Статья 21 нк рф. права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Алан-э-Дейл       11.05.2023 г.

Оглавление

Что следует выучить по теме, чтобы сдать ЕГЭ?

В заданиях ЕГЭ встречается требование написать только три права или обязанности налогоплательщиков. Кроме того, существует план по теме «Права и обязанности налогоплательщиков». Следовательно, необходимо не просто знать, но хорошо запомнить, как минимум, три права налогоплательщика и три обязанности налогоплательщика. Самые легкие и одновременно важные следующие права и обязанности.  

Три права налогоплательщиков:

1) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов

3) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

Три обязанности налогоплательщиков:

1) уплачивать законно установленные налоги

2) встать на учет в налоговых органах

3) представлять налоговые декларации

Сведения о среднесписочной численности

Помимо обязанностей, предусмотренных статьей 23 Налогового кодекса РФ, организации и предприниматели должны ежегодно подавать в налоговые инспекции сведения о среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год. Исключение составляют только предприниматели, которые в прошлом году не привлекали наемных сотрудников, – такие предприниматели могут не отчитываться о среднесписочной численности. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Сведения о среднесписочной численности за предыдущий год нужно представить не позднее 20 января текущего года по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. № ММ-3-25/174. Это правило распространяется и на организации, и на предпринимателей.

Что касается вновь созданных (реорганизованных) организаций, то они подают сведения о среднесписочной численности не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания (реорганизации). Это следует из положений абзаца 3 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ и подтверждено в письме ФНС России от 28 апреля 2010 г. № ШС-17-3/0103. Впервые зарегистрированные предприниматели от такой обязанности освобождены. Они подают сведения о среднесписочной численности исключительно по итогам года (не позднее 20 января). Такой вывод следует из письма Минфина России от 19 июля 2013 г. № 03-02-08/28369.

Рекомендации по подготовке сведений приведены в письме ФНС России от 26 апреля 2007 г. № ЧД-6-25/353. При заполнении формы в показатель «среднесписочная численность» не включайте лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 24 февраля 2011 г. № КЕ-4-3/2964.

Внимание: несвоевременное представление сведений о среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год является правонарушением, за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ размер штрафа составляет 200 руб

за каждый непредставленный документ

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, по заявлению налоговой инспекции за непредставление (несвоевременное представление) сведений о среднесписочной численности сотрудников суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-02-07/1-179.

Информационное сопровождение

Одно из прав налогоплательщика заключается в том, что он может получать бесплатно сведения от уполномоченных органов о действующих тарифах, сборах, а также юридическом регулировании сферы обложения

Важно отметить, что за использование подобной возможности никому не нужно платить. Кроме этого, реализация данного права налогоплательщиков осуществляется по месту их учета в надзорном органе

Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает бесплатное выделение каждому субъекту соответствующего пакета действующих в государстве нормативных актов. В России данная процедура требует определенных бюджетных расходов, в связи с чем не может быть выполнена. Кроме того, проблема состоит и в том, что законодательная база постоянно обновляется, и выдавать каждый раз новый пакет актов нецелесообразно. Тем не менее в каждой инспекции присутствуют информационные стенды. В них разъяснены основные сведения о сборах и налогах, обязанностях и правах плательщиков. Кроме этого, Кодекс требует от уполномоченных инстанций ежеквартально публиковать информацию о местных и региональных отчислениях в бюджет. Данное требование не касается федеральных сборов, поскольку они публикуются в доступных официальных источниках.

Виды налогоплательщиков

Налогоплательщики – юридические и физические лица, которые обязаны выплачивать ту или иную сумму от дохода и собственности на благо государству с определенной периодичностью.

Согласно закону НК РФ классификация налогоплательщиков проходит по нескольким признакам, благодаря чему выделяются такие виды:

Физические лица:

  • Граждане РФ;
  • Имеющие вид на жительство;
  • Иностранцы, проживающие на территории РФ;
  • Частные предприниматели;

Юридические лица;

  • Обычные. Ими могут являться как физические, так и юридические лица имеющие стандартную систему налогообложения;
  • Малые. Предприниматели или фирмы, система налогообложения которых имеет упрощенный вид;
  1. Коммерческие организации;
  2. Некоммерческие организации;
  • Лица, пребывающие на территории РФ перманентно;
  • Лица, пребывающие на территории РФ временно.

Представители налогоплательщика, плательщика сбора

Личное участие налогоплательщиков и сборщиков налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.

Налоговый кодекс предусматривает два вида представительства:

  • законное представительство;
  • уполномоченное представительство.

Законное представительство осуществляется законным представителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным представителем.

Уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сборов) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений.

Уполномоченными представителями не могут быть:

  • должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел;
  • судьи;
  • следователи;
  • прокуроры.

Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Уполномоченный представитель физического лица может осуществлять свои полномочия на основании:

  • нотариально удостоверенной доверенности;
  • доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

показать содержание

Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика

Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.

Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке. Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства

Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ)

Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).

При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:

  • по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
  • неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.

Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.

Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.

Обязанности

Определение их круга имеет существенное значение, поскольку применение мер ответственности будет обусловлено именно нарушением какого-либо предписания, определенного в законодательстве. Вместе с этим осуществление защиты своих интересов и прав основывается на доказательстве отсутствия у налогоплательщика той либо другой обязанности или факта исполнения предписания надлежащим образом. В качестве первого требования выступает, собственно, полное и своевременное отчисление предусмотренных платежей в бюджет. Оно формируется в силу налогового обязательства субъекта. В этой связи указанное требование считается универсальным и распространяется на всех участников соответствующих отношений.

При осуществлении отчислений непосредственно налогоплательщиком, а не агентом, в законе предусмотрены дополнительные требования. Так, субъекты должны сдать платежные документы до наступления срока уплаты соответствующим подразделениям банка для последующего перечисления в бюджет. Прочие обязательства налогоплательщиков можно рассматривать как факультативные, так как они распространяются не на всех субъектов. При этом они направлены на исполнение указанного выше главного требования.

Права налогоплательщиков

Налогоплательщики имеют право:

получать в налоговых инспекциях по месту своего учета бесплатную информацию (в т. ч. письменную) о действующих налогах и сборах, о порядке их расчета, о полномочиях налоговых органов и их сотрудников;

бесплатно получать в налоговых инспекциях действующие формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

получать в Минфине России (региональных и местных финансовых органах) письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;

пользоваться налоговыми льготами, предусмотренными законодательством. Например, льготами по транспортному налогу;

не исполнять требования налоговых инспекций, противоречащие действующему законодательству;

обжаловать акты налоговых инспекций, а также действия (бездействие) их сотрудников;

участвовать в рассмотрении материалов налоговых проверок;

проводить совместную с налоговой инспекцией сверку расчетов по налогам (сборам, пеням, штрафам) и получать акт сверки.

Кроме того, налогоплательщики имеют право:

на своевременный зачет (возврат) излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;

на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами, действиями (бездействием) налоговых инспекций и их сотрудников.

Полный перечень прав налогоплательщиков приведен в статье 21 Налогового кодекса РФ.

Внимание: для ускорения документооборота между организациями и налоговыми инспекциями на официальном сайте ФНС России организован интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика – юридического лица» lk3.nalog.ru)

Подключившись к новому электронному ресурсу, любая организация сможет:

получать актуальную информацию о состоянии расчетов с бюджетом (наличии задолженности, переплате по налогам и принятых решениях по взысканию недоимки или возврату (зачету) переплаты по налогам);

получать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРН;

обмениваться документами при проведении совместных сверок расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам;

составлять и направлять в налоговую инспекцию заявления об уточнении платежей, о зачете (возврате) переплаты по налогам;

направлять в налоговую инспекцию сообщения об открытии и закрытии банковских счетов, об участии в российских и иностранных организациях;

направлять документы для постановки и снятия с учета по местонахождению обособленных подразделений, вносить изменения в сведения об обособленном подразделении;

получать решения налоговой инспекции по заявлениям и запросам, контролировать процесс их исполнения и др.

Полный перечень функций, которые организация может реализовать, воспользовавшись личным кабинетом, приведен в разделе 1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 14 января 2014 г. № ММВ-7-6/8.

Уплата страховых взносов

Налогоплательщики (организации и предприниматели) обязаны уплачивать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 18, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Уплата страховых взносов налоговым законодательством не регулируется.

Права и обязанности плательщиков страховых взносов определены в статье 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Плательщики страховых взносов, в частности, обязаны:

1) правильно и своевременно вести учет выплат, облагаемых страховыми взносами;

2) представлять в Пенсионный фонд РФ и в ФСС России расчеты по страховым взносам (формы РСВ-1 ПФР и 4-ФСС);

3) обеспечивать сохранность документов, подтверждающих расчет и перечисление страховых взносов, в течение шести лет.

Разъяснения по применению Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ уполномочен давать Минтруд России (ч. 5 ст. 1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. № 731, п. 3 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636).

Обязанности налогоплательщиков РФ

Несмотря на достаточно широкий круг прав, законодатель определяет и ряд обязанностей, за невыполнение которых предусмотрена ответственность. Обязанности налогоплательщика включают следующее:

  1. Уплата в установленный законом срок установленных на территории страны налогов и сборов.
  2. Граждане и иные лица должны встать на учет в налоговом органе по месту своего жительства или нахождения.
  3. Если гражданин относится к категории лиц, которые должны вести учет своих доходов или расходов, то он обязан осуществлять такой учет в соответствии с установленным порядком.
  4. В налоговую инспекцию по месту жительства/нахождения, налогоплательщики обязаны в предусмотренный для этого срок представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность.
    Скачать форму декларации
  5. Граждане должны предоставлять в ИФНС все запрашиваемые налоговиками документы, необходимые для правильного и своевременного начисления установленных налогов.
  6. Обязанность по обеспечению сохранности документации, необходимой для исчисления налога, в т. ч. всех документов, содержащих сведения о доходах/расходах лица и размере уплаченного налога (таковые должны храниться не менее 4 лет).
  7. Налогоплательщик должен предоставлять в определенные законодательством сроки необходимую информацию в налоговые органы. В данном случае речь идет об информации, касающейся произошедших изменений, например:
  • о смене лица, которое может без доверенности представлять интересы юр. лица;
  • смене места жительства или нахождения;
  • начале процедуры банкротства;
  • принятии решения о ликвидации или реорганизации юр. лица;
  • создаваемых на территории РФ филиалах и обособленных подразделениях;
  • участии в иностранных юр. лицах и т. д.

Важно помнить, что для каждого конкретного случая устанавливается свой срок уведомления и предусматривается соответствующая ответственность за его нарушение. ***

***

Таким образом, перечень прав и обязанностей налогоплательщиков достаточно объемный. Невыполнение обязательств влечет возможность привлечения к налоговой, административной и даже уголовной ответственности. В случае нарушения прав налогоплательщиков действия должностных лиц налоговых органов можно обжаловать как в судебном порядке (в порядке КАС РФ), так и во внесудебном (вышестоящему должностному лицу ФНС либо прокурору).

Права и обязанности

При любых взаимоотношениях, в том числе и при фискальных, каждая из сторон наделена особыми правами и обязанностями. Так, права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов поименованы в НК РФ.

Например, все права закреплены в , к ним относят:

  1. Право на получение бесплатной информации, бланков отчетности и разъяснений по поводу применения фискального законодательства, порядка составления и предоставления отчетности, консультации по действующим видам и режимам налогообложения.
  2. Право на зачет излишне уплаченных сумм в пользу иных видов налогообложения. Также закреплено право на возврат данных сумм на расчетные счета.
  3. Право на участие в налоговых проверках, защиту своих интересов, в том числе и в судебном порядке.

Ключевые обязанности перечислены в :

  1. Обязанность в своевременной постановке на учет в государственных органах.
  2. Своевременно и в полном объеме уплачивать все обязательные платежи в бюджеты.
  3. Предоставлять налоговую отчетность по унифицированным формам и в установленные сроки.
  4. Вести учет своих доходов и расходов в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.

Отметим, что для налоговых агентов предусмотрены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающий перечень закреплен в .

(по Налоговому кодексу.)

  • Получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны.

Какие обязанности имеются у плательщиков налогов?

Права и обязанности налогоплательщиков РФ должны соблюдаться как самими резидентами, так и разными государственными органами. Имеются у плательщиков сборов многочисленные обязанности. Если они не будут исполняться, то это будет основанием для привлечения их к ответственности. К основным таким обязанностям относится:

  • все налогоплательщики должны состоять на учете в ФНС;
  • они должны самостоятельно рассчитывать и перечислять средства для уплаты разных налогов и сборов, если расчет не проводится работниками налоговой инспекции по разным платежам;
  • своевременно ими отражаются все доходы и расходы, которые появляются во время работы и ведения предпринимательской деятельности;
  • требуется в установленные сроки сдавать в нужное отделение ФНС разные отчеты и иные документы по налогам, страховым взносам или другим платежам, а также подготавливать и представлять бухгалтерские отчеты;
  • юрлица обязаны вести бухучет совместно с налоговым учетом, что в полной мере отразит результаты их деятельности;
  • применять на основании условий законодательства ККТ или БСО;
  • предоставлять работникам ФНС нужные сведения и документы, на основании которых можно убедиться в правильности расчетов налоговых сумм.

Таким образом, основные права и обязанности налогоплательщиков являются действительно многочисленными, причем их нарушение становится основанием для разбирательства любого дела в суде.

Ответственность и защита прав налогоплательщиков

За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:

  • в твердой сумме: 200 000–500 000 рублей;
  • в процентах: 0,2–100 % от конкретных сумм за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК);
  • способы принудительного взыскания налоговых недоимок: ст. 46–48 НК.

Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).

Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).

Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной (ст. 198–199.2 УК РФ) либо административной (), а также дисциплинарной () ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.

Обязанности налогоплательщика

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
  • Налогоплательщик должен предоставлять в определенные законодательством сроки необходимую информацию в налоговые органы. В данном случае речь идет об информации, касающейся произошедших изменений, например:

— о смене лица, которое может без доверенности представлять интересы юр. лица;

— о смене места жительства или нахождения;

— о начале процедуры банкротства;

— о принятии решения о ликвидации или реорганизации юридического  лица;

— о создаваемых на территории РФ филиалах и обособленных подразделениях и др.

Когда иностранная организация в 2016 году вместе с налоговой декларацией передаёт сведения о своих участниках?

В ст 23 НК РФ действующая редакция пункта 3.2 существенно изменена в 2016 году. Это изменение влияет на необходимость предоставления иностранной фирмой сведений о своих участниках в налоговую службу.
Иностранные организации и структуры обязаны платить налоги как со своих доходов, так и с имущества

С 2015 года, помимо обязанности предоставить налоговую декларацию, эти организации, в указанных в НК РФ случаях, передают в налоговый орган также сведения о своих участниках.
Важно разобраться, когда именно сведения об участниках иностранной организации передаются в налоговую службу.
Обязанность передавать данные об участниках иностранной организации введена год назад — с января 2015. Тогда НК РФ был дополнен п 3.2 ст 23 и новым абзацем в п 3 ст 386

Согласно этим нормам иностранная фирма, имеющая имущество, как объект налогообложения, сообщает о своих участниках по состоянию на 31 декабря отчётного налогового периода, если доля прямого или косвенного участия этих участников в организации превышает 5 процентов. Когда физическое лицо или публичная компания участвует в иностранной организации, то нужно раскрыть и порядок такого участия.
Ст 386 и ст 23 НК РФ действующая редакция 2016 года озвучила по-другому. Теперь иностранная организация, имеющаяся недвижимое имущество на праве собственности, облагаемое налогом, обязана сообщить о своих участниках. И видоизмененная норма распространяется на налоговые отношения, начавшиеся с 1 января 2015 г.
Итак, резюмируя сказанное, в 2016 году иностранная организация передает в налоговую службу вместе с декларацией сведения о своих участниках, если она имеет на праве собственности недвижимое имущество, которое облагается налогом, и при этом доля этих участников в компании более 5%.

Когда освобождаются налогоплательщики от ответственности?

Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по результатам проведенной проверки получают граждане или фирмы на основании норм, указанных в ст. 111 НК. Сюда относятся ситуации:

  • Работники отделения ФНС предоставили неграмотную консультацию гражданину относительно статьи, по которой он привлекается как нарушитель.
  • Сотрудники налогового органа выдали неверную информацию, из-за которой налогоплательщик поступил незаконно.

Учитывается, что все сведения, имеющие отношение к уплате разных налогов и сборов, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению.

Права, обязанности и ответственность налоговых органов

Согласно НК РФ налоговые органы вправе:

  • Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
  • Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
  • Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
  • Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
  • Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
  • Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
  • Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
  • Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
  • Правильно исчислять налоги и сборы;
  • Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
  • Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
  • Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
  • Обращаться в судебные инстанции;
  • Лишать предпринимателей лицензии.

Важно: среди обязанностей налоговым органам в первую очередь вменяется неукоснительно соблюдение предписаний законодательных актов, они должны следовать требованиям закона и блюсти права налогоплательщиков.

Также обязанностью налоговиков является:

  • Работа с гражданами по предоставлению разъяснений относительно заполнения отчетной документации, а также актуальной информации;
  • Они обязаны качество и безошибочно внести учет субъектов и соблюдать конфиденциальность.

Важно: в ходе своей неправомерной деятельности или бездействия согласно ст.35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за причиненные убытки налогоплательщикам и субъектам уплачивающим сборы. Все убытки в полном объеме восполняются из федеральной казны, а ответственные за правонарушения лица несут наказание согласно законодательству РФ

Все убытки в полном объеме восполняются из федеральной казны, а ответственные за правонарушения лица несут наказание согласно законодательству РФ.

Комплекс обязанностей налогоплательщиков.

Права и обязанности налоговых агентов

Права у налоговых агентов соответствуют правам выше указанных налогоплательщиков, они также вправе получать разъяснительную информацию, присутствовать на проверках и получать об этом акты, требовать хранение налоговой тайны и не исполнять неправомерных решений.

Налоговые агенты согласно их статусу должны:

  • Отчислять сумы сформированные законом в бюджет;
  • Стать на учет в положенные сроки;
  • Вести отчетность по доходам/расходам, а также по объектам налогообложения;
  • Предоставлять декларации и бумаги, по которым доступно выполнить исчисления;
  • Предъявлять журнал учета доходов/расходов;
  • Направлять в налоговые органы финансовую годовую отчетность;
  • Обеспечивать сохранность требуемой документации в 4летний период.
  • Также они обязаны:
  • Удерживать, начислять и уплачивать в бюджет необходимые сборы;
  • Возвращать излишне удержанные суммы;
  • Уведомлять контролирующие службы о результатах собственной деятельности, то есть информировать органы о невозможности удержания суммы у налогоплательщика или об общей задолженности.

Также налоговый агент должен предоставлять всю документацию, согласно которой проводились расчеты и было выполнено удержание. Налоговый агент – это субъекты, в обязанности которых вменяется исчисление, удержание и перевод сумм в бюджет.

Требования к ним гораздо выше нежели к налогоплательщикам, так как они обладают широкими полномочиями.

Согласно этому налоговый агент будет более жестко наказан за правонарушения в исполнении своих личных обязанностей, чем налогоплательщик, который при неправильном исчислении налогов не несет никакой ответственности.

Информирование налоговой инспекции

Налогоплательщики должны сообщать в налоговую инспекцию:

об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10 процентов, – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-6, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Исключение составляет участие в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью – об этих фактах в инспекции сообщать не нужно. Кроме того, организации освобождены от обязанности информировать инспекции о предстоящей ликвидации или реорганизации;

об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;

об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;

об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:

1) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);

2) в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.

Сообщение нужно представить по форме № С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;

о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия, определенная в порядке, предусмотренном ст. 105.2 НК РФ, превышает 10%);

об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой;

о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом.

Кроме того, в налоговые инспекции должны направлять сведения:

1) налогоплательщики – физические лица – о наличии у них объектов недвижимости и транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество или транспортным налогом. Сообщения можно не подавать:

если из инспекции было получено уведомление об уплате налога;

если налог был уплачен без уведомления;

если инспекция не направляла уведомление в связи с имеющейся у плательщика льготой по уплате налога;

2) иностранные организации, имеющие в России недвижимое имущество, – о своих учредителях (участниках). Иностранные структуры без образования юридического лица обязаны информировать о своих бенефициарах и управляющих. Сведения нужно подавать в налоговую инспекцию по местонахождению объекта недвижимости, а при наличии нескольких объектов – в одну из таких инспекций по выбору иностранной организации (структуры).

Это следует из положений пунктов 2, 2.1, 3.1, 3.2 статьи 23, статьи 6.1, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 20 июля 2010 г. № 3018/10 и письма Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-02-08/12.

Внимание: со 2 мая 2014 года налогоплательщики освобождены от обязанности информировать налоговые инспекции об открытии (закрытии) банковских счетов, в том числе валютных (подп. «б» п. 1, п. 11 ст. 1 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ)

Это правило не распространяется на банковские счета, открытые за рубежом. Об открытии (закрытии) таких счетов организации по-прежнему обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего учета (ч. 2 ст. 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.