Декларации

Алан-э-Дейл       24.04.2022 г.

Право каждого на гражданство

Право на гражданство считается основополагающим правом каждого человека. Его суть заключается в возможности приобрести, изменить и сохранить свою гражданскую принадлежность, при этом принципы международного права не допускают произвольного лишения человека гражданства. Данный пункт закреплен ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, а также рядом других международно-правовых норм.

Право на гражданство в Конституции РФ прописано аналогичным образом. Согласно ст. 6 КРФ, возможность приобрести российское гражданство устанавливается законодательством.

Отметим, что влияние наличия гражданства на объем прав гражданина огромно. Безусловно, фундаментальные права и свободы человека не привязаны к наличию или отсутствию гражданства как такового. Однако наличие гражданства конкретной страны порождает у гражданина не только взаимоотношения со страной, но и наделяет его дополнительным объемом избирательных, трудовых и иных прав и свобод. Объем этих прав меняется (в России – сужается) в случаях, когда лицо приобретает гражданство нескольких государств и становится бипатридом.

Несмотря на то, что любая классификация прав граждан является условной и относительной, среди них правоведы выделяют несколько основных групп. Ниже поговорим о личных, политических, социально-экономических и других категориях прав граждан.

Политические права и свободы

Политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации. В этот блок входят следующие права и свободы: свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; иметь равный доступ к государственной службе; участвовать в отправлении правосудия; направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в их деятельности.

Основу политических прав составляет право граждан на участие в управлении делами государства, которое может осуществляться непосредственно или через представителей. Это право носит обобщающий характер и включает в себя различные механизмы его реализации. Так, например, граждане имеют право избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранными в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в формировании органов государственной власти. Право быть избранным означает возможность личной деятельности в составе государственных органов.

Мирные митинги, шестг ия и пикетирования также являются политически?, и свободами, так как они позволяют гражданам публично выражать свои требования и интересы, осуществлять свободу слова. Реализация этих свобод не безгранична, так как их пределы определяются интересами государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно без оружия и при наличии предварительного уведомления соответствующих органов государственной власти. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

Суд над нацистами и появление современной доктрины прав человека

Тем не менее в это время артикулированной доктрины прав человека еще не было. Всё создавалось на скорую руку, часто от противного — чтобы противопоставить нацистской идеологии хоть что-то. К тому же формулы и постулаты — это одно, а юридическая практика — совсем другое. Ключевую роль в том, что права человека стали превращаться именно в права, сыграли последовавшие за окончанием войны трибуналы, в частности — Нюрнбергский.

1945 год. Нюрнбергский трибунал. Среди подсудимых: Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Карл Дениц, Эрих Редер, Бальдур фон Ширах, Фриц Заукель.

В результате него 12 человек были приговорены к смертной казни, 5 — к длительным тюремным срокам. Он судил обвиняемых в преступлениях против мира, военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Наибольшее влияние на представление о правах человека оказала третья категория — «преступления против человечности». Фактически ее введение было инициировано голой необходимостью — наказать нацистов. В частности, покарать немцев за депортацию, преследование и казни немецких же граждан.

Согласно международным законам войны того времени, то, как государство относится к своим подданным, оставалось вопросом его внутренней юрисдикции. Тем не менее масштаб вынудил трибунал пересмотреть идеи государственного иммунитета. Речь больше не шла об одной Германии и даже об отношениях между несколькими государствами.

Конечно, всё это имело зыбкие юридические основания. Ханна Арендт справедливо заметила, что «не было другого такого преступления, перед рассмотрением которого в Нюрнберге судьи чувствовали бы себя так неуверенно».

Основные характеристики

Как уже было сказано выше, каждый человек имеет свои личные права, которые имеют естественную природу. Просто потому, что он принадлежит человеческому роду. То есть, рождаясь, человек имеет право на жизнь.

Права человека также регулируют его взаимоотношения с властью и государством. В то же время они защищают его от власти и не должны зависеть от их признания государством. Несмотря на то, что главная обязанность государства — это защита человеческих прав. Если государство не признает и не защищает их, то человек может обратиться в организации международного уровня для установления справедливости.

Особенности развития

На различных стадиях своего формирования личные права и свободы РФ призваны были оградить людей от необоснованного вторжения государства в сферу их интересов. Однако с течением времени для реализации этой цели пассивной обязанности власти воздерживаться от вмешательства стало недостаточно. Появилась потребность в содействии осуществлению свобод и прав человека. Это означало, что установка прямых запретов, оберегающих зону собственных интересов и частной жизни от произвольных, юридически не обоснованных попыток ущемления, со стороны власти в том числе, было мало. Необходимы активные действия государства для реализации свобод и прав. Данная позиция стала весьма популярной во 2-й половине ХХ столетия. Свое выражение она нашла, в частности, в принятых решениях Европейского суда.

Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. и апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. устанавливает, что под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

  • убийство членов такой группы;
  • причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
  • меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  • насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Наказуемы следующие деяния:

  1. геноцид;
  2. заговор с целью совершения геноцида.

Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Апартеид — это политика и практика расовой сегрегации и дискриминации. Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. относит к «преступлению апартеида» следующие акты:

  • лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности;
  • умышленное создание для расовой группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее или их полное или частичное физическое уничтожение;
  • любые меры законодательного характера, препятствующие участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны;
  • любые меры, в том числе законодательного характера, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков между членами различных расовых групп, экспроприации земельной собственности;
  • эксплуатация труда членов расовой группы;
  • преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за то, что они выступают против апартеида.

Конвенция о запрещении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. устанавливает, что пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.

Социально-экономические правомочия граждан

Социально-экономические права человека и гражданина, по Конституции РФ, выступают гарантией достойного уровня жизни каждого лица, проживающего в стране. Они имеют огромное значение, так как подразумевают не только право на достойный уровень жизни, но и возможность свободной реализации трудовых усилий, повышение благосостояния, а также создают условия для реализации иных возможных свобод и правомочий человека и гражданина.

Конституция определяет конкретно, какое право граждан РФ можно отнести к социально-экономическим правам и свободам:

  • свободно заниматься предпринимательством или иной экономической деятельностью (ст. 34 КРФ);
  • владеть частной собственностью (ст. 35 КРФ);
  • самостоятельно и свободно распоряжаться своими трудовыми способностями и выбирать род деятельности (ст. 37 КРФ);
  • получать социальное обеспечение при нуждаемости в нем (ст. 39 КРФ);
  • иметь собственное жилье и невозможность его лишения (ст. 40 КРФ);
  • получать бесплатную медицинскую помощь (ст. 41 КРФ);
  • получать образование, в том числе в вузе (ст. 43 КРФ).

Обратим внимание, что многие правомочия из указанного перечня не обладают действенным механизмом реализации. Наиболее яркие примеры – право на жилье и высшее образование

Так как они не подкреплены материальными гарантиями, их реализация не всегда объективно возможна.

Общая характеристика конституционно-правового статуса личности

Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства: высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Данное положение является принципиальной новеллой российского конституционализма: ранее приоритет всегда имели государственные интересы (отождествляемые с общественными).

Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей, в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя, приоритет следует отдавать правам человека. Глава 2 Конституции РФ, содержащая открытый перечень прав и свобод человека и гражданина, как и гл. 1 и 9, является, как отмечалось, «защищенной», «более жесткой» и не может быть изменена Федеральным Собранием РФ.

Важным является то, что основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не октроированными, не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие), а дозаконотворческими и внезаконотворческими.

Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, т. е. являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Государство не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека.

Характеризуя конституционно-правовой статус личности, важно иметь в виду следующее. Если правовой статус – это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности соответствующего субъекта правоотношений, то конституционно-правовой статус личности – это совокупность лишь основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы конституционного права устанавливают основы правового статуса личности

Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют следующие особенности:

  • они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;
  • для них характерна высокая степень обобщения и распространения;
  • в основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве Российской Федерации;
  • они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Принцип равенства

Неравное отношение к людям по определенным признакам является нарушением принципа равноправия

Этот принцип содержится во Всеобщей декларации. Но, к сожалению, его не всегда можно применить в реальной жизни. Так как здесь все зависит от самого человека, контролировать соблюдение этого принципа практически невозможно.

В случае равенства, дискриминация должна отсутствовать в отношении любых лиц и групп лиц. Равенство подразумевает личность, как целое и неделимое, а дискриминация выделяет у человека лишь признак как пол, национальность, цвет кожи.

Ущемление свобод негативно влияет на человека. Так как он больше не воспринимается, как целое. Такой человек может стать покорным исполнителем, поскольку, лишив его уникальной черты, он больше не воспринимается как личность.

Причин для этого может быть много. Порой это интересы более узкого круга, а порой – неприязнь одного человека.

Рассмотрим пример: Давид родился и живет в России. Родители Давида – евреи. Молодому человеку исполнилось 20 лет, и он решил найти работу. Посчастливилось, что ему попалась интересная вакансия – администратор магазина — с хорошей зарплатой.

Давид поехал на собеседование. Зайдя в кабинет, ему задали несколько вопросов и попросили рассказать о себе. Директор, узнав происхождение молодого человека, отказался брать его на работу.

В этой ситуации наглядно видно, как действует дискриминация. В настоящее время, таких случаев становится все больше и с этим нужно бороться. Например, на работу не хотят принимать инвалида, хотя он хорошо себя чувствует, не нуждается в коляске, выглядит как здоровый человек. Причина – директор не хочет терять деньги в случае, если с инвалидом что-то случится.

С неравноправием бороться довольно сложно. Все зависит от самого человека, его убеждений, воспитания, условий жизни. С ранних лет нужно учить детей тому, что все люди равны, независимо от расы, пола, цвета кожи.

Народный суверенитет

Он является фундаментом конституционного государства. Носитель суверенитета – в данном случае народ – состоит из людей, от которых, в итоге, исходит власть. В рамках конституционного строя народ представляет собой демократическое сообщество. Оно сознательно ориентируется на обеспечение защиты индивида как высшей ценности. В этом народ видит свой долг.

Данная ориентация позволяет избегать последствий, к которым может приводить осознанное преувеличение власти государства и коллектива – господство тоталитарной системы. Народ, неспособный перманентно или не желающий признать ценность каждого индивида и действовать соответственно этому положению, не может организовываться в истинно демократическое сообщество даже с применением разных юридических инструментов. Из этого можно сделать вывод, что авторитет государства по природе своей вторичен.

Трудовые права и свободы

Конституционные трудовые права и свободы представляют собой совокупность правовых норм, определяющих конституционно-правовое положение лиц наемного труда и защищающих их от произвола работодателей, представляющих их юридическую возможность защищать свои интересы, свое достоинство.

Согласно Конституции каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При буквальном толковании этого права оно кажется абсолютным, ничем не ограниченным. Но это не так.

Действующее законодательство предусматривает целый ряд ограничений на выбор профессии и рода деятельности (например, в ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» установлен ряд требований к работникам прокуратуры – гражданство, образование, здоровье и др.).

Наличие ограничений вполне оправданно, но хотелось бы, чтобы они носили более конкретный характер и не давали оснований для субъективного подхода при определении «необходимых профессиональных и моральных» и других качеств.

Провозглашая свободу труда, Конституция запрещает принудительный труд (ч. 2 ст. 37). В международных правовых актах принудительным признается труд, который человек не выбрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается в силу выполнения обязанностей военной службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Исходя из многочисленных международно-правовых норм, Конституция РФ (ч. 3 ст. 37) закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Все эти конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение по возможности полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Закон РФ от 19 февраля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г.) «О занятости населения в РФ» предусматривает ряд мер, направленных на защиту от безработицы: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве; бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице и т.д.

Одной из гарантий права на труд является признание Конституцией РФ права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Разрешение индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом РФ.

Право на труд органически связано с правом на отдых, которое также закреплено в Конституции РФ (ч. 5 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируется установленная Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Нарушения социально-экономических прав граждан являются наиболее частой причиной, заставляющей их обращаться в различного рода общественные организации, государственные органы, в том числе и к Уполномоченному по правам человека в РФ. Среди них: невыплаты заработной платы, отказ в восстановлении на работе и возмещении вреда, причиненного работнику на производстве, нарушения при заключении и расторжении трудовых договоров, задержки в выдаче трудовых книжек при увольнении и др.

Помимо задержек заработной платы, невыплат денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работнику на производстве, имеют место и иные нарушения трудовых прав, например невыплата отпускных, выходных пособий, полного расчета при увольнении. Наиболее распространены подобные нарушения на частных предприятиях и на предприятиях со смешанными формами собственности.

Что делать с правами человека?

Согласно доктрине, права человека — универсальны и вневременны. Но доктрина относится к сфере идей. В реальности же права человека не существовали до недавнего времени. Они появились в определенный момент, с определенной целью.

Во время идеологического противостояния и глобального дележа мира нужна была идеологическая платформа, альтернативная коммунизму и нацизму. Этот процесс совпал с развитием международного права, преследовавшего карательные цели. В результате возникла современная система защиты прав человека.

Понимая это, мы можем посмотреть на права человека немного иначе. Мы можем задать инструментальный вопрос — что делать с ними?

Учитывая уровень постсоветской правовой культуры, ответ очень простой.

Лучший ли это из всех возможных языков? Вряд ли.

Эффективен ли он? Есть большие сомнения.

Вопреки бесполезным заявлениям и неповоротливому, часто просто недееспособному аппарату международных мониторинговых организаций, активистских ячеек, аналитических центров и судов, в Сингапуре всё так же вешают, в Саудовской Аравии похищают, в Китае пытают людей.

Всегда есть соблазн отвернуться от прав человека как от риторической масскультурной обертки, за которой скрывается банальная политическая борьба.

Вацлав Гавел преспокойно оправдывал бомбежки Югославии тем, что права человека для НАТО важнее прав государства. В ежегодных отчетах о правах человека США регулярно обвиняет Китай в их нарушении. Китай делает то же самое: собирает примеры нарушения прав человека со стороны США и публикует отчеты о них. И так далее и тому подобное.

Впрочем, если мы заговорили о прагматике, будем последовательны до конца. Права человека — это универсальный язык, который работает хоть как-то. Плохо, с издержками, с избирательной слепотой, которую диктует политическая ситуация. Но работает. Поэтому его можно использовать во благо.

И поэтому этот универсальный язык нужно знать.

Все остальное — активизм, философская нюансировка доктрины, политика, юриспруденция — вопрос техники.

Присоединиться к клубу

Юридические права

Человек имеет возможность отстаивать свои права и свободы, обратившись в органы власти и суд. Для этого в гражданском судопроизводстве прописаны политические, социально-экономические и личные права граждан. Охраной также занимается Уголовно-процессуальный кодекс.

Оказанием правовой, квалифицированной юридической помощи занимается коллегия адвокатов, помощь которых для граждан Российской Федерации предоставляется бесплатно. Задержанный или подозреваемый гражданин может воспользоваться помощью правозащитника (адвоката). Обязательное участие адвокатов предусматривается в делах с несовершеннолетними, слепыми, глухими, немыми и лицами с другими физическими недостатками, которые не смогут сами осуществить свою защиту.

Только суд признаёт обвиняемого виновным, до вынесения решения суда действует презумпция невиновности. А также действует закон: не свидетельствовать против себя и своих близких. И это не может быть причиной привлечения к уголовной ответственности.

Граждане имеют возможность на возмещение ущерба, который причинили незаконные действия должностных лиц или органов государственной власти. Например: незаконное изъятие личных вещей, утрата их, безосновательное ограничение свободы. Возмещение назначается после определения вины судом.

Гражданин имеет право на защиту чести и достоинства, которые по ценности приравниваются к жизни и здоровью. По Гражданскому кодексу, лицо может требовать опровержения неправдивой информации и компенсации от её распространителя (статья 7 Гражданского кодекса).

По Уголовному кодексу, субъект несёт ответственность за оскорбление и заведомо ложную информацию и иные посягательства на честь и достоинство (статьи 129, 130 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Каждый гражданин имеет право на личное жильё, законом установлена неприкосновенность его жилища. Проживание иных лиц, обыск и другие действия с проникновением в частную собственность могут происходить только на основании решения суда.

Законом запрещено журналистам распространять информацию, порочащую граждан. Получение, передача, распространение информации осуществляется только законным способом.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека содержит:

  1. экономические права:

    • право на владение имуществом;
    • право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и др.;
  2. социальные права:
    • право на труд и свободный выбор профессии;
    • право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование;
    • право на вступление в брак и создание семьи;
    • право на защиту материнства и детства;
    • право на отдых и досуг;
    • право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);
    • право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и др.;
  3. культурные права:
    • право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;
    • право на образование;
    • право на участие в культурной жизни;
    • право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит:

  1. гражданские права:

    • право на жизнь;
    • право на неприкосновенность личности;
    • свобода личности;
    • свобода передвижения;
    • равенство перед судом;
    • право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
    • право на безопасность личности;
    • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
    • право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
    • право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
    • право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
  2. политические права:
    • право на участие в управлении своей страной;
    • право на равный доступ к государственной службе в своей стране;
    • право на свободу убеждений и свободное их выражение;
    • право на свободу мирных ассоциаций и собраний и др.

В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Классификация

В Главе 2 Конституции содержится 48 статей. Большинство из них отражает конкретные возможности индивида. Все они представляют собой специфическую систему. Она обладает логической базой и отражает специфику собственно прав и свобод, а также тех областей жизнедеятельности, с которыми они соприкасаются. В соответствии с этим, все категории принято классифицировать на 3 группы. В частности, выделяют социально-экономические, индивидуальные и политические права и свободы. При этом система базовых категорий отличается не только наличием классификации, но и особым порядком расположения. Он установлен Конституцией.

Это обстоятельство имеет не техническое значение. Оно отражает действующую концепцию правового статуса человека, которой придерживается государственная власть. В существующем главном Законе перечень категорий распределяется в соответствии с особой последовательностью. Так, в первую очередь указываются индивидуальные, затем политические и в завершение — социально-экономические свободы и права. Аналогичным образом составлен перечень категорий во Всеобщей декларации. Она принята ГенАссамблеей ООН. В законодательстве России данная структура была впервые воспроизведена в Декларации свобод и прав, которая была утверждена в 1991 году, 22 ноября. Впоследствии она была отражена в Конституции страны. Во всех предыдущих главных Законах структура распределения была несколько другой. В первую очередь закреплялись социально-экономические, далее политические и в заключение — индивидуальные свободы и права. Это указывало на другую систему приоритетов.

Личные права и свободы: понятие

Эти категории представляют собой возможности людей, ограждающие их от нежелательного и незаконного вмешательства в их жизнь, внутренний мир. Они призваны обеспечивать автономию, существование и своеобразие каждого индивида. Органическое содержание личных прав и свобод, их основное назначение заключаются в том, чтобы укрепить приоритет собственных, внутренних ориентиров формирования и развития людей. Эта категория отличается тем, что государство признает ее в конкретной сфере отношений, отданной на усмотрение индивида. Она не может стать объектом притязаний власти. Личные права и свободы граждан считаются атрибутом каждого индивида. Они необходимы для обеспечения защиты пространства частных интересов, гарантии возможности самореализации и самоопределения.

Виды

Основные личные права и свободы закреплены законом. В нем отражены не только главные интересы индивида. Закон достаточно четко характеризует каждую категорию. К главным из них относят права на жизнь и личное достоинство, неприкосновенность, свободу совести. Индивид по закону имеет возможность самостоятельно выбирать свое местожительство, язык общения, передвижение, национальность. Личные права и свободы распространяются на частную жизнь индивида, его жилище. Фактически, данный блок охватывает базовые аспекты, выражает гуманистические принципы любого общества, имеющего демократическую структуру. Законом также установлены политические права и свободы человека.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.