Общественные объединения

Алан-э-Дейл       24.04.2022 г.

Минусы общественной организации без образования юридического лица

Несомненным минусом создания общественной организации без образования юридического лица, является отсутствие прав юридического лица. Общественная организация без образования юридического лица не имеет права:

  • заключать договоры,
  • создавать филиалы и представительства,
  • создавать региональные отделения,
  • учреждать другие юридические лица,
  • являться членом других общественных объединений,
  • формировать штат работников Организации,
  • заключать трудовые договоры,
  • формировать имущество,
  • открывать расчетный счет,
  • получать членские и иные взносы,
  • утверждать балансы и смету,
  • получать гранты и субсидирование от государства,
  • на безвозмездной основе получать от государства помещения.

Общественные организации, зарегистрированные в установленном законе порядке, имеют право получить высший статус некоммерческой организации – статус общероссийской общественной организации. Но раз общественная организация действует без образования юридического лица, то получить данный статус в полном объеме не предоставляется возможным. 

Прекращение деятельности общественной организации без юр. лица

Юридические лица прекращают свою существование путем ликвидации или реорганизации. Если говорить об общественных организациях без образования юридического лица, то для прекращения их деятельности такая процедура не требуется. Это является несомненным плюсом. Так как организация не была зарегистрирована, это значит, что она не имеет никаких обязательств перед налоговыми органами, Пенсионным фондом, фондом социального страхования, Росстатом и Министерством юстиции. Кроме того, все привычные для нас требования по ликвидации относятся только к юридическим лицам. Обычно срок ликвидации или реорганизации общественной организации составляет около шести месяцев. У такой общественной организации не должно быть никаких задолженностей и сдана вся отчетность, в том числе ежегодная в Министерство юстиции. Ликвидировать общественную организацию без образования юридического лица можно путем проведения собрания и подписания протокола о прекращении деятельности такой организации. 

На данный момент только разработан законопроект, который обяжет общественные организации без образования юридического лица подавать официальные уведомления о своей деятельности. Предполагается, что такой законопроект разрешит общественным организациям реализовать свою деятельность и не нести финансовые расходы на государственную регистрацию и содержание общественной организации. Однако у государства возникнет и механизм воздействия на такие организации. Также планируется, что общественные организации без образования юридического лица должны будут размещать Интернете уведомления о создании и сообщение о продолжении своей деятельности. Таким образом, государство планирует систематизировать и актуализировать сведения об общественных организациях, которые не являются юридическими лицами. Будет ли закон принят и вступит ли в юридическую силу – неизвестно. 

Остались вопросы?

Пишите или Звоните!

8(495)003-45-71 (МСК),
8(812)629-00-03 (СПБ),
8(800)100-60-71 (по России).

Вам также может быть интересно:

Группы интересов и лобби

Весьма интересны такого типа ассоциации, как группы интересов. Дело в том, что они могут не иметь статуса общественного объединения. Более того, соответствующие группы могут функционировать вне каких-либо идеологических ориентиров, органов управления. Их государственная регистрация практически невозможна в силу того, что у подобных ассоциаций обычно не бывает учредителей.

Подобная неопределенность в статусе, с одной стороны, не позволяет подобным структурам рассчитывать на права общественных объединений, с другой — дает возможность вести различные неофициальные активности, если, конечно, они не запрещены законом. Таковым может быть лобби. Есть достаточно много его разновидностей. Есть парламентские и правительственные лобби. Первые могут иметь каналы воздействия на законотворческий процесс, вторые — на исполнительную власть.

В некоторых случаях участниками соответствующих коммуникаций могут быть представители официальных общественных объединений. Но их активности, как правило, ограничены уставом и иными ориентирами, принятыми за основу деятельности. Поэтому чаще всего диалоги с властью в формате лобби осуществляют люди, не имеющие обязательств перед официальными общественными структурами. Но на практике их способность «лоббировать» нужные решения на различных уровнях государственной власти может оказываться существенно выше, чем у объединений, которые носят официальный статус.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30/12/2020  документом  Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления… № 481-ФЗ от 30/12/2020Вступила в силу с: 30/12/2020

Редакция от 08/12/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 429-ФЗ от 08/12/2020Вступила в силу с: 08/12/2020

Редакция от 02/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 394-ФЗ от 02/12/2019Вступила в силу с: 13/12/2019

Редакция от 02/12/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета… № 407-ФЗ от 02/12/2019Вступила в силу с: 13/12/2019

Редакция от 20/12/2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 8 Федерального закона Об общественных объединениях № 404-ФЗ от 20/12/2017Вступила в силу с: 31/12/2017

Редакция от 02/06/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 8 Федерального закона Об общественных объединениях и статью 2 Федерального… № 179-ФЗ от 02/06/2016Вступила в силу с: 13/06/2016

Редакция от 31/01/2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 7-ФЗ от 31/01/2016Вступила в силу с: 31/01/2016

Редакция от 08/03/2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона Об общественных объединениях и статью 32… № 43-ФЗ от 08/03/2015Вступила в силу с: 20/03/2015

Редакция от 31/12/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 505-ФЗ от 31/12/2014Вступила в силу с: 11/01/2015

Редакция от 21/07/2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации… № 236-ФЗ от 21/07/2014Вступила в силу с: 02/08/2014

Редакция от 28/12/2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 396-ФЗ от 28/12/2013Вступила в силу с: 01/01/2014

Редакция от 20/07/2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части регулирования… № 121-ФЗ от 20/07/2012Вступила в силу с: 21/11/2012

Редакция от 01/07/2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 169-ФЗ от 01/07/2011Вступила в силу с: 01/07/2011

Профсоюзы

Рассмотрим теперь некоторые разновидности ассоциаций, предусмотренных российским законодательством. В числе таковых — профсоюзы. Данные формы общественных объединений создаются гражданами, которые обнаруживают общность интересов в части профессиональной деятельности. Профсоюзы регистрируются с целью обеспечения представительства участников в тех или иных правоотношениях, а также защиты их интересов и прав.

Создавать соответствующие общественные структуры могут граждане в возрасте от 14 лет, если они трудоустроены. Профсоюзы призваны не только защищать экономические интересы трудящихся. Их роль также заключается в решении социальных и политических задач — например, в части обеспечения занятости, своевременной выплаты государственных пособий, законотворческой политики в сфере трудовых правоотношений.

Методы профсоюзов могут быть самыми разными. Так, активности соответствующих структур могут заключаться в ведении переговоров, проведении встреч, мирных митингов. Но в некоторых случаях руководства профсоюзов организуют забастовки, манифестации, различные акты неповиновения власти. Закон об общественных объединениях РФ гарантирует независимость профсоюзов от решений органов власти, позиции работодателей, партий и иных структур. Вмешательство каких-либо субъектов в деятельность профсоюзов не допускается.

Исторические разновидности общественных объединений

Рассмотрим некоторые наиболее примечательные исторические разновидности общественных объединений.

В числе таковых можно выделить:

  • антивоенные организации (первые из них появились после Второй мировой войны в целях недопущения появления и распространения в обществе милитаристских идей);
  • национально-освободительные структуры (их деятельность направлена на преодоление наследия колониализма);
  • индустриальные движения (как правило, это профсоюзы работников различных промышленных сфер в развитых странах);
  • экологические ассоциации;
  • детские общественные объединения;
  • молодежные ассоциации;
  • региональные организации (их деятельность может быть направлена на обеспечение сохранности локальных культур, самобытности, социальных принципов, ставших традициями на той или иной территории).

Общественные ассоциации могут возникать как результат технического прогресса. Например, по ряду признаков таковыми могут быть группы в соцсетях, форумы и иные форматы виртуальных коммуникаций.

Определение общественного объединения

На создание общественного объединения не требуется разрешения государственных структур и органов местного самоуправления, граждане делают это по собственной инициативе в добровольном порядке. Но при этом общественные организации должны пройти процедуру регистрации, только после этого они обретают статус юридического лица. Вести деятельность можно и без регистрации, но в таком случае у организации не будет прав юридического лица, это усложняет работу.

Определение 1

Под понятием общественного объединения предполагается самоуправляемое формирование, созданное по добровольному желанию граждан. В уставе указывается, на какие цели будет направлена деятельность общественного объединения, к примеру, наука, охрана здоровья, развитие духовных ценностей, защита интересов и прав, достижение общественных благ и других. Состав объединения представлен учредителями и участниками.

Состав общественного объединения

Стать учредителями общественного формирования могут как физические, так и юридические лица. В данном случае учредители несут равную ответственность вне зависимости от того, кем они являются – физическими или юридическими лицами. Порядок создания включает в себя назначение общего сбора для принятия устава, выбора курирующей группы, лиц для осуществления контроля.

Членами объединения тоже могут выступать как физические, так и юридические лица, их объединяет заинтересованность в разрешении вопросов, указанных в уставе. Членство в организации подтверждается собственноручно написанными заявлениями или другой формой документации, которая позволит учесть всех членов объединения и обеспечить каждому равные права.

Замечание 1

При вступлении в общественное формирования физические и юридические лица выражают свою солидарность с целями, для которых данное объединение было создано. Если это не противоречит уставу, то в конкретных мероприятиях могут участвовать граждане, членство которых не оформлено на установленном уровне.

Быть участником или членом, а также учредителем общественного объединения может любой гражданин нашей страны, достигший 18 лет, а также человек без гражданства, например, для выполнения функции иностранного агента или представителя. Для молодежных и детских объединений предусмотрен свой возрастной ценз – от 14 лет для молодежных и от 10 лет для детских. Все свои права и ответственность объединение приобретает после государственной регистрации.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Права, деятельность и финансовая поддержка и имущество общественного объединения

Общественные объединения имеют право в свободном порядке распространять информацию о роде своей деятельности, а также пропагандировать свои цели и обращаться к органам государственной власти, а также к служебным лицам с предложениями, заявлениями и с жалобами. Также такие объединения имеют полное право принимать участие в разработке и создании проектов нормативно–правовых актов, которые выдаются органами государственной власти и касаются сфер деятельности как самого общественного объединения, так и определенных вопросов государственной и социальной жизни.  Также имеется возможность проводить мирные собрания, совершать любые действие не запрещенные законом, быть участниками гражданско–правовых отношений, совершать предпринимательскую деятельность непосредственно или же через созданные для этой цели общества. Также в распоряжении таких обществ существуют возможности использования средств массовой информацию. Данные организации могут быть исполнителем госзаказа касательно закона. Государство обеспечивает поддержание прав общественного объединения.

Общественные объединения получающие финансовую поддержку, обязаны давать отчет за полное использование выделенных для работы средств, вести бухучет, финансовые и статические отчеты.

Общественные объединения обязаны:

  • сохранять все документы о своей деятельности, включая все информацию о работе данного общества;
  • готовить отчеты о доходах и издержках;
  • вести контроль и анализ работы общественного объединения;
  • сохранять все документы за последние 5 лет работы общественного объединения.

Общественные объединения обладают правом использовать в своих целях ресурсы и имущество, которое определено ему законом, или добыто как членские взносы, пожертвования какими-либо лицами, а также добытое в результате предпринимательской деятельности такого общества. В случае ликвидации данного объединения его имущество передается другой организации или же государству, а также может быть передано правонаследнику.

Мы коротко рассмотрели что такое общественные объединения, их регистрация, наименование, статут, права и деятельность. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Управление общественной организацией

Законодательство относит общественные организации к корпоративным организациям. Корпоративными организациями признаются юридические лица, учредители которых обладают правом членства в них и формируют их высший орган управления. Поэтому высшим органом управления местной и региональной общественной организации является Общее собрание членов. Высшим органом управления Межрегиональной и Общероссийской общественной организации является сьезд или конференция делегатов от ее структурных подразделений. Все органы управления общественной организации на момент создания формируются из числа учредителей организации, после государственной регистрации все органы управления формируются из числа членов Организации. Корпоративные организации должны реестр членов Организации.  

В каждой общественной организации должен быть образован единоличный исполнительный орган. Например, это может быть председатель или президент.  Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, который  подотчетен высшему органу управления.  В общественной организации может образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы. 

Высший орган управления общественной организации наделён рядом определённых полномочий, так называемая исключительная компетенция. Статьей 65.3 ГК РФ и 29 ФЗ «О НКО» предусмотрена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации.   

Высший орган управления созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Высший орган управления вправе принимать к рассмотрению любые вопросы, которые касаются деятельности Организации и не относятся к компетенции других органов управления Организации. 

Решения по исключительной компетенции высшего органа управления общественной организации принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов от общего числа присутствующих членов заседании высшего органа управления.   Решения, которые не отнесены к исключительной компетенции, принимаются высшим органом управления организации простым большинством голосов, присутствующих на собрании членов или делегатов. Высший орган управления общественной организации правомочен принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины членов или делегатов.  

Создание и регистрация.

Создать общественное объединение могут его учредители в количестве трех или более физических лиц. В религиозную организацию, например, входит не меньше 10 членов. В состав могут включаться юридические лица, но если нет физических, это – ассоциация или союз. Для некоторых видов объединений устанавливается конкретное число участников, которыми не могут быть органы местного управления и государственной власти. На всех членов возлагаются права и обязанности на основе их равенства.

Участников объединяют общие интересы, связанные с задачами, нормами, изложенными в уставе. Прием осуществляется на основе заявлений членов, что дает возможность учитывать их количество и обеспечивать равноправие. Решение о создании объединения, разработке устава и формировании руководства, органов контроля принимают на конференции, съезде или собрании. С этого же момента его считают созданным, в результате чего приобретает права и обязанности в соответствии с законодательством.

Общественное объединение не может иметь прав юридического лица до тех пор, когда оно будет зарегистрировано, как таковое. После момента регистрации появится соответствующая правоспособность. Законодательством предусмотрена возможность существования общественного объединения без регистрации. При этом права юридического лица также не требуются. Это самодеятельность, движение или профсоюз.

Плюсы общественной организации без регистрации юридического лица

Итак, существует возможность создать общественную организацию, которая начинает функционировать без государственной регистрации. 

Это очень удобная возможность, если в работе планируется обходится только собственными средствами, без привлечения их со стороны, в том числе от других людей и организаций. Для начала нужно узнать поподробнее планируемое направление деятельности и только после приступить к оформлению общественной организации в статусе юридического лица.

Общественная организация, без образования юридического лица, имеет право: 

  1. свободно распространять информацию о своей деятельности;
  2. проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
  3. осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
  4. выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Очень часто задают вопрос, а где регистрируют общественные организации без образования юридического лица? Юридическое лицо не регистрируется, соответственно, документы также никуда не подаются. Провели собрание учредителей, утвердили устав и т.д. и организация готова. 

Обращаю Ваше внимание, что организация не становится юридическим лицом.  А что же это значит?

Во-первых, сведения об общественной организации не содержатся в едином государственном реестре юридических лиц, соответственно не фиксируются сведения об учредителях, наименовании общественной организации. 

Во-вторых, так как не подаётся в Министерство юстиции предусмотренный законодательством пакет документов на регистрацию общественной организации в качестве юридического лица, это значит, что никакие зарегистрированные уставные документы в Минюсте и не получаем. 

В-третьих, общественной организации без образования юридического лица не присваивается основной государственный регистрационный номер, Идентификационный номер налогоплательщика, Код причины постановки на учет. Организация не встает на учет в пенсионном фонде и фонде социального страхования. В такой организации не могут быть оформлены сотрудники, и выплачиваться им заработная плата по трудовому договору тоже не может. 

В-четвертых, раз общественная организация не зарегистрирована в качестве юридического лица, это значит, что она не обязана осуществлять ежегодную публикацию отчета об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом и ежегодно сообщать Минюсту о продолжении своей деятельности с указанием адреса организации, постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе организации. 

В-пятых, так как общественная организация не является юридическим лицом в нее не могут поступать запросы от Министерства юстиции о решениях руководящих органов общественной организации и должностных лиц Организации. Общественная организация без образования юридического лица не имеет в штате бухгалтера, не сдает никакую отчётность, в том числе годовую и квартальную отчетность о своей деятельности. Сведения об организации не предоставляются ни в какие государственные органы. 

Понятие и виды общественных объединений

Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

Существует пять организационно-правовых форм (видов) общественных объединений:

  • общественные организации;
  • общественные движения;
  • общественные учреждения;
  • общественные фонды;
  • органы общественной самодеятельности.

Общественная организация — общественное объединение, имеющее членство и созданное на основе совместной деятельности граждан для защиты общих интересов и достижения целей. Иными словами, это политические партии.

Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели. В общественных движениях возможно коллективное членство.

Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих его уставным целям.

Общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и его использовании на общественно полезные цели.

Орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей, и реализацию программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (например, кассы взаимопомощи).

В Российской Федерации действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.