Статья 43 конституции россии

Алан-э-Дейл       06.05.2022 г.

Оглавление

Содержание права на образование.

Основная суть права на образование заключается в улучшении доступа к образованию для всех на основе принципа равенства и недопущения дискриминации, свободы выбора формы и содержания обучения.

Право на образование предусматривает следующие права и свободы:

  • право на бесплатное и обязательное начальное образование;
  • право на доступное (и в перспективе бесплатное) среднее образование (включая профессионально-техническое образование);
  • право на равный для всех доступ к высшему (и в перспективе бесплатному) образованию на основе способностей каждого;
  • право на получение базового образования для тех, кто не проходил или не закончил полный курс начального образования;
  • право на качественное образование как в государственных, так и в частных учебных заведениях;
  • свобода родителей выбирать учебные заведения для своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениям;
  • свобода отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими в соответствии с минимальными стандартами, установленными государством;
  • академическая свобода преподавателей и студентов и независимость учебных заведений.

Ответственность лиц, нарушивших права детей

По законам РФ все права родителей реализуются в соответствии с интересами детей. Родители или законные представители несовершеннолетних детей, все должностные органы и другие ответственные лица должны нести ответственность в случае нарушения прав несовершеннолетних. Среди всех причин лишения родительских прав главным является грубое обращение с детьми. Если родители или другие законные представители не исполнят свои обязанности, которые включают в себя содержать и воспитать его, они будут нести административную ответственность по законодательству Российской Федерации.

В случае жестокого обращения с малышом или подростком по статье 156 уголовного кодекса РФ данное лицо подлежит уголовной ответственности. В случае вовлечения его к употреблению алкоголя или других продуктов, содержащих спирт, должностное лицо будет нести уголовную ответственность по статье 151 РФ. В случае вовлечения в попрошайничество дееспособное лицо должно нести уголовную ответственность по той же статье РФ.

Роль образования для личности, общества и государства

Образование во всех его формах ( информальном , неформальном и формальном ) имеет решающее значение для обеспечения человеческого достоинства всех людей. Таким образом, цели образования, изложенные в Международном праве прав человека (МППЧ) , направлены на реализацию прав и достоинства личности. К ним относятся, среди прочего, обеспечение человеческого достоинства и полное и целостное развитие человеческой личности; содействие физическому и когнитивному развитию; возможность приобретения знаний, навыков и талантов; содействие реализации полного потенциала личности; повышение самооценки и повышение уверенности; поощрение уважения к правам человека; формирование у человека чувства идентичности и принадлежности к другим; обеспечение социализации и конструктивного взаимодействия с другими; позволяя человеку формировать мир вокруг себя, позволяет ему участвовать в общественной жизни; внесение вклада в полноценную и приносящую удовлетворение жизнь в обществе; и расширение прав и возможностей и расширение возможностей осуществления других прав человека.

Множественные преимущества образования

Образование также трансформирует государство и общество. Как один из наиболее важных механизмов, с помощью которых социальные группы, в частности коренные народы и меньшинства , поддерживаются из поколения в поколение, передавая язык , культуру , идентичность , ценности и обычаи , образование также является одним из ключевых способов, с помощью которых государства могут обеспечить их экономические , социальные , политические и культурные интересы.

Основная роль образования в обществе и государстве заключается в следующем:

  • Возможность передачи культуры, ценностей, идентичности, языков и обычаев от одного поколения к другому;
  • Содействовать устойчивому экономическому росту;
  • Способствовать развитию демократических и мирных обществ;
  • Поощрять участие и включение в процессы принятия решений;
  • Поощрять богатую культурную жизнь;
  • Помогите построить национальную идентичность;
  • Продвигать цели социальной справедливости ;
  • Преодолеть постоянные и укоренившиеся проблемы;
  • Поощряйте устойчивое развитие, в том числе бережное отношение к окружающей среде.

Контролирующие органы

В Российской Федерации есть органы власти, которые компетентны контролировать образовательную область.

  1. Министерство образования, государственный орган, который занимается реализацией политики в данной сфере.  В функции министерства входит создание разных программ, которые должны осуществляться с целью развития образования на территории всего государства. Министерство каждый год должно утверждать учебники, которые используются в процессе учебы.
  2. Федеральное агентство по образованию. Занимается организацией работы учебных заведений, в которую включаются общее, профессиональное и дополнительное образование.

Служба по надзору. Занимается контролем осуществления науки в целом. В обязанности данного федерального органа входит и надзор над молодежной политикой, аттестация педагогов.

Несмотря на то, что существуют органы, контролирующие всю деятельность этой сферы, на сегодняшний день развить образование довольно трудно.

Компоненты права на образование.

В Замечаниях общего порядка 13 Комитета по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах указаны четыре взаимосвязанных компонента права на образование, а именно: наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость.

Наличие – на территории страны должно быть открыто достаточное количество учебных заведений и программ. Количество необходимых для их функционирования ресурсов обусловлено множеством факторов, включая уровень развития государства. Например, для всех учреждений и программ, по всей видимости, потребуются специализированные здания, санитарно-технические системы для обоих полов, безопасная питьевая вода, квалифицированные преподаватели, получающие конкурентоспособную на внутреннем рынке зарплату, соответствующие учебные материалы и пособия и т. д. Развитые страны могут позволить себе более дорогостоящие объекты и оснащение такие, как библиотеки, компьютерное оборудование и информационные технологии.

Доступность – образовательные учреждения и программы должны быть доступны для всех без какой-либо дискриминации на территории государства. Доступность имеет три взаимосвязанных критерия:

  1. недопущение дискриминации – образование должно быть доступно для всех, особенно для наиболее уязвимых групп населения, де-юре и де-факто без дискриминации по каким бы то ни было признакам;
  2. физическая доступность – образование должно быть в пределах безопасной физической доступности: географическое размещение образовательных учреждений должно производиться с учетом удобства посещения (например, районные школы), внедряться современные технологии (например, программы «дистанционного обучения»);
  3. экономическая доступность – образование должно быть доступным для всех. Этот критерий доступности зависит от дифференциальной формулировки статьи 13 (2) Международного пакта в отношении начального, среднего и высшего образования: тогда как начальное образование должно быть «бесплатным для всех», государства должны стремиться к постепенному введению бесплатного среднего и высшего образования.

Приемлемость – форма и содержание образования, включая учебные планы и методики преподавания, должны быть приемлемыми (например, учитывать культурные особенности и быть надлежащего качества) для учащихся и в соответствующих случаях для родителей. Школы также должны соответствовать стандартам охраны здоровья и безопасности, учителя должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию, а дисциплинарная политика не должна умалять «достоинство» ребенка.

Адаптивность – образование должно быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к потребностям меняющегося общества и отвечать потребностям учащихся, находящихся в разных социальных и культурных условиях. Например, образовательные программы должны адаптироваться к потребностям детей из разных социальных и расовых групп, детей, которые не говорят на основном языке школьной системы, и детей с ограниченными возможностями.

Право на образование для детей


География в раннем детстве Монтессори в QAIS


Американские солдаты и школьники в Региональном институте активного обучения в Бахрейне

Права всех детей с раннего детства вытекают из Всеобщей декларации прав человека 1948 года. В статье 1 декларации провозглашается: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». В декларации говорится, что права человека начинаются с рождения и что детство — это период, требующий особой заботы и помощи . Декларация прав ребенка 1959 года подтвердила, что «человечество обязано ребенку лучшим, что оно может дать», включая образование. Это было усилено Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, в котором говорится, что «образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и осознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным принципам. свободы.

В статье 5 Всемирной декларации об образовании для всех (ОДВ), принятой в 1990 году в Джомтьене, Таиланд , говорится: «Обучение начинается с рождения Это требует ухода за детьми младшего возраста и начального образования» . Десять лет спустя в Дакарских рамках действий по ОДВ было установлено шесть целей, первая из которых заключалась в «расширении и улучшении воспитания и образования детей младшего возраста, особенно для наиболее уязвимых и обездоленных детей». Защита детей всех возрастов от эксплуатации и действий, которые могут поставить под угрозу их здоровье, образование и благополучие, также была подчеркнута Международной организацией труда в Конвенциях № 138 о минимальном возрасте для трудоустройства (1973 г.) и № 182 о минимальном возрасте для приема на работу. Запрещение и немедленные действия по искоренению наихудших форм детского труда (1999 г.). Организация Объединенных Наций способствовала таким усилиям Декларацией прав ребенка, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей в 1959 году.

За право на образование работают различные НПО. EClickKart — одна из таких платформ, инициированная Рохитом Н. Шетти, который заявляет, что образование является основным правом, и EClickKart работает над этим.

Дефицит и вузы

Дефицит кадров в сфере IT достиг показателя от 500 тыс. до 1 млн человек в год. Об этом в феврале рассказал Евгений Кисляков, который на тот момент занимал должность заместителя главы Минцифры.

Экс-советник президент России по программам развития интернета, председатель Совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко подтвердил RT, что в IT-отрасли действительно существует дефицит кадров, и это проблема не только России, но и всего мира.

«Сегодня отечественные вузы предоставляют образование по IT-специальностям, даже в педагогических институтах можно встретить факультеты по кибербезопасности. Но, как правило, их образовательные программы отстают от реальных темпов развития информационных технологий. В итоге вузы выпускают значительное число специалистов, которые не владеют достаточными знаниями для работы в профессии», — рассказал он.

По мнению эксперта, для решения данной проблемы и подготовки IT-специалистов нужно создавать условия для самих компаний, предоставлять им возможности и рычаги по подготовке специалистов.

«Иными словами, квалифицированного практикующего программиста лучше всего к выполнению своих обязанностей может подготовить только другой квалифицированный практикующий программист. И крупные компании сегодня уже занимаются данной работой, организуют корпоративные курсы, самостоятельно готовят специалистов», — добавил Клименко.

Реализация

Средняя школа науки в Маниле, Манила, Филиппины

Международное право не защищает право на дошкольное образование, а в международных документах обычно не упоминается образование на этом уровне. Всеобщая декларация прав человека гласит , что каждый имеет право на образование, следовательно , право распространяется на все лицо, хотя дети считаются основными бенефициарами.

Права на образование разделены на три уровня:

  • Начальное (элементарное или фундаментальное) образование. Это обязательно и бесплатно для любого ребенка, независимо от его национальности, пола, места рождения или любой другой дискриминации. После ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государства должны предоставить бесплатное начальное образование в течение двух лет.
  • Среднее (или начальное, техническое и профессиональное образование в ВДПЧ ) должно быть общедоступным.
  • На уровне университета образование должно предоставляться в соответствии с возможностями. То есть любой, кто соответствует необходимым стандартам образования, должен иметь возможность поступить в университет.

Как среднее, так и высшее образование должны быть доступны «всеми соответствующими средствами, в частности путем постепенного введения бесплатного образования».

Обязательное образование

Реализация права на образование на национальном уровне может быть достигнута посредством обязательного образования или, более конкретно, бесплатного обязательного начального образования, как указано как во Всеобщей декларации прав человека, так и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах .

Права ребёнка в школе

Вот какими правомочиями обладают дети на территории учебного заведения. 

Право на получение бесплатного среднего образования 

Статья 43 Конституции России.

Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.

Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.  

Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность 

Статья 16 Конвенции ООН «О правах ребёнка», статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо.  Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.

<<Перелинковка>>

Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык 

Статья 44 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения. 

<<Форма демодоступа>>

Право не посещать кружки и факультативы 

Статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.

Право не участвовать в благоустройстве школы  

Статья 37 Конституции Российской Федерации, статья 34 закон «Об образовании в Российской Федерации».

Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность. 

Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке

Статья 35 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.

Право на бесплатную медицинскую помощь в школе 

Статья 41 закона «Об образовании в Российской Федерации».

В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.

Право на неприкосновенность имущества

Статья 35 Конституции Российской Федерации.

Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы. 

Влияние приватизации на право на образование

Приватизация образования может оказать положительное влияние на некоторых социальных групп , в виде повышения доступности возможностей для обучения, более родительского выбора и более широкий спектр учебных программ . Однако это также может иметь негативные последствия в результате недостаточного или неадекватного мониторинга и регулирования со стороны государственных органов (школы без лицензий, наем неподготовленных учителей и отсутствие гарантии качества), что может привести к рискам для социальной сплоченности и солидарности. Особое беспокойство вызывает: «Маргинальные группы не могут получить большую часть положительных воздействий, а также несут непропорционально тяжелое бремя негативных воздействий приватизации». Кроме того, неконтролируемая плата, взимаемая частными поставщиками, может подорвать всеобщий доступ к образованию . В более общем плане это может отрицательно сказаться на реализации права на качественное образование и на реализации равных образовательных возможностей.

Дополнительное частное репетиторство, или «теневое образование», которое представляет собой один из конкретных аспектов приватизации образования, также растет во всем мире. Частное репетиторство, часто являющееся признаком плохо функционирующей школьной системы,, как и другие проявления частного образования, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для учащихся и их учителей. С одной стороны, обучение может быть адаптировано к потребностям более медленных учеников, а учителя могут дополнять их школьную зарплату. С другой стороны, плата за частное репетиторство может составлять значительную долю дохода домохозяйства , особенно среди бедных, и, следовательно, создавать неравенство в возможностях обучения. А тот факт, что некоторые учителя могут прилагать больше усилий к частному обучению и пренебрегать своими обычными обязанностями, может отрицательно сказаться на качестве преподавания и обучения в школе. Рост теневого образования, финансовые ресурсы, мобилизуемые отдельными лицами и семьями, а также опасения по поводу возможного неправомерного поведения учителей и коррупции побуждают некоторые министерства образования пытаться регулировать это явление.

Советская система образования.

Советская власть решила проблему грамотности радикальным методом. Заставляли учиться всех независимо от возраста, была так называемая культурная революция. В период существования советской власти в стране было создано лучшее в мире школьное образование. Советская школа много взяла из русской дореволюционной и дополнила доступностью образование.

Образование в советское время было:

  1.  доступным,
  2. бесплатным.

Образование  стало обязанностью советского гражданина.

Это на некоторое время снизило заинтересованность в получении знаний. Доступность редко является стимулом.

Советский ребенок получал в основном десятилетнее образование. Если учащийся не справлялся с программой или просто не хотел, ему давали закончить восемь классов и он отправлялся в училище, где получал рабочую профессию.

По нынешним меркам, советские ученики получали хорошее образование. По звучащему иногда мнению советский троечник — это современный отличник.

Высшее образование, выпускник тоже получал бесплатно. Если он сдавал вступительные экзамены, имел хороший аттестат, то получить высшее образование он мог бесплатно. И в советское время можно было получить высшее образование не одно.

Необходимые термины

В обыденной жизни нередко возникают ситуации, при которых ребенок из подросткового возраста совершает различные деяния, несущие под собой асоциальный характер.

Часто они напрямую связаны с тем, что их родители не исполняют возложенные на них обязательства на надлежащем уровне.

Под определением “неисполнение взятых на себя обязательств” подразумевается полное либо частичное бездействие родителей или законных представителей.

Под “злостным неисполнением” подразумевается многократные, систематические правонарушения несовершеннолетними детьми законодательства РФ, нрав и так далее.

Права и обязанности

В соответствии со статьей 63 Семейного Кодекса РФ, права и обязанности заключаются в следующем:

Наличие прав и одновременно с этим обязанность родителей
Надлежащее воспитание ребенка и защита его интересов в различных учреждениях;
Родители либо законные представители несут прямую ответственность за процесс воспитания своего ребенка до его совершеннолетия.
В частности, родители берут на себя обязанность о заботе в вопросе заботе, а также в прививании физических, духовных и иных ценностях, благодаря которым развитие ребенка остается на должном уровне.
Именно родители оставляют за собой преимущественное право на образование и воспитание своих детей и несут ответственность не только перед законом, но и иными лицами
Родители обязуются обеспечить надлежащий уровень образования ребенку
Речь идет о возможности самостоятельного выбора образовательного учреждения и форму получения образования ребенком, беря во внимание мнение самих детей и показатели успеваемости в общеобразовательных школах.
Ответственность родителей за несовершеннолетних детей статья Конституции 38 предусматривает в случае ненадлежащего уровня проявления заботы

Кто может быть привлечен

В соответствии с установленными правилами российского законодательства, ответственность за совершенные противоправные действия несовершеннолетним ребенком несет его законный представитель.

По законодательству РФ им могут выступать:

Один из биологических родителей Мать либо же отец ребенка
Законные представители Усыновители

В 2020 году права и обязанности биологических родителей и законных представителей являются одинаковыми.

По этой причине, ответственность может выражаться в виде лишения части своего дохода (имеется в виду выплата нанесенного ущерба в процентном соотношении) либо вовсе имущества.

В первом случае вариант расчетов осуществляется по аналогии с алиментами. Многие интересуются вопросом относительно возможности привлечения к ответственности опекунов.

В данной ситуации следует ссылаться на статью 26 Федерального закона № 48 от апреля 2008 года.

В ней четко указано, что опекуны не несут ответственности за действия их официального подопечного.
Одновременно с этим, за него отвечает специализированное учреждение, в котором дети находятся на воспитании и проходят обучение.

Основные особенности в данном случае имеют вид:

Педагогический состав не несет прямой ответственности Ответственность ложится исключительно на юридическое лицо
Специализированное воспитательное учреждение освобождается от ответственности Ребенок совершил противоправное действие, из-за которого возникла необходимость в возмещении материального ущерба

Если речь идет о возможности привлечения к ответственности родителей за противоправные действия ребенка, которые были лишены своих прав, то в данном случае каждая ситуация является сугубо индивидуальной и подлежит рассмотрению в суде.

К примеру, за вовлечение в преступную группировку родителями, им придется отвечать по всей строгости закона.

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. Здесь все положения приведены в соответствии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.

Основные права ребенка по СК РФ:

право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)

Это право включает:

право знать своих родителей (ст. 7 Конвенции о правах ребенка);

права на заботу со стороны своих родителей, предполагающее удовлетворение родителями жизненно важных интересов и потребностей ребенка, уважение его человеческого достоинства;

право на совместное проживание с родителями другого государства (п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка);

право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право на общение с родителями вытекает из права жить и воспитываться в семье. а право общаться с другими родственниками (в основном проживающими отдельно) является важнейшим правом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, приобретением им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия окружающих;

право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Защита прав и интересов может осуществляться самим ребенком или его представителями. Несовершеннолетний, признанный в установленном порядке полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право сам защищать свои права и интересы, а несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью до достижения совершеннолетия, также может самостоятельно защищать свои права в случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а равно в случае их жестокого обращения с ним или иного злоупотребления родительскими правами. Во всех иных случаях защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних осуществляют родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки, попечительства и прокуратура;

право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что ребенок является личностью и его мнением надо считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы. Закон не указывает возраста, по достижении которого ребенок обладает этим правом, а только указывает, что обязан учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст

12 Конвенции о правах ребенкаговориться, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. При такой трактовке судья может быть нарушено органом государственной власти, которой призван это право защищать;

право на имя, отчество и фамилию (ст

58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, а при отсутствии такого соглашения – по указанию органа опеки и попечительства, данного непосредственно органу загса. Отчество присваивается по имени отца, если иное присвоение отчества не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилиями родителей, ему по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Имущественные права детей установлены ст. 60 СК РФ, при этом следует помнить, что права собственности на имущество своих родителей ребенок не имеет, как и родители – на имущество ребенка. СК РФ впервые законодательно закрепил положение, согласно которому несовершеннолетние дети могут сами заиметь своих детей и принимать участие в их воспитании, а по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права в отношении своих детей. После появления ребенка связи со своими родителями не утрачивают и в праве рассчитывать на их поддержку как законных представителей их интересов. До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возраста рожденному ими ребенку органом опеки и попечительства может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка, не являться этих родителей (п. 2 ст.62 СК РФ).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.