ, имеющий внутригородское деление. Представительный орган может не формироваться, если количество населения проживающего на территории поселения, составляет менее 100 жителей. А также уставом может предусматриваться право не формировать депутатов при численности жителей от 100 до 300 человек.

В случаях, когда население не выбирает депутатов, роль представительного органа осуществляется на сходе граждан.

Формирование представительного органа

На сегодняшний день законодательство допускает 2 способа формирования представительных органов МТО.

Порядок создания представительного органа зависит от вида муниципально-территориального образования:

  • Собрание депутатов поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского образования городов федерального значения формируется только в результате прямых выборов (п. 2 ст. 35 закона № 131-ФЗ).
  • Собрание депутатов муниципального района, городского округа с внутригородским делением может быть сформировано любым из указанных выше способов. Конкретный способ устанавливается в уставе МТО (пп. 4 и 5 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Формирование представительного органа путем выборов

Подробнее

Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом МТО с учетом положений ст. 35 закона № 131-ФЗ. Данная статья устанавливает нижний предел количества депутатов МТО:

Обратите внимание! Как уже было указано выше, если количество жителей поселения не выходит за пределы 100 человек, то функции представительного органа в нем осуществляет сход граждан. Уставом МТО в поселениях с количеством жителей, не превышающим 300 человек, функции собрания депутатов также может осуществлять сход граждан (п

3 ст. 35 закона № 131-ФЗ)

Уставом МТО в поселениях с количеством жителей, не превышающим 300 человек, функции собрания депутатов также может осуществлять сход граждан (п. 3 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Структура представительного органа

Внутренняя структура представительного органа определяется уставом МТО и регламентом представительного органа.

Собрания депутатов небольших МТО могут функционировать с достаточно простой внутренней структурой, включающей в себя, как указано в п. 14 ст. 35 закона № 131-ФЗ, председателя и, возможно, его заместителя.

В крупных МТО со значительным количеством депутатов структура представительного органа местного самоуправления сложнее и включает в себя:

  • Подразделения, деятельность которых носит постоянный или временный характер. Постоянные комиссии представительных органов местного самоуправления создаются на весь срок полномочий собрания депутатов и наделяются конкретными функциями (по организации заседаний, проработке вопросов к заседаниям и т. д.). Для подготовки специфических вопросов могут формироваться временные комиссии, а также рабочие группы, в которые включаются разные специалисты и представители заинтересованных организаций.
  • Аппарат представительного органа. В него могут входить организационный отдел, юридическая, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и пр. В небольших МТО данная работа может выполняться сотрудниками местной администрации.

О соглашениях между исполнительными и представительными органами власти

В силу Закона N 131-ФЗ и устава муниципального образования исполнительный орган муниципального образования наделен своими полномочиями по вопросам местного значения, обязан их исполнять и отчитываться за их исполнение перед представительным органом. Из чего следует, что контроль за переданными полномочиями может осуществляться посредством заслушивания отчета главы местной администрации и иных должностных лиц об исполнении переданных полномочий. Для чего необходимо, чтобы орган местного самоуправления, которому переданы соответствующие полномочия, регулярно отчитывался об их исполнении перед органом, передавшим полномочия. Порядок и форма представления таких отчетов должны быть предусмотрены в заключаемых соглашениях.

Для того чтобы эффективно осуществлять контроль за переданными полномочиями, депутатам необходимо знать, часть какого полномочия передается администрацией, какие финансовые расходы повлечет за собой эта передача, нужно детально вникать в суть соглашений, заключенных администрациями муниципальных образований поселения и района, с целью определения эффективности такой передачи.

Исходя из муниципальной практики Ульяновской области, представительный орган местного самоуправления — Совет депутатов не подписывает соглашений о передаче полномочий администрации, но знать о таком соглашении он должен, так как передача полномочий влечет за собой расходование бюджетных средств. В данном случае администрация муниципального образования должна направить в Совет депутатов проект соглашения для согласования и только после получения согласия Совета депутатов может подписать соглашение. Так как пока не будут внесены соответствующие изменения в бюджеты поселений и районов, исполнить соглашение не представляется возможным. Кроме того, поскольку соглашение о передаче полномочий заключается между двумя органами местного самоуправления, то в них определяются права и обязанности сторон по отношению друг к другу. Исходя из чего следует, что включение в соглашение пункта об отчете администрации района перед Советом депутатов поселения является неправомерным.

Функции представительного органа

Представительный орган МТО кроме решения вопросов, относящихся к его исключительной компетенции, наделяется и иными полномочиями.

Собрание депутатов МТО принимает участие в формировании всех органов муниципальной власти. Так, депутаты:

выбирают главу МТО из своего состава или из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, если уставом не предусмотрено его избрание на муниципальных выборах (подп. 1 п. 2 ст. 36 закона № 131-ФЗ);

  • устанавливают структуру администрации МТО и назначают на должность главу администрации (пп. 6, 8 ст. 37 закона № 131-ФЗ);
  • создают контрольно-счетный орган МТО (п. 1 ст. 38 закона № 131-ФЗ).

Одной из задач представительного органа местного самоуправления является контроль за функционированием других органов МТО. Депутаты заслушивают ежегодные доклады главы МТО, главы администрации о результатах работы местной администрации и иных подведомственных главе МТО органов самоуправления (п. 11.1 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Вышеуказанные полномочия определяют ведущее положение собрания депутатов в структуре органов МТО.

Обратите внимание! Вместе с тем не следует забывать, что и сам представительный орган несет ответственность перед избравшим его населением и государством (ст. 71, 72 закона 131-ФЗ)

Рекомендуем к прочтению статью на сайте КонсультантПлюс «Правовой статус представительного органа местного самоуправления». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.