Что такое муниципальная собственность?

Алан-э-Дейл       21.10.2022 г.

Что такое муниципальная собственность — охарактеризуйте содержание права собственности муниципальных образований

Муниципальная форма собственности – это определение имущественного комплекса, принадлежащего муниципалитету. К этой категории могут относиться недвижимость, движимые ресурсы, земельные наделы. Все, что относится к муниципальной собственности, контролируется муниципальными образованиями, местным самоуправлением, в соответствии с их компетенцией. Муниципальной собственностью принято называть отдельный вид владения имуществом, который существует параллельно с государственным типом владения. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее не всему государству, а конкретным единицам. Существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать, различая государственный и муниципальный тип владения:

Муниципальное имущество – это собственность, на которую государственная единица имеет свое унитарное право. Юридические особенности, характер этих объектов делает их схожими на владения государства. Задача обоих видов принадлежности имущества заключается в обеспечении общественных, не частных интересов

Но между этими понятиями есть ряд различий, которые также важно учитывать. К субъектам муниципальной собственности относятся села, области, административные центры и прочее

Субъект госсобственности – страна, государственное образование, властная структура, не имеющая отношения к обществу. Муниципальное образование часто подразумевает народ, жителей населенного пункта. Они имеют возможность самостоятельного управления, выбирают правящие звенья, регулируют управленческие процессы.

Автономный городской или сельский рычаг самостоятельного управления владеет, распоряжается, использует городское или областное имущественное владение. Управленческие функции выполняет местное самоуправление. Объекты, принадлежащие муниципалитету, подразделяются на несколько категорий по тому же принципу, что и державные владения:

  • Владения, которые не закреплены за областным учреждением, заведением или предприятием. Они относятся к муниципальной казне отдельного поселка, города или округа. Для таких владений характерно наличие весомого производственного значения. Это, преимущественно, социальные объекты: культурные центры, медицинские учреждения, образовательные заведения.
  • Владения муниципальных предприятий и заведений, которые обеспечивают оперативное управление и хозяйственное ведение деятельности городских или поселковых властей.

Имущественная база, принадлежащая муниципалитету, удовлетворяет потребности народа, основанные на проживании на определенной площади в соответствующем поселке или городе. Она также нацелена на материальное и финансовое обеспечение деятельности местных властей. Всю собственность, принадлежащую городу или другому образованию, сложно предназначить по стоимостным, количественным признакам к государственным владениям. Муниципальные владения всегда являются более ограниченными, чем собственность в государственном масштабе. 

Городское самостоятельное управление обладает уникальным экономическим столпом. Это имущественная база, городской бюджет, имущественное право. Принадлежность муниципалитету находится под защитой государства, ее охраняет федеральный законопроект. 

Особое имущество

Существуют материальные ценности, которые включает в себя исключительно муниципальная собственность. Такое имущество имеет особое значение для жизнеобеспечения определенной территории или населенного пункта, сохранения исторического и культурного наследия. К этой категории в частности относят памятники, городские парки и проч. Наличие такого имущества говорит о том, что муниципальная собственность имеет социальную направленность. Обуславливается это существенным влиянием на жизнь граждан в пределах конкретной территории. Кроме этого, многие объекты социально ориентированы. Например, в пределах территорий существуют спортивные, культурные, образовательные, медицинские и прочие учреждения. Еще одна важная особенность состоит в том, что муниципальная собственность выступает в качестве экономической основы местной власти. Так, согласно ст. 113 ГК, предприятия МО являются коммерческими, а имущество территориальных структур формирует материальную базу, посредством которой обеспечивается их деятельность.

Три особенности государственной формы собственности

Государственная собственность может быть представлена в трех формах:

  • Государственные управленцы принимают участие в оборотном процессе обмена имуществом, опираясь на собственную компетенцию, конкретное государственное образование.
  • Субъект государственных владений – соответствующее публичное, правовое, государственное образование Российской Федерации,  или входящие в их состав элементы.
  • Объект владений государства, имеющий особый статус. Сюда относится оборонная отрасль, континентальный шельф, бюджет страны.

Особенность государственного права владения заключается в возможности России, как субъекта, самостоятельно устанавливать собственные принципы регулирования отношений собственника на имущество и других лиц. Из оборота изымаются следующие виды собственности:

  1. Транспортные предприятия.
  2. Здания, где проходят заседания властей.
  3. Угледобывающие концерны.
  4. Нефтедобывающие предприятия.
  5. Газодобывающие заводы.
  6. Связные концерны.
  7. Промышленные организации.

Методы реализации полномочий

Государственная и муниципальная собственность — достаточно близкие по своей сути категории. Схожесть, кроме субъектного состава, проявляется и в функциях, которые исполняет такое имущество. Основными выступают: стабилизация и обеспечение социально-экономического благополучия граждан. Неотъемлемой чертой является общественный характер собственности. Ею владеют, пользуются, распоряжаются сообща, а не каждый человек или орган власти отдельно. Сегодня местные структуры могут использовать как экономические, так и организационно-распорядительные методы управления. Из последних следует отметить:

  • Формирование предприятий.
  • Заключение контрактов с руководителями компаний.
  • Подписание договоров на передачу имущественных прав.
  • Внесение части в уставной капитал АО.
  • Списание и передачу на баланс имущества.
  • Лизинг, аренду.
  • Отчуждение.
  • Доверительное управление и прочие.

К экономическим методам относят:

  • Муниципальные заказы.
  • Дотации.
  • Нормативы по отчислениям с прибыли предприятий в местный бюджет.
  • Налогообложение.
  • Нормативы выплат за использование собственности МО.
  • Штрафы и другие экономические санкции.

Что касается контролирующей деятельности государства, то наиболее распространенным во всех развитых странах считается мнение о том, что концентрировать в руках власти целесообразно только такие активы, которые смогут обеспечить определенную степень влияния на администрирование предприятием. Как правило, они составляют не меньше 25-30% от капитала компании. Таким образом, обеспечивается государственное регулирование собственности, не нарушаются интересы частных владельцев. В ряде случаев, однако, целесообразнее сохранять в руках власти контрольные пакеты. В стране действуют АО, в которых 100% акций принадлежит государству. Такая ситуация характерна для сектора, в котором задействованы стратегически важные предприятия. В этих случаях полный госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.

Виды государственной собственности

Российская Федерация регламентирует муниципальную и государственную форму владения, как результат масштабной передачи обществу имущественных благ. Это природные богатства, финансовые ресурсы, предметы использования, материальные и вещественные производственные средства. Эти объекты были выведены из частного владения, а права пользования частично или полностью получили управленческие органы государства. Уполномоченный владелец – российский народ. Форма владения может быть муниципальной и государственной. На ее принадлежность влияют политические, социальные обстоятельства. Некоторую роль играют экономические факторы.

Субъекты муниципального и государственного владения:

  • Страна, народность страны.
  • Население автономного региона.
  • Территориальное, административное образование.
  • Поселок, город, район.

На официальном уровне собственность муниципалитета и государства разделяют на три класса:

  1. Федеральные, государственные владения, принадлежащие Федерациям.
  2. Владения муниципалитета, которые пребывают во власти местного управленческого органа.
  3. Владения государства, федеративных субъектов, которые причисляются к субфедеральной собственности.

В основе государственной собственности лежат сложные, взаимосвязанные, многообразные взаимоотношения. Они выстраиваются на базе иерархии, с учетом ряда принципов:

  • Государственный аппарат и госпредприятие – это реальные предприниматели и производители продукции. Между ними действует соответствующая взаимосвязь.
  • Центральные и региональные органы, региональные и местные звенья связаны между собой.
  • Государственная власть и принципы управленческой деятельности основываются на владении, использовании, применении имущества, которое принадлежит державе, с целью формирования государственного бюджета.

Процедура разграничения

В это понятие входит отнесение конкретного надела земли к государственной, региональной или муниципальной собственности. Разграничение государственных угодий осуществляется посредством принятия специальных ПП РФ, а также законов, в соответствии с которыми меняются границы региона. Образование муниципальной собственности в виде итога процедуры разграничения реализуется посредством принятия законов федерального и регионального уровня. Муниципальные участки могут разграничиваться по нижеследующим территориям:

  • Поселениями городского типа.
  • Округами.
  • Районами муниципалитета.
  • Районами пригородными.
  • Префектурами.
  • Внутренними образованиями территорий в городах федерального значения.

Разграничение осуществляется только для участков, отображенных на кадастровой карте. Поэтапно процедура выполняется так:

  1. Федеральные структуры определяют границы наделов регионов.
  2. Региональные власти определяют границы внутренних муниципальных и районных территорий на основе законов, принятых РФ.
  3. Муниципальные образования разграничивают соответствующие наделы, которые находятся в их ведении между администрациями. Внутригородское деление утверждается после стадии публичных слушаний, организуемых местными властями.

Нужно знать, что региональные власти не могут принимать правовые акты, которые определяют границы округов муниципалитета, если они противоречат принципам разграничения, установленным на федеральном уровне. Подобные решения могут быть легко оспорены в судах, которые рассматривают законность решений, принимаемых властными структурами.

Передача государственной собственности в частные руки

Переход государственной собственности в частную называется приватизацией. Это одна из распространенных форм, позволяющих преобразовать муниципальную или государственную собственность в частную. Данный процесс называется разгосударствлением. 

Наиболее яркие примеры данного процесса отмечались в 1990 годах. Тогда государственные власти массово отдавали заводы и концерны частным владельцам. 

Национализацией называют процесс передачи во владения страны земельных, промышленных ресурсов, банковских или транспортных предприятий, которые ранее находились в собственности акционерных обществ, частных лиц. Здесь допускается безвозмездный тип экспроприации или правило частичного выкупа. 

В России бум на национализацию пришелся на Октябрьскую революцию. На тот момент все заводы, фирмы и концерны массово получили статус государственных предприятий. На сегодняшний день национализация частных владений на безвозмездной основе запрещена.

Смотри также: Формы собственности: что это такое, описание, характеристики

Система собственности местного самоуправления

По большому счету такой вид собственности включает в себя объекты имущества конкретного территориального формирования, представляющей важную роль в его общественном существовании с сохранением культурных традиции и памяти и в одинаковой степени служащей для удовлетворения нужд его населения. Таким образом, к числу имущества в муниципальном владении свободно можно отнести бюджетные средства местного значения, здания и учреждения во владении местной власти, различные фонды бюджетного и внебюджетного значения и другое. Не выделяя частностей, все объекты, принадлежащие муниципальной власти, можно разделить на 2 главные группы.

  1. В первую группу можно отнести объекты муниципального значения, которые были предоставлены органами местного самоуправления в собственность и для пользования, а также закрепленные за муниципальными предприятиями и формированиями.
  2. Во вторую входит казна местной власти, которая контролируется и хранится собственно муниципальными властями, но не имеет отношения к муниципальным учреждениям и предприятиям.

Первая группа отвечает, прежде всего, за общественно-социальные и производственные задачи, направленные напрямую в такие сферы.

  1. Образование.
  2. Культура.
  3. Медицина.

Выделяют несколько типов объектов, принадлежащих муниципальной власти

Вторая группа объектов выполняет задачи, которые касаются удовлетворений потребностей населения, находящегося и проживающего на конкретной территории. Такое имущество в первую очередь уплатами налога пополняет казну местного самоуправления. В эту группу также включают местный бюджет, фактическое движимое и недвижимое имущество местных органов власти, муниципальные земли и т.д. Муниципальное казначейство пополняется деньгами за счет финансовых средств местного бюджета, а также с участием частных предприятий, не закрепленных за муниципальными властями.

Из этого следует, что муниципальное имущество – одно из главных видов общественной собственности, содержащейся под контролем государства. Но несмотря на это, все имущество муниципального владения не является государственной собственностью.

Имущество муниципального владения не является государственной собственностью

К ее основной деятельности свободно можно отнести пособничество по разрешению различный видов проблем и вопросов на местном уровне среди учреждений, касающихся удовлетворения потребностей общества. Кроме того, собственность муниципального значения нужна и для реализации властями местного самоуправления своих прямых задач и обязанностей, и для деятельности муниципальных органов и систем в общем.

Право общей собственности

Понятие и признаки права общей собственности. В зависимости от количества субъектов, которым определенное имущество принадлежит на праве собственности, выделяю два вида собственности: односубъектную — право собственности на имущество принадлежит какому-то одному лицу, будь то гражданин, юридическое лицо, государство или муниципальное образование; многосубъектную (общую) – имущество находится в собственности двух или более лиц (сособствен-ников), которые сообща осуществляют правомочия собственника. Отличительными признаками права общей собственности являются: 1) общее имущество; 2) множественность субъектов права собственности на это имущество.

Отношения общей собственности могут возникать между любыми субъектами права собственности (физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными образованиями), причем в любых сочетаниях. Не возникает общей собственности на имущество, если оно состоит из нескольких составных частей, каждая из которых имеет своего собственника.

Основные виды права общей собственности. Различают общую долевую и общую совместную собственность. При этом общая собственность с участием граждан может быть как долевой, так и совместной, а с участием государственных и муниципальных образований – только долевой.

Долевая собственность – это нахождение имущества в общей собственности с определением долей. При этом доли участников считаются равными, если не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением между участниками. Долевая собственность может возникать по закону, договору, в порядке наследования и в силу приобретательной давности. Например, согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса собственникам квартир в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат несущие конструкции дома, механическое, электрическое и санитарно-техническое оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Закон определяет судьбу улучшений общего имущества, произведенных одним из собственников. Если эти улучшения отделимы без существенного ущерба для общей собственности, то на них не распространяются правила об общей собственности: они являются собственностью того, кто их произвел. Неотделимые улучшения дают право участнику требовать соответствующего увеличения своей доли в общей собственности (п. 3 ст. 245 Гражданского кодекса).

Совместная собственность (без определения долей). Доля участника совместной собственности в общем имуществе заранее не определена. Она устанавливается при разделе между участниками совместной собственности, а также при выделе доли одного из них. Различают следующие основные виды совместной собственности:

  • общая собственность супругов (ст. 256 Гражданского кодекса). Это имущество, нажитое супругами во время брака. Общим имуществом супруги владеют, пользуются и распоряжаются по обоюдному согласию. Сделка одного из супругов по распоряжению их общим имуществом презюмируется сделанной с согласия другого супруга;
  • собственность крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 Гражданского кодекса). В такой собственности находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, а также имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

Раздел совместной собственности (и супружеской, и фермерской) происходит после предварительного определения доли каждого собственника. Иначе говоря, разделу совместной собственности предшествует ее перевод в долевую. Реальный выдел доли в натуре зависит от делимости объекта совместной собственности. С согласия собственника остальными собственниками ему может быть выплачена компенсация вместо выдела его доли в натуре. При выходе из крестьянского (фермерского) хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства, принадлежащие хозяйству, разделу не подлежат. Выходящий из хозяйства имеет право на получение соразмерной денежной компенсации.

показать содержание

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

  • до 01.01.2010 г. — для юридических лиц негосударственных форм собственности;
  • до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.

Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:

  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:

  • Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
  • Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.
  • Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
  • Непосредственно заключение договора купли-продажи.
  • Оформление права собственности на землю в государственном органе.

Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае — земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.

Понятие собственности и права собственности

Что такое собственность? Это принадлежность вещей определенным лицам, а также отношения, которые возникают в связи с принадлежностью имущества. То есть собственность — это одновременно и юридическая, и экономическая категория.

Юридическая собственность — это право на принадлежность вещей. Состоит из права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Собственность как гражданско-правовой институт — это совокупность юридических норм, которые направлены на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.

Собственность в экономике — это общественные отношения в рамках принадлежности, раздела и передела объектов собственности. Важны именно фактические отношения — кто действительно контролирует объект собственности и принимает решения о его использовании, распоряжается им, а не формальное право по документам.

Экономическое содержание собственности раскрывается через владение, управление и контроль.

Собственность — базовый экономический институт, который существует с тех пор, как у людей появились первые вещи и такие понятия, как «мое» и «чужое».

Мы узнали основные определения собственности, теперь перейдем к ее видам.

Субъекты и объекты собственности

Субъектом собственности называют собственника, которому принадлежит имущество. Субъектами собственности могут быть отдельный человек, группа людей (семья, трудовой коллектив, население территории), государство и его органы управления, народ страны.

По законам РФ, субъектами собственности могут быть физические и юридические лица, муниципальные образования, Российская Федерация и ее субъекты.

Объекты собственности — это имущество, на которое распространяется право собственности. Объектами собственности могут быть факторы производства и готовая продукция: земля, недвижимость, деньги, ценные бумаги, товары и другие материальные ценности.

По российским законам, некоторые субстанции не могут быть объектами права собственности. Например: воздушное пространство, дикие животные.

Нематериальные результаты интеллектуальной деятельности в России нельзя считать объектами права собственности. Интеллектуальная собственность на произведения искусства, компьютерные программы и другие объекты входит в исключительные права.

В таблице перечислили примеры субъектов и объектов собственности.

Субъекты собственности Объекты собственности

Человек

Семья

Трудовой коллектив предприятия

Социальная группа

Население территории

Органы управления всех уровней

Народ страны

Земля, земельные участки, площади, угодья

Деньги, валюта, ценные бумаги

Материально-имущественные ценности

Природные богатства

Драгоценности

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ. В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд. Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой. Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Защита гражданских прав

Защита гражданских прав — механизм реализации мер по защите субъективных гражданских прав и интересов.

Выделяют две основные формы защиты:

  • неюрисдикционную;
  • юрисдикционную.

Неюрисдикционная форма защиты осуществляется самостоятельно частным лицом, чьи права нарушены или оспариваются. Юридсдикционная формаможет быть реализована государственным или иным уполномоченным органом (судебный и административный порядок защиты гражданских прав).

Формы защиты прав:

  • административная;
  • судебная;
  • самозащита.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Примерами действий в качестве самозащиты можно назвать необходимую оборону и крайнюю необходимость.

Способы защиты гражданских прав

Статья 12 ГК РФ определяет способы защиты гражданских прав, под которыми традиционно понимают предусмотренные законодательством меры, направленные на пресечение нарушение или оспаривание субъективных гражданских прав и устранение последствий их нарушения. При этом содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав, сформулированный как открытый (неисчерпывающий), ограничивается указанием на то, что иные способы могут быть использованы при условии упоминания их в законе.

Судебная практика нередко прибегала к расширению указанного перечня, в частности, допустив возможность предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной или иска о признании договора незаключенным.

Защита гражданских прав осуществляется путем:

  • Признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права
  • Признание оспоримой сделки недействительной
  • Признания недействительными акта гос.органа или органа местного самоуправления
  • Самозащиты права (способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения).
  • Возмещения убытков и взыскания неустойки
  • Компенсации морального вреда

Перечисление наиболее общих и часто применяемых способов защиты прав, во-первых, ориентирует участников оборота на выбор наиболее оптимального для них способа защиты прав, во-вторых, препятствует в использовании защитных конструкций не только ошибочных, но и противоречащих гражданскому законодательству, его общим началам и смыслу.

Универсальный способ защиты гражданских прав закрепляет ст. 15 ГК РФ, посвященная возмещению убытков. При этом возмещение убытков по смыслу данной статьи обоснованно рассматривается как форма гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия. То же можно сказать о ст. 16 ГК РФ, предусматривающей возмещение убытков лишь за неправомерные действия государственных органов. Однако в современном гражданском обороте существуют случаи, когда закон устанавливает возможность компенсации имущественных потерь, причиненных не правонарушениями, а правомерными действиями (например, изъятие имущества для государственных нужд, правомерный односторонний отказ от договора и т.п.). Для таких случаев механизм возмещения убытков, установленный ст. 15 ГК РФ, не должен применяться. В то же время общих норм, устанавливающих механизм определения размера возмещения в случаях, когда имущественные потери причинены правомерными действиями, ГК РФ не содержит. Эта проблема также требует законодательного решения.

  1. Субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, чем выражается общая правоспособность граждан и коммерческих организаций. Основное требование к таким действиям: они не должны противоречить основным началам и смыслу гражданского законодательства, т. е. его принципам. 
  2. Субъекты гражданского права осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, т. е. в своих интересах (п. 1 ст. 9 ГК). Это означает, что органы власти, иные лица не вправе понуждать участников гражданских правоотношений к осуществлению или защите их субъективных прав, вводить в их отношении санкции за пренебрежение правом на защиту.

Какими объектами вправе обладать граждане и юрлица

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что относится к собственности граждан, — это любое имущество, за исключением тех видов, которые в силу закона ограничены в обороте и не принадлежат физическим или юридическим лицам

В основном речь идет об объектах, которые представляют особую важность и стратегическую ценность для страны. Например, некоторые категории земельных участков (норма 27 Земельного кодекса РФ), недра ()

Помимо этого, Гражданский кодекс не ограничивает количество и стоимость объектов, кроме случаев, предусмотренных законом, например установление предельного максимального размера сельхозугодий (п. 2 ст. 4).

Для владения некоторыми видами имущества требуется получение специального разрешения, это касается, например, приобретения оружия. Или предусматривается регистрация движимых объектов — транспортных средств.

ВАЖНО!
По общему правилу на собственника возлагается бремя содержания его имущества, то есть обязанность по поддержанию объекта в исправном и безопасном для использования состоянии, уплата всех обязательных платежей и налогов, траты на его содержание и эксплуатацию.

Таким образом, правомочию собственника по определению судьбы своего имущества корреспондирует обязанность по обслуживанию объекта. Это объясняется тем, что то, каким образом собственник содержит имущество, влияет на права третьих лиц и предусматривает его ответственность перед ними.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.