Статья 118 конституции россии

Алан-э-Дейл       08.09.2022 г.

Список литературы

  1. Матякин Е.Е. Понятие судебной власти: постановка проблемы // Общество и право. 2011. N 3; СПС «КонсультантПлюс».
  2. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т. 1. С. 158.
  3. Чарыев М.Р. Функции судебной власти // Правосудие в Российской Федерации. 2002. N 3. С. 7 — 11.
  4. Еремина С.Н. Юридические формы реализации права на труд при отправлении правосудия // Администратор суда. 2013. N 1.
  5. Райкова Н.С. Сущность конституционного судопроизводства // Журнал конституционного правосудия. 2008. N 5.
  6. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 951.
  7. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. С. 3.
  8. Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М.: Волтерс Клувер, 2004. § 2 разд. I гл. I // СПС «Гарант».
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 16-е изд., испр. М., 1984. С. 575.
  10. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 361, 365.
  11. Суд и правосудие в СССР / Под ред. проф. Б.А. Галкина. М.: Юрид. лит., 1981. С. 63.
  12. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2001. С. 830.
  13. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Норма, 2001. С. 567.
  14. Александрова Р. Единство судебной системы — важнейший принцип судоустройства в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 11. С. 10 — 14.
  15. European Judicial Systems. Edition 2008 (data 2006): Facts and Figures on the Basis of a Survey Conducted in 40 Council of Europe State, European Commission for the Efficiency of Justice (CEPEJ) April 2008 Belgium. URL: http://www.book.coe.int/ ftp/2871.pdf.
  16. Новая политика (интернет-журнал). URL: // http://www.novopol.ru.

Комментарий к статье 5 ГПК РФ в действующей редакции

Статья 5 ГПК РФ в действующей редакции развивает важнейший конституционный принцип разделения властей, который предусматривает независимость и самостоятельность каждой ветви власти, в том числе судебной. В соответствии со статьями 118 и 120 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются Конституции РФ и закону. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании материалов дела. Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Принцип осуществления правосудия только судами общей юрисдикции выражается в том, что:

  • когда спор рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом; например, по трудовым спорам после комиссии по трудовым спорам решение по заявлению заинтересованного лица принимает суд;
  • на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
  • любое решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Закрепленный в статье 5 ГПК РФ принцип осуществления правосудия только судом общей юрисдикции характеризуется признаками (субъектом, объектом и спецификой процессуальной формы деятельности суда общей юрисдикции и др.), позволяющими разграничить компетенцию суда общей юрисдикции и органов исполнительной и представительной власти, суда общей юрисдикции и других судов. Кроме того, признаками, позволяющими определить компетентный на рассмотрение конкретного дела, после подачи искового заявления, суд общей юрисдикции, судебную инстанцию и конкретного судью, а также процессуальную форму рассмотрения дела.

Понятие судебной власти

Определение 1

Судебная власть – это самостоятельная и независимая сфера публичной власти. Приводится в исполнение судебная власть непосредственно независимыми судами на основании закона посредством гражданского, конституционного, административного и уголовного судопроизводства.

В XVIII в. люди отказались от самосуда. Этот период как раз можно ознаменовать началом преобразования судебной власти в самостоятельную и независимую сферу государственного регулирования. Суды становятся государственными учреждениями и отделяются от органов исполнительной власти. Сначала в общепризнанных правовых учениях, особенно в теории раздела власти, которая была описана Дж. Локком и Ш. Монтескьё, а после (начиная с Конституции США 1787 г.) и в конституционных актах.

В ходе всех изменений становится правомерным понятие «судебная власть».

На рисунке 1 представлена характеристика судебной власти.

Рисунок 1. Характеристики судебной власти

Состязательность и равноправие сторон

     5. Состязательность и равноправие сторон.
Статья 123 Конституции РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на
основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судьей
независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и
должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того,
устанавливается, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не
допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по
делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от
явки в суд).

Чем чрезвычайные суды отличаются от специальных

Ни в коем случае нельзя смешивать чрезвычайные суды со специальными. Создание чрезвычайных судов в РФ противозаконно и противоречит нормам Конституции. Но создание специальных судов — это нормальная практика в нашей стране, в ее федеральных округах и в других государствах. В специализированных судах рассматривают дела, которые не подпадают под рассмотрение в судах общей юрисдикции. Они действуют на постоянной основе, а не создаются в форс-мажорных обстоятельствах как чрезвычайные.

Система специального судебного производства в нашей стране только внедряется, но мировой опыт в этом является достаточно успешным. Сегодня в России создается Специализированный суд по правам на интеллектуальную собственность. Также специальные суды могут рассматривать дела по обвинению несовершеннолетних.

Специальные суды организационно обладают полной независимостью. Надзорный орган для этих инстанций – это Верховный Суд. Финансирование деятельности этих судебных организаций обеспечивается федеральным бюджетом.

Раскрытие принципа осуществления правосудия только судом

Исследуя содержание этого принципа, нужно и необходимо раскрывать и вторую, «внутреннюю» его сторону, прямо связанную с реализацией гражданами и организациями права на судебную защиту и потому не менее значимую.

Право на осуществление правосудия закон закрепляет не только за каждым из указанных в ст. 4 ФКЗ «О судебной системе» судов, понимаемых в качестве самостоятельных и сложных по составу систем, но и за каждым конкретным судом, составляющим эту систему, за каждой инстанцией того или иного суда, конкретным судьей, уполномоченными законом на рассмотрение возникшего спора. Каждый суд системы судов общей юрисдикции, каждая его инстанция, судья той или иной инстанции характеризуются особым порядком наделения полномочиями на осуществление правосудия, специфическим содержанием этих полномочий, имеют установленную законом компетенцию, объект и установленную законом процессуальную форму деятельности. Например, порядок назначения на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и требования, предъявляемые законом к лицу, претендующему на эту должность, отличаются от порядка назначения на должность судьи суда субъекта Российской Федерации или районного судьи и требований, предъявляемых законом к ним. Порядок рассмотрения дел в первой инстанции существенно отличается от порядка их рассмотрения Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации не вправе вместо районного судьи рассматривать по первой инстанции дело, отнесенное законом к ведению районного суда, а судья районного суда — дело, подсудное Верховному Суду Российской Федерации. Суд кассационной инстанции не вправе рассматривать апелляционные жалобы на решения мировых судей, а суд апелляционной инстанции — кассационные жалобы на решения районных судов. Рассмотрение и разрешение дела некомпетентными судом системы судов общей юрисдикции, судебной инстанцией, судьей — основание для отмены решения, определения.

Закрепленный в законе принцип осуществления правосудия только судом общей юрисдикции гораздо богаче по содержанию и характеризуется не только признаками (субъектом, объектом и спецификой процессуальной формы деятельности суда общей юрисдикции и др.), позволяющими разграничить компетенцию суда общей юрисдикции и органов исполнительной и представительной власти, суда общей юрисдикции и других указанных в Конституции Российской Федерации судов, но и признаками, позволяющими определить компетентный на рассмотрение конкретного дела суд общей юрисдикции, судебную инстанцию, судью «внутри» системы судов общей юрисдикции, и процессуальную форму рассмотрения дела «внутри» судебной системы.

Вторая, «внутренняя» сторона принципа осуществления правосудия только судом общей юрисдикции в практическом отношении не менее значима и является надежной гарантией судебной защиты прав граждан и организаций в гражданском процессе. В законодательстве и в практике она проявляет себя через институт подсудности, правила, закрепляющие невозможность рассмотрения дела судебной инстанцией, созданной с нарушением федерального закона, недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении того же дела, недопустимость рассмотрения дела судьей нижестоящего суда дел, отнесенных к компетенции вышестоящего, недопустимость рассмотрения дела судьей, чьи полномочия истекли, через установленные в законе запреты на принятие решения судьями, которые не входили в состав суда, рассматривающего дело, и на подписание решения судьями, которые не указаны в решении.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Москва: +7 (499) 391-94-20

Санкт-Петербург: +7 (812) 565-33-70

Вся Россия: 8 (800) 550-82-94 (с 9.00 до 21.00 по Москве)

КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В РФ.

Конституционное судопроизводство – процессуальная деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел в пределах его компетенции.

Конституционное судопроизводство начинается с запроса уполномоченных лиц в Конституционный Суд РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд рФ обладают: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации ФС РФ; 3) Государственная Дума ФС РФ; 4) члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы ФС РФ в количестве 1/5 от общего числа членов соответствующей палаты Федерального Собрания; 5) Правительство РФ; 6) Верховный Суд РФ; 7) Высший Арбитражный Суд РФ; 8) органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционное судопроизводство осуществляется в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ, принятые на заседаниях, правомочны только в присутствии не менее чем от общего числа судей Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ осуществляет свои полномочия в рамках пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда.

На пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ основных законов субъектов РФ; 2) дает толкование Конституции РФ; 3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) решает иные вопросы по регламентированию деятельности Конституционного Суда РФ.

На заседаниях палат Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Федерации и органов государственной власти ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционное судопроизводство всегда осуществляется коллегиальным составом судей в открытых судебных заседаниях. Допускается транслирование заседаний Конституционного Суда рФ по особо значимым вопросам.

В результате судебного разбирательства Конституционный Суд выносит постановление. Постановления Конституционного Суда РФ носят нормативный характер и являются источником конституционного права, т. е. на них должны опираться все субъекты правоотношений при истолковании Конституции и законов РФ.

Эволюция и деградация чрезвычайного судопроизводства

Главным законом, который обеспечивает верховенство права в судебной ветви власти, считается Конституция РФ. В ней описаны полномочия судов как органов обеспечения правосудия согласно принципу разделения власти. Также определены четыре вида судопроизводства: уголовное, конституционное, гражданское и административное.

А также в Главном государственном законе содержится прямой ответ на вопрос о том, допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ. Нет, не допускается. Их деятельность противоречит нормам Конституции, где описаны гарантии каждого гражданина на первичные права и свободы, в том числе на честный суд и справедливость.

В Конституцию не включен полный перечень судов, в ней названы только три высших органа судебной власти: Верховный суд, Конституционный суд и Высший Арбитражный Суд.

Закон о судебной власти РФ является основным источником регулирования судебной системы. Он содержит полный перечень судов, их обязанности и компетенции. Все остальные государственные акты могут только дополнять статью Закона, но не противоречить им.

Закон о статусе судей разбирает принципы их избрания, их обязанности и компетенции.

В истории почти каждой страны имело место создание чрезвычайных судов. Возможно, по причине горького исторического опыта чрезвычайного судопроизводства сегодня не допускается создание чрезвычайных судов в демократических государствах.

На заре создания государственных общин и элементарных социальных границ практически весь суд по логике заседания был чрезвычайным. Семейные, материальные и другие споры приходили разрешать к правителю, он мирил спорящих, решал спор и осуществлял правосудие. В разных областях такую роль играли главы администраций, церковные владыки и т. д.

С развитием судопроизводства чрезвычайные суды выполняли и функции военно-полевых судов. Они действовали за пределами норм административного и уголовного законодательства. Судопроизводство, в свою очередь, было упрощено, а гарантии защиты подсудимых практически отменены.

Такие суды создавались, чтобы наказывать военных и гражданских преступников, которые обвинялись в убийствах, грабежах, разбоях, насилии и других тяжких преступлениях. Если очевидность преступления не оставляет сомнений, как и личность преступника, необходимость в дополнительных расследованиях отсутствует, естественно, преступник должен быть наказан.

Но в условиях чрезвычайного или военного положения собрать судебное заседание по форме, с представителями обвинения и защиты очень затруднительно. В таких случаях преступников отдавали под суд в чрезвычайных судах. Чаще всего такие суды осуществлялись в местных органах власти и состояли, например, из главы администрации, военного начальника и группы высокочтимых, непредвзятых горожан.

Осуществление правосудия только судом

1. Осуществление правосудия только судом.
Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в
установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей
народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять
функции судебных органов. Создание чрезвычайных судов и судов, не
предусмотренных законом, не допускается. Судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного
судопроизводства.

Правосудие
осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке,
характерном лишь для судопроизводства.

Признание за судом исключительного права на
осуществление правосудия означает, в частности, что только он может вынести как
обвинительный, так и оправдательный приговор, принять решение по
рассматриваемому от имени государства делу.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного

  • Ответы к экзамену по курсу Правоохранительные органы России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.26 Мб

    1.Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности 2.Задачи и цели правоохранительной деятельности 3.Основные направления (функции) правоохранительной деятельности. 4.Понятие

  • Ответы к экзамену по предмету Юридическая техника | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.18 Мб

    1. Юр техника как самостоятельная учебная дисциплина. Предмет, объект, задачи и цель ЮТ 2.Соотношение понятий «ЮТ» и «Законодательная техника». Виды юр техники:плюрализм мнений 3.Развитие юридической

  • История государства и права РФ. Ответы к зачету | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.22 Мб

    1. Октябрь 1917 г. : революция или переворот. I Всероссийский съезд Советов: проблема альтернативности власти. 2. Первые декреты советской власти и их правовая оценка. 3. Превращение большевизма в

  • Шпаргалка по Теории государства и права России | Шпаргалка | 2016 | Россия | doc | 0.11 Мб

    1. Понятие, признаки и функции государства. 2. Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет

  • Ответы на билеты по экзамену Административное право РФ | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.23 Мб

    1. Понятие и сущность государственного управления. 3. Механизм, структура и технологии государственного управления. 4. Принципы государственного управления. 5. Государственное управление и местное

  • Гражданский процесс Васильев С.В. | | Лекция | 2010 | Украина | docx | 1.18 Мб

    Курс лекций. — Х.: Эспада, 2010. В работе изложено современное состояние и фундаментальные основы гражданского процессуаольного права Украины. Курс лекций подготовлен на основе исторических

  • Ответы к экзамену по Конституционному праву зарубежных стран | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Зарубежные страны | docx | 0.41 Мб

    Содержание Источники конституционного права в зарубежных странах Источники – формы выражения норм права: Зарубежный парламент. Место парламентов в системе высших органов государственной власти.

  • Ответы на экзамен по Основам права РФ | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 1.03 Мб

    1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ 2. ПРИЗНАКИ ПРАВА 3. ФУНКЦИИ ПРАВА 4. ФОРМЫ ПРАВА 5. ПРАВОВАЯ НОРМА. СТРУКТУРА. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ Виды норм права 6. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА 7. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

  • Ответы на вопросы по дисциплине Прокурорский надзор | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.18 Мб

    Правовые основы организации деятельности прокуратуры в Российской Федерации. Предмет курса «Прокурорский надзор в РФ» Взаимоотношение прокурорского надзора с другими дисциплинами 4. Сущность, цели и

  • Судоустройство Республики Беларусь | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Беларусь | docx | 0.15 Мб

    1.Предмет, система и значение курса «Судоустройство». 2.Соотношение курса «Судоустройство» с другими юридическими дисциплинами. 3.Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах

Обусловленность исполняющей функции

Суды имеют следующие правомочия:

  • исполнение правосудия путем административного, гражданского, конституционного и уголовного судопроизводства;
  • контроль судебной Конституции;
  • административная проверка касаемо решений и действий либо бездействий органов государственной власти, а также органов местного самоуправления, должностных лиц и общественных объединений (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ);
  • уголовно-процессуальный контроль или власть определенного характера в уголовном судопроизводстве, например: дозволение обыска жилища, заключения под стражу, прослушку телефонных разговоров.
  • трактовка Конституции РФ, случайное толкование законодательства и другие касающиеся его полномочия по наверстыванию, улучшению, пополнению законодательства при разбирании определенных дел.

Из всех свойств судебной власти, специфическое значение придается статусу судей, судебному порядку и осуществлению правосудия.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Возможности судей

Для органов исполнительной ветви власти и их ответственных лиц зафиксировано непосредственное ограничение на любое вторжение в деятельность судов и объединение должностей в обеих ветвях, также как и для законодательной власти. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона «О статусе судей», судьям не позволяется:

  • подменять другие государственные должности муниципальной и государственной службы, а также муниципальные должности;
  • являться арбитром или третейским судьей;
  • заниматься иной доходной деятельностью, кроме научной, творческой либо преподавательской.

Самостоятельность судебной власти устанавливается с помощью введения для судей особого правового статуса, что дает им уверенность в служебной и личной безопасности. Он удовлетворяет все нужды членов судейского корпуса и исключает постороннее влияния на них.

К таким гарантиям относится существенное значение – постоянность судей. То есть у судьи имеется такое правовое положение, при котором его не могут снять с должности или уволить без законных оснований.

Есть несколько вариантов ухода судьи с должности:

  • по собственному желанию;
  • по уважительным причинам (если достиг преклонного возраста, по состоянию здоровья и тд.);
  • по заключению квалификационной коллегии судей за содеянный дисциплинарный проступок.

Только квалификационная коллегия судей имеет право раньше времени прекращать полномочия судей. Согласно п. 9 ст. 8 Федерального Конституционного Закона от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии», если судья не согласен с вынесенным решением квалификационной коллегии судей, то он может подать апелляцию в Дисциплинарное судебное присутствие, чье решение окончательное и обжалованию не подлежит.

В итоге получается, что вопрос об увольнение судьи из судейского сообщества приписано к особенному ведению судейской корпорации и никакие другие органы государственной власти и должностные лица не имеют права участвовать в этом процессе и проявлять интерес к нему.

Замечание 8

Данное положение имеет существенный вес, потому что какую бы высокую должность в служебном положении не занимал подсудимый, он все равно может быть уволен. Если администрация заинтересована в увольнении судьи по причине неугодности, к примеру, ввиду инициативы к разоблачению неправомерных действий, они не вправе повлиять статус судьи.

Принцип разделения властей представляет собой наиважнейшее начало жизнедеятельности судебной власти, так как непосредственно он обеспечивает судам самостоятельность и подчиненность только законам. Суды РФ – это государственные органы, имеющие особую систему судебной власти

Касаемо вопросов, возникающих по судоустройству и судопроизводству, законодателям уделено большое внимание. Так как деятельность судебной власти и введение правил исполнения судами своего квалифицированного функционирования, являются обязательными условиями для обеспечения независимости судебной власти и ее органов

Поэтому нормами Конституции РФ, субъектов РФ и федерального законодательства принят правовой статус судов в отношении мировых судей.

3.4.6. Органы, осуществляющие судебную власть

  • Ответы к экзамену по курсу Правоохранительные органы России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.26 Мб

    1.Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности 2.Задачи и цели правоохранительной деятельности 3.Основные направления (функции) правоохранительной деятельности. 4.Понятие

  • Права человека | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.19 Мб

    сущности прав и свобод человека 2. Историки вносят свою лепту в проблематику гуманизации общества 3. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. 4.Права человека Права гражданина 6. В

  • Судоустройство Республики Беларусь | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Беларусь | docx | 0.15 Мб

    1.Предмет, система и значение курса «Судоустройство». 2.Соотношение курса «Судоустройство» с другими юридическими дисциплинами. 3.Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах

  • Ответы к госэкзамену по уголовному праву РФ | Ответы к госэкзамену | 2013 | Россия | docx | 1.65 Мб

    Уголовное право. Общая часть. 1. Понятие УП, его задачи, система. Принципы УП. § 1. Понятие уголовного права, его предмет, метод и система. § 2. Задачи уголовного права. § 3. Принципы уголовного

  • Ответы на вопросы Контроль и ревизия | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.4 Мб

    Виды контроля. Функции и задачи контроля. Правовое регулирование контроля. Внешний финансовый контроль, органы его осуществляющие. Задачи финансового контроля. Ревизия как форма экономического

  • Ответы по Междисциплинарному экзамену (УП; УПП; Криминалистика и др.) РФ | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.59 Мб

    Уголовное право России: понятие, задачи, принципы, система. Понятие и значение уголовного закона, порядок его принятия и отмены. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного

  • Вопросы к экзамену по курсу «Гражданское процессуальное право» | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.22 Мб

    Содержание Понятие, предмет, метод гражданского процессуального права. Источники гражданского процессуального права. Аналогия в гражданском процессуальном праве. Международные договоры Понятие, виды

  • Историческое развитие органов и учреждений прокуратуры в России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.36 Мб

    История развития российской прокуратуры. 3) Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. 4) Распад СССР приводит к ликвидации прокуратуры СССР и образованию единой системы .. Сущность

  • Ответы к экзамену по уголовному праву России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.19 Мб

    Понятие, система и значение Особенной части уголовного права. Понятие и значение квалификации преступлений. Убийство без смягчающих и отягчающих обстоятельств. Убийство при отягчающих

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ

Несмотря на то что система чрезвычайного судейства была извращена, доведена до абсурда, стала одним из видов преступлений против человечества, само ее создание в некоторых исторических обстоятельствах было логично и оправдано. Ведь чрезвычайные положения, войны и катастрофы не создают обстоятельства, изолированные от преступлений любого рода.

Абсолютно несложно понять логическую необходимость такого судопроизводства в историческом контексте. Таким образом государственная власть пыталась обеспечить справедливость и некое подобие правовой защиты для слабых граждан.

Нет. В Конституции РФ содержится прямой запрет на создание таких судов. Более того, в современном демократическом обществе любая логика создания этого вида судебных инстанций отпала. Суды – единственные инстанции, уполномоченные осуществлять правосудие. Сеть их в каждом федеральном округе позволяет рассматривать дела об обвинении каждого преступника, даже в случаях чрезвычайного положения по законам демократического общества.

Из-за кардинально неудачной судебной практики в 30-х годах сегодня запрещено создание в РФ чрезвычайных судов. Допускается только избрание в округах мировых судей. Однако их избранию также предшествуют дебаты и внесения поправок в Закон о судебной власти. Знаменитые «Тройки» НКВД, по сути, никогда не были органами правосудия, потому что ничего общего с ним их деятельность не имела.

Решения «Троек» обжалованию не подлежали, обвинительные приговоры были заключительными документами. В государственных архивах сохранилось много протоколов подобного судебного процесса.

Принцип разделения властей

Практически во всех конституциях зафиксирован принцип разделения властей, который опирается на нескольких главных положениях. В основном он берет свое начало из целостности государственной власти, а это значит что государственная власть является единственной в настоящем обществе и неделимой по своей социальной натуре. Власти выражают организационно-правовое единство, имеет общие задачи и цели, осуществляют управление в разных формах. В результате этого в государстве не могут взаимодействовать несколько независимых ветвей власти, исполняющих разные цели. Государственная власть может быть только одна в своем роде.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.