Как государство регулирует предпринимательскую деятельность

Алан-э-Дейл       18.05.2023 г.

Сферы деятельности предпринимательства

Лицо без юридического образования может без специального разрешения заниматься деятельностью в таких сферах:

  • консалтинговые и юридические службы;
  • бытовые услуги;
  • полиграфия и издательская деятельность;
  • развлекательная сфера, организация мероприятий;
  • творческая работа (дизайн, фотография, живопись и т.д.);
  • оптовая торговля;
  • аренда недвижимости;
  • транспортные перевозки (категория В);

Некоторые виды деятельности требуют лицензирования, например, образовательная деятельность, частный сыск, пассажирские перевозки, производство лекарств и медицинская деятельность. Всего в этом списке около 50 видов деятельности.

Также есть виды деятельности, для которых не нужна лицензия, но они требуют разрешения и согласования с контролирующими органами. Например, розничная торговля, услуги салонов красоты.

Еще один раздел — запрещенная для ИП деятельность. Предпринимателю нельзя заниматься продажей алкоголя, продажей военного оружия. Сюда же можно отнести запрещенные законом виды деятельности, вроде наркоторговли.

Как участник хозяйственных отношений

Теперь обратимся к тому, какие права и обязанности имеют индивидуальные предприниматели в качестве контрагента. В большей мере правомочия и обязательства здесь определяются контрактом, соглашением между сторонами. Но есть и общий список. Например, получение лицензии на осуществление некоторых видов деятельности обязательно, в ряде случаев требуется вступление в саморегулируемые организации с уплатой взносов. Выполнение взятых на себя обязательств — императивное условие, установленное в Гражданском кодексе, а право на прибыль и выбор контрагентов следует из самой сути свободного предпринимательства.

? Плановые и внеплановые проверки

О плановых и внеплановых проверках — вторая глава 294 ФЗ

Вокруг проверок контролирующих органов много мифов: например, что компании не могут проверять три года. Отчасти это правда, но только в рамках плановых проверок, а бывают еще внеплановые — обо всём этом написано во второй главе закона о государственном контроле. Итак, проверки:

  • плановые — не чаще чем раз в три года. На сайте контролирующего органа можно заранее посмотреть, будут ли проверять компанию в этом году;
  • внеплановые — в любое время по жалобе клиента или даже конкурента. Часто о внеплановых не предупреждают.

Кто проверяет бизнес в России — в Деле

Выездные проверки налоговой к этому закону не относятся — налоговая может прийти в любое время без предупреждений. Правда, опытные бухгалтеры замечают, что перед этим налоговики начинают усиленно запрашивать разные документы, и это как бы маячок перед проверкой.

№9 — 294-ФЗ или закон о плановых и внеплановых проверках

Согласно закону, планово проверять ИП можно раз в три года. Но не стоит слишком радоваться, так как проверки бывают еще и внеплановые.
Про плановые проверки можно узнать заранее, изучив сайт контролирующего органа. Там вся информация по таким проверкам находится в свободном доступе.
Про неплановые проверки знать заранее нельзя, так как обычно они назначаются после жалобы. Никто о них вас не предупреждает. Кроме того, проверяющий орган не разбирается, от кого именно поступила жалоба: от обиженного клиента или от нечестного конкурента.
Отдельная категория проверок — выездные налоговые проверки. Они могут проходить в любое время и без предупреждения.

Параллели

Попробуем схематически показать разницу между индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом.

  1. Предприниматель регистрируется один по упрощенной системе с минимумом документов и в короткий срок. Но ограничен в своей деятельности. Юридическое образование — два и больше человека без ограничений в своем бизнесе. Потребуется множество бумаг, наличие печати и денежных средств на банковском счету.
  2. Индивидуальный несет личную ответственность за свои действия, ЮР лицо — совместную и потери ограничены размером вклада.
  3. В вопросах налогов существует упрощенная система и фиксированные взносы в Пенсионный Фонд государства (вне зависимости от того была ли деятельность). Госпошлина составляет восемьсот рублей. Юридическое — выплат в пенсионную службу не осуществляет при отсутствии доходов, зато размер налога 4 тысячи рублей.
  4. Для ИП не нужно стартового капитала, юридическому лицу — понадобится.
  5. Вести бухгалтерию физическому лицу не надо, ЮЛ — обязательно, причем под строгим контролем
  6. ИП по собственному усмотрению использует свои доходы, а лицо юридического статуса — по распределению и в определенное время.
  7. Предприниматель может действовать по доверенности, заверенной у нотариуса, ЮЛ — достаточно доверенности от руководителя.
  8. Передать, продать, подарить бизнес не является возможным для ИП ни при каких обстоятельствах. Юр. лицо не ограничено в этом плане.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте,

Чем отличается КФХ от ИП?

Существует несколько критериев крестьянского хозяйства:

  • Его члены должны быть связаны кровным родством, хотя в нем допускается участие не более 5 не родственников.
  • Члены объединения владеют совместно имуществом и несут субсидиарную ответственность.
  • Человек может быть участником или главой только одного фермерского объединения.

У него есть два главных отличия от ИП:

  • КФХ может быть зарегистрировано как юр. лицо (но согласно действующим юридическим нормам сейчас это невозможно). ИП не имеет такого статуса.
  • Крестьянское хозяйство – это, прежде всего, объединение граждан. ИП – это просто зарегистрированное физ.лицо, которое получило право заниматься коммерческой деятельностью. У него налоговики могут затребовать совершенно другую отчетность.

Также существует значительные отличия при оформлении бумаг на эти организационно-правовые формы:

  • ИП можно открыть по месту прописки. Для этого необходимо подать заявление формы Р21001и копию паспорта. После этого в ЕГРИП вносится запись.
  • КФХ без образования юр. лица можно открыть по месту проживания его главы. Однако она регулируется теми же правилами, которые действуют при образовании ИП (постановление правительства №630 от 16.10.2003). Соглашения других членов не требуется.
  • КФХ в качестве юр. лица регистрируется по месту его нахождения – т.е. адрес прописки или место работы главы. Для этого требуется согласие остальных членов. После подачи всех необходимых документов оно вносится в ЕГРЮЛ.

Место предпринимательского права в системе права

Так, как это довольно широкая сфера во всех областях жизни, то и упоминание о ней почти везде. Все законы, касающиеся нормативно-правовых отношений, имеют пункты, касающиеся предпринимательства. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности устанавливает четкие сроки регистрации или отказа для начала своего дела.

Предпринимательство является главной опорой для рыночной экономики страны и именно поэтому государство, сохраняя в своих руках регулирующие функции, старается стимулировать развитие бизнеса, принимая решения поддерживающие предпринимателя. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Конституция России, принятая в 1993 г., содержит необходимые критерии, в соответствии с которыми надлежит осуществлять правовое регулирование экономической и в том числе, предпринимательской деятельности и дает правовую основу для экономики российского государства.

Список литературы

КонсультантПлюс: примечание.

Монография В.С. Белых «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России» включена в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2009.

  1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
  2. Ровный В.В. Понятие и признаки предпринимательства (гражданско-правовой аспект). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998.
  3. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.А. Швандар, Е.М. Купряков и др.; под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.А. Швандара. М.: Финансы; ЮНИТИ, 1997.
  4. Корпоративное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2007.
  5. Корпоративное право: Учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2015.
  6. Попондопуло В.Ф. Формы осуществления предпринимательской деятельности на территории России // Предпринимательское право. 2005. N 4.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2007 (3-е издание, переработанное и дополненное).

  1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ.
  2. Олейник О.М. Понятие предпринимательской деятельности: теоретические проблемы формирования // Предпринимательское право. 2015. N 1.
  3. Молчанова Н.А. Проблемы выбора организационно-правовой формы ведения предпринимательской деятельности: вопросы теории и правоприменительной практики // Российский судья. 2013. N 8.
  4. Мандрица В.М. Российское предпринимательское право. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  5. Абакумова Е.Б. Гражданско-правовое регулирование предпринимательской деятельности физического лица: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Специальность: 12.00.03. М., 2009.
  6. Кашанина Т.В. Предпринимательство (правовые основы). М.: Юрид. лит., 1994.
  7. Бризгалин А. Категория предпринимательской деятельности в системе гражданско-правового регулирования // Теория и практика гражданско-правового регулирования: Межвуз. сб. научн. тр. Екатеринбург, 1992.
  8. Суханов Е. Предпринимательство и право // Коммерческий вестник. 1991. N 1.
  9. Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. N 6.
  10. Белых В.С. О концептуальных подходах в правовом регулировании предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. 2010. N 4.
  11. Польников В.В. Проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Специальность 12.00.03. М., 2003.
  12. Настенко А.А. К вопросу о некоторых нетипичных формах предпринимательской деятельности // Безопасность бизнеса. 2011. N 4.
  13. Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И. Клейн. М.: Юрид. лит., 1993.
  14. Плиев Э.Г. Правовые проблемы предпринимательства в России: цивилистический аспект. М.: Проспект, 1999. С. 46.
  15. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство как вид инвестиционной деятельности: правовые аспекты // Предпринимательское право. 2011. N 1.
  16. Мочальников В.Н. Повышение стратегического потенциала экономики России на основе активизации системы государственно-частного партнерства: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2010.
  17. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. М., 1997.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

  1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. М.: Статут, 1997.
  2. Предпринимательское право России: Учебник / Под ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2008.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности и т.д.

К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

1. Прямые (административные) методы – это средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

  • государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;
  • государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • налогообложение;
  • лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

2. Косвенные методы — экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

  • прогнозирование и планирование;
  • предоставление налоговых льгот;
  • льготное кредитование;
  • государственный (муниципальный) заказ и др.

Важнейшим является государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства.

Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.

В частности — это предоставление гостиничных услуг; бытовых услуг; услуг общественного питания; розничная и оптовая торговля; предоставление услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом; производство одежды, обуви; издательская деятельность и др;

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. План проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц на официальном сайте органа государственного контроля (надзора).

Основанием для проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований, установленных правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля заявлений граждан, юридических лиц о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, нарушение прав потребителей.

В распоряжении или приказе руководителя указываются:

  1. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  2. фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки;
  3. наименование юридического лица, проверка которого проводится;
  4. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  5. правовые основания проведения проверки;
  6. даты начала и окончания проведения проверки.

По результатам проверки составляется акт. В акте проверки указываются: сведения о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Акт проверки вручается руководителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законодательство в сфере предпринимательства

Законодательство для ИП по сути распределено по нескольким правовым актам. Отдельного текста, где собраны были все нормы, не создавалось. Однако предоставляемые предпринимателям права и налагаемые на них обязанности позволяют сделать вывод, что по большинству направлений фактически эти субъекты хозяйствования приравнены к юридическим лицам. Различия есть в таких сферах, как налогообложение, ответственность за нарушения и др., где ИП рассматриваются как физлица.

Граждане РФ, выбравшие коммерцию, обладают следующими свойствами:

  • выбор дела производится по своей воле и занимается им в дальнейшем самостоятельно;
  • предстоящие опасности и неудачи на выбранном поприще целиком его дело, он же несёт и ответственность за итоги работы;
  • вся деятельность направлена на извлечение дохода от выбранного вида занятий;
  • основа прибыли – реализация собственной продукции, услуг, приобретённых для перепродажи товаров, выполнение работ;
  • заниматься выбранным делом ИП вправе после прохождения регистрационных процедур и внесения его в реестр предпринимателей.

Получить статус предпринимателя вправе любой не только граждане России, но и иностранцы. Кроме дееспособности и совершеннолетия других условий не установлено. Да и то, даже не достигшим 18-и лет разрешено заниматься предпринимательством, если на то есть судебное решение, допуск от своих родителей или опекунов. Для иностранцев определено одно условие – они должны быть временно или постоянно зарегистрированы на территории нашей страны.

Не могут регистрироваться как предприниматели сотрудники государственных и муниципальных органов и учреждений, военные.

Поскольку отдельного закона для ИП нет, к этим субъектам хозяйствования применяется такая же мера ответственности, что и к физлицам. Имеется в виду, что отвечает предприниматель по обязательствам своим имуществом, если у него не хватило ресурсов погасить долги предприятия в обычном режиме.

Соответственно, своё имущество (материальные и денежные средства) бизнесмен имеет право использовать в создании прибыльного дела. У организаций такие действия строго регламентируются и каждый взнос или инвестиция оформляется документально, чтобы сохранить баланс интересов участников.

Однако индивидуальные предприниматели ограничены в выборе занятий. Им запрещено производство алкоголя, лекарств, военного снаряжения и техники, организация охранных фирм и проч. Если гражданин задумает заняться одним из перечисленных видов, он должен будет регистрировать организацию.

Понятие предпринимательской деятельности

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют следующие признаки предпринимательской деятельности.

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

  • доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;
  • размеры прибыли;
  • получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность — возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность — наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco – «отвесная скала») — вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Легализованный характер. Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ)).

4. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов.

? Персональные данные

О персональных данных — 152 ФЗ

Если у компании есть сайт, а на нем форма для регистрации — значит, она собирает персональные данные и по закону должна уведомить об этом Роскомнадзор. То же самое, если у компании есть сотрудники и зарплатный проект в банке.

Персональные данные — это любая информация о человеке, например имя, фамилия, номер телефона или электронная почта. Если компания берет эту информацию у клиента или сотрудника, она становится оператором персональных данных.

Как не нарушить закон о персональных данных — в Деле

Кроме уведомления Роскомнадзора потребуется разместить на сайте политику конфиденциальности и запрашивать у пользователей согласие на обработку персональных данных.

? Лицензирование деятельности

Закон о лицензировании деятельности — 99 ФЗ

Чтобы заниматься определенной работой, нужна лицензия. Ее получают частные детективы, производители оружия и лекарств, владельцы детских центров и страховых компаний. Список длинный — посмотреть весь можно в законе о лицензировании.

Кому нужна лицензия — статья 12 закона о лицензировании

Если вы нашли себя в этом списке, вам нужна лицензия: работать без нее незаконно, и за это наказывают по административной или уголовной статье. В зависимости от масштабов деятельности можно получить штраф от 50 000 до 500 000 рублей, попасть под арест, исправительные работы или лишиться свободы до пяти лет.

Читать в «Деле»

Что бывает за работу без лицензии

Недостатки правового статуса ИП

Очевидно, что помимо достоинств правового положения ИП, имеются и отрицательные его стороны:

  1. Наличие обязанности:
    • вовремя уплачивать налоги;
    • выполнять функции налогового агента для персонала;
    • сдавать установленную законодательством отчётность;
    • совершать платежи «за себя» во внебюджетные фонды, даже если деятельность в отчётном периоде не велась.
  2. Риск отдать всё нажитое имущество в счёт уплаты долгов перед бюджетом страны и партнёрами.

  3. Отсутствие возможности заниматься отдельными видами бизнеса.
  4. Затруднения с привлечением потенциальных партнёров из-за того, что компании предпочитают работать с ООО, к примеру, из-за трудностей с вычетом по НДС.
  5. При разводе ровно половина владений ИП, включая задействованные на фирме, достанется бывшему супругу (если только обратное не прописано в брачном договоре).

Видео: ИП или ООО (плюсы и минусы)

https://youtube.com/watch?v=NXldrxaEL-Y

Говоря о правовом положении ИП, нужно параллельно дополнять его правами и обязанностями обыкновенного гражданина. Людей, желающих организовать свой бизнес, но отказывающихся от регистрации себя в качестве ИП, останавливает боязнь имущественной ответственности. Однако честная деятельность без попыток уклонения от обязательств и реальный взгляд не имеющиеся риски способны оградить владельца бизнеса от неблагоприятных последствий неумелой предпринимательской работы. В целом же, одни аспекты правового статуса ИП способствуют скорейшему развитию бизнеса, а другие препятствуют этому. Главное — грамотно пользоваться его преимуществами.

Лицензирование предпринимательской деятельности

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 29.12.2010 г.), Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 10.12.2010 г.), а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением установленных требований.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны, и др.). Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, т.е. лицензия не подлежит передаче другому лицу.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок — не менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.

  1. Представление в соответствующий лицензирующий орган необходимых документов.
  2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии.

В течение трех дней после уплаты государственной пошлины, лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

О статусе индивидуального предпринимателя

28.09.2016 17:53

Тихорецкий отдел

В соответствии с законодательством РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее — ИП) ( п.1 ст.23 Гражданского кодекса РФ). Регистрация физического лица в качестве ИП не приводит к возникновению нового субъекта права (таким субъектом остается одно и то же физическое лицо). Указанная регистрация осуществляется только с целью подтверждения права физического лица на осуществление предпринимательской деятельности.

Гражданин, независимо от того, зарегистрирован он в качестве ИП или нет, приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем (п.1 ст.19 ГК РФ), а также отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст.24 ГК РФ).

   Регистрация физического лица в качестве ИП не подразумевает разделения принадлежащего ему имущества на имущество, принадлежащее ему исключительно как гражданину, и имущество, принадлежащее ему исключительно как предпринимателю. Иными словами, предпринимательская деятельность одновременно является деятельностью самого гражданина.   Статус ИП не ограничивает правоспособность и дееспособность гражданина. 

Таким образом, юридически имущество ИП, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления предпринимательской деятельности. Это утверждение справедливо в отношении любого имущества, принадлежащего физическому лицу, зарегистрированному в качестве ИП. 

   Зачастую в своей предпринимательской деятельности гражданин использует имущество, принадлежащее ему как физическому лицу. При этом не имеет значения, как это имущество приобреталось: до регистрации физического лица в качестве ИП или после, на доходы от предпринимательской деятельности и в целях осуществления этой деятельности либо на другие доходы и в других целях. Даже если имущество приобреталось гражданином изначально не для предпринимательской деятельности, он вправе в любое время начать его использовать в такой деятельности по своему усмотрению, равно как и прекратить в любое время использование личного имущества в предпринимательских целях и начать использовать его для личных целей.

   При приобретении недвижимого имущества право собственности на него подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и возникает с момента такой регистрации (ст.131 ГК РФ)

Обратите внимание, что в случае приобретения недвижимости физическим лицом в качестве обладателя соответствующих прав в выписке из ЕГРП (до 15.07.2016 свидетельстве о праве собственности) всегда указывается именно физическое лицо. Информация о наличии у этого лица статуса ИП не указывается ни в выписке (свидетельстве), ни в реестре.

 

Проблемы госрегулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ сопряжено с широким спектром проблем. К проблемам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  • вопросы адекватного определения видов ПД, требующих получения лицензии;
  • соотношение техрегулирования и свободы ПД;
  • определение оптимального налогообложения;
  • вопросы естественных монополий;
  • снижение административной нагрузки на бизнес, в частности оптимизация проведения проверок;
  • проблемы регулирования ПД в отдельных секторах экономики, в частности вопросы конкуренции в вопросах энергетики. 

Появятся специализированные правила для предпринимателей

В нашей стране появилась общественная инициатива о создании и, впоследствии, законодательного закрепления кодифицированного документа, содержащего правила этики предпринимателя.

Такого рода документ планируется создать при участии общественных организаций, профильных ведомств и профессионального сообщества, а затем утвердить на федеральном уровне.

Предпринимательский кодекс будет направлен на комплексное урегулирование отношений, которые возникают в данной сфере. Они являются неоднородными и строятся на основе административных, гражданских, финансовых и других общественных связей.

В данном документе получат официальное закрепление публичные и частноправовые начала регулирования общественных отношений в сфере предпринимательства.

Важная особенность запланированного Кодекса – он не будет повторять модель торговых кодексов Запада, которые представляют собой кодифицированные акты торгового права как составной части гражданского права.

Кроме того, предусматривается обязанность использования установленных в нем норм в повседневной хозяйственной деятельности.

На базе районных инспекций ФНС РФ бесплатно планируется осуществлять проведение первичного обязательного краткого ознакомления с правилами лиц, которые вступают на должность руководителей субъектов предпринимательской деятельности или лиц, вновь регистрирующихся в качестве ИП.

По завершении групповых лекций, возможно, будут выдаваться слушателям бессрочные именные свидетельства О прослушивании курса правил этики предпринимателя», а данные об их выдаче будут включаться в специальный открытый электронный реестр такого рода свидетельств.

Авторы идеи говорят о целесообразности обеспечения адресного контроля (по заявлениям и жалобам) за исполнением Правил этики предпринимателя компетентным органом или общественными организациями.

Более того, будет предусмотрена возможность через суд на некоторое время лишать права замещать определенные должности или заниматься предпринимательской деятельностью за грубое нарушение указанных норм, аннулировать свидетельство «этики». Если данная инициатива будет одобрена, для восстановления своих прав бизнесмену понадобится вновь прослушать курс лекций по «этике».

Авторы проекта отмечают, что сейчас в нашей стране не установлены какие-либо требования (кроме специальных случаев, предусмотренных законом) к образованию, опыту работы, репутации лица, замещающего руководящую должность в субъекте предпринимательской деятельности или ИП.

Отсутствие единого свода норм для регулирования предпринимательской деятельности на территории РФ вызывает некоторые остро стоящие проблемы, к числу которых можно отнести — снижение конкурентоспособности РФ на мировом рынке между стран с высоким уровнем культуры бизнеса, пренебрежение бизнесменами нормами закона из-за незнания очевидных норм профильного законодательства, а также своих первичных прав и обязанностей, нарушение ими различных договоренностей и т. п.

Таким образом, формирование и введение в действие Предпринимательского кодекса должно оказать положительное влияние на повышение уровня защиты трудовых прав работников и гражданских прав контрагентов, а также поспособствует формированию и закреплению в обществе деловых традиций в России и профилактике судебных споров.

Юристы ЮБ «Аргументъ» всегда рады оказать качественную и своевременную помощь предпринимателям в любой, на первый взгляд, даже неразрешимой ситуации. Главное – начать действовать и искать решение в сложившихся обстоятельствах и условиях.

Ссылки по теме:

  • Регистрация юридических лиц, ИП, ООО
  • Доверительное управление бизнесом
  • Юридические преимущества урегулирования налоговых споров

? Онлайн-кассы

О применении контрольно-кассовой техники — 55 ФЗ

Закон об онлайн-кассах действует с февраля 2017 года, но до сих пор в нем постоянно что-то меняется. Если кратко, предприниматель должен поставить кассу с фискальным накопителем, которая выдает чек покупателю и отправляет информацию о продаже оператору фискальных данных.

С июля 2019 года все-все компании и предприниматели, которые работают с физлицами, должны поставить онлайн-кассу. Отсрочку до 2021 года получили немногие — ИП без сотрудников, которые что-то производят сами или выполняют услуги, например вяжут шапки, делают сыр, ремонтируют обувь.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.