Что такое право на свободу передвижения

Алан-э-Дейл       14.09.2022 г.

Оглавление

Статья 7. Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства

Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

изменение места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

абзацы третий — четвертый утратили силу. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 525-ФЗ;

признание безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;

смерть или объявление решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;

обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;

изменение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, указанного в абзаце четвертом части второй статьи 6.1 настоящего Закона;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 399-ФЗ)

прекращение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, кочевого и (или) полукочевого образа жизни — на основании заявления гражданина в письменной форме;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 399-ФЗ)

выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства — на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

Законность ограничений

Право на свободу передвижения внутри государств признано в статье 13 Всеобщей декларации прав человека , принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 году.

Бецелем утверждал, что последствия ограничений для экономического статуса палестинского населения были настолько серьезными, что нарушали права, гарантированные Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, в частности право на средства к существованию, право на приемлемый уровень жизни, право на удовлетворительное питание, одежду и жилище, а также право на достижение наилучшего уровня физического и психического здоровья.

Бецелем также утверждает, что ограничения для больных, раненых и беременных палестинцев, обращающихся за неотложной медицинской помощью, противоречат международному праву, согласно которому медицинским работникам и больным должен быть предоставлен свободный проход.

Израильский суд

Верховный суд Израиля принял позицию Израиля, что он имеет право запретить свободное передвижение людей через Израиль из сектора Газа по соображениям безопасности. По Haaretz ‘ s Амира Хасс , эта политика бросает вызов один из принципов Осло, в котором говорится , что сектор Газа и Западный берег составляют единую географическую единицу.

References (transliteration):

  1. Avak’jan S.A. Konstitucionnoe pravo Rossii. T. 1. M.: Jurist’, 2006. 719 s.
  2. Aratjunjan G.G., Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo. M.: Norma, 2006. 544 s.
  3. Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: Uchebnik. M.: Norma; Infra-M, 1999. 776 s.
  4. Barhatova E.Ju. Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii. M.: Prospekt, 2010. 256 s.
  5. Bezuglov A.A., Soldatov S.A. Konstitucionnoe pravo Rossii. T. 1. M.: Profobrazovanie, 2001. 800 s.
  6. Golovistikova A.N., Grudcyna L.Ju. Prava cheloveka. M.: Jeksmo, 2006. 864 s.
  7. Kozlova E.I. Konstitucionnoe pravo Rossii: Uchebnik. 3-е izd., pererab. i dop. M.: Jurist, 2004. 587 s.
  8. Kommentarij k Konstitucii RF / Pod obshh. red. L.V. Lazareva. M.: Novaja pravovaja kul’tura, 2009. 807 s.
  9. Konstitucionnoe pravo: Slovar’ / Pod red. V.V. Maklakova. M.: Jurist’, 2001. 559 s.
  10. Konstitucija Rossijskoj Federacii. Kommentarij / Pod obshh. red. B.N. Topornina i dr. M.: Jurid. lit., 1994. 624 s.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография «Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий» (рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2013 (2-е издание, измененное и дополненное).

  1. Konstitucija Rossijskoj Federacii: doktrinal’nyj kommentarij / Pod red. Ju.A. Dmitrieva. M.: Delovoj dvor, 2009. 593 s.
  2. Limonova N.A. Pravo grazhdan na svobodu peredvizhenija, vybor mesta prebyvanija i zhitel’stva. M.: Knizhnyj mir, 2001. 97 s.
  3. Otechestvennoe zakonodatel’stvo XI — XX w. Ch. II. XX v.: Ucheb. posobie / Pod red. O.I. Chistjakova. M.: Jurist, 1999. 352 s.
  4. Rostovshhikova O.V. Svoboda peredvizhenija i vybor mesta zhitel’stva i garantii ee obespechenija i zashhity v Rossii: Avtoref. dis. … kand. jurid. nauk. Volgograd, 2001. 22 s.
  5. Slovar’-spravochnik po pravam cheloveka: osnovnye ponjatija i instituty. M.: Prava cheloveka, 2006. 468 s.
  6. Solonchenko I.V. Konstitucionno-pravovaja koncepcija soderzhanija lichnyh prav i svobod v Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. … kand. jurid. nauk. Rostov n/D, 2004. 25 s.
  7. Spektor E.I. Pasportno-vizovyj rezhim: pravovoe regulirovanie // Zhurnal rossijskogo prava. 2001. N 3. S. 96 — 107.
  8. Tiunov O.I. Konstitucionnye prava i svobody cheloveka i grazhdanina v Rossijskoj Federacii. M.: Norma, 2005. 608 s.
  9. Topornin V.N., Baturin Ju.M., Orehov R.G. Konstitucija Rossii. M.: Jurid. lit., 1994. 624 s.
  10. Hobotov A.N. Organizacionno-pravovye osnovy razvitija pasportnoj sistemy RSFSR (1917 — 1980): Avtoref. dis. … kand. jurid. nauk. M., 1983. 31 s.
  11. Sharipov M.H., Organizacionno-pravovye osnovy dejatel’nosti OVIR MVD: Avtoref. dis. … kand. jurid. nauk. M., 1992. 21 s.

VI.1.4. Выезд и получение паспорта в РФ

Согласно изменениям и дополнениям в Закон о въезде и выезде с территории РФ <14>, граждане РФ могут обратиться за получением выездного паспорта только лично, однако без необходимости изъятия действующего паспорта. Действующее до сих пор регулирование устанавливало, что свободный выезд с территории РФ в период оформления нового выездного паспорта невозможен <15>.

<14> Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ // Российская газета. 1996. 26 авг.<15> Собрание законодательства РФ. 2009. N 52. Ст. 6407.

В 2009 г. в Верховный Суд РФ обратилась Л. Алексеева против МВД РФ. Л. Алексеева — гражданка РФ и США, постоянно проживающая на территории США. Согласно Положению о паспорте гражданина РФ (Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232) <16>, все граждане РФ, достигшие возраста 20 и 45 лет, обязаны обновить внутренний паспорт гражданина РФ. Суд установил, что выдача, обмен, а равно замена паспортов возможны лишь при личном участии заявителя. Выдача и прием паспортов через представителя заявителя — адвоката — недопустимы. Подобный подход был признан законным. Согласно последующим изменениям Закона, начиная с 01.03.2010 граждане РФ могут обратиться за получением электронного паспорта со сроком действия 10 лет тоже только лично <17>.

<16> Положение о паспорте гражданина РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, которым регламентируется порядок выдачи, заполнения и изъятия паспорта гражданина РФ (Собрание законодательства РФ. 1997. N 11. Ст. 1301).<17> Собрание законодательства РФ. 2009. N 52. Ст. 6413.

VI.1. Судебная практика по праву на свободу передвижения в РФ VI.1.1. Право на свободу передвижения и выбор места жительства лиц, приговоренных к условному исполнению наказания, и/или лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания

В Конституционный Суд РФ обратились заявители — гражданка В.Ф. Авдошина, осужденная к лишению свободы на срок 2 года условно с испытательным сроком 2 года, и гражданин Т.С.-М. Идалов, осужденный к лишению свободы на срок 10 лет и условно-досрочно освобожденный от отбывания наказания с возложением на него обязанностей в течение оставшейся неотбытой части наказания (2 года 9 месяцев и 6 дней) трудоустроиться, не менять без уведомления уполномоченного государственного органа постоянного места жительства и места работы и не совершать административных правонарушений, которые оспаривали законность положений ст. 15, подп. 4, Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». По мнению заявителей, указанные положения Закона, особенно запрет покидать территорию РФ, в том числе для проведения отпуска за рубежом и/или посещения родственников, нарушают их право на свободу передвижения. В своем Постановлении Конституционный Суд РФ от 08.12.2009 N 19-П постановил, что указанные ограничения права на свободу передвижения являются законными и конституционно допустимыми <7>.

<7> Постановление Конституционного Суда по делу о проверке конституционности подп. 4 ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова» // Российская газета. N 431. 2009.

Помимо этого, 01.02.2008 в РФ вступили в силу изменения и дополнения Закона «Об исполнительном производстве», которые регулируют ограничение права граждан РФ на свободный выезд с территории РФ в случае невыполнения обязательств, наложенных судом на гражданина РФ, в том числе алиментных обязательств <8>.

<8> Собрание законодательства РФ. 2007. N. 41. Ст. 4849.

Поправки, внесенные в закон о регистрации граждан РФ по месту жительства

Федеральный закон № 5242-1, предусматривающий права граждан РФ на свободу перемещений и правила прописки по месту жительства, был подписан президентом и вступил в силу 25.06.1993 года.

Последние изменения в законодательстве о миграции и прописке были введены 6.04.2017 года с принятием закона № 65-ФЗ. Редакция коснулась изложения пятой статьи. Помимо этого, Госдумой вносились корректировки в Федеральный закон №224. Подробнее об этом читайте тут:

Статья 5 предусматривает следующие условия осуществления регистрации гражданина по месту проживания и снятия его с учёта:

  • Регистрация по месту нахождения производится в течении 90 дней с момента прибывания гражданина на новое жилое место. Снятие с регистрационного учёта по месту жительства для данной процедуры не требуется;
  • Если квартира или жилой дом находится в том же населённом пункте, где гражданин зарегистрирован по месту жительства, он вправе не производить запись о пребывании;
  • Также регистрирование о пребывании можно не оформлять в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если запись по месту жительства оформлена в одном из населённых пунктов соответствующего федерального округа;
  • Регистрация по месту пребывания производится органами миграционного учёта в течение трёх дней с момента предоставления гражданином необходимых для данной процедуры документов, и в течение восьми дней, если бумаги отправляются в электронном формате;
  • В ряде учреждений (санаторий, пансионат, гостиница, медорганизации, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.) процедура регистрации и снятия с места проживания производится управляющими лицами организации по дате прибытия и убытия;
  • При выявлении нарушений правил регистрации по месту проживания, миграционные органы снимают гражданина с учёта и применяют к нему штрафные санкции.

Гражданин может быть освобождён от обязанности постоянной регистрации по месту проживания, если срок его пребывания составляет меньше 90 дней. В этом случае необходимо оформить временную прописку.

VI.2.3. Право на свободу передвижения и выбор места жительства для переселенцев, которые в рамках программ возвращения этнических немцев прибывали на территорию Германии, — BVerfGE 110, 141 ff.

Переселенцы и поздние переселенцы из бывшего СССР — это по смыслу ст. 116 Основного Закона немцы, и потому им гарантируется получение немецкого гражданства и свобода передвижения. Законом ФРГ о месте жительства (Wohnortzuweisungsgesetz <19>) были установлены определенные ограничения свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания для переселенцев из бывшего СССР и для переселенцев из бывшей ГДР. В 1996 г. в данный Закон были внесены изменения и дополнения, согласно которым вновь приезжающие могут обращаться за социальными выплатами только по месту пребывания, которое им было предписано при переселении. Свобода передвижения вышеупомянутых групп населения ограничивалась, так как по предписанному месту жительства они должны были находиться 3 года, причем действие подобного предписания, вне зависимости от причин, для отдельного переселенца не могло быть изменено ранее чем через 2 года. Кроме того, был установлен срок действия Закона, дабы оптимизировать имевшие место конституционные сомнения <20>.

<19> Gesetz uber die Festlegung eines vorlaufigen Wohnortes fur Spataussiedler vom 15.07.1989, BGBI 2005, 2472. (seit 31.12.2009 ausser Kraft).<20> BT-Drs. 13/8850. S. 3.

Статья 11, абз. 2, Основного Закона позволила законодателю установить ограничения права на свободу передвижения в контексте защиты целого ряда лиц, проживающих в землях, коммунах, на территории ФРГ, ведь прибытие достаточно большого количества переселенцев требует дополнительных средств, изысканий и ресурсов. В то же самое время было подтверждено по смыслу ст. 11, абз. 1, Основного Закона, что переселенцы, выбравшие иное место пребывания, чем то, которое им было предписано, теряют право на получение выплат за переезд в ФРГ <21>. Подобное ограничение было широко оспорено <22>, однако было подтверждено рядом решений Конституционного суда ФРГ <23>.

<21> BVerfG (Anm. 23). 17.03.2004. 1 BvR 1266/00. BVerfGE 110. 177(191); BVerfG. 09.04.2009. 6B 80/08; vgL BVerfG, Urt. v. 17.02.2010..1 BvR 529/09 // NVwZ. 2010. S. 1022; OVG Bremen. Beschl. V 24.11.2008. Az.: S 2 B 558/08.2 S. 559/08.<22> Silagi M. Art. 11 und § 3 WoZuG — zur Festschreibung der Einschrankung der Freiztigigkeit im Wohnortzuweisungsgesetz durch das Bundesverfassungsgericht // ZAR. 2004. S. 225 (228).<23> BVerfG (Anm. 22) E 2. 266 (278 f); BVerfG (Anm. 23). E 110. 177 (190 f); BVerfG, Beschl. v. 31.08.2005.1 BvR 700/05 (Treuhandervergutung) // NJW. 2005. S. 3132.

А что будет за нарушение постановления?

На данный момент законом не установлена специальная ответственность за нарушение ограничительного режима.

Однако, КоАП РФ и УК РФ предусматривает ответственность за:

— Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 6.2 КоАП РФ);

— Неповиновение законному распоряжению уполномоченного органа, что влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 19.4 КоАП РФ)

— Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до 10 лет (238 УК РФ).

Государственная дума сейчас спешно рассматривает законопроект, предусматривающий ответственность за нарушение ограничений, введенных в рамках пандемии короновируса.

В действительности карантина нет, различные постановления и указы принимаются на региональном уровне, но ответа, каким образом и к какой ответственности будут привлекаться нарушители, пока нет.

Пунктом 4 постановления рекомендовано ГУ МВД по НСО, ГУ МЧС и Росгвардии принимать необходимые меры для обеспечения реализации этого постановления.

Соответственно меры приниматься будут. Опыт принудительной госпитализации на территории Новосибирской области уже имеется.

Правительство будет координирующим органом и вправе вводить обязательные для граждан ограничения

31 марта Государственная Дума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Дополнены полномочия Правительства по введению режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части, а также правом устанавливать обязательные для исполнения правила поведения во время действия спецрежимов.

После введения закона в силу скорее всего последует официальные действия и от федеральных властей.

Палаты выразили обеспокоенность

Во многих других регионах статус адвоката в условиях карантина до сих пор не разъяснён. Адвокатские палаты разослали обращения к местным властям с просьбой разъяснить, могут ли защитники передвигаться к месту работы. «Улица» сообщает лишь о некоторых из них. 

31 марта вице-президент палаты Башкортостана Денис Юмадилов обратился к главе республики с просьбой вывести адвокатов из-под действия указа об ограничении передвижений. Он объяснил это опасением, что «при осуществлении адвокатом профессиональных обязанностей при перемещении в орган следствия или суд на адвоката может быть наложен административный штраф за нарушение введённого режима самоизоляции».

В тот же день к врио губернатора обратилась адвокатская палата Севастополя. Там посетовали на отсутствие прямого указания на адвокатскую деятельность в постановлении о введении режима повышенной готовности. Палата попросила не ограничивать передвижение адвокатов при предъявлении ими удостоверения.

1 апреля президент палаты Оренбургской области написал письмо губернатору с просьбой «явным образом» вывести адвокатов из-под ограничений передвижения, введённых властями накануне.

российского права», 2015, N 5)

Гулина Ольга Рифмировна — PhD Университета Потсдама, кандидат юридических наук, доцент, директор и основатель Института миграционной политики.

Право на свободу передвижения является основополагающей свободой в любом демократическом обществе. При этом в конституционном поле России и Германии граждане и иностранцы являются субъектами права на свободу передвижения, исходя из разных правовых установок. Статья анализирует правовую конструкцию права на свободу передвижения, его составные элементы, определяет носителей данного права, а также основания и пределы ограничения права на свободу передвижения. Законодательство России и Германии не рассматривает право на свободу передвижения как абсолютное право и тем самым подразумевает возможность на национальном уровне устанавливать ограничения свободы передвижения для выполнения государственных задач, как-то: противодействие криминалу, защита населения, противодействие неконтролируемой миграции, опасности демократическим основам или безопасности государства, революциям, терроризму и т.п

Особое внимание уделено правоприменительной практике — решениям национальных судов, ограничивающим права индивида на свободу передвижения в обеих странах

Ключевые слова: свобода передвижения, Германия, Россия.

Right to the freedom of movement (Part 2)

O.R. Gulina

Gulina Olga Rifmirovna — PhD of the University of Potsdam, PhD in Law, Associate Professor, Director and Founder of the Institute of Migration Policy.

The right to the freedom of movement is a basic freedom in any democratic society. At the same time in the constitutional spheres of Russia and Germany foreigners and citizens are entitled to the right to freedom of movement based on different legal positions. The article provides analysis of the construction of the right to freedom of movement, its elements, its bearers and grounds and boundaries of limitations to the freedom of movement. Legislations of Russia and Germany provide that the right to freedom of movement is an absolute right, presupposing the possibility for the limitations at the national level in order to achieve the goals of states, such as fighting crime, protection of the population, fighting uncontrolled migration, danger to democratic fundamentals and security of the state, revolutions, terrorism, etc. Special attention is paid to the legal practice — decisions of the national courts limiting the rights of the individual to free movement in both states.

Key words: freedom of movement, Germany, Russia.

V.1. Ограничение права на свободу передвижения по законодательству РФ

Российский законодатель не установил каких-либо ограничений права на свободу передвижения в ст. 27 Конституции <1>. Ограничение прав человека регулируется ст. 55, ч. 3, Конституции, а в случаях установления режима чрезвычайной ситуации на территории РФ ст. 56, ч. 1, Конституции РФ.

<1> Статья 27 Конституции РФ гласит: 1. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Помимо этого, в Российской Федерации имеется целый ряд иных законов, которые регулируют возможные ограничения права свободы перемещения. Так, Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Федеральной службе безопасности предоставляются определенные полномочия в области проведения антитеррористических мероприятий, включая возможность ограничения основных прав. Изменения Закона о правовом статусе иностранцев от 15.01.2007 позволяют Правительству РФ для соблюдения национальных интересов и поддержания рынка труда, укорачивать или удлинять срок пребывания иностранцев на территории РФ.

Статья 55, ч. 3, Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 56, ч. 1, Конституции РФ гласит, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Статья 55, ч. 3, Конституции РФ предусматривает ограничение права на свободу передвижения, выбора местопребывания и места жительства в пределах России для граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства:

  • в пограничных зонах;
  • в закрытых военных городах;
  • на закрытых административно-территориальных территориях/образованиях;
  • в зонах экологического бедствия;
  • на территориях и в местах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Нарушение права

Ограничения могут быть законными или незаконными. В первом случае они накладываются представителями государственных органов при наличии веских оснований. Во втором случае частные лица или органы власти без уважительных причин лишают человека его права свободно передвигаться.

Незаконное удержание обычно сопровождается изолированием в каком-либо помещении. Преступники иногда связывают своих жертв, угрожают им физическим насилием или опасным оружием, а также оказывают психологическое давление. Все эти действия представлены уголовным преступлением.

Нарушением права человека является даже отказ работодателя отдавать документы работнику, который трудится на основании вахтового метода, поскольку без этой документации человек не сможет доехать до дома или повторно устроиться на работу. Хотя руководитель компании не пользуется угрозами или физической расправой, но он незаконно лишает человека возможности вернуться домой.

Допускается лишать свободы человека при следующих условиях:

  • изоляция осуществляется добровольно самим гражданином;
  • возникает крайняя необходимость;
  • представители власти пользуются этими действиями в качестве карательной меры;
  • требуется задержать человека, который числится подозреваемым в каком-либо тяжком преступлении.

Справка! Если кроме ограничения передвижения человек перемещается в другое место, то такие действия квалифицируются по ст. 126 УК как похищение.

При определении меры наказания для преступника, который лишил другого человека права на свободу передвижения, учитывается мотив таких действий, место и время удерживания человека, а также средства, которые применялись для этих целей. Определяются условия, в которых находилась жертва, а также оцениваются другие факторы, которые могут быть отягчающими или смягчающими обстоятельствами.

К отягчающим обстоятельствам относится:

совершение преступления несколькими лицами по предварительному сговору;
осуществление насильственных действий;
жертвой выступает несовершеннолетний или беременная женщина;
во время ограничения свободы применялось оружие или другие предметы, которыми преступник мог нанести вред здоровью человека;
жертвами выступало несколько лиц;
причинение тяжкого вреда здоровью или убийство человека по неосторожности.

Если преступник, удерживающий человека, требовал выкуп, то при назначении наказания учитывается не только незаконное удержание, но и вымогательство денег.

Во время совершении преступления используются различные методы, к которым относится физическое воздействие (человек запирается или связывается), психологическое влияние (угрозы или шантаж), сочетание методик или обман (введение в заблуждение). Обычно такое удержание используется для совершения более тяжких преступлений, к которым относится вымогательство, убийство или разбой.

Фон

Продолжающаяся израильская оккупация палестинских территорий и расширение израильских поселений , до 2005 года также в Газе, способствовали боевым действиям между палестинцами и израильтянами. Во время Второй интифады в 2000 году, в ответ на нападения палестинцев как на израильских солдат, так и на мирных жителей, Израиль ужесточил границы. Была разработана комплексная система ограничений свободы передвижения палестинцев на Западном берегу. Эта система состоит из физических препятствий (контрольно-пропускные пункты, дорожные заграждения, заграждение на Западном берегу ) и административных ограничений (запрещенные дороги, требования разрешений, возрастные ограничения. После захвата Хамасом Газы в 2007 году Израиль вводит полную блокаду сектора Газа , ограничивая импорт и рыболовные районы, а также перемещение товаров и людей между Западным берегом и сектором Газа.

Систематическое ограничение свободы передвижения палестинцев также известно как «израильская политика закрытия территорий» или «политика отделения между сектором Газа и Западным берегом» . Политика закрытия территорий навязывается палестинскому населению в качестве коллективной меры. Это влияет на передвижение внутри некоторых частей ОПТ, между Западным берегом и сектором Газа, между ОПТ и Израилем, а также между ОПТ и остальным миром. Хотя Израиль напрямую контролирует границы между Израилем и ОПТ, он контролирует границы с Египтом и Иорданией косвенно через положения Соглашения о передвижении и доступе (AMA) и мирного договора между Израилем и Иорданией, соответственно.

VI.2. Судебная практика права на свободу передвижения в ФРГ VI.2.1. Право на свободу передвижения относится ко всем немцам без исключения — BVerfGE 2, 266 ff.

Это раннее решение Конституционного суда ФРГ (BVerfG) регулирует принадлежность основного права на свободу передвижения всем немцам, а также немцам в советской оккупационной зоне и проживающим в зоне Восточного Берлина. Конституционный суд ФРГ (BVerfG) выводит это истолкование из ст. 11 Основного Закона, Парламентский Совет утвердил это положение для всех немцев. Вместе с тем было подчеркнуто, что правовой статус немцев, которые находились в советской зоне, в этом отношении не является принципиально другим, чем статус немцев на территории ФРГ. Содержание основного права — это не только свобода передвижения на территорию ФРГ, но и свобода передвижения в Федеративную Республику <18>.

<18> BVerfG. Beschl. v. 18.03.1953. 1 BvL 11/51. E 2, 202 (273).

Положения иных законов

Так как чрезвычайное положение в РФ не объявлено, вполне резонно возникает вопрос, законно ли ограничение свободы передвижения из-за коронавируса? Если ли какие-то иные нормы, предусматривающие введение режима повышенной опасности, который пока фигурирует во всех нормативных документах. Да, они существуют, вопрос в том, каким образом они согласуются с Конституцией РФ.

При этом Указ ссылается на положения закона №68-ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…». В пресс-службе Мэра сослались в обоснование законности Указа на ст. 4.1 этого нормативного акта.

В п. «а» ч. 10 ст. 4.1 этого закона указано, что уполномоченные лица, в том числе главы регионов, могут принимать дополнительные меры в условиях режима повышенной готовности, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Это положение не вполне соответствует принимаемым мерам. Также в п. «д» этой же статьи указано, что можно принимать и иные меры, но только не ущемляющие конституционные права.

Эти «иные меры» можно найти в ст. 8 закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» где сказано, что на отдельных территориях могут вводиться особые условия проживания, но только при наличии опасности распространения опасных заболеваний. Про соблюдение конституционных прав ничего не сказано, что логично.

В любом случае, применение правил противодействия коронавирусу возможно только властями и их представителями, не допускается самовольное ограничение свободы передвижения в 2020 году. Статья 53 УК РФ продолжает действовать.

Помощь юристов:

Бесплатно по России: 8 800 301-82-97

Уважаемые читатели!Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.