Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Алан-э-Дейл       10.08.2022 г.

Организации по охране природы:

Международный уровень:

  • Международный союз охраны природы и природных ресурсов, МСОП(англ. International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN) .основан в 1948 г. При  ООН имеет статус наблюдателя. Цель: освещения экологических проблем, поведение с этой целью конгрессов в разных странах мира. Штаб-квартира в Швейцарии, в  городе Гланде. Это неправительственная организация, от РФ её членами являются Министерство  природы, Всероссийское общество охраны природы, Институт эволюционной морфологии и экологии животных РАН.
  • Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Создана в 1972 г. штаб-квартира в Кении, в городе Найроби. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации ООС и Международный Фонд ООС.
  • ЮНЕСКО— организация при ООН, осуществляет руководство экологическими программами, включая более 100 стран. Создана в 1948 г., штаб-квартира в Париже.
  • Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957г.  Цель —  обеспечение ядерной безопасности и охраны природы от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АС, проводит их экспертизу при проектировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на окружающую среду и др.
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1946г., занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений окружающей среды.
  • Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН создана в 1945г. и занимается мировыми продовольственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана.
  • Гринпис (англ..green peace — «зелёный мир») — международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Рассматривает проблемы : глобальное изменение климата, коммерческий китобойный промысел,  радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами и др.В РФ – с 1989 г.
  • Римский клуб — международная общественная организация, созданная в 1968 г., объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармоничного отношения человека и природы.

Российский уровень:

  • Государственные органы: Правительство Российской Федерации, Министерство охраны природы и природных ресурсов, Государственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департаменты Министерства сельского хозяйства РФ (Департамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных и Департамент по рыболовству), Министерства здравоохранения РФ и др.
  • Рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти регионов и территориальные органы.
  • Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы”
  • Всероссийское общество охраны природы.
  • Сибирский экологический центр
  • Союз охраны птиц России
  • «Кедр»- конструктивное экологическое движение России
  • «Зелёный патруль»- общественная организация
  • Российская экологическая партия «Зелёные» и др. В

( в каждом субъекте РФ).

Природа — наш дом, наша жизнь. Охрана её — долг каждого, живущего на планете Земля.

 «Управлять природой можно лишь подчиняясь ей».

                                                                                           (Ф.Бэкон)

             Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Понятие

Окружающая среда – это совокупность объектов, процессов и явлений, внешних по отношению к какому-либо отдельному организму, популяции или сообществу организмов, но взаимодействующих с ними. Термин «окружающая среда» означает как природный, так и созданный человеком материальный мир. В международном законодательстве под окружающей средой подразумевают природные условия и экологическую обстановку в определенной местности.

Понятие «благоприятная среда» предполагает такое состояние окружающей среды, при котором естественные экологические системы, природные и природно-антропогенные объекты благополучно существуют и нормально функционируют. Это среда обитания, обеспечивающая оптимальные условия для существования живых организмов и не оказывающая на них негативного воздействия. Установлены конкретные требования и нормативы чистоты, ресурсоемкости, стабильности экологических систем, разнообразия биологических видов, в которых человек может вести здоровую, нормальную жизнь и реализовывать свои интересы.

Качество окружающей среды определяется нормативами:

  1. Допустимых концентраций вредных веществ: химических, радиоактивных, биологических (вирусных, бактериальных, паразитарных). Они служат оценке состояния атмосферного воздуха, водных источников, почв.
  2. Допустимых уровней вредных воздействий на нее: шума, вибрации, разнообразных излучений, выбросов, сбросов, антропогенной нагрузки, изъятия природных компонентов. Воздействие планируемой хозяйственной деятельности человека на природу всегда оценивается с точки зрения потенциального вреда.

Эти нормативы имеют научное обоснование, определены на уровне, исключающем вредное воздействие на здоровье человека, растительный и животный мир. Они едины для всей территории России, но в отдельных случаях (например, для заповедников, курортных зон) могут быть более жесткими. Соответствие состояния природных объектов экологическим и санитарным нормам не в полной мере указывает на «благоприятность» природной среды. Благоприятная среда должна быть не только здоровой, незагрязненной, но и ресурсоемкой, экологически устойчивой и разнообразной.

↑ Способы (механизмы) защиты права на благоприятную окружающую среду

НормативыНесудебные способы

  • Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Обращение в органы государственной власти РФ, её субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам:
  • в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;
  • с жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на неё.
  • Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях.
  • Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке.
  • Оказание содействия органам государственной власти РФ, её субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.
  • Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действия (бездействия) органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Судебные способы, используемые гражданами:

  • Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путём вынесения решения, например:
  • в возмещении вреда, причинённого здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;
  • об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;
  • об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;
  • об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.
  • Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например:
  • отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование;
  • нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;
  • принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина- предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

Экономические способы, используемые государством:

  • Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.
  • Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Поскольку человек не может не воздействовать на окружающую среду — не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества, не извлекать минеральных ресурсов и т. д., установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью вводится экологическое нормирование — закреплённые в нормативных правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.Нормативы качества — это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду.

  • Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
  • Предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии.
  • Возмещение вреда, причинённого окружающей природной среде и здоровью человека.

Защита права на благоприятную окружающую среду станет эффективной, если граждане будут выполнять свои экологические обязанности.

Классификация экологических прав человека в зависимости от интересов

В зависимости от того, какие интересы регулируются, принято выделять следующие экологические права:

  • в области гражданского права – призваны защищать здоровье, имущество человека от неблагоприятного воздействия окружающей его природы;
  • в области политических норм – предоставляют право гражданину участвовать любыми не запрещенными способами в решении вопросов экологической безопасности страны (путем проведения референдума, обжалования в судебных инстанциях принятых решений, действий или бездействий чиновников, должностных лиц, которые привели к нарушению признанных экологических прав, свобод человека);
  • в области культуры – направлены на культурное развитие индивида;
  • в области экономических, социальных норм – направлены на обеспечение достойного существования человека путем провозглашения экологической безопасности на рабочих местах, защищенности Общества от неблагоприятного воздействия природных факторов. В государстве действуют специальные институты, обучающие специалистов в области экологии.

На данный момент для экологических прав не характерна самостоятельность. Они не являются отдельной разновидностью и их нормы содержатся во всех основных отраслях права.

Нарушение права на благоприятную окружающую среду

Говоря о защите нарушенного экологического права, следует иметь в виду, что ее реализация возможна только при наличии состава преступления в совершенном деянии и причинении вреда организму человека или его имуществу. Помимо прямого проявления экологического преступления (нарушение установленных нормативов, правил), существует косвенное. Таковым является сокрытие информации о нарушениях права на благоприятную окружающую среду, которые привели или могут привести в будущем к нанесению вреда здоровью человека или всего населения страны. За это предусмотрена уголовная ответственность (ст. 237 УК России).

Одним из главных составляющих экологического преступления является фактор угрозы. Она может проявляться в опасности изменения:

  • допустимого уровня природопотребления;
  • экологической стабильности;
  • ландшафта и свойств почвы.

При рассмотрении экологических преступлений доказывание прямой связи между нарушением права и нанесенным вредом здоровью человека не требуется. Достаточно косвенных доказательств. Например, увеличение уровня заболеваемости в районе, где был построен завод по переработке мусора.

Куда обратиться за защитой нарушенного права?

Для защиты нарушенного экологического права созданы учреждения на всех уровнях власти:

  • международная защита – ООН, Международное агентство по атомной энергии, ЮНЕСКО, Международный союз охраны природы и ее ресурсов, Всемирная организация здравоохранения, Римский клуб, Гринпис;
  • внутригосударственная защита – Министерство охраны природы и природных ресурсов, Россельхоз, Правительство РФ, Госкомитет по санитарному и эпидемиологическому надзору, Министерство здравоохранения, Росгидромет, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих животных ресурсов, Департамент по рыболовству;
  • защита на уровне субъектов РФ – органы исполнительной власти, контролирующие использование природных ресурсов по установленным нормативам и обеспечивающие их охрану;
  • негосударственная защита – Сибирский экологический центр, экологическое движение «Кедр», российская партия «Зеленые», общественная организация «Зеленый патруль», Союз охраны птиц России, благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы».

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду является ядром в системе экологических норм.

Право

  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Правовые нормы, регулирующие экологические права

Правовое закрепление экологические нормы получили на всех уровнях:

  1. Международный. Закреплены во Всеобщей Декларации прав человека от 1948 г., Европейской конвенции о защите прав человека и его свобод от 1950 г., Европейской социальной хартии от 1961 г.
  2. Конституционный. Фундаментальные права содержатся в Основном законе от 1993 г. Помимо основных экологических прав, предусмотренных ст.ст. 36,37, 41 и 42, взаимоотношения по вопросам пользования и распоряжения окружающей средой представителями социума, подпадают под действие статей:
  • 29 (свобода в получении, использовании, распоряжении информации);
  • 30 (право на объединение, цель которого – защитить свои свободы, интересы);
  • 31 (право на мирные организованные шествия, митинги, демонстрации);
  • 33 (право на обращение в органы государственной власти, к их должностным лицам лично или через своих законных представителей, а также возможность составлять коллективные обращения). Следует отметить, что отображение в Конституции права на благоприятную окружающую среду является новацией. Не все страны мира прописали в своем Главном Законе данное право человека, несмотря на его признание в международных правовых документах.
  1. Федеральный. Экологические нормы содержатся в федеральных законах РФ.
  2. Отраслевой. Закрепляет экологические права и свободы человека в Водном, Лесном, Земельном кодексах РФ.
  3. На уровне законов. Отражаются определенные права гражданина в области экологии. Например, закон, регулирующий основы пользования недрами Земли, закон «О животном мире». Особое место занимает закон «О защите прав потребителей», в соответствии с которым каждый имеет право на обеспечение его жизни товарами, соответствующими установленным стандартам качества и не теряющих своих свойств в ходе хранения и эксплуатации. В обратном случае, вред, причиненный здоровью, жизни человека, в результате проявления в ходе использования товара неблагоприятного воздействия на живой организм, подлежит возмещению.

Таким образом, защита окружающей среды и экологических прав человека предусмотрена во всех источниках специального права.

Права и обязанности

Экологические права и обязанности человека – это совокупность юридических норм, определяющих меру возможного и допустимого поведения человека при взаимодействии с природой. Среди них основными являются права:

  • на благоприятную окружающую среду;
  • на доступ к полной и достоверной информации о ее состоянии;
  • на несудебные методы защиты природной среды;
  • на пользование природными ресурсами;
  • на возмещение ущерба, полученного в результате экологического правонарушения;
  • на участие в разработке и принятии экологически важных решений;
  • на охрану здоровья от вредного воздействия неблагоприятной окружающей среды;
  • на радиационную безопасность.

Они относятся к категории основных неотчуждаемых прав человека. Полученные в момент рождения, сохраняются за ним на всю жизнь. Никто, никогда и ни при каких условиях не может лишить человека этих прав.

Субъектами экологических правоотношений выступают физические, юридические лица, государственные органы и должностные лица, общественные объединения. Для реализации и защиты своих прав граждане могут:

  • формировать общественные организации, деятельность которых направлена на охрану окружающей среды и контроль над ее состоянием, становиться их членами, вносить свои сбережения;
  • принимать участие в акциях, пикетах, демонстрациях, имеющих целью привлечение внимания общественности к проблемам окружающей среды;
  • требовать от соответствующих органов достоверной и полной экологической информации, данных о санитарно-эпидемиологической обстановке, соответствия продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, оказываемых услуг требованиям экологической безопасности;
  • обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями, предложениями;
  • подавать судебные иски о нарушении своих экологических прав и требовать запрета на функционирование экологически вредных объектов, привлечения к ответственности виновных, возмещения ущерба.

В целях сохранения природной среды граждане обязаны:

  • осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства;
  • оказывать помощь органам государственной власти в решении вопросов охраны природной среды;
  • принимать активное участие в охране и восстановлении окружающей среды;
  • прививать подрастающему поколению культуру взаимодействия с природой;
  • не нарушать экологических прав других людей.

Право на благоприятную окружающую среду охраняется государством, для этого разработан комплекс активных мер:

  • мониторинг, охрана и восстановление природной среды;
  • предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф;
  • образование фондов помощи и страхования;
  • контроль над соблюдением природоохранного законодательства.

Органы государственной власти и уполномоченные должностные лица обязаны создавать все условия для реализации экологических прав граждан:

  • разрабатывать природоохранные нормативы;
  • привлекать виновных к юридической ответственности;
  • осуществлять финансовую поддержку экологических мероприятий и программ из средств бюджетов различных уровней;
  • предоставлять экологическую информацию;
  • учитывать экологические требования и нормативы в ходе планирования застроек;
  • осуществлять экологический контроль;
  • проводить экологические экспертизы.

За невыполнение этих обязанностей предусмотрена дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Для защиты экологических прав граждан предусмотрены государственные гарантии, которые заключаются в правах:

  • судебного обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений;
  • возмещения государством вреда, полученного в результате действий или бездействия органов власти и должностных лиц;
  • обращения в международные органы защиты прав и свобод.

Конституция позволяет гражданину защищать свои права любым способом, не противоречащим закону.

Общественные объединения, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды, имеют право:

  • разрабатывать, пропагандировать и осуществлять природоохранительные программы, защищать интересы граждан;
  • вести пропаганду в сфере охраны и воспроизводства природных ресурсов;
  • организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу или рекомендовать своих представителей для проведения государственной экспертизы;

В своей деятельности общественные объединения подчиняются требованиям законодательства и могут осуществлять те же экологические права, что имеются и у рядовых граждан.

Список литературы

  1. Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду // Гражданин и право. 2009. N 2. С. 72 — 80.
  2. Апелляционное определение Архангельского областного суда от 30.10.2013 по делу N 33-6321/2013 (документ опубликован не был). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. Апелляционное определение Смоленского областного суда от 20.08.2013 по делу N 33-3487/2013 (документ опубликован не был). Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  4. Боголюбов С.А. Экологический потенциал Конституции // Журнал российского права. 2013. N 10. С. 5 — 13.
  5. Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. N 9. С. 23.
  6. Бринчук М.М. Эколого-правовой механизм: понятие и сущность // Экологическое право. 2013. N 3. С. 12 — 19.
  7. Васильева М.И. Закон и право граждан на здоровую окружающую среду // Вестник МГУ. Серия 11: Право. 1990. N 6. С. 54.
  8. Васильева М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. N 1.
  9. Ермолина М.А. Принцип платности природопользования и проблемы правоприменения // Правовые вопросы строительства. 2012. N 1. С. 12 — 15.
  10. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 1996. С. 184.
  11. Николаев А.В. Защита права гражданина на благоприятную окружающую среду по гражданскому законодательству Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 36.
  12. Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2013 N 83-КГпр13-8. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  13. Определение Верховного Суда РФ от 09.11.2010 N 69-Впр10-12. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  14. Определение Верховного Суда РФ от 18.06.2013 N 70-КГПР13-4 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 12.
  15. Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2008 N 67-Впр08-2. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  16. Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2009 N 78-Впр09-21. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  17. Определение Верховного Суда РФ от 30.11.2010 N 78-Впр10-33. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  18. Паламарчук А.В. О задачах прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии // Законность. 2012. N 4. С. 14 — 19.
  19. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» // Российская газета. N 28. 2008. 9 февр.
  20. Приказ Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» // Российская газета. N 165. 2012. 20 июля.
  21. Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (в ред. от 27.03.2008) «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 31.
  22. Стокгольмская декларация: принята в городе Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (извлечение) // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 682 — 687.
  23. Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев, 1989. С. 21 — 22.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.